9795

Работа с массивами

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Работа с массивами Постановка задачи Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Найти сумму, произведение всех элементов массива количество положительных, отрицательных элементов номер максимального и минимального элементов массива. Алгоритм решения...

Русский

2013-03-17

70.5 KB

1 чел.

Работа с массивами

Постановка задачи

Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Найти сумму, произведение всех элементов массива; количество положительных, отрицательных элементов; номер максимального и минимального элементов массива.

Алгоритм решения задачи

Текст программы

Program Prog3_4;

USES CRT; {для использования процедуры ClrScr }

Type

   diapason=1..10;

   MyArray=array[diapason] of integer;

const

   m:MyArray=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9);

var

   i : diapason; { индекс для цикла }

   sum,  { Сумма }

   prv : longint; {произведение}

   k_plus, k_minus : integer; { кол-во положительных и

           отрицательных }

   max,min : integer; {номер максимального и

        минимального элементов}

   temp : integer; {временная переменная}

begin

 ClrScr; {очистка экрана}

 {инициализация переменных}

 sum:=0;

 prv:=1;

 k_plus:=0;

 k_minus:=0;

 max:=1;

 min:=1;

 {цикл перебора всех значений массива}

 for i:=1 to 10 do

 begin

   sum:=sum+m[i];

   prv:=prv*m[i];

   if m[i]>0

   then inc(k_plus)

   else inc(k_minus);

   if m[i] > m[max] then max:=i;

   if m[i] < m[min] then min:=i;

 end;

 {вывод результата}

 for temp:=1 to 80 do write('=');

 {вывод исходного массива}

 writeln('Исходный массив M:');

 for i:=1 to 10 do Write('№',i:2,' '); writeln;

 for i:=1 to 10 do Write(m[i]:3,' '); writeln;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 {вывод вычисленных значений}

 Writeln('Сумма элементов массива = ',sum);

 Writeln('Произведение элементов массива = ',prv);

 Writeln('Положительных элементов в массиве: ',k_plus);

 Writeln('Отрицательных элементов в массиве: ',k_minus);

 Writeln('Максимальный элемент m[',max,']=',m[max]);

 Writeln('Минимальный элемент m[',min,']=',m[min]);

 for temp:=1 to 80 do write('=');

 writeln('Нажмите Enter...');

 readln;

end.

Результат работы программы:

==========================================

Исходный массив M:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №10

 3   4   5  -6   3   8   1  -5  -4   9

------------------------------------------

Сумма элементов массива = 18

Произведение элементов массива = -1555200

Положительных элементов в массиве: 7

Отрицательных элементов в массиве: 3

Максимальный элемент m[10]=9

Минимальный элемент m[4]=-6

==========================================

Нажмите Enter...

Сортировка массивов

Постановка задачи

Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Отсортировать элементы массива по возрастанию.

Алгоритм решения задачи (Линейная сортировка)

Найти наименьший элемент массива и поместить его в M[1], выполнив для этого следующие действия. Сравнить каждый элемент ряда с M[1]. Если новый элемент меньше, поменять его с M[1], если нет, ничего не делать. Затем, исключив из рассмотрения элемент в позиции 1, повторить указанный процесс, начиная с позиции 2, т.е. среди оставшихся элементов найти наименьший и поместить его в M[2]. Тоже самое проделать для всех позиций ряда, вплоть до предпоследней.

Текст программы

Program LEC3_5;

USES CRT; {для использования процедуры ClrScr }

Type

   diapason=1..10;

   MyArray=array[diapason] of integer;

const

   m:MyArray=(7,4,12,-6,3,8,1,-5,-4,9);

var

   i,j,i_min : diapason; { индекс для цикла }

   temp : integer; {временная переменная}

   k: diapason;

begin

 ClrScr; {очистка экрана}

 {вывод исходного массива}

 writeln('Исходный массив M:');

 for i:=1 to 10 do Write('№',i:2,' '); writeln;

 for i:=1 to 10 do Write(m[i]:3,' '); writeln;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 {=============сортировка=====================}

 for i:=1 to 9 do

 begin

   i_min:=i;

   for j:=i+1 to 10 do

   begin

     if m[j]<m[i_min]

     then i_min:=j;

   end;

   if i<>i_min then

   begin

     temp:=m[i];

     m[i]:=m[i_min];

     m[i_min]:=temp;

   end;

   for k:=1 to 10 do Write(m[k]:3,' '); writeln;

 end;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 writeln('Сортировка завершена! Нажмите Enter...');

 readln;

end.

Результат работы программы:

Исходный массив M:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №10

 7   4  12  -6   3   8   1  -5  -4   9

----------------------------------------

-6   4  12   7   3   8   1  -5  -4   9

-6  -5  12   7   3   8   1   4  -4   9

-6  -5  -4   7   3   8   1   4  12   9

-6  -5  -4   1   3   8   7   4  12   9

-6  -5  -4   1   3   8   7   4  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8  12   9

-6  -5  -4   1   3   4   7   8   9  12

----------------------------------------

Сортировка завершена! Нажмите Enter...

Недостатки линейной сортировки

Рассмотрим задачу сортировки следующего массива:

M=(1,2,3,...,78,80,79).

Как видно, большинство элементов уже упорядочено, за исключением двух последних. Алгоритм линейной сортировки затратит на этот массив более 3000 операций сравнения.

Если массив уже отсортирован, то алгоритм линейной сортировки затратит также более 3000 операций сравнения.

Независимо от первоначального расположения элементов массива для его сортировки линейным методом всегда требуется одно и то же число сравнений.

Алгоритм сортировка по методу пузырька

Основная идея этого метода сортировки состоит в следующем:

Если  на некотором этапе M[3]<M[4] и M[4]<M[5], то сравнивать элементы M[3] и M[5] не имеет смысла! Кроме того, если выполняются следующие условия:

M[1]<M[2], M[2]<M[3], M[3]<M[4], ..., M[n-1]<M[n],

то массив является упорядоченным .

Алгоритм

Повторять следующий многопроходный процесс до тех пор пока не будет зарегистрирован проход, на котором не было ни одной перестановки. Сравнить смежные элементы ряда (т.е. сравнить M[1] с M[2], M[2] с M[3], …, M[n-1] с M[n] ). Если они стоят в обратном порядке, поменять их местами.

Пример:

1-й проход

2-й проход

3-й проход

4-й

14

14

14

14

14

11

11

11

4

4

105

11

11

11

11

14

4

4

11

11

11

105

4

4

4

4

14

14

14

14

4

4

105

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

105

105

105

105

105

105

105

Program Sort2; (* Сортировка методом пузырька *)

USES CRT; {для использования процедуры ClrScr }

const N=5;

Type

   diapason=1..N;

   MyArray=array[diapason] of integer;

const

   m:MyArray=(14,105,11,4,21);

var

   i, k: diapason; { индексы для циклов }

   temp : integer; {временная переменная}

   transposition:boolean; {перестановка была проведена}

begin

 ClrScr; {очистка экрана}

 {вывод исходного массива}

 writeln('Исходный массив M:');

 for i:=1 to N do Write('№',i:2,' '); writeln;

 for i:=1 to N do Write(m[i]:3,' '); writeln;

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 {=============сортировка=====================}

 repeat

   transposition:=false;

   for i:=1 to N-1 do

     if m[i]>m[i+1] then

     begin

       temp:=m[i];

       m[i]:=m[i+1];

       m[i+1]:=temp;

       for k:=1 to N do Write(m[k]:3,' '); writeln;

       transposition:=true;

     end;

 until (not transposition);

 {=============конец сортировки================}

 for temp:=1 to 80 do write('-');

 writeln('Сортировка завершена! Нажмите Enter...');

 readln;

end.

{

Исходный массив M:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

14 105  11   4  21

--------------------------------------

14  11 105   4  21

14  11   4 105  21

14  11   4  21 105

11  14   4  21 105

11   4  14  21 105

 4  11  14  21 105

--------------------------------------

Сортировка завершена! Нажмите Enter...

}

Метод сортировки пузырьком работает тем эффективнее, чем правильнее расположены элементы ряда в его исходном состоянии. Разумеется, в общем случае было бы наивно рассчитывать на удачное расположение элементов, сложившееся случайно. Однако на практике необходимость сортировать почти упорядоченные ряды – явление довольно типичное. Например, если мы располагаем уже отсортированным рядом и намереваемся добавить к нему два новых элемента, то мы можем поместить их за максимальным элементом, а затем вновь отсортировать весь ряд методом пузырька.

Метод пузырька обладает одним интересным свойством: не существует способа точно предсказать, за сколько проходов n элементов будут полностью отсортированы. Это число может варьироваться в диапазоне от 1 (если ряд с самого начала упорядочен) до n (если все элементы стоят в обратном порядке). В противоположность этому сортировка линейным методом всегда выполняется за n–1 проход.

Замечание 1

Сортировка в порядке убывания: вместо   if m[i]<m[i]

ставим   if m[i]>m[i]

Замечание 1

Два одинаковых числа не создают проблем для описанных выше алгоритмов сортировки.

Сортировка строк

При выполнении операций сравнения (<,<=,>,>=,=,<>) над данными типа string действуют следующее правило:

  •  более короткая строка всегда меньше более длинной;
  •  если длины сравниваемых строк равны, то происходит поэлементное сравнение символов этих строк с учетом упорядоченности значений стандартного типа char.

Русские буквы:

код

символ

код

символ

код

символ

код

символ

128

А

160

а

224

р

240

Ё

129

Б

161

б

225

с

241

ё

159

Я

175

п

239

я

var i:byte;

begin

 for i:=32 to 255 do Writeln(i:3,' ',char(i));

end.

Выводы: {сравнение строк}

1) Сравниваемые строки должны быть одной длины.

2) Символы в строках должны быть приведены к одному регистру.

3) Начальные пробелы в строках должны быть удалены.

4) Необходимо учитывать нестандартное положение русских букв Ё и ё.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7774. Воспитание в Древнем мире. Спарта и Афины 30 KB
  Воспитание в Древнем мире. Спарта и Афины. Обучение и воспитание в Афинах. Утвердить законом тот факт, что ребенка обязаны обучать родители, в Афинах не догадались. Собственного говоря - этого и не требовалось. Общественное мнение, неписанные законы...
7775. Воспитание в Киевской Руси 31 KB
  Воспитание в Киевской Руси Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха. Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди н...
7776. Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян 33.5 KB
  Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян Воспитание как особый вид  человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около  40 - 35  тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современног...
7777. Воспитание в период раннего феодализма 27.5 KB
  Воспитание в период раннего феодализма. В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство, владевшие всей землей и эксплуатировавшие подвластных им крестьян. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального ...
7778. Гуманистическая теория Песталоцци 36 KB
  Гуманистическая теория Песталоцци Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: Как Гертруда учит своих детей. Метод обучения по Песталоцци был близок методу Жакото и был н...
7779. Локк Дж. Педагогические взгляды 32 KB
  Дж. Локк Педагогические взгляды Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге Мысли о воспитании (1693). Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет - благо...
7780. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег 31.5 KB
  Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ. Педагогические идеи: Воспитание Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования,...
7781. Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана 33.5 KB
  Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана. Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным ...
7782. Педагогические взгляды Древней Греции 36.5 KB
  Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...