97890

Духовная культура Древней Индии

Реферат

Культурология и искусствоведение

Пришедшие в Индию племена индоариев, согласно текстам вед, уже не были однородны. Среди них выделялись жрецы-брахманы, которые соблюдали традиции, совершали богослужения и жертвоприношения, часто даже человеческие. Другая часть общества, которая так же, как и жрецы, пользовалась привилегиями, влиянием и властью, состояла из правителей-военачальников...

Русский

2015-10-25

26.47 KB

6 чел.

РОСЖЕЛДОР

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ……………………………….

КАФЕДРА «______________________»

(название кафедры)

Духовная культура Древней Индии

(тема реферата)

Реферат

По дисциплине «Культурология»

(название дисциплины)

Выполнил(а) студент(ка) (номер группы)

Ф.И.О.

Научный руководитель:

Ф.И.О.

НОВОСИБИРСК

2011

Содержание

 

Введение. 3

1. Социальная структура Древней Индии 4

2. Основные направления духовной культуры Индии 6

3. Искусство Древней Индии 8

Заключение 10

Список используемых источников и литературы 11

Введение

Страной чудес выглядела Индия в глазах тех, кто посещал ее во все времена. Например, русский путешественник Афанасий Никитин писал следующее: «Дворец его (правителя) весьма чудесный, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды разные»2.

Греческий историк Диодор Сицилийский, автор 40 книг по всемирной истории, с восхищением описывал природу Индии: «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными приносящими плоды деревьями, много широких равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек… Изобилует Индия и разнообразными животными – как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм. … Люди там … сведущи в искусствах, быть может, оттого, что дышат они чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду. Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а также олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения»3.

1. Социальная структура Индии

Без знания социальной структуры общества, во многом определявшей и определяющей уклад и образ жизни в Индии, невозможно достаточно полное рассмотрение индийской культуры, и в этом ее третье отличие от других культур.

Пришедшие в Индию племена индоариев, согласно текстам вед, уже не были однородны. Среди них выделялись жрецы-брахманы, которые соблюдали традиции, совершали богослужения и жертвоприношения, часто даже человеческие. Другая часть общества, которая так же, как и жрецы, пользовалась привилегиями, влиянием и властью, состояла из правителей-военачальников, бывших вождей.

Общиной индийского общества в древности, так же, как и в других восточных цивилизациях, была сельская община. Труд земледельца был главным средством жизнеобеспечения. При всех богатствах природы требовалось стабильное и надежное производство продуктов. Сельская община Индии имела свои особенности. В Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Но при этом существовали семейные наследственные участки. Семьи были большими и строились по патриархальному принципу: глава семьи – домохозяин (грихастха) был не только руководителем, кормильцем и воспитателем детей, но и полноправным властелином над всеми домочадцами, к которым принадлежали и жены, и дети, и рабы. Дети рабов (чаще рабынь) не обязательно оставались рабами, а родственники домохозяина не были совершенно полноправными: « хозяин имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, а то и отдать жрецам для жертвоприношения»4. Все семьи на равных основаниях участвовали в любых важных делах общины, будь то постройка храма, строительство дорог или расчистка земли от джунглей, и совместно выполняли эти работы, что вырабатывало в общинниках чувство единства, взаимопомощи. Община управлялась выборным советом, собранием общины, но правом голоса пользовались только домохозяева. В общине жили начатые всем коллективом ремесленники.

Таким образом, община не была однородной, но она скреплялась внутренними связями, например, обязательным обменом различными услугами каждого всем и всех – каждому. Закон взаимных услуг – джадмани – был обязателен для всех, он укреплял и независимость общины от внешнего мира, и ее внутреннее единство.

Общину связывала друг с другом не только джадмани, но и религиозная общность, которую не нарушало и неравенство в положении людей: просто каждая варна, а позднее и каста знала свое место и не выражала недовольства, поскольку варна и каста определялись кармой, следовательно, были предопределены. Так закрепились в Индии отношения относительной независимости общины от власти монархов, поскольку вся община управлялась изнутри, управлялась теми, кто был избран и имел на это право: старшими по возрасту или общественному положению.

Примерно по такому же принципу (варно-кастовому) были организованы и города, возникшие впервые в долине Ганга около IX-VIII веков до н.э.

В государственном ведении находились также дорожное строительство, крупная, в основном морская, торговля и судоходство. Но в целом, Индия отличается от других восточных культур тем, что в ней никогда не существовало сильной административной структуры и политической власти. Это не было необходимо, поскольку особенности менталитета, традиции жесткой фиксации положения каждого человека в обществе через систему варн и каст создавали основание для государственной целостности.

Усложнение жизни людей привело к разделению варн на различные касты. В настоящее время кастовый строй сохраняется преимущественно у крестьянского населения страны.

2. Основные направления духовной культуры Индии

Индийские памятники мысли и мировоззрения отличаются богатством и разнообразием, гаммой красок, изобилием форм, которые могли сложиться лишь в этом мире причудливой природы. Как и во многих других культурах, в индийской мифологии мы встречаемся с обожествлением сил природы, и с деяниями богов и героев, но только в Индии мифология весьма сильно окрашена эмоционально, содержит столько необычных сюжетных ходов, что в ней, довольно затруднительно выделить рациональное начало. Между тем, оно не только присутствует, но и определяет весь ход представлений о мире, перешедший впоследствии из мифологии в религиозные и философские учения. Кроме того, индийская мифология соединяла в себе древнейшие представления индоевропейских и туземных племен, от которых в индийской религии и мифологии сохранились образы богини Притхиви и бога Шивы, воина Рамы и бога Кришны. Можно также найти много общего в индийской мифологии с иранскими мифами.

Почти в каждом из божеств, олицетворяющих силы природы, есть нечто общее с греческими богами – либо имена, восходящие к общим корням, либо связанные с мифами греков и других народов сюжеты. Это бог солнца Сурья, богиня зари Ушас, Твашар – божественный мастер и другие. Среди особо почитаемых богов – бог огня Агни, бог луны Сома.

Еще одной особенностью индийской мифологии является то, что она передавалась устно. Текстами вед владели брахманы.

К древнейшим ведам относятся четыре сборника – самхиты. Веды преследуют различные в большинстве своем имеющие магическое, ритуальное значение, культурные цели. Впоследствии веды были дополнены самыми различными комментариями: это брахманы, араньяки и упанишады.

Во всей системе мировоззрения в Индии много места уделяется человеку, к нему сводятся многие рассуждения о мире, хотя он и не является центральным звеном в религиозно-философских взглядах древности. При этом больше внимания уделяется не столько происхождению человека, сколько его месту в мире и возможностям, связанным с этим. Варны и касты предписывали человеку его способ существования.

Однако моральная сторона жизни каждого человека оказывается дважды зависимой: от предназначения свыше, с одной стороны, и от собственных поступков и деяний, с другой. Карма каждого человека определяет степень его благополучия. Кроме того, именно карма- причина того, к какому полу принадлежит человек, в какой варне и касте рожден, какой срок жизни ему предстоит прожить. И, самое главное, карма подчиняет себе весь путь человека в цепи дальнейших перерождений.

Эти и другие близкие к названным воззрения существуют уже в ведических текстах, особенно в упанишадах, где цель жизни и действий человека состоит в глубоком познании, отрешении от страстей и желаний.

Все основные понятия философского характера сложились в Индии в системе ведической литературы, хотя они содержались там в довольно эклектическом виде и оформились более определенно лишь в поздних религиозно-философских системах, таких, как индуизм, джайнизм и особенно буддизм.

3. Искусство Индии

Искусство Индии – отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий.

Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а литературные источники- передавались из уст в уста от брахманов их ученикам.

Во-вторых, в древней Индии не было своих историографов, и часто практически невозможно установить не только автора, но и приблизительное время создания.

В-третьих, Индия многонациональная и многоязычная страна, где живут разные народы, создавшие свою мифологию, свою литературу.

В развитии искусства Индии можно условно выделить: этап ведической литературы, этап буддистской культуры, период взаимопроникновения в индийскую культуру культур завоевателей: греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами ее искусство по большей части жило прошлыми традициями.

Индийскому искусству присущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена.

Во-первых, традиционность: как бы ни изменялись времена, религии, политическая картина, оно сохраняет свое неповторимое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.

Во-вторых, динамичность. В отличие от других восточных художественных традиций, его пронизывают танец, движение, ритм, присутствующий явно или в скрытом виде во всех видах искусства. Особенно явственно это выступает в архитектурно-скульптурных ансамблях.

В-третьих, чувственность.

Представляя весь мир, как результат божественной любви, сначала индийская мифология, а потом и философско-религиозные учения, и наконец, искусство прославляют чувственную форму любви, не видя в ней низменного. Наоборот, любовь выступает как великое творческое начало мира и поэтому также оснащена традицией.

В-четвертых, символичность.

Искусство соединяет религию, философию, поэзию в единый образ мира. Каждый такой образ связан тысячами связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир значения и смысла.

Заключение

В завершение данной работы можно выделить основные моменты:

Индийская культура – одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, но и переосмысления их с позиции современности.

Индийская культура, представляющая собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине реки Инд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга, совершенно уникальна даже в тех своих сторонах, которые обнаруживают сходство с другими народами, вышедшими «из единой праиндоеаропейской общины».

Духовная культура Индии соединяет в себе представления о космической первооснове всего сущего со стремлением человека к самосовершенствованию, позволяющему ему преодолеть объективную причину его существования. Во многих религиозных системах Индии соединяются фатализм и представления о возможности преодоления фатальной необходимости. При этом практически всегда главная роль отводится сознательному поведению и образу жизни самого человека.

Индийские мыслители создали первую в истории Востока сравнительно цельную систему философских взглядов, выработали ее основные категории и понятия. Впервые в истории культуры в Индии встречаются как идеалистические, так и материалистические взгляды на мир.

В центр множества учений, начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, его путь самосознания и самосовершенствования, несмотря на то, что вся восточная культура не знает проблемы человека как предмета для анализа. Поэтому в Индии, как и во многих последующих культурах, так сильна этическая сторона жизни человека и общества, такое большое значение имеют традиции.

Список использованных источников и литературы:

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи). Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.

2. Васильев Л.С. История Востока. В 2т. Т.1 – М.: Высш. шк., 1994.

3. Мифологический словарь. / Гл. редактор. Е.В. Мелетинский. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

4. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М.: «Московский лицей», Брянск: «Курсив», 1997.

5. Хождение за три моря. Афанасий Никитин. – М.: Издательская группа «Прогресс» – « Культура», 1995.

6. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя / сост. А.Е. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

2 Хождение за три моря Афанасия Никитина.- М.: Издательская группа « Прогресс»-« Культура», 1995 С. 97

3 Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя / Сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991. С.83

4 Васильев Л.С. История Востока. В 2т.- М.: Высш. шк., 1994. т.1 С. 157


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51418. Факторизация больших чисел 386.5 KB
  2 Пусть S множество содержащее r элементов функция выбранная случайным образом из конечного числа функций.4 Существует взаимнооднозначное соответствие между представлением числа n в виде и в виде а именно: ; . Тогда мы будем подбирать такие числа t и s чтобы было квадратом небольшого числа s. Если полученные таким образом числа и не делят n то берется или .