97880

Философия творчества

Реферат

Логика и философия

Главный вопрос философии творчества довольно банален: «Что такое творчество?» Творческий процесс как сотворение чего-то нового – это авторское вдохновение, процесс бессознательного акта, воплощение в творческой деятельности. Творчество, анализируется как целостная деятельность проявления себя. Важным является процесс и личность.

Русский

2015-10-25

67.5 KB

3 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

Реферат

по дисциплине «Философия»

Философия творчества

Проверил д.ф-с.н., профессор                                                Выполнила студентка гр. МО-111

 Быстрова А.Н.                                                                                             Жаворонкина А.А

          (дата проверки)                                                               (дата сдачи на проверку)

Краткая рецензия:

(запись о допуске к защите)

(оценка по результатам защиты)                                           (подписи преподавателей)

2013 год

Содержание

Введение

     Главный вопрос философии творчества довольно банален: «Что такое творчество?» Творческий процесс как сотворение чего-то нового – это авторское вдохновение, процесс бессознательного акта, воплощение в творческой деятельности. Творчество, анализируется как целостная деятельность проявления себя. Важным является процесс и личность. Человек находит себя в творческой деятельности. С помощью творческого акта человек выходит за рамки обычного бытия. Откуда текст?

      Творческая личность (субъект творчества)- человек с не стандартным мышление, неординарным пониманием мира, индивидуальным подходом. Человек накапливает содержание, которое нуждается в определенном выражении, трансляции другому человеку, социуму, миру в целом. Откуда текст?

Направленность и выразительность самая субъективная часть сознания творческой личности. Что движет человеком, когда он проявляет идею или самого себя в определенной художественной форме? «В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом». Иоганн Гете Откуда текст?

 

Смысл творчества

Как известно, творчество  подробно исследованно русским философом Н.А. Бердяевым в его работе «Смысл творчества». Он замечает, что в Евангелии нет ни одного слова о творчестве. Если бы возможные пути творчества были указаны в Священном писании, то творчество превратилось бы в послушание, то есть не являлось творчеством как таковым. Тайна творчества наделена определенной сакральностью. «И Бог ждет от человека антропологического откровения творчества, сокрыв от человека во имя богоподобной свободы его пути творчества и оправдание творчества»1.

В процессе творчества человек выявляет в себе образ и подобие Божье, показывает вложенную в него божественную силу. По словам Н.А. Бердяева, так высока и прекрасна божественная идея человека, что творческая свобода, свободная мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке, как печать его богоподобия2.

Н.А. Бердяев подвергает критики современную ему науку о познании – гносеологию. Он убежден, что критическая гносеология усиливает культурный и творческий кризис, и так же антагонизм между культурой и творчеством. По его словам критическая гносеология доказывает и оправдывает любые виды творчества дифференцированной культуры, но благодаря этому не раскрывает, а наоборот закрывает творческую природу человека. Творческий акт становится для него оторванным от первичного бытия и выносится во вторичную сферу сознания. «Творчество обращено к иной стороне двойственной природы человека и из иной стороны рождается. Творчество в немецкой философии оказывается не раскрытием природы человека, а прикрытием ее»3.

Н.А. Бердяев считал, что творчество трагично по своей натуре. Цель творческого порыва – достижение отчуждения, восхождение в быту. Любому творческому акту свойственна безусловная прибыль, развитие. Товар бытия, происходящий в нем развитие, достигнутая прибыль без всякой убыли говорит о создателе и творчестве. Он дает нам понять, что творчество в мире может быть только потому, что мы выступаем в качестве творцов. Человек должен сделать более ценной саму божественную жизнь. Творческий акт является свойством человека как выражение свободной и самостоятельной мощи. Творчество человека отдаленно напоминает творчеству Бога. Именно отдаленно, не равно, не тождественно, но лишь подобно. Из его слов можно сделать вывод, что человек существо конечное и поэтому не может иметь в распоряжении абсолютную мощь. В своем творчестве человек находится в неразрывной связи с другими людьми,  миром в целом, но он не является властным. Для Н.А. Бердяева Познание творческой эпохи – активное, не пассивное, оно предполагает возникновение творческого напряжения, которое и раскрывает творчество. Творческие порывы нового человека могут выступать в качестве возникновения нового бытия и нового познания.

Н.А. Бердяев отмечает, что творчество неотделимо от свободы, поскольку лишь свободный может творить. Следовательно, по его словам  любое творчество производно от свободы. В тоже время творчество не поддается объяснению, т.к. творчество – тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. «Творец может быть демоничен, и демонизм его может отпечатлеться на его творении. Но не может быть демонично великое творение, творческая ценность и породивший ее творческий экстаз. Я думаю, что в природе Леонардо да Винчи был демонический яд. Но в творческом акте сгорел демонизм Леонардо, претворился в иное, в свободное от «мира» бытие. В Джиоконде, в Вакхе, в Иоанне Крестителе просвечивает демонизм леонардовской природы. Но обречены ли сгореть в адском огне великие творения леонардовского гения? Нет, в этих творениях уже сгорело зло леонардовской природы, и демонизм его претворился в иное бытие, пройдя через творческий экстаз гения. В Джиоконде есть вечная красота, которая войдет в вечную божественную жизнь. Творческая жизнь есть жизнь вечная, а не тленная»4.

По словам Бердяева, творчество противоположно, с одной стороны, совершенству человека, с другой – совершенству культуры. Получается лишь творческая религиозная эпоха, как считает философ, выйдет из тисков личного совершенства и совершенства ценностей культуры.

Заключение

Таким образом, творчество может быть изображено с точки зрения творческого процесса и творческой личности. Творческий процесс представляет собой творение и выражение нового. Творческая личность характеризуется индивидуальным отношением к времени, социуму, миру, особенный подход, который дает возможность совершить переворот в определенном жизненном бытие и делает, допустимым и необходимым творческий акт.

Н.А. Бердяев один из представителей русской философии. Его суть – «познания смысла бытия через субъект». А главная проблемы была у философии Бердяева – человеческий смысл существования и смысл бытия в целом.

Понятие «личности» Бердяевым подразумевает уникальность, неповторимость. История человечества представляется в виде хода развития личного начала человека, а сам он достигает наслаждение с Богом в творческом акте, установленном на достижение наивысших божественных ценностей.

Список использованной литературы

  1.  Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.
  2.  Губин В.Д. «Культура» и «природа» в феномене творчества // Философия и история культуры. М., 1985.
  3.  Степун  Ф. А. Жизнь и творчество. М., 2009.
  4.  Энгельмейер П. К. Теория творчества. М., 2010.

1 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, Стр.112.

2 Там же. Стр. 113

3 Там же. стр. 127.

4 Там же, стр. 167

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66285. Органічні сполуки. Вуглеводи. Ліпіди 68.5 KB
  Вуглеводи. Вуглеводи їх будова і властивості. Майже всю суху речовину клітини складають білки вуглеводи ліпіди нуклеїнові кислоти. Складні вуглеводи моносахариди.
66286. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Гигиена питания 74 KB
  – Каким же горючим человек заправляет свой организм Чем вы питаетесь На какие две группы можно разделить всю пишу У меня в руках что морковь Это растительная или животная пища Что такое растительная пища Дайте определение.
66287. Народні свята весняного циклу. Дослідження змісту свят 283 KB
  Мета: збагатити знання дітей про народні свята весняного циклу; дослідити зміст цих свят; розвивати дослідницькі вміння, зв’язне мовлення, творчі здібності, вміння співпрацювати у групах; виховувати почуття любові і поваги до традицій українського народу, природи рідного краю.
66290. Білки. Ферменти 262 KB
  Мета: вивчити особливості будови білків і умов їх функціонування; розвивати основні поняття теми. Визначити функції білків; їх будову; механізм дії і властивості ферментів.