97957

История экономических учений: «Теория семейно-трудового хозяйства А.В. Чаянова»

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Чаянов был очень образованным человеком, он окончил частное реальное училище К.П. Воскресенского, а также с 1906 года учился в Московском сельскохозяйственном институте. Помимо всего этого Чаянов был краеведом и библиофилом, коллекционировал гравюры, а также являлся автором различных повестей и издал поэтический сборник.

Русский

2015-10-26

34.75 KB

0 чел.

Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Факультет мировой экономики и мировой политики

Эссе по учебной дисциплине

«История экономических учений»:
«Теория семейно-трудового хозяйства А.В. Чаянова»

Выполнила:
Студентка 1-го курса
Факультета мировой экономики и мировой политики
165 группы
Иванова Е.О.

Москва, 2013

План.

  1. Введение. Личность А.В. Чаянова
  2. Истоки теории Чаянова.
  3. Особенности крестьянского хозяйства с точки зрения Чаянова.
  4. Организация труда и динамика крестьянского хозяйства.
  5. Классификация крестьянских хозяйств и происходящие в них процессы.
  6.  Капитал крестьянском хозяйстве.
  7. Судьба учений Чаянова.
  8. Заключение
  9. Список литературы


Введение. Личность А.В. Чаянова.

Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888 года, Москва — 3 октября 1937 года) 

российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный

основатель междисциплинарного крестьяноведния; писатель-фантаст и утопист. Автор

термина «моральная экономика».2

Чаянов был очень образованным человеком, он окончил частное реальное училище К.П. Воскресенского, а также с 1906 года учился в Московском сельскохозяйственном институте. Помимо всего этого Чаянов был краеведом и библиофилом, коллекционировал гравюры,  а также являлся автором различных повестей и издал поэтический сборник. Его работы очень хорошо отражали пристрастия ученого в социально-политической сфере, к примеру, таковой является одна из его повестей «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», написанная в 1920 году. Вероятно, огромное влияние на ученого оказала семья, ведь образование для ближайших родственников Чаянова имело огромное значение. Так, мать Александра Васильевича была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию, также и его брат был выпускником этого учебного заведения.

Среди знакомых Чаянова было немало авторитетных, уважаемых и влиятельных людей. К примеру, его научным руководителем был А.Ф. Фортунатов, известный русский агроном их статистик. Более того, одним из друзей Чаянова, а также его однокурсником являлся Николай Вавилов, всем известный русский и советский ученый-генетик. В своих воспоминаниях Вавилов не редко вспоминал о годах учебы, говоря о том, что он застал период расцвета академии, когда все немногочисленные студенты (их было всего 300), в том числе и Чаянов, были увлечены изучением естествознания, агрономии, а также различными исследованиями, формируя научные кружки.

Хотелось бы заметить, сколь стремителен был карьерный рост Чаянова. Уже в 1911 году,  он получил диплом ученого-агронома 1-й степени, к этому времени Чаянов уже являлся автором 18 печатных работ. В 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт профессора. С 1918 года Чаянов работал профессором в Петровской сельскохозяйственной академии, именно так с 1917 года сал называться Московский сельскохозяйственный институт. Через год ученый возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики. А еще двумя годами позже Чаянов стал членом коллегии Наркозема РСФСР и его представителем в Госплане РСФСР.

В некотором смысле ключевым в жизни А.В. Чаянова явился 1922 год. В это время ученый становится директором научно исследовательского института по сельскохозяйственной экономии и политике. В этом же году он женится на Ольге Эммануиловне Гуревич и вместе с женой отправляется в долгую (1,5 года) командировку заграницу. В это время Чаянов начинает работу над теорией крестьянского хозяйства и в 1923 году выпускает свой основной труд - «Учение о крестьянском хозяйстве», который выходит в СССР лишь через два года под названием «Организация крестьянского хозяйства». Чаянов считал, что кооперация – это путь к избавлению крестьян от нищеты.

А.В. Чаянов не входил в состав какой-либо партии, однако после Февральской революции выступал в поддержку временного правительства. Он не питал симпатий к «зачатому в застенках германской капиталистической фабрики» идеалу рабочего социализма и его советскому воплощению в диктатуре, при которой «колоссальная доля прибавочной стоимости усвоялась стадами служащих в главках и центрах». 3

Знаменательно также то, что работа Чаянова под название « Краткий курс кооперации» была одной из книг, на которые В. Ульянов-Ленин просматривал перед подготовкой статьи «О кооперации». Более того, если сравнивать «Кооперативный план» Ленина и Чаянова, последний является более детализованным и исходит очень тщательного анализа и изучения крестьянского хозяйства, в то время как работа Ленина может допускать различные варианты толкования.

Переломным в жизни Чаянова можно назвать 1926 год, он был обвинён в «мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства». Чаянова все чаще начали называть буржуазным профессором и обвинять в «неонароднических» взглядах.

И в 1930 году он был арестован по делу о так называемой «Трудовой крестьянской партии»4, но открытого процесса так и не состоялось, ученый отсидел 4 года в тюрьме, после чего был сослан в Алма-Ату.

Позже, 3 октября 1937 года Чаянов был расстрелян, на этот момент ученому было 49 лет.

Истоки теории Чаянова.

Причиной возникновения новой аграрно-экономической теории явились исторические условия жизни общества в 19-20 веках. Огромную роль сыграл перелом в развитии экономики и сельского хозяйства, в быстром развитии крестьянских хозяйств, которые и стали объектом изучения А.В. Чаянова. Аграрная реформа Столыпина, не помогла справиться побороть кризис и повлекла за собой возникновение некоторых новых проблем. Именно все эти проблемы стали причиной появления на свет новой теории крестьянского хозяйства.

Особенности крестьянского хозяйства с точки зрения Чаянова.

Работы Чаянова отличаются разнообразием и богатством, он охватил абсолютно все отрасли аграрно-экономической науки. Однако можно выделить три основных пункта в его работе:

  1.  Ceмейное кpестьянcкое xoзяйcтво
  2.  Kooперативы
  3.  Oтpасль сельского хозяйства в общем

Именно над этими основными положениями Чаянов трудился всю жизнь, освещая их во всех своих работах.

Чаянов выделил категорию трудопотребительного баланса как центральную во всей концепции семейно-трудового хозяйства. Он дала ей следующее определение: «категория трудопотребительного баланса есть соразмерность напряжения годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи». А где сноска???

Для теоретической модели Чаянов использовал модель безнаёмного семейно-трудового хозяйства, это значит, что «и голова, управляющая хозяйством, и рабочие руки принадлежат одному и тому же человеку».5

Также он выделил следующие особенности крестьянских хозяйств:

  1. Устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, объясняющаяся возможностью рабочего определять напряженность и время работы.
  2. Техническая и экономическая инертность крестьянского хозяйства.
  3. Основным отличием крестьянского хозяйства от капиталистических предприятий является то, что оно способно за счет «самоэксплуатации» выживать с номинально негативной прибылью.
  4. Плохая способность крестьянских хозяйств  адаптировать трудосберегающий инвентарь. Это объяснялась тем, что в появившееся свободное время крестьяне не способны найти себе применение за отсутствием каких-либо иных навыков. Таким образом, приобретение новых орудий труда могло бы составить вычет из бюджета, не принося при этом какой-либо дополнительной прибыли.
  5. Необычная реакция крестьянина на рыночную конъюнктуру. А именно: при определенном уровне насыщения основных потребностей и  росте цен крестьянин не увеличивает, а уменьшает производство. Даже вопреки рациональному стремлению предпринимателя повысить объём работы, крестьянин заставляет его улучшить условия труда, а именно, сократить годовое рабочее время. В подтверждение этого Чаянов привел вывод, сделанные Челинцевым: «Если бы все нужное для существования семьи было бы возможно добыть его работниками в течение, например, 150-180 дней  в году, то от дальнейшей собственной работы наше трудовое хозяйство воздержится».6

Организация труда и динамика крестьянского хозяйства.

Чаянов утверждал, что крестьянская семья не полностью использует имеющиеся ресурсы, а в частности рабочее время, что может зависеть от сезонности данного типа работ и от погодных условий.

Более того он исследовал динамику данного типа хозяйств. Оказалось, что она напрямую зависит от изменения количество членов семьи и ее половозрастного состава. Так молодая крестьянская семья с маленькими, неспособными к работе детьми имеет низкую мощность в хозяйственном отнoшении. Но это изменяется по мере того, как молодое поколение вступает в работу,  продуктивность возрастает и хозяйство приобретает среднюю мощность. Однако уже более взрослая семья имеет сложную организацию и несколько работников склонна распадаться, так как дети создают свои новые молодые семьи. Именно таким образом крупное зажиточное хозяйство имеет тенденцию раздрабливаться на несколько более мелких. Именно таким образом прослеживается «разжимающийся и сжимающийся в объёме земельный режим». В этом А.В. Чаянов видел главную причину раздробленности русского крестьянства.

Интересно то, что  Чаянов выступал против «коммунизации» крестьянского хозяйства, в то время как считал возможность «самоколлективизации» очень перспективой.

Классификация крестьянских хозяйств и происходящие в них процессы.

Чаянов выдвинул идею классификации крестьянских хозяйств на 6 видов, а именно:

  1. Кулацко-ростовщические или капиталистические хозяйства
  2. Крупные полукапиталистические с применением наемного труда или полутрудовыехозяйства
  3. Зажиточные семейно-трудовые хозяйства
  4. Бедные мелкие семейно-трудовые хозяйства
  5. Бедняцкие хозяйства, имеющие необходимость продавать свою рабочую силу
  6. Полупролетарские хозяйства, основным доходом которых является заработная плата

Что же касается основных процессов, происходящих в крестьянских хозяйствах, Чаянов классифицировал их на три основные группы:

  1. Механические и биологические процессы, к первым он отнес обработку земли, посев и сбор урожая, а ко вторым наиболее общие процессы животноводства и растениеводства.
  2. Процессы начальной или первичной переработки сырьевого материала.
  3. Экономические, а именно экономические операции, такие как покупка инвентаря, сбыт и так далее.

Капитал крестьянском хозяйстве.

А.В. Чаянов утверждал, что капитал в крестьянском и капиталистическом хозяйствах в большинстве случаях выполняет различные функции, к примеру, его использование происходит с разными целями.

Он также говорил, что (где, когда???):

  1. Объекты деятельности крестьянского хозяйства определяется количеством членов семьи и равновесием между мерой удовлетворения потребностей и тем, насколько тяжел труд.
  2. При одинаковом капитале, но при повышении трудоемкости хозяйства крестьянская семья может и объем, и валовый доход за счет понижения оплаты труда.

Судьба учений Чаянова.

Учения Чаянова постигла очень тяжелая судьба, его работы были негативно приняты в 20-е годы ведущими экономистами. Критика его трудов со временем переросла в крупную политическую кампанию. Позже, в декабре 1929 года его теория была осуждена Сталиным на всесоюзной конференции аграрников-марксистов, что стало причиной прекращения его научной деятельности.

Лишь много лет работы Чаянова вновь были оценены по достоинству. И в 1988 году (год столетия со дня рождения Чаянова) были опубликованы новые статьи и работы, посвященные его деятельности. В наши дни вновь возрос интерес к его работам, это дает надежду на то, что наследие Чаянова не будет утрачено.


Заключение.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в постсоветской России идеи Чаянова оказались невостребованными, он внес огромный вклад в развитие аграрного сектора экономики. Он разработал множество новых теорий, при том в своих разработках он исходил из тщательного анализа всех аспектов поднятой проблемы.

Примечательно то, что в своих исследованиях он охватил все отрасли аграрно-экономической науки.

Некоторое его работы были изданы на немецком языке. Однако на родине он не был признан по достоинству из-за сложившейся политической ситуации, его идеи казались неугодными советской власти, именно поэтому он вынужден был прекратить свою научную деятельность, а после был арестован и расстрелян.

Также в заключении я хотела бы обратить внимание на то, что Чаянов смотрел далеко в будущее и оказался прав говоря, что «сегодня, года наш мир постепенно перестает быть только европейским миром, а Африка и Азия с их специфическими экономическими формациями все больше и больше будут входить в круг нашей жизни и культуры, мы тем больше будем вынуждены посвящать наш теоретический интерес проблемам некапиталистических экономических систем». Я считаю, что этот пример очень ярко иллюстрирует то, насколько четко А.В. Чаянов представлял общую картину мира и способен был анализировать и делать соответствующие выводы.

 


Список литературы.

  1. История экономических учений: учебное пособие для бакалавров/ Г.Д. Гловели –М: Издательство Юрайт 2012
  2.   Чаянов А.В. «Крестьянское хозяйство». избранные труды М: Экономика, 1989г.
  3.  Чаянов А.В. «Краткий курс кооперации» М: Книжная палата, 1989 г.

8 баллов. Нет ни одной цитаты из трудов А.В. Чаянова

2  Материал из Википедии- свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

3 История экономических учений: учебное пособие для бакалавров/ Г.Д. Гловели –М: Издательство Юрайт 2012, с.350

4 Материал из Википедии- свободной энциклопедии

5 История экономических учений: учебное пособие для бакалавров/ Г.Д. Гловели –М: Издательство Юрайт 2012, с. 349

6 Эволюционные концепции, материал с сайта http://rudocs.exdat.com/docs/index-464569.html?page=15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76522. Отбор теоретических понятий при изучении лексики и фразеологии 27 KB
  Цель формирование представлений о лексикофразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76523. Отбор теоретических понятий при изучении морфологии 29.5 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...
76524. Отбор теоретических понятий при изучении синтаксиса 30.5 KB
  ИНТЕРНЕТ Рассмотрение синтаксической единицы – предложения начинается в 1 классе Обеспечить усвоение учащимися знаний о строе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил ; Разграничение в научном синтаксисе словосочетания и предложения способствовало выделению существенных признаков качественно различных единиц языка более глубокому постижению специфики каждой из них. Синтаксис предложения рассматривает коммуникативную единицу языка служащую средством формирования выражения и сообщения...
76525. Основные теоретические понятия методики обучения стилистике 25.5 KB
  Выделяют пять стилей из них четыре книжных: научный официальноделовой публицистический художественный и разговорный стиль. Научный стиль Научный стиль один из книжных стилей который используется в научных трудах учебниках и учебных пособиях устных выступлениях на научные темы. В научном стиле можно выделить следующие разновидности: 1 собственно научный стиль. 2 научнопопулярный стиль который присущ текстам предназначенным для популяризации научных знаний.
76526. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению 29 KB
  Употребление слов в несвойственных им значениях. Повторение однокоренных слов в одном предложении тавтология: Писатель ярко описывает события того дня. Речевая недостаточность возникает в случае когда пропущено нужное слово. Употребление лишних слов.
76527. Отбор теоретических понятий при изучении фонетики, графики и орфоэпии 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения:осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация;Дать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме;Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника;Закрепить умение обозначить звуки...
76529. Русский язык как предмет изучения. Место русского языка в ряду других учебных предметов. Межпредметные связи на уроках русского языка 34.5 KB
  Место русского языка в ряду других учебных предметов. Межпредметные связи на уроках русского языка.На каждом уровне выделяются след основные линии: система языка или знания о языке сформированные в виде понятий способов действия а также владения самим языком и его нормами. В содержание стандарта случены отдельные сведения которые отсутствуют в современных учебниках но в то же время представляют собой ближайшую перспективу для совершенствования курса родного языка.
76530. Цели и задачи обучения русскому языку. Структура и содержание курса русского языка в средней школе 29.5 KB
  Языковая часть курса в каждой теме представлена тремя компонентами: а сведения о языке подлежащие усвоению; б умения и навыки в области культуры речи языкового анализа практические умения общеучебные умения; в способ деятельности через учебник В структуре школьной программы по русскому языку выделяются два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные но самостоятельные программы для каждого класса. Структура программы второго уровня уровня каждого...