97888

«ИСПОВЕДЬ» АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

Реферат

Логика и философия

Рассматривая внешнюю сторону Исповеди Августина Аврелия можно сказать что у истоков пути Августина к христианству находилась его мать. Крюков считает что это она преданная верующая давшая ему жизнь физическую и как никто другой способствовавшая жизни духовной своей заботой и любовью незаметно для Августина привила ему дух христианства.

Русский

2015-10-25

59.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология»

«ИСПОВЕДЬ» АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

(тема реферата)

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель: профессор

Быстрова А.Н.

______________

(подпись)

______________

(дата проверки)

Разработал: cтудент гр. У-212

Жуков Д. В.

______________

(подпись)

______________

(дата сдачи на проверку)

2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Августин жил на закате античности и являлся самым крупным раннехристианским мыслителем, в трудах которого выразился переход от античного мировоззрения к средневековому.

В данной работе я попытался сделать краткий анализ «Исповеди» Аврелия Августина.

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ РЕЛИГИОЗНОСТЬ АВГУСТИНА

Рассматривая внешнюю сторону «Исповеди» Августина Аврелия, можно сказать, что у истоков пути Августина к христианству находилась его мать. Крюков считает, что это она, преданная, верующая, давшая ему жизнь физическую и как никто другой способствовавшая жизни духовной, своей заботой и любовью незаметно для Августина привила ему дух христианства. Именно поэтому фигура матери, ее роль в жизни сына, их отношения друг с другом с необходимостью должны быть представлены в качестве одного из ключевых факторов становления и оформления религиозности Августина. [2, с. 399]

Но у истоков его пути, как пишет Д. Крюков, находилась не только та, что дала жизнь, там расположилась и сама смерть, представшая перед Августином в лице безвременной кончины его друга. В свои двадцать с небольшим лет Августин на некоторое время вступает в мучительное противоборство со смертностью, конечностью и, соответственно, бессмысленностью – вневременными и неизбежными данностями человеческого существования: «… Куда бы я не посмотрел, всюду была смерть» [1, С. 53], «… ненавидел я смерть и боялся как лютого врага…». [1, С. 55.] По-видимому, именно с этого момента Августин уже непрестанно носил в своей душе смутное беспокойство и сомнения, часто сливающиеся в жгучую тревогу, приходящую из чего-то запредельного, неизведанного, предстающего как всеобщая пустота, небытие и ничто. Нет сомнения, что приобретенный предельный опыт может рассматриваться в качестве еще одного базового фактора становления его религиозности. [2, с. 399]

Крюков считает, что подобные экзистенциальные переживания окрашивают весь период жизни Августина до его обращения в христианство, обуславливают динамику его жизни среди людей и все перипетии духовных поисков.[2, с. 400] В соответствии с этим он выделяет два направления развития личности Августина.

Первое направление – это непрерывная внутренняя работа, поиск ответов на ключевые вопросы существования, связанная с попытками описать глубинные переживания, опыт столкновения с неизвестным. В поисках ответов Августин проходит путь через манихейство, скептицизм и неоплатонизм. Но какими бы глубокими ни были духовные искания Августина, как бы ни были они связаны с его внутренним миром, тем не менее, сам он практически полностью поглощен внешним. Это второе направление динамики его жизнедеятельности – специфическая установка личности, в большей или меньшей степени, являющаяся доминантной в годы, предшествующие обращению Августина, связанная с концентрацией личности на сознательном Я.[2, с. 401]

Августин ищет себя в предметном мире, в мире чувственных удовольствий и социальных свершений. Он пленен социальными формами активности, чрезмерно сконцентрирован на поиске социального признания, почестей и материального благополучия. В «Исповеди» Августин с горечью вспоминает, что в те годы был охвачен услаждением чувственности и телесных потребностей, жадным желанием «…быть изысканным и светским» [1, С.34], что «…был полон горделивой радости и надут спесью» [1, С.37]. При этом зависимость от окружения была настолько мощной, что «…мне стыдно было перед сверстниками своей малой порочности» и «распутничать нравилось не только из любви к распутству, но из тщеславия» [1, С.27]. По словам Крюкова много позже, сквозь «Исповедь» всматриваясь в прошлое и исповедуясь о прошлом, Августин воскликнет: «Удивительно ли, что меня уносило суетой и я уходил от Тебя, Господи, во внешнее?» [1, С. 21.] . Такая установка на внешнее бытие, которую можно принять в качестве третьего базового фактора религиозности Августина, надолго становится главным принципом его существования.

  И, наконец, в качестве четвертого фактора Крюков определяет величайшую чуткость Августина к моральной проблематике. Практически в каждой строчке «Исповеди», ощущается напряженно-драматическое моральное сосредоточение исповедующегося, мучительные и величайшие переживания проблемы соотношении добра и зла, греха и добродетели[2, с. 402].

ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ

Почему мир не был сотворен раньше? Да потому, что никакого «раньше» не было. Рассел считает, что у Августина время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени; в Боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее[3, с. 240]. Вечность Бога изъята из отношения времени; в Нем сразу наличествуют все времена. Он не предшествовал своему собственному творению времени, потому что это предполагало бы, что он существовал во времени, тогда как в действительности Он вечно не пребывает в потоке времени. И это приводит Августина, как отмечает Б. Рассел, к очень любопытной релятивистской теории времени[3, с. 241].

Августин отдает себе отчет, что своей теорией он не смог действительно разрешить все трудности, как отмечает Рассел. «Душа моя горит желанием проникнуть в эту необъяснимую для нее тайну»[3, с. 244], – заявляет он и молит Бога просветить его, уверяя, что его интерес к проблеме проистекает не из праздного любопытства. «И еще признаюсь Тебе, Господи, что я не знаю доселе, что такое время»[3, с. 245]. Но суть решения, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица.

Рассел не согласен с теорией Августина, потому что она делает время чем-то существующим в нашем уме. Он считает, что теория Августина является значительным шагом вперед по сравнению со всем, что было раньше[3, с. 247].

ПОНЯТИЕ ГРЕХА

Чувство греха, которое было необычайно сильно во времена Августина, считает Б. Рассел, возникло у евреев как способ примирить веру в собственное величие с явным крушением надежд. «Яхве был всемогущ, и он проявлял особенную заботу о евреях; почему же тогда они не преуспевали?»[3, с. 250] Рассел считает, что они погрязли в пороках: они были идолопоклонниками, заключали браки с язычниками, они не смогли соблюсти закон. Бог действительно сосредоточивал свои помыслы на евреях, но, раз праведность есть самое высшее из благ, а путь к ней лежит через страдания, евреи должны были быть сначала наказаны и видеть в своем наказании знак отеческой любви Бога[3, с. 251].

Христиане поставили на место избранного народа церковь, но, исключая один аспект, это внесло мало изменений в психологию греха. Церковь, как и евреи, находилась в тяжелом положении: церковь раздирали ереси, отдельные христиане под гнетом преследований становились отступниками. По мнению Рассела у христиан понятие греха претерпело одно довольно важное изменение, которому оно в значительной мере подверглось уже у евреев: это изменение заключалось в том, что понятие коллективного греха было заменено понятием греха индивидуального. Первоначально считалось, что впал в грех и подвергся коллективному наказанию весь еврейский народ, но позднее понятие греха стало более личным и утратило благодаря этому свой политический характер. По мнению Б. Рассела, когда место еврейского народа заступила церковь, это изменение оказалось существенным, потому что церковь как духовная организация не могла впадать в грех; индивидуальный же грешник мог разорвать религиозную связь с церковью. Понятие греха, как мы только что говорили, связано с верой в собственное величие. Первоначально величие приписывалось всему еврейскому народу, но позднее – не церкви в целом, поскольку церковь никогда не впадала в грех, а отдельным христианам. Это привело, таким образом, к тому, что христианская теология распалась на

две части, из которых одна касалась церкви в целом, а другая – индивидуальной души. В более позднюю эпоху католики делали особый упор на первой части, протестанты – на второй, но в учении Августина, которому было чуждо какое - либо ощущение дисгармонии этих двух частей, они существуют в полном равновесии. Рассел говорит, что те, кто спасены, как раз и являются теми, кого Бог предопределил к спасению; в этом находит свое выражение прямая связь души с Богом. Но никто не будет спасен, если он не будет крещен и не станет благодаря этому членом церкви; это делает церковь посредником между душой и Богом[3, с. 241].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  Августин А. Исповедь; пер. с лат. - М.: Республика, 1992. - 335 с.
  2.  Крюков Д. С. «Исповедь» Августина Аврелия: динамические факторы религиозности // Материалы научной конференции «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» // Журнал «Точки». - М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2011, № 1-2, С. 399-404.
  3.  Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней; том 2: Средневековье. - «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003. – 544с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61923. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КУКОЛЬНОМУ ДЕЛУ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ) 2.41 MB
  Кукла - одна из самых древних игрушек и является важным элементом в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника
61924. Методика повторения на уроках русского языка 17.18 KB
  Задача повторения систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков полученных школьниками ранее. При этом на базе повторения грамматики происходит осознание сущности русской орфографии и пунктуации можно несколько расширить лексику учащихся исправить...
61925. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ГИГИЕНЫ 45.49 KB
  Гигиеническое воспитание состоящее из санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта является одним из основных и доступных мероприятий по первичной профилактике стоматологических заболеваний.
61926. Использование межпредметных связей на уроках физики и биологии 82.1 KB
  Кожура изюма является полупрозрачной мембраной пропускающей молекулы воды и не пропускающей молекулы сахара. Почему через некоторое время пространство заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным...
61929. Дальневосточный экономический район 24.13 KB
  Цель урока: Сформировать знания о составе территории особенностях экономико-географического положения природы хозяйственного развития Дальнего Востока; Продолжить формировать умения анализировать тематические карты атласа диаграммы учебника и составлять комплексную характеристику района формулировать выводы.
61930. Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов 74.53 KB
  Ход урока Учитель Ученики Записи на доске или на проекторе Организационный момент. Учитель: Персональный компьютер это универсальная техническая система. Учитель: Системный блок процессор представляет собой основной узел внутри которого установлены наиболее важные компоненты.
61931. Склонение имён прилагательных во множественном числе 32.73 KB
  Цели: Образовательные актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»; способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе...