97888

«ИСПОВЕДЬ» АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

Реферат

Логика и философия

Рассматривая внешнюю сторону Исповеди Августина Аврелия можно сказать что у истоков пути Августина к христианству находилась его мать. Крюков считает что это она преданная верующая давшая ему жизнь физическую и как никто другой способствовавшая жизни духовной своей заботой и любовью незаметно для Августина привила ему дух христианства.

Русский

2015-10-25

59.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

«ИСПОВЕДЬ» АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор

Быстрова А.Н.

______________

(подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-212

Жуков Д. В.

______________

(подпись)

______________

(дата сдачи на проверку)

2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Августин жил на закате античности и являлся самым крупным раннехристианским мыслителем, в трудах которого выразился переход от античного мировоззрения к средневековому.

В данной работе я попытался сделать краткий анализ «Исповеди» Аврелия Августина.

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ РЕЛИГИОЗНОСТЬ АВГУСТИНА

Рассматривая внешнюю сторону «Исповеди» Августина Аврелия, можно сказать, что у истоков пути Августина к христианству находилась его мать. Крюков считает, что это она, преданная, верующая, давшая ему жизнь физическую и как никто другой способствовавшая жизни духовной, своей заботой и любовью незаметно для Августина привила ему дух христианства. Именно поэтому фигура матери, ее роль в жизни сына, их отношения друг с другом с необходимостью должны быть представлены в качестве одного из ключевых факторов становления и оформления религиозности Августина. [2, с. 399]

Но у истоков его пути, как пишет Д. Крюков, находилась не только та, что дала жизнь, там расположилась и сама смерть, представшая перед Августином в лице безвременной кончины его друга. В свои двадцать с небольшим лет Августин на некоторое время вступает в мучительное противоборство со смертностью, конечностью и, соответственно, бессмысленностью – вневременными и неизбежными данностями человеческого существования: «… Куда бы я не посмотрел, всюду была смерть» [1, С. 53], «… ненавидел я смерть и боялся как лютого врага…». [1, С. 55.] По-видимому, именно с этого момента Августин уже непрестанно носил в своей душе смутное беспокойство и сомнения, часто сливающиеся в жгучую тревогу, приходящую из чего-то запредельного, неизведанного, предстающего как всеобщая пустота, небытие и ничто. Нет сомнения, что приобретенный предельный опыт может рассматриваться в качестве еще одного базового фактора становления его религиозности. [2, с. 399]

Крюков считает, что подобные экзистенциальные переживания окрашивают весь период жизни Августина до его обращения в христианство, обуславливают динамику его жизни среди людей и все перипетии духовных поисков.[2, с. 400] В соответствии с этим он выделяет два направления развития личности Августина.

Первое направление – это непрерывная внутренняя работа, поиск ответов на ключевые вопросы существования, связанная с попытками описать глубинные переживания, опыт столкновения с неизвестным. В поисках ответов Августин проходит путь через манихейство, скептицизм и неоплатонизм. Но какими бы глубокими ни были духовные искания Августина, как бы ни были они связаны с его внутренним миром, тем не менее, сам он практически полностью поглощен внешним. Это второе направление динамики его жизнедеятельности – специфическая установка личности, в большей или меньшей степени, являющаяся доминантной в годы, предшествующие обращению Августина, связанная с концентрацией личности на сознательном Я.[2, с. 401]

Августин ищет себя в предметном мире, в мире чувственных удовольствий и социальных свершений. Он пленен социальными формами активности, чрезмерно сконцентрирован на поиске социального признания, почестей и материального благополучия. В «Исповеди» Августин с горечью вспоминает, что в те годы был охвачен услаждением чувственности и телесных потребностей, жадным желанием «…быть изысканным и светским» [1, С.34], что «…был полон горделивой радости и надут спесью» [1, С.37]. При этом зависимость от окружения была настолько мощной, что «…мне стыдно было перед сверстниками своей малой порочности» и «распутничать нравилось не только из любви к распутству, но из тщеславия» [1, С.27]. По словам Крюкова много позже, сквозь «Исповедь» всматриваясь в прошлое и исповедуясь о прошлом, Августин воскликнет: «Удивительно ли, что меня уносило суетой и я уходил от Тебя, Господи, во внешнее?» [1, С. 21.] . Такая установка на внешнее бытие, которую можно принять в качестве третьего базового фактора религиозности Августина, надолго становится главным принципом его существования.

  И, наконец, в качестве четвертого фактора Крюков определяет величайшую чуткость Августина к моральной проблематике. Практически в каждой строчке «Исповеди», ощущается напряженно-драматическое моральное сосредоточение исповедующегося, мучительные и величайшие переживания проблемы соотношении добра и зла, греха и добродетели[2, с. 402].

ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ

Почему мир не был сотворен раньше? Да потому, что никакого «раньше» не было. Рассел считает, что у Августина время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени; в Боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее[3, с. 240]. Вечность Бога изъята из отношения времени; в Нем сразу наличествуют все времена. Он не предшествовал своему собственному творению времени, потому что это предполагало бы, что он существовал во времени, тогда как в действительности Он вечно не пребывает в потоке времени. И это приводит Августина, как отмечает Б. Рассел, к очень любопытной релятивистской теории времени[3, с. 241].

Августин отдает себе отчет, что своей теорией он не смог действительно разрешить все трудности, как отмечает Рассел. «Душа моя горит желанием проникнуть в эту необъяснимую для нее тайну»[3, с. 244], – заявляет он и молит Бога просветить его, уверяя, что его интерес к проблеме проистекает не из праздного любопытства. «И еще признаюсь Тебе, Господи, что я не знаю доселе, что такое время»[3, с. 245]. Но суть решения, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица.

Рассел не согласен с теорией Августина, потому что она делает время чем-то существующим в нашем уме. Он считает, что теория Августина является значительным шагом вперед по сравнению со всем, что было раньше[3, с. 247].

ПОНЯТИЕ ГРЕХА

Чувство греха, которое было необычайно сильно во времена Августина, считает Б. Рассел, возникло у евреев как способ примирить веру в собственное величие с явным крушением надежд. «Яхве был всемогущ, и он проявлял особенную заботу о евреях; почему же тогда они не преуспевали?»[3, с. 250] Рассел считает, что они погрязли в пороках: они были идолопоклонниками, заключали браки с язычниками, они не смогли соблюсти закон. Бог действительно сосредоточивал свои помыслы на евреях, но, раз праведность есть самое высшее из благ, а путь к ней лежит через страдания, евреи должны были быть сначала наказаны и видеть в своем наказании знак отеческой любви Бога[3, с. 251].

Христиане поставили на место избранного народа церковь, но, исключая один аспект, это внесло мало изменений в психологию греха. Церковь, как и евреи, находилась в тяжелом положении: церковь раздирали ереси, отдельные христиане под гнетом преследований становились отступниками. По мнению Рассела у христиан понятие греха претерпело одно довольно важное изменение, которому оно в значительной мере подверглось уже у евреев: это изменение заключалось в том, что понятие коллективного греха было заменено понятием греха индивидуального. Первоначально считалось, что впал в грех и подвергся коллективному наказанию весь еврейский народ, но позднее понятие греха стало более личным и утратило благодаря этому свой политический характер. По мнению Б. Рассела, когда место еврейского народа заступила церковь, это изменение оказалось существенным, потому что церковь как духовная организация не могла впадать в грех; индивидуальный же грешник мог разорвать религиозную связь с церковью. Понятие греха, как мы только что говорили, связано с верой в собственное величие. Первоначально величие приписывалось всему еврейскому народу, но позднее – не церкви в целом, поскольку церковь никогда не впадала в грех, а отдельным христианам. Это привело, таким образом, к тому, что христианская теология распалась на

две части, из которых одна касалась церкви в целом, а другая – индивидуальной души. В более позднюю эпоху католики делали особый упор на первой части, протестанты – на второй, но в учении Августина, которому было чуждо какое - либо ощущение дисгармонии этих двух частей, они существуют в полном равновесии. Рассел говорит, что те, кто спасены, как раз и являются теми, кого Бог предопределил к спасению; в этом находит свое выражение прямая связь души с Богом. Но никто не будет спасен, если он не будет крещен и не станет благодаря этому членом церкви; это делает церковь посредником между душой и Богом[3, с. 241].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  Августин А. Исповедь; пер. с лат. - М.: Республика, 1992. - 335 с.
  2.  Крюков Д. С. «Исповедь» Августина Аврелия: динамические факторы религиозности // Материалы научной конференции «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» // Журнал «Точки». - М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2011, № 1-2, С. 399-404.
  3.  Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней; том 2: Средневековье. - «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003. – 544с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52003. Групи слів за значенням: омоніми, синоніми, антоніми (загальне ознайомлення). 57.5 KB
  Групи слів за значенням: омоніми синоніми антоніми загальне ознайомлення. Мета уроку: поглибити знання учнів про групи слів за значенням; ознайомити їх з омонімами синонімами антонімами навчити школярів правильно застосовувати їх у текстах знаходити у реченнях доречно використовувати у мовленні; виховувати інтерес до усної народної творчості. Групи слів за значенням Групи слів Звукова форма Значення Приклади Омоніми Однакова зовсім різні Ласка тварина ласка матері Синоніми різна однакові або хуртовина близькі заметіль Антоніми...
52005. Буквы о - а в корне –гор- -гар- 53.5 KB
  Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Мобилизирующий этап Цель: вспомнить правило с чередующими гласнымилаг лож раст рос кас кос; умение самостоятельно делать выводы сформулировать тему урока назвать цель урока обучение русскому языку средствами субъективизации Предпол.Формулирование темы и цели урока Назовите слова выделенные из каждого ряда.