97966

Литература и философия Римской империи

Реферат

Культурология и искусствоведение

Взгляды ученых на Древний Рим самые разные. Разные ученые по разному оценивают значимость вклада именно Древнего Рима в мировое и впервую очередь европейское наследие. Существует мнение (О. Шпенглер, А. Тойнби) Где они в списке литературы? согласно которому в культурном отношении в Древнем Риме не было значительной самостоятельности и самобытности.

Русский

2015-10-26

35.74 KB

0 чел.

Оглавление

Введение 2

1.Менталитет Римлян. Отличительные черты системы ценностей 3

2. Писатели и философы Римской империи 6

3. Жанр романа как часть литературного наследия Римской империи 13

Заключение 16

Список использованной литературы 17


Введение

Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н. э. и до 476 г. н. э. Взгляды ученых на Древний Рим самые разные. Разные ученые по разному оценивают значимость вклада именно Древнего Рима в мировое и  впервую очередь европейское наследие. Существует мнение (О. Шпенглер, А. Тойнби) Где они в списке литературы? согласно которому в культурном отношении в Древнем Риме не было значительной самостоятельности и самобытности. Древний Рим при этом понимается как завершающий этап, кризис античности. Его вклад ограничился главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религия, философия, наука, искусство, литература - Рим не внес ничего нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что сделано греками. Есть и прямо противоположное мнение. Ряд исследователей какой ряд? Ты про Рим книги рядами читал? оценивает древнюю культуру Рима как не менее самобытную и оригинальную, чем другие культуры.Кто именно и как оценивает?


1.Менталитет Римлян. Отличительные черты системы ценностей

Римляне существенно отличались от эллинов. Они создали свою систему ценностей и идеалов, главными среди которых были патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности. Римляне возвышали роль и ценность закона. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденными гражданами и рабами. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне были более воинственными, в отличие от эллинов. Завоевательные войны превратили небольшой городок в мировую империю.

Достижения Древнего Рима связаны с римским правом, прекрасными дорогами, великолепными зданиями, грандиозными акведуками, с развитием государственности в таких формах, как республика и империя.

Религиозно-мифологические представления Древнего Рима являются более сложными, чем у эллинов. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв новые имена. Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурном, Посейдон - Нептуном, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т.д. Много римляне позаимствовали из других религий. В их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф" ("римская идея"), "Рим - центр мира", "Рим - вечный город".

В философии и науке римляне во многом следовали грекам. Их интересовали не теоретические исследования, а обобщения и систематизация уже накопленных знаний, создание энциклопедий, которые служили делу воспитания и образования.

Примерно такая же картина наблюдается и в художественной культуре. Римские художники буквально копируют греческих мастеров. В скульптуре римляне первыми начали придавать своим произведениям индивидуальные черты, наполняли их психологизмом. Римские писатели создали в литературе жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

К особенностям древнеримской культуры относятся: рациональность, приземленность, практическая польза и целесообразность. Сильное взаимодействие и взаимовлияние двух культур привели к созданию единой греко-римской культуры, которая, в последующем, составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуру славянских народов и Западной Европы.

К периоду, который называется в истории империей, в римском обществе наблюдался рост числа образованных людей, в том числе за счет греков-рабов. Высший слой начинает усваивать эллинскую культуру. Под греческим влиянием развивается римская литература (драматургия, поэзия, переводчики). Сильное греческое влияние испытало искусство. Копии греческих скульптур приобрели огромную популярность. Изменился статус греческого языка, он стал не только литературным, но и разговорным. Золотым веком римской культуры считается правление Августа (27 г. н.э. - 14 г. н.э.). В период империи получает распространение философия - эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Все это было продолжением греческих течений. В эпоху империи весьма успешно развивается наука (Плиний Старший, Птолемей, Гален). Птолемей создал геоцентрическую систему мира, ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Врач Гелен обобщил знания греческой медицины. Тит Ливий и Тацит написали историю Рима от основания (142 т). Наибольший подъем в эпоху империи переживает архитектура (Витркувий). Самым распространенным типом римской постройки стал форум. При Августе Рим стал мраморным. При нем идет активная реставрация храмов и возведение новых. При Августе сооружается Пантеон - храм всех богов (диаметр 43 м). После Августа особого внимания заслуживает Колизей (50 тыс. зрителей). В повседневной жизни в моду входят термы - общественные бани. Наиболее выдающимися поэтами этой эпохи были Вергилий, Гораций. Овидий.

Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого Августа: господствовать над всеми народами, принося им счастье и мир. Эта идеология во многом предопределила дальнейшее развитие духовной жизни общества.


2. Писатели и философы Римской империи

Литературой в то время занимались почти все образованные люди, начиная с самого императора. Ближайшие друзья и соратники Августа — Меценат и Азиний Поллион писали сами и собирали вокруг себя литераторов, поощряли их. Август принимал талантливых людей у себя, читал их сочинения еще до опубликования, давал советы. Особенно он одобрял книги, наиболее полно отразившие дух времени: труды историка Тита Ливия и разнообразные произведения поэта Вергилия.

Согласно философским взглядам Вергилия, весь мир проникнут и питаем единым духом или разумом, движущим массу космоса и оживляющим тела, в которые нисходит. Так вызываются к жизни и люди, и животные, и птицы, и рыбы. В них во всех присутствует животворный, идущий с неба огонь, но под воздействием тела он ослабевает, что порождает страх, желания, горе, радость в земных существах. В телесной тюрьме их души слепы, не видят своей небесной родины и, даже выйдя из тела, не сразу освобождаются от зла и пороков, вызванных соединением с ним. В «Энеиде» с особой силой дало о себе знать отношение к прошлому как к залогу и оправданию настоящего, предопределенного судьбой и волей бога. Юпитер провел Энея через все испытания, а Эней прошел их, жертвуя личным (например, любовью к Дидоне, царице Карфагена, куда он попал в своих странствиях) ради священного долга, потому что ему предназначалось стать предком основателя Рима — Ромула и спасителя Рима — Августа.

«Энеида» стала своего рода «библией» культа Рима и Августа, что в соединении с высокими художественными достоинствами, многочисленными экскурсами в историю древних верований, легенд, обычаев, живо интересовавших поклонников «предков», сделало ее самым популярным произведением как у современников Вергилия, так и у их потомков, преданных идее «вечного Рима». Поэму Вергилия изучали, комментировали, по ней гадали, отрывки и отдельные стихи из нее цитировали безымянные авторы эпитафий, они превращались в общеизвестные афоризмы.

Однако тематика поэзии отнюдь не ограничивалась прославлением императора. В это время своего полного развития достигают разнообразные стили и жанры. Введенные в моду Катуллом любовные стихи нашли многочисленных подражателей. Авторами любовных элегий — Овидию, Тибуллу, Проперцию и др.— не хватало подлинного сильного чувства Катулла, но изящество форм и разнообразие сюжетов обеспечивали им большой успех, особенно среди светской молодежи. Любви были посвящены «Героини» Овидия — письма знаменитых мифологических героинь к покинувшим их любовникам, любовь играла немалую роль и в его «Метаморфозах», сборнике поэм на мифологические темы о превращении людей в растения и животных, заканчивавшемся рассказом о превращении души обожествленного Цезаря в звезду. Даже в свои «Фасты», поэтическую обработку римского календаря, Овидий в связи с разнообразными версиями происхождения праздников и праздничных обрядов вставил немало эротических эпизодов. Особенно большим успехом пользовалось его «Искусство любви» — остроумная пародия на дидактические поэмы, содержавшая наставления, как выбрать, завоевать и удержать любовницу или любовника, обмануть бдительность мужа, утешиться в случае измены. По распространившимся тогда слухам, именно за «Искусство любви» Август, увидев в поэме насмешку над своим брачным законодательством, сослал Овидия на западный берег Черного моря, в страну народа гетов, откуда поэт писал в Рим печальные послания с просьбами о прощении, но, так и не дождавшись его, умер в изгнании.

О любви писал и Гораций, но творчество этого поэта было глубже и разностороннее, чем его собратьев, сочетая разнообразие ритмов, совершенство формы и языка с философскими раздумьями и меткими наблюдениями. Возможно, тому отчасти способствовал его сложный жизненный путь. Сын небогатого отпущенника, изо всех сил старавшегося дать сыну хорошее образование, участник гражданской войны на стороне убийц Цезаря — Брута и Кассия, лишенный э наказание отцовского имения, Гораций после многих бедствий по ходатайству Вергилия был принят Меценатом в его кружок. Он получил небольшую виллу и пользовался дружбой и покровительством Мецената, но, видимо, иногда страдал от зависимого положения и от косых взглядов некоторых светских снобов, презиравших его за низкое происхождение.

Несмотря на все восхищение Римом и Августом и уверенность, что нет ничего выше служения родине и смерти за нее, у Горация постоянно проскальзывает мысль, что спокойнее всего не думать о государственных делах: жизнь слишком коротка, чтобы отвлекаться от ее маленьких радостей ради больших забот.

Замечательным историком конца I — начала II в. был Корнелий Тацит. По мастерству драматического изложения событий, глубине и тонкости психологического анализа, сжатости и яркости характеристик, умению несколькими штрихами нарисовать образ или картину, безошибочно воздействующие на читателя в нужном автору направлении, Тацит не имеет себе равного в античной литературе. Он начал сенаторскую карьеру при Флавиях и тогда же написал первые произведения: жизнеописание своего тестя Агриколы, наместника в Британии, «Германию», где рассказывалось о зарейнских племенах, не входивших в состав империи, «Диалог об ораторах». Уже в этих ранних сочинениях видны основные черты его стиля и мировоззрения. В биографии Агриколы и «Германии» он противопоставляет свободную, суровую, чистую от близости к природе жизнь бриттов и германцев развращенным, изнеженным, безвольным римлянам. С большим сочувствием изображает Тацит вождей восставших против римского владычества британцев, особенно Кал гака, обратившегося к повстанцам с речью, в которой призывал не жалеть жизни в борьбе против алчных и жестоких римлян, поработивших все пароды. «На своем лживом языке,— говорит Калгак,— убийство, грабеж, захват они называют правлением, а причиненные ими опустошения — миром».

В полной мере талант Тацита развернулся при Антонинах, когда он мог более свободно высказывать свои мысли — хотя бы по отношению к правлению «тиранов». В это время оп написал «Истории» о гражданских войнах между претендентами на престол после свержения Нерона и историю Юлиев — Клавдиев. Тацит обещал писать «без гнева и пристрастия», не вдаваясь ни в свойственное одним историкам злоречие, «имеющее фальшивый вид свободы», ни в характерную для других неумеренную лесть, содержащую в себе «гнусное преступление рабства». Формально оп действительно как будто не отступает от истины, основываясь на документальном материале. Признает оп неоднократно и необходимость установления единовластия в государстве, где долгие годы борьба знати и плебса дезорганизовывала нормальную жизнь, приводила к насилиям и беззаконию.

Вместе с тем «Истории» и особенно «Анналы» Тацита — это страстное и гневное обличение императорского режима. Ужасны жестокость и самодурство полуобезумевших от неограниченной власти над миром деспотов, но еще ужаснее для Тацита то развращающее влияние, которое они оказывают на общество. Сенаторы спешат превзойти друг друга в раболепстве, воздавая почести Нерону, убийце жены, брата и матери. Заподозренные в заговоре, они выдают друг друга, клевещут на родных и друзей, лишь бы спасти свою жизнь. Льстят и заискивают не только перед императорами, но и перед их любовницами, отпущенниками, рабами. Доносчики процветают, и, даже когда после свержения Нерона честные люди предлагают с ним разделаться, большинство предпочитает их не трогать, так как слишком многие замешаны в их деяниях. Римляне, утратившие былое достоинство, жадно ловят подачки и стремятся на зрелища. Чем хуже император, тем любезнее он черни. Солдаты готовы поддержать каждого претендента на престол, сулящего им возможность наживы и грабежа. По существу, это они ставят и смещают императоров, превратившись из защитников государства в его бич.

Из философских направлений наиболее популярными среди представителей господствующих классов и интеллигенции I — II вв. были стоицизм и частично примыкавший к нему умеренный кинизм, стремившиеся с наибольшей последовательностью обосновать соотношение единства и множественности, целого и части, человека и человечества, империи и гражданина, утвердить чувство общности с окружающим миром и его законами, избавиться от ощущения несвободы и отчужденности. Самыми известными стоиками того времени были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий, представлявшие разные социальные слои. Сенека нажил огромное состояние, пользуясь часто весьма неблаговидными средствами, и вплоть до того, как впал в немилость, участвовал во всех придворных интригах. Эпиктет был сперва рабом, затем отпущенником любимца Нерона — отпущенника Эиафродита. Его заметил философ Музоний Руф, стал заниматься с ним и преподал ему стоическую доктрину.

Для Сенеки цель философии — свобода мудреца от страхов и желаний, порабощающих невежественного человека. Только философия дает знание природы, ее законов, господствующей в ней необходимости, подчиниться которой добровольно и есть истинная добродетель и истинная свобода. Познание не сводится к изучению отдельных наук. Они дают сведения или применимые к отдельным случаям, или вовсе бесполезные. Не одобряет Сенека и увлечения логическими построениями. Может ли, говорит он, рассуждение: «Тайну доверяют хорошему человеку, пьяному тайну не доверяют, значит, хороший человек не пьет» — удержать кого-нибудь от пьянства или логически доказанное положение о том, что смерть — не зло, побудить человека к смерти за родину? Очищающее душу знание философа состоит в созерцании природы и постижении разумом ее высших общих законов.

Живущий согласно природе мудрец равнодушен ко всему внешнему, оно его не смущает, не делает несчастным, не сбивает с избранного пути. Он целостен, как мировой разум, не знает колебаний и сомнений, заставляющих невежественного и; лишенного добродетелей человека метаться между делом и бездельем, жизнью в обществе и в одиночестве, завидовать другим и чувствовать вечное недовольство собой, проклинать весь мир из-за собственных неудач. Однако это не означает, что мудрый должен жить вне мира и не участвовать в его делах. Напротив» природа создала человека для жизни в теснейшей взаимосвязи с другими людьми. Мудрый обязан служить им всеми силами; и при всех обстоятельствах. Его долг — участвовать в жизни государства, служа па том посту, на который поставила его судьба. Если государство оказалось в такой степени испорченным, что философу в нем нет места, то, памятуя, что он гражданин не только своего родного города, но и всего мира, он должен приносить пользу человечеству в целом, поучая его и подавая пример собственной жизнью.

Эпиктет, вышедший из низов, претерпевший много унижений от своего господина Эпафродита, известного жестоким обращением с рабами, поскольку и сам прежде был рабом, несколько по-иному, чем Сенека, интерпретировал стоические доктрины. Признавая высшим началом природы всепроникающий разум и высшим критерием истины — умозаключения, выводимые из показаний чувств, он в гораздо большей мере, чем Сенека, персонифицирует этот первичный принцип и исходящие от него логосы, воплощенные в человеке и роднящие его с природой целого. Первичный принцип для него — бог Зевс, логосы он отождествляет с гениями, направляющими дела людей и знающими все их мысли и побуждения. Познание себя, своего гения, логоса, есть путь к познанию своего божественного начала и самого бога. Именно оно, а не изучение строения космоса, сущности материи и т. п. делает человека счастливым, добродетельным, а главное, свободным. Задача философии — открыть критерий истины, который не может не существовать.

Главная задача философа, по мнению Эпиктета, в том, чтобы личным примером научить людей, как можно и нужно жить так, чтобы быть истинно свободным. Изменить существующий порядок вещей нам не дано, не дано изменить и людей, но можно привести свою волю в гармонию с реальными условиями нашей жизни и окружения. Для этого нет необходимости уходить из жизни или бежать в пустыню. Напротив, человек должен всегда помнить, что он часть целого, гражданин космоса и своего государства, и исполнять свой долг на том посту, который назначил ему бог, мужественно терпеть испытания, посылаемые ему богом, тренирующие его, как тренируют хороших солдат и гладиаторов. Он должен исходить не из своего личного блага, а из блага целого, вне которого отдельно взятый человек вообще не человек.

Но, исполняя свой долг гражданина, подданного, правителя, отца, сына, мужа, соседа, он должен показать людям, как можно при этом жить без страха, боли, волнений, страстей. Для этого он должен ничего не считать своим, не бояться изгнания, бедности, простого труда, избавиться от зависти, гнева, желаний, жалости, не осуждать богов и людей, если все идет не так, как хотелось бы, довольствоваться минимумом, всегда доступным, и не стремиться к излишнему. Счастье не в исполнении желаний, а в их уничтожении.

То основное, что характерно для стоической философии, — стремление к духовной независимости и перенесение идеи свободы из реального в моральный план — так или иначе определяло интересы как высших, так и средних слоев общества.

Среди последних особенно живой интерес вызывали вопросы морали, приспособленные к их повседневной жизни. Сочувствием по-прежнему пользовалось обличение испорченных нравов. Этой теме были посвящены едкие и желчные сатиры Ювенала, выходца из среды небогатых италийских землевладельцев.


3. Жанр романа как часть литературного наследия Римской империи

Совсем новым жанром, появившимся в первые века нашей эры, был роман — латинский и греческий, Что касается первого, то до пас дошли отрывки «Сатирикона» Петрония и полностью «Метаморфозы» Апулея. В романе Апулея, платоника и адепта культа Исиды, привлеченного к суду по обвинению в чародействе родственниками богатой вдовы, вышедшей за него замуж, обрабатывается бродячий сюжет, встречающийся также у Лукиана, о юноше, превращенном в осла. Пережив множество приключений, герой наконец с помощью Исиды обретает человеческий облик. «Метаморфозы», написанные живо и остроумно, со множеством бытовых подробностей, имели большой успех. Вставленные в текст рассказы об Амуре и Психее, о неверной жене мельника, спрятавшей любовника в бочку, потом неоднократно использовались писателями Возрождения и нового времени.

Общее умонастроение сказалось и на судьбе науки этого времени. Под влиянием непосредственных требований жизни продолжала развиваться агрономия, разрабатывавшаяся рядом видных теоретиков и практиков. Все они подчеркивали необходимость соединять знания, почерпнутые из книг, с непрестанным экспериментированием и учетом опыта достигших наилучших результатов земледельцев. Однако успехи агрономии сужались невозможностью организовать достаточно интенсивное рациональное хозяйство, основанное па рабском труде.

Непрерывно развивались также теория и практика юриспруденции. Право при империи было необычайно сложным. Основой римского права были «Законы XII таблиц», составленные еще в эпоху борьбы патрициев и плебеев. Потребностям общества с развитыми товарно-депежными отношениями, многослойной структурой различных статусов и прав они не удовлетворяли, но приверженность римлян к предкам не позволяла им отменить устаревшие законы. Они дополнялись многочисленными новыми законами, принятыми сенатом или народным собранием, эдиктами магистратов, а со времени установления империи — законами, издававшимися императорами, и рескриптами, т. е. ответами на различные обращенные к императорам прошения, становившимися прецедентами для аналогичных случаев. Так или иначе должны были учитываться и многообразные правовые нормы провинций.

Чтобы разобраться во всей этой массе материала, требовались большие специальные знания. Их получали в юридических школах, из которых выходили наиболее видные юристы, становившиеся затем императорскими чиновниками и советниками императоров. Обширные толкования и комментарии юристов к действующим законам также превращались, в источники права. Уделяя основное внимание практическому приложению римского права, юристы вырабатывали и основные теоретические положения — о видах собственности, договоров, контрактов, исков, сущности и границах правоспособности контрагентов различного статуса, юридических лицах и т. п. Наибольшее значение в теоретическом плане приобрело учение о природном равенстве людей, об обычном праве, общем для разных племен и народов, и наконец, о гражданском (цивильном) праве, действительном для римских граждан и не совпадающем с естественным правом, например в вопросе рабства: человеку от природы по естественному праву присуща свобода, рабом его делает лишь закон. Рабство, таким образом, определялось как результат насилия лишь санкционированного законом, что было большим шагом вперед по сравнению с прежними теориями прирожденного рабства варваров. Сводка основных положений права давалась в составлявшихся для учебных и практических нужд сборниках. Полностью кодифицировано римское право было только при Византииском императоре Юстиниане в VI в. Составленный тогда «Корпус цивильного права» римских граждан лег в основу как средневекового, так и буржуазного права Европы.

В Александрии пышного расцвета достигли математика и связанные с нею науки. Итог им был подведен в трудах Птолемея. Наибольшее влияние на последующую науку оказал его «Математический свод», известный у арабов под названием «Алмагест» трактат по астрономии. В своей системе Птолемей исходил из шарообразности Земли, расположенной в центре вращающихся вокруг нее сфер небесных тел, движение которых он вычислял, основываясь па тригонометрии и сферической геометрии Гиппарха и Мепелая. Он рассчитал продолжительность самого длинного дня для каждой широты, сроки затмений и составил каталог 1022 звезд, приведя координаты каждой из них. На математических принципах основывалась и его «География» с приложением руководства по черчению карт. Определив размеры Земли, Птолемей дал координаты 8000 географических пунктов (впрочем, весьма неточно).

Неприятие низами официальных ценностей, их пока еще пассивный протест против настойчивых попыток власть имущих «подчинить себе их суждения», растущая склонность в широких слоях господствующих классов к легко и бездумно воспринимаемым готовым истицам, к острым ощущениям, позволяющим отвлечься от действительности, перенесение людьми всех проблем в область морали, проповедь добродетели и мудрости ради даваемого ею покоя и исполнение долга ради долга без дальнейших реальных положительных целей — все это были предвестники надвигающегося кризиса античной культуры. Она еще порождала многих замечательных деятелей, стоявших не ниже, а в некоторых отношениях, может быть, и выше своих более или менее отдаленных предшественников. Но в отличие от историков, писателей, философов, ораторов, некогда обращавшихся ко всему афинскому или римскому народу и находивших у народа живой отклик, они оставались чуждыми современному им простому, трудящемуся народу. Культура империи превращалась в культуру элиты, не предназначенную для «плебса, не имевшего мудрости». А это было несомненным показателем ее близкого упадка.


Заключение

В I в. н.э. появились симптомы серьезного кризиса римского общества. "Римская идея", как власть над всем миром, была реализована. Рим утратил источник своего саморазвития. При Августе на первый план выходит идея "вечного Рима". Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Рим все более предстает как общество потребления - "хлеба и зрелищ" - был образом жизни всех слоев общества (культ грубых наслаждений и развлечений). Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Неслучайно уже в I в. н. э. в Римской империи возникло Христианство. В IV в. н. э. христианство добивается официального признания. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 г. западная Римская империя перестала существовать.

Лучшие достижения римской культуры продолжают существовать и сегодня: римское право, римская архитектура, литература, латынь и Христианство.


Список использованной литературы

  1. Дементьева В.В. Магистратская власть Римской республики// Вестник древней истории. — 2005. — № 4. — С. 46-75.
  2. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. – М., 1 2001.
  3. История государства и права./ Под ред.проф. И.Я. Козаченко, проф. З.Э. Незнамова. - М.: Норма, 2009.
  4. Исаев И.А. История государства и права . – М.: Юрист, 2002. – 272 с.
  5. Коряковцев В.В. , Питулько К.В.Всемирная история. - Спб.: Питер, 2005.
  6. Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима: Очерки / Академия наук СССР. Ленинградское отделение Института истории.. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. — 164 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9625. Визначення коефіцієнта тертя з допомогою похилого маятника 47 KB
  Визначення коефіцієнта тертя з допомогою похилого маятника Мета роботи: вивчення способу визначення коефіцієнта тертя та періоду коливань похилого маятника При переміщенні одного тіла по поверхні іншого виникають сили тертя (зовнішнє тертя). Вони об...
9626. Средство для создания презентаций Power Point 291 KB
  Средство для создания презентаций Power Point СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ POWER POINT Возможности программы Представление информации на экране Работа с образцами Создание презентации...
9627. Векторная графика. Точка, прямая линия, кривая второго порядка, кривая третьего порядка, кривая Безье 98 KB
  Векторная графика. Как в растровой графике основным элементом изображения является точка, так в векторной графике основным элементом изображения является линия (при этом не важно, прямая это линия или кривая). Разумеется, в растровой графике тоже су...
9628. Организационные структуры аппарата управления торговых предприятий. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 358.62 KB
  Организационные структуры аппарата управления торговых предприятий. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий 1. Организационные структуры торговых предприятий, их функции В настоящее время в сфере товарного обращения функционируе...
9629. Оценка стоимости разработки ПС по модели COCOMO 169 KB
  Оценка стоимости разработки ПС по модели COCOMO Модель конструктивных затрат (Constructive COst Model, СОСОМО) относится к числу наиболее широко применяемых технологий оценивания. Основанная на использовании регрессии модель была разработана докторо...
9630. Оценка приложения по системе SLIM 39.5 KB
  Оценка приложения по системе SLIM В регрессионном моделировании делается упор на создание формулы, которая лучше всего представляет точки данных рассеяния. В математическом моделировании главным является сопоставление данных с формой существующей ма...
9631. Отримання та дослідження поляризованого світла та визначення концентрації розчину цукру цукрометром 56 KB
  Отримання та дослідження поляризованого світла та визначення концентрації розчину цукру цукрометром Мета роботи: отримання та вивчення плоскої, еліптичної та кругової поляризації світла. Спостереження обертання площини поляризації та визначення конц...
9632. Вивчення треків заряджених частинок за готовими фотографіями 715.5 KB
  Вивчення треків заряджених частинок за готовими фотографіями Мета: ознайомитись з методами ототожнення заряджених частинок за фотографіями треків, утворених у камері ВІльсона і в товстошаровій емульсії. Обладнання: Фотографії з треками частинок, тра...
9633. Вивченння законів Ома та Кірхгофа для електричних ланцюгів сталого струму 386 KB
  Тема: Вивченння законів Ома та Кірхгофа для електричних ланцюгів сталого струму. Мета: вивчити закони Ома та Кірхгофа на практиці за допомогою лабораторної установки та вдосконалити навички у вимірюванні електричних величин. План роботи: Зібр...