97900

Творчество и самореализация

Реферат

Логика и философия

Глубина понятия «творчество» зарыто очень глубоко, ведь его перестали рассматривать как объект психологии, естествознания, эстетики, оставили эту прерогативу философии, т.к. этот вопрос под силу только философии. А это – твои домыслы! Естествознание, конечно, вряд ли рассматривает эту проблему, поскольку у него иной предмет.

Русский

2015-10-25

30.71 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Философия»

Реферат

Тема: «Творчество и самореализация»

Разработал:                                                                       Руководитель:

ст. гр. У-212 Зенин Д.А.                            профессор  Быстрова А.Н.

Новосибирск 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………3

Введение

Глубина понятия «творчество» зарыто очень глубоко, ведь его перестали рассматривать как объект психологии, естествознания, эстетики, оставили эту прерогативу философии, т.к. этот вопрос  под силу только философии. А это – твои домыслы! Естествознание, конечно, вряд ли рассматривает эту проблему, поскольку у него иной предмет. А вот уж психологию и эстетику вовсе не надо обижать! Довольно взглянуть в работу, например, Мамардашвили «Эстетика мышления, чтобы в этом убедиться. Или посмотреть труды Выгодского, Рубинштейна по психологии.

    А. С. Пушкин, А. Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Гегель, Аристотель, Маяковский, Ю.Ю. Шевчук (ну, вот ставить Шевчука в один ряд с названными фамилиями несколько не корректно: несопоставимые величины) и много других известных имён – все они проявили себя в какой-либо деятельности, применив при этом творческий подход, (они не применяли такого подхода, они так жили! А то просто какая-то цыганочка с выходом – вернее с подходом) они реализовали себя как личности.

  А ведь когда – то они были маленькими и  родители следили за каждым  их действием и представляли кем же будет этот ребёночек  и здесь шли в ход абсолютно все гипотезы. Может быть  ребёнок станет самым известным художником, может спорт будет целью его жизни, а может быть гениальным врачом, может балериной и все гипотезы предполагали, что  вырастет великая личность. (Данил, ну зачем тебе эти сусли, которые даже и не мысли? Для какого украшательства? Ты же не сочинение для МарьИванны пишешь, а научную работу) Вопрос о присутствии у человека творческого  начала  и  потребности  в самореализации являлся всегда актуальным с древних времен  и  до  нашего времени. И что же такое способность творить: это данное с выше или же это результат упорных тренировок и путь к самосовершенствованию?  И как же определить, что этот человек творец, а вот этот точно нет?  Прошло немало времени с тех пор как задумались над этим вопросом, но точного ответа ещё никто не дал (точных ответов для сверхсложных систем не существует по определению. Точный ответ – это 2х2=4 – и то не всегда, и не везде)

    Возможно творческий процесс  - это  возможность самореализации своего врожденного потенциала. И каким образом можно самореализовываться? Эти и другие вопросы о творчестве, можно осветить с помощью моего реферата. (Да загляни ты уже наконец в рвботу Ротенберга и Аршавского и перестань гадать на кофейной гуще, а просто изложи две-три разных точки зрения!)

   Человеку вполне естественно желать внести свой вклад во благо общества, а также потребность в самореализации, это всё предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить веками в своих творениях и наследии оставленном потомкам… (Ох и любите вы всякими словесами бряцать. Главное – неизвестно, зачем)

Глава 1.

История развития положения творчества в обществе.

В разное время творчество понимали по-разному, и воспринималось творчество тоже по-разному.

В античности творчество  и творческая способность воспринималась  как одержимость  богом. (Кем это так понималась? Не всеми же подряд? Значит, кем, где, и как это написано?)

В средние века  было наоборот, творчество, даже любое его проявление  считалось невозможным в связи  греховностью человека на земле и  творчество призывалось к анонимности. И это значительно тормозило развитие творчества. (Во-первых, ты тут, мягко скажем, несколько загнул. А во-вторых, опять же – кто где и когда?)

Если посмотреть в эпоху Возрождения (не нужно «в неё» смотреть: невозможно. И, забегая вперёд скажу, что ничего тут не культивировалось: для этого нужен некий «культиватор». Это всё – особенности эпохи), то здесь культивируется и возвышенное и приземлённое понимание творчества:  как новаторского демиургического искусства (гуманизм) и как смиренного труда во спасение (реформация), можно сказать был обнаружен интерес к авторству и творческому процессу.  

Новое время (само время ничего не рассматривает – делают это вполне конкретные персонажи!) рассматривает творчество как комбинаторику и противопоставляет ему логику и интеллект.

В теории просвещения было противопоставление гения и таланта, а также врожденных божественных творческих способностей.

За всё это время творчество прошло и презрение, и даже обожествление, ведь только так оно могло сформироваться, выяснить слабые и сильные черты творчества, то есть то, что может и имеет место быть творчеством.  

Глава 2

Термин «творчество».

    Творчество долгое время понималось как иерархически структурированным единством способностей индивида. (Это что еще за неграмотная фраза? Ну, и конечно, кто же это её сочинил?)Считалось, (кем?) что именно психофизиологические способности отвечают (кому и на какие вопросы?) за качество мыслительных процессов, направленных на приспособление  к изменяющимся условиям.  Ведь творческая личность – творческая, потому что способна решать качественно и быстро  любые задачи, имея свой авторский подход.  Можно сказать,  что ключевыми понятиями в творчестве являются: воодушевление,  одарённость, оригинальность, фантазия, изобретательность,  инновация. (Где это всё почерпнуто?) Но нет чёткой границы, точного критерия, по которому можно было судить  о том, что личность творческая или наоборот.  Открытия часто присваиваются не одному человеку, а коллективу работающему над открытием, не из-за того,  что не нашёлся хозяин идеи, а из-за того что идея коллективная и воплощена творческим энтузиазмом коллектива, значит и энтузиазм - основа творчества.

Понятие «творчество»  в классической теории познания  трактуется как стремление к нестрогому, ненаучному, публицистическому способу философствования. Необходимость в переосмыслении этого понятия связана с развитием неклассических эпистемологических подходов, для которых междисциплинарность  в науках и философии, с одной стороны, и взаимодействие научных и ненаучных форм знания – с другой, становится несомненной и важнейшей реальностью.

Творчество как объективный процесс.

Творчество в широком смысле слова - это есть активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создаёт новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей.  При активном воздействии на мир, происходит и активное изменения себя. Особенности объекта и определяют характер  творческой деятельности субъекта.  У субъекта при этом происходит развитие духовных и физиологических качеств. Природа – это объект человечеcкой деятельности и именно она определяет характер деятельности человека

    «Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность.» В.И. Ленин.

Творческая активность человека проявляется в том, что человек  создаёт, строит для себя необходимые условия существования, постоянно изменяя, окружающий нас мир.

О   природе творчества.

В Евангелии  часто упоминается о том, что плод должен принести семя, когда он падает на благоприятную почву, так и таланты данные человеку должны приносить приплод. Творчество это всегда создание нового, не бывалого, прибавление.  И проблема творчества  в том, что возможно ли это новое, не бывалое.  В подлинном творчестве всегда есть очищение, катарсис, освобождение от душевно-телесной стихии, или её одоление. Если говорить что эволюция – это творчество, то это будет заблуждением.  Эволюция не создаёт ничего нового, а лишь перемещает старое.  Эволюция – это необходимость и закономерность, а творчество есть свобода.  Творчество невозможно без большого запаса свободы, т.к. только с большим запасом свободы возможно творчество - создание нового, небывшего.  Творчество как прорыв из небытия в бытие. Творчество человека предполагает  3 элемента: свобода (из выше сказанного понятно почему), дар, для использования его по назначению  и элемент сотворённого мира, в котором и будет совершать свои деяния и брать оттуда  себе материалы.  Дар творца даётся свыше и глупо гордиться своим даром, можно гордится святостью, но не даром.  В пример можно привести некоторых русских гениев, которые никогда не гордились своим даром, а даже считали его наказанием божьим.  Пушкин А.С. мог проснуться ночью, весь в поту, не понимая, что с ним происходит и судорожно начать записывать какие- то строки.  Строки, которые у него получались,  превращались в стихи, а в народе в шедевры, которые почитают, по сей день.  И поэт не мог объяснить этого явления. Но ему и не надо было этого объяснять, у него был настоящий дар, свобода и сотворённый мир, который он чувствовал каждой клеткой своего тела.

 Человек не может черпать материал для творчества из самого себя, из собственных  недр.  Материалы творчества черпаются именно из окружающего мира.  Опять же, если говорить, что творчество развивается  благодаря вдохновению,  то вдохновение ничто без свободы, той внутренней свободы.    

Глава 3.

Проблема реализации творческого потенциала.

Лучшее, что есть в жизни, – возможность заниматься 

делом, которое стоит того.

   Теодор Рузвельт

Творчество разделено на два акта (стадии).  В первом акте человек не занят реализацией  творчества в мире и для людей, он стоит перед лицом Бога.  В этом акте человеку сопутствует куча замыслов и идей и слышится глубинно-душевная музыка.  Во втором акте человек стоит уже перед народом, перед всем миром. В  первой стадии у человека создаётся что – то сокровенное, неизвестное миру.   И после этого наступает  вторая стадия, в которой человек сталкивается с реалиями жизни. Материализация творчества охлаждается и затрудняется. Ведь в материальном мире всегда есть трагическое несоответствие между творческим рвением, замыслом и холодом материального мира.  У любого творческого человека при возникновении идеи и желаний намного больше в начале творческой задумки нежели в конце, ведь процесс   творческой материализации долгий, сложный и порой бывает не под силу  творцу.  В мире всегда были, есть и будут не выразившиеся творцы, у которых погас огонь рвения. И тут возникает трагедия творчества: сколько не написанных книг, не дорисованных картин, даже не сделанных добрых дел…    Проблема в реализации своего творческого мира.

Уверенность в себе – основа творчества.

Творчество требует мужества, уверенности в себе. Причем эта уверенность должна быть обдуманная, идущая от разума к сердцу.  Нужно уметь полагаться на себя, на свои возможности. Но при достижении цели есть факторы, которые этому сильно мешают. К таким можно отнести:  сомнение, страх и зависть. Именно они являются главными препятствием. Зависть обычно возникает, когда человек видит превосходство другого человека, она вселяет неудовлетворенность. Вместе с завистью появляются  негативные эмоции. А когда появляются негативные эмоции, то человек не может творить,  и вместо того чтобы подкреплять свой дух новыми увиденными качествами, он же, напротив,  начинает их избегать. И о какой уверенности тут можно говорить?

Теперь немного о сомнении. Сомнения порождают неопределённость. Это как туман, который начинает обволакивать поставленную цель, и начинающий отрафирование  способности принятия решений. Сомнение как бы расплёскивает жизненную энергию человека, приводит к ослаблению личности. Существует, конечно, и «здоровое» сомнение.  Пауло Коэлью, бразильский писатель и поэт, сказал: «тот, кто не сомневается в себе, - недостойный человек, ибо он слепо верит в свои силы и грешит гордыней. Хвала тому, кто испытывает минуты смятения». Здоровое сомнение как раз и помогает мыслить логично, рационально. Оно помогает методом сомнения исключать лишнее из  логической цепочки. Здоровое сомнение помогает мыслить, а ещё Рене Декарт говорил,  что мыслю, следовательно, существую. У сомнения есть ещё одно влиятельное свойство-это заразительность. Ведь если человек сомневается в чём-либо и поделился этим с человеком, который явно не верит в это, то сомнения увеличатся в несколько раз. А если во время возникновения идеи, человек наткнётся на группу людей  уверенных в том, что идея хороша и должна быть воплощена, то «творца» сразу же покинут сомнения.

Но ещё больше парализует способность мыслить и принимать решения страх. Страх имеет свойство притягивать то, что человек больше всего боится. Всё начинается с сомнения  том, что – то не получится, а затем это перерастает в страх. Ещё в древней Греции заметили, что не так страшна смерть, как страх перед смертью.  Можно привести пример с людьми пережившими клиническую смерть. Людям после клинической смерти, доктора предвещают недолгую жизнь или тяжёлые болезни, но они же, испытавшие смерть перестают бояться её, а нет страхов – значит, нет акцентирования внимания на  болезнях, на смерти, а значит долгая жизнь…

Во многих странах Востока относятся к рождению и смерти, следующим образом: смерть означает благополучное возвращение домой, рождение — начало опасного пути. И это отношение к жизни  считается правильным.

Нужно быть уверенным, именно уверенность даёт возможность творить, но нельзя путать уверенность с эгоизмом. Ведь эгоизм – это ложная уверенность, которая боится объективной оценки  и искажает истину ради поверхностного представления о самом себе. Настоящей уверенности присуща скромность. Вашингтон Ирвинг сказал: « В этом мире счастлив лишь тот автор, который не печется о своей репутации». Скромный творческий деятель всегда готов для восприятия нового, он не отвергает естественность, он занимается саморазвитием, в отличие от эгоистов.  Нельзя бояться потерять индивидуальность,  ведь боится тот, кто её не имеет. Тот, кто уверен, творит и при этом прислушивается к советам, он всегда будет индивидуален. 

Для великого искусства  и добрых человеческих отношений всегда оставались и остаются незаменимыми: искренность и простота. Простое отношение ко всему происходящему , без претензий- завет гармонии в мире.  Причём простота не должна быть простодушием. Она должна быть непринуждённой и лишенная искусственности.   А искренность  создаёт доверие.

Творец отказывается от всего, кроме творчества?

Нельзя сказать, что гениальный человек сможет сконструировать  космический корабль в одиночку или подсчитать звёзды на небе, или  писать в огромном количестве художественные произведения.   Гениальность лишь указывает на  то, что творческий процесс в человеке первороден и не определён социальными наслоениями.  Соединение первородного творческого процесса,  прорывание к первоистокам, дар, талант реализации творчества в продуктах – образует гения. У творческого гения может и не быть способности реализации таланта, мастерства.  Существует конфликт творчества и личного совершенства.  Гениальность человека и его достижения…  Творец  часто забывает  о себе, отрекается от своей личности.  Творчество требует немалых жертв.  Творец мыслит глобально, решая сверхчеловеческие проблемы и находя новые пути решения задач.  Нельзя в творчестве отказаться от всего и заниматься только совершенствованием себя. Это  не сопутствует творчеству. Если отрекаться от всего и заниматься самоспасением в этом мире, то вряд ли были бы истинные гении.  Следовательно, творчество – это героизм. Творчество для дела мира!

Глава 4

Найти своё призвание.

Мыслить, знать, чувствовать, верить и как там ещё называются щупальца, которыми человек нащупывает вселенную; они должны всегда работать во взаимодействии, только так мы и сможем выполнить свое призвание.                                                                                 Иоган Гёте

Истина заключается в том, что нельзя познать себя, не попробовав свои силы.  Порой очень актуальна поговорка о том, что кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Неоднократно в жизни встречаются люди, которые всю жизнь занимались машиностроением или другим делом не относящемуся к рисованию, а уже к преклонным годам, случайно попробовав, начинают рисовать картины, которые затем путешествуют по различным выставкам. И как объяснить этот факт? А всё на самом деле просто - это нераскрытые способности, потенциал.  Владимир Турчинский однажды сказал: «Я попробовал в этой жизни всё, никогда не боялся потерпеть поражение, хотя они и были. Со временем приобретаешь знание о том, что тебе надо, и это делает тебя крепко стоящим  на ногах в этой жизни».  Только двигаясь в правильном направлении и занимаясь любимым делом, будет всегда много энергии и вдохновения, можно будет получать удовольствие и наслаждение от жизни. И определив своё призвание и двигаясь в этом направлении, человек просто обрекает себя на достаток и изобилие. Вытекает вопрос: почему?

А к какому, например, парикмахеру человек бы с большим удовольствием пошел? К тому, который отсиживается на работе с 10 до 18, ненавидит свою работу и мечтает только об одном, чтобы сегодня было поменьше клиентов и соответственно работы. Который проклинает тот день, когда он взял в руки ножницы и решился на первую стрижку.

Или  человек  пойдёт к такому парикмахеру, который только и живёт миром причёсок, постоянно об этом говорит, обожает свою работу и является действительно профессионалом своего дела, который свою душу вкладывает в работу. И доход у такого парикмахера будет значительно больше. Следовательно, найдя своё призвание, приобретешь, успех в деле, т.к. чувствуешь лёгкость и свободу в своих возможностях. И появляется возможность быть творцом в своей повседневной жизни, в своей работе, возможность раскрыть потенциал. Существует одно предположение, что если бы у нас в стране были одинаковые заработные платы на все виды работ и человек не думал бы о деньгах, а искал работу в  зависимости от предрасположенности, то продуктивность выполняемой работы  повысилась бы в несколько раз и экономика страны значительно бы стала развитей.

Выводы

    Всё, что нас окружает  в повседневной жизни – это результат многолетних творческих работ  наших предшественников, которые осваивали этот мир и новаторствовали в нём. Огромное множество гениев смогли  воплотить свои идеи и мысли  в жизнь, и это явилось прогрессом материального и духовного мира. Творчество неразделимо с человеком, как форма активности людей, выраженная различных видах деятельности. Чем больше человек погружается в творчество, тем больше духовно развивается.

Один из наиболее важных процессов в творчестве – это процесс самореализации, в котором реализуется творческий потенциал. Этот процесс невозможен без общества, только при наличии общества как объекта, возможна реализация творческого потенциала.

Творческий поход универсален, ведь неважно в чём именно он проявляется либо быстро решать задачи по физике, либо одной рукой играешь на гитаре сложные произведения, то есть любому виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.  Не обязательно нужно быть первоклассным поэтом, чтобы быть творцом, т.к.  многое зависит от вида деятельности, в котором личность может себя проявить, от физиологических  способностей,  от каких либо неповторимых черт – «изюминок».  Тот человек, который духовно развит, который смог себя реализовать в той или иной творческой деятельности достоин уважения и таким людям нужно помогать. В процессе общения с такими людьми невольно приобретаешь знания, а именно знания помогают духовно развиваться и без них творческий процесс не может быть полноценным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38420. Разработка стратегии развития предприятия на примере ИП «СОРОЧИНСКАЯ Л.В.» 475 KB
  Стратегическое планирование дает главное - цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы.
38421. Анализ эффективности проведения соляно-кислотных обработок на Талаканском НГКМ 147.13 KB
  Простая солянокислотная обработка Применение простых кислотных обработок – наиболее распространенного вида кислотных обработок нефтяных скважин направлено на воздействие растворами кислоты на продуктивные породы призабойной зоны скважин с целью повышения их производительности. Простые кислотные обработки являются методом первичного воздействия раствором кислоты на породы призабойной зоны скважины. Если кислотные ванны подготавливают поверхность ствола скважины в интервале продуктивных коллекторов то цель простых кислотных обработок –...
38422. Встановлення, налаштування і оптимізація операційної системи MS Windows 7 в покроковому режимі 2.88 MB
  Вміння налаштувати операційну систему, дозволить уникнути багатьох неприємностей і незручностей: елементарний захист комп’ютера від несанкціонованого доступу, неналежне налаштування роздільної здатності і частоти оновлення екрану, залишки деінстальованих програм, а також помилки в самій операційній системі, які можуть призвести до помітного зниження швидкодії комп'ютера і втрати даних на жорсткому диску і т.п.
38423. ОПТИМИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧАСТКА ОБРАБОТКИ СТУПИЦЫ ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ 2.45 MB
  2 Определение количества и типа основного и вспомогательного технологического оборудования 45 3.4 Технологическое проектирование вспомогательных служб участка 50 Материалы и грузооборот участка 62...
38425. Проект строительства жилого комплекса трех 8- 9-этажных блок-секций в городе Кингисепп 151.23 KB
  Реализация инвестиционной политики требует повышения уровня индустриализации капитального строительства. Под нее предстоит подвести принципиально новую материально-техническую базу. Предусматривается увеличение числа объектов из элементов заводского изготовления, поставка средств ручной механизации, расширение применения новых строительных материалов.
38426. Разработка бета версии технологического цикла виртуального ателье по пошиву одежды 1.16 MB
  Техникоэкономическое обоснование работы 2. Целью данной работы является создание программного продукта с помощью которого можно будет упростить изучение машин. Это дает возможность создавать на основе данной работы широкий круг компьютерных моделей. Техникоэкономическое обоснование работы При компьютерном моделировании процессов изготовления швейных изделий одним из важных вопросов является выполнение экономических расчетов.
38427. Поліетилен та його основні хімічні властивості 193.76 KB
  0 об’ємна чаcтка суми метану з етаном не більше 010 об’ємна чаcтка суми вуглеводнів С3 і С4 ррm не більше 50 об’ємна чаcтка ацетилену ррm не більше 10 об’ємна частка окису вуглецю ррm не більше 5 об’ємна частка двоокису вуглецю ррm не більше 10 об’ємна частка водню ррm не більше 10 об’ємна чаcтка загальних карбонілів в перерахунку на МЕК ррm не більше 1 об’ємна чаcтка кисню ррm не більше 3 масова чаcтка загальної сірки ррm не більше 1 масова чаcтка хлору ррm не більше 1 об’ємна чаcтка води ррm не більше 10 об’ємна чаcтка...
38428. Топографо-геодезические работы в Янаульском и Татышлинском районе для прокладки оптово-волоконно-кабеля связи 609.49 KB
  Целью изысканий является получение топографических материалов необходимых и достаточных для разработки проекта строительства волоконнооптической линии связи. Более эффективно волоконнооптический кабель 9 125 с полимерными волокнами работает за счет способности не воспринимать влияние электромагнитных сигналов и радиоволн. При выполнение дипломного проекта нами были проведены топографогеодезические работы в Янаульском и Татышлинском районе по проходящем там линиям электропередач данные изыскания были основой для прокладки...