97880

Философия творчества

Реферат

Логика и философия

Главный вопрос философии творчества довольно банален: «Что такое творчество?» Творческий процесс как сотворение чего-то нового – это авторское вдохновение, процесс бессознательного акта, воплощение в творческой деятельности. Творчество, анализируется как целостная деятельность проявления себя. Важным является процесс и личность.

Русский

2015-10-25

67.5 KB

2 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

Реферат

по дисциплине «Философия»

Философия творчества

Проверил д.ф-с.н., профессор                                                Выполнила студентка гр. МО-111

 Быстрова А.Н.                                                                                             Жаворонкина А.А

          (дата проверки)                                                               (дата сдачи на проверку)

Краткая рецензия:

(запись о допуске к защите)

(оценка по результатам защиты)                                           (подписи преподавателей)

2013 год

Содержание

Введение

     Главный вопрос философии творчества довольно банален: «Что такое творчество?» Творческий процесс как сотворение чего-то нового – это авторское вдохновение, процесс бессознательного акта, воплощение в творческой деятельности. Творчество, анализируется как целостная деятельность проявления себя. Важным является процесс и личность. Человек находит себя в творческой деятельности. С помощью творческого акта человек выходит за рамки обычного бытия. Откуда текст?

      Творческая личность (субъект творчества)- человек с не стандартным мышление, неординарным пониманием мира, индивидуальным подходом. Человек накапливает содержание, которое нуждается в определенном выражении, трансляции другому человеку, социуму, миру в целом. Откуда текст?

Направленность и выразительность самая субъективная часть сознания творческой личности. Что движет человеком, когда он проявляет идею или самого себя в определенной художественной форме? «В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом». Иоганн Гете Откуда текст?

 

Смысл творчества

Как известно, творчество  подробно исследованно русским философом Н.А. Бердяевым в его работе «Смысл творчества». Он замечает, что в Евангелии нет ни одного слова о творчестве. Если бы возможные пути творчества были указаны в Священном писании, то творчество превратилось бы в послушание, то есть не являлось творчеством как таковым. Тайна творчества наделена определенной сакральностью. «И Бог ждет от человека антропологического откровения творчества, сокрыв от человека во имя богоподобной свободы его пути творчества и оправдание творчества»1.

В процессе творчества человек выявляет в себе образ и подобие Божье, показывает вложенную в него божественную силу. По словам Н.А. Бердяева, так высока и прекрасна божественная идея человека, что творческая свобода, свободная мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке, как печать его богоподобия2.

Н.А. Бердяев подвергает критики современную ему науку о познании – гносеологию. Он убежден, что критическая гносеология усиливает культурный и творческий кризис, и так же антагонизм между культурой и творчеством. По его словам критическая гносеология доказывает и оправдывает любые виды творчества дифференцированной культуры, но благодаря этому не раскрывает, а наоборот закрывает творческую природу человека. Творческий акт становится для него оторванным от первичного бытия и выносится во вторичную сферу сознания. «Творчество обращено к иной стороне двойственной природы человека и из иной стороны рождается. Творчество в немецкой философии оказывается не раскрытием природы человека, а прикрытием ее»3.

Н.А. Бердяев считал, что творчество трагично по своей натуре. Цель творческого порыва – достижение отчуждения, восхождение в быту. Любому творческому акту свойственна безусловная прибыль, развитие. Товар бытия, происходящий в нем развитие, достигнутая прибыль без всякой убыли говорит о создателе и творчестве. Он дает нам понять, что творчество в мире может быть только потому, что мы выступаем в качестве творцов. Человек должен сделать более ценной саму божественную жизнь. Творческий акт является свойством человека как выражение свободной и самостоятельной мощи. Творчество человека отдаленно напоминает творчеству Бога. Именно отдаленно, не равно, не тождественно, но лишь подобно. Из его слов можно сделать вывод, что человек существо конечное и поэтому не может иметь в распоряжении абсолютную мощь. В своем творчестве человек находится в неразрывной связи с другими людьми,  миром в целом, но он не является властным. Для Н.А. Бердяева Познание творческой эпохи – активное, не пассивное, оно предполагает возникновение творческого напряжения, которое и раскрывает творчество. Творческие порывы нового человека могут выступать в качестве возникновения нового бытия и нового познания.

Н.А. Бердяев отмечает, что творчество неотделимо от свободы, поскольку лишь свободный может творить. Следовательно, по его словам  любое творчество производно от свободы. В тоже время творчество не поддается объяснению, т.к. творчество – тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. «Творец может быть демоничен, и демонизм его может отпечатлеться на его творении. Но не может быть демонично великое творение, творческая ценность и породивший ее творческий экстаз. Я думаю, что в природе Леонардо да Винчи был демонический яд. Но в творческом акте сгорел демонизм Леонардо, претворился в иное, в свободное от «мира» бытие. В Джиоконде, в Вакхе, в Иоанне Крестителе просвечивает демонизм леонардовской природы. Но обречены ли сгореть в адском огне великие творения леонардовского гения? Нет, в этих творениях уже сгорело зло леонардовской природы, и демонизм его претворился в иное бытие, пройдя через творческий экстаз гения. В Джиоконде есть вечная красота, которая войдет в вечную божественную жизнь. Творческая жизнь есть жизнь вечная, а не тленная»4.

По словам Бердяева, творчество противоположно, с одной стороны, совершенству человека, с другой – совершенству культуры. Получается лишь творческая религиозная эпоха, как считает философ, выйдет из тисков личного совершенства и совершенства ценностей культуры.

Заключение

Таким образом, творчество может быть изображено с точки зрения творческого процесса и творческой личности. Творческий процесс представляет собой творение и выражение нового. Творческая личность характеризуется индивидуальным отношением к времени, социуму, миру, особенный подход, который дает возможность совершить переворот в определенном жизненном бытие и делает, допустимым и необходимым творческий акт.

Н.А. Бердяев один из представителей русской философии. Его суть – «познания смысла бытия через субъект». А главная проблемы была у философии Бердяева – человеческий смысл существования и смысл бытия в целом.

Понятие «личности» Бердяевым подразумевает уникальность, неповторимость. История человечества представляется в виде хода развития личного начала человека, а сам он достигает наслаждение с Богом в творческом акте, установленном на достижение наивысших божественных ценностей.

Список использованной литературы

  1.  Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.
  2.  Губин В.Д. «Культура» и «природа» в феномене творчества // Философия и история культуры. М., 1985.
  3.  Степун  Ф. А. Жизнь и творчество. М., 2009.
  4.  Энгельмейер П. К. Теория творчества. М., 2010.

1 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, Стр.112.

2 Там же. Стр. 113

3 Там же. стр. 127.

4 Там же, стр. 167

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7782. Педагогические взгляды Древней Греции 36.5 KB
  Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...
7783. Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского 30 KB
  Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении...
7784. Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков 39.5 KB
  Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков Дьюи. Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи - формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи и его послед...
7785. История педагогики как наука 30 KB
  История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе...
7786. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания 28 KB
  К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы...
7787. Антон Семенович Макаренко 32 KB
  Макаренко Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, ч...
7788. Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века 43.5 KB
  Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века Герцен. Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждени...
7789. Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. 32 KB
  Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В.И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверж...
7790. Педагогическая система Ушинского 28 KB
  Педагогическая система Ушинского В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. В статье ...