9795

Работа с массивами

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Работа с массивами Постановка задачи Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Найти сумму, произведение всех элементов массива количество положительных, отрицательных элементов номер максимального и минимального элементов массива. Алгоритм решения...

Русский

2013-03-17

70.5 KB

0 чел.

Работа с массивами

Постановка задачи

Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Найти сумму, произведение всех элементов массива; количество положительных, отрицательных элементов; номер максимального и минимального элементов массива.

Алгоритм решения задачи

Текст программы

Program Prog3_4;

USES CRT; {для использования процедуры ClrScr }

Type

   diapason=1..10;

   MyArray=array[diapason] of integer;

const

   m:MyArray=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9);

var

   i : diapason; { индекс для цикла }

   sum,  { Сумма }

   prv : longint; {произведение}

   k_plus, k_minus : integer; { кол-во положительных и

           отрицательных }

   max,min : integer; {номер максимального и

        минимального элементов}

   temp : integer; {временная переменная}

begin

 ClrScr; {очистка экрана}

 {инициализация переменных}

 sum:=0;

 prv:=1;

 k_plus:=0;

 k_minus:=0;

 max:=1;

 min:=1;

 {цикл перебора всех значений массива}

 for i:=1 to 10 do

 begin

   sum:=sum+m[i];

   prv:=prv*m[i];

   if m[i]>0

   then inc(k_plus)

   else inc(k_minus);

   if m[i] > m[max] then max:=i;

   if m[i] < m[min] then min:=i;

 end;

 {вывод результата}

 for temp:=1 to 80 do write('=');

 {вывод исходного массива}

 writeln('Исходный массив M:');

 for i:=1 to 10 do Write('№',i:2,' '); writeln;

 for i:=1 to 10 do Write(m[i]:3,' '); writeln;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 {вывод вычисленных значений}

 Writeln('Сумма элементов массива = ',sum);

 Writeln('Произведение элементов массива = ',prv);

 Writeln('Положительных элементов в массиве: ',k_plus);

 Writeln('Отрицательных элементов в массиве: ',k_minus);

 Writeln('Максимальный элемент m[',max,']=',m[max]);

 Writeln('Минимальный элемент m[',min,']=',m[min]);

 for temp:=1 to 80 do write('=');

 writeln('Нажмите Enter...');

 readln;

end.

Результат работы программы:

==========================================

Исходный массив M:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №10

 3   4   5  -6   3   8   1  -5  -4   9

------------------------------------------

Сумма элементов массива = 18

Произведение элементов массива = -1555200

Положительных элементов в массиве: 7

Отрицательных элементов в массиве: 3

Максимальный элемент m[10]=9

Минимальный элемент m[4]=-6

==========================================

Нажмите Enter...

Сортировка массивов

Постановка задачи

Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Отсортировать элементы массива по возрастанию.

Алгоритм решения задачи (Линейная сортировка)

Найти наименьший элемент массива и поместить его в M[1], выполнив для этого следующие действия. Сравнить каждый элемент ряда с M[1]. Если новый элемент меньше, поменять его с M[1], если нет, ничего не делать. Затем, исключив из рассмотрения элемент в позиции 1, повторить указанный процесс, начиная с позиции 2, т.е. среди оставшихся элементов найти наименьший и поместить его в M[2]. Тоже самое проделать для всех позиций ряда, вплоть до предпоследней.

Текст программы

Program LEC3_5;

USES CRT; {для использования процедуры ClrScr }

Type

   diapason=1..10;

   MyArray=array[diapason] of integer;

const

   m:MyArray=(7,4,12,-6,3,8,1,-5,-4,9);

var

   i,j,i_min : diapason; { индекс для цикла }

   temp : integer; {временная переменная}

   k: diapason;

begin

 ClrScr; {очистка экрана}

 {вывод исходного массива}

 writeln('Исходный массив M:');

 for i:=1 to 10 do Write('№',i:2,' '); writeln;

 for i:=1 to 10 do Write(m[i]:3,' '); writeln;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 {=============сортировка=====================}

 for i:=1 to 9 do

 begin

   i_min:=i;

   for j:=i+1 to 10 do

   begin

     if m[j]<m[i_min]

     then i_min:=j;

   end;

   if i<>i_min then

   begin

     temp:=m[i];

     m[i]:=m[i_min];

     m[i_min]:=temp;

   end;

   for k:=1 to 10 do Write(m[k]:3,' '); writeln;

 end;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 writeln('Сортировка завершена! Нажмите Enter...');

 readln;

end.

Результат работы программы:

Исходный массив M:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №10

 7   4  12  -6   3   8   1  -5  -4   9

----------------------------------------

-6   4  12   7   3   8   1  -5  -4   9

-6  -5  12   7   3   8   1   4  -4   9

-6  -5  -4   7   3   8   1   4  12   9

-6  -5  -4   1   3   8   7   4  12   9

-6  -5  -4   1   3   8   7   4  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8   9  12

----------------------------------------

Сортировка завершена! Нажмите Enter...

Недостатки линейной сортировки

Рассмотрим задачу сортировки следующего массива:

M=(1,2,3,...,78,80,79).

Как видно, большинство элементов уже упорядочено, за исключением двух последних. Алгоритм линейной сортировки затратит на этот массив более 3000 операций сравнения.

Если массив уже отсортирован, то алгоритм линейной сортировки затратит также более 3000 операций сравнения.

Независимо от первоначального расположения элементов массива для его сортировки линейным методом всегда требуется одно и то же число сравнений.

Алгоритм сортировка по методу пузырька

Основная идея этого метода сортировки состоит в следующем:

Если  на некотором этапе M[3]<M[4] и M[4]<M[5], то сравнивать элементы M[3] и M[5] не имеет смысла! Кроме того, если выполняются следующие условия:

M[1]<M[2], M[2]<M[3], M[3]<M[4], ..., M[n-1]<M[n],

то массив является упорядоченным .

Алгоритм

Повторять следующий многопроходный процесс до тех пор пока не будет зарегистрирован проход, на котором не было ни одной перестановки. Сравнить смежные элементы ряда (т.е. сравнить M[1] с M[2], M[2] с M[3], …, M[n-1] с M[n] ). Если они стоят в обратном порядке, поменять их местами.

Пример:

1-й проход

2-й проход

3-й проход

4-й

14

14

14

14

14

11

11

11

4

4

105

11

11

11

11

14

4

4

11

11

11

105

4

4

4

4

14

14

14

14

4

4

105

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

105

105

105

105

105

105

105

Program Sort2; (* Сортировка методом пузырька *)

USES CRT; {для использования процедуры ClrScr }

const N=5;

Type

   diapason=1..N;

   MyArray=array[diapason] of integer;

const

   m:MyArray=(14,105,11,4,21);

var

   i, k: diapason; { индексы для циклов }

   temp : integer; {временная переменная}

   transposition:boolean; {перестановка была проведена}

begin

 ClrScr; {очистка экрана}

 {вывод исходного массива}

 writeln('Исходный массив M:');

 for i:=1 to N do Write('№',i:2,' '); writeln;

 for i:=1 to N do Write(m[i]:3,' '); writeln;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 {=============сортировка=====================}

 repeat

   transposition:=false;

   for i:=1 to N-1 do

     if m[i]>m[i+1] then

     begin

       temp:=m[i];

       m[i]:=m[i+1];

       m[i+1]:=temp;

       for k:=1 to N do Write(m[k]:3,' '); writeln;

       transposition:=true;

     end;

 until (not transposition);

 {=============конец сортировки================}

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 writeln('Сортировка завершена! Нажмите Enter...');

 readln;

end.

{

Исходный массив M:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

14 105  11   4  21

--------------------------------------

14  11 105   4  21

14  11   4 105  21

14  11   4  21 105

11  14   4  21 105

11   4  14  21 105

 4  11  14  21 105

--------------------------------------

Сортировка завершена! Нажмите Enter...

}

Метод сортировки пузырьком работает тем эффективнее, чем правильнее расположены элементы ряда в его исходном состоянии. Разумеется, в общем случае было бы наивно рассчитывать на удачное расположение элементов, сложившееся случайно. Однако на практике необходимость сортировать почти упорядоченные ряды – явление довольно типичное. Например, если мы располагаем уже отсортированным рядом и намереваемся добавить к нему два новых элемента, то мы можем поместить их за максимальным элементом, а затем вновь отсортировать весь ряд методом пузырька.

Метод пузырька обладает одним интересным свойством: не существует способа точно предсказать, за сколько проходов n элементов будут полностью отсортированы. Это число может варьироваться в диапазоне от 1 (если ряд с самого начала упорядочен) до n (если все элементы стоят в обратном порядке). В противоположность этому сортировка линейным методом всегда выполняется за n–1 проход.

Замечание 1

Сортировка в порядке убывания: вместо   if m[i]<m[i]

ставим   if m[i]>m[i]

Замечание 1

Два одинаковых числа не создают проблем для описанных выше алгоритмов сортировки.

Сортировка строк

При выполнении операций сравнения (<,<=,>,>=,=,<>) над данными типа string действуют следующее правило:

  •  более короткая строка всегда меньше более длинной;
  •  если длины сравниваемых строк равны, то происходит поэлементное сравнение символов этих строк с учетом упорядоченности значений стандартного типа char.

Русские буквы:

код

символ

код

символ

код

символ

код

символ

128

А

160

а

224

р

240

Ё

129

Б

161

б

225

с

241

ё

159

Я

175

п

239

я

var i:byte;

begin

 for i:=32 to 255 do Writeln(i:3,' ',char(i));

end.

Выводы: {сравнение строк}

1) Сравниваемые строки должны быть одной длины.

2) Символы в строках должны быть приведены к одному регистру.

3) Начальные пробелы в строках должны быть удалены.

4) Необходимо учитывать нестандартное положение русских букв Ё и ё.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32976. «НАУКИ О КУЛЬТУРЕ», ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ «НАУК О ПРИРОДЕ» (Г.РИККЕРТ. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ) 16.27 KB
  НАУКИ О КУЛЬТУРЕ ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ НАУК О ПРИРОДЕ Г. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ Науки о культуре: индивидуализирующий или исторический метод т. Одни из них суть науки о законах а др. науки о событиях и исторические.
32978. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 17.6 KB
  Этапы становления научной теории: выявление особенностей проблемной ситуации онтологические проблемы связанные с тем что познаем гносеологические проблемы с тем как познаем проблемы фундаментальные практические теоретические. 2 вида теорий формальные логические математические относятся к абстракциям не относятся к реальным предметам деятти фактуальные относятся к реальности к объектам химия биология Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать но не видеть теории которые их объясняют....
32979. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК СЛОЖНОЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ, ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА (В.И.ВЕРНАДСКИЙ. О НАУЧНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ) 17.27 KB
  НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК СЛОЖНОЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА В. Научное мировоззрение не есть ч. Научное мировоззрение не дает нам картины мира в действительном его состоянии. Научное мировоззрение не есть картина Космоса которая раскрывается в своих вечных и незыблемых чертах перед изучающим ее независимым от Космоса человеческим разумом.
32980. НАУЧНЫЕ ПОИСКИ ОТВЕТОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ (Э.ГИДДЕНС. РИСК) 13.86 KB
  РИСК Мы не знаем каковы будут results дальнейших изменений и какими опасностями они чреваты. Идея риска утвердилась в XVI XVIIвв. Само слово риск пришло к нам из испанского или португальского языка где оно означало плаванье в незнакомых водах не нанесенных на карту. Позднее риск стал и временной категорией это понятие стало употребляться в банковском деле и инвестиционных операциях обозначая анализ возможных последствий того или иного решения о вложении капиталов для кредиторов и заемщиков.
32981. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 17.52 KB
  Становление неклассической научной картины мира осуществлялось на основе представлений о мире как сложной системе включающей микро макро и мегамиры. If в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации которая выступает основным индикатором идей в науке приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Переход от...
32982. О СПЕЦИФИКЕ П. ЗНАНИЯ. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ П. МОЖЕТ СТАТЬ НАУКОЙ (К.МАНХЕЙМ. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ) 14 KB
  ощущал свое время как эпоху радикальной соц. перестройки Суть перестройки: переход от традиционной соц. чтобы избежать рокового развития событий необходимо регулирование даже планирование социокультурных изменений 3. австрийский социолог и политик Шеффле: общвенная и госвенная жизнь cn be разделена на 2 части: 1 повседневная госвенная жизнь=управление 2 П.
32983. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ (И.ВАЛЛЕРСТАЙН. ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУР ЗНАНИЯ В МИРОСИСТЕМНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ) 17.06 KB
  Она синтезирует социологический исторический и экономический подходы к общвенной эволюции. Концепция Мир системная теория: мир и мировое сообщво система госв госва в этой системе располагаются по экономическому фактору госваядра центра: США Япония Зап. ввел новое понятие модернити современное индустриальное общво. Согласно их кредо по мере продвижения к правильному пониманию реального мира формируется условие для лучшего управления реальным общвом.
32984. ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 20.88 KB
  ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В СОЦ.ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Понимание психологическое состояние верное восприятие или интерпретация к. В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как result смыслового восприятия речевого сообщения. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук.