97959

Проблема человека в философии

Реферат

Логика и философия

Проблема человека – одна из основных в истории человечества. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом человек, как объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой только часть природных объектов.

Русский

2015-10-26

95.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Проблема человека в философии

Реферат

По дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                        Разработал

       Профессор                                                            студент гр. У -211

Быстрова А.Н.                                                              Иванова В.Г.

        (подпись)                                                               (подпись)

        __________                                                             ________

    (дата проверки)                                                     (дата сдачи на проверку)

  

2012 год


                                          Содержание:
1. Введение
2. Философия и её роль в жизни человека

 2.1 Человек - главная философская проблема

 2.2 Взгляд философов на проблему
3. Предназначение человека в трудах Сократа

4.Проблема человека в «Мыслях» Блеза Паскаля и «Опытах» Монтеня.
5. Заключение

                                                1.Введение
                                                  
 Человек есть тайна. Ее надо разгадать,

                                                 и ежели будешь разгадывать всю жизнь,

                                                             то не говори, что потерял время.

                                                                                       Ф.М. Достоевский


             
Проблема человека – одна из основных в истории человечества.   Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом  человек, как объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой только часть природных объектов. Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, которые сложились в древневосточной философии. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Формирование философского понимания человека происходит на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а только в системе отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. Граница между живыми существами и богами оказывается проходимой и подвижной.

           Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Трудно сказать, что меня особенно привлекло в этой теме. Но сегодня проблема человека и нравственности становится ведущей. Она актуальна особенно в переломные периоды развития общества, когда остро встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека. Именно такой период переживает сегодня наша страна. И меня, как и многих людей, волнует эта проблема. И я хочу заглянуть в ее глубь. Цель работы заключается в  рассмотрении  смысла жизни человека, выявлении сущности человека и анализе его связи с природой.

           

2.Философия и ее роль в жизни человека.

2.1 Человек - главная философская проблема.


                
«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» - этой надписи на Дельфийском храме в Греции уже много тысячи лет, а исследования человеком своей сущности продолжается. Человек - постоянно развивающееся существо. Он стремится  не только познать окружающий мир но и к самопознанию и самосовершенствованию.
           
С ранних времен человек был объектом философских размышлений. Вечен ли мир или создан Богом? Смертна или бессмертна наша душа? Свободен ли человек в своих поступках и решениях? Эти вопросы не придумывают философы. Их «придумывает» жизнь. Философы только ищут ответы на них. Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется очень простым: действительно, кто не знает, что такое человек. Но в том - то  и дело, что то, что нам ближе всего, оказывается  самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. Но сложность этой проблемы не отпугивает от нее, а притягивает как магнит. В  иерархии   философских   приоритетов,   ценностей   человек   часто определяется  как  центральная  проблема,  как   более   существенное   и центральное, чем любой другой философский вопрос, как центральная  тема всей  философии,  т.е.  как  то,   что   имеет   самое   видное,   важное, первостепенное значение.

2.2 Взгляд философов на проблему

     Философия всегда пыталась создать свои средства познания сущности человека, с их помощью выявить его место и значение в мире. Великий немецкий ученый И. Кант, живший в 18 веке, считал философию не только высочайшим уровнем теоретической мысли, но и, «естественной склонностью души», присущей всем людям. Философия возникла и развивалась лишь там, где образы жизни людей требовали, предполагали философствование, она вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Только там, где перед человеком возникает возможность и проблема жизненного выбора, и сделать этот выбор он должен сам, возникает потребность в философии. Философское мышление выводит человека в мир высших целей и ценностей. Мыслители решают жизненные проблемы, но сами эти проблемы рождают жизнь, ее противоречия. Философы изучают свой объект исследования, его законы развития. Философское знание есть знание о всеобщем. Но существует ли такое знание? И возможно оно не как догадка, а как знание объективное. Такой вопрос  беспокоил, волновал самих философов потому, что ответ на такой вопрос должен убедить людей в доверии к философским учениям. Философы брали на себя большую ответственность – быть учителем и наставником человека. Познавая человеческий мир, философия познавала тем самым всеобщее. Склонность к философствованию – это особый дар человеческой души. Философ- мудрец, человек с большим жизненным опытом. Но он же и человек, которому все в «новинку» и в «диковинку». Все наши знания, считал Аристотель, обязаны своим происхождением такой счастливой способности человека, как способность удивляться. Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита у него эта способность: естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не разгаданным. Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру - переживание времени, т.е. переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ вдохновляющим гением философии. Только человек знает о неизбежности своей собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни. Поиски смысла жизни- это цель каждого мыслящего человека. Когда нет веры, нет смысла жизни, нет и нравственности. Смысл жизни каждый человек должен найти сам. Бессмысленность жизни превращает его в животное и преступника.
             Шаг за шагом философия становится основой о
браза жизни и образа мысли каждого человека. Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: « Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем. Что же такое человек?. Мы попытаемся узнать об этом ,заглянув в глубину его сущности из трудов Сократа, Б.Паскаля, М.Монтеня.

3.  Предназначение человека в трудах Сократа.

      Проблема человека и смысла его жизни остро встала в философии Сократа. Он оказал большое влияние на античную философию. Сведения об его учении  не обильны и не совсем надежны. Сам философ никогда ничего не писал, а предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Все свое время Сократ посвятил философским беседам и спорам с многочисленными учениками. Он считает в человеке главным разум и внутренний нравственный закон.

              Главная задача познания по Сократу– познание самого себя. Ему самому никогда не приходило в голову, что он мудр. Сократ стал общаться с теми, кого считал умнее себя, но удивлялся, что мудрость этих людей всего лишь кажущаяся. Его излюбленное выражение: «Я знаю только то, что ничего не знаю» означает, что Сократ не возгордился своим знанием, и не хотел остановиться на достигнутом. Нужно и дальше познавать себя, так как процесс познания бесконечен. Он был убежден не в своей мудрости, а в том, что своему афинскому народу нельзя давать впадать в духовную спячку и заботится о своих делах больше, чем о самих себе. Под делами он имел в виду военную карьеру, домашние дела, стремление к обогащению, участие в управлении государством, а под заботой о себе, он понимал нравственное самосовершенствование. Ради своего призвания Сократ отказался от других дел. В центре его внимания был человек как нравственное существо. Познание самого себя для него означало познание себя в качестве нравственного существа. Сократ – принципиальный враг изучения природы. Он считал, что изучать природу, это нечестивое и бесплодное вмешательство в дело богов. Философ считал, что только благородные люди должны иметь знания, а простые люди не могут быть разумными. Он говорил, что земледельцы и другие рабочие  далеки от познания себя, так как они знают только то, что имеет отношение к телу. А поэтому, если познание  себя - это признак разумности, никто из них не может быть разумным .Сократ был  врагом народных масс. Он восторгался «самыми древними, самыми образованными государствами и народами» потому, что они « самые набожные». Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, благоразумных, справедливых в отношении к своим друзьям, но не к врагам. Также они должны верить в богов, приносить им жертвы и исполнять все религиозные обряды. Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина для всех одна. На достижение такой истины направлена положительная часть метода Сократа. Смысл этого метода заключался в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но находит противоречия в рассуждениях собеседника, и этим помогает родиться истине в душе собеседника.
           Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Он обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Достижение такого знания должно было происходить в процессе собеседования. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и знал об этом, то он утверждал, что ничего не знает.
 
          Он полагал, что смысл жизни человека - в достижении счастья. По его мнению лучше всех живет, тот, кто больше всех заботится о
том, чтобы делаться как можно лучше. Этим Сократ подчеркивает, что для человека необходимы глубокие знания и тогда он станет лучше и счастливее. Он признавал счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но творить добро можно, лишь зная, в чем оно. Знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными.
    
Величайшей заслугой Сократа является то, что он первым среди философов центром философского исследования поставил человека, а не природу.

4. Проблема человека в «Мыслях» Блеза Паскаля и «Опытах» Монтеня.

            В Новое время у истоков исканий человека стоят два мыслителя – М. Монтень и Б. Паскаль. Именно к «Мыслям» Паскаля и « Опытам» Монтеня обратятся в поисках человека философы эпохи Просвещения.
         
Мишель Монтень – французский писатель и философ эпохи Возрождения. В « Опытах » Монтень поднимает актуальные проблемы- как воспитать человека свободного, умного, духовно богатого и полезного для общества, с чувством собственного достоинства и глубокого уважения к людям.
«Опыты» - книга-человек, в котором произведение и автор неотделимы друг от друга. Как сказал Монтень, не он создал эту книгу, а она его, он стал её объектом- с точки зрения физической, моральной, духовной. Философ высказывается против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка человека, с развитым умом, твердой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью. Большое внимание Монтень уделял вопросу о нравственном облике наставника. Он считал, что наставник должен быть всесторонне образованным, расширять постоянно свой круг знаний и обучать добру и нравственности Монтень против воспитания детей по книгам. Он за воспитание, в котором используют живые примеры. Они развивают у ребенка инициативу и находчивость. Наставник должен приучать ученика к самостоятельности. Он считает что лучше ученик останется в сомнении, чем если ему преподнесут знание в готовом виде.

« Опыты » Монтеня оказали самое благоприятное влияние на всю позднейшую педагогику. Автор «Опытов» является не просто любителем античной мудрости и  образованности, но и человеком, который пытается осмыслить себя. Монтень восстает против положения о том, что наличие разума- отличительная черта человека. Он утверждает, что разум присущ не только человеку, но и другим живым существам. В качестве примера он приводит свою кошку. По его словам, скорее она забавляется с ним, ежели он с ней, хотя по обычаю все считают наоборот. Автор ставит разум на службу земным интересам и устремлениям людей. Он считает, что нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Монтень  исследует ,не надеясь дать ответ на вопрос: что такое человек?. Он подвергает себя испытанию, ставит опыт над собой, чтобы мыслить себя как целостную натуру. Противореча себе, оспаривая то или иное положение, Монтень показывает, насколько скрыт человек от себя самого и далек от понимания своей сути. Он считает, что человека лучше можно понять из живого опыта, чем из абстрактных формул таких как «разумное и смертное существо». Монтень утверждает, что человек меняется и приспосабливается ко всем условиям существования. Для философа человек -изумительное, суетное , поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо.
            
Говоря о будущем Монтень предлагает оглянуться вокруг, ведь всё распадается и разваливается, над человечеством, по его словам, нависает явная угроза гибели. Автор приходит к выводу, что человек может исчезнуть как вид. Катастрофические изменения не прекращаются. Человек не имеет никакого шанса выжить, если не поймет угрозу, нависшую над его существованием.
           «
Опыты» стали литературным произведением национального масштаба, оказавшим огромное влияние на формирование философской, этической, политической мысли не только Франции, но и других европейских стран.

          Ещё один представитель философской мысли, в чьих трудах подробно рассматриваются  проблемы человека, является Блез Паскаль. Блез Паскаль французский философ, физик, математик- мыслитель с уникальной судьбой. В «Мыслях» Паскаль развивает представление о трагичности человека, который находится между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством. Природа человека делает  его «непостижимым чудовищем». Он оказывается необъяснимым  для самого себя. В процессе поиска истины, человек находит лишь неуверенность и тайну в себе. Паскаль утверждал, что чувства и разум дают человеку познание истины. Истина, согласно Паскалю, заключается в том, чтобы до конца осмыслить ничтожество человека и его величие, а унизив возвысить. Неудачи, несчастье, когда человек сознает свое бедственное положение, доказывает его величие. «Величие человека так несомненно, что подтверждается даже его ничтожеством».1
           
Паскаль говорит, что недопустимо человеку приравнивать себя к ангелу. Ему нужно научиться правильно мыслить, сделать первый шаг к истине. Несчастье  его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное. Только сознающий себя человек может быть несчастным, но  одновременно он способен осознать возможность спасения и истины. Паскаль уделял внимание и природе, хотя говорил, что это самый сложный и самый важный вопросов на земле. Он использует противоречия для описания природы. Например, образ мыслящего тростника. Человек, как говорит Паскаль,- это тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит. На фоне природы – человек хрупкая тростинка. Для того, чтобы уничтожить его, не нужно всей Вселенной, достаточно одной капли воды. Таким образом, человек это  середина между двух бесконечностей- великого и малого и это положение не позволяет ему познать что – либо до конца. С одной стороны бесконечные пространства Вселенной, которые человеческий разум не может понять, а с другой малые частицы, из которых созданы живые существа. И то и другое человек не может понять. «Да и что же такое, наконец человек в природе? Ничто в сравнении с бесконечным , все в сравнении с ничтожеством, середина между ничем и всем. От него, как бесконечно далекого от постижения крайностей».2 Здесь Паскаль подчеркивает, что человек двойственен : он ничто по отношению к бесконечному и все по отношению к ничто, середина между всем и ничем. Он не может выйти за собственные пределы, потому что не изучив себя, он не поймет этого

__________________________________________________________________

                          1 Паскаль Б..Мысли.-М.:1888-с.126

                          2 Паскаль Б..Мысли.-М.:1888-с.223

 Паскаль видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить свои мысли на себе самом, но вместо этого человек предпочитает развлечение.
Чувства и воля человека всегда чем-то отвлечены - удовольствием или стремлением к нему. Жизнь человека- это развлечение, в котором он скрывается от себя самого. Развлечение отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горести своего бытия, не дает задуматься о своей судьбе. «Чтобы обладать иллюзией жизни, мы отказываемся от бытия, соответствующего нашей природе, мы прячемся от самого себя и блуждаем среди развлечений.»3 Во всяком стремлении Паскаль стремится к истине. Для него характерно то что всякая идея требует противоположной. «Есть люди, заблуждение которых тем опаснее, что принцип своего заблуждения они выводят из какой либо истины.»4 Ошибка таких людей в том, что они одну истину противопоставляют другой. Противоречия между человеком и его разумом всегда волновали Паскаля. Разум противостоит чувству, суждению, сердцу, всему, что указывает на интуицию объекта. Одна из ведущих тем «Мыслей»- тема одиночества. Одиночество - это серьезное испытание для человека и его разума. Человек не может находиться один, ему необходимо общение. В чувстве одиночества есть познавательный момент, так как оно направлено на самого себя, то представляет форму самопознания. В отличие от одиночества Паскаль утверждал «прелесть уединения». Уединение позволяет человеку сосредоточиться на жизненных вопросах, укрепить свои душевные силы, оценить свои поступки. Уединение открывает глаза человеку на суету мира, позволяет ему увидеть собственную суетность. Человек ,по словам Паскаля, не живет , но всегда только собирается .

__________________________________________________________________

   3 Монтень М., Ларошфуко Ф., Паскаль Б. О природе человека.- М.: Ламартис,2008г.-с170

  4 Паскаль Б..Мысли.-М.:1888-с.223

                                

        5.  Заключение

       Сопоставляя труды описанных мыслителей, попробуем подытожить к чему мы пришли, отвечая на вопрос: что такое человек?. Одни утверждают, что человек- это уникальное создание Вселенной, другие- он продукт Природы, существо, которое должно полноценно жить. Однозначно ответить на этот вопрос не так просто, как это кажется. Но ясно  то, что каждый новый успех в  решении  задачи, получения знания о природе человека, её социальной, физической  и  духовной слагаемых   будет   усиливать   наше   желание   быть   Человеком,    содействовать созданию  условий,   достойных  имени  Человека, его сущности.

           Поиск ответа на наш главный вопрос, вероятно, никогда не закончится. Человек был и остается загадкой для самого себя.  Проблема человека устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех, кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: кто я? для чего живу? для чего существует весь человеческий род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его совсем. Проблема человека развивается во времени: огромный путь уже пройден, все новые и новые перспективы решения этой проблемы открываются в будущем. 



                                                  

 Библиография

1.Кохановский В.П. и др. Основы философии.- Ростов на Дону ,Феникc,2010г.

2.ЛосевА.Ф..Софисты.Сократ.Платон.-М.:Искусство,1969г.
3.
Монтень М., Ларошфуко Ф., Паскаль Б. О природе человека.- М.: Ламартис,2008г.

4.МонтеньМ.Опыты.-М.-Л.:Академиянаук,1954г.

5. Паскаль Б..Мысли.-М.:1888


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22931. Теорема про базисний мінор та її наслідки 87 KB
  Нехай мінор Δr порядку r є базисним мінором ненульової матриці. Тоді рядки матриці на яких будується мінор Δr лінійно незалежі; всі інші рядки матриці лінійно виражаються через них. Не втрачаючи загальності міркувань можна вважати що базисний мінор будується на перетині перших r рядків і r стовпчиків матриці . Можна вважати що a11 інакше для того щоб це виконалось можна переставити перші r рядків матриці A і при цьому умови теореми не змінюються.
22932. Теорема про ранг матриці 21 KB
  Для будь якої матриці її горизонтальний та вертикальний ранги рівні та співпадають з рангом матриці за мінорами . Це означає що порядок базисного мінора матриці дорівнює k . За теоремою про базисний мінор k рядків матриці A на яких будується базисний мінор лінійно незалежні а решта рядків лінійно виражаються через них.
22933. Методи обчислення визначників n порядку 761.5 KB
  Поняття визначника n–го порядку. Числа aіj називаються елементами визначника . Добуток 5536 є одним з добутків визначника  оскільки серед його співмножників є по одному і лише по одному елементу з кожного рядка і кожного стовпчика визначника. Аналітичний запис визначника.
22935. ВКАЗІВНИКИ 53.5 KB
  1 довжина рядка int strlen char s { int i; for i=0; s=’ 0’; s i; return i; } int strlen char s[] { int i; for i=0; s[i]=’ 0’; i ; return i; } int strlen char s { int i; for i=0; s; s i; s трактується як булевий вираз s=0 означає лжу s=0 означає істину return i; }...
22937. СТРУКТУРИ 74 KB
  struct ім’я_типу { cписок_полів} список_змінних ; struct date { int day; int month; int year; char mon_name[4]; } d d1; змінніструктури dd1 типу date typedef struct { double real; double imag; } complex;...
22938. Синтаксичний аналіз виразів 31 KB
  Мова в певному алфавіті основному символів – це слова записані за певними синтаксичними правилами. Синтаксичні правила подаються формулами БекусаНаура БНФ вигляду : ::= де позначає синтаксичне поняття а послідовність символів розширеного алфавіту. Вираз [] означає що послідовність символів входить або не входить в конструкцію. Синтаксичний аналізатор це програма що для заданої послідовності символів основного алфавіту розпізнає чи побудована вона у відповідності з синтаксичними правилами для даного поняття.
22939. ВВЕДЕННЯ / ВИВЕДЕННЯ 48 KB
  Перед тим як розпочати роботу з потоком його необхідно відкрити за допомогою функції FILE fopenchar filename char mode. Функція формує потік з даним файлом і повертає результат у вигляді покажчика на об’єкт типу FILE який містить всю інформацію необхідну для роботи з потоком адресу та розмір буфера індексзсув поточної позиції в буфері режим оборобки інформації і т. FILE fp; fp=fopen€œfile1.txt€ €œa€; відкриття файлу file1.