97894

Проблема: Человек в критической ситуации

Реферат

Логика и философия

Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен. Фрустрация - это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия...

Русский

2015-10-25

52 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 7

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема: Человек в критической ситуации.

Реферат по дисциплине «Культурология»

                  

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-111

_______ Быстрова А.Н.                                        _______Затульветер Д.А.                                                                                      

                        

2011 год

Содержание

Введение

Данный реферат я решил написать на тему «Человек в критических ситуациях» связанную с общей проблемой прочитанных мной книг: Д.Олдридж «Последний дюйм», Ф.М.Достоевски «Униженные и оскорбленные», А.Грин «Бегущая по волнам».

Критической называется ситуация, заставляющая приспосабливаться к абсолютно новым требованиям и противоречащая существующим установкам и стереотипам поведения.

К таким ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис. Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен
Фрустрация - это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и идеальные или воображаемые. Например, ребенок находится в состоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родителей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столкнувшийся с запретом мастера.
Конфликт - еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.
Наконец, кризис - это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, связанный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, перемещением в другое место, другую страну и т. п.
Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне. Именно поэтому актуальность данной темы имеет высокий уровень.
(Откуда взяты эти рассуждения? Не сам же ты их выделил и описал?)

Человек в критической ситуации

В рассказе «Последний дюйм» Джэймс Олдридж показывает ситуацию в которой оказались отец Бен и десятилетний сын Деви.

Сначала все шло хорошо. Сын сидел на берегу, Бен работал под водой. Но он случайно перепачкался кровью от приманки, и акулы напали на него. Мощные челюсти порвали его правую руку и, словно бритвой, прошили левую, также досталось и ногам. Чудом выбравшись на берег, Бен позвал сына. Мальчик испугался, когда увидел раненного отца.

Летчик понимал, что не сможет вести самолет, а это означало гибель как его, так  и сына. Единственной надеждой был самолет, и вести его придется десятилетнему мальчику. Иначе – смерть. На маленького Деви легла трудная задача которую решать придется ему самому без чьей-либо помощи. Трудная не только в физическом смысле, но и в моральном. Мальчик, который плачет от каждого окрика отца, должен перебороть свой страх, взять себя в руки и четко выполнить все указания искалеченного отца.

Бесспорно, ситуация в которой оказался Деви является критической. Мы с напряжением и волнением наблюдает за всем, что происходит в кабине самолета. И только когда мальчик сажает самолет в аэропорту Каира, мы понимаем, что Деви вышел из этой ситуации героем.

В этом рассказе мы видим яркий пример фрустрации. Перед Дэви встала серьёзная преграда, которая была преодолена им.

В романе Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» мы также видим критическую ситуацию, в которой оказываются герои данного произведения, совершенно отличающуюся от той, которая была преодолена Дэви .

Н.А.Добролюбов писал «В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой».  «Люди, человеческое достоинство которых оскорбляется,— писал Добролюбов,— являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». (Где эту мысль выразил Добролюбов? На каких страницах?) Кроткие — это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, так как он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли. Она не хочет мириться с тем, что происходит вокруг и поэтом протестует так, как может. Случай с Нелли без сомнения является критической ситуацией которую маленькая девочка не смогла преодолеть всилу своей слабости.

Совершенно другой случай предстает пред нами в романе «Бегущая по волнам» Александра Грина. Случай, отличающийся от предыдущих всем, кроме того, что главный герой этого произведения Томас Гарвей также попадает в критическую ситуацию, происшедшую во время плавания на судне капитана Геза. В Дагоне на борт поднялись три женщины. Гарвею не хотелось принимать участие в начавшемся у капитана веселье, и он остался у себя. Через некоторое время, услышав крики одной из женщин и угрозы пьяного капитана, Гарвей вмешался и, защищаясь, свалил капитана ударом в челюсть. Томас, ни на минуту не задумываясь, выступил на защиту женщины, совершенно не интересуясь, каким образом и зачем она на корабле. Данная ситуация была не просто преодолена им, но  также она показала нам Гарвея как личность, человека смелого.

На протяжении всего романа Томас Гарвей становится невольным участником всех событий, оставаясь при этом нравственно здоровым человеком. Преодолевая препятствия на своем пути, он обретает высокую жизнестойкость и уверенность в достижении цели.

Заключение

Говорить об актуальности проблемы поднятой в данном реферате не приходится, так как каждый человек за всю свою жизнь переживает стрессы, попадает в конфликты и у каждого случается кризис. Но справиться с подобными ситуациями способны не все. На примере трех литературных произведений, написанных разными авторами, мы можем сделать вывод, что критические ситуация, в которые попадают люди, оказывают сильное влияние на них. Они могут сделать человека сильным и морально устойчивым к подобным ситуациям, как произошло с Деви(«последний дюйм») и Томасом Гарвеем(«Бегущая по волнам»), а могут выжать из человека все соки и свести в могилу, что произошло с Нелли(«Униженные и оскорбленные»)

Список литературы

  1.  Д.Олдридж «Последний дюйм»
  2.  Ф.М.Достоевски «Униженные и оскорбленные»
  3.  А.Грин «Бегущая по волнам»
  4.  Н.А.Добролюбов «Забитые люди»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54105. Здрастуй, господине Масляна! 350 KB
  3й скоморох Кожен рік сього числа – Як гласить Наказник Дітям всім цієї школи Слід іти на празник передав Наказ 2му скомороху 4й скоморох Неодмінно мають всі Заспівати гімн Зимі І з пошаною до бору Проводити її з двору 5й скоморох Сонце в небі радо всміхається До нас Масляна повертається Раптом до залу вбігає Баба Яга в подраному кожусі з метлою в руках. Під музику входить Масляна Танок Масляни. Масляна Ой ВенаЮ Весна сонця ясного не давай Весна дощу рясного А давай нам сонечка – дзвоничка Та веселощів цілу...
54106. Криза грецької державності та піднесення Македонії 117 KB
  Мета: Розглянути причини занепаду Греції й піднесення Македонії; дати уявлення про Македонію як велику військову державу; Удосконалити навички роботи з підручником установлення причиннонаслідкових зв'язків удосконалити навички складання плану пункту параграфа. Філіп І Завоювання Греції Македонією. Кого вони зображували За якими історичними джерелами ми можемо скласти уявлення про живопис Стародавньої Греції Яку роль відіграло мистецтво Стародавньої Греції в розвитку світової культури Переконавшись у якості знань здобутих учнями на...
54107. Криза грецької державності та піднесення Македонії 53.5 KB
  У середині ІУст.до н.е. становище грецьких міст-держав погіршилося внаслідок війни з персами, незалежність в якій вони зберегли, але понесли тяжких втрат, а також через внутрішні конфлікти та політичну роздробленість. Саме в цей час, зміцніла та почала процвітати Македонія, яка і скористалася ослабленням Греції.
54108. Базовые функции культуры 35 KB
  Человекотворческая функция. или гуманистическая функция. цицерон говорил о ней - cultura animi - возделывание, взращивание духа. бердяев считал, что судьбу нашего отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к преображению жизни. все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
54109. День матері, Година спілкування 34 KB
  З часом воно поширилось і в інші країни світу. В Україні це свято відзначають вже 83 роки. Особливо готуються до цього свята діти. Вони дарують матусям власноруч виготовленні сувеніри та багато теплих, ласкавих та ніжних слів. Дякують за тепло, турботу та безмежну любов своїх матусь).
54111. Матусю моя дорогенька, це свято даруєм тобі 55.5 KB
  Вчитель: 8 березня – свято наших мам, бабусь, сестричок. Разом із приходом весни завітало до нас це перше весняне свято. Його ми присвячуємо найдорожчим, найріднішим людям.
54112. Свято Матері 63.5 KB
  Її любов до дитини безмежна й щира. Матусю мила найрідніша в світі Ти наше сонце щире і ясне Ти дбаєш щоб завжди ми були ситі Твоя любов дитину не мине. Найбільше щастя – мати для дитини Її любов і ласка щирий сміх.
54113. Вплив автотранспорту та сільгосптехніки на довкілля 260 KB
  Розвивати соціальні компетентно-комунікативні навички, приймати участь в дискусіях, співробітництві в групах, розвивати спостережливість, творчі, акторські здібності, розширювати кругозір студентів, викликати бажання до пошуку відповідей на запитання в книжках науково-пізнавального характеру, художній і народознавчій літературі, виховувати бережливе ставлення до природи.