97894

Проблема: Человек в критической ситуации

Реферат

Логика и философия

Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен. Фрустрация - это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия...

Русский

2015-10-25

52 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 7

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема: Человек в критической ситуации.

Реферат по дисциплине «Культурология»

                  

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-111

_______ Быстрова А.Н.                                        _______Затульветер Д.А.                                                                                      

                        

2011 год

Содержание

Введение

Данный реферат я решил написать на тему «Человек в критических ситуациях» связанную с общей проблемой прочитанных мной книг: Д.Олдридж «Последний дюйм», Ф.М.Достоевски «Униженные и оскорбленные», А.Грин «Бегущая по волнам».

Критической называется ситуация, заставляющая приспосабливаться к абсолютно новым требованиям и противоречащая существующим установкам и стереотипам поведения.

К таким ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис. Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен
Фрустрация - это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и идеальные или воображаемые. Например, ребенок находится в состоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родителей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столкнувшийся с запретом мастера.
Конфликт - еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.
Наконец, кризис - это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, связанный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, перемещением в другое место, другую страну и т. п.
Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне. Именно поэтому актуальность данной темы имеет высокий уровень.
(Откуда взяты эти рассуждения? Не сам же ты их выделил и описал?)

Человек в критической ситуации

В рассказе «Последний дюйм» Джэймс Олдридж показывает ситуацию в которой оказались отец Бен и десятилетний сын Деви.

Сначала все шло хорошо. Сын сидел на берегу, Бен работал под водой. Но он случайно перепачкался кровью от приманки, и акулы напали на него. Мощные челюсти порвали его правую руку и, словно бритвой, прошили левую, также досталось и ногам. Чудом выбравшись на берег, Бен позвал сына. Мальчик испугался, когда увидел раненного отца.

Летчик понимал, что не сможет вести самолет, а это означало гибель как его, так  и сына. Единственной надеждой был самолет, и вести его придется десятилетнему мальчику. Иначе – смерть. На маленького Деви легла трудная задача которую решать придется ему самому без чьей-либо помощи. Трудная не только в физическом смысле, но и в моральном. Мальчик, который плачет от каждого окрика отца, должен перебороть свой страх, взять себя в руки и четко выполнить все указания искалеченного отца.

Бесспорно, ситуация в которой оказался Деви является критической. Мы с напряжением и волнением наблюдает за всем, что происходит в кабине самолета. И только когда мальчик сажает самолет в аэропорту Каира, мы понимаем, что Деви вышел из этой ситуации героем.

В этом рассказе мы видим яркий пример фрустрации. Перед Дэви встала серьёзная преграда, которая была преодолена им.

В романе Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» мы также видим критическую ситуацию, в которой оказываются герои данного произведения, совершенно отличающуюся от той, которая была преодолена Дэви .

Н.А.Добролюбов писал «В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой».  «Люди, человеческое достоинство которых оскорбляется,— писал Добролюбов,— являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». (Где эту мысль выразил Добролюбов? На каких страницах?) Кроткие — это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, так как он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли. Она не хочет мириться с тем, что происходит вокруг и поэтом протестует так, как может. Случай с Нелли без сомнения является критической ситуацией которую маленькая девочка не смогла преодолеть всилу своей слабости.

Совершенно другой случай предстает пред нами в романе «Бегущая по волнам» Александра Грина. Случай, отличающийся от предыдущих всем, кроме того, что главный герой этого произведения Томас Гарвей также попадает в критическую ситуацию, происшедшую во время плавания на судне капитана Геза. В Дагоне на борт поднялись три женщины. Гарвею не хотелось принимать участие в начавшемся у капитана веселье, и он остался у себя. Через некоторое время, услышав крики одной из женщин и угрозы пьяного капитана, Гарвей вмешался и, защищаясь, свалил капитана ударом в челюсть. Томас, ни на минуту не задумываясь, выступил на защиту женщины, совершенно не интересуясь, каким образом и зачем она на корабле. Данная ситуация была не просто преодолена им, но  также она показала нам Гарвея как личность, человека смелого.

На протяжении всего романа Томас Гарвей становится невольным участником всех событий, оставаясь при этом нравственно здоровым человеком. Преодолевая препятствия на своем пути, он обретает высокую жизнестойкость и уверенность в достижении цели.

Заключение

Говорить об актуальности проблемы поднятой в данном реферате не приходится, так как каждый человек за всю свою жизнь переживает стрессы, попадает в конфликты и у каждого случается кризис. Но справиться с подобными ситуациями способны не все. На примере трех литературных произведений, написанных разными авторами, мы можем сделать вывод, что критические ситуация, в которые попадают люди, оказывают сильное влияние на них. Они могут сделать человека сильным и морально устойчивым к подобным ситуациям, как произошло с Деви(«последний дюйм») и Томасом Гарвеем(«Бегущая по волнам»), а могут выжать из человека все соки и свести в могилу, что произошло с Нелли(«Униженные и оскорбленные»)

Список литературы

  1.  Д.Олдридж «Последний дюйм»
  2.  Ф.М.Достоевски «Униженные и оскорбленные»
  3.  А.Грин «Бегущая по волнам»
  4.  Н.А.Добролюбов «Забитые люди»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61804. Григір Тютюнник «Дивак» 31.91 KB
  Мета: ознайомити з життям і творчістю письменника; опрацювати ідейнохудожній зміст твору Дивак зясувати його тематичну спрямованість композицію; розвинути логічне мислення память вміння грамотно надавати відповіді на питання робити висновки коментувати епізоди твору оцінювати поведінку...
61805. Вставні слова (словосполучення, речення), розділові знаки при них 17.17 KB
  Мета: поглибити знання учнів про вставні слова словосполучення речення; розвивати вміння знаходити їх у тексті й доцільно вживати в усному та писемному мовленні; вчити правильно розставляти розділові знаки при вставних конструкціях; розвивати память логічне мислення; виховувати мовну культуру школярів.
61806. Звертання поширені й непоширені. Розділові знаки при звертаннях 18.91 KB
  Мета: поглибити знання учнів про поширені та непоширені звертання; ознайомити з особливостями їх використання в різних стилях і жанрах; закріпити навички вживання розділових знаків при різноманітних звертаннях; розвивати усне й писемне мовлення емоції творчу уяву...
61807. Домовая мышь 1014.59 KB
  Задачи: Образовательные: Формировать у учащихся представления о домовой мыши; Формировать знания о строении домовой мыши; Формировать знания о вреде приносимому человеку от домовой мыши. На доску вывешивается иллюстрация домовой мыши и пишется тема урока.
61808. Do you care about how you look like? 41.78 KB
  Перспективная цель: создание комплекса условий для формирования умений понимать основное содержание облегченных доступных по объему текстов по заданной теме и умений формулировать вопросы по данной теме основываясь на раннее изученных знаниях и умениях...
61812. Квиллинг 17.88 KB
  К сожалению бумага недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Бумагокручение быстро распространилось в Европе но потому что бумага особенно цветная и высококачественная была очень дорогим материалом...