97955

Особенность культуры эпохи просвещения

Реферат

Культурология и искусствоведение

В истории культуры эпоха просвещения занимает особенное место. Рассматривая ее как историческое явление, важно отметить ее границы. Так, специалисты говорят о ней, как о периоде между 16891 и 17892. В формировании культуры просвещения особенно отмечается роль Англии.

Русский

2015-10-26

93.5 KB

3 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Особенность культуры эпохи просвещения

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                 Разработал

           доцент                                                                       студент гр._______

       __________ Быстрова А.Н.                       ___________Зудилин А.С.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      15.12.11.

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год

Оглавление

Введение

    В истории культуры эпоха просвещения занимает особенное место. Рассматривая ее как историческое явление, важно отметить ее границы. Так, специалисты говорят о ней, как о периоде между 16891 и 17892. В формировании культуры просвещения особенно отмечается роль Англии.

    По своей сути просвещение представляет собой целую совокупность идей, представившие собой целую культурную систем, которая породила изменения в сознании множества людей.

    Каждая культура обладает своими специфическими характеристиками. Не является исключением и культура просвещения, описанию особенностей которой в данной работе уделяется первостепенное внимание.  

    Так, в этот период возрастает интерес жителей Европы к жизни, а так же культуре стран востока. Активно переводится арабская и персидская литература.  На ее основании предпринимаются попытки переосмысления культуры разных народов, уделяя особое внимание универсальности разума и единству природы и человека. Результатами просвещения стали секуляризация общественного сознания, популяризация идеалов протестантизма, активное развитие науки (особенно естествознания), все это повлияло на общество настолько, что задало тон его дальнейшего развития. Многие результаты мы можем наблюдать и по сей день.

    Специалисты в  области Эпохи Просвещения рассматривают ее как важнейшую ступень в культурном развитии, как Европы, так и других стран, отказывающихся от феодализма. Подобные изменения в жизни Европы обусловлены, прежде всего, становлением буржуазных экономических отношений. Основной задачей просвещения выступает образование и обучение народа.

    Целью настоящей работы является рассмотрение идеалов и специфики культуры Эпохи Просвещения. В соответствии с поставленной целью, представляется необходимым решение следующих задач:

- рассмотреть основные ценности Эпохи просвещения, ее идеалы;

- выявить специфические черты культуры Эпохи просвещения, рассмотрев вклад таких стран как Англия, Франция, Шотландия, Германия и Россия.

    


  1.  Идеалы и ценности эпохи Просвещения

    В эпоху Просвещения было показано, что каждый человек обладает разумом, а так же способен развиваться как духовно, так и физически. Такова идея формирования личности. Каждый человек обладает своими потребностями, интересами, удовлетворение которых должно происходить разумно. Возникают идеи равенства – люди рождаются равными не только перед Богом, но и перед природой, законом. Эта мысль является одной из ключевых в Эпохе просвещения.

    При этом, Бог рассматривался как творец, но его дальнейшее вмешательство в природу и жизнь человека отрицалось. Подобное воззрение называется деизм3.  Он давал возможность противоборствовать религиозному фанатизму, бороться за свободу совести и выступать за освобождение науки и философии от религиозного бремени. Яркими представителями деизма были Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии.

   В те времена было очень много бед и несправедливости, которые, согласно идеям просветителей можно побороть, распространяя знания. Так, разрабатываются идеалы рационализма. В те времена Просвещение нередко называли именами философов, так, во Франции это была эпоха Вольтера, а в Германии – Канта.

    Активное участие в развитии идей и идеалов просвещения принимал И. Кант. Одной из наиболее популярных его работ является «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?».  Там он писал: «Aufklärung ist der Ausgang des Menschen aus seiner selbstverschuldeten Unmьndigkeit. Unmьndigkeit ist das Unvermцgen, sich seines Verstandes ohne Leitung eines anderen zu bedienen. Selbstverschuldet ist diese Unmьndigkeit, wenn die Ursache derselben nicht am Mangel des Verstandes, sondern der EntschlieЯung und des Mutes liegt, sich seiner ohne Leitung eines andern zu bedienen. Sapere aude! Habe Mut, dich deines eigenen Verstandes zu bedienen! ist also der Wahlspruch der Aufklдrung»4.

    Особое внимание привлекли к себе религиозные вопросы. Так, для многих просветителей церковь с всевозможными ее запретами, представала в виде препятствия, сдерживающего развитие человечества. С развитием науки и естествознания, просветители пытались придумать новое место религии и бога в новом изменяющемся мире. Нередко бога они представляли в виде механика, управляющего огромной  и сложной конструкцией – миром.

    В науке и обществе появилось настроение, отражающее мысль о завершении раскрытия всех тайн и загадок природы. Все подвергается законам логики и может быть рационально объяснимо и постижимо разумом.

    Еще одной специфической чертой Просвещения была идея о возможности изменения человека к лучшему, имела место утопическая идея создания идеального общества, в котором всем живется хорошо. В данном случае идеалом выступала природа с ее гармонией и естественными законами, а так же мысли об отсутствии деления на бедных и богатых, на сословия и т.д. В то же время, некоторые теоретики, такие как Руссо, понимали утопичность, что такое общество не существовало до этого и, возможно, не будет существовать.

    Идеальный человек в таком обществе умен, образован, думает не только о себе и своем благосостоянии, но и о других членах общества. Как уже было сказано выше, подобные изменения в обществе характеризовались развитием буржуазно-экономических отношений и завершением феодализма. Так, в этот период прекращала свое существование феодальная идеология, замещаемая идеями философов, экономистов, социологов, литераторов и других специалистов.

    Ключевыми странами в тот период, наложившими специфический отпечаток на эпоху Просвещения были Германия, Англия и Франция. Как уже было частично упомянуто выше, Просвещение началось с революции в Англии. Завершилось оно, тремя революциями – в Англии5, Франции6 и Германии7.

    Особенное внимание начинает уделяться науке, ранее сдерживаемой церковью. Все большее значение приобретает позитивизм. В связи с этим, метафизика, с ее сверхчувственными принципами, превращается в философию. Кроме того, позитивизм тесно связан с рациональностью, что способствовало развитию точных наук. Более того, все явления, в том числе общественные и философские имели рациональную трактовку, считалось, что все явления в жизни человека могут быть объяснены при помощи рациональности, позитивизма.

    В науке так же возникают и глобальные проблемы, возникают попытки ответить на вопросы о возникновении государства, существования неравенства, причин прогресса. То, что раньше было уделом немногих, в эпоху Просвещения стало общим достоянием, примером чего служит известная французская энциклопедия. Впервые можно наблюдать самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

    Бурно развиваются общественные и правовые науки, появляется социология8. Господствующая идея равенства в философии постепенно находит свое отражение в общественных науках и юриспруденции. Бурно обсуждаются вопросы равенство людей в обществе, перед законом. Затрагивались проблемы женщин.

    Как уже стало ясно, просветители придерживались рационалистских, материалистических и идеалистических соображений. Были сенсуалисты и приверженцы религии. Так, одни из них рассматривали общественное развитие как прогрессивное движение вперед, ведущее к процветанию общества, другие – как деградация общества, грозящая гибелью. Подобный конфликт с развитием эпохи становился все более острым.

    Тем не менее, не смотря на наличие множество разногласий, эпоху можно охарактеризовать общими идеалами и ценностями. Так было общее настроение, выраженное в желании достичь счастья, гармонии в обществе, всеобщего равенства, веротерпимость. В то же время была развита критика9 и непринятие авторитетов и, тем более, догм, даже церковных.

    Идеологи тех времен верили, что развитие человеческого разума позволит решить множество общественных проблем, а так же загадок природы. Разум в эти времена рассматривается как средство, позволяющее познавать мир: каждый индивид должен руководствоваться именно разумом при принятии каких-либо решений. В связи с этим считалось, что общество может быть рациональным, необходимо лишь направить его в нужное русло.

    С идеей рациональности и разума тесно связана идея успешности и прогресса.

    Иными словами, эпоха Просвещения оказала значительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Возникли новые идеи и идеалы, стремления и цели. Большое значение приобретает образование, а идея создания нового человека приобретает все большую популярность. Так, некоторые теоретики придерживались мнения, что если создать необходимые условия для воспитания и образования детей, то в течение нескольких поколений множество общественных проблем будет решено.

    Была сделана ставка на принципиально нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о “врожденных идеях”. В противовес ему Локк утверждал, что не существует “врожденных идей”, а поэтому нет и людей “голубой крови”, претендующих на особые права и преимущества. “опыт о человеческом разуме”10 стал своего рода манифестом эпохи просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости. 

      

     


2. Специфические черты эпохи Просвещения. Вклад Англии, Германии, Франции и России

 

        Как уже было упомянуто выше, Англия была родиной эпохи просвещения. Так, в XVII-XVIII вв. после революции в английском обществе было сглажены многие противоречия. В то же время, развитие парламентаризма способствовало упрочнению форм правовой борьбы. Важно так же заметить, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а напротив, соответствовала идеалу веротерпимости, что способствовало более быстрому культурному развитию в стране, а так же создать баланс между инновациями и традициями. Все эти явления позволяли Англии довольно успешно развиваться и показывать себя в качестве образца прогресса.

    Одним из основных деятелей в сфере просвещения в Англии был Дж. Локк11,  чья основная работа, как уже упоминалось, «Опыт о человеческом разумении»12, отражала программу, положительно воспринятую как английскими, так и французскими просветителями. Согласно его теории, индивид обладал тремя неотчуждаемыми правами:

- на жизнь,

- на свободу и

- на собственность (Связано с оценкой человеческого труда. Так, собственность человека – результат его труда.).

    Результатом принятия трех неотчуждаемых прав является правовое равенство индивидов. По его мнению, необходимо обеспечить порядок, что даст возможность получения выгоды каждым.

    Кроме того, английские просветители поддерживали идею о значении личного творческого усилия каждого индивида, его опыта и знаний. На их основании были изучены потребности индивидов тех времен. Просвещение  впоследствии, способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

    Еще одним важным английским просветителем был Т. Гоббс13, признававший природное равенство людей. В свою очередь, неравенство возникает в процессе развития, а отсюда вытекает недоверие. Так происходит невидимая война против всех, которая убыточна для всех. В связи с этим, люди объединились в государства, дающие им защиту.

    Говоря о просвещении во Франции, нельзя не упомянуть такие имена как Вольтер14, Руссо15, Дидро16, Монтескье17 и Гольбаха18. Здесь просветители составляли некую оппозицию старому строю, иногда выражавшуюся в атеизме. В отличие от английского просвещения, французское было весьма многообразным, а его представители нередко сталкивались в идеологических спорах.

    Так, Монтескье в своих трудах выступал с резкой критикой деспотизма, противопоставляя ему идеи политической свободы.  Вольтер умело пользовался всеми литературными жанрами и выступал в качестве ярого противника церкви. Он жестко осмеивал феодальные нравы и традиции. В связи с его яркой манерой выражения и характерным сарказмом, Монтескье нередко был вынужден скрываться и дважды попадал в тюрьму.

     Его роль в Просвещении велика, она определялась не только его политическими взглядами, но и духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, подталкивая молодое поколение на политическую борьбу. Один из известнейших афоризмов Вольтера: "Все доводы мужчин не стоят мнения одной женщины".

    Гольбах выступал как ярый сторонник материализма и атеизма, рассматривает человека как самозаводящуюся машину.

    Согласно учению Руссо, существовала необходимость вывести общество из состояния испорченных нравов. Для этого необходимо верное воспитание, но и материальное и политическое равенство. Он не принимал эгоизм, считая первостепенной задачей подчиненность своих интересов целям общества. Наиболее известное его сочинение – «Об общественном договоре...»19 в котором он сопоставляет права человека и права государства. Кроме того, он выступал одним из первых вдохновителей французской революции.

    Если рассматривать Германию в период эпохи Просвещения, она на тот момент была политически и экономически раздробленной страной. В те времена мыслители страны видели возможность благополучия страны при ликвидации феодального строя. Ключевой фигурой в немецком просвещении был Х. Вольф20, занимающийся популяризацией учения Лейбница21. Благодаря ему в Германии была создана система, охватывающая все области философии. Почитание разума в его теориях сосуществовало с уважением религии. Вольф и его последователь твердо придерживались убеждения, что распространение философии и знания поможет решить большинство существующих общественных проблем.

    В отличие от французских просветителей, для немецких была характерной поддержка и уважение церковных традиций. Это явление существовало наряду с фактом, что церковь старалась контролировать происходящие события в стране.

    Еще одной важной фигурой эпохи Просвещения был И. Кант22,  придерживающийся мнения, что просвещение индивида ознаменует его моральное и интеллектуальное освобождение. Он рассматривал чувства человека при помощи категорий прекрасного и возвышенного. Особенно много он сделал в разработке теории государства и права.  

    Г. Лессиинг23 придерживался идеи единства человеческого рода. Согласно его теории, человечество возникает тогда, когда эта общность осознается им. Как и другие немецкие философы Лессинг придерживался мнения важности религии и церкви для общества. Он связывал их с моральной стороной индивида, при этом он считал, что человечество постоянно развивается, в том числе и благодаря религии, а пик его развития не обязательно должен завершиться именно той религией, которая существует на данный момент. Так, придет новый этап развития и наступит новая религия.

     Гердер24 в одной из своих работ «Еще одна философия истории для воспитания человечества», описывает идеи гуманизма. Основной его точкой зрения является мысль, что все народы соревнуются в скорейшем достижении максимального гуманизма в своем обществе.

    Иными словами, немецкое Просвещение видело движение человека к совершенству как неизбежный и важнейший закон развития общества.

    Рассматривая русское Просвещение, можно сказать, что оно занималось теми же вопросами, что и европейское, хотя имело и свои специфические черты.

    Одной из ключевых фигур русского просвещения можно назвать Куницына25, рассматривающего правила поведения и этические вопросы людей в обществе. Его основная работа «Право естественное», описывает нравственность как естественное состояние человека. Еще одной известной личностью в эпоху Просвещения был Панин26, автор поэмы «Человек», воспевающая деятельность человека, посредством которой он борется в себе с рабом.

    Вместе с тем, представители русского просвещения задумывались над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматриваются русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

     

    


Заключение

    На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. Несомненно, эпоха просвещения обладала своими характерными чертами и имела свою специфику не только относительно других эпох, но и в рамках всей Европы каждая страна вносила те или иные черты.

    Так, французское просвещение, было направлено преимущественно против абсолютизма и феодализма. Оно включает различные политические и философские учения. Одни представители тяготели больше к реформированию государства по образцу Англии, другие отрицали феодальную собственность и отвергали монархическую власть.

    Английское просвещение шло рука об руку с церковью, что позволяло активно и успешно развивать государство и культуру.  Кроме того, Просвещение как эпоха началось именно в Англии.

    Не было исключением и немецкое просвещение, представленное трудами Канта, Лессинга и других философов.

    Важным периодом было Просвещение и в России.

    Интеллектуальное и философское движение эпохи Просвещения оказало большое влияние на возникшие дальнейшие изменения в этике и общественной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, важным моментом выступает тот факт, что оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

    

    

 

Литература

  1.  М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. Понятие просвещения // Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 1997, с. 16-60
    1.  Рикуперати. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29.
    2.  http://kultprosvet.in/osnovnie-etapi-mirovoy-kulturi-vi-xx-vv--probl/8-kultura-epochi-prosvescheniya-evropa/vse-stranitsi.html - Культура эпохи просвещения. Европа. 10.12.11
    3.  http://history-world.org/age_of_enlightenment.htm - The European Dream Of Progress And Enlightenment, 10.12.11
    4.  http://www.martinfrost.ws/htmlfiles/enlightenment_age.html - The age of Enlightenment, 10.12.11
    5.  http://www.stewarthomesociety.org/ai.htm - Aesthetics, Politics and the Après-Garde, 11.12.11 

1 Славная революция в Англии

2 Великая французская революция

3 Религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума

4 Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого - то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.

5 Промышленной

6 Политической

7 Философской

8 Называемая изначально Сен-Симоном «позитивная философия»

9 Отсюда известна ставшая позднее популярной философской школой критическая философия.

10 Философский трактат Локка

11 (1632-1704)

12 1690

13 (1588 - 1679)

14 (1694 - 1778)

15 (1712 - 1778)

16  (1713 - 1784)

17  (1689-1755)

18 (1723 - 1789)

19 (1762)

20 (1679 - 1754)

21 (1646 - 1716)

22 (1724 - 1804)

23 (1729 - 1781)

24 (1744 - 1803)

25 (1783 - 1840)

26 (1773 - 1805)

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11312. Логические основы цифровой техники 107.5 KB
  9 Тема №1 Логические основы цифровой техники Занятие 1. Алгебра логических высказываний Учебные методические и воспитательные цели: ...
11313. Методы синтеза цифровых устройств 162 KB
  Занятие 2. Методы синтеза цифровых устройств Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить методы синтеза цифровых устройств. 2. Пок...
11314. Дешифраторы и шифраторы 198.5 KB
  Занятие. Шифраторы и дешифраторы Учебные методические и воспитательные цели. Изучить принципы построения кодирующих и декодирующих устройств. Показать приемы активизации аудитории. Воспитывать уважение к цифровым и импульсным устройствам.
11315. Мультиплексоры и преобразователи кодов 255.5 KB
  Занятие 2. Мультиплексоры и преобразователи кодов Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения преобразователей кодов мультиплексоров и демультиплексоров 2. Воспитывать стремление овладеть основами синтеза цифровых ...
11316. Триггеры с раздельным и счетным запуском 109 KB
  Занятие 3. Триггеры с раздельным и счетным запуском Учебные методические и воспитательные цели: Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного мат...
11317. Триггеры задержки и универсальные триггеры 136 KB
  Занятие 4. Триггеры задержки и универсальные триггеры Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения триггеров с раздельным и счетным запуском. 2. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного ма...
11318. Регистры и их применение. 109.5 KB
  Занятие 6. Регистры Учебные методические и воспитательные цели: 1.Изучить принципы построения последовательных и параллельных регистров. 2. Показать методику увязки изучаемых вопросов с применением в технике связи. 3. Воспитывать уважение к изучаемой дисципли...
11319. Счетчики и их применение 142.5 KB
  Занятие 7. Счетчики Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности цифровых счетчиков импульсов. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при конспектиро
11320. Запоминающие устройства и их применения 163.5 KB
  Занятие 9 Запоминающие устройства Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности запоминающих устройств. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при консп...