97958

Новое положение государства в условиях перехода к рыночным отношения и механизм его регулирования экономики

Реферат

Макроэкономика

Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям.

Русский

2015-10-26

34.05 KB

1 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Реферат

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Новое положение государства в условиях перехода к рыночным отношения и механизм его регулирования экономики»

Выполнила:         

Иванова И.Ю.    студент гр. 12-БУ

«________»_____________ 20____ г                                  _______________

                                                                                                                                                 (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н.  преподаватель

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

К защите допускаю:

Альхимович И.Н. преподаватель

«________»_____________ 20____ г                                    _______________

                                                                                                                                                    (подпись)

Котлас

2013 г.

Введение

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Эта тема актуальна и достойной рассмотрения, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность.


  1.  Рыночная экономика и её функции

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Современная рыночная экономика значительно отличается модели совершенной конкуренции. Если рассматривать рыночные системы экономически развитых стран Запада, то для них характерно господство крупных корпораций и значительная роль профсоюзов, которые, монополизируя рынки товаров и труда, делают цены жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону понижения.

Крупные корпорации отклоняют условия действия механизма свободной конкуренции. Цены значительной части промышленных товаров устанавливаются не под воздействием спроса и предложения, а в результате политики, проводимой менеджерами крупных фирм. Крупные корпорации предполагают известную стабильность цен и крупные объемы запланированного производства. Рынок становится объектом административного контроля со стороны нескольких крупных предприятий. Создаются препятствия для вступления на рынок мелких производителей.

В рамках крупнейших фирм получила развитие маркетинговая система управления. На ее основе решается вопрос об объеме и структуре производимой продукции. Прогноз рынка позволяет фирме заблаговременно сокращать выпуск устаревающей продукции и переходить к производству качественно новых видов продукции. Маркетинг позволяет не только отслеживать существующий спрос и предпочтения, но и является политикой наступления на рынок формировать спрос на еще неизвестную и непроизводимую продукцию.

Произошли изменения и на рынке рабочей силы. Работающие объединяются в специальные организации - профсоюзы, в задачи которых среди прочего входят заключение коллективных договоров и стабилизация заработной платы. Другими словами, формирование заработной платы уже не происходит под исключительным воздействием закона спроса и предложения.

Следовательно, в современных рыночных странах важнейшие секторы экономики функционируют не так, как предполагает модель чистой конкуренции. Этот факт является одной из причин корректировки рыночных механизмов с помощью государственной политики. Исключительно высокая роль государства в экономической жизни является характерной особенностью современных развитых стран. Наряду с гигантскими фирмами, сильными профсоюзными организациями государство является третьим важнейшим фактором организации экономического процесса.

Главная задача государства состоит в регулировании процессов, происходящих в экономике. В этом - принципиальное отличие от социалистических стран, где государство берет на себя непосредственно производственную функцию. Хотя в развитых странах также существует государственный сектор, его размеры значительно скромнее по сравнению с социалистическими странами.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

  1.  Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

  1.  Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

  1.  Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

  1.  Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
  2.  Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.


  1.  Современная рыночная экономика. Механизм рыночной экономики

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются много-численные сделки купли-продажи.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

• господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;

• принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализовано, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;

• главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.

Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка.


  1.  Государство в рыночной экономике

Важность вмешательства государства в рыночную экономику очень велика, т.к. помогает решить ряд проблем.

Законодательство защищает права производителей и потребителей, обеспечивает право собственности.

Государство избавляет рынок от некачественного товара, вводя санкции против деятельности фирм.

Уголовное законодательство обеспечивает защиту предпринимателей от преступников. Существуют законы, защищающие интеллектуальную собственность. В некоторых странах разработаны государственные программы в этой сфере. Законодательство противодействует монополии.

Большую поддержку экономике государство оказывает, производя общественные товары. К ним относятся: дороги, содержание правоохранительных органов, армии и т.п. Всё это делается в интересах всего общества в целом: и производителя, и покупателя. Источником финансирования всех этих благ являются налоги.

Можно выделить два главных метода вмешательства в экономику: прямое и косвенное.

Косвенным вмешательством государство привлекает иностранные капиталы, стремится минимизировать безработицу в стране, стабилизирует цены на товары, поддерживает рост производства. «Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Оба эти направления тесно связаны друг с другом».

Прямое вмешательство заключается в существовании государственного сектора экономики. Государство обладает сырьевыми ресурсами, капиталами, способно выдавать кредиты. В странах с развитой промышленностью существуют государственные предприятия. Эти предприятия производят те же товары, что и частные фирмы, поэтому создают им конкуренцию. На государственных предприятиях работает большое число людей. В европейских странах это число достигает 11%.

«Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести: антитрестовское законодательство в США, положение о кооперации во Франции и т.п.».

Страны с сильной рыночной экономикой стремятся к золотой середине между государственным сектором и естественным рынком. Государства с централизованной экономикой своим вмешательством пытаются развить свободный рынок, ведь без частного интереса на рынке, не может существовать сам рынок.

Регулирование рыночной экономики представляет собой осознанное и волевое упорядочение товарно-денежных отношений. Главное здесь — согласование потребностей и интересов различных участников этих отношений, прежде всего общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий. Ведущую роль во всем этом сложном процессе должно играть государство, его органы (особенно хозяйственные). Однако в современных условиях активно влияют на экономическую жизнь крупные корпорации, разнообразные общественные организации (профсоюзы, массовые политические партии, объединения предпринимателей, потребительские и экологические союзы и т.п.), трудовые коллективы предприятий, отдельные личности.

Из общего определения регулирования рыночной системы видно, что это деятельность, осуществляемая преднамеренно, по желанию и воле людей. Тем не менее, речь идет не о каком-то сплошь субъективном, волюнтаристском процессе: в той или иной мере он должен основываться на использовании объективных экономических законов, материальных потребностей и интересов.

Все же человеческое сознание и воля активно участвуют в данном регулировании. Это придает ему внебазисный, сравнительно внешний, наблюдаемый характер. Здесь мы имеем дело не с целиком объективными, глубинными, производственными отношениями, а с отношениями организационно-хозяйственными. В них присутствует и политический аспект, особенно когда действуют государство и политические партии.

Регулирование экономики тесно связано с управлением ею: то и другое является упорядочивающим, координирующим процессом. Однако есть и существенное различие. Регулирование — лишь один из видов управления, а именно — в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеет всеохватывающего, директивного характера, хотя полностью не исключает применение административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственную жизнь. Регулирование надо считать сравнительно "мягким", в основном опосредованным управлением народным хозяйством. Поэтому оно в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике.

Ошибочно мнение, что регулированием можно назвать любое внешнее (в том числе любое государственное) вмешательство в народное хозяйство, ибо это вмешательство может быть и жестко директивным, и даже дезорганизующим. Вместе с тем вряд ли правильно исключать из сферы регулирования экономики такие меры, как взимание налогов и правительственные расходы.

А как соотносится рассматриваемый процесс с хозяйственным планированием и прогнозированием? То и другое, очевидно, представляют собой лишь часть, элемент регулирования, поскольку последнее охватывает еще и текущее, оперативное упорядочение экономики. В то же время сюда входит главным образом индикативное планирование и прогнозирование.

Особо стоит остановиться на сравнении регулирования народного хозяйства и экономической политики. В учебной литературе иногда утверждается, что в современных условиях они практически идентичны. Думается, такое представление неточно. Во-первых, экономическая политика есть нечто более конкретное, более внешнее, чем регулирование народного хозяйства и поэтому выступает не в качестве тождества, а в качестве формы реализации, формы проявления этого регулирования. Кроме того, экономическая политика как таковая шире и богаче последнего, ибо может быть выражением не только индикативного, но и директивного управления.

Регулирование рыночной экономики противоположно ее саморегулированию. Если первое представляет собой, как показано выше, осознанную и волевую деятельность, то второе совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой, как бы автоматически. С этой точки зрения, саморегулирование товарно-денежных отношений объективно. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения. Но все это проявляется тоже посредством определенной человеческой деятельности.


Заключение

Переход к рынку, как я уже отмечала, - очень сложный и длительный процесс, неподвластный воле человека, ибо последний не в состоянии точно предвидеть все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Но в отличие от прошлого времени, сейчас мы можем повлиять на дальнейший ход событий - я имею ввиду возможность каждого гражданина РФ принять  участие в формировании законодательной власти.

Переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.


Список литературы:

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник.–М.: «Дело и сервис»,2008.–447 с.

2. Архипов А.И. Экономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2007. – 840 с.

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 672 с.

4. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. Экономическая теория: Учебник.–М.: ИНФРА-М, 2009. – 456 с.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.–М.: Юрайт-М, 2007.–384 с.

6. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.: Экономистъ, 2008. – 543 с.

7. Бутырнова Т.С. Экономика: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 364 с.

8. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Экономисть, 2006. – 574 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15929. Менеджмент. Общая теория управления 578 KB
  Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
15930. Деятельное раскаяние в совершенном преступлении 604.5 KB
  Щерба C. Савкин А.В. Деятельное раскаяние в совершенном преступлении. К. 1997. 110 с ПРЕДИСЛОВИЕ На протяжении веков отечественный и зарубежный опыт уголовной юстиции неоднократно убеждал что одними лишь мерами ужесточения наказания невозможно добиться снижения чи...
15931. Теория социального управления 1.4 MB
  Щёкин Г.В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП 1996. 408 с. ISBN 5869260868. Предпринята попытка комплексного освещения проблем управления в русле социальных наук и культурноисторического подхода. Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социал...
15932. Основы общей теории предупреждения преступности 332.5 KB
  Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учебное пособие. Красноярск 1999. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. В. ЩЕДРИН ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕС...
15933. Введение в правовую теорию мер безопасности 1.1 MB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. В. ЩЕДРИН ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОВУЮ ТЕОРИЮ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ МОНОГРАФИЯ Красноярск 1999 ББК 67.621.163 67.623.06 Щ 362.2 Рецензенты : д р юрид . наук проф . начальник Сибирского ю
15934. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации 1.13 MB
  ПРЕДИСЛОВИЕ Правоприменительная практика деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в настоящее время осложняются в связи со складывающейся ситуацией характеризующейся обвальным принятием и применением новых законодательн...
15935. Расследование краж 731 KB
  УДК 343.985.7 ББК 67.411 Ш98 Рецензенты: доктор юридических наук профессор Ю.И. Ляпунов кандидат юридических наук доцент СМ. Медведев кандидат юридических наук А.В. Пушкин Шурухнов Н.Г. Ш98 Расследование краж: Практическое пособие. М.: Юристъ 1999. 112 с. ...
15936. Международное публичное экономическое право 1.09 MB
  136 ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В. М. ШУМИЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО Учебное пособие Издание 2е исправленное и дополненное Рекомендовано Ученым Советом Всероссийской Академии внешней торговли в качестве учебник
15937. Історія політичних і правових вчень 1.09 MB
  Шульженко Ф. П. Андрусяк Т. Г. К.: Юрінком Інтер 1999. Історія політичних і правових вчень. 1. Вступне слово Розділ І. Виникнення та розвиток поглядів на державу і право у країнах стародавнього світу2. 1. Становлення державноправових поглядів у давні часи3. 2. Держава і пра...