97958

Новое положение государства в условиях перехода к рыночным отношения и механизм его регулирования экономики

Реферат

Макроэкономика

Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям.

Русский

2015-10-26

34.05 KB

0 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Реферат

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема: «Новое положение государства в условиях перехода к рыночным отношения и механизм его регулирования экономики»

Выполнила:         

Иванова И.Ю.    студент гр. 12-БУ

«________»_____________ 20____ г                                  _______________

                                                                                                                                                 (подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н.  преподаватель

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                         (подпись)

К защите допускаю:

Альхимович И.Н. преподаватель

«________»_____________ 20____ г                                    _______________

                                                                                                                                                    (подпись)

Котлас

2013 г.

Введение

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Эта тема актуальна и достойной рассмотрения, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность.


  1.  Рыночная экономика и её функции

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Современная рыночная экономика значительно отличается модели совершенной конкуренции. Если рассматривать рыночные системы экономически развитых стран Запада, то для них характерно господство крупных корпораций и значительная роль профсоюзов, которые, монополизируя рынки товаров и труда, делают цены жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону понижения.

Крупные корпорации отклоняют условия действия механизма свободной конкуренции. Цены значительной части промышленных товаров устанавливаются не под воздействием спроса и предложения, а в результате политики, проводимой менеджерами крупных фирм. Крупные корпорации предполагают известную стабильность цен и крупные объемы запланированного производства. Рынок становится объектом административного контроля со стороны нескольких крупных предприятий. Создаются препятствия для вступления на рынок мелких производителей.

В рамках крупнейших фирм получила развитие маркетинговая система управления. На ее основе решается вопрос об объеме и структуре производимой продукции. Прогноз рынка позволяет фирме заблаговременно сокращать выпуск устаревающей продукции и переходить к производству качественно новых видов продукции. Маркетинг позволяет не только отслеживать существующий спрос и предпочтения, но и является политикой наступления на рынок формировать спрос на еще неизвестную и непроизводимую продукцию.

Произошли изменения и на рынке рабочей силы. Работающие объединяются в специальные организации - профсоюзы, в задачи которых среди прочего входят заключение коллективных договоров и стабилизация заработной платы. Другими словами, формирование заработной платы уже не происходит под исключительным воздействием закона спроса и предложения.

Следовательно, в современных рыночных странах важнейшие секторы экономики функционируют не так, как предполагает модель чистой конкуренции. Этот факт является одной из причин корректировки рыночных механизмов с помощью государственной политики. Исключительно высокая роль государства в экономической жизни является характерной особенностью современных развитых стран. Наряду с гигантскими фирмами, сильными профсоюзными организациями государство является третьим важнейшим фактором организации экономического процесса.

Главная задача государства состоит в регулировании процессов, происходящих в экономике. В этом - принципиальное отличие от социалистических стран, где государство берет на себя непосредственно производственную функцию. Хотя в развитых странах также существует государственный сектор, его размеры значительно скромнее по сравнению с социалистическими странами.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

  1.  Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

  1.  Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

  1.  Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

  1.  Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
  2.  Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.


  1.  Современная рыночная экономика. Механизм рыночной экономики

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются много-численные сделки купли-продажи.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

• господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;

• принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализовано, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;

• главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.

Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка.


  1.  Государство в рыночной экономике

Важность вмешательства государства в рыночную экономику очень велика, т.к. помогает решить ряд проблем.

Законодательство защищает права производителей и потребителей, обеспечивает право собственности.

Государство избавляет рынок от некачественного товара, вводя санкции против деятельности фирм.

Уголовное законодательство обеспечивает защиту предпринимателей от преступников. Существуют законы, защищающие интеллектуальную собственность. В некоторых странах разработаны государственные программы в этой сфере. Законодательство противодействует монополии.

Большую поддержку экономике государство оказывает, производя общественные товары. К ним относятся: дороги, содержание правоохранительных органов, армии и т.п. Всё это делается в интересах всего общества в целом: и производителя, и покупателя. Источником финансирования всех этих благ являются налоги.

Можно выделить два главных метода вмешательства в экономику: прямое и косвенное.

Косвенным вмешательством государство привлекает иностранные капиталы, стремится минимизировать безработицу в стране, стабилизирует цены на товары, поддерживает рост производства. «Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Оба эти направления тесно связаны друг с другом».

Прямое вмешательство заключается в существовании государственного сектора экономики. Государство обладает сырьевыми ресурсами, капиталами, способно выдавать кредиты. В странах с развитой промышленностью существуют государственные предприятия. Эти предприятия производят те же товары, что и частные фирмы, поэтому создают им конкуренцию. На государственных предприятиях работает большое число людей. В европейских странах это число достигает 11%.

«Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести: антитрестовское законодательство в США, положение о кооперации во Франции и т.п.».

Страны с сильной рыночной экономикой стремятся к золотой середине между государственным сектором и естественным рынком. Государства с централизованной экономикой своим вмешательством пытаются развить свободный рынок, ведь без частного интереса на рынке, не может существовать сам рынок.

Регулирование рыночной экономики представляет собой осознанное и волевое упорядочение товарно-денежных отношений. Главное здесь — согласование потребностей и интересов различных участников этих отношений, прежде всего общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий. Ведущую роль во всем этом сложном процессе должно играть государство, его органы (особенно хозяйственные). Однако в современных условиях активно влияют на экономическую жизнь крупные корпорации, разнообразные общественные организации (профсоюзы, массовые политические партии, объединения предпринимателей, потребительские и экологические союзы и т.п.), трудовые коллективы предприятий, отдельные личности.

Из общего определения регулирования рыночной системы видно, что это деятельность, осуществляемая преднамеренно, по желанию и воле людей. Тем не менее, речь идет не о каком-то сплошь субъективном, волюнтаристском процессе: в той или иной мере он должен основываться на использовании объективных экономических законов, материальных потребностей и интересов.

Все же человеческое сознание и воля активно участвуют в данном регулировании. Это придает ему внебазисный, сравнительно внешний, наблюдаемый характер. Здесь мы имеем дело не с целиком объективными, глубинными, производственными отношениями, а с отношениями организационно-хозяйственными. В них присутствует и политический аспект, особенно когда действуют государство и политические партии.

Регулирование экономики тесно связано с управлением ею: то и другое является упорядочивающим, координирующим процессом. Однако есть и существенное различие. Регулирование — лишь один из видов управления, а именно — в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеет всеохватывающего, директивного характера, хотя полностью не исключает применение административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственную жизнь. Регулирование надо считать сравнительно "мягким", в основном опосредованным управлением народным хозяйством. Поэтому оно в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике.

Ошибочно мнение, что регулированием можно назвать любое внешнее (в том числе любое государственное) вмешательство в народное хозяйство, ибо это вмешательство может быть и жестко директивным, и даже дезорганизующим. Вместе с тем вряд ли правильно исключать из сферы регулирования экономики такие меры, как взимание налогов и правительственные расходы.

А как соотносится рассматриваемый процесс с хозяйственным планированием и прогнозированием? То и другое, очевидно, представляют собой лишь часть, элемент регулирования, поскольку последнее охватывает еще и текущее, оперативное упорядочение экономики. В то же время сюда входит главным образом индикативное планирование и прогнозирование.

Особо стоит остановиться на сравнении регулирования народного хозяйства и экономической политики. В учебной литературе иногда утверждается, что в современных условиях они практически идентичны. Думается, такое представление неточно. Во-первых, экономическая политика есть нечто более конкретное, более внешнее, чем регулирование народного хозяйства и поэтому выступает не в качестве тождества, а в качестве формы реализации, формы проявления этого регулирования. Кроме того, экономическая политика как таковая шире и богаче последнего, ибо может быть выражением не только индикативного, но и директивного управления.

Регулирование рыночной экономики противоположно ее саморегулированию. Если первое представляет собой, как показано выше, осознанную и волевую деятельность, то второе совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой, как бы автоматически. С этой точки зрения, саморегулирование товарно-денежных отношений объективно. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения. Но все это проявляется тоже посредством определенной человеческой деятельности.


Заключение

Переход к рынку, как я уже отмечала, - очень сложный и длительный процесс, неподвластный воле человека, ибо последний не в состоянии точно предвидеть все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Но в отличие от прошлого времени, сейчас мы можем повлиять на дальнейший ход событий - я имею ввиду возможность каждого гражданина РФ принять  участие в формировании законодательной власти.

Переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.


Список литературы:

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник.–М.: «Дело и сервис»,2008.–447 с.

2. Архипов А.И. Экономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2007. – 840 с.

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 672 с.

4. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. Экономическая теория: Учебник.–М.: ИНФРА-М, 2009. – 456 с.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.–М.: Юрайт-М, 2007.–384 с.

6. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М.: Экономистъ, 2008. – 543 с.

7. Бутырнова Т.С. Экономика: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 364 с.

8. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Экономисть, 2006. – 574 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49889. Легальна влада, її сутність та особливості. Процес легітимізації державної влади 142 KB
  Теоретичний і методологічний аналіз категорії влади. Політична влада виникла раніше за владу державну і визначає реальну здатність соціальної групи чи індивіда проводити свою волю; вона є невідємною складовою загального визначення влади як форми соціальних відносин якій властивий всеохоплюючий характер здатність проникати в усі види людської діяльності. Міждисциплінарна сутність категорії влади що розглядається як соціологією так і політологією психологією та ін складність у визначенні співвідношення фактичної та формальної влади...
49890. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 855 KB
  ИВАНОВ СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ теоретические правовые и организационные аспекты Курс лекций В курсе лекций рассматриваются теоретические правовые и организационные вопросы применения специальной техники и обеспечения безопасности информации в деятельности сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации. В настоящее время для дезорганизации деятельности правоохранительных органов криминалитетом разрабатываются системы несанкционированного съема добывания анализа и обработки оперативнослужебной...
49892. Составление задания на проектирование коровника на 200 голов 201.78 KB
  При большой кратности воздухообмена более 4 проводят расчеты принудительной вентиляции с механическим побуждением движения воздуха. Также описывают расположение и устройство приточных каналов и вытяжных шахт или вентиляторов характеризуют схему воздухараспределения в помещении. В животноводческих помещениях применяют разные по принципу действия и конструктивным особенностям вентиляционные системы: с естественным побуждением тяги воздуха с механическим побуждением тяги комбинированные. Расчет вентиляции в условиях повышенной влажности...
49894. Особливості лексичного складу у творі І.Котляревського «Наталка-Полтавка» 223.5 KB
  У лексиці зовсім інша ситуація: одні слова виходять з ужитку назавжди або згодом повертаються набувши нового значення інші з’являються як питомі або запозичені. Активна лексика – часто вживані загальновживані слова. До активної лексики належать такі семантичні групи: назви спорідненості назви частин організму людини тварин назви свійських і широковідомих диких птахів назви риб рослин явищ природи часових понять жител та їх частин предметів і процесів харчування одягу взуття почуттів кольору смаку розміру чисел...
49895. Система мотивації та оцінка організаційної поведінки 272 KB
  Методи поліпшення параметрів роботи. Технології роботи за персоналом. Протягом історії намагаються віднайти шляхи оптимізації використання людських ресурсів шляхом залучення інтелектуального психічного і фізичного потенціалу кожного окремого індивіда до роботи над досягненням цілей встановлених спільнотою людей залежно від домінуючих в даній спільноті потреб і мотивів які є рушійною силою її розвитку. Результати такої оцінки та прогнозування можуть виступити основою технологій роботи з персоналом які переслідують мету певним чином...
49896. Строение барабанной перепонки и ее роль в слуховой функции. Особенности барабанной перепонки у ребенка 13.66 KB
  Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход от среднего уха и представляет собой тонкую упругую пластинку, покрытую со стороны слухового прохода тонким наружным слоем кожи (эпидермисом), а со стороны среднего уха — слизистой оболочкой.