97967

Римская культура эпохи империи

Реферат

Культурология и искусствоведение

Хронологические и географические границы периода римской империи организация власти. Характерные особенности эпохи нашедшие отражение в частной и общественной жизни римлян в науке и философии эпохи римской империи. Особенности искусства эпохи римской империи. Книга содержит богатый иллюстративный материал который помогает составить представление об искусстве греческой и римской эпох.

Русский

2015-10-26

67.03 KB

12 чел.

Реферат по культурологии

на тему: «Римская культура эпохи империи»

Оглавление:

  1.  Введение.
  2.  Хронологические и географические границы периода римской империи, организация власти.
  3.  Характерные особенности эпохи, нашедшие отражение в частной и общественной  жизни римлян, в науке и философии эпохи римской империи.  
  4.  Литература эпохи империи как отражение духовной культуры римлян.
  5.  Особенности искусства эпохи римской империи.
  6.  Заключение.

Введение

    От времени, когда зарождалось  античное искусство нас, современников 21 века, отделяет более двух с половиной тысяч лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства у тебя реферат по искусству? оказалась вечной. Вечной школой осталась античность и для художников, веками разгадывающих тайну гармонии античных мастеров.

    За прошедшие века сложились традиции изучения античной цивилизации. Историки искусства и литературы, философы и специалисты в других областях исследуют  культуру древних греков и римлян, которая оказала огромное влияние на становление и развитие европейской и мировой культуры. В Древней Греции родилась античная демократия, в античной философии, литературе, искусстве, праве, религии были созданы шедевры, которые вошли в мировую культуру и являются частью современной жизни.

    Живая связь античной древности и современности продолжает интересовать  исследователей, специалистов в разных областях культуры, привлекает  любителей художественных текстов, вдохновляет мировой кинематограф и даже создателей компьютерных игр.

    По истории и культуре античной цивилизации существует обширная научная, справочная, исследовательская и популярная литература.
     Для изучения предложенной темы: «Римская культура периода империи» были использованы  исследовательские и справочные издания, как, например,  книга Ф.Ф. Зелинского «История античной культуры».  Изучен соответствующий раздел книги «Краткая история искусств» Н.А. Дмитриевой.  
Книга содержит богатый иллюстративный материал, который помогает составить представление об искусстве греческой и римской эпох.

    Большой популярностью в последние десятилетия у всех, кто интересуется античной цивилизацией, пользуется словарь-справочник «Словарь античности» – переводное издание одного из самых известных в Германии и других европейских странах словаря. Словарь-справочник написан авторским коллективом, насчитывающим свыше ста специалистов по античной истории и культуре.  

    Другие издания по изучаемой теме, как, например, книга Федоровой Е. В. «Люди императорского Рима», дает представление о частной жизни римских императоров, нравах, царивших в столице огромной империи и провинциях.  Представлена и частная жизнь рядовых римлян, которая находит отражение в произведениях литературы  эпохи римской империи. Это все списано с аннотаций к книгам!

Хронологические и географические границы периода римской империи, организация власти

    В течение своей истории  Рим прошел путь от небольшого поселения до государства с республиканским устройством на берегах Тибра, а потом стал хозяином всей Италии и, наконец, огромная держава поглотила все Средиземноморье, весь античный мир.

    Проследить этапы этих хронологических и географических перемен  позволяют разные источники, в частности, «Словарь античности» указывает, что «началом римской истории считается основание в италийской местности Лаций города Рима. Первые поселения возникли в 10- 9 вв. до н. э. на холмах Палатин, Эсквилин, Квиринал и Виминал. Город был основан в 753 до н. э. Ромулом. Предположительно к 8 в. до н. э. относится объединение поселений Эсквилина и Палатина; позднее к ним присоединились общины остальных холмов, образовав в результате Город на семи холмах (Septi-montium). Ядро городского поселения Рима составили латинские и сабинские деревни при определяющем влиянии греков и этрусков в политической и культурной областях. В 8 – 6 вв. до н. э. длился царский период, в течение которого завершился переход от первобытнообщинного общества к классовому строю. Появилось государство с присущими ему институтами, возникло рабство.

    Следующий этап римской истории – период  Республики (ок. 510 – 31 гг. до н.э.). В эпоху Республики государством  управляли ежегодно сменявшиеся регулярные или чрезвычайные магистраты; высшими государственными постами были должности двух консулов, избиравшихся сроком на один год, а высшим органом власти — римский сенат».

    За этот период во внешнеполитической жизни  Рим добился превосходства над соседними племенами и народами, а в позднереспубликанский период (287—31 до н.э.) захватнические  интересы Рима распространились уже за пределы Италии. В ходе нескольких войн  римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в западном Средиземноморье – Карфагеном и разрушили Карфаген. Одновременно началось завоевание восточного Средиземноморья. Вследствие завоевания обширных областей возросла военная и политическая мощь Рима.  Но управлять республиканскими методами римской державой,     вышедшей далеко за пределы Рима и Италии, стало невозможно. В этот период только диктатура могла гарантировать прочность власти господствующих классов и сдержать натиск рабов и неимущих свободных. Республика сменилась авторитарной формой власти – империей (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

    Раннеимператорский период, или принципат (31 г. до н.э. – 284 г. н.э.) был периодом единоличной власти и имел следующие задачи:

- обеспечивать господство класса рабовладельцев путем сдерживания угнетенных классов;

- отражать внешних врагов и вести агрессивные войны.

    После того как Октавиан в 31 г. до н.э. в битве при Акции победил Антония и Клеопатру, он сделался единоличным правителем Рима и, чувствуя необходимость в государстве  сильной личности,  принял на себя ряд высших должностей. В частности, он стал принцепсом сената и государства, т.е. «первым человеком в государстве». А в 27 г. до н.э. он путем изменения имени принял титул «Август», что означает «божественный».

    Как отмечают исследователи, «за время правления Августа сформировался бюрократический аппарат. Теперь чиновники несли ответственность перед императором. На особо преданных ему сенаторов возлагалась новая должность городского префекта, отвечавшего за соблюдение общественного  порядка. Персона самого императора охранялась преторианской гвардией. Городской плебс взамен реальных политических прав получил «хлеб и зрелища». Император Август издал в интересах рабовладельцев значительное число законов, предусматривавших более суровое наказание рабов и подчеркивавших различия между свободными и рабами. Внешняя политика преемников Августа, несмотря на отсутствие крупных захватнических войн, в целом носила агрессивный характер».

    При императоре Траяне (98–117 гг. н.э.) Римская империя достигла максимального территориального расширения. Как отмечает «Словарь античности», «в ее состав,  помимо Италии и островов Средиземного моря, входили Британия (современная Англия), Галлия (современная территория Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швейцарии, западная часть ФРГ), Верхняя Германия (территория современной Юго-Западной Германии), Испания, области к югу  от Дуная (современная Бавария, Австрия, Венгрия, Югославия, Албания и Болгария), Дакия (приблизительно современная Румыния), Македония и Ахайя (Греция), Малая  Азия, северная часть Аравии, территория  современной Турции, Ирана, частично Ирака, Грузии, Армении и Азербайджана, Сирии и Иудеи  (ныне часть Иордании, Сирии, Египта, Ливан и Израиль), кроме того, все побережье Северной Африки (большая часть  современных Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта)».

    При  расширении территорий экономическая политика вела к  систематическому подрыву хозяйства провинций.  Провинции были недовольны размерами взимаемых с них налогов, набором воинов во вспомогательные части. Эта политика привела к  восстаниям покорённых народностей.

    Следующая внешнеполитическая задача правящего класса была в том, чтобы отражать все усиливавшийся со 2 в. н. э. натиск парфян и различных германских племенных союзов. Начиная с Марка Аврелия, многие императоры пытались стабилизировать все более неустойчивое положение путем переселения побеждённых народностей на территорию Римской империи. Но народные массы, задавленные  гнетом государственной  машины, становились благоприятной почвой для заносившихся с Востока мистериальных культов (культы Исиды, Митры, сирийские и малоазийские религии). Именно в этих обстоятельствах окрепло, несмотря на многочисленные  репрессии со стороны государства, возникшее в 1 в. н. э. христианство, развившееся в мировую религию.

    Общий кризис, охвативший Римскую империю во 2-й половине 2 в., выражался в следующем:

- частой смене императоров;

- расширении выступлений масс;

- возрастании неспособности отражать военные нападения соседних племен и государств,

- временном  отпадении от Рима Галлии и Пальмиры, образовавших в результате недовольства римской центральной властью, самостоятельные государства.  

    Частая смена императоров, как отмечают исследователи, «характерна для пятидесятилетнего смутного периода, в течение которого Рим отчаянно отбивается от своих врагов, а императоры сменяются с ужасающей быстротой. Мелькают могучие личности Деция (249-251 годы), Валериана (253-260 годы) – всё напрасно, в 260 году империя разлагается, провинции объявляют своих полководцев императорами, так что таковых империя насчитывает тридцать («тридцать тиранов», как их насмешливо прозвали). Воссоединителями явились Клавдий Готический (268-270 годы), а в особенности Аврелиан (270-275 годы). После ещё двух энергичных правлений Проба (276-282 годы) и Кара (282-284 годы) империя могла считаться упорядоченной; ей была дана та форма восточно-монархической конституции, при которой она прожила на Западе свои два последних столетия».

    Следующий этап – позднеимператорский период, или  эпоха домината (284 –476 гг. н. э.). Император Диоклетиан пытался укрепить господство аристократии, однако и ему не удалось преодолеть общий кризис. С начала 4 в. христианская церковь стремится сдерживать народные массы. Гражданские войны и  многочисленные  выступления народа в 4 в. показали всю глубину упадка Римской империи. Средством противодействия упадку мыслилось разделение Империи на две части — Западную и Восточную. Это окончательно произошло после смерти Феодосия в 395. К 5 веку ситуация в Империи становится катастрофической.  Все чаще происходили нападения варварских племен, разграбление Италии и самого Рима.

    Исследователи отмечают следующую закономерность, «чем инертнее и слабее становился римский мир, тем активнее и сильнее становился мир варварский, в окружении которого Рим  находился постоянно и не чуждался контактов с ним. Но в условиях упадка империи этот процесс качественно изменился: если раньше варвар, попадая в Рим, вовлекался в сферу его культуры, то теперь в римской империи все пошло под откос, и римлянин стал опускаться до уровня варвара. Варварство постепенно, но успешно овладевало Римом изнутри. К началу V в. сами римляне превратились в варваров, облачились в шкуры и штаны, распустили длинные волосы, стали равнодушны к образованности и утратили гражданские чувства.
    Уже в IV в. большинство римских императоров по происхождению были варварами, а армия в основном состояла из варваров-наемников. В конце века империя разделилась на Западную и Восточную, а христианство стало государственной религией, так что храмы древних богов оказались в пренебрежении, и сами римляне начали их растаскивать для строительства церквей и жилищ».

    Падение Западной империи свершилось в 476 г., когда варвар Одоакр овладел высшей властью, но не пожелал стать императором, ибо это понятие превратилось в пустой звук.

    Варвары не разрушили Рим: три раза захватывая его в V в., они грабили и убивали население, но здания, как правило, не громили, а если бы даже и захотели это сделать, то перед их мощью дубины оказались бы бессильны.
    Античный Рим плавно погрузился в пучину варварства, а его величественные сооружения медленно рушились от века к веку, так как были предоставлены сами себе, и над их истреблением работало беспощадное время.
    Но даже всесильное время не смогло полностью уничтожить Вечный город.

    Низложение последнего западноримского императора Ромула Августула в 476 г. царем ругиев Одоакром считается, как правило, концом Западной Римской империи. Восточная Римская (Византийская) империя продолжала существовать вплоть до 1453 года.

Характерные особенности эпохи, нашедшие отражение

в частной и общественной  жизни римлян,

в науке и философии эпохи римской империи

    Частная, домашняя жизнь римлян в императорскую эпоху стала известна нам по историческим свидетельствам и литературным произведениям эпохи.  Она, как отмечают исследователи, особенно не изменилась в сравнении с предыдущим временем. Правда, всё более распространялось безбрачие и бездетность, против которых ещё император Август боролся законодательными мерами. Он учредил особые служебные привилегии для отцов не менее трёх детей. Но и это не изменило ситуацию. В сатирических произведениях этого периода встречается интересная фигура старого богатого холостяка, за которым ухаживают охотники за наследством. Более всего это было свойственно высшим сословиям в Риме и в некоторых других зараженных столичной распущенностью городах; прочая Италия сохраняет прежнюю здоровую семейную жизнь.

    Воспитание в эту эпоху растет и вглубь, и вширь. Формируется средняя школа из семи классов с преобладанием в каждом определенного предмета: 1 – грамматики, 2 – диалектики, 3 – риторики, 4 – музыки, 5 – арифметики, 6 – геометрии, 7 – астрономии. Этот тип  образования остается принят не только для следующей эпохи, но и для всего Средневековья; языком преподавания становится греческий на Востоке и латинский на Западе. Такую среднюю школу, или несколько, заводит каждый городок. Центры высшего образования на Востоке тоже умножаются, и к ним присоединяются такие же на Западе, с казенным вознаграждением для «профессоров», как их начинают называть. В Риме такой университет основывает Веспасиан.

Наивысшего развития образование достигло в бурном 3 веке.  На территории тогдашней римской империи образование стояло на такой высокой ступени развития, на которой оно вновь окажется лишь в 19 веке.

    В одежде сохраняется прежний обычай – хитон и плащ на греческом Востоке, туника и тога в Риме и всюду, куда проникает римское гражданство. Но именно как символ римского гражданства тога становится чем-то вроде формы; ее с гордостью носят простолюдины, чтобы их сразу отличили от  рабов, но люди верхних слоев общества ограничивают ее ношение парадными случаями, а в домашнем обиходе предпочитают ей более легкую одежду греческого покроя. В 3-4 веках происходит коренная реформа в римской одежде, устранившая ее античный характер и подготовившая средневековый (dalmatica вместо тоги). Со времени императора Адриана вновь возникает обычай отпускать бороду.

    В похоронах тоже произошла важная реформа. Из двух конкурирующих форм (сжигания и погребения) во 2-3 веках вторая в зажиточных классах берет верх над первой. В связи с этой реформой воскресает забытый саркофаг – прямоугольный, большей частью мраморный гроб с такой же крышкой; он часто покрывается рельефами либо со всех сторон (греческая форма), либо только спереди (римская форма), изображающими мифологические или бытовые сценки. Для бедноты, напротив, заводятся коллективные гробницы, часто ради дешевизны, подземные, причем каждый получает маленькое помещение для урны, заделываемое дощечкой с надписью и круглым отверстием для поминальных даров; эти отверстия рядами друг над другом давали гробнице сходство с голубятней , почему она и называлась columbarium. В особом положении были христианские общины тех времен, которые чаще всего хоронили своих покойников в подземных, соединенных ходами пещерах – катакомбах.

    Общественная жизнь различалась в Риме и провинциях. По мнению исследователей, «Рим находился под влиянием императора и его двора. Императорский двор был  в увеличенном масштабе домом вельможи республиканских времен; личный штат императора, который он подчинял своим отпущенникам – управляющим его личным имуществом, отделом прошений, отделом письмоводства, штатом прислуги, – развился  из соответственных учреждений в богатых республиканских домах. Но фактическое положение дел повело к тому, что эти должности получили государственное значение; это в 1 веке имело последствием возмутительное хозяйничание отпущенников (при Клавдии отпущенники Нарцисс и Паллант были могущественнее всех проконсулов и префектов вместе взятых), а во 2 веке подсказало разумным императорам решение назначить на эти придворные должности лиц всаднического сословия. Император учредил «друзей» и «спутников», которых он приглашал в свой государственный совет, а также и к обеду. Отдельно, хотя подчас еще ближе к его особе, стояли придворные философы, воспитатель наследника, медик, астролог и – шут. Затем – знак отличия, которым император  одаривал этих своих друзей, – поцелуй. А затем и обычай воспитывать детей этих друзей в особой придворной школе – пажеском корпусе.

    Важную роль в общественной жизни Рима играл нобилитет, или сенаторское сословие. Особо ценились древность рода и та величавость и изящество обращения, которых ни за какие деньги купить нельзя и обаянию которых охотно подчинялись впечатлительные в этом отношении умы римлян. Число знатных домов с таким же, хотя и количественно меньшим штатом, как и императорский, было довольно велико, и они на приемах, праздниках, выездах развивали, каждый в размере своих средств, очень значительный блеск. Конечно, эта столичная жизнь способствовала распространению праздной хлопотливости и поддерживала характерный для Рима класс людей, бегавших с одного приема на другой, боявшихся упустить какую-нибудь великосветскую свадьбу или похороны, вечно занятых и, в сущности, ничего не делающих».

    Важную роль в провинциях играли всадники, второе из римских сословий. Это были свободнорожденные граждане, имевшие соответственный ценз (четыреста тысяч сестерциев) и прослужившие некоторое время в войске офицерами.

    Очень разнообразным был состав третьего сословия, охватывавшего, кроме свободнорожденных граждан, также и отпущенников, и в обеих категориях – представителей всевозможных земледельческих, промышленных, торговых, научных и художественных профессий вплоть до нищих, которых, особенно в Риме, было очень много. Они жили цеховой жизнью, очень деятельной и подчас шумной; каждое такое сообщество объединялось культом какого-нибудь божества, имело свои праздники, свои членские взносы, уставы, своих председателей, патронов и патронесс и обеспечивало своим членам, кроме ряда развлечений при жизни, еще и соответствующие похороны.  

    В особом положении находились отпущенники, которым никакой ценз не открывал доступа во всадники. Их честолюбию была дана отдушина в учреждении ордена августалов, то есть почитателей обоготворенного Августа. Они играли немалую роль в общественной жизни муниципиев и провинций, и быть «севиром» (то есть членом управы) местной коллегии августалов стало высшей целью жизни разбогатевших отпущенников. Император Марк Аврелий издал первый табель о рангах для обоих привилегированных сословий.

    В экономическом отношении раннюю империю Зелинский Ф.Ф. называет  «эпохой расцвета античного мира». Это связано с тем, что «очень разветвленная система больших торговых дорог соединила между собой все концы вселенной, не менее оживленными были и морские сообщения. Разветвление и безопасность  путей сообщения повели и к развитию туризма как такового, то есть путешествий частных лиц из любознательности и жажды разнообразных ощущений. Промышленность сильно специализируется в зависимости от возросшей изысканности жизни. При этом коренные вопросы морали интересуют все слои общества. Богатые люди приглашают к себе домашних философов в качестве руководителей совести и воспитателей своих детей; бедные довольствуются посещением публичных лекций и собственными беседами, беднейшие жадно прислушиваются к уличным проповедникам или составляют благодарную аудиторию какого-нибудь смышленого раба из хорошего дома, пересказывающего им то, что он подслушал на уроках своих барчуков. Сама философия, идя навстречу потребностям общества, оставляет в стороне физические и даже логические вопросы и сосредоточивается на этике. Это сглаживает различия между школами и ведет к процветанию эклектизма, особенно на римской почве. В остальных областях профессора довольствуются университетским толкованием сочинений классических философов. Результатом этой деятельности являются, с одной стороны, объемистые, но ценные комментарии на философов, особенно Платона и Аристотеля, с другой – сборники их биографий и кратких характеристик их учений, из которых сохранился чрезвычайно ценный, ввиду утраты стольких оригинальных сочинений, сборник Диогена Лаэртского».

Литература эпохи империи

как отражение духовной культуры римлян

    Литературное наследие античности состоит из двух частей: греческой и римской литературы. Под римской  литературой понимается латинская  литература античности. Для нее характерно глубокое влияние греческой  литературы.  Как отмечают  филологи, изучающие античное наследие, «в литературе, как и в остальных областях, греки с 3 в. до н. э. стали для своих победителей учителями и образцами. Римляне заимствовали литературные жанры, формы и сюжеты, переводили и обрабатывали греческих  авторов или подражали им. При всей своей зависимости они создавали, однако, произведения, отражавшие душевный склад человека римского  общества».  Римская литература прошла следующие этапы развития:  

-  долитературный период;

- архаический период;

- литература периода республики;

- литература римской империи.

    Литература римской империи начинается с «золотого века» императора Августа. Августовская эпоха (40 г. до н.э. – 14 г. н.э.) стала кульминацией римской поэзии. Литература этого периода развивалась под знаком восстановления мира и порядка после долгих лет кровавых гражданских войн. Принцепс Август прославлялся как спаситель и восстановитель государства. Вновь оживились представления об основных ценностях римского народа.

    Первыми на требования эпохи откликнулись поэты, прежде всего Вергилий и Гораций, в творчестве которых римская поэзия достигла классического совершенства. Август, понимая значение поэзии для своей политики, всесторонне ей покровительствовал. Его ближайшими помощниками в этом  выступали такие деятели, как Меценат и Мессала, которые объединили вокруг себя литературные  круги и  оказывали поэтам широкую поддержку. В это время расцвела римская элегия. Ее представителями были Тибулл, Проперций и Овидий.

    В элегиях Тибулла мечты о подвигах, воинской славе, о бурной общественной деятельности сменились желанием покоя, мирного счастья под ясным деревенским небом, рядом с милой женой, желанием радостного и непритязательного крестьянского труда.  Основной темой элегий Проперция была любовь. И Овидий вошел в мировую литературу как певец любви, той «страсти нежной», которую, по определению Пушкина, «воспел Назон».

    Ведущим прозаиком августовской эпохи был историк Ливий, прославлявший древнеримскую доблесть и величие. Сам Август рассказывает о своей деятельности в автобиографии.     

    1 век  характеризует «серебряная латынь». В это столетие римская  литература носит подражательный характер. На развитии поэзии и прозы сказывается возрастающее влияние риторики.  В эпоху Августа преобладало положительное отношение писателей к императорской власти, теперь оно совершенно исчезло. Историческая  обстановка располагала к сатирическому  изображению действительности. Продолжателем стихотворной сатиры стал Ювенал, а сатирическая смесь прозы и стихов возникает  в творчестве Сенеки и Петрония.

    Сатирическое  изображение нравов составляет главное содержание эпиграмм Марциала. Жанр басни ввел в римскую  литературу вольноотпущенник Августа Федр. В его творчестве басня превратилась в средство злободневной критики. Единственный пример полностью дошедших до нас римских  трагедий представляет собой творчество стоика Сенеки, который изображал пагубность разнузданных страстей. Помимо трагедий, Сенека был автором сочинений по нравственной  философии, влияние которых выходит  далеко за пределы его эпохи. Впечатления от тиранического правления Домициана сохранились в описании римского историка Тацита, создавшего мрачные картины императорского времени. Красноречие постепенно вырождалось, тем не менее в это время творил крупнейший теоретик римского  красноречия Квинтилиан; одним из его учеников был Плиний Младший, автор литературных  писем. Расцвета достигла специальная  литература. Это были труды врача Цельса, энциклопедиста Плиния Старшего, географа Помпония Мелы, теоретика сельского хозяйства Колумеллы и пр.

    2 век считают относительно спокойным. В это время процветала смешанная греко-римская  культура. Образованные люди были, как правило, двуязычны. В  провинциях  Западной Империи, прежде всего в Африке, появились собственные центры образования и культуры. В этот период, однако, римская  литература, не считая специальных  сочинений, не дала никаких выдающихся произведений. Чрезвычайно сильным было влияние риторики. Самым ярким литературным явлением этой эпохи оказался африканец Апулей, автор романа «Метаморфозы», или «Золотой осел». Из дошедших до нас произведений Светония самым значительным произведением являются биографии первых двенадцати императоров. Книга «Жизнь двенадцати цезарей» стала в веках  источником информации о жизни  римской империи.

    Наивысшего расцвета во 2 в. – 1-й пол. 3 в. достигает  римская  юриспруденция, положившая начало мировой юридической практике.  

    3–4 века исследователи называют «кризисной  эпохой». Историки литературы отмечают, что «в  3 в. литературное творчество приходит почти в полный упадок. Только некоторая стабилизация общества при Диоклетиане и его преемниках привела римскую литературу к новому относительному подъему в 4 в. Между тем общественные предпосылки литературного процесса претерпели в это время существенные изменения. Наметившееся отчуждение между восточной и западной частями Империи становилось все более заметным; знание греческого языка в ее западной части постепенно угасало. Определяющим элементом стала христианская литература, перешедшая в конце концов на латинский язык. Христианские авторы заимствовали нормы языческой литературы и трансформировали их в соответствии с новыми потребностями. Языческих поэтов и мыслителей вскоре стали рассматривать как предшественников откровения истины о спасении и предоставлять им собственное место в системе образования, пусть даже подчиненное. Крупнейшими римскими христианскими писателями были Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, Арнобий, Лактанций, Амвросий, Иероним и глубочайший христианский мыслитель Запада Августин, чье богословие и философия истории оказали сильное воздействие на мысль последующих эпох.

    Значительных высот достигла языческая литература 4 в. в творчестве поэта Клавдиана и историка Аммиана Марцеллина. Центром литературного образования становится Галлия, блистательнейшим поэтическим талантом которой был Авзоний. Вдохновенным прославлением величия Рима проникнута поэзия уроженца Галлии Рутилия Намациана».

    Кроме художественной, исследователи отмечают «важную роль в 3 – 5 столетиях специальной литературы, которая была ориентирована на потребности школы. Известными грамматиками были Донат и Присциан. В педагогических целях сведения из различных областей знания собирались в энциклопедии, антологии и краткие переработки.

    Для монастырских нужд Кассиодор написал пособие, включающее элементы духовных и мирских наук. То обстоятельство, что Кассиодор побуждал монахов переписывать сочинения языческих писателей, имело немаловажные последствия: таким образом в средние века были сохранены творения многих нехристианских авторов. В конце своего существования римской литературе удалось еще раз создать произведение мирового масштаба — «Утешение в философии» Боэция.

    Законченную, пережившую века форму римское  право приобрело в составленном в Константинополе по приказу восточно-римского императора Юстиниана огромном собрании, названном позднее Сводом гражданского права».

    Влияние римской литературы на средневековую, новолатинскую и национальные литературы Европы глубоко и многообразно.

Особенности искусства эпохи римской империи

    Ведущими особенностями римского искусства, начиная со 2 в. до н.э., исследователи называют  «заимствования и избирательное использование компонентов древнеиталийского, этрусского и греческого  искусства».  Это  находится в соответствии с римским  функциональным  мышлением. Такие  особенности  характерны  для искусства Римской республики и Римской империи.

    Когда Рим достиг превосходства над Италией, первоначальное пренебрежительное отношение римлян к искусству переменилось. В Южной  Италии стало широко распространяться греческое  искусство.

    В раннереспубликанский период архитектура Рима была связана с его политическим развитием. Об этом  свидетельствуют даты основания известных храмов:

- 497 до н.э. – храм Сатурна;

- 495 – храм Меркурия;  

- 484 – храм Диоскуров;

- 366 – храм Конкордии (возведен в честь окончания внутриполитических распрей).

    После того как Римская республика стала главенствующей державой Средиземноморья, в новой политической ситуации, как отмечают исследователи,  «возникло и новое отношение к искусству как средству прославления римского могущества. Развитие римского искусства представляло собой синтетическое слияние характерных черт захваченных  римлянами произведений, работ художников, прибывших из Греции и с эллинистического  Востока, и собственно римских  творений. Этот процесс достиг высшей точки во 2 в. до н. э.».

    В искусстве обозначаются два основных направления:

-  во-первых, привилегированное, официальное искусство;

- во-вторых, искусство, которое служило «эстетизации личной жизни ввиду общего утончения нравов».

    Историки искусства отмечают влияние функционального мышления римлян на своеобразие их  искусства.   

    Отсюда те характерные именно для римлян области, в которых они добились наивысших достижений:

- постройки целевого назначения (создание фасадной техники, строительство по строгому архитектурному плану),

- портрет,

- исторический рельеф,

- интерьер,

- стенные росписи.

    Исследователи отмечают очевидное влияние «в разбивке городов (Баальбек, Пальмира, Тимгад) характерного для греков сетчатого плана и этрусских ритуальных представлений о необходимости соответствия двух главных улиц направлениям на стороны света, об устройстве ворот и городской стены. Кроме того, среди разнообразных (религиозных, политических, экологических) факторов, определявших облик общественных зданий, в постройках форума (храмы, курия, базилика) проявляется трезвая римская  целесообразность. Заимствованные из Греции, с эллинистического Востока и у этрусков строительные приемы и архитектурные типы были усовершенствованы и соответствующим образом переосмыслены в их новой функции».

    Общеизвестно, что водопроводы появились в Древнем Риме. А с развитием техники арочного строительства и возведения сводов появились и  каменные мосты как составные части высокоразвитого уличного строительства. Арки использовали при строительстве акведуков, водопроводов, которые доставляли в Рим и другие города Империи чистую воду из горных источников. Если на пути водопровода встречались реки или овраги, строители воздвигали аркады, которые поддерживали водопроводный канал. Первый водопровод появился в Риме еще в IV веке до н. э., а к III веку н. э., когда население столицы превысило миллион человек, город имел одиннадцать акведуков.

    Лучше других акведуков сохранился Гардский мост, построенный в I веке в римской провинции Галлии и снабжавший питьевой водой город Ним. Общая длина водопровода составляла 50 км, но от него осталась лишь трехъярусная аркада, проходящая над долиной реки Гар, она имеет 273 м в длину и 49 м в высоту. Смелый замысел создателей акведука потребовал высокой строительной техники.

    Гардский мост - идеальный образец кладки из тесаного камня. Блоки известняка тщательно пригнаны один к другому без связующего раствора. Особую сложность представляла кладка арок. Их пролеты достигают 20 м, а центральная арка, соединяющая берега реки, имеет пролет в 24,4 м. Величественный акведук составляет единое целое с окружающим пейзажем. В нем заключена присущая римскому зодчеству целесообразная красота инженерной конструкции, четкая и строгая логика архитектурной мысли.

    Римляне высоко ценили свои архитектурные сооружения, но особенно гордились акведуками. Инженер Фронтий, заведовавший водоснабжением Рима в начале II века, утверждал, что "акведуки - главное свидетельство величия Римской империи".

    Форму арки римляне использовали и для создания триумфальных памятников, прославляющих победы полководцев и императоров. Одна из лучших триумфальных арок была воздвигнута над священной дорогой, ведущей на Римский форум, в 81 году в память о победе императора Тита над восставшей Иудеей. Сложенная из мрамора арка высотой в 20 м служила постаментом для бронзовой скульптурной группы, которая изображала императора и сопровождающую его богиню победы на колеснице,  запряженной четверкой лошадей. Высокий пьедестал, на котором стоит арка, и четыре стройные полуколонны с изящными капителями на ее фасадах, подчеркивают благородную красоту памятника. Над пролетом арки высечена посвятительная надпись, которая говорит, что сенат и римский народ воздвигли арку божественному императору Титу. Широкий пролет арки украшали рельефы с изображениями триумфального шествия императора Тита. На одном из них - император, едущий на колеснице, на другом - римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. В арке Тита достигнуто единство прекрасного архитектурного образа и скульптурных украшений, раскрывающих историческую значительность события.

В качестве специфических римских построек можно назвать следующие:

- трехнефная базилика — помещение для судебных заседаний, торговли и народных собраний (этот тип здания в средние века стал определяющим элементом европейского церковного строительства);

- амфитеатр для гладиаторских игр и звериной травли, сооружавшийся на открытом месте по эллиптическому плану (амфитеатр Флавиев, т. н. Колизей);

- наконец, термы – роскошно устроенные купальные залы с плавательными бассейнами, комнатами отдыха и проведенным под полом отоплением; подобных гигантских терм в императорское время в Риме насчитывалось 11.

    Обратимся к самым знаменитым постройкам Рима.

    С высокой степенью технического и художественного совершенства было воздвигнуто последнее крупное сооружение Рима — базилика императора Максенция (около 310 г). Это судебно-административное учреждение, в котором протекала деловая жизнь города, превосходило все более ранние базилики своими колоссальными размерами и безупречностью конструктивного решения.

    Прямоугольное здание имело 100 м в длину и 76 м в ширину. Архитектор решил создать перекрытие над огромной площадью в 6000 кв. м и использовал для этого различные типы сводов. Внутри базилика делилась на три нефа, центральный имел 35 м в ширину, столько же в высоту и был перекрыт, как в термах Каракаллы, трехпролетным крестовым сводом, чей вес равнялся 7000 тонн.

    Этот свод поддерживали восемь мощных столбов, к которым примыкали монолитные двадцатиметровые колонны, и зрителю казалось, будто они несут тяжесть свода. Центральный зал был значительно выше боковых, и в его продольных стенах, под самыми сводами, прорезали окна.

    Каждый из боковых нефов включал три помещения, связанные между собой большими арочными проемами. Оси этих помещений были перпендикулярны оси главного зала, а их цилиндрические своды высотой 24,5 м были украшены кессонами, которые подчеркивали громадные размеры здания.

    Конструкция стен и сводов представляла типичный для Рима кирпично-бетонный монолит. Базилика Максенция с ее симметрично организованным внутренним пространством, с ее залами, поражавшими своим необъятным величием, послужила образцом для христианских базилик средневековья. Даже сейчас, когда сохранился только северный неф опоры центрального зала и контрфорсы над ними, здание является одним из самых грандиозных памятников античного Рима.

    Римская архитектура достигла в эпоху Империи своего высочайшего расцвета. Ее технические и композиционно-художественные открытия сыграли огромную роль в истории мирового зодчества. Опыт строителей Рима использовали архитекторы Европы вплоть до XIX века.

    Императоры Рима соперничали друг с другом, возводя ансамбли площадей, административные здания и зрелищные сооружения. Писатели сообщают, что император Август, получив Рим кирпичным, оставил его мраморным. По словам Витрувия, Август хотел, «чтобы величие империи приумножалось и возведением великолепных общественных зданий».

    Поэт Овидий на рубеже нашей эры говорил о золотом Риме, владеющем сокровищами всего мира. Другой писатель утверждал, что Рим «привлекал к себе взоры всех богов и людей». В IV веке Клавдиан был вправе сказать, что «небо не взирает ни на что более величественное, ничей взгляд не охватывает ширины Рима, никакой ум не постигает его красоты и ни одни уста не могут выразить достойной его хвалы». Эти высказывания современников относятся, прежде всего, к архитектурному облику города.

    Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала «хлеба и зрелищ», императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Самый большой из них был сооружен в Риме в 75-80 годах и в середине века получил название Колизей от латинского слова «колоссеум» (колоссальный). Он представлял гигантский овал (188 х 156 м). Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных блоков травертина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Воспринимаемые с разных точек зрения, они создают богатую светотеневую игру, оживляющую фасад.

    Суровый ритм бесконечно повторяющихся аркад придает зданию величественность и монументальность. Столбы, которые служат опорой арок, украшены полуколоннами, утратившими свое конструктивное значение и сохранившими характер архитектурной декорации. В первом ярусе к столбам приставлены полуколонны дорического ордера, во втором - ионического, в третьем - коринфского, гладкую стену четвертого яруса расчленяют коринфские палестры. Между пилястрами выступают по три кронштейна, опоры для мачт, на которых был натянут огромный составной тент для защиты зрителей от солнца. Полуколонны отделяют один ярус от другого и подчеркивают высоту стен. Ордерная аркада, использованная в Колизее, стала важнейшей композиционной формой римской архитектуры.

    Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов. Амфитеатр сильно пострадал от пожаров и землетрясений. На протяжении многих столетий средневековья он служил каменоломней, где выламывали блоки для строительства дворцов и церквей.

    Планировка Колизея отличается продуманным и четким расчетом. Композиционное построение фасадов наглядно передает внутреннюю конструкцию сооружения. Ярусам стены соответствуют пояса сидений внутри амфитеатра. Основу грандиозного амфитеатра составляют восемьдесят радиально расходящихся стен, сложенных из туфа и бетона. Они образуют клетки для лестниц, ведущих на верхние ярусы, и служат надежной опорой бетонных сводов, которые поддерживают места для зрителей. Многотысячная толпа зрителей входила в Колизей через восемьдесят арок нижнего яруса и попадала в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене Колизея. Четыре из них предназначались для зрителей, а пятая, роскошно отделанная мрамором и мозаиками, - для гладиаторов. Кольцевые галереи повторялись в двух верхних ярусах и служили местом отдыха для зрителей или убежищем на случай грозы. Рационально устроенная система входов, лестниц и галерей позволяла быстро заполнить или освободить амфитеатр.

    Центр Колизея занимала площадка, на которой происходили гладиаторские бои и травля зверей. Ее деревянный пол посыпали песком, по-латыни "арена", отчего площадка получила свое название. В помещениях под ареной находились клетки для зверей, комнаты для раненых и убитых гладиаторов, а также водопровод. С его помощью арену затопляли водой, и на ней разыгрывались морские сражения. Размеры арены позволяли одновременно выпускать до трех тысяч пар гладиаторов. Над ареной поднимался подиум - широкая площадка, где стояли мраморные кресла для сенаторов, в особой ложе сидел император. Далее шли три яруса каменных скамей, облицованных мрамором. Еще выше располагались ряды деревянных сидений и галерея, где стояли зрители. Колизей вмещал около пятидесяти тысяч человек. Римский поэт Марциал называл его чудом света.

    Неотъемлемой частью городской жизни в Римской империи были общественные бани — термы. В Риме к IV веку насчитывалось двенадцать больших императорских терм и сотни частных бань. Они служили местом отдыха и развлечений. Посещение терм входило в повседневную жизнь римлянина.

    До наших дней сохранились грандиозные руины терм, построенных в правление императора Каракаллы, в 211—216 годах. Они занимали площадь в одиннадцать гектаров. Главное здание стояло на обширной искусственной террасе. Со всех сторон его окружал тенистый парк с аллеями и цветниками в нем был устроен стадион с трибунами для зрителей и отдельные здания для библиотек, музыкальных и литературных концертов. В главном здании терм по центральной оси располагались открытый бассейн с холодной водой, величественный парадный зал площадью в 2700 кв. м, теплая баня и круглая парильня. Справа и слева от оси главных помещений находились вестибюли, залы для раздевания, глубокие бассейны и открытые перистильные дворы, где занимались гимнастическими упражнениями. Для перекрытия больших помещений строители использовали своды.

    Парадный зал, богато украшенный мозаиками, позолотой и мраморными статуями, был перекрыт тремя мощными крестовыми сводами, опорой которым служили восемь огромных столбов. Обширные залы, покрытые сводами, сменялись один за другим, образуя единое внутреннее пространство. Решение этой проблемы с помощью сводчатых покрытий - одно из выдающихся проявлений инженерного таланта римлян.

    Парадный зал терм был залит солнцем и светом, который падал сквозь круглые проемы и высоко расположенные застекленные окна. Стены зал украшали плиты разноцветного мрамора. В термах могло одновременно находиться до 1600 человек.

    С замечательным искусством спланирована система водоснабжения и потения в термах. Вода поступала из специального водопровода и отстаивалась в больших цистернах. Канализация позволяла в несколько минут менять воду в любых бассейнах. Горячий воздух от подземных печей распространялся по трубам и отопительным ходам, устроенным в полах, стенах и сводах банных помещений, от него согревалась вода в бассейнах. Термы Каракаллы справедливо считались одним из чудес Рима.

    Стремление продемонстрировать  мировую мощь Рима выразилось в следующем:  

- новой отстройке старого Римского форума;

- в новом монументальном строительстве: императорские форумы и святилища.

    С именем архитектора Аполлодора, создавшего форум Траяна, связан, как думают некоторые ученые, и другой выдающийся образец римского зодчества — Пантеон императора Адриана, построенный в 120-125 годах. Его название обозначает в переводе с греческою «храм всех богов». Пантеон - круглое в плане здание, перекрытое куполом. В нем проявились техническое мастерство и художественная выразительность римской архитектуры. Сооружение купола было крупнейшим достижением античного инженерного искусства.

    Круглая стена здания толщиной в 6,2 м стоит на массивном фундаменте, она выполнена в кирпично-бетонной технике. Внутри стены оставлены пустоты для облегчения ее веса. Восемь массивных опор пилонов, соединенных между собой строго продуманной системой кирпичных арок, поддерживают купол. Он, как и стена, сложен из горизонтальных слоев бетона.

    Для прочности конструкции купола наружная стена возведена на один ярус выше внутренней, на которую опирается купол. Массив стены как снаружи, так и внутри здания искусно скрыт плитами облицовки. Наружная часть здания была покрыта белой штукатуркой, а купол — позолоченной бронзой.

    Композиция Пантеона удивительно проста. Строгий портик с колоннами, высеченными из монолитных глыб красного гранита, украшает его фасад. Колоннада портика отличается монументальным величием.

   Высота здания достигает 42,7 м, а диаметр грандиозного купола составляет 43.2 м. В Пантеоне бетонный пол облицован сверху мраморными плитами, а стена разделена на два яруса: нижний украшают лоджии с коринфскими колоннами и глубокие ниши, где в древности стояли статуи, верхний был расчленен пилястрами из драгоценного цветного мрамора, которые в XVIII веке были заменены современными украшениями.

С непревзойденным совершенством решил зодчий проблему внутреннего пространства в Пантеоне. Оно поражает необычайной цельностью и гармонической красотой. Эти качества достигнуты благодаря ясной логике архитектурного замысла и прекрасно найденной соразмерности пропорций.

    Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Купол изнутри представляет точную полусферу, он украшен пятью рядами кессонов. Этим архитектор достигает впечатления сравнительной легкости. Перспективно уменьшающиеся кессоны создают ощущение необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства. Сквозь девятиметровое отверстие в центре купола в храм льется поток света. Вплоть до конца XIX века купол оставался непревзойденным по своей величине, а сам Пантеон в течение столетий служил образцом здания, перекрытого куполом.

    Эти архитектурные ансамбли достигали     требуемого эффекта, по замечанию специалистов,  «благодаря великолепию и размаху планировки комплексно организованного пространства, чему способствовали замкнутая композиция при осевой симметрии и направленности перспективы на одну точку (как правило, храм), а также усовершенствованная фасадная техника. Грандиозности сооружений соответствовало декоративное оформление площадей и зданий символически-репрезентативными статуями и рельефами триумфальных арок (арки Тита и Севера) и монументальных колонн (колонны Траяна и Марка Аврелия), имевших пропагандистское или конкретно-историческое содержание».

    Исторический рельеф как род искусства является изобретением самих римлян и выражает трезво-реалистический характер римского мировоззрения в простых изображениях битв, военного быта, оружия и утвари. Даже помимо исконно римских произведений, в той части архитектуры, где отчетливо прослеживается влияние этрусских и греческих  образцов, римской архитектуре все же удавалось отстаивать свою самостоятельность путем новых комбинаций строительных элементов и применения аллегорически насыщенных  рельефных украшений: таков, например, алтарь Мира.

    В скульптуре, служившей декоративным целям, господствовало простое копирование, подражание и переработка греческих шедевров. Страсть к коллекционированию и любовь к украшательству превратили Рим в музей греческого искусства.

    Творческое преображение претерпел на римской почве жанр портрета. Специалисты видят «заслугу римлян  в синтезе уже существовавших чужих достижений  (экспрессивности этрусков и свойственного искусству позднего эллинизма неприкрашенного, но несколько идеализированного образа человека) с  реалистическим психологизмом римского взгляда на мир. В отличие от претензии греческого портрета на типизацию в римском портрете всегда  передается конкретная индивидуальность.  

    Это наблюдается как в изображении заслужившего уважение соотечественников гражданина или члена семьи в республиканское время, так и в портретах императора или членов правящего дома в императорскую эпоху.

    Поскольку развитие римского  портрета было cвязано с культом предков политически значимых семейств, важную роль в становлении этого вида искусства сыграли восковые маски умерших. Несмотря на все изменения в манере выражения и в стилистических  средствах, римский  портрет всегда оставался верен реализму. На смену реализму республиканского времени, не стеснявшемуся грубости и даже безобразия (если они являются отличительной чертой индивидуума), противопоставлявшему греческой идеализации внутреннее напряжение умственного  и физического труда, пришел августовский классицизм с его сильным греческим влиянием, который выразился  в греческих типах статуй с римскими портретными головами. Для портретов эпохи Флавиев характерна изощренная скульптурная техника с частым использованием сверла».

    Портреты, созданные в эпоху правления Флавиев (70—90-е гг. н. э.) отличаются подчеркнутой выразительностью. В неповторимо своеобразном облике человека скульпторы раскрывают основные, сложившиеся под воздействием жизненного опыта и окружающей среды качества характера.

    С подлинным реализмом запечатлел мастер облик императора Веспасиана. Скульптор правдиво изобразил крупную, тяжелую голову императора, покрытый морщинами лоб, неприятный сверлящий взгляд маленьких, глубоко посаженных глаз, большие уши, характерный рисунок рта, массивный подбородок и жилистую шею.

    Черты лица Веспасиана схвачены с такой остротой, что в них ясно проявляется индивидуальность императора и его характер. В выражении лица чувствуется твердая воля, настойчивость и деловитость, которые сочетаются с практицизмом и хитростью умного хозяина. Происходивший из семьи откупщика по сбору налогов, Веспасиан не думал о том, чтобы замалчивать или приукрашивать свое прошлое. Придя к власти в момент, когда римская казна почти опустела, император упорядочив управление провинциями и сократил расходы двора. Веспасиан торговал должностями и продавал за деньги судебные приговоры, его девизом стало циничное выражение "деньги не пахнут". Ему было свойственно едкое остроумие: чувствуя приближение смерти, Веспасиан обратился к приближенным и, намекая на обычай посмертного обожествления императоров, произнес: «Увы, я, кажется, становлюсь богом».

    Свидетельства историков в полной мере подтверждают ту глубокую и точную характеристику императора, которую дал талантливый мастер в скульптурном портрете Веспасиана.

    В поисках жизненной правдивости скульпторы эпохи Флавиев не останавливаются и перед разоблачением самых низменных качеств в человеческой натуре. В бронзовом бюсте богатого вольноошущенника из Помпеи Луция Цецилия Юкунда (70-е гг. н. э.) мастер передал асимметричное лицо пожилого человека с покатым лбом, обрюзгшими щеками и отеками под глазами. Награвированные волосы словно прилипли к голове, широко раскрыты жадные проницательные глаза, на губах застыла недобрая ухмылка.

    Шероховатая дряблая кожа, бородавка на щеке и тонкие оттопыренные уши поражают своим уродством. Выразительность портрета достигает степени гротеска. В доме Юкунда были обнаружены многочисленные расписки должников, он занимался ростовщичеством, выдавая деньги под проценты. Сама жизнь наложила неизгладимый отпечаток на лицо этого человека, который, используя выражение писателя Петрония. «вырос из ничего» и был преисполнен уважения к себе за то, что добился высокого положения собственными усилиями. Трезвый расчет и всепоглощающая страсть к наживе составляют основу его отношения к жизни. Для такого человека, говоря словами сатирика Ювенала, «священней всего — величие денег».

    Раскрывая в чертах лица характер разбогатевшего вольноотпущенника, скульптор создает глубоко правдивый и выразительный художественный образ.

    С 3 в. римский портрет постепенно теряет классические формы; для искусства поздней античности исследователи считают типичным «линейное оформление и  одухотворенно-трансцендентальные способы выражения».

    Под влиянием раннехристианского искусства совершился переход к средневековым изображениям святых. Таким  образом, римский портрет на всех этапах своего развития отражал духовную позицию и социально-политическую ориентацию правивших в Риме классов. Поэтому развитие римского портрета находится в столь очевидном соответствии с социально-историческим процессом в Римской империи.

 

    Расписанный архитектурный фасад явился гениальнейшим  из римских  достижений. Оформление интерьера общественных зданий и частных домов давало богатые возможности для развития стенной живописи. Уже в течение 1 в. до н. э. древнеиталийский дом с атриумом постепенно вытесняется греческой  перистильной постройкой, которая преобразовалась в римскую виллу – сочетание архитектуры, скульптуры, живописи и природы (сады). Этот тип здания стал оригинальным вкладом римлян в историю архитектуры.

    В I веке до н. э. росписи становятся более сложными. Художники изображают на стенах архитектурные детали - колонны, карнизы, пилястры и капители. Появляются и большие многофигурные композиции.

    Один из лучших образцов живописи I века до н. э. - росписи в роскошной загородной вилле близ Помпей, которая благодаря сюжету фресок получила название виллы Мистерий. Развернутая на стенах композиция представляет сцены таинств, связанных с культом бога вина Диониса. Художник изобразил двадцать девять фигур почти в натуральную величину, они объединены в отдельные группы, которые четкими силуэтами выступают на красном фоне стены.

    Кроме мифологических персонажей — Диониса, его супруги Ариадны, сатиров и силенов — перед зрителем проходят образы участников мистерий. Особенно выразительна сцена, где грозная крылатая богиня замахнулась длинным хлыстом на коленопреклоненную девушку. Закрыв лицо руками, девушка припала к коленям сидящей женщины. Ее темно-коричневый плащ оттеняет золотистый тон нежного тела.

    Рядом с этой группой - обнаженная танцовщица с ударными инструментами в руках, а за ней девушка в темно-лиловом плаще. На фоне этого плаща выделяется сильная и стройная фигура танцовщицы. С удивительным мастерством художник передал сложное движение танцовщицы, ее легкую и гибкую грацию. Золотисто-желтый шарф гармонирует с розовато-золотистыми тонами тела девушки.

    В колорите фрески ощущается изысканный декоративный вкус живописца: желтые и зеленые тома органично сочетаются с сиреневыми, пурпурными и темно-лиловыми. Фон стены подчеркивает ясность и звучность красок.

    В I веке н. э., в эпоху Римской империи, на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Иллюзорно написанные далекие колоннады, галереи и портики как бы раздвигают пространство комнаты, открывая перед зрителем необозримые просторы.

    Фрески часто повторяли знаменитые картины греческих художников на мифологические темы, и мастера по просьбе заказчиков воспроизводили целые картинные галереи.

    В росписях встречаются изображения садов и парков, городов и гаваней, храмов и рек. В них сказывается характерный для городской культуры интерес к пейзажу. Художники умеют с большим мастерством передавать птиц и животных, жанровые сцены. Продуманной красотой композиции отличается изображение фруктов и посуды, написанное на стене дома в Геркулануме. Спокойным мягким светом освещены персики и стеклянная ваза, расположенные на деревянных полках. Искусно положенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. На темно-красном фоне запечатлел художник изящно изогнутую ветку с зеленовато-желтоватыми плодами и темно-зелеными листочками. Фреска написана широкими свободными мазками и радует глаз гармоничным звучанием цветовых пятен.

    Украшения богатых домов в Помпеях служат яркой иллюстрацией блистательного расцвета декоративно-прикладного искусства в эпоху Империи.

    На отношение римлян к этим произведениям проливает свет любопытное замечание одного из поэтов, который сравнивал хорошо сложенную мозаику с искусно составленной речью. Великолепные фрески и совершенные по исполнению, мозаики открыты не только в италийских городах, но и в многочисленных общественных зданиях и на виллах рабовладельцев во всех римских провинциях — в Малой Азии, Сирии, Египте, северной Африке, Испании, Галлии, Греции, Северном Причерноморье.

    С 3 в. до н. э. появляется специфический  римский вид живописи –  триумфальные росписи. Начиная с сер. 2 в. до н. э. в римской живописи сменяются четыре стиля.

- Инкрустационный стиль, отличающийся явным подражанием архитектуре, возник под преимущественным влиянием малоазийско-греческих образцов.

- На смену ему уже в 1 до н. э. приходит перспективный иллюзионизм, которому свойственно изображение мнимых архитектурных деталей, обрамляющих фигуры и прочие росписи.

- В стенной живописи августовского периода доминирует классицистическая линейность; изображения, помещавшиеся ранее в нишах, распространяются теперь на всю стену.

- На поздней стадии фресковой живописи, границу которой образует гибель Помпеи в 79 н. э., изображение достигает жизненного  реализма.

    Наиболее творческим  периодом был 1 в. до н. э., который дал такие шедевры, как фриз мистерий виллы Итем в Помпеях, пейзажи «Одиссеи» и живопись дома Ливии в Риме.

    Во 2–3 вв. в оформлении интерьера место стенной живописи все чаще занимает мозаика. В августовскую эпоху в керамике и в обработке благородных металлов прикладное искусство достигает высшей точки развития.

    В императорскую эпоху римское искусство становится имперским искусством, которое взаимодействует с местными культурами и порождает величественные  памятники (Баальбек и Пальмира в Сирии, Большой Лепсис и Тимгад в Северной Африке).

    Римские провинции, получавшие поддержку из центра, создали, особенно в области материальной культуры, самобытное искусство, наиболее оригинально искусство Иллирии, Паннонии и Фракии.

    Дальнейшее воздействие римского искусства за пределами Римской империи прослеживается в развитии новоевропейского искусства (Ренессанс, классицизм).

    О музыкальной культуре римлян, ранее, как правило, недооценивавшейся, позволяют судить  разнообразные литературные  свидетельства и данные изобразительного искусства.

    В самых различных областях римской  жизни музыка играла выдающуюся роль, будь то бытовая музыка, связанная с культом, обрядами и военным делом, или профессиональная музыка театральных представлений, танцев и развлечений.

    В военной музыке использовались духовые инструменты, в сценической и развлекательной — ударные (восточного происхождения).

    В музыкальной литературе была перенята греческая акустика – учение о ладах; на основании теории этического воздействия музыки она была включена в систему общего образования.

    Через посредство этрусков к римлянам перешли греческие  и восточные  музыкальные инструменты и приемы игры. Рельефные изображения из этрусских гробниц, дополненные  свидетельствами римских писателей, позволяют сделать вывод о тесной связи музыкальной практики с культом мертвых. Вынос тела, плач об умершем и погребальная процессия сопровождались игрой на тибии и кифаре.

    Музыка, отмечают специалисты, «сопутствовала римлянам также во время состязаний, спортивных упражнений, ежедневной работы и пиров. Несмотря на частичное родство инструментов архаической Греции и этрусков, у последних явно преобладают духовые, а именно: три модификации трубы— прямая туба, отличающаяся удлинённым корпусом, литуус (lituus) и кругообразно изогнутый рог (согпи); двойной авлос с расширением в виде раструба и безмундштучная трубчатая сиринга (греч. syrinx, lat. fistula), прикладывающаяся к губам под косым углом. Для акцентирования танцевальных ритмов использовались трещотки и другие ударные инструменты.

    В то время как в Греции музыкальные инструменты служили преимущественно для аккомпанемента голосу, этруски в большей степени ценили инструментальную музыку, в особенности ансамбль исполнителей на тибиях и кифарах. Уже для легендарного царского периода засвидетельствовано использование римлянами музыки в культовых целях. Устойчивость традиции позволяла древнейшим песнопениям (carmina) тех или иных жреческих коллегий столетиями сохраняться в неизменном виде. Танец салиев с оружием и молебственный обход полей арвальскими братьями сопровождались амебейным (попеременным) пением. Формы народного пения, известные лишь по поздним литературным источникам, также возникли в архаическую  эпоху.

    После установления Республики для подачи военных сигналов римляне стали применять заимствованные у этрусков духовые инструменты (туба, литуус, рог), а также изогнутую в виде бычьего рога букцину (buccina) – первоначально пастушеский инструмент. Ежегодно 23 марта и 23 мая торжественно справлялись праздники ритуального очищения культовых труб (тубилюстрии). В национальный  инструмент превратилась тибия, игра на которой сопутствовала по этрусскому образцу похоронам и жертвоприношениям.

    Со времени распространения римского  владычества на все Средиземноморье начинается заимствование эллинистической театральной и концертной музыки. Уроженец Великой Греции вольноотпущенник Ливий Андроник был одновременно поэтом и композитором; он руководил исполнениями культовых хоровых песен. Плавт, следуя греческим  образцам, создавал непритязательные римские  комедии, в которых он развил речевые диалоги в монодии (cantica), дуэты и терцеты, причем сочинение музыки для сцены возлагалось на рабов-исполнителей. В течение некоторого времени значительную роль в римской  трагедии играл хор, вскоре, однако, уступивший место сольному пению. Вместе с перенятием культов Кибелы (Magna Mater—Великая мать, с 204 до н.э.) и Диониса в Рим вторгается оргиастическая  музыка. Предполагалось, что игра на духовых инструментах, сопровождавшаяся бубнами (tympana), тарелками (суmbala) и трещотками (crotala), отпугивает демонов и способствует достижению посвященными состояния экстаза.

    После подчинения Македонии и разрушения Коринфа (146 г. до н. э.) вместе с захваченными  рабами в Рим прибывают греческие  драматические  актеры и музыканты. Победоносные полководцы Муммий, Сулла и Антоний оказывали покровительство союзам греческих  художников и предоставляли им привилегии. Все большую популярность у всех слоев общества завоевывает сольная инструментальная музыка и рецитация лирических  стихов в камерном музыкальном сопровождении. Особой роскошью считались концерты и застольная музыка, исполнявшаяся рабами и профессиональными музыкантами. Создававшиеся по эллинистическому  образцу как профессиональный жанр песни утеряны, не считая сохранившихся образцов, предназначенных  для пения поэтической лирики. Из поэзии августовской эпохи для песенного исполнения были предназначены «Буколики» и некоторые части «Энеиды» Вергилия, а также, по всей вероятности, оды Горация. Написанная Горацием по случаю секулярных игр 17 н.э. «Столетняя песнь» ("Carmen Saeculare") должна была исполняться по строфам попеременно хорами мальчиков и девочек. Постепенно в дополнение к изучению пения и игры на музыкальных инструментах под влиянием греков в систему римского общего образования включается музыкальная теория. Энциклопедист Варрон в утерянном сочинении «О дисциплинах» в числе прочих «свободных искусств» (в связи с математическими и филологическими предметами) называет также музыку. Его современник Цицерон подчеркивал необходимость музыкального образования для оратора. Это привело к тому, что в последующие эпохи музыкальную теорию применяли к самым различным специальным областям знания — к риторике (Квинтилиан), архитектуре (Витрувий), военной технике, астрологии и медицине.

    В императорский период наряду с традиционной народной, культовой и военной музыкой все большее распространение получает чужеродная танцевальная, развлекательная и сценическая  музыка провинций. Трагедию вплоть до конца античности заменил жанр пантомимы с хоровым пением и богатым оркестровым сопровождением. Пантомиме был противопоставлен заимствованный из Великой Греции (южная  Италия) жанр мима (песенные и танцевальные номера в сопровождении ударных инструментов), представлявший реалистически-бурлескные картины каждодневного быта. Для создания музыкального фона во время гладиаторских боев в амфитеатрах наряду с металлическими духовыми инструментами нередко использовались органы. С профессиональными виртуозами соперничали дилетанты из различных слоев общества, в их числе известные политики и даже императоры. Однако наибольшим успехом у публики пользовались, несмотря на юридическое бесправие, стекавшиеся в Рим из покоренных стран музыканты. В позднеримских  музыкальных трактатах античная теория систематизируется в основном  с математически-умозрительной точки зрения, все более отдаляясь от современной  музыкальной практики. Самым оригинальным сочинением в этой области, возможно, следует считать музыкальный трактат отца церкви Августина. Каноническое  значение в средние века приобрел трактат Боэция – последний крупный свод музыкальной теории».

Заключение

    Европейское человечество испытало огромные изменения своей культуры за тот период своей истории, который отделяет античность от наших времен. Создателями античной культуры принято считать два народа: греков и римлян.

 

    О вкладе греков Энгельс  писал,  что  мы  вынуждены  «снова   и   снова возвращаться в философии, как и во многих  других  областях,  к  достижениям того маленького народа, универсальная одаренность  и  деятельность  которого обеспечили ему такое в истории развития человечества,  на  которое  не может претендовать ни один другой народ».

    Эпоха римской империи была, особенно в области гуманитарных наук, не столько эпохой созидания, сколько эпохой распространения знания. «Довольно создано теми, что были до нас; пора разобраться в созданном и насладиться им»  – таков лозунг этой эпохи. Не все мирились с ним, строгий моралист Сенека видит в жажде удовольствий своей эпохи, эпохи Нерона, главное препятствие прогрессу наук. «Нужно, чтобы человечество опустилось до дна, – говорит он, а затем, – Настанет время, когда день и работа более долгого века озарят своим светом то, что ныне от нас скрыто».

Использованная литература



1. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.: Марс, 1995 - 380 с.

2. Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. / Пер. с нем. - М.:  Прогресс, 1989 - 704 с.

3. Федорова Е. В. Люди императорского Рима. /  Изд-во Моск. ун-та, Ост-Вест корпорейшен, 1990 – 366 с.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств./ М., «Искусство», 1988 – 318с.

5. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. / М., «Просвещение», 1977 – 254.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31546. Обучение учащихся 6 классов основам пейзажной живописи 1.16 MB
  Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) - один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения.
31547. Эффективное ведение деловых переговоров 88 KB
  На сегодняшний день межличностные коммуникации играют огромное значение во всех сферах деятельности человека. Важность умения выразить свои мысли, донести их до собеседника и правильно воспринять информацию, которую Вам хотят передать, проявляется в любой форме общения, будь это личный разговор или рабочая встреча
31548. Социально-психологические технологии реабилитации лиц, перенесших инсульт 731 KB
  У больных перенесших инсульт наблюдаются эмоциональные, когнитивные и поведенческие нарушения стратегий совладания, а также нарушения семейных отношений, которые могут стать мишенями в процессе психотерапевтического сопровождения в ходе реабилитации постинсультных больных, их родственников.
31549. Професійна орієнтація 85.5 KB
  Адекватність вибору і рівень освоєння професії впливають на всі сторони і загальну якість життя. Тому одним з центральних і в цьому сенсі доленосних в житті кожної людини, в його професійній карєрі, є питання про пошук, виборі та оволодінні професією. Зрослі вимоги сучасного виробництва до рівня професійної підготовленості...