97947

История развития экономических учений. Научные школы

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Человек постоянно соприкасается с различными сторонами общественной жизни. Он активно ведет свою деятельность в экономической, политической и других сферах жизни общества. Существует множество наук, изучающих различные аспекты общественной жизни человека, и как раз одной из них является экономика.

Русский

2015-10-26

97 KB

1 чел.

PAGE  3

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

Кафедра Менеджмента и предпринимательской деятельности

Специальность менеджмент организации

Группа 3191-11

РЕФЕРАТ

Тема: История развития экономических учений. Научные школы.

Выполнила: студентка гр. 3191-11

    Лавриненко В.Н.

Проверил: Бунимович И.Д.

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ                                                                                                     5

  1.  Экономика древнего мира и средневековья
    1.  Меркантилизм

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ                                                                             7

2.1 Классическая политическая экономия

2.2 Марксизм

2.3 Маржинализм

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РАНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ                                                                           14

3.1 Кейнсианство

3.2 Неолиберализм

ГЛАВА 4 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ     ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ                                                                        17

4.1 Институционализм

4.2 Неоклассический синтез

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                         21

ВВЕДЕНИЕ

Человек постоянно соприкасается с различными сторонами общественной жизни. Он активно ведет свою деятельность в экономической, политической и других сферах жизни общества. Существует множество наук, изучающих различные аспекты общественной жизни человека, и как раз одной из них является экономика. Она сопровождает человечество практически с самого момента зарождения, и за весь период своего существования преодолела нелегкий и противоречивый путь развития.

Еще в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции люди задавали вопросы о том, как приумножить свое состояние, что влияет на образование цены товара, как максимизировать прибыль. Со временем, накапливая знания об экономике, человечество стало находить ответы на них, появились различные теории и экономические течения, развивались  научные школы. Современная экономическая наука представляет собой совокупность разнообразных направлений и школ, различающихся по методам анализа экономической жизни общества. Их различное понимание предмета изучения экономической теории, общих подходов к формулированию и решению экономических проблем легло в основу их разделения.  

Целью данной работы является проследить историю развития экономических теорий и научных экономических школ. На последние столетия пришелся расцвет формирования и развития экономических направлений и течений. Это связано с большим ростом производства услуг и товаров массового пользования, с усложнением структуры экономики, с появлением новых категорий и понятий в экономической теории. Естественно, что это привело к появлению противоречивых взглядов на процессы, происходящие в этот период. Новые проблемы требовали новых путей решения, пересмотра устоявшихся взглядов и убеждений, вывода и обоснования новых теорий и законов.  

Актуальность затронутой темы сейчас, в период мирового финансового кризиса чрезвычайно велика. Только рассмотрев все предложенные методы ведения экономической жизни, накопленные на протяжении последних веков, мы сможем выбрать правильный и наиболее рациональный путь развития. При оценке экономической сферы жизни общества важно учитывать путь, уже пройденный.

 В своем реферате я хотела бы рассмотреть экономические учения дорыночной экономики, нерегулируемой рыночной экономики, экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений и современные теории. На мой взгляд, такое разграничение научных школ поможет наиболее четко и ясно представить структуру развития.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКИ

1.1 Экономика древнего мира и средневековья

Экономика сопровождала человечество с момента зарождения и являлась важной составляющей его жизни. Еще в глубокой древности человек сталкивался с различными экономическими проблемами, которые до сих пор не потеряли своей актуальности и значимости. В их числе была, да, наверное, и всегда будет, проблема толкования идеальной модели социально – экономического устройства общества. Как же наши предки пробовали решить ее? Ответы на эти вопросы можно найти в текстах Древнего Египта, в кодексах законов царя Вавилонии Хаммурапи, в «Артхашастре» Древней Индии, в размышлениях Ксенофонта, Платона и Аристотеля.  Общеизвестно, что в Древней Греции и странах Древнего Востока существовало рабство и господствовали натурально – хозяйственные отношения в экономике. Правители и философы, которые зачастую выражали экономическую мысль древнего мира, стремились сохранить существующую систему, называя рабовладение и натуральное хозяйство «естественным порядком». Все это тормозило свободное функционирование денежного и торгового капитала, развитие производительных сил. И произошел кризис рабовладельческой системы.

На смену ей пришел феодализм. Особенностью экономической теории того времени является ее преимущественно богословский характер. Она собрала в себе элементы патристики, схоластики, содержала античные нормы. Светские и церковные феодалы стремились не допустить утверждения рыночных отношений, восхваляли богоугодность бартерной торговли. Наиболее знаменитыми представителями средневековой экономической мысли были Ибн – Хальдун (1332-1406) и Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Сходство в их взглядах заключается в том , что оба верили в незыблемость сословного деления общества. Аквинат пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям… Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям.» (цит. учебник Ядгаров Я.С. История экономических учений). Оба порицали расточительность, призывали возвышенно относиться к труду.

Необходимо отметить, что постепенно отношение к торговле, прибыли, предпринимательству менялось. Со временем они перестали называться небогоугодными, что повлекло за собой активный рост производства и торговых операций.   

  1.   Меркантилизм

Меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической теории в качестве самостоятельной науки о человеческом обществе. Представители этого течения считали, что золотые и серебряные деньги и есть подлинное сокровище и источник благосостояния. Меркантилисты были за государственное вмешательство в экономику. По их мнению, это могло привести к активному торговому балансу и накоплению богатства внутри страны. Меркантилизм предполагал ведение протекционистской политики, поощрение экспорта, особенно готовой продукции, стремились поддержать отечественную промышленность путем импорта дешевого сырья.

Представителями школы меркантилистов были Томас Мен, написавший книгу «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» и Антуан Монкретьен. Нельзя недооценивать роль меркантилизма в развитии экономической науки. Кроме того, реализация идей меркантилизма в Англии и во Франции предопределили историю экономической мысли вплоть ХХ века.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Классическая политическая экономия

Примерно в конце XVII – начале XVIII века, когда стали развиваться рыночные взаимоотношения, появилась научная школа, которая позднее стала носить название классическая политическая экономия. Представители этого направления заново обозначили принцип, предмет, метод экономического анализа, открыли множество экономических законов и явлений, превратили экономическую теорию в настоящую науку.

Появление этой школы обусловлено тем, что началась повсеместная мануфактуризация, а позднее и индустриализация производства, люди поняли, что государственное вмешательство в экономику не является абсолютным решением накопившихся проблем.

Теперь внимание в большей степени уделяется производственной сфере. «Классики» отказались от эмпиризма и описательного метода изучения экономики. Вместо этого они предлагали использовать дедукцию, индукцию, каузальный метод и метод логической абстракции. Экономика теперь изучалась систематично и более глубоко, чем при меркантилизме. Представители классической политической экономии не приняли  политику протекционизма, считали, что рыночная система саморегулируется. Они пытались понять принцип формирования стоимости товаров и колебания цен. «Классики»  предположили, что стоимость товара зависит от издержек производства, от количества затраченного труда.

Эволюция классической политической экономии делится на несколько этапов.

На первой стадии развития она выражена в трудах У. Петти и П. Буагильбера. Так же примерно в середине XVIII века появилось новое течение в рамках классической школы – физиократия. Видными представителями этого направления были Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они считали, что именно сельское хозяйство является основой экономического благосостояния и делали акцент на его развитие. Любопытно, что эти первопроходцы экономической теории не были профессиональными экономистами. Однако сделанный ими анализ кругооборота хозяйственной жизни, созданное учение о чистом продукте позволило лучше понять механизмы экономических процессов.

Следующий период в истории классической политической экономии связан с трудами выдающегося экономиста Адама Смита, который написал гениальную книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов».   Он сумел убедить всех в неотвратимости и строгом порядке действия объективных законов, считал, что правительство не должно вмешиваться в отношения конкуренции на рынке. Именно А. Смиту принадлежит открытие законов разделения труда и роста его производительности. Так же он ввел понятия «экономический человек» и «невидимая рука». Труды А. Смита оказали огромное влияние на развитие экономической теории, на них базируются современные концепции о прибыли, товаре и его свойствах, производительности труда и многое другое.  

Третий этап занимает первую половину XIX века. Он связан с именами Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Ж.Б. Сэя, Н Сениора, Ф. Бастиа и некоторых других экономистов, которые называли себя учениками А. Смита. Надо заметить, что формирование их взглядов происходило на фоне замены мануфактурного производства на машинное, иначе говоря, в период промышленного переворота. Они, как и А. Смит, считали главной в экономике теорию стоимости, в соответствии с которой стоимость услуги или товара определяет количество труда, затраченного на производство или издержки производства. Ж.Б. Сэй, например, открыл закон, впоследствии названный его именем. Он гласит: «При гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости» (цит. учебник Ядгаров Я.С. История экономических учений). Д. Рикардо, одна из ключевых фигур того периода, также вывел целую серию законов, занимался теорией стоимости и денег, прибыли, капитала и заработной платы.

Последний период ознаменован работами Дж. С. Милля и к. Маркса, которые обобщили лучшие достижения «классической школы». Необходимо заметить, что в это время уже начали формироваться новые экономические учения, которые позднее заняли достойное место в истории экономической теории.

2.2 Марксизм

Карл Маркс, как один из последних представителей классической политической экономии, внес большой вклад в развитие экономики. Он создал свое учение, которое является синтезом идей классической политической экономии (А. Смита и Д. Рикардо в частности), немецкой классической философии Гегеля и французскoго утoпистического социализма.

Свои  взгляды К. Маркс изложил в главной книге  своей жизни  - «Капитал». В ней он пишет, что стоимость следует измерять затратами труда, а основой развития общества является материальное производство. Он разработал теории капитала и  заработной платы, ренты и воспроизводства, производительности труда нормы прибыли.  Так же К. Маркс создал концепцию базиса и надстройки. Он предлагает теорию стоимости и прибавочной стоимости, согласно которой «рабочая сила является тем единственным товаром, ценность которого не может устанавливаться при капитализме в точном соответствии с принципом трудовой теории стоимости.» (цит. учебник Ядгаров Я.С. История экономических учений). К. Маркс считает, что труд можно измерить, а вот оценить ценность рабочей силы – весьма сложная задача. Поэтому он приходит к выводу, что источником прибавочной стоимости может быть только «неоплаченный труд» рабочих, чья производительность высока. Таким образом, получается, что один класс (буржуазия) богатеет за счет другого (рабочих), присваивая себе прибыль от производительного труда. Социологичность экономической теории К. Маркса несомненна. Он попытался представить и решить социальные проблемы с помощью экономики. Автор «Капитала» считал, что капитализм, как формация, будет все хуже и хуже функционировать, общество будет деградировать. Поэтому как идеал организации общества видел социализм и коммунизм. Эти идеи были подхвачены его учеником и сподвижником В.И. Лениным, который попытался претворить их в жизнь.   

2.3 Маржинализм

Маржинализм  начал  развиваться  как  экономическая  теория  примерно в

70-е годы XIX века. Причиной его развития стал научно-технический прогресс во всех областях науки, который, естественно, не мог не повлечь за собой изменения и в экономике. Маржинализм стал принципиально новым учением, которое исследовало предельные экономические величины как взаимосвязанные между собой явления экономики в масштабе фирмы, отрасли и всего народного хозяйства. Произошла смена методологии, в основу которой маржиналисты положили теорию предельной полезности. Если «классики» давали определения цене используя затратный принцип (затрат труда или издержек производства), то представители маржинализма выводили его через потребление продукта, иными словами смотрели, как изменится потребность в нем (а соответственно и цена) с добавлением еще одной единицы. Новизна маржинализма заключается еще и в том, что экономика рассматривается как система взаимосвязанных элементов, не выделяется какая-то одна конкретная сфера. Маржиналисты широко применяли различные математические методы исследования экономики, в том числе и дифференциальные уравнения. Все это превратило экономику в точную науку, опирающуюся на конкретные законы и математические расчеты. Революционные изменения произошли и в теории денег. Именно при маржинализме произошло признание главных функций денег. Они являются средством обращения, средством сбережения, мерой стоимости и средством сохранения стоимости.

Развитие маржинализма происходило в несколько этапов, которые ознаменованы замечательными открытиями и формулированием новых теорий.

 

2.3.1 Возникновение субъективного направления экономической мысли

У истоков формирования маржинальной школы стоят Г. Госсен, Л. Вальрас, К. Менгер, У. Джевинс, Ж. Дюпюи, И.Г. фон Тюнен. Уже в 1854 году Г. Госсен сформулировал законы, в основе которых лежит понятие предельная полезность. Согласно им с увеличением количества блага его предельная полезность уменьшается, а при повторном потреблении полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Еще раньше, в 1838 году была выпущена книга О. Курно «Исследования математических принципов в теории богатства», где применялись методы математического анализа, вводилось понятия экономического равновесия, функции спроса, эластичности спроса. О. Курно уже тогда предлагал рассматривать экономическую систему как единое целое.

К. Менгером, Л. Вальрасом и У. Джевинсом было создано 3 школы, получивших названия по месту их образования: австрийская, лозаннская и кембриджская. С австрийской школой К. Менгера также активно сотрудничали Ф. Визер и О. Бём-Баверк.

Представители субъективного направления предлагали положить в основу стоимости предельную полезность. В этом их мнения кардинально различались с «классиками», что и позволило выделить новое экономическое течение  

2.3.2 Неоклассическая теория

Пик развития неоклассической экономической теории пришелся на 90-е годы XIX века. Главная проблема, которую рассматривали представители этой теории – это удовлетворение потребностей человека. Они отказались от субъективизма и психологизма, которые были свойственны представителям первого этапа, поэтому их стали называть преемниками классической политической экономии или «неоклассиками». Выдающимися экономистами этого течения были  А. Маршалл, Дж.Б. Кларк и В. Парето, А. Пигу. Главная идея А. Маршалла заключается в переключении внимания с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения. «Неоклассики», так же как и представители субъективного течения считали центральной теорию предельной полезности. Пришли к выводу, что выбор потребителя  зависит от степени значимости данного блага, степени насыщенности и общего количества благ. Сила потребности может быть разной, поэтому человек всегда расставляет желаемые блага в определенной последовательности, соответственно и полезность бывает разной. Классический пример со стаканом воды в жаркую погоду показывает, что полезность каждого следующего выпитого стакана воды уменьшается. А если безостановочно пить воду, то можно уже говорить и о вредности данного блага для человека.   

«Неоклассики» доказали необходимость одновременного изучения и производительной сферы, и сферы потребления. Произошло слияние теорий стоимости классической политической экономии и субъективного направления, где стоимость измерялась и с помощью предельных издержек, и одновременно учитывалась предельная полезность.

К такому результату они пришли, заменив казуальный метод функциональным. Кроме того, они ввели метод математического моделирования, активно использовали дедуктивный анализ.  В экономике стали активно использоваться графики, формулы, диаграммы, таблицы. Однако чрезмерное внедрение математических методов привело к отрыву экономики от реальности. Поэтому неоклассическая теория подвергалась критике, однако нельзя недооценивать ее значение для современной экономической науки.  

 

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РАНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1 Кейнсианство

В 1929-1933 годах произошел мировой финансовый кризис, который подорвал экономику Америки и многих европейских стран, породил огромную безработицу. Свою программу выхода из кризисной ситуации предложил английский экономист Дж. М. Кейнс. В 1936 году вышел главный труд его жизни «Общая теория занятости, процента и денег». Автор этой книги отдавал предпочтений макроэкономическому анализу, а также впервые учитывал влияние на экономический рост неэкономических факторов: государства и психологии людей

Дж. Кейнс предлагает ряд мер, которые помогут стабилизировать экономику и обеспечить ее дальнейшее благополучное развитие.

Он выступил с жесткой критикой закона Ж.Б. Сэя, предположил, что размеры общественного производства и занятости определяет не предложение, а платежеспособный спрос. Если спрос меньше, чем количество продукции, то часть товара не удается продать. Цены не смогут выровнять спрос и предложение. Из-за нереализованной продукции на зарплату рабочим может не хватить. Понизить уровень заработной платы не дадут профсоюзы, а значит, придется просто увольнять людей. Начнется безработица (как уже и произошло во время кризиса), снизится покупательная способность населения, производство придется сократить еще. И так заново по кругу.

Именно поэтому Дж. Кейнс был сторонником вмешательства государства в экономику. Он считал, что система рыночных экономических отношений не совершенна, не может регулироваться самостоятельно, и только активные действия государства могут обеспечить рост в производстве и максимальную занятость населения.

Теория Дж. Кейнса  придает большое значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем больше масштабы, тем больше темпы и размеры производства. Дж. Кейнс создал концепцию мультипликатора инвестиций, согласно которой «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций». ( цит. Конотопов М.В. Экономическая история).

Советы Дж. Кейнса применялись во многих европейских странах, Англии, США. Следствием этих рекомендаций явились дефицит государственного бюджета и инфляция.  Впоследствии, его учение претерпело некоторые изменения, было дополнено и обобщено его учениками и последователями и переросло в Неокейнсианство.

 3.2 Неолиберализм

 Неолиберализм зародился примерно в 30-е годы XX века, как оппозиционное течение Кейнсианству. Если в Кейнсианстве отстаивалось право государства активно вмешиваться в экономику, то Неолиберализм призывал к идее свободной конкуренции, а государству отводил роль «ночного сторожа». Конечно, представители этой экономической теории не призывал  государство вообще не вести никакой экономической деятельности, однако стремились следовать пожеланию одного из лидеров течения Л. Эрхарда: «Конкуренция везде, где можно, регулирование – там, где необходимо».

Неолибералы выступали за свободу экономики, частную собственность, следование принципам свободного ценообразования. К этому течению обычно относят три школы: Фрайбургскую, Лондонскую и Чикагскую. Представителями этой экономической теории были В. Ойкен, В. Репке, Л. Мизес, М. Фридмен, А. Шварц. Ф. Хайек, Л. Роббинс и Л. Эрхард. Последний воплотил идеи Неолиберализма в Западной Германии, вывел экономику из кризиса. После проведения ряда реформ заметно повысились темпы производительного роста, заметно сократилась безработица, снизились темпы инфляции – экономика послевоенной Германии начала восстанавливаться.

Надо заметить, что споры неолибералов и кейнсианцев по поводу роли государства в экономике продолжались весь XX век. До сих пор экономическая теория не может дать однозначный ответ на этот вопрос.

ГЛАВА 4 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

4.1 Институционализм

Институционализм – это принципиально новое течение в истории экономической теории, представители которого придерживаются мнения, что движущей силой экономики являются не только материальные факторы, но и социальные, моральные, правовые, духовные, политические и другие. В качестве предмета исследования они выдвигают экономические и неэкономические проблемы общественного развития, а в качестве объектов исследования у них выступают институты. Необходимо отметить, что институты при этом не разделяются на «первичные» и «вторичные», а рассматриваются в общем контексте. Для  институционализма характерна неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, который был присущ неоклассике, стремление к объединению экономики с другими общественными науками, призывы исследовать проблемы более глубоко и детально.

В  институционализме можно выделить три направления

  1.  социально-психологическое
  2.  социально-правовое
  3.  конъюнктурно-статистическое

Лидером первого был основатель институционализма Т. Веблен. Он положил в основу объяснения экономических явлений психологический подход, утверждает, что следует изучать поведение не отдельного индивида, а коллектива в целом. Так же открыл так называемый «эффект Веблена», когда состоятельные люди покупают «престижные» товары по цене неизмеримо большей, чем они стоят на самом деле. При составлении схем потребления Т. Веблен предлагал рассматривать не «рационального человека», «социального человека», мотивируя это тем, что человек не машина, им могут руководить не только принципы рациональности.

Лидером второго был Дж. Коммонс, выдвинувший концепцию стоимости, «в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть ни что иное, как результат юридического соглашения». (цит. учебник Ядгаров Я.С. История экономических учений).

Третье направление возглавил У. Митчелл. Он был учеником Т. Веблена, и также утверждал, что существует тесная взаимосвязь между экономическими и неэкономическими проблемами, поэтому и решать их надо как экономическими, так и внеэкономическими методами.

У. Митчелл попытался представить концепцию бескризисного цикла, которая осуществима при вмешательстве государства в экономику. Он является основателем эконометрики, которая начала активно развиваться в середине XX века.

Необходимо отметить, что в настоящее время в экономике приветствуется подход всестороннего рассмотрения экономических процессов, экономика имеет социальную направленность, поэтому идеи институционализма пользуются большой популярностью.

4.2 Неоклассический синтез

Неоклассический синтез органично сочетает в себе элементы кейнсианства, неолиберализма, классической политической экономии и неоклассики. Суть его заключается в том, что представители этого течения предлагают использовать те или иные рекомендации научных школ в зависимости от ситуации. Кредитно-денежные методы они считают лучшими регуляторами экономической жизни. Так же представители этого

направления считают, что рыночный механизм способен самостоятельно приходить в состояние равновесия и регулировать взаимоотношения спроса и предложения, потребления и производства. Неоклассический синтез базируется на микро- и макроанализе, значительно расширилась тематика исследования. В рамках этой научной школы создана масса работ по проблемам экономического роста, инфляции, безработице и методам ее регулирования и многим другим значимым вопросам экономики.

Среди представителей этого направления можно увидеть имена Дж. Хикса, П. Самуэльсона, Д. Бьюкенена, Ф. Модильяни, Д. Тобина.

Основной проблемой неоклассического синтеза сейчас является проблема равновесия рынка с учетом цен факторов производства и общей массой товаров и услуг. Таким образом, это течение является современной универсальной доктриной по многим актуальным проблемам экономики.    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели историю развития экономической теории от самых истоков до сегодняшних дней. Как видно, она происходила бурно, динамично, осталось богатое и противоречивое наследие, состоящее из концепций и гипотез, законов и теорий. Сменялись поколения, менялись и мнения об экономических механизмах и явлениях. Множество взглядов и суждений, собранных за всю историю науки, говорит не о неэффективности и слабости, а о многообразии экономики, о ее многогранности, сложной структуре и масштабности развития.

В наши дни перед экономикой встают новые задачи и проблемы, разрешить которые будет легче, если мы обратимся к уже имеющемуся опыту. Современные направления развития экономической мысли вобрали в себя определенный набор методов анализа, понятий, категорий, экономических величин, заимствованный у предшествующих течений. С этим «наследством» будет легче разобраться с сегодняшней экономической действительностью.

Прослеживаемые тенденции глобализации во всех сферах общественной жизни позволяют сделать вывод, что экономические сдвиги, происходящие в одной стране, будут иметь общемировое значение, так как теперь экономика всех стран связана в одну большую сеть. И потянув за одну «ниточку», можно нарушить хрупкий баланс на мировом экономическом пространстве.

А завершить свою работу мне хотелось бы словами выдающегося экономиста, который создал собственную экономическую теорию. Вот что говорил Дж. М. Кейнс о значений анализа ушедшего прошлого: «Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мысли». Быть может, заглядывая в прошлое, мы сможем дать ответы на вопросы будущего?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.-784с.
  2.  Камаев В. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/-М.: ИНФРА-М  403с
  3.  Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история: Учебник. – 8-е изд.,доп. и перераб.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К◦», 2006.-492
  4.  Липсиц И. Экономика. Базовый курс. : учебник. 2-е изд. доп и перераб.- М.: Юристь. 2003.- 271с
  5.  Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Юристь, 2оо2. – 896
  6.  Ядгаров Я.С. история экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. И доп.-М.: ИНФРА-М, 2001.-480с.
  7.  [Электронный ресурс] –  режим доступа:http://oprave.ru/Econom/eco-19.html, свободный  Проверено 28.04.10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3186. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов. Ввод информации через параллельный порт 108.5 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Ввод информации через параллельный порт Цель работы 1.1. Изучить особенности работы параллельных портов микроконтроллера. 1.2. Изучить схемы подключения кнопок и датчиков к цифровым микросхемам. 1.3. Нау...
3187. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов. Ввод и вывод информации через параллельные порты 285.5 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Ввод и вывод информации через параллельные порты Цель работы 1.1. Изучить особенности работы параллельных портов микроконтроллера. 1.2. Изучить схемы подключения светодиодов к цифровым микросхемам...
3188. Исследование схем производства хлеба минского и проектирование поточно-механизированной линии производства 365.27 KB
  Хлебобулочные изделия – основные продукты питания, содержащие необходимые для нормальной жизнедеятельности человека пищевые вещества, среди которых белки, углеводы, липиды, витамины, минеральные вещества и пищевые волокна. Хлеб как про...
3189. Основы молекулярно-кинетической теории 541.5 KB
  Основы молекулярно-кинетической теории 1.Основные положения молекулярно-кинетической теории, ее опытные обоснования. Согласно молекулярно-кинетической теории все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул. Молекулы разделены промежутками, наход...
3190. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Знакомство с интегрированной средой программирования KEIL-C 103 KB
  Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов Знакомство с интегрированной средой программирования KEIL-C Цель работы 1. Изучить интегрированную среду программирования keil-C. 2. Получить навыки работы с текстовым редактором этой среды программирова...
3191. Литейный участок для получения слитков из алюминиевого деформируемого сплава АМГ3 6.66 MB
  Описательная часть.Состав, свойства, применение сплава. Алюминиевомагниевые сплавы относятся к группе термически, неупрочняемых алюминиевых деформируемых сплавов. В настоящее время в промышленности нашла применение большая группа сплавов этой...
3192. Создание позитивного имиджа модельной студии 18.25 MB
  Введение Состояние развития модельного бизнеса в России в настоящее время находится лишь на начальной стадии. Модельные организации работают в условиях конкурентной борьбы за клиента. Обострение конкурентной борьбы между организациями приводит к том...
3193. Разработка малогабаритной рентгеновской трубки для структурного анализа с полной защитой от неиспользуемого излучения 2.39 MB
  Основным элементом аппаратов для структурного анализа является источник рентгеновского излучения – рентгеновская трубка, параметры которой во много определяют технические возможности и функциональность рентгеновского аппарата. В связи с этим ак...
3194. Снижение магнитных и диэлектрических потерь в иттрий-железистом гранате 2.97 MB
  Элементы и устройства на основе феррита со структурой иттрий-железистого граната (ИЖГ) нашли широкое применение в различных областях современной электроники, радиотехники, и пр. Улучшение магнитных свойств ИЖГ посредством отжига в атмосфере кислорода эффективно используется в различных технологических процессах.