97892

Итоги членства Польши в ЕС

Реферат

Международные отношения

Первым стали начавшиеся в стране в конце 1980-х годов процессы политической трансформации. Прошедшие в Польше 4 и 18 июня 1989 года парламентские выборы сыграли роль неформального плебисцита «за и против коммунизма». Олицетворение прошлого – Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) – потерпела поражение.

Русский

2015-10-25

73.96 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат
по дисциплине «Внешняя политика Польши»

«Итоги членства Польши в ЕС»

Студентка 3-го курса
отделения «МО» ______________________________________ Зантович М.В.

Руководитель:
доктор исторических наук,
профессор __________________________________________Снапковский В.Е.

Минск
2012


Содержание

Введение……………………………………………………………...……………….3

ГЛАВА 1. Интеграция Польши в Европейский союз…………………4

  1.   История вступления…………………………………………………………...4
  2.   Переходные периоды в Договоре о вступлении………………..…………..4

ГЛАВА 2. Итоги членства Польши в Европейском союзе………….6

2.1 Экономическая сфера…………………………………………………………...6

2.1.1 Динамика интеграционных процессов в экономике…………………6

2.1.2 Присоединение к Шенгенской зоне………………………………..….9

2.1.3 Членство в зоне евро………………………………………………….10

2.1.4 Структурные фонды………………………………………………..…11

2.1.5 Миграция………………………………………………………………14

2.2 Политическая сфера…………………………………………………………...15

2.3 Общество………………………………………………………………..……...19

Заключение…………………………………………………………………………21

Список использованных источников………………………………….22


Введение

1 мая 2004 г. Польша стала членом Европейского союза. 21 декабря 2007 года страна присоединилась к Шенгенской зоне. Вступление в ЕС было завершением многолетних усилий польских правительств, а также чаяний польского общества, которое с  членством  в  ЕС  связывало  надежду  на  дальнейшее  улучшение  социального  и  экономического положения в нашей стране.

Интеграция в ЕС – одно из приоритетных направлений внешней политики Польши и других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-х – начале 2000-х годов. Стремление Варшавы присоединиться к ЕС в качестве полноправного члена было обусловлено тремя факторами.

Первым стали начавшиеся в стране в конце 1980-х годов процессы политической трансформации. Прошедшие в Польше 4 и 18 июня 1989 года парламентские выборы сыграли роль неформального плебисцита «за и против коммунизма». Олицетворение прошлого – Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) –  потерпела поражение.

Вторым фактором, повлиявшим на усиление проевропейского вектора в политике Польши стали происходившие параллельно с политическими трансформациями социально-экономические перемены. В 1989 г. была опубликована экономическая программа, разработанная группой экономистов во главе с министром финансов Л. Бальцеровичем (1989-1991). Документ провозгласил, что целью страны является переход от социалистической к рыночной системе хозяйствования.

Третьим фактором, подвигнувшим Польшу к вступлению в ЕС, стал немецкий. По решению Потсдамской конференции к Польше отошли западные германские территории, с которых были изгнаны несколько миллионов этнических немцев. Несмотря на то, что беженцы со временем успешно интегрировались в экономическую и политическую жизнь ФРГ, память о малой родине являлась одной из составляющих их самоидентификации. У части польского общества возобладало мнение, что Германия, не применяя оружие, мирным путем может «завоевать» западные территории Польши, бывшие когда-то восточными немецкими территориями. Присоединение к ЕС стало рассматриваться как возможный путь урегулирования вопроса.

На сегодняшний день представляет интерес изучение первых итогов членства в Европейском Союзе Польши как отражение взаимозависимого влияния нового члена и всего интеграционного объединения в целом.

ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛЬШИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

  1.  История вступления

Идея  интеграции  Польши  с  Европейским  союзом  появилась  вскоре  после  начала  системных реформ  в  1989  г.  Первым  шагом  на  пути  ее  осуществления  было  подписание  в  декабре  1991  г. Европейского  договора,  на  основании  которого  Польша  стала  ассоциированным  членом Европейского сообщества. Реализация положений Европейского договора привела, в частности, к созданию зоны свободной торговли промышленными изделиями между Польшей и ЕС (1 января 2002 г. были упразднены последние таможенные тарифы на импорт автомобилей из ЕС), а также к либерализации правил в области перемещения капитала, и – хотя и в меньшей степени – рабочей силы  и  услуг.  Заключение  этого  договора  стало  для  Польши,  проходящей  тогда  процесс трансформации,  импульсом  для  проведения  многих  политических  и  экономических реформ.

В  период  ассоциации  с  ЕС  в  Польше  было  принято  много  новых  правовых  актов,  призванных согласовать  польское  законодательство  с  законодательством  ЕС. Среди  областей,  охваченных  гармонизацией, важными  являются:  защита  конкуренции,  банковское  право, защита интеллектуальной собственности, таможенное право, технические нормы и правила, косвенные налоги. Также  создавались  институциональные структуры, необходимые с точки зрения функционирования рыночной экономики и будущего членства в ЕС.

В 1994 году польское правительство подало официальное заявление о желании стать членом ЕС, а в 1997 г. на саммите в Люксембурге Европейский Совет пригласил Польшу начать весной 1998 г. переговоры о вступлении в ЕС. 16 апреля 2003 г. в Афинах был подписан Договор о вступлении, определяющий условия членства Польши, а вместе с ней также девяти других государств (Кипра, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Мальты, Словакии, Словении и Венгрии) в Европейском союзе.

В мае 2003 г. на общенациональном референдуме 77,5% проголосовавших поляков высказалось за вступление Польши в Евросоюз [3]. 31 июля 2003 г. президент Польши ратифицировал Договор.

1.2 Переходные периоды в Договоре о вступлении

Вступление Польши в Европейский союз означало принятие всей правовой базы ЕС, т. е. его первичного  и  производного  законодательства.  Имели  место  также  некоторые  исключения, оформленные  в  виде  переходных  периодов.  Эти  исключения,  зафиксированные  в  Договоре  о  вступлении,  в  большинстве  случаев  были  введены  по  инициативе  Польши,  как  более  слабого партнера,  опасающегося  серьезных  затрат  по  внедрению  норм  ЕС,  что  могло  бы  повлиять  на снижение конкурентоспособности польских товаров и услуг. Самое большое количество переходных периодов  удалось  получить  в  области  охраны  окружающей  среды,  что  позволило  Польше распределить  во  времени  огромные  инвестиционные  усилия,  связанные  с  внедрением  высоких стандартов ЕС в этой области. Переходные периоды касаются, в частности, ограничения выброса в  атмосферу  загрязняющих  веществ,  контроля над транспортировкой  и  складированием  отходов, ввода норм в области рециклинга упаковки и сокращения содержания серы в жидких видах топлива.

По подобным экономическим причинам Польша получила переходные периоды (до 2006 г. или до 2007  г.)  на  адаптацию  предприятий  пищевой  промышленности  к  требованиям  ЕС  в  области ветеринарных  и  санитарных  норм.  Переходные  периоды,  принятые  по  инициативе  Польши, касались  также  свободного  перемещения  товаров  (процедура  регистрации  лекарств)  и  капитала (ограничения в купле гражданами ЕС с/х земли и лесов, а также так называемых вторых  домов),  политики  конкуренции ,  а  также  транспорта  (сохранение  до  конца  2008  г.  ограничений  в  доступе к  польской  дорожной  сети  автомашин  весом  свыше  40  тонн),  закона  об  обществах  и  налогах[3].  Несмотря  на  усилия,  польским участникам переговоров не удалось отодвинуть во времени обязанность перечислять полный взнос в бюджет ЕС.  Вместо  этого  Польша  получила  дополнительные  средства,  предназначенные  на  сохранение надлежащей ликвидности государственного бюджета в первые годы членства.

В  трех  областях  переходные  периоды  были  введены  в  Договор  о  вступлении  по  инициативе государств-членов ЕС-15. Это касалось свободного перемещения лиц (несколько лет на введение полной свободы трудоустройства граждан из новых стран-членов в странах ЕС, Польша получила оговорку  взаимности),  транспорта  (в  частности,  3-летний  переходный  период,  с  возможностью продления до 5 лет, на выполнение польскими перевозчиками каботажных перевозок в странах ЕС), а  также  сельского  хозяйства  (более  низкие,  чем  в  странах  ЕС-15  прямые  доплаты,  а  производственные квоты меньше, чем ожидала польская сторона).

Решения,  предложенные  Евросоюзом  в  отношении  сельского  хозяйства,  были  особенно непростым вопросом ввиду относительно большой доли населения Польши, занятого в сельском хозяйстве,  и  опасений  польских  хлебопашцев   относительно  возможности  эффективно  конкурировать  на  европейском  рынке с земледельцами из ЕС.

ГЛАВА 2. ИТОГИ ЧЛЕНСТВА ПОЛЬШИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

2.1 Экономическая сфера

2.1.1 Динамика интеграционных процессов в экономике

Польша является одним из самых больших рынков в Центрально-Восточной Европе. Среди стран данного региона он выделяется своей величиной, емкостью и разнообразием.

Присоединение Польши к ЕС в 2004 г. стало большим импульсом к ускоренному экономическому развитию страны. Приведение польского законодательства в соответствии с нормами законодательства ЕС, реформа системы государственной администрации, а также денежные средства, полученные из структурных фондов ЕС, способствовали ускорению темпов экономического роста. Польша в полной мере использует свои преимущества от участия в ЕС, проводя гармонизацию своей экономики в рамках данной интеграционной группировки.

Первый среднесрочный и долгосрочный эффект от вступления Польши в ЕС стал ощущаться в период с мая 2007-го по май 2008 года. В частности, экономический рост к концу 2007 год составил 6,5% [1,5]. Таким образом, 2007 год стал вторым по счету годом ускоренного развития (с темпом прироста свыше 6%). В то же время, тенденция уменьшения уровня безработицы, а также увеличение дохода населения продолжилась, что отразилось на значительном повышении потребительского спроса (5,2% ежегодно)[1].

Однако оценить влияние ЕС на польскую экономику к 2010 г. значительнее сложнее в силу ряда причин.  На социально-экономическое положение Польши оказало большое воздействие экономическое и финансовое положение стран Еврозоны, а также медленное и неравномерное восстановление экономик стран ЕС после экономического кризиса 2008 г. В 2004-2010 гг. ВВП вырос на 30%, в то время как у всех 27 стран, формирующих ЕС прирос данного показателя составил только 6% [2].

В 2010 г. Польша вошла в тройку лидеров экономического роста в ЕС, ВВП увеличилось на 3,8% ВВП, а у 27 стран ЕС ВВП выросло только на 1,8%. Если в 2004 г. ВВП Польши по ППС составлял всего 20% ВВП Германии, 26% ВВП Великобритании и 28% ВВП Франции, то в 2010 г. соотношение выглядело следующим образом: 24%, 34%, 34% [2]. В польской экономике продолжаются процессы восстановления ее потенциала после кризисного периода 2009 года. Так, по итогам 2011 года ВВП вырос на 4,3 % в результате активного роста внутреннего спроса, рост частного потребления составил   3,1%, а также инвестиционного роста – на 8,1% [6].  Экономические результаты свидетельствуют о нахождении страны в числе  лидеров роста среди стран  Европейского Союза.

Среднесрочный и долгосрочный эффект от вступления в ЕС явились также результатом использования структурных фондов и дотаций, предоставленных Польше. Так, денежные выплаты из бюджета ЕС в 2007 году составили 8 млрд евро, что составляло более 2% от польского ВВП [1]. Именно эти средства главным образом повлияли на модернизацию производства и приток инвестиций в сельское хозяйство и развитее транспортной отрасли в стране. Со дня вступления Польши в ЕС наблюдалось положительное сальдо платежного баланса, составившее к концу 2007 года 5,2 млрд евро.. В период с 1 мая 2005 г. по 28 февраля 2011 г. из фондов ЕС Польше было выделено 49,8 млрд. евро. 2010 г. стал рекордным годом по объему полученных средств из бюджета ЕС – 7,7 млрд. евро [2]. Данные средства направлены на развитие транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды, поощрение малого и среднего бизнеса, профессиональной переквалификации безработных граждан.

В 2007-2013 гг. Польша является самым большим бенефициаром-нетто по использованию бюджетных средств ЕС [2].

Увеличение заработной платы повлияло на рост уровня потребления и, таким образом, положительно отразилось на экономическом развитии страны. В то же время, рост потребительского спроса привел к инфляционным колебаниям. Стоит заметить, что причиной роста цен стали как общемировые тенденции (среди прочих, рост цен на энергоносители и продукты питания), так и условия внутреннего рынка, напрямую не связанные с вступлением Польши в ЕС. Например, растущий внутренний спрос в Польше в последние годы был обусловлен  увеличением количества молодых специалистов с высоким уровнем доходов. Граждане, которые родились во время демографического взрыва 80-ых годов, в настоящее время находятся в возрасте 25-30 лет. Как раз они формируют повышенный спрос на внутреннем рынке. Положительным явлением, наблюдающимся уже на протяжении длительного периода времени, является рост благосостояния  домашних хозяйств.

К непрямым эффектам вступления Польши в ЕС относится высокий рост притока прямых иностранных инвестиций, составлявших в 2007 году 12,8 млрд евро. Следует уточнить, что в то время как до 2004 года значительная часть роста ПИИ была связана с процессом приватизации, сейчас доля таких инвестиций невелика. Считается, что именно ПИИ способствовали созданию в Польше около 1,2 млн рабочих мест. Благодаря ПИИ Польша является лидером в производстве ЖКИ, бытовых электроприборов и крупнейшим экспортером машин [1].

Последние годы доказали, что крупным предприятиям с иностранным капиталом интересно размещение на территории Польши научно-исследовательских и логистических центров, что и наблюдается в последнее время. Инвестиционную привлекательность Польши увеличивает также факт наличия в стране высококвалифицированной рабочей силы. Одним из основополагающих факторов роста инвестиционной привлекательности наших соседей после вступления в ЕС явилось значительное сокращение инвестиционных рисков. Другими словами, условия ведения бизнеса стали более предсказуемыми, стабильными и прозрачными, что позволяет инвестору спланировать свою деятельность на долгосрочной основе.

В 2010 г. из 7,3 млрд. евро привлеченных инвестиций 82% составляли инвестиции из ЕС. Основные инвесторы в польскую экономику в 2010 г. были: Люксембург - 1,941 млрд. евро, Германия - 1,663 млрд. евро, Италия - 1,025 млрд. евро [2].

На конец  2010 г. объем польских накопленных инвестиций за рубежом составил 27,6 млрд. евро. Основными странами ЕС, в которые направлялись польские ПЗИ в 2010 г. это: Люксембург – 1,4 млрд. евро, Бельгия – 504 млн. евро, Германия – 345 млн евро [2].

Польский рынок капитала является одним из самых динамичных рынков стран Центрально-Восточной Европы. С каждым годом возрастает роль Варшавской биржи ценных бумаг, которая в 2010 г. заняла 2-ое место по уровню капитализации. В 1997-2010 гг. данный показатель вырос с 13 млрд. долл. США до 180 млрд. долл. [2].

Открытие трудового рынка ЕС (за исключением рынков таких стран как Германия, Австрия и Дания) привело к значительному увеличению трансфертов денежных средств от польских трудовых мигрантов. В 2004-2010 их величина составила 28,7 млрд. евро. Только в 2010 г. польские граждане, трудящиеся в ЕС, перевели в Польшу более 4,2 млрд. евро. В совокупности денежные суммы, полученные из бюджета ЕС и трансферты трудовых мигрантов в 2004-2010, составили 75,8 млрд. евро [6].

После присоединения к ЕС Польше удалось найти свое место в данном интеграционном объединении, что проявилось в усилении торговых отношений с партнерами по блоку. В 2004-2010 объем польского экспорта увеличился с 47,5 млрд. евро до 117,4 млрд. евро. Главными торговыми партнерами Польши являются страны ЕС, на которых приходится более 78,6% польского экспорта и 58,8% импорта. Польше удалось ликвидировать отрицательное сальдо торгового баланса в торговле со странами ЕС. Впечатляющими являются результаты за 2010 г. Экспорт превысил показатели предкризисного 2008 г. и составил 117,4 млрд. евро. В 2010 г. сальдо торгового баланса со странами ЕС было положительным и составило 15,2 млрд. евро [2].

Главными импортерами польской продукции в ЕС является Германия (25,9%), Франция (6,8%), Великобритания (6,1%),  Италия(6,1%), Чехия (5,9%), Голландия (4,1%) [6]. Польша в течение последних семи лет стала важным торговым партнером для стран ЕС.

Согласно отчету Ernst & Young (E&Y) за июнь 2011 г. Польша заняла: 1 место среди стран Европы по росту объема инвестиций в сравнении с 2009 г. (40%) и 3 место в сфере создания рабочих мест благодаря прямым иностранным инвестициям в 2010 г. Согласно базе данных инвесторов из разных стран мира «FDI Intelligence» Польша является самой привлекательной страной для производственного сектора в Европе, и занимает 3 место в мире, уступая только США и Китаю. Влиятельная еженедельная англоязычная газета «The Economist» отметила, что Польша лучше всех справилась с кризисом в Европе по сравнению с другими странами региона. «The Economist» также отдала Польше 5 место в мире по объему роста ВВП. Согласно Всемирному инвестиционному отчету UNCTAD 2011 г., опубликованному в Польском Агентстве Информации и Иностранных Инвестиций, Польша является шестой в списке самых привлекательных стран для размещения инвестиций в 2011-2013гг. [6] Таким образом, Польша остается крупнейшим адресатом инвестиций в ЕС, и продолжает закреплять свои позиции на мировой карте среди стран привлекательных для размещения инвестиций.

В ближайшие годы основными факторами, которые будут оказывать влияние на развитие национального хозяйства Польши будет состояние экономик стран ЕС, а также состояние мировых центров. Польша обладает целым рядом благоприятных экономических показателей, которые выделяют ее среди других стран-членов ЕС. Это объясняется выгодным географическим положением страны, стабильной макроэкономической ситуацией, ускоренными темпами экономического роста на протяжении последних лет. Кроме того, приток денежных средств в экономику из европейских фондов также позволит сохранить стране сравнительно высокие показатели в различных сферах. До 2013 г. Польша может израсходовать 67 млрд. евро на развитие инфраструктуры, реформирование системы образования и другие проекты.

2.1.2 Присоединение к Шенгенской зоне

В декабре 2007 г. Польша присоединилась к Шенгенской зоне, которую создают 22 государства-члена  ЕС  и  2  государства  Европейской  ассоциации  свободной  торговли,  ЕАСТ  (Исландия и  Норвегия).  В  этой  зоне  отменен  регулярный  контроль  лиц,  пересекающих  границы,  укрепляя сотрудничество в области безопасности и политики предоставления права убежища. Только в  определенных  ситуациях, связанных с угрозой для общественного порядка, возможно временное восстановление пограничного контроля (например, во время международных массовых мероприятий типа чемпионата Европы по футболу Евро 2008). Кроме того, Польша как страна Шенгена имеет право запретить въезд и/или пребывание на своей территории гражданину другой страны, принадлежащей к Шенгенской зоне, если он создает угрозу для национальной безопасности или общественного порядка.

В результате присоединения Польши к Шенгенской зоне повысилась эффективность поставок товаров в рамках Сообщества. Благодаря устранению очередей на границах с 4 государствами ЕС стали  возможными  поставки  «точно  в  срок»  (англ.  just  in  time).  Использование  базы  данных Шенгенской информационной системы (SIS II) позволяет как более эффективный поиск как лиц, так и  предметов  (например  похищенных  автомобилей).  Информация  о  поиске  определенного  лица службами одной страны одновременно попадает к соответствующим службам во всех остальных государствах.

Изменилась также визовая система. Польша, равно как и остальные страны Шенгена, выдает гражданам третьих государств, охваченных визовым обязательством, унифицированные Шенгенские визы (краткосрочные: визы на право пребывания, транзитные и аэродромные визы). Шенгенская виза  автоматически  признается  другими  государствами-сторонами  Шенгенского  соглашения.

Польша  также имеет право  выдачи  виз,  действительность  которых  ограничивается  территорией выдающего их государства (долгосрочные визы).

2.1.3 Членство в зоне евро

Вступление в Европейский союз открыло Польше дорогу к очередному этапу экономической интеграции, которым является членство в зоне евро. Вступая в ЕС, Польша обязалась в дальнейшей перспективе  перейти  на  евро  и  таким  образом  участвовать  в  проведении  совместной  денежной политики  со  странами,  принадлежащими  к  валютному  союзу.  Сроки  вступления  в  совместную валютную зону еще не определены. Польша является членом валютного и экономического союза с дерогацией. Вступлению в зону евро должно предшествовать участие в европейском курсовом механизме  –  ERM  II.

 Долгое время считалось, что евро появится в Польше не раньше 2015-2016 годов. Однако премьер-министр страны Дональд Туск заявил о том, что целью является переход на евро уже к 2011 году. Позже в связи с экономическим кризисом сроки были продлены.

По мнению аналитиков, вступление Польши в зону евро – задача трудновыполнимая, поскольку Польша должна соответствовать так называемым «маастрихтским критериям». Это означает, что в течение двух лет должен сохраняться стабильный курс злотого. Инфляция и долгосрочная процентная ставка должны удерживаться в строгих рамках. Страна также берет на себя обязательства, касающиеся размера государственного долга и дефицита бюджета.

Считается, что вход в зону евро предоставит стране доступ к более дешевому капиталу. Будет достигнута большая финансовая стабильность и сократятся издержки местных производителей. Основным минусом перехода является утрата Национальным банком Польши возможности принимать самостоятельные решения в области кредитно-финансовой политики. Существуют и опасения, что после перехода на общеевропейскую валюту вырастут цены.

2.1.4 Структурные фонды

Членство в ЕС обозначает также возможность получения финансовой помощи из фондов ЕС (структурных фондов и Фонда сплочения). В рамках так называемой финансовой перспективы на 2004-2006 гг. эти средства были предназначены, в частности, на модернизацию сельского хозяйства, обновление  инфраструктуры,  региональное  развитие,  а  также  на  деятельность  малых  и  средних предприятий.  Дополнительным  источником  финансирования  из  ЕС  были  так  называемые инициативы Сообщества, направленные на поддержку ЕС как целого, а не отдельных регионов.

К  таким  инициативам  относились:  INTERREG  (межрегиональное  сотрудничество),  URBAN (оживление  городов  со  структурной  безработицей),  LEADER+  (помощь  в  развитии  сельских районов), EQUAL (выравнивание шансов на рынке труда) [3].

В  планах  на  новый  бюджетный  период,  охватывающий  2007-2013  гг.,  ЕС  отказался  от вышеназванных инициатив Сообщества (они были включены в Фонд сплочения), а финансирование развития сельской местности и сектора рыболовства происходит вне политики сплочения. За этот период объем средств из фондов ЕС, которые можно будет использовать в Польше, составит более чем 67 млрд. евро, против почти 13 млрд. евро в 2004-2006 гг. В 2007-2013 гг. доля Польши во всех фондах ЕС, предназначенных на политику сплочения, составит почти 20% [3].

На основе руководящих указаний ЕС, определяющих главные цели политики сплочения, а также учитывая  общественно-экономические  условия  Польши,  были  подготовлены  Национальные стратегические рамки отсчета на 2007-2013 гг., NSRO (называемые также Национальной стратегией сплочения). Этот документ определяет направления, которые получат финансовую поддержку из бюджета ЕС в течение 7 ближайших лет в рамках Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда и Фонда сплочения.

Стратегической целью NSRO является создание условий для повышения конкурентоспособности польской  экономики,  опирающейся  на  знания  и  предприимчивость,  обеспечивающей  рост занятости  и  повышение  уровня  социальной,  экономической  и  территориальной  сплоченности Польши  в  рамках  Европейского  союза  и  внутри  страны.  Эта  цель  будет  достигнута  путем реализации горизонтальных частичных целей, вытекающих из требований лиссабонской стратегии, Стратегических   указаний Сообщества и выводов из анализа слабых и сильных сторон польской экономики, а также стоящих перед ней шансов и угроз. Частичные цели NSRO охватывают:

  1.  создание условий для сохранения устойчивых и высоких темпов экономического роста,
  2.  рост занятости путем развития человеческого и общественного капитала,
  3.  повышение конкурентоспособности польских предприятий, особенно сектора услуг,
  4.  строительство  и  модернизацию  технической  инфраструктуры,  имеющей  основное  значение для повышения конкурентоспособности Польши и ее регионов,
  5.  повышение  конкурентоспособности  польских  регионов  и  противодействие  их  социальной, экономической и пространственной деградации,
  6.  развитие сельских районов.

На реализацию NSRO в 2007-2013 гг. предназначено около 85,6 млрд. евро (в ценах 2006 г.). Из этой  суммы  67,3  млрд.  евро  будет  выделено  из  бюджета  ЕС  (из  структурных  фондов  и  Фонда сплочения),  11,9  млрд.  евро  из  отечественных  публичных  средств,  а  около  6,4  млрд.  евро  –  это предполагаемый вклад частных субъектов. В среднем до 2015 г. будет расходоваться около 9,5 млрд. евро  в  год,  что  является  эквивалентом  около  5%  валового  внутреннего  продукта.  Свыше  66% расходов предназначается на реализацию лиссабонской стратегии [3].

Предусматривается реализация следующих проектов с участием Польши:

  1.  трансграничное сотрудничество:

- три двусторонние программы на границе Польши и Германии (с участием Меклембургии, Бранденбургии и Саксонии),

- Польша – Чешская Республика,

- Польша – Словакия,

- Польша – Литва,

- Польша – Швеция – Дания – Литва – Германия (Южная Балтика),

  1.  транснациональное сотрудничество:

- территория Центрально-Восточной Европы,

- регион Балтийского моря,

  1.  программа межрегионального сотрудничества, охватывающая всю территорию ЕС.

В  рамках  NSRO  предусмотрено  выполнение  секторных  оперативных  программ, управляемых Министерством регионального развития («Инфраструктура и окружающая среда», «Человеческий  капитал»,  «Инновационная  экономика»,  «Развитие  восточной  Польши» и  «Техническая  помощь  на  2007-2013  гг.»),  а  также  16  региональных  оперативных  программ, управляемых самоуправлениями воеводств.

Таблица – Доля отдельных оперативных программ в размещении средств, предназначенных на реализацию политики сплочения для Польши в 2007-2013 гг. [7]

Оперативная программа

Доля программы во всем размещении средств

Источник финансирования

Инфраструктура  и окружающая среда

41,9% всех средств  

(27,9 млрд. евро)

Европейский фонд регионального развития,

Фонд сплочения

Региональные оперативные

программы

24,9% всех средств  

(16,6 млрд. евро)

Европейский фонд регионального

развития

Человеческий капитал  

14,6% всех средств  

(9,7 млрд. евро)

Европейский социальный фонд

Инновационная экономика  

12,4% всех средств  

(8,3 млрд. евро)

Европейский фонд регионального

развития

Развитие восточной

Польши

3,4% всех средств  

(2,3 млрд. евро)

Европейский фонд регионального

развития (в том числе 992 млн. евро

выделены Европейским советом для

5 самых бедных регионов ЕС)

Техническая помощь  

0,8% всех средств  

(0,5 млрд. евро)

Европейский фонд регионального

развития

На  внешних  границах  ЕС  трансграничное  сотрудничество  с  партнерскими  странами  будет поощряться из средств проекта «Европейский инструмент соседства и партнерства». В рамках этого проекта  с  участием  Польши  будут  реализованы  программы  трансграничного  сотрудничества  с Украиной, Беларусью и Калининградской областью Российской Федерации.

В 2007-2013 гг. предприниматели могут по-разному пользоваться средствами, предназначенными на  региональную  политику.  В  рамках  самой  большой  программы  –  Оперативная  программа Инновационная экономика (ОП ИЭ) можно будет получить поддержку для инвестиций, имеющих большое  значение  для  экономики  (инвестиции  свыше  40  млн.  евро)  на  национальном  и/или международном  уровне,  на  НИОКР  выполняемые  по  заказу  предпринимателей,  на  повышение конкурентоспособности  предприятий  путем  усиления  спроса  на  новые  и  современные  проекты в экономике, на укрепление кооперативных связей для предпринимателей, работающих на едином европейском  рынке [3].  Был  создан  также  механизм,  стимулирующий  возникновение  новых предприятий  с  большим  инновационным  потенциалом  (двухэтапная  поддержка).  В  рамках программы ОП ИЭ будут реализованы следующие приоритеты:

  1.  Исследования и развитие современных технологий;
  2.  Инфраструктура сферы И + Р;
  3.  Капитал для инноваций;
  4.  Инвестиции в инновационные мероприятия;
  5.  Распространение инноваций;
  6.  Польская экономика на международном рынке.

На  местном  или  региональном  уровне  инновации  будут  поощряться  в  региональных оперативных программах и в оперативной программе «Развитие восточной Польши».

Предприятия, чрезмерно загрязняющие окружающую среду, могут обратиться за поддержкой для  инвестиций,  направленных  на  выполнение  норм  защиты  окружающей  среды.  Предприятия могут тоже рассчитывать на комплексные и специализированные услуги в области консалтинга, оказываемые компетентными учреждениями. Поддержку могут получить работодатели, которые хотят  инвестировать  в  развитие  своих  работников  и  внедрять  новые  формы  организации  труда и выполнения трудового договора. Предприятия, занимающиеся рыболовством, переработкой или транспортом рыбы, могут пользоваться многочисленными видами помощи в рамках поддержки сектора рыбной промышленности.

Условием  получения  помощи  является  наличие  юридического  адреса  в  Польше,  подготовка проекта и бизнес-плана мероприятия, а также готовность внести собственный финансовый вклад.

Наибольшее количество средств предназначено для малых и средних предприятий.

2.1.5 Миграция

На момент вступления в ЕС в Польше была самая высокая среди новых членов безработица — 20%. В поисках работы за короткий период более 300 тысяч поляков отправились в страны ЕС. Нашествие мигрантов из новых стран-членов ЕС вызвало опасения французов и голландцев, из-за чего на национальных референдумах в 2005 году они проголосовали против проекта общеевропейской Конституции. Клише «польский водопроводчик» стало собирательным образом, символизирующим на Западе рабочую силу из Восточной Европы, которая устремилась в богатые государства в поисках лучшей доли. В целях защиты внутренних рынков правительства 12 из 15 «старых» стран ЕС с 1 мая 2004 года ввели двухлетний запрет на свободный въезд рабочих из государств-новобранцев.

Однако опасения, что массовая миграция из стран Центральной и Восточной Европы в ЕС окажет негативное воздействие на рынки труда стран Евросоюза, оказались необоснованными. По данным Всемирного банка, приток иностранных рабочих в Великобритании, Ирландии и Германии дополнил трудовые ресурсы этих стран, а не заменил их, и снижения уровня оплаты труда в этих странах не произошло.

В Польше, однако, «отток мозгов» вылился в нехватку квалифицированных работников в нескольких секторах, особенно в здравоохранении. Так, по данным Национальной медицинской палаты Польши, сегодня каждый 6-й польский врач (20 тысяч из 120 тысяч) работает за границей [1,5].

Отъезд квалифицированных кадров и интенсификация миграции способствовали росту у польских работников требований по заработной плате, особенно в сельском хозяйстве и строительстве. Это вызвало рост заработной платы.

Значительно увеличились поступления в национальную экономику средств, заработанных поляками за границей. Так, согласно оценкам Национального банка Польши, в 2007 году денежные переводы из-за рубежа превысили 20 млрд злотых[1].

2.2 Политическая сфера

Главной целью Варшавы как «полновесного» члена ЕС остается последовательное реформирование евросоюзной аграрной и структурной политики ЕС, обеспечение благоприятного для Польши бюджета после 2013 г., реализация целей Лиссабонского договора, укрепление собственных позиций в контексте европейской внешней политики и политики в области безопасности.

Одной из своих основных внешнеполитических задач в рамках ЕС Варшава считает работу по укреплению сотрудничества с партнерами на пост-советском пространстве – через реализацию концепции «восточного» измерения  внешней политики ЕС, нашедшего свое практическое воплощение, в частности, в проекте так называемого Восточного партнерства.

Эта политика включает, как известно, поддержку демократических и рыночных преобразований, меры по содействию построению правового государства, укреплению суверенитета, а также сближению и интеграции стран СНГ с западными структурами (расширение сотрудничества на политическом, экономическом и общественном уровне).

Эксперты считают, что со вступлением в ЕС Польша получила именно тот новый инструмент, благодаря которому смогла не только реализовать свою собственную восточную политику по отношению к Украине, России и Белоруссии, но и стала важным субъектом в восточной политике ЕС в целом.

Обратив, например, внимание Европы на Украину во время «оранжевой революции» 2004 г., Польша повлияла на мирное прохождение «оранжевой революции», считают польские аналитики. Инициировав совместно со Швецией проект Восточное партнерства, охватывающего Беларусь, Украину, Молдавию, Азербайджан, Армению и Грузию, Польша,   добилась «восточного» успеха, который не могли не признать ее союзники.

Очевидно при этом, что членство в ЕС одновременно наложило на Польшу определенные ограничения в международном плане, в основном в отношениях с Россией, которые повлияли на смягчение польской антироссийской риторики в общих интересах Евросоюза.

Правительство Д.Туска, занимающее подчеркнуто проевропейские позиции в современном польском политическом истеблишменте, одним из первых в Европе добилось ратификации польским парламентом договора о реформе ЕС, продемонстрировав тем самым конструктивность своего подхода к евростроительству, исходя из принципов «доверия, компромисса и партнерства» [4]. Одновременно, по мнению Р.Сикорского, «мирная интеграция Европы» вполне соответствует польским национальным интересам, поэтому членство Польши в ЕС означает для поляков, по сути, «цивилизационный прорыв» [4]. Вместе с тем, Варшава продолжает выступать против передачи части своих полномочий Брюсселю, полагая, что ЕС должен оставаться союзом суверенных государств, «актором» экономическим, а не политическим. Польша настаивает на необходимости противодействия прослеживающейся в некоторых государствах-членах Евросоюза логике ренационализации, выступает в поддержку тех механизмов и позиций в ЕС, которые усиливают его общесоюзную и солидарную идентичность.

Относительно бюджета ЕС после 2013 г. варшавские политики выражают уверенность, что он позволит удовлетворить растущие политические и договорные амбиции Евросоюза, сводящиеся к предотвращению разделения государств-членов на богатых и бедных, и будет способствовать выравниванию различий между ними.

Последовательно проводя задекларированную «конструктивную политику» в рамках ЕС и демонстрируя в последнее время в целом все более взвешенный подход в отношении Москвы, правительство Д.Туска отказалось, например, от блокирования мандата ЕС на переговоры по заключению нового базового соглашения с Россией о партнерстве и сотрудничестве. В Варшаве полагают, что изменение позиции стало возможным благодаря принятию Еврокомиссией польской «оговорки» о необходимости ведения переговоров с Россией в духе энергетической солидарности. Очевидно, что улучшение отношений с Россией команда Д.Туска старается использовать для придания еще большего веса польскому голосу при формировании общей восточной политики ЕС.

Одной из привлекательных целей Польши в контексте Восточного партнерства, например, является создание для охваченных им стран, а также для России и Западных Балкан, «дорожных карт» перехода к безвизовому передвижению.

Далее Д.Туск и его команда сделали ставку на «эффективность» польского председательства в ЕС во второй половине 2011 г. Были определены и обнародованы главные приоритеты председательства, к которым относятся:

– проведение переговоров по так называемому Долгосрочному рамочному финансированию;

– нахождение новых способов оживления экономического роста после кризиса;

– дальнейшее развитие отношений с государствами Восточной Европы;

–решение насущных вопросов энергетической политики и энергетической безопасности ЕС;

– совершенствование общей политики безопасности и обороны [4].

В Европе, в рамках ЕС, Польша подчеркивает важность так называемого «веймарского триалога» (Берлин –Париж – Варшава).

Этот форум, первоначально созданный для «подтягивания» восточноевропейских стран, прежде всего самой Польши, к ЕС, теперь рассматриваетсяего участниками своеобразной «платформой равноправных партнеров», на которой можно инициировать создание новых перспективных и обсуждать совершенствование действующих и хорошо зарекомендовавших себя структур в Европе. По существу, у Польши в «Веймарском треугольнике» появился особый шанс вносить свой вклад в активное формирование европейской политики на стадии согласования актуальных и долгосрочных инициатив европейской повестки (осуществление европейских внешних сношений, в особенности с восточными соседями ЕС, решение вопросов европейской безопасности и оборонной политики, создание европейской внешнеполитической службы, подготовка политико-экономической повестки дня проекта «Европа 2020»).

Показательны боннские консультации министров иностранных дел стран «Веймарского треугольника». Министры пришли к единому мнению, что помимо участия в НАТО странам ЕС необходимо совместно развивать и европейскую обороноспособность. Они выступили с инициативой разработки стратегии планирования и проведения совместных операций ЕС и координации гражданских и военных составляющих, а практической моделью сотрудничества предлагают создание и доведение до состояния полной боевой готовности к первой половине 2013 г. совместного военного соединения «Веймарская бригада».

Очевидно, что ведущим политическим и торговым партнером Польши в Европе остается ФРГ, в отношениях с которой правительство Д.Туска решает задачу осуществления «партнерского диалога стратегического характера» [4].

Варшава положительно подходит к работе с Берлином по исторической проблематике, поиску точек соприкосновения по проблемам «изгнанных» из западных регионов Польши в 1945 г. немцев, однако ждет понимания и с немецкой стороны. Тем не менее, в отношениях со своим западным соседом, вопреки официальным заявлениям о «наилучших отношениях в последние годы», список спорных вопросов остается по сути неизменным. Это по-прежнему касается в целом негативного отношения Польши к газопроводу «Северный поток», имущественных притязаний «изгнанных/перемещенных» лиц, а также интерпретации исторических событий недавнего прошлого. Вместе с тем, в политической Варшаве бытует выражение: «Поляки очень много могут сделать вместе с немцами, но ничего не могут без них».

Как писал журнал «The Economist», теперь туда же дело идет и с Россией – после трагических событий 10 апреля 2010 года под Смоленском. И если так пойдет дальше, то Европа может стать свидетелем того, что «следующая декада на континенте будет формироваться осью Берлин – Варшава – Москва» [4]. Польша, конечно, активно развивает сотрудничество и с другими западноевропейскими странами, прежде всего с Францией, Великобританией и Италией.

Польша принимает активное участие в органах Европейского союза. С  1  мая  2004г.  она  участвует  и  принимает  решения  во  всех  органах  ЕС.  Польша  имеет относительно  большое  представительство  в  органах  ЕС,  прежде  всего  благодаря  численности населения (по своему демографическому потенциалу Польша занимает шестое место в Европейском союзе). С 1 ноября 2004 г. она располагает 27 голосами в Совете ЕС, а в составе Еврокомиссии заседает  один  польский  комиссар  (Данута  Хюбнер  занимает  должность  комиссара  по  вопросам региональной политики). В работе Европарламента на срок 2004-2009 гг. принимали участие 54 депутата от Польши, избранных в июне 2004 г. на всеобщих выборах[6].

2.3 Общество

Чуть ли не главными противниками вступления страны в ЕС были польские фермеры, вторившие, что рынок Запада не станет доступнее, а цены вырастут.

Цены на многие товары, действительно, выросли как в Польше, так и в других странах бывшего соцлагеря. Несмотря на опасения поляков, что брюссельские законы отрицательно скажутся на их промышленности и сельском хозяйстве, произошло обратное — открытие границ и свободный экспорт увеличили обороты заводов, а фермеры получили дополнительные субсидии размером в 1,5 млрд евро и новые рынки[1]. Вхождение в Европейский Союз ускорило процесс модернизации и реструктуризации польского сельского хозяйства. Инструменты единой политики ЕС способствовали стабилизации производственных условий, дали финансовый импульс притоку инвестиций в Польшу, изменили имидж и работу сельскохозяйственного сектора.

Рост цен на сельскохозяйственную продукцию в 2007-2008 годах компенсировал динамичный рост цен на средства производства. Благодаря благоприятной экономической ситуации в сельскохозяйственной сфере, субсидиям из ЕС и местного бюджета в 2007 году доход польских домашних хозяйств вырос на 13,7% (средний показатель по 27 странам ЕС — 5,4%). И если до вступления в ЕС только 30% селян стремились на мировой рынок, то спустя 2 года после вступления уже 60% оценили положительные изменения в своей жизни [1].

Широко распространенные в Польше опасения, связанные с вступлением страны в ЕС, не оправдались, за исключением некоторого повышения цен после интеграции, — подводит итог председатель правления польского научно-исследовательского Центра CASE Ева Бальцерович. — Однако валютная политика позволила сохранить стабильность цен. В то же время имели место позитивные явления, которые не прогнозировались. Вопреки пессимистическим ожиданиям, темпы роста экспорта опередили темпы роста импорта. Заметно вырос польский экспорт продовольственных товаров в страны ЕС. Неожиданным оказалось и то, что общественная поддержка членства Польши в ЕС постоянно и существенно росла, начиная с момента интеграции.

Сегодня 78% поляков положительно оценивает вступление в ЕС. 69% граждан полагают, что в течение 10-20 лет Польша в полной мере извлечет выгоду из этого членства [1,5].

По официальным данным, в 2008 году более 1 миллиона поляков работали в странах Евросоюза. При этом опросы общественного мнения показывают, что они все более склонны возвратиться в Польшу. В 2008 году по сравнению с 2007-м в два раза больше поляков, работавших в Великобритании и Ирландии, хотели вернуться домой. Среди главных причин они называли:

- тоска по родине, семье и друзьям;

- значительно большие возможности для развития;

- личные причины;

- ослабление валют стран, привлекающих мигрантов [1,5].

Заключение

Вступив  в  ЕС,  Польша  не  только  укрепила  свою  международную  позицию,  но  и  получила возможность  оказывать  влияние  на  политику  Евросоюза.  Улучшение  репутации  Польши  на международной арене способствовало дополнительному притоку прямых иностранных инвестиций в страну.

Вступление  в  ЕС  имеет  также  огромное  значение  в сфере экономики.  Польские  субъекты хозяйственной  деятельности  теперь  напрямую  конкурируют  с  предприятиями  Европейского Союза, имеющими финансовые и маркетинговые преимущества. В то же время структурные и фондовые преобразования, которые начались еще в период, когда Польша была ассоциированным членом ЕС, позволяют им на равных правах соперничать с фирмами из стран ЕС. Кроме того, увеличившийся рынок создает большие шансы развития, большие шансы на получение новых технологий, капитала на развитие, инвестиций. Либерализация так называемых сетевых секторов (напр., телекоммуникация, энергетика), как и упразднение пограничных барьеров, позволяет снизить издержки производства.

Весьма  существенное  значение  имеет  также  стабилизация  и  предсказуемость  условий  ведения хозяйственной деятельности.

Большинство  опасений,  имевшихся  у  поляков  до  вступления  в  Европейский  союз,  оказались лишенными  оснований.  Кропотливая  и  продолжительная  подготовка  к  вступлению  позволили сделать  плавный  переход  к  новой  экономической  системе  и  быстро  адаптироваться  к  новым условиям.

 

Список использованных источников

  1.  Бальцерович, Е. Экономика Польши после вступления в ЕС. –  Экономический вестник о вопросах переходной экономики «Beyond Transition», январь-март, 2007.
  2.  Габарта, А. Анализ состояния польской экономики через семь лет после вступления страны в ЕС. – Издание МГИМО (У) МИД России, журнал «Мировое и национальное хозяйство» №3(18), 2011.
  3.  Польша – твой экономический партнер. – Справочник подготовлен Институтом исследований рынка, потребления и конъюнктуры. –  Варшава, 2008.  – 205 с.
  4.  Седякин Ю.М. Современная внешняя политика Польши. – Научно-аналитический журнал Обозреватель –  Observer. – 2010. – Т. 245. – № 6. – С. 58-69.
  5.  4 years of Poland"s membership in the UE. Analysis of social and economic benefits and costs. – Office of the Committee for European Integration Department of Analyses and Strategies, 2008.
  6.  Отдел содействия торговле и инвестициям. Посольство Республики Польша. Режим доступа: http://tashkent.trade.gov.pl/ru/polska. Дата доступа: 03.12.2012.
  7.  Cohesion Policy 2007-13 –  National Strategic Reference Frameworks. Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/atlas2007/fiche/nsrf.pdf.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58786. Социальный проект-программа «Уроки Трезвости» 499 KB
  Областная программа Уроки трезвости призвана дополнить воспитательно-профилактическую программу учебных заведений в сфере профилактики асоциальных явлений связанных с употреблением алкоголя табака и других наркотиков детьми и молодёжью.