97963

Контраст между бедностью и богатством в произведениях Т. Драйзера «Американская трагедия», Ф. Достоевского «Бедные люди», А. Толстого «Аэлита»

Реферат

Логика и философия

В давние времена считалось, что деньги посланы дьяволом, поэтому они «грязные», «нечистые». А это смотря у кого. Протестантство, например считало и считает, что честно заработанные деньги как раз посланы Богом. Такое отношение рождает ненависть и презрение не только к деньгами, но и к тем, кто их имеет.

Русский

2015-10-26

76.5 KB

1 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

Контраст между бедностью и богатством в произведениях                 Т. Драйзера «Американская трагедия», Ф. Достоевского «Бедные люди», А. Толстого «Аэлита»

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                               Разработал

Кандидат философских наук                                     студент гр. Д-111

__________ Быстрова А.Н.                       ___________Ильин С.Д.

   (подпись)                                                            (подпись)

_______________                             6.12.2011

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год

Содержание

[1] Содержание

[2] Введение

[3] 1. Бедность в изображении Ф.М. Достоевкого

[4] 2. Богатство и бедность в американской трагедии Т. Драйзера

[5] 3. Духовное богатство в романе «Аэлита»

[6] Список литературы


Введение

Деньги… Что значат они в нашей жизни?  Для одних это свобода, для других - власть, для третьих - удовольствие, но для всех деньги - необходимость. Без них мы не в состоянии прожить ни дня. Даже если забываем дома кошелек, то этот день становится кошмаром. Хуже нет - остаться без денег вообще.

В чем заключается бедность? Причина неудач - в неправильном отношении к деньгам.

Как правило, оно идет из родительской семьи. К сожалению, наши родители не знали психологию богатства. Психология бедности процветает в нашей стране по сей день. Для этого утверждения нужны доказательства. У нас же не газета «Аргументы без фактов»

В давние времена считалось, что деньги посланы дьяволом, поэтому они «грязные», «нечистые». А это смотря у кого. Протестантство, например считало и считает, что честно заработанные деньги как раз посланы Богом. Такое отношение рождает ненависть и презрение не только к деньгами, но и к тем, кто их имеет. Во времена советской власти подобное отношение к деньгам, рождающее психологию бедности, специально поддерживалось у нашего народа, дабы люди довольствовались малым. И это утверждение тоже нужно доказывать.

Поэтому возникает некая агрессия по отношению к деньгам и всему, что с ними связано. А не от зависти и жадности ли она возникает? Или это никогда в голову не приходило? Естественно, такая агрессия приводит людей  к денежным неудачам. Однако, чтобы иметь большие деньги, надо хотя бы уважать сами деньги и тех, кто их имеет.

Данная тема нашла свое отражение в произведениях знаменитых писателей, которые анализировали роль богатства и бедности в жизни людей.

1. Бедность в изображении Ф.М. Достоевкого

Уже в самых ранних произведениях Достоевского проявились его обострённая психологическая зоркость и умение изображать крайне сложные, противоречивые идейно-нравственные искания его героев.

Само название романа - «Бедные люди» указывает на его основных героев. Это действительно бедные, влачащие жалкое существование люди. У них низкие должности, мелкие чины, обычно не выше титулярного советника. Таков и Макар Девушкин.

Бедные люди Достоевского живут на окраине, ютятся в дешевых квартирах, вечно голодают, мерзнут в сыром и не отапливаемом помещении. Они страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед. У Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не все осыпались.

Для таких людей было найдено впоследствии специальное определение - «маленький человек». Девушкин говорит: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек».

Но Достоевский не просто продолжает традиции, он привносит много своего, неповторимого, что присуще только ему и никому другому. Уже в первом произведении на эту тему видна оригинальность писателя. Раньше о «маленьких людях» повествовал автор.

У Достоевского герои рассказывают о себе сами, поверяя нам свои переживания и думы. Роман «Бедные люди» весь составлен из писем, лишь небольшой фрагмент описания прошлого Вареньки написан в виде воспоминаний, но приложен к очередному письму. «Бедные люди» - роман в письмах. Ведь письмо - это личный документ, в нем можно высказать все, что наболело и что предназначено для ушей единственного человека - того, кому оно адресовано. Поэтому только в письмах человек бывает предельно откровенным.

Жизненные обстоятельства способствуют тому, что Макар Девушкин берется за перо и бумагу. Макар - чистая и честная душа. Он боится, что его встречи с Варей дадут повод для сплетен. Поэтому только в письмах он может дать волю нежным чувствам. Переписка возникла случайно.

Сначала Макар дал Вареньке какую-то книжку. Но Варе, обладающим развитым вкусом, сочинение не понравилось, она вернула книжку. Тогда Макар прислал произведение Ратазяева, в котором тот описал нечто, имеющее малое отношение к реальной жизни. Варенька прислала «Повести Белкина» и «Шинель» Гоголя. Эти произведения очень понравились Девушкину. В пушкинской повести «Станционный смотритель» рассказывается о Вырине, который очень привязан к своей дочери, души в ней не чает. Это напомнило Макару о его чувствах к Вареньке. «Словно сам написал, точно это мое сердце», - говорит он.

Бедняки у Достоевского обычно плохо умеют высказать свою мысль. Таков и Макар Девушкин. Но виновата в этом их бедность.

Бедные люди Достоевского не могут победить, потому что этот мир слишком жесток для них. Все, что они могут, - влачить жалкое существование. Любые попытки изменить устройство мира не приносят желаемых результатов.

2. Богатство и бедность в американской трагедии Т. Драйзера

«Американская Трагедия» вышла в свет в середине двадцатых годов, прошедшей под знаком пресловутого «процветания» - «просперити». Златоусты американской пропаганды вещали на весь мир о наступлении в США «золотого века».

«Разве все мы не стали богачами?» - спрашивал заглавием статьи журнал «Кольерс» и отвечал: «Беден только тот, кто хочет быть бедным или пострадал от несчастного случая или болезни, да и таких у нас имеется ничтожное количество». Откуда цитата? Где ссылка?

В эту пору появилась книга Драйзера, рассказавшая о том, что скрывалось под лживым благополучием. Она называлась сурово и просто: «Американская Трагедия». В ней Драйзер по-новому изобразил горести и печали жизни простого человека, которые ему всегда были близки. Впервые гибель человеческой личности в Америке предстала перед писателем как неотвратимый результат действия законов американского общества, как произведение глубокой национальной болезни, национального бедствия, национальной катастрофы США, как американская трагедия1.

Драйзер направил своё произведение против романов, в которых обычно описывалась история бедного юноши, который разбогател, женившись, на девушке из состоятельной семьи. Такого рода романы внушали ложные идеи о возможности для каждого американца легко изменить свою судьбу и прославляли стремление к обогащению.

Драйзер, строя сюжет романа на тех же мотивах, развенчал эту идею погони за лёгким счастьем и создал подлинную панораму американского общества. О своем стремлении к всестороннему захвату действительности писал сам Драйзер в апреле 1927 года: «Я долго раздумывал над эти происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отображает каждую сторону нашей национальной жизни - политику, общество, религию, бизнес, секс, - это была история, столь обычная для каждого парня, выросшего в небольших городах Америки. Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью, и как личность бессильна против неё»2.

Творчество Драйзера - это одновременно и высший взлет, и стремительный закат классического социального романа на американской почве. Именно Драйзер своей тяжелой поступью проложил дорогу новым писательским поколениям, тем, что еще при жизни передвинули его из центра на периферию литературной действительности.

В романе «Американская трагедия» Теодор Драйзер изобразил крах «Американской мечты». Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Америка, обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он последовательно выполнил официальную формулу успеха.

Драйзер описывает, какое значение в жизни зачастую играют деньги, раскрывает, как ошибочное представление о действительности может отравить разум неопытного человека и показывает отношения между людьми, которые имеют разный социальный статус.

Тема денег занимает в «Американской трагедии» главное место. Деньги определяют судьбы героев. Именно поклонение культу доллара привело к трагической гибели героев романа, двух молодых людей - Роберты Олден и Клайда Грифитса.

Судьбу Клайда, охваченного непреодолимым желанием добиться лёгкой жизни, определяют иллюзии и мечты, привитые ему в детстве. Эти мечтания определяют и его отношении к Роберте. «Пусть эта девушка бедна и ей, по несчастью, пришлось стать простой работницей, - размышлял Клайд, - он всё равно был бы очень счастлив с нею, но только при одном условии: чтобы не нужно было жениться. Что касается брака, тут честолюбивый Клайд был словно под гипнозом: он женится на девушке из круга Грифитсов!». Брак с богатой девушкой казался Клайду путём исполнения его сокровенных желаний. Карьера для него дороже тех чувств, которые он испытывал к Роберте, - в его сознании любовь неотделима от богатства, удовольствий, видного положения в обществе. Так создаются предпосылки для  трагедии Клайда и Роберты.

3. Духовное богатство в романе «Аэлита»

Алексей Толстой оставил нам богатое творческое наследие, проявив себя во многих литературных жанрах - как чудесный романист и новеллист, как одаренный драматург и острый публицист, как поэт и обаятельный сказочник и, конечно же, как своеобразный научный фантаст.

Он положил начало жанру научной фантастики в советской литературе. Впервые Алексей Толстой обратился к научной фантастике в самом начале двадцатых годов и посвятил ей несколько лет подряд. Появление его первого научно-фантастического романа, журнальный вариант которого назывался «Закат Марса», совпало с возвращением писателя из эмиграции на Родину.

Этот роман, последнее произведение писателя. После значительной его доработки автором роман вышел в 1923 году отдельной книгой под названием «Аэлита».

После победы Великого Октября Алексей Толстой не сразу принял революцию. Вместе с семьей он уехал в 1918 году в эмиграцию, вначале во Францию, а в 1921-1922 годах переехал в Германию. За годы эмиграции писатель многое пережил и передумал. Вернувшись на Родину в 1923 году, Толстой начинает сравнивать увиденное за рубежом, в эмиграции, с тем, что он наблюдает в Советской России. Многие впечатления той поры отразились в романе «Аэлита».

Научно-фантастический жанр, выбранный писателем, позволил ему высказаться по самым различным вопросам жизни, истории, революции, культуры, любви и другим проблемам, остро занимавшим тогда Толстого. Судя по роману, советская действительность его поразила; несмотря на большие лишения - голод, разруху, болезни, последствия гражданской войны, он увидел народ, устремленный в будущее, народ, в котором открылись свежие силы. «Аэлита» так и начинается - с описания голодного и холодного Петрограда, смерти жены инженера Лося, который, несмотря на постигшее его горе, заканчивает постройку космического корабля и вешает на столбе объявление, в котором приглашает к себе в спутники желающих лететь с ним на Марс. И такой человек находится - красноармеец Гусев. Боевой пыл его не остыл, и он не может пока еще найти свое место в мирной жизни. Гусев решает, что ему следует лететь на Марс. Герои благополучно добираются туда, и каждый из них по-своему бросается в погоню за счастьем.

Инженер Лось находит его во всепоглощающем чувстве к прекрасной Аэлите, ответившей ему преданной любовью, а Гусев - в борьбе за лучшее будущее марсиан, в давние времена переселившихся с планеты Земля. Потерпев неудачу, тот и другой спасаются бегством на Землю. Несмотря на то, что действие романа большей частью происходит на Марсе, речь идет, по существу, о торжестве неиссякаемого творческого духа человека, духа исканий, которые автор наблюдал на своей Родине и который считал сродни русскому характеру.

Усилиям землян, направленным к обновлению жизни на Марсе и марсианской действительности (Лось втягивается в марсианскую революцию и помогает Гусеву), противостоит в романе безжалостная социальная сила - марсианская верхушка во главе с отцом .Аэлиты, правителем-технократом Тускубом, олицетворяющим собой мир древней, исчезающей цивилизации марсиан - заката Марса.

Алгоритм постепенного красивого угасания жизни и цивилизации на Марсе, которую поддерживает Тускуб, приводит, в частности, к тому, что жестоко подавляется любая попытка, которая могла бы содействовать возрождению марсианского общества.

Алексей Толстой талантливо использовал в романе легенды об Атлантиде. Описывая древнюю историю марсиан, он пользовался мифами и поэтическими легендами, дававшими возможность для простора размышлений на самые различные темы из истории человечества, в том числе на тему возникновения неравенства в обществе.

Легенды в романе А. Толстого настолько занимательны, что Горький считал: «Вся книга написана под влиянием увлечения загадками об Атлантиде». Можно заметить, что советские писатели тоже стали чаще обращаться к мифу и легенде, и это во многих случаях содействует успеху их произведений. Но это совсем особая тема. В одном из писем Толстого, написанном из-за границы, он рассуждает о своих впечатлениях от древней европейской культуры, французской в частности; из письма видно, как западная цивилизация воспринималась им в начале 20-х годов.

Алексей Толстой пишет, что старая культура прекрасна, но это мавзолей: романский, пышный печальный мавзолей на великом закате, а у подножия уличная толпа. Культурные, умные французы - очень понимают это... К чему все это приведет? Должно быть, все же силы жизни возьмут верх, душевно опустошенное поколение будет сменено более здоровым. И далее он приходил к выводу: «В жизни Европы решающую роль должна сыграть Россия».

Таким образом, наблюдая реальную жизнь, сопоставляя и размышляя, Толстой переходил постепенно на новые позиции, становясь советским писателем и гражданином.

Вернувшись на Землю, инженер Лось слышит далекий голос, одиноко и чуть слышно звучащий в просторах вселенной. «Где ты, Сын Неба?» Это голос Аэлиты, это голос надежды - быть услышанной и понятой. Так заканчивается роман.

Этот голос продолжает звучать и для нас как надежда на то, что человечеству рано или поздно удастся отыскать, наконец, другой разум во вселенной.

Исследователи фантастики справедливо приходят к выводу, что А. Толстой начал этим романом «реалистическую традицию гуманизации космоса». Это подтверждается, если вспомнить о состоянии фантастики того времени, когда писалась «Аэлита». В начале 20-х годов этот жанр был очень популярным в литературе, особенно в Европе и Америке.

В образе Гусева писатель показал революцию как глубоко народное, национальное дело, и благодаря этому герою сам лучше разобрался в революционных событиях на Родине. Образ Гусева в ту пору был очень современен. В нем - новое отношение к миру, отрицающее страх перед будущим, что было характерно для зарубежной фантастики. Этот герой утверждал оптимизм, необходимость борьбы за справедливое переустройство мира.

Главная линия романа - лирическая, почти неземная любовь. Лось и Гусев очень различны по характеру. И если писатель с симпатией относится к Гусеву, то еще больше симпатии проявляет он к Лосю, талантливому инженеру, интеллигенту, изысканно культурному человеку. Лось в романе стремится избавиться от чувства одиночества после смерти жены и находит избавление в любви к Аэлите. Он возвращается к жизни благодаря сильному чувству. Для Аэлиты и Лося главное в жизни - любовь. Трагическое предчувствие несчастья, как бы обреченности счастливой любви, выражается, в частности, в тоске Лося по Земле, в неудержимом стремлении на родину. Описывая внешность Аэлиты и других марсиан, Алексей Толстой сделал их похожими в основном на землян.

Заключение

В мировой литературе, так и в разговорах во всевозможных местах издавна популярна тема «продажи души за материальные блага». Нет числа всяческим страшилкам про то, какую цену некоторые люди платят за своё богатство.

Нагнетается вера в то, что если богач не потеряет семью, здоровье или жизнь, то уж, по крайней мере, он неизбежно превратится в эдакого алчного монстра.

Однако оказывается, что любители подобных историй втайне дико завидуют этим «алчным монстрам».

Поэтому срабатывает старая как мир уловка услужливого человеческого сознания: если завистник не способен достичь высот какого-то человека, нужно взять побольше грязи и облить ею того человека. И, глядишь, станет полегче. Однако это является не совсем верным подходом, поскольку не приносит для самого бедного и завистливого человека ничего позитивного. И произведения авторов мировой литературы говорят именно о том, что неважно - насколько он беден или богат материально. Важно – насколько он беден или богат духовно.


Список литературы

  1.  Засурский Я. «Американская трагедия» Теодора Драйзера // Драйзер Т. «Американская трагедия». - М., 1969
  2.  Достоевский Ф. «Избранные сочинения». – Спб., 2010
  3.  Толстой А. «Аэлита». – М.: Азбука – Классика, 2011
  4.  Боровникова С.Г. «Писатель стройной высоты» – М., 1983
  5.  Мендельсон М. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. - М.: Художественная литература, 1971.
  6.  Нефедов В. П. «История зарубежной критики и литературоведения». - М.: Высшая школа, 1988.

1 Засурский Я. «Американская трагедия» Теодора Драйзера // Драйзер Т. Американская трагедия.-М., 1969 – с.10

2 Мендельсон М. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. - М.: Художественная литература, 1971. – С. 55

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77028. Источники административного права: понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства 27.38 KB
  Источники административного права: понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства. Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты. Виды источников административного права: 1.