97875

Культура Древнего Рима

Реферат

Культурология и искусствоведение

Хозяйство наука техника Рима. Цивилизация Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации и оказала огромное влияние на развитие средневекового а следовательно и современного мира. Цель работы рассмотреть особенности социального устройства республиканского Рима.

Русский

2015-10-25

103.5 KB

0 чел.

PAGE  3

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

Культура Древнего Рима

Реферат

По дисциплине «Культурология»

  Профессор                                                                  Разработал

                                                                                        студент гр.  Д-113

       __________Быстрова А.Н.                       ___________Емельянов М.В

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2012 год


Оглавление

[0.1]
Введение

[0.2]
1. Основные периоды Римской истории: царский, республиканский, императорский. Устройство Римского общества.

[0.3]
2. Хозяйство, наука, техника Рима.

[0.4] 3. Литература, поэзия драматургия.

[0.5]
4. Искусство, театр.

[0.6]
Заключение

[0.7]
Список литературы


Введение

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.

Основная задача реферата – описать основные особенности древнеримской культуры, показать взаимосвязь с культурой Греции, выделить основные черты сходства и различия.

Цель работы рассмотреть особенности социального устройства республиканского Рима.


1. Основные периоды Римской истории: царский, республиканский, императорский. Устройство Римского общества.

Царский период. С середины II тыс. до н.э. в нижнем течении Тибра в северном Лации (Средняя Италия) расселились латино-сикульскими племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский п-ов из придунайских областей в начале II тыс. до н.э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. В результате объединения нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н.э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость – Рим. Предание приписывает это деяние Ромулу, царевичу из города Альба-Лонга. Первоначально римская городская община состояла из трех племен – рамнов, тициев и луцеров, делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те – на сто родов. Римский род был отцовским с правом взаимного наследования; он мог принять в свой состав чужаков, имел свой религиозный культ, общее место поселения и погребения; его члены носили одно родовое имя, которое восходило к мифическому или реальному предку, и были обязаны оказывать друг другу помощь. Род состоял из больших отцовских семей. Земля находилась в собственности рода – лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Управляли Римом комиции (народные собрания мужчин-воинов), сенат и царь. Участники комиций собирались по куриям. Царь совмещал функции военного предводителя, жреца и судьи; он избирался комициями по рекомендации сената1.

Члены римских родов являлись квиритами – полноправными гражданами (патрициями). Особую категорию составляли клиенты – люди, зависимые от отдельных квиритов и находящиеся под их покровительством. Возможно, клиентами становились обедневшие квириты, вынужденные искать защиты у своих родичей или у членов других родов2.

Республиканский Рим.

Борьба плебеев и патрициев (495–287 до н.э.). Свержение монархии не привело к кардинальным изменениям в государственном устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых центуриатными комициями на один год из числа патрициев претора («впереди идущие»); с середины V в. их стали называть консулами («совещающимися»). Они созывали и руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. Правомочными были только их совместные решения. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию. Помощниками консулов по судебным делам были квесторы, к которым позже перешло заведование казной. Высшим государственным органом осталось народное собрание, которое утверждало законы, объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). В то же время возросла роль сената: ни один закон не вступал в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью; постановления сената становились законами.

Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые в качестве полноценных граждан монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать («оккупировать») землю из «общественного поля»; плебеи требовали также отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н.э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н.э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они удалились из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура – народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения и привлекать их к судебной ответственности. В 486 до н.э. консул Спурий Кассий предложил раздать половину захваченной у герников земли и часть расхищенного патрициями «общественного поля» плебеям и союзным латинским общинам; сенаторы не допустили принятия этого закона; Кассий был обвинен в государственной измене и казнен. В 473 до н.э. народного трибуна Гнея Генуция убили накануне назначенного им суда над обеими консулами. В 471 до н.э. плебеям удалось добиться принятия закона об избрании народных трибунов трибутными комициями (собраниями плебеев по трибам): таким образом патриции лишились возможности влиять на выборы через своих вольноотпущенников. В 457 до н.э. число народных трибунов возросло до десяти. В 456 до н.э. народный трибун Луций Ицилий провел закон о предоставлении плебеям и переселенцам права застройки и возделывания земли на Авентинском холме. В 452 до н.э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради ограничения полномочий патрицианских магистратов; деятельность консулов и народных трибунов на время работы комиссии была приостановлена. В 451–450 до н.э. децемвиры составили законы, которые были выгравированы на медных досках и выставлены на Форуме (законы Двенадцати таблиц): они защищали частную собственность; утверждали суровое долговое право, должника могли продать в рабство и даже казнить, установив при этом предел ростовщического процента 8,33% годовых; определяли юридический статус основных социальных категорий римского общества (патрициев, плебеев, патронов, клиентов, свободных, рабов); запрещали браки плебеев с патрициями. Эти законы не удовлетворили ни плебеев, ни патрициев; злоупотребления децемвиров и их попытка продлить свои полномочия спровоцировали в 449 до н.э. вторую сецессию плебеев (на Священную гору). Децемвирам пришлось отказаться от власти; консулат и трибунат были восстановлены. В том же году консулы Луций Валерий и Марк Гораций провели закон об обязательности для всех граждан, в том числе и для патрициев, решений трибутных комиций (плебисцитов), если они получат одобрение сената. В 447 до н.э. к трибутным комициям перешло право избирать квесторов. В 445 до н.э. по инициативе народного трибуна Гая Канулея был отменен запрет на браки плебеев и патрициев. Рост влияния плебеев выразился и в учреждении должности военных трибунов с консульской властью, которую они имели право занимать. В 444, 433–432, 426–424, 422, 420–414, 408–394, 391–390 и 388–367 до н.э. военные трибуны с консульской властью исполняли вместо консулов обязанности высших должностных лиц Республики; правда до начала IV в. до н.э. на этот пост избирались исключительно патриции, и только в 400 до н.э. его занял плебей Лициний Кальв. В 443 до н.э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, которое было передано новым магистратам – двум цензорам, избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев; постепенно в их ведение перешли составление списка сенаторов, контроль за сбором налогов и надзор за нравами. В 421 до н.э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 до н.э. После десятилетней ожесточенной борьбы с патрициями народные трибуны Лициний Столон и Секстий Латеран одержали в 367 до н.э. решающую победу: был установлен предел выделяемой из «общественного поля» земли (500 югеров = 125 га) и значительно облегчено долговое бремя; реставрировался институт консулов при условии, что один из них обязательно будет плебеем; однако сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам, избираемым из патрициев. Первым консулом-плебеем стал Лициний Столон (366 до н.э.), первым диктатором-плебеем – Марций Рутул (356 до н.э.). С 354 до н.э. плебеи получили возможность влиять на состав сената: теперь он комлектовался из бывших высших магистратов, часть которых уже не принадлежала к патрициям; только они обладали правом вносить предложения и участвовать в их обсуждении. В 350 до н.э. был избран первый цензор из плебеев. В 339 до н.э. закон Публилия закрепил одно из цензорских мест за плебейским сословием. В 337 до н.э. плебеям стала доступна и должность претора. Активизация во второй половине IV в. до н.э. политики выведения колоний малоземельных граждан в разные области Италии позволила частично снять остроту аграрного вопроса. В 326 до н.э. народный трибун Петелий провел закон об упразднении долговой кабалы для римских граждан – отныне они отвечали за долг лишь своим имуществом, но не своим телом. В 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий разрешил гражданам, не имевшим земельной собственности (торговцам и ремесленникам), приписываться не только к городским, но и к сельским трибам, что усилило их влияние в комициях; он также попытался включить в число сенаторов некоторых сыновей вольноотпущенников. В 300 до н.э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров, состав которых ради этого увеличили вдвое. Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н.э., когда после их очередной сецессии (на Яникульский холм) диктатор Квинт Гортензий провел закон, согласно которому решения трибутных комиций получали законную силу и без санкции сената3.

Основой полномочий Октавиана были трибунат и высшая военная власть. В 29 до н. э. он получил почетное прозвище «Август» («Возвеличенный») и был провозглашен принцепсом (первым лицом) сената; отсюда название новой политической системы — принципат. В 24 до н. э. сенат освободил Августа от любых ограничений, накладываемых. Получив в 29 до н. э. цензорские полномочия, Август изгнал из сената республиканцев и сторонников Антония и сократил его состав. Август осуществил военную реформу, завершив длившийся целое столетие процесс создания римской профессиональной армии. Теперь солдаты служили 20-25 лет, получая регулярное жалованье и постоянно находясь в военном лагере без права заводить семью. По выходу в отставку им выдавалось денежное вознаграждение и предоставлялся участок земли. принцип добровольного найма граждан в легионы и провинциалов во вспомогательные соединения, были созданы гвардейские части для охраны Италии, Рима и императора — гвардейцы (преторианцы). Впервые в римской истории были организованы специальные полицейские части — когорты вигилов (стражей) и городские когорты4.


2. Хозяйство, наука, техника Рима.

Памятники латинской научной литературы эпохи Римской республики крайне немногочисленны. В 1 в. до н. э., когда весь Балканский полуостров и страны Малой Азии оказались под властью Рима, резко усилилось греческое культурное влияние. В 88 до н. э. диктатор Сулла вывез в Рим библиотеку афинского собирателя книг Апелликона, в которой был обнаружен свод сочинений Аристотеля. Это стимулировало возрождение интереса к философским и естественнонаучным воззрениям Аристотеля и его школы. Основание первой общественной библиотеки приписывают писателю и государственному деятелю Гаю Асинию Поллиону (37 до н. э.). В последние века империи их в Риме было 28.

Пережив в 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. спад, астрономия и математика, прославившие александрийскую научную школу, в конце 1 в. вновь испытали подъём. К концу 1 в. относится деятельность древнегреческого астронома и математика Менелая Александрийского, проводившего систематические наблюдения небесных светил и написавшего книгу по сферической геометрии и тригонометрии. В знаменитом "Альмагесте" Птолемея (2 в. н. э.) была изложена законченная геоцентрическая система мира. Большой популярностью пользовалась пришедшая с Востока астрология, которой занимались и крупнейшие астрономы. Диофант написал "Арифметику". В 3-4 вв. выделялись Папп Александрийский, который составил "Математический сборник", содержавший сведения о математике предшествующих эпох, а также Теон, отец знаменитой Гипатии, гибель которой в 415 символизировала конец александрийской научной школы. В 5 в. математическая мысль ещё теплилась в Афинах, где жили неоплатоник Прокл, написавший комментарий к "Началам" Евклида, и Евтокий - комментатор Архимеда и Аполлония. В трудах Герона Александрийского (1 в.) изложены достижения античного мира по прикладной механике. Им написаны также сочинения по геометрической оптике, которая получила развитие в работах Птолемея5.

Математика и механика у самих римлян носили узкоприкладной характер и сводились к правилам грубо приближённых вычислений, нужных для практических целей. Римская нумерация (возникла в 5 в. до н. э.) не способствовала развитию арифметики и вынуждала пользоваться счётными досками и камешками (отсюда "калькуляция" - от лат. calculi - камешки). Астрономическая литература на латинском языке крайне скудна и малооригинальна (Гигин, 1 в. до н. э.; Манилий, 1 в. до н. э.; приписываемая Цезарю и не дошедшая до нас поэма "О звёздах", и др.); в Риме получила распространение астрологическая литература (Матерн, 4 в.). В 46 до н. э. Цезарем была проведена реформа календаря.

В области естественных наук у римлян разрабатывались главным образом прикладные дисциплины. Наиболее своеобразные памятники римской научно-технической литературы - сочинения по сельскому хозяйству (Катона Старшего, 2 в. до н. э.; Варрона, 1 в. до н. э.; Колумеллы, 1 в. н. э.: Палладия, 4 в., а также сохранившийся в отрывках трактат о ветеринарном искусстве Гаргилия Марциала ( 3 в.). Большое число трудов римских авторов посвящено архитектуре, строительному делу, гидротехнике, военной технике. В конце 1 в. до н. э. Витрувий написал "Десять книг об архитектуре". Описание римских водопроводов содержится в сочинениях землемера и гидротехника 1 в. н. э. Секста Юлия Фронтина. В "Записках о Галльской войне" Цезаря дано детальное описание свайного моста, построенного по его приказу при переходе через Рейн. Потребности военного дела, а также основание новых колоний и раздача земельных наделов обусловили появление работ римских агрименсоров (землемеров). Богатый военно-технический опыт римлян отражён в сочинениях писателя Вегеция (конец 4 в.), в котором были изложены многие технические вопросы, связанные с разбивкой лагерей, строительством крепостей и т.д.

Описательное естествознание в эпоху поздней античности развивалось неравномерно. Ни один из трудов по зоологии не вносил существенно нового по сравнению с "Историей животных" Аристотеля, зато ботаника, являвшаяся основой фармакологии, обнаружила значительный прогресс. Наибольшей славой в древности и в средние века пользовалось ботанико-фармакологическое сочинение Диоскорида из Киликии, в котором описано 600 лекарственных растений. Успехов достигла медицина - Асклепиад из Вифинии (1 в.), Соран Эфесский (2 в.), Архиген Сирийский (2 в.), Орибасий Пергамский (4 в.) и др. Достижения античной медицины синтезированы в трудах Галена, который был не только врачом-практиком, но и величайшим анатомом и физиологом. Из латинских сочинений по медицине до нас дошла небольшая книга Авла Корнелия Цельса (1 в.), написанная на основе греческого труда. В книге Цензорина "О дне рождения" (3 в.) эмбриологический материал переплетается с астрологическими данными; фармакологическое сочинение Скрибония Ларга (1-я половина 1 в.) "Compositiones" содержит первое в истории упоминание о приготовлении опиума.

Представителями естествознания в широком смысле слова были Сенека и Плиний Старший. До нас дошли 7 книг "Естественнонаучных вопросов" Сенеки, в которых обсуждались метеорологические и другие явления природы (например, землетрясения); эти книги мало оригинальны, но по каждому вопросу сообщают мнения более древних авторов. Грандиозной коллекцией раритетов и занимательных сведений является "Естественная история" Плиния - капитальный труд в 37 книгах, значительная часть которых посвящена описанию животного мира разных стран.

Характерные черты римской науки - изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме (поэмы Лукреция и Манилия, "Георгики" Вергилия, астрономические и географические поэмы Авиена, поэмы о рыболовстве и охоте Марка Аврелия Немезиана), а также любовь к энциклопедиям. Большой славой пользовалось не дошедшее до нас сочинение в 9 книгах "Disciplinae" Варрона, охватывавшее грамматику, логику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, медицину и архитектуру. Аналогичная энциклопедия была составлена в следующем веке Цельсом. Энциклопедический характер носят поэма "О природе вещей" Лукреция, в которой автор, исходя из атомистического учения Эпикура, освещал вопросы естествознания, а также "Естественная история" Плиния Старшего. Последним римским учёным можно считать Боэция. Его произведения принадлежали к тем передаточным звеньям, благодаря которым элементы античной учёности стали известны в период раннего средневековья6.

Территориальный рост Римского государства в 3-1 вв. до н. э. способствовал расширению географических знаний. Самое значительное географическое сочинение - "География" Страбона (на греч. языке), содержащая исчерпывающую сводку сведений о всех известных тогда странах и народах. В отличие от неё "География" Птолемея (2 в. н. э.) была посвящена в основном методам научного картографирования; к книге были приложены 27 карт, в совокупности изображавших все известные тогда части земного шара - от Канарских островов до Китая. Во времена императора Августа изготовлена большая географическая карта мира, которая была выставлена для всеобщего обозрения в портике Октавии в Риме. Первым географическим сочинением на латинском языке была книга Помпония Мелы (1 в. н. э.), представлявшая собой краткое изложение данных, заимствованных в основном из трудов греческих авторов. Много географических и этнографических сведений содержится в "Записках" Цезаря, в трудах нумидийского царя Юбы II, взятого в плен Цезарем и получившего образование в Риме, в "Естественной истории" Плиния Старшего, а также в исторических сочинениях Тацита, Аммиана Марцеллина и др.. Поэт Авиен (4 в.) описал берега Средиземного, Каспийского и Чёрного морей и составил латинский пересказ поэмы греческого географа Дионисия Периегета (1 в.).

3. Литература, поэзия драматургия.

Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием «Энеиды» - эпической поэмы о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа. Как «Илиада» - идеологическое осмысление единства греческой нации, так «Энеида» - это осознание единства Рима с Италией. Однако именно в «Энеиде» впервые чистой нотой зазвучал подлинный национальный патриотизм.

Поэты лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков, возрождение семьи и нравственности (33, 348), любовные элегии расценивались как кощунство - остаток жизни Овидий провел в ссылке.

Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматургии Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а такое преобладание обыденного утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земным приключениям и любовным переживаниям («Дафнис и Хлоя*’ Лонга). Заметная деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживания ее героев - это страдания собственника, лишенного собственности.

Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиака, Апулея, Петрония).

Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось зклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимость.

Но материализм Лукреция и субъективизм объединяла борьба против фатализма, понятия рока, т. е. против объективного идеализма. Между тем в обществе преобладала тенденция к объективному идеализму, как преобладало по численности население, жизнь которого не зависела от него самого, а зачастую не принадлежало человеку и собственное тело. Оправдание (и даже похвалу) собственного бессилия и вынужденного аскетизма римляне находили в стоицизме, сторонниками которого были крупнейшие римские философы вместе с Сенекой, и император Марк Аврелий. Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря Брут, энциклопедист Варрон, представители высших слоев.


4. Искусство, театр.

Искусство Древнего Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские  мастера продолжали  традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся  и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллинов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской,  уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с  исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастер, в отличие от греческого, видевший реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую  дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к обрядовым играм, богатым карнавальными элементами, а также к сельским праздникам сбора урожая. К народной драме восходит и мим. Как и в Греции, мим воспроизводил сценки из народного быта, а иногда пародировал мифы, выводя в шутовском виде богов и героев.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые игры, что и в Древней Греции. Но дальше слабых зачатков драмы развитие народного театра не пошло. Это объясняется консервативным укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось самостоятельной мифологии, которая в Греции послужила "почвой и арсеналом" искусства, в том числе драмы. Пантеон Древнегреческих богов претерпел изменения имен, оставшись по сути прежними. Так, например,

Зевс стал Юпитером, его супруга Гера стала Юноной,  полубог Геркулес – Гераклом, Гермес – Меркурием, Афродита – Венерой, Афина – Минервой.  

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и перевели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.

После победного окончания первой Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до  н.э., было решено устроить драматическое представление.

Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I в. до н.э.; сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах:  сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.

Играли в постановках артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими актерами занимали гораздо более низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н.э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно - в 130 г. до н.э. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях – когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества.

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два каменных театр: театр Бальба и театр Марцелла.


Заключение

Как огромное Римское государство состояло из многих разнородных частей, еще механически связанных между собой и не слившихся в органическое целое, так и римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал - этрусского, исконно римского, италийского и греческого. Составной характер римской культуры объясняет эклектизм многих ее сторон.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рассматривая римскую культуру, можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.


Список литературы

1. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г., — М.: Высшая школа, 2000.-468с.

2. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г., М. — М.: Мысль, 2001.-319с.

3. Дмитриева Н. А Краткая история искусств, М.: Искусство, 2002.-492с.

4. Лурье С. А История Рима. — СПб: Санкт-Петербургского университета, 2002.-523с.

5. Любимов Л. Искусство древнего мира. — М.: Просвещение, 2000.-368с.

6. Моммзен Т. История Рима. — СПб: Дельта, 2002.-420с.

1 Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г., М. — М.: Мысль, 2001.-с.43

2 История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г., — М.: Высшая школа, 2000.-с.76

3 История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г., — М.: Высшая школа, 2000.- с.81

4 История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г., — М.: Высшая школа, 2000.-с.102

5 Любимов Л. Искусство древнего мира. — М.: Просвещение, 2000.-с.85

6 Любимов Л. Искусство древнего мира. — М.: Просвещение, 2000.-с.109


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8014. Аттестация педагогических кадров 45.5 KB
  Аттестация педагогических кадров Профессионализм педагога - решающий фактор обеспечения качества образования. АПК стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда. Готов ли сегодняшний учитель раб...
8015. Управление современной школой 37.5 KB
  Управление современной школой Управление школой - научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного и...
8016. Психология компьютерных игр 16.94 KB
  Психология компьютерных игр. Понятие игры в современной психологии. Классификация компьютерных игр. Психологические особенности компьютерных игр. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности. Шиллер. Игра связана с духовной сущность...
8017. Завантаження операційної системи (ОС) 1.58 MB
  Тема роботи: Завантаження операційної системи (ОС) Мета роботи: Вивчити механізм завантаження операційної системи Windows, можливі варіанти завантаження ОС. Тип комп’ютера Настільній ПК Ім’я комп’ютера 51f1ddfeb154437. Ім’я робоч...
8018. Файл boot.ini. Системне програмування 828 KB
  Тема роботи: Файл boot.ini Мета роботи: Вивчити структуру файлу boot.ini, призначення його параметрів, навчитись редагувати даний файл Характеристика робочого місця (заповнюється обовязково): Тип компютера Настільній ПК Ім’я комп
8019. Вибір типу СРС для перевезення насипних вантажів 44.5 KB
  Вибір типу СРС для перевезення насипних вантажів Мета роботи: Розрахувати, який об’єм вантажу (згідно таблиці 1) може бути перевезено у автомобілі-самоскиді (згідно таблиці 2) Вхідні данні: Характеристики основних насипних вантажів...
8020. Дослідження конструкцій оптичних кабелів і волокон 695.5 KB
  Дослідження конструкцій оптичних кабелів і волокон. Мета роботи Вивчення конструкцій оптичних кабелів зв`язку і оптичних волокон, ознайомлення з властивостями кабельних матеріаліів. Конструкції і принципи роботи оптичних волокон..
8021. Відновлення неперервного сигналу за його відліками рядом Котельникова 305 KB
  Відновлення неперервного сигналу за його відліками рядом Котельникова Хід роботи 1. З папки D:BORLANDC запустити файл start.bat. 2. На екрані з’явиться робочий простір середовища bcv.3.1. Відкрит...
8022. Створення плану проекту 48 KB
  Створення плану проекту Цілі: Описати етапне планування життєвого циклу мережі. Створити контрольну таблицю з результатами етапу планування життєвого циклу мережі. Основна інформація /відомості для підготовки: FilmCompany - це невелика зростаюч...