97886

О БУДДИЗМЕ

Реферат

Религиоведение и мифология

Значение религии в жизни общества трудно переоценить, потому что она играет важную роль в политике, культуре. Религия может объединять и разъединять людей, а также быть утешением. Значительное количество работ рассматриваемых авторов посвящено теоретическим исследованиям. Поэтому особенности этой темы рассмотрены недостаточно.

Русский

2015-10-25

242 KB

0 чел.

            Федеральное агентство железнодорожного транспорта

        Сибирский государственный университет путей сообщения

                                          Кафедра «Философия»

 

                                                О БУДДИЗМЕ

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                      Разработал

                                                                                                ст. гр. У-211

А.Н. Быстрова                                                                       Жетыгелденова А.Н.

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА1. От мифов к философии ……………………………………….

ГЛАВА 2.Стороны ………………………………………………………

   2.1 Учение………………………………………………………

   2.2.Будда………………………………………………………..

             2.3. Путь Просветления……………………………………….

Введение.

Значение религии в жизни общества трудно переоценить, потому что она играет важную роль в политике, культуре. Религия может объединять и разъединять людей, а также быть утешением.

Значительное количество работ рассматриваемых авторов посвящено теоретическим исследованиям. Поэтому особенности этой темы рассмотрены недостаточно.

Отправной точкой будет Индия – страна, где появился Буддизм. Будет попытка изложить  его основные принципы словами людей, посвятивших долгие годы на изучение данной религии.

ГЛАВА1.От мифов к философии.

      Индия – удивительная страна. Её обороняют самые высокие в мире снежные горы, питают могучие реки, украшают  бесплодные пустыни и тропические леса, изобилующие млекопитающими, птицами, змеями … Благодаря этому природному богатству появилось множество гимнов, придуманных мудрецами (веды), возник огромный мир мифов.

Возможно поэтому у исследователей часто возникают сложности в разделении сведений на исторические факты и вымысел.

Но не вызывает сомнений, что с северо-запада пришли арьи. В их языке имелись отличные термины и образы, свидетельствовавшие нам о том, что у них уже был сложен определенный уровень знаний об окружающем мире.

Арьи почитали корову, которая их питала, коня – защитника от нападений, имели свой пантеон богов.

По мнению А.И. Немировского, когда пришли арьи, с устроенной системой сословий, Харрапская цивилизация в долине Инда уже находилась в упадке и обитатели городов по неизвестной причине покинули свои жилища.

По версии Монороджона Роя, иерархия прослоек сложилась постепенно, уже в новом месте. Арьи покорили Индию, сделали рабами местных жителей, назвав их шудрами. Жизнь усложнилась. Выделявшиеся знаниями и просвещенностью семьи стали жреческими, доблестные семьи – кшатриями, трудящиеся семьи – вайшьями.

Сложилась религия – Брахманизм.

Шло время. Люди стали постоянно совершать обряды формально.

«Мертвая пустыня формальных обрядов поглощает все соки жизни» [1]

Появляется в среде мудрецов – отшельников, доступное лишь избранным учение – упанишады.

__________________________________________________________________

1.Рой М. История индийской философии: М,1958-с.31

ГЛАВА 2.Стороны.

2.1 Учение.

Во второй половине пятого века до н. э. возникло ещё одно религиозно – философское учение, вступившее в борьбу с ведийским религиозно – мифологическим мышлением.

«Пусть некто месяц за месяцем тысячекратно в течение ста лет совершает жертвоприношения, и пусть другой воздаст честь - хотя бы на одно мгновение, - совершенствующему себя. Поистине, такое почитание лучше столетних жертвоприношений».

«Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов».[2]

Это учение связано с Сиддхартхой Гаутамой, который понял, что метафизика в мышлении является недостаточным условием для дальнейшей нравственной жизни народа, что плохие поступки невозможно искупить лишь совершением обряда жертвоприношения. Он осознал, что кастовые перегородки и суждение о человеке по происхождению не способствуют выживанию.

Пришло время перейти от сверхъестественного к естественному. Пришло время Буддизма.

Отправная точка – жизнь, как страдание. Исполнение желаний - причина возникновения новых желаний, а значит и стремление жить. Чтобы избавиться от бесконечных перерождений, нужно заниматься моральным самосовершенствованием.

Буддизм – религия, поставившая человека над богами, которые обречены на вымирание. Достигнуть нирваны они могли лишь родившись людьми.

Хоть буддизм не был государственной религией он пользовался популярностью. Сохранилось множество памятников. Например, до наших дней сохранились ступы – сооружения, хранилища реликвий.

__________________________________________________________________

2.Дхаммапада

2.2.Будда

Возникает вопрос, кто такой Будда?

Будда – это не имя, а титул, данный «просветленному», «знающему» Сиддхартхе Гаутаме. Известно, что он происходил из аристократической семьи. Имя его отца – Шуддходана, матери – Майя, что женился двоюродной сестре, у него родился сын. Он не учился в школе, но владел военным искусством. Казалось, не нуждался ни в чем, но возник духовный кризис.

По легенде, увидев на улице немощного старика, больного, умершего, человека, просящего подаяния, у него внезапно появилось много вопросов. Он начал сомневаться во всём.

И вот, однажды ночью Сиддхартха покинул дом, чтобы найти ответы на вопросы. Шесть лет вел аскетический образ жизни. Осознав, что таким путём истину не найти – отказался от него. Долго скитался. Затем, через определенное время, расположившись в тени дерева,  достиг Просветления и стал Буддой.

Это послужило началом его миссии. Будда стал проповедовать своё открытие. Со временем вокруг него образовалось духовное общество. Когда он умер, его оплакивали тысячи последователей.

Сангхаракшита различает просветленного как историческую личность—    Будду и абстрактное начало Просветления — Буддовость. Историческая личность, достигшая Просветления - рупакая, т.е. «тело образа» (рупа — «образ», кая — «тело» или «личность»). Просветление как начало, независимое от личности, его осуществившей - дхармакая — «тело истины» или «тело реальности».

Во время земной жизни сам Будда и его Буддовость, рупакая и дхармакая, были в единстве. Но после пари-нирваны это различение стало более отчетливым. Когда «тело образа» умерло, его не стало. Будда остался существовать только в виде мощей в ступах, а «тело дхармы»  находится в вечном настоящем.

Так кто же такой Будда?

«Будда - олицетворение необусловленного ума».[3] 

3.Сангхаракшита.Буддизм. Основы пути.

2.3. Путь Просветления

«Следуя по нему, вы положите конец страданию. Это путь был провозглашен мной, когда я узнал, как удалять тернии».

«Лучший из путей - восьмеричный, лучшая из истин - четыре слова; лучшая из дхарм - уничтожение страстей; лучший из двуногих - тот, кто прозорлив». [4]

В буддизме существуют «три драгоценности»: Будда (просветленный учитель), дхарма (путь Просветления), сангха (община).

М. Рой считал, что «Будда является противником крайних удовольствий и крайних самоограничений». Это крайне интересно. Поэтому рассмотрим учение о дхарме подробнее.

Будда передавал свои знания с помощью молчания, символов, понятий и поступков.

Сангхаракшита описал понятия и символы, представленные ниже.

Будда осознал, что все изменения в мире не хаотичны. Всегда есть условия, из–за которых всё возникает или исчезает.

Существует два типа причинности – цикличная и спиральная. В циклическом порядке будет всегда одинаковый ответ между парами противоположностей – удовольствием и болью, счастьем и горем; в спиральном порядке – один фактор может усилить другой или ослабить, т. е. если не счастье, то радость (а не горе). У  человека же, различает два типа способа ответа ума – реагирующий и творческий. Просто реагируя, не изменяешься, а поступая творчески – развиваешься, становишься новым человеком. Значит, в процессе жизни нужно научиться созиданию.

Сидя под  деревом Будда узрел две вещи – колесо жизни и путь, уходящий за горизонт.

4. Дхаммапада

Колесо жизни:

Рассмотрим взаимозависимое происхождение.

Щербатской  выделял 18 элементов процесса повторного рождения, Радхакришнан - 5, Сангхаракшита – 12.

Расскажем о некоторых из них.

Авидья – неверное видение. Это значит, что нечто обусловленное мы принимаем за необусловленное, считаем, что данный феномен длится вечно.

В зависимости от авидьи появляются «кармические образования» (санскары).

Санскары связаны с волевыми актами. Если совершаешь плохие поступки – будет следующая жизнь ещё хуже, а от хороших поступков – ещё лучше.

От санскары зависит «связующее сознание», объединяющее личность с организмом новой жизни. Сангхаракшита, на противоречие -  учением отрицается существование Я, и в тоже оно время оно участвует в перевоплощении, что есть перерождение, но нет перерождающегося, отвечал, что это закон обусловленности. Значит, происходит новое становление личности в теле, а не тождественное.

Рой же полагал, что Будда не верил в сверхъестественную силу, и он подразумевал под словом санскара -  наследственность. Иначе, от образа жизни человека зависит , какие у него родятся детишки.

Согласно буддийской традиции имеется два вида поступков -  «благие», т.е. выражающиеся в  любви, сострадании и «дурные» - в страсти, опьянении, ненависти и др.

Будда предложил свой путь «шила» (нравственность) к Просветлению. Придерживаясь свода заповедей, получаешь моральное самоусовершенствование, разрывающее цепь перерождений, прекращающее жизнь (в трудах, рассмотренных здесь, ученые сходятся на том, что жизнь представлена (т.к. это религия) как страдание ).

Во многих заповедях отражалось представление о добродетели. Высшей считалась любовь ко всему живому.

Щербатской считает, что дхарма непостигаема, трансцендентальна.

Дхарма – это закон природы. Мир существует независимо от нас, и, как говорит Рой, человеку нужно приспособиться к этому закону.

«Кто добрым делом искупает  сделанное им зло, тот освещает этот мир, как луна , освобожденная от облаков» [5]

5. Дхаммапада

Заключение

Буддизм – древняя религия. Рассмотрев выводы ученых на данную тему, исчезает возникшее противоречие – почему данное мировоззрение очень распространено в наше время.

Список литературы

1. Дхаммапада

2. Сангхаракшита «Буддизм: Основы пути». Изд. Ясный свет. Санкт – Петербург, 1998г

3. М. Рой «История индийской философии». Изд. Иностранной литературы. Москва, 1958 г

4. Сарвепалли Радхакришнан «История индийской философии»

Москва, 1956 г

5. Ф. И. Щербатской «Центральная концепция и значение термина «Дхарма»». Москва, «Наука», 1988 г

6. А. Н. Немировский «Мифы и легенды народов мира». Москва, 2004 г

PAGE   \* MERGEFORMAT 7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47610. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 1.2 MB
  Программы наблюдения за особенностями направленности характера темперамента школьника. ВВЕДЕНИЕ Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов и студентов пединститута проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника. Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях.
47611. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 3.58 MB
  Хранение и обработка информации в базах данных. Работа с системами управления базами данных ccess.8 Обработка и хранение экономической информации в базах данных 52 4 4 28 16 18 3 Раздел 3.8 Обработка и хранение экономической информации в базах данных 52 2 6 12 20 44 3 Раздел 3.
47612. Сравнительная педагогика: Учебное пособие 1.72 MB
  Проблема демократизации школы. Реформы высшей школы. Экспериментальные школы. В пособии дан сравнительный анализ основных процессов школьного образования и воспитания в современном мире в нем представлены разнообразные материалы о современном состоянии школы и педагогики ведущих стран мира Адресованное студентам средних и высших педагогических учебных заведений пособие может быть полезно также работникам школьных учреждений и ведомств всем кто интересуется развитием образования и воспитания в современном мире.
47613. МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ SADT 1.17 MB
  Использование экспертных систем, языков четвертого поколения и систем автоматизированного производства постоянно расширяется. Успех этих систем непосредственно зависит от нашей способности предварить их разработку и внедрение описанием всего комплекса проблем...
47615. Организационно-экономическое обоснование научных и технических разработок 481 KB
  Техническое нормирование Расчет количества оборудования и производственных площадей. Организация труда на участке Организация ремонта оборудования. Расчет и составление сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Расчёт количества оборудования и производственных площадей...
47617. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 1.82 MB
  Результаты расчетов производственной программы по эксплуатации необходимо свести в таблицу. Результаты расчетов необходимо свести в таблицу. Цель работы: найти кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети и заполнить ими соответствующую таблицу; найти кратчайшие пути проезда между пунктами и отразить их на соответствующем рисунке.