97956

Русское православие

Реферат

Религиоведение и мифология

Православие считает главой церкви (земной и небесной) только Иисуса Христа, что само по себе предопределяет характер многих сторон жизни православных церквей, которым свойственны веротерпимость, стремление к согласию, приоритет духовных ценностей по отношению к мирским, страстное желание сохранить веру Христову в ее подлинном, неискаженном виде...

Русский

2015-10-26

163 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

русское православие

Реферат

по дисциплине «Философия

Руководитель           Разработал

 Профессор                     студент гр.У-212

__________Быстрова А.Н.         _________Иванов В.В.

(подпись)             (подпись)

______________       _______________

(дата проверки)      (дата сдачи на проверку)

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

[1] Введение

[2] 1 Особенности мировоззрения православия.

[2.1] Природа в идеологии православия. Отношение человека к природе.

[3] 2 Русская православная церковь как институт православия.

[3.1] 2.1 Консервативная утопия Леонтьева К.Н.

[4] 3. Православие и культура русского народа.

[4.1] 3.1 Византийские основы древнерусской культуры с точки зрения Леонтьева.

[5] 4. Русское православие - сила или слабость России.

[5.0.1] 4.1 Российское общество и его противоречия - роль православия в решении этих противоречий.

[6] Заключение

[7] БИБЛИОГРАфИЯ


Введение

Какую роль играет православная религия для русского человека? Православие - это чистая и неискаженная истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем; это - сохраненное во всей чистоте и не поврежденности подлинное учение Христово о вере и благочестии (жизни по вере), изложенное святыми апостолами в Священном писании. Православная религия позволяет нашему народу осознать себя как единую общность, скрепленную общими ценностями и целями, дает нам возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Объектом исследования моего реферата является такое явление, как русское православие. Предметом – изучение мировоззрения православия,  взаимодействие православия и культуры.

В данной теме меня привлекло то, что православие является основной религией России, которая на протяжении тысячелетия формировала ментальность русского народа. На протяжении многих веков она являлась основой бытия человека, вела за собой, формировала мировоззрение русского народа.

Православие считает главой церкви (земной и небесной) только Иисуса Христа, что само по себе предопределяет характер многих сторон жизни православных церквей, которым свойственны веротерпимость, стремление к согласию, приоритет духовных ценностей по отношению к мирским, страстное желание сохранить веру Христову в ее подлинном, неискаженном виде, защита и распространение православия ненасильственными методами. Все православные церкви объединяет общее вероучение, основные церковные каноны и важнейшие обряды.

Именно то, что я являюсь православным, во мне привлекло эту тему. По моему убеждению, православная вера наполняет мою жизнь неким особым значением и смыслом. Православие помогает мне возмещать, компенсировать зависимость от природных и социальных катаклизмов, избавляться от ощущений собственного бессилия в современном мире, от тяжелых переживаний личных неудач, обид и тяжести жизни, страх перед смертью.

Основной задачей, которую я собираюсь решить в своем реферате, является рассмотрение особенностей русского православия, для того чтобы определить  какую роль играет русское православие - духовная среда, в поднятии общей духовности нации.  Обращение к русскому православию, следование его духовным ценностям должно помочь возродить русский традиционализм, через него русское православие укрепит российское общество, в следствии российскую семью. Русское православие определяет истинное самосознание народа, его духовность. Взаимодействуя с бытием человека, православие связано с культурой общества, национальными особенностями русской цивилизации.

Актуальность моей темы, я считаю, обусловлена тем, что сегодня христианство в целом и православие в частности испытывает некий кризис, который может повлиять на развитие не только церкви, но и всего русского народа, поскольку православие является одной из основ русской нации.


1 Особенности мировоззрения православия.

  1.  Природа в идеологии православия. Отношение человека к природе.

Богословские доктрины подчеркивают космический характер искупления - спасение мыслится не для человека в одиночку, но для всего мира, окружающего человека. Православие надеется на преображение всего естественного порядка жизни. Бог обновляет не только человека, но и животных и всю природу. Дух и материя не антагонистичны, но манифестируют одну и ту же реальность. Православие относится к природе с почтением, любовью и благоговением. Материальные объекты не только являются средствами благодати, но и становятся благодатными. Вот почему в таинствах используются природные средства1. Ограничение таинств числом 7, встречающееся в некоторых православных катехизисах есть обеднение сакраментальной жизни Церкви. Церковь призывает Духа на воды в день Богоявления на храмы, иконы, дома, животных. Верно, что эти действия не все могут быть названы Таинствами в полном смысле слова, иногда лучше сказать - благословление. Однако все материальные объекты могут нести в себе благодать Духа. Образы, идеи, звуки, слова, движения тела, свет, тьма, земля и плоды -все служит целям поклонения Богу. Православные богослужебные циклы соотносятся с природными ритмами и это помогает славить Бога вместе с природой, а не вопреки ей. Откуда текст?

После Таинств и икон лучшей иллюстрацией восточного отношения к природе является практика поста. Православие рассматривает человека как единство души и тела, и настаивает на том, чтобы "тело было также дисциплинировано и тренировано как душа" (Т.Уэйр). Никакого Уэйра у тебя в списке литературы нет. Воздержание от продуктов животного происхождения, не имеющее ничего общего с вегетарианством имеет двойное символическое значение: смирение с покаянием и восстановление. Во время поста смирение и покаяние должно выражаться в прощении, усиленной раздаче милостыни, примирении с природой2.

Отказ от животной пищи символизирует новые отношения человека с природой, когда человек сможет жить не повреждая ее. Это символ новой земли и нового неба, где не только "волк будет пребывать с ягненком", но и наиболее разрушающее из всех тварей - человек - не разрушит других творений Божиих. Постясь, православные словно говорят животным, что хотят не только сохранить их жизнь, но и жизнь их будущих детенышей. Откуда текст?

  1.  Отношение человека к человеку.

У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру. Почему патриотизм и верность Православию у русского народа так естественно сочетаются с терпимостью к другим вероисповеданиям и с некоторым равнодушием к материальным потерям? Почему Православие никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто? Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем «невыгодно»? Видимо, Православная Церковь и русский народ несут в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытиё. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия. Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всем людям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся в защите восходят к учению Христа: «…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Откуда текст?

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» Откуда текст?

Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто. По этому поводу Ф.М. Достоевский писал: «…народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно. В сущности в народе нашем кроме этой «идеи» и нет никакой, и всё из неё одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного. Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех их и смрад, и всё бы выходило опять из той излюбленной «идеи» их». Откуда текст?

Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого (даже погибающего) человека. Эти силы – в правильном понимании спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности к покаянию как необходимом условии спасения и в горячей молитве как проявлении воли души к спасению. Откуда текст?

1.3 Отношение человека к Богу

Что есть "образ Божий" в человеке для Православия? Если "образ" совершенный, он отражает всю полноту Прообраза. Так невозможно определить, что же именно является началом святости в человеке. Мы можем предполагать, что отражаем бесконечную благость Божества. В неизреченной благости Бог наделяет человека не частью своих свойств, но всей полнотой возможного совершенства. Бог творит человека потенциальным участником своей благости, это не означает, однако недифференцированного соединения. Подобная мысль об абсорбции чужда Православию. Человек сохраняет свою индивидуальность и личностность. Откуда текст?

В.Лосский разделяет концепции личности и индивида. "Слово индивид выражает определенный субстрат элементов личности, которые принадлежат природе, в то время как личность означает то, что отделяет человека от природы"3. Индивидуальность это те свойства, которые составляют собственность человека, то, что он рассматривает как "я", то что отделяет его от других. Таким образом, индивидуализм означает само-центрированность и изоляцию, являясь базисом эгоизма, соревновательности и конфликтов. Но Православие рассматривает человеческое бытие как личностное, то есть не как часть целого, но уникальность, содержащую это целое, микрокосмос. Личность как таковая принадлежит горизонту Божественного, а не тварного бытия. «Личность не есть что-то тварное и человеческое, но начало Божественное и само Божество». Бог – есть личность – но лишь именно Бог, а не тварный индивидуум4.

Уникальность человеческого бытия определяется не тем, что роднит его с другими людьми, не природными свойствами. Однако «личностность не может быть реализована без индивидуальности5». Сама реализация включает индивидуализм. На пути процесса обожения преодолевается тревога отделения. Идеальным вариантом этой теории являются взаимоотношения внутри Святой Троицы. Три ипостаси пребывают в Единстве без конфликта или абсорбции. Откуда текст? И слов-то каких понабрался!

Соответственно Православному взгляду, участие в Божественной Жизни не начинается после смерти человека, но осуществляется в его жизни на земле. Имеется в виду не только монашество, но и жизнь всех членов Церкви. Николай Кавасила, гуманист 14 столетия подтвердил, что высший мистический опыт приобретается не избеганием мира, но участием в литургической и сакраментальной жизни. "Бог везде вокруг нас и войдет в нас, если мы откроем ему дверь. Мы достигнем его, если будем участниками его жизни, смерти и воскресения, которые есть ни что иное как Божественная литургия и он наполнит нас любовью". Откуда текст?

В Церкви существует уважение и почтение к монашеству, в то же время признается, что пути - монашеский и светский являются взаимно необходимыми. Здесь опять речь идет не о соперничестве или конфликте, но о разном призвании к участию в одной и той же жизни. Восточная церковь отрицает противостояние природы и благодати. "Природа и благодать взаимопроникновенны, одно существует в другом"6.

От момента творения человек наделяется возможностью получать обоживающую энергию Бога. Бог свободно дает и человек свободно получает. Человек сотрудничает с Богом. Однако отвергая эту перспективу сотрудничества, подобно Адаму, человек становится в позицию соперника. Отворачиваясь от Бога человек становится само-центричным и вовлекается в процесс отделения от Бога, от других, от природы. Последствия падения Адама отразились на всех его потомках, на человеческой расе. Откуда текст?

Это не означает, что человек утратил "образ" Бога в себе. Он не разрушился, а исказился. Человек не потерял своей свободы, как уверяли блаженный Августин и Лютер. Где они у тебя в списке литературы числятся? "Православие не считает, что человек слишком низко пал и рассматривает последствия падения не столь трагично, как это принято на Западе. У Адама не было большой высоты познания и добродетели, он пал из состояния неразвившейся простоты и поэтому не может быть судим столь строго за свою ошибку".Откуда текст?

В православной доктрине спасения, каждый судится не столько за вину Адама, сколько он сам, в своей жизни, последовал примеру Адама. Спаситель пришел не смыть "первородный грех" Распятием на кресте, но дать человеку новую жизнь святости и бессмертия. Спасение принесено Христом через победу над Сатаной, грехом и смертью. В доктрине спасения православие не разделяет концепции оправдания, обновления и обожения. Для святого Ансельма и последующих богословов Запада человечество было объектом гнева Бога за вину греха Адама.

Напротив, на Востоке спасение рассматривается как драматическая битва между Богом и силами зла, овладевшими человеком, среди которых первый враг - смерть. Восточная концепция искупления относится не столько к индивиду, сколько к целому миру. Это победа Христа в космической драме. Поэтому наиболее частый символ на востоке - крест без фигуры Спасителя - Христос победил смерть.


2 Русская православная церковь как институт православия.

2.1 Консервативная утопия Леонтьева К.Н.

К. Леонтьев – одна из самых ярких фигур в истории русской социально-философской мысли второй половины 19 века. Внутренне противоречивый характер как мировоззрения, так и метода Леонтьева был вскрыт наиболее глубокими исследователями его идей. Самой значительной работой Леонтьева, содержавшей систематизацию его философского миросозерцания, является трактат «Византизм и славянство».

В целом под византизмом (также употреблялись слова «византинизм», «византийство» и другие им родственные) в общественной мысли понимались византийские, похожие на них или заимствованные в Византии «порядки и традиции в государственной, духовно-нравственной, культурно-бытовой областях жизни русского и других обществ». В узком смысле термин означал православие, в более широком понятие «византизм» у русских мыслителей охватывало весь строй русской социально-культурной жизни.

Исторические истоки такого понимания византизма восходят еще к выдвинутой на рубеже XV — XVI вв. концепции «Москва — третий Рим»7, утверждавшей правопреемство Москвы как нового Царьграда от Константинополя и содержавшей идею преемственности власти московского великого князя и византийского императора, которая основывалась на общности религии и государственного устройства двух стран. Леонтьев утверждал что: «Царизм наш, столь для нас плодотворный и спасительный, окреп под влиянием православия, под влияние византийских идей, византийской культуры. Одним словом,  с какой бы стороны мы не взглянули на великорусскую жизнь и государство, мы увидим, что византизм, т. е. церковь и царь, прямо или косвенно, но во всяком случае глубоко проникают в самые недра нашего общественного организма»8.

На протяжении всего XIX в. родство и схожесть многих порядков, нравов и обычаев русского и византийского обществ сделались предметом острых идейных споров по проблемам модернизации России, выбора ее дальнейшего общественного развития. Причем полемисты как с левого, так и с правого флангов общественно-политического спектра сходились во мнении, что византийским социальным институтам присущи преимущественно консервативные черты, а сама Византийская империя представляет собой особый тип восточно-христианского социума, эволюция которого в эпоху средневековья значительно отличалась от развития Западной Европы.

2.2 Идея «Вселенской церкви» Соловьева В.С.

Оригинальная философская система великого русского мыслителя В.С. Соловьева появилась не только на пространственном рубеже исторической встречи западной и восточной цивилизаций, но и на временном рубеже вступления России в эпоху капитализма и последующих социальных революций.

В. Соловьев видел источник могущества русского государства и цивилизованности российского общества в верности духу христианства, которое возвышало над хаосом «варварства и бедствий» то Владимира Свтого, то Петра Великого. Истинное величие России утверждается не силой оружия – на Балканах или в Константинополе. Идея цезарепапизма, погубившая Византию, не даст нам места на Востоке. Но «истинная русская идея, засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории» может еще направить нашу национальную совесть. «И если этого недостаточно, то есть еще более великое и верное свидетельство – откровенное Слово Божие: в Новом Завете уже нет речи о какой-либо отдельной национальности и даже определенно указывается, что никакой национальный антагонизм не должен более иметь места»9.

Монах Филофей говорил о Москве как третьем Риме. Здесь русское православие квалифицировалось как единственно истинная вера, православное истолкование Бога объявлялось абсолютно верным, а «творец Вселенной единый Бог представлялся русским Богом». Здесь, так называемый Мессианизм не только не способствует прогрессивному развитию русского народа, но и затмевает вселенскую идею. Но именно такой мессианизм был абсолютно чужд Соловьеву.

Этот аспект подчеркивал Л.П. Карсавин в работе «Восток, Запад и русская идея». Он отмечал, что всеединство нельзя мыслить как безразличное единство всех народов или такое же единство их под одною только церковною властью. Тогда оно не будет всеединством. Его необходимо мыслить по аналогии с живым организмом, «...надо исходить из сознания особого смысла и особого значения каждого из органов в качественности своей необходимости для целого... нельзя создать единство человечества путем уничтожения культурных, национальных, религиозных и других особенностей»10.

В содержании «Русской идеи» особенно ценно своеобразное, с идеалистических позиций обоснование интернационального значения духовно-освободительной миссии России. Вселенская идея богочеловечества должна быть масштабом оценки нравственной роли всякой нации. «Смысл существования нации», - по Соловьеву, - не лежит в них самих, но в человечестве». При этом он разъясняет, что человечество реально существует, как «богочеловечество». Его «субстанциальная форма реализуется в христианском мире, в Вселенской Церкви. Участвовать в жизни Вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации, участвовать в этом по мере сил и особых дарований своих, вот в чем, следовательно, единственная истинная миссия всякого народа». Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира. Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что русская идея есть «идея коммюнитарности и братства людей и народов»11.

Сопоставляя позиции русских мыслителей К.Н. Леонтьева и В.С. Соловьева я пришла к выводу, что наиболее близкой для меня является позиция В.С. Соловьева, выраженная в его учении об идеи «Вселенской церкви». Главными аргументами, которые я нахожу наиболее схожими с моим мнением, является то, что источник могущества нашей цивилизации находится именно в верности русского народа христианству т. е. в правде – в правде своего существования. Сделав вывод, я поняла, что именно Бог создал русскую цивилизацию, именно Бог сделал нашу цивилизацию – христианской. Самое главное, я думаю, это то, что именно русское православие («греческая ортодоксия»), наложившись на этногенез внутри Московии, и создало русскую нацию. Поэтому и истинное величие будет создаваться не оружием, а силой божественной правды. Следовательно, единственной истинной миссией любого народа, не только русского, я считаю, должно быть участие в развитии христианской цивилизации, участие в жизни «Вселенской Церкви». В настоящее время русский – мессианский народ не может выйти из кризиса, потому что нет новой, мессианской национальной идеи.


3. Православие и культура русского народа.

3.1 Византийские основы древнерусской культуры с точки зрения Леонтьева.

Крестившись в 988 году, Русь получила новую веру в «чистом виде», после почти тысячелетней борьбы с ересями, с уже определившейся системой строительства церковной культуры для новых, входящих в христианскую семью народов.

Но что за картину представляла собой культурная ситуация того времени?

Один из авторов пишет: «Существует два расхожих мнения о состоянии духовной культуры славянских народов нашей страны. В первом крещение киевлян рассматривается современными церковными авторами как начало культурного прогресса древнерусского общества, - прогресса, сводящегося к простому усвоению византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душой ничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстрому и глубокому усвоению готовых культурных форм.12

С другой стороны, глубокий анализ культурного наследия нашей страны показывает, что ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Между тем, усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества (христианство в данном случае выступало в роли простого передатчика этих элементов), стали возможными только потому, что в дохристианской Руси не было какого-то культурного вакуума, а существовал достаточно высокий уровень развития духовной культуры».

Кто-нибудь из церковных писателей, возможно, и высказывался в том духе, на который указывает цитата, но нам известна и другая точка зрения. Архимандрит Иоанн (Экономцев) говорит: «Семя упало в подготовленную почву. В настоящее время уже никто не придерживается упрощенного представления о том, что наши предки в дохристианскую эпоху жили в состоянии дикости. Современные исследователи обратили особое внимание на высокий уровень образно-поэтического мировосприятия в Древней Руси. Несомненно, что в языческой, дохристианской, сформировавшейся еще в дописьменный период, культуре славянских племен присутствовало развитое художественное начало. Это образно-художественное восприятие мира оказалось чрезвычайно близким самому духу византийской культуры».

Напротив, категоричней по указанному поводу высказывается не священнослужитель, а академик Д.С. Лихачев: «Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие. Остальное - лишь предполагаемые ценности».

Задолго до Д.С. Лихачева более категоричен был С.М. Соловьев: «Русская история, русская культура начинаются с принятия христианства. Культуры, не христианской не знает древняя Русь».

Здесь же Соловьев писал: «Христианство для России явилось не только возрождением духовным, оно спасло Россию от опасности исчезнуть с лица земли, подобно этрускам. Оно дало нашим предкам нравственный идеал и надежду на загробное спасение. А эти два начала охватили и преобразили собою и материальную жизнь, раз поставлен идеал, раз цель впереди. Раз возможно спасение и бессмертие, то дикие племена, как звери, укрывавшиеся в лесах и дебрях, соединяются в государство для общего дела, научаются жертвовать частью для общего, подчиняют материальные вожделения лица нравственному идеалу, отчего все общество укрепляется не только духовно, но и материально». Слова Соловьева звучат с огромной долей актуальности и в наши дни, когда индивидуалистический либерализм выводит «понятие свободы на внешний, материальный уровень. Прагматическая идеология успеха (финансового, прежде всего) означает отказ от соотнесения жизни с абсолютными духовными ценностями».

В данном контексте вполне уместна мысль Льва Шестова: «Культурность — наследственный дар, и сразу привить ее себе почти никогда не удается. К нам, в Россию, цивилизация явилась вдруг, когда мы были еще дикарями, и сразу стала в позиции укротительницы, действуя сперва приманками, а потом, когда почувствовала свою власть, и угрозами. Мы поддались быстро и в короткое время огромными дозами проглотили то, что европейцы принимали в течение столетий, с постепенностью, приучающей ко всякого рода ядам, даже самым сильным».

Но сегодня на страницах изданий иной раз можно встретить прямо противоположные концепции усвоения Русью новой культуры: от раболепного подражания русичей грекам до весьма самобытного противопоставления тем же грекам своего богатого, нажитого еще в язычестве наследия. Обе точки зрения не отличаются оригинальностью, имея под собой опору в философии таких разных мыслителей как: Ж. Руссо, Ф. Ницше, М. Вебер, Л. Фробениус и Ф. Гребнер, А. Крёбер, Дж. Мёрдок, К. Маркс и Ф. Энгельс, В. Ленин и др. И поскольку такой анализ в современных условиях носит явно идеологизированный, а не научный характер, то подробно останавливаться на нем не имеет смысла. Стоит обратить внимание на то, какую культуру принимали наши предки в X веке13.

Некоторые исследователи упорно настаивают на освоении Русью вместе с христианством и античного наследия. Так, В. Вейдле писал: «Византийская культура была прежде всего культурой греко-христианской, и только в этом своем качестве она могла стать воспитательницей еще лишенных высокой культуры народов Восточной  Европы. В составе огромного дара, полученного или унаследованного от нее, могли быть и специфически-восточные черты, однако, в большинстве, преображенные эллинством и христианством и во всяком случае не определяющие его абсолютной ценности и исторического значения. Воспитанная Византией Древняя Русь не могла быть воспитанием этим отрезана от Европы, так как воспитание состояло прежде всего в передаче ей греко-христианской традиции; она могла быть только отрезана от Запада в силу того, что византийское христианство отличалось от западного христианства и воспринятая сквозь Византию античность — от античности, воспринятой Западом сквозь Рим». 

3.2 Культура как предмет социального исследования РПЦ.

Русская православная церковь видит «свою спасительную миссию, объемлющую всестороннее попечение о человеке», в партнерском взаимодействии с государством во всех областях, касающихся самой Церкви, личности и общества. Опыт подобного сотрудничества насчитывает в России более тысячи лет.

Со времен Крещения Руси в мировой истории начинается «русская глава» христианства. Православие стало значимым фактором российской государственности, культуры, становления и развития русской, украинской и белорусской наций.

Русская православная церковь в жизни Древней Руси разными средствами выполняла свою культурно-созидательную функцию14. Благодаря духовным книгам, проповедям, иконам и фрескам христианство проповедовало новые для недавних язычников ценности: забвение обид, заботу о слабом и беспомощном.

«От церкви человек впервые узнал о существовании «ближнего»; раб перестал быть вещью – он такой же человек, как и все другие, такое же создание «по образцу и подобию Ближнего». Церковь облагородила семейную жизнь. В то время Русская церковь, в частности, получила в свое ведение все семейные дела и разбирательство над призревавшимися в богоугодных заведениях15.  

Это способствовало росту авторитета Церкви и ее влияния на население. Средоточием христианского учения, просветительным и воспитательным учреждением, очагом благотворительности на Руси был монастырь. Монастыри выполняли не только религиозные, социальные и культурные функции, но и были важным звеном средневековой  организационно – хозяйственной системы. Священники приходских храмов, монахи преодолевали много усилий к преодолению тяжелых моральных, материальных и культурных последствий ига. Это было тем труднее, что население, будучи теперь в своей массе неграмотным, не могло воспользоваться, как раньше, духовными книгами. Православная церковь на протяжении всей своей истории (даже в условиях гонения со стороны Советской власти) реализовывала социальное служение, основанное на добротолюбии. С точки зрения православия благотворительность есть «одно из проявлений христианской любви, когда человек оказывает благодеяние и поддержку нуждающемуся в этом, безразлично, будет ли эта нужда духовная или телесная». Благотворительность не должна носить характера случайности, ее основой должна служить самоотверженная любовь как явление специально христианское. Русская православная церковь от начала своего учила задумываться об обездоленных, помогать бедным, немощным, старым, сиротам, «безгласным и бессильным».

3.3 Встреча религиозной философии и православия в России.

3.3.1 Учение Карсавина Л.П.

В системе Карсавина опытным материалом в учении философии выступает прежде всего догматика христианства, и ближайшим образом – догмат троичности. В основе же всей системы феноменологически связанная с догматом троичности парадигма – Триединство – динамическая структура, характеризуемая троичным строением, члены или ступени которого реализуют различные бытийные состояния или действия16. «История, — писал Карсавин, — должна быть Православной». Чтобы понять это утверждение, нужно иметь в виду, что для Карсавина «осмысление развития человечества возможно только как метафизика истории, степенью близости к которой определяется ценность всякой исторической работы». «Чистое» познание Карсавина вообще представляется «отвлеченным»: «отъединенное от прочих качествований знание необходимо умалено в качестве знания», — пишет он. «Инобытное» (т. е. то, что вне человека), — учит Карсавин, — постигается нами в непременной связи с нашим самосознанием и Богосознанием». Для Карсавина «вера — основа знания, наличная в каждом акте его, наличная и в признании чего-либо истинным».

«Когда наука (философия) пытается обойтись без веры и найти свои основания, — пишет Карсавин, — она обнаруживает в глубине своей религиозную веру», ибо «основа нашего бытия, нашей жизнедеятельности и нашего знания дана в вере, как всецелом причастии к истине; только верою можно окончательно обосновать знание». Этим определяется у Карсавина и отношение науки и философии к богословию. «Хочет или не хочет того наука, но она, особенно же на вершине своей в качестве философии, исходит из некоторых основоначал, которые, притязая на абсолютную значимость, являются высказываниями об Абсолютном», т. е. становятся на путь веры (как все целого причастия к истине).

Без обоснования в вере философия обрекает себя на то, чтобы быть «знанием гипотетическим»; поэтому, «желая оставаться философским (научным), философское знание обязано сказать: «философия должна быть служанкой богословия». «Служанкой, — поясняет Карсавин, — но не рабой». «Богословие, — пишет Карсавин, — стихия свободного познавательного искания; исходя из него, философия не может стать несвободной». Разве она будет свободнее, — спрашивает Карсавин, — если, вопреки истине, признает предпосылки нерелигиозными и тем ограничит и предмет свой и свой метод?» Если «эмпирически вражда религии с философией неизбежна», то вина здесь лежит на богословах, которые «недооценивают философского сомнения, вожделеют о рабской покорности. Пока существует, — заключает Карсавин, — этот дух деспотизма, неизбежен и необходим пафос свободы». Карсавину чужда тема секуляризма, потому что богословие мыслится им свободным. Это тем более существенно для Карсавина, что мотивы рационализма очень сильны у него. «Мы защищаем, — пишет он, — богознание рационально выражаемое и частью рационально доказуемое». Даже мистический опыт, если не всегда может быть «рационально доказуем» — ибо «мистическое рациональным путем частью обосновано быть не может» — «тем не менее и в этом случае оно рационально выразимо или символизуемо». Защищая права «рациональности», Карсавин защищает одновременно «стихию свободного познавательного искания» в богословии; верность святоотеческому богословию есть для него не ограничение свободных «исканий», а источник вдохновения.

3.3.2 Учение П. Флоренского.

Как религиозно-философский мыслитель, П.А. Флоренский принадлежит к направлению софиологии и философии всеединства, основателем которого считается В.С. Соловьев. Впрочем, как считает С.С. Хоружий, современный исследователь творчества П.А. Флоренского, софиология Флоренского — это совершенно самостоятельное учение, во многом отличное от учения В.С. Соловьева. Основу софиологии Флоренского составляют два источника — христианский платонизм и православная традиция культа Святой Софии Премудрости Божией. С.С. Хоружий отмечает, что, по мнению П.А. Флоренского, между Богом и сотворенным Им миром существует двоякая связь: с одной стороны, бытие мира имеет смысл, заданный Богом (замысел Божий о мире), с другой стороны, всякая тварь имеет любовь к Богу17. Оба эти аспекта, соединяясь, приводят к новому понятию: каждой тварной личности сопоставляется ее "идеальная личность" ("любовь — идея-монада"), реализующая связь личности с Богом. "Монады" Флоренского исполнены любви, которая связует их не только с Богом, но и между собой, так что они образуют "единство в любви". Такое единство поддерживается непрестанной активностью любви, и потому является единством живым, "многоединым существом". Иначе говоря, собрание "идеальных личностей" — само тоже личность, которую Флоренский и считал Софией. Итак, София — это божественная совершенная личность, представляющая собой собрание всех "идеальных личностей" и обладающая ипостастной сущностью. Как писал сам Флоренский, Софию можно считать "ипостастной системой миротворческих мыслей". Таким образом, София — это совершенное единство множества, причем, будучи сама личностью, она связана с любой личностью в своем составе. А любовь — это сила, которой устанавливается и держится всеединство. Следовательно, София и представляет собой всеединство, а софиология — определенный род метафизики всеединства. Однако Флоренский избегает термина "всеединство", используя греческие формулы, наиболее часто — "единое и многое". Связано это было с тем, что Флоренский вовсе не вкладывал в это понятие тот смысл, который был известен в толкование В.С. Соловьева.

У Соловьева всеединство — это принцип построения философской системы традиционного европейского образца18. Флоренский же трактовал это понятие ближе к традиции античной философии, а позднее — к новейшему структурно-семиотическому подходу. По убеждению Флоренского, существуют определенные градации (или ступени) любви. Но если любовь имеет градации, то и всеединство структурировано подобным же образом. В таком случае, всеединство — это иерархия ступеней, идущих в порядке постепенного убывания связности и единства. Важным представляется учение П.А. Флоренского о познании, в основе которого опять находится любовь: "Познание совершается любовью", — писал русский мыслитель. С.С. Хоружий отмечает, что, по Флоренскому, познание предмета — это род общения с ним, созидание единства познающего и познаваемого; и только в любви, любовью достижимо истинное познание.

Важнейшей целью познания является обретение истины. Процесс обретения истины Флоренский разделяет на три этапа19. Первый — этап логистики, когда человек пользуется способами рациональной философии. На этом этапе истину обрести невозможно, ибо рациональная философия бессильна перед раздробленностью и множественностью мира. Второй этап — этап пробабилизма, т.е. осмысление определенных качеств истины, в том случае, если она существует. На этом этапе, достигается познание главных свойств истины, к каковым Флоренский относит следующие характеристики: истина есть "интуиция-дискурсия", "актуальная бесконечность", "совпадение противоположностей" и др. И наконец, истина предстает, как важнейший христианский догмат: "Истина — …Отец, Сын, Дух… истина есть единая сущность о трех ипостасях… Троица единосущная и нераздельная". На третьем этапе, который Флоренский характеризует понятием "подвижничество", как данность уже полностью принимается необходимость существования истины. В данном случае познание истины невозможно без веры и религиозно-духовной практики. С помощью веры и евангельской любви истина утверждается как Святая Троица. Но здесь важен еще и сам процесс познания истины — совершая восхождение по этапам познания истины, человек познает любовь и включается в связуемую любовью общность людей. Общность людей, связуемая любовью в процессе обретения истины — это Церковь: "Столп Истины — это Церковь, это достоверность, это духовный закон тождества, это подвиг, это Триипостастное единство, это свет фаворский, это Дух Святой, это целомудрие, это София, это Пречистая Дева, это дружба, это — Церковь".

Таков итог софиологических рассуждений П.А. Флоренского о сущности Софии, всеединстве и истине — именно и только Церковь являет в человеческой истории все качества Софии и истины, является Телом Христовым, истинным Столпом и утверждением Истины. Стоит напомнить, что "Столпом и Утверждением Истины"20 называет Церковь апостол Павел  и в данном случае П.А. Флоренский с полным правом использует эти слова святого апостола. На основе своего учения о Церкви, П.А. Флоренский разработал систему теодицеи (оправдания Бога). Флоренский определяет теодицею как "восхождение нас к Богу", предполагающее путь от иррелигиозности через сомнение, скепсис, подвиг веры, познание истины, преображение всего человека к живой вере в Бога. Но истинное обретение Бога возможно только в Церкви, следовательно, истинная теодицея основана на Церкви, как "Столпе и утверждении Истины".  

Все черты общности в учениях Карсавина и Флоренского возникают и  утверждают вопреки разительному несходству этих учений. В Православии им были близки совершенно разные стороны, и в основе их учений лежали совершенно разные принципы. Перед нами две глубочайше различные фигуры – с различной религиозностью, различными творческими устремлениями и полною противоположностью личного типа; один – предельно светский, другой, по своей сути, монашеский.

Наиболее близким учением для себя я считаю учение Флоренского П.А, которое принадлежит к направлению софиологии и философии всеединства, основателем которого является русский мыслитель В.С. Соловьев. Изучая концепцию Флоренского, я нашла сходства его мыслей с позицией Соловьева, которая является для меня более близкой.  В основу софиологии Флоренского входит православная традиция культа Святой Софии Премудрости Божией. Скорее именно эта основа одной из направленности учения Флоренского вызвало у меня большой интерес и нашло отражение в моих мыслях о «идеальной личности Софии». Переводя с греческого языка имя Софья – означает «следуй пророчеству, божественной мудрости», на византийском – «мудрость». В детстве я однозначно не могла понять значение своего имени, о котором мне много раз напоминал мой папа. Сейчас же, глубоко осмыслив сказанное Флоренским, я пришла к выводу, что называясь именем Софья, я должна осознавать все, что несет за собой мое имя, а именно - любовь, всеединство,  некое совершенство. Следовательно, родители, назвав меня этим именем, определили для меня мою судьбу, а может и некую «миссию», которую я должна осуществить в своей жизни, неся на себе имя Софья.


4. Русское православие - сила или слабость России. 

4.1 Российское общество и его противоречия - роль православия в решении этих противоречий.

В последнее время в связи с демократическими переменами в стране у РПЦ появилась возможность свободно выражать свои мнения по широкому кругу социальных и политических проблем. Этому способствовали освобождение общества от вульгарных, уничижительных представлений о религии и становлении цивилизованных государственно – церковных отношений. Политические и правовые перемены в постсоветской России, ликвидация существовавших на протяжении десятилетий административных и нравственных притеснений верующих, принятие в целом прогрессивного законодательства о свободе совести позволили верующим открыто, без боязни исповедовать свою веру.

Российское общество, находясь в состоянии трансформации, модернизации, нуждается в том, чтобы этот процесс осуществлялся с учетом его истории, его культуры21. Игнорирование особенностей культурного компонента, духовно-нравственного составляющего реформ – причина многих бед, являющихся результатом осуществляемых в России непродуманных реформ, авторы которых не учитывали авторитет нашего народа, его культурные традиции, духовные ориентации, предпочтения. Теперь традиционный отечественный институт, каким является Православная церковь, опираясь на исконно нравственные духовные ценности значительной части нашего народа, стремиться дать ответ на злободневные социальные вопросы, призванные обеспечить материальное и духовное благосостояние, духовную уравновешенность народа и способствовать прогрессу в разных сферах человеческой жизни.

 Картину, подобную трудностям совмещения различных менталитетов на материале российского социума, мы можем наблюдать и на более высоком уровне (человечества в целом). Только с понятием менталитета можно связывать уже понятие цивилизации. Как правило, каждая цивилизация пытается всеми средствами защитить свои отличия, свои ценности навязать другим и при этом, удивляется, почему представители иных цивилизаций зачастую ее не понимают и отвергают. Здесь можно говорить о различной мере готовности социумов разных уровнен к совмещению. Российский социум в настоящий момент находится на уровне частичного осознания необходимости совмещения22.

Человечество в целом тоже еще только начинает формировать некоторые общие позиции, способствующие сближению сильно различающихся ценностных ориентаций. Поэтому исключительно важной является разработка методики диагностики такой готовности социумов разных уровней к сближению позиций. В соответствии со сказанным к приоритетным социологическим задачам, решение которых способно стимулировать процессы самоорганизации социума, могут быть отнесены:

- разработка общей теории достижения общественного согласия;

-  профессиональная постановка всего комплекса проблем по формированию менталитета ноосферного типа (на базе реально сложившихся и уже существующих менталитетов);

- разработка концепции общества как разновидности саморазвивающейся рефлексивной системы;

- информирование населения о наиболее распространенных типах мифов и стереотипов.

4.2 Будущее православия и будущее России.

Жизнь, которую ведут большинство современных "христиан"- жизнь, сосредоточенная на себе и на самоудовлетворении, - стала настолько общим явлением, что она окончательно отторгает их от какого бы то ни было понимания духовной жизни; и когда такие люди обращаются к "духовной жизни", то лишь как к новой форме самоудовлетворения. Это можно с ясностью видеть в абсолютно ложном религиозном идеале и "харизматического" движения, и "христианской медитации": все они обещают (и незамедлительно обеспечивают) ощущение "довольства" и "мира". Но это вовсе не похоже на идеал христианский, который, по меньшей мере, сводится к непримиримой брани и борьбе. "Довольство" и "мир", которые афишируют современные "духовные" движения, - это явно результат духовного заблуждения, духовного самоудовлетворения и это совершенная погибель для духовной жизни, центром которой является Бог.

Все эти формы "христианской медитации" действуют лишь на психическом уровне и не имеют ничего общего с христианской духовностью23. Христианская духовность формируется из ревностной борьбы ради стяжания Царствия Небесного, которое настанет вполне только при рассеянии этого временного мира, и истинный христианский воин никогда не находит отдыха даже в предчувствии вечного блаженства, которое откроется

ему в этой жизни; но восточные религии, которым не обетовано Царство Небесное, борются только за то, чтобы добиться психических состояний, которые станут началом конца в этой жизни.

На сегодняшний день Русское православие все чаще уделяет внимание социально- политическим и экономическим вопросам – наиболее кризисным и злободневным явлениям в просвещении, науке, культуре, общественной морали. Оно резко осуждает практику пропаганды через средства массовой информации нечестного и ущербного образа жизни, разрушительная для личности, семьи и общества эксплуатация псевдокультурой полового инстинкта.

Политическая и социальная направленность РПЦ подчеркивается с позиции защиты обще национальных интересов, общественных нравственных, культурных устоев, выступает против бездумных копирований «иноземных» образцов, за межэтническую и межконфессиональную толерантность, за вовлечение всех членов общества в общий созидательный труд, за поддержку семьи, разумную демографическую политику и охрану здоровья народа и т. д. Социальная концепция РПЦ с критической осторожностью подходит к аспектам процесса глобализации, которые чреваты культурной и духовной экспансией, ущемляют самобытность нации, государства, других человеческих сообществ.


Заключение

По окончанию работы, я пришёл к следующим выводам:

Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. В центре ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей и в их отношениях с Богом и между собою.

Влияние христианства на российскую культуру было чрезвычайно многосторонним. Заметим  вклад православия в становление и развитие «грамотной» культуры, на формирование древнерусской литературы. Христианство не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества. Русская жизнь, русский быт были тесно связаны и с искусством, и с религией. Все это наполняло их высокой духовностью и целесообразностью. Ощущение —  что «везде Христос» — было основой стабильности и миропорядка. Исчезновение его в сознании людей и искусстве неизбежно вело к негативным последствиям, как для общества, так и для культуры.

Согласно учению Леонтьева, византизм, т.е. церковь и царь проникли в самые недра общественного организма. Система византийских идей: создала величие России, сопрягаясь с её патриархальными началами, способствовала сплочению полудикой Руси.

Православные церкви признают каноническими решения лишь первых семи Вселенских Соборов. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу Отцу, и только от него признается схождение Святого Духа. Строжайше соблюдаются традиции семи таинств. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.

На мой взгляд, восстановление традиционных и естественных для русской культуры связей между бытовой культурой, искусством и религией — процесс, от которого во многом зависит будущее нации. Но для этого необходимы длительные и напряженные усилия.


БИБЛИОГРАфИЯ

1.  Новиков А.И., Замалеев А.Ф.  Консервативная   утопия   Константина  Леонтьева//Россия   глазами   русского:   Леонтьев,   Соловьёв. С-П, 1991.

2. Мчедлов М.П. «О социальной концепции русского православия», М., 2002.

3.  Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра», М., 1991.

4.  Хоружий С. О. статья «Философский процесс в России, как встреча философии и православия», ВФ, М., №5 1991.

5. Знаменский П.В. «История русской церкви», М., 1996.

1 Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра». 1991. – С. 50

2 Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра». 1991. – С. 54

3 Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра». 1991. – С. 67

4 Хоружий С. О. ст. «Философский процесс в России, как встреча философии и православия»- С.41

5 Новиков А.И., Замалеев А.Ф. Россия   глазами   русского: Леонтьев,   Соловьёв. 1991. – С. 322

6 Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра». 1991. – С. 74

7 Новиков А.И., Замалеев А.Ф. Россия   глазами   русского: Леонтьев,   Соловьёв. 1991.  - «Россия глазами русского» 1991. – С. 192.

8 Новиков А.И., Замалеев А.Ф. Россия   глазами   русского: Леонтьев,   Соловьёв. 1991.  - «Россия глазами русского» 1991. – С. 194.

9 Соловьев В.С. «Россия глазами русского». 1991. – С. 341.

10 Хоружий С.О. статья «Философский процесс в России, как встреча философии и православия». – С. 43.

11 Лосский Н.О. «Условия абсолютного добра». 1991. – С. 67

12 Мчедлов М.П. «О социальной концепции русского православия». 2002. – С. 116

13 Знаменский П.В. «История русской церкви». 1996. – С. 54

14 Мчедлов М.П. «О социальной концепции русского православия». 2002. – С. 138

15 Знаменский П.В. «История русской церкви». 1996. – С. 43-44

16 Хоружий С. О. ст. «Философский процесс в России, как встреча философии и православия» 1991. – С. 40

17 Хоружий С. О. ст. «Философский процесс в России, как встреча философии и православия» 1991. – С. 47

18 Новиков А.И., Замалеев А.Ф. Россия   глазами   русского:   Леонтьев,   Соловьёв. 1991. – С. 341

19  Хоружий С. О. ст. «Философский процесс в России, как встреча философии и православия» 1991. – С. 45

20  Хоружий С. О. ст. «Философский процесс в России, как встреча философии и православия» 1991. – С. 47

21  Мчедлов М.П. «О социальной концепции русского православия». 2002. – С. 23

22  Мчедлов М.П. «О социальной концепции русского православия». 2002. – С. 32

23  Мчедлов М.П. «О социальной концепции русского православия». 2002. – С. 25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12043. Организация кредитования населения в учреждениях СБ РФ 187 KB
  ПЛАН Введение Сберегательный банк РФ и его кредитная политика 1.1 Кредитная политика СБ РФ 1.2 Сущность и функции кредита 1.3 Принципы кредитования 1.4 Виды кредитов и общие условия кредито вания населения....стр.17 Организация кредитовани
12044. Риски коммерческих банков России 169 KB
  ВВЕДЕНИЕ Становление и развитие банковской системы не может не затрагивать такой стороны вопроса как наличие банковского риска. Денежный рынок относится к сфере обращения а современные российские коммерческие банки наиболее активное и мобильное звено сферы обращ
12045. Вопросы зарождения и дальнейшего совершенствования механизма функционирования фондового рынка на Украине 173 KB
  Введение €œРынок на котором происходит купляпродажа ценных бумаг называется фондовой биржей€. Этой единственной и неповторимой фразой походя как бы между прочим еще совсем недавно описывал фондовый рынок главный официальный учебник политэкономии. Хорошо впрочем...
12046. Банковское кредитование 148 KB
  Банковское кредитование ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы данной работы обусловлена несколькими аспектами. Вопервых увеличением числа кредитнофинансовых организаций осуществляющих кредитные операции. Это требует выявление специфики именн
12047. Оптимізація біржової торгівлі конвертованими валютами на базі прогнозування їх крос-курсів на прикладі діяльності приватного підприємця 1.62 MB
  ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА до дипломної роботи магістра спеціальності 8.050102 Економічна кібернетика на тему: Оптимізація біржової торгівлі конвертованими валютами на базі прогнозування їх кроскурсів на прикладі діяльності приватного підприємця ЗАВДАННЯ для диплом
12048. Сравнительный анализ условий предоставления потребительский кредитов на материалах банков г.Барнаула 1009.5 KB
  Содержание Введение Теоретические аспекты организации кредитования физических лиц Основы кредитования физических лиц Процедура выдачи кредита Способы опр...
12049. Фундаментальный анализ эмитентов в инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг 649 KB
  Фундаментальный анализ эмитентов в инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг Содержание [1] Содержание [2] ВВЕДЕНИЕ [3] Глава 1. Фундаментальный подход к оценке акций. [3.1] 1.1 Сущность фундаментального подхода [...
12050. Организация и совершенствование управления банковскими рисками на примере АО «Казкоммерцбанк» 533.5 KB
  Введение Умение разумно рисковать один из элементов культуры предпринимательства в целом а банковской деятельности в особенности. Современный рынок банковских услуг находящийся сегодня кризисном положении наглядно иллюстрирует актуальность рассматриваемого
12051. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АРГО» 432.5 KB
  PAGE 27 ВВЕДЕНИЕ Кредитнофинансовая система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жиз