97968

Философия технологии

Реферат

Логика и философия

Жизнь человека невозможно представить без технологий. Что здесь имеется в виду? Манипуляция сознанием, реклама, политические игры тоже имеют свою технологию Ты об этом? Тогда здесь будет маловато Чешева, тогда это вообще выходит за пределы производства. Это же обосновывать нужно!Технология в своем широком значении слова есть вещь еще и универсальная.

Русский

2015-10-26

70 KB

9 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Реферат
по дисциплине «Философия»

Тема:

«Философия технологии»

Руководитель:                                                                                     Разработал:

Профессор                                                                                           студент  гр. У-211

Быстрова А.Н.                                                                                     Кирильчук А.Н.

Дата проверки:                                                                                    Дата сдачи на проверку:

Новосибирск 2012
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1.  Что такое технология?.......................................................................................4
  2.  История развития…………………………………………………………….6
  3.  Функции технологии…………………………………………………………..7
  4.  Последствия технологии и её будущее………………………………….….8
  5.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………9
  6.  БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………..10

ВВЕДЕНИЕ

Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др. греч. λόγος — мысль, причина) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. Это все возникает в связи с чем-то, или изначально присуще процессу производства, например, первобытному?

Жизнь человека невозможно представить без технологий. Что здесь имеется в виду? Манипуляция сознанием, реклама, политические игры тоже имеют свою технологию Ты об этом? Тогда здесь будет маловато Чешева, тогда это вообще выходит за пределы производства. Это же обосновывать нужно!Технология в своем широком значении слова есть вещь еще и универсальная.  Именно этот факт меня и привлёк к выбору моей темы; универсальность всегда притягивает; я всегда знал, что для того, чтобы создать что-то, нужно использовать определённую технологию. Например, люди, чтобы добыть огонь, использовали технологию добычи огня при помощи различных орудий труда и что же было первичным в этом процессе? Сам процесс или технологии? (с помощью двух камней и др.) или другой пример: сейчас есть множество технологий по приготовлению пищи, так называемых рецептов, и так далее. И всякий человек перед тем, как он материализует в жизнь свои задумки, мысли и идеи, он во-первых формирует технологии.

Что касается моего стремления, меня повлёк очевидный интерес к новым развитым технологиям, таким как мобильный телефон, компьютер, автомобиль, и к многим-многим другим. И все таки для меня является главным вопросом и ответом на него: «Технология – во благо или во зло?»

В наступившем веке, если не произойдет каких-то чрезвычайных событий, мировой войны или глобальной экологической катастрофы, перед человечеством открывается двойственная перспектива. Либо оно сохранит свою идентичность, "выживет" и будет совершенствоваться как вид Homo sapiens, либо приобретет иное качество, превратится в нечто постчеловеческое, роботообразное. Это раздвоение путей развития просматривается вполне отчетливо. Но прежде чем бесповоротно встать на один из них, люди по своему образу жизни будут – уже начинают – существовать в разных мирах: ориентированном на природу и культуру с одной стороны, и на технику и информацию с другой. Культура организует естественное, опирается на него, технический мир по своей сути – искусственный. Эти миры все больше обособляются и вступают в конфликт друг с другом, между ними идет борьба за влияние, за превращение во всеобщность. Откуда текст?

Я хочу рассказать о технологии, истории развития, о ее функциях и последствиях.

1. Что такое технология?

Технология как строго научное понятие означает определенный комплекс научных и инженерных знаний, воплощенный в способах, приемах труда, наборах производственно-вещественных факторов производства. Рассмотрим технологию с точки зрения доктора философских наук В.М. Розина.

В понятии «технология» В.М. Розин видит  три смысла. В современном понимании технология — это область целенаправленных усилий человека и общества, направленных на создание новшеств (артефактов). В качестве новшеств могут выступать самые разнообразные «изделия»: машины, продукты потребления, техническая среда, даже новая технология. Другими словами, новшества нельзя выделить по материалу, это функциональное представление. Ссылка?

Далее, технология связана с техникой  - второй смысл, и, кроме того, не просто с техникой, а с цивилизационными завоеваниями - третий смысл, которыми мы обязаны естественным и техническим наукам, самой технике и техническим изобретениям. Когда мы сегодня, например, говорим о компьютерной и информационной технологии, то имеем в виду те новые возможности, которые эта технология несет с собой. «Наблюдения показали, что о технологии заговорили после того, как люди отчасти научились управлять развитием производства и техники, когда они заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем».1

С того момента, как представление о технологии было обобщено стало очевидно, что технология — это одна из форм развития деятельности. Можно согласиться, что деятельность — более широкая категория, чем технология, но технология более конкретная категория. Как связана технология с техникой? Возможна ли технология без техники и вне неё? То, что это – не одно и то же, уже и Розин отмечает. Значит, нужно, как я тебе и говорила, развести понятия.

Теперь рассмотрим позицию Каширина В.П.

Какой же смысл в понятие технологии вкладывают философы, изучающие технические   науки?   «Объектом отражения технологических понятий  является  технология как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояний, свойств, формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции».2 Аналогичные определения технологии приводятся в «Большой советской энциклопедии» и «Политехническом  словаре»,  где технология представляется как совокупность приемов   и  способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или  изделий, осуществляемых  в различных отраслях промышленности. Поскольку речь идет о промышленности, то без того, чтобы ты развёл эти понятия все время будут возникать эти вопросы? И, я думаю, они есть даже у этих двух авторов. Во всяком случае, у Каширина в каком-то из его трудов – наверняка. 

Можно сказать, что это общепринятый в нашей литературе вариант понятия технологии, который встречается во многих работах. Итак, технология по определению - это совокупность правил, приемов, методов, способов. Технология в первую очередь должна быть опираться на объективность. Как это система последовательных операций может опираться на объективность? Объективность - не теория, не явление. Это обозначение независящей от нашего сознания и воли действительности. Обозначенное далее противоречие и даёт возможность увидеть, что здесь выступает в качестве объективной реальности. Это – как с истиной: она отражает объективную реальность, но сама является порождением мышления, т.е. явления субъективного. «Методы, правила, приемы этого дать не могут, так как сами по себе они в объективной действительности не существуют.  Их выдумывают, творят, сочиняют, создают субъекты; методы находятся в сознании их творцов. Они возникают на основе знания действительности, познания ее закономерностей, в том числе и на основе познания объективных закономерностей ее преобразования».3  

Изучив и осмыслив подходы Розина и Каширина к понятию «технология», я пришёл к выводу, что подход Каширина мне ближе, т.к. он рассматривает это понятие с точки зрения узкого специалиста, техника, и с точки зрения философа, приводит одно локальное и общепринятое понятие, в отличии от Розина, который предлагает три смысла понятия «технология», а также Каширин приводит источники в которых встречаются аналогичные определения технологии, такие как «Большая советская энциклопедия» и «Политехнический  словарь» и другие работы философов. Каширин уже написал ранее свои основные труды по философии техники, а теперь идет дальше. П словари у нас не должны фигурировать: их материал ты просто берёшь к сведению.

2. История развития технологии

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар — дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем. Например, изготовление каменного топора можно представить как форму искусства, а можно — как технологию. В первом случае мы имеем (возможно) бесподобный топор, но со смертью производителя искусства в данном случаи -  изготовителя топоров, вышеприведенного инструмента больше не будет. Во втором случае мастерство сохранится навсегда, но качество продукта (возможно) будет не таким высоким. Ну вот откуда вся эта путаница? Как можно добывать материальные блага вне орудий труда? Следовательно, на чём-то это технология базировалась? Без понятия техники ты не объяснишь этого взаимодействия: техники и технологии, а искусство тоже требует определённой технологии, потому что нельзя что-либо делать, даже художественное произведение без последовательно проводимых операций.

Момент перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным её дальнейшее развитие и совершенствование. Это либо требует более точного пересказа, либо должно быть оспорено.

По большому счету, технология присутствует во всех живых существах, т.к. всё живое в любом случаи производит переработку продуктов питания в продукты жизнедеятельности (отходы)-иначе говоря процесс пищеварения.

Однако началом технологии человека стоит считать первый опыт улучшения свойств первых инструментов, например палка-копалка или кремневый нож.

Если взять технологию как процесс, то первой технологией (и до сих пор значимой) будет являться процесс добычи огня первобытным человеком с помощью силы трения какого-либо предмета о другой предмет.

С начала появления первых технологий и технологий настоящего времени, технологии претерпели значительные изменения. Когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология — это сложный комплекс знаний, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

3. Функции технологии.

Вопрос о технологической   функции   имеет особый смысл. Все функции, свойственные человеческой активности, имеют, естественно, не одинаковое значение.

Каждая трудовая функция является в то же время технологической функцией, которые можно назвать и охарактеризованы следующим образом:

  •  преобразующая (основная): качественно-количественное изменение (сохранение) формы и содержания предмета технологического воздействия;
  •  энергетическая: получение и трансформация энергии;
  •  транспортная: целевое движение предмета технологического воздействия;
  •  контрольно-измерительная: отражение всех параметров движения (изменения) предмета и получение необходимой информации;
  •  логическая:  переработка  и использование  поступающей информации, принятие решений из множества возможных, выдача управляющих команд для перевода технического объекта в необходимое новое состояние.

Данная  классификация  технологических  функций обладает рядом достоинств. Прежде всего, она показывает, какой широтой технологических возможностей обладает сам человек и как он реализует себя в техническом объекте.

В реальной технологической системе какие-то технологические функции могут отсутствовать, другие дублироваться, но в общем это уже не влияет на  целостную картину технологии. «Предложенное понимание и классификации технологических функций открывают новые и более широкие мировоззренческие и методологические возможности в теоретическом освоении технологии».4

4. Последствия технологии и её будущее.

Технология - это инструмент для создания неживого мира (различные материальные вещи). Следовательно, он оказывает определенное экологическое воздействие на окружающую среду. Опасным воздействие становится тогда, когда ее интенсивность превышает потенциал восстановления самой себя - природы. Главная опасность технологического давления на естественную среду – уменьшение многообразия форм жизни, что со стороны эволюции живого снижает выживаемость биосферы в целом. Корни этой проблемы носят информационно-генетический характер, и ее решение должно быть достигнуто на основе слияния информационной и генетической ветвей технологии. Один из путей решения данной проблемы это формирование информационной инфраструктуры техносферы, которая позволит повысить эффективность технологических производств и их развития почти до теоретических пределов и снизить степень эволюционного риска технологии. Можно сказать, что в целом информатизация общества повышает степень биосферосовместимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь человека невозможна без технологий. Они имеют очень важное функциональное значение в нашей жизни.

Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология — это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.

Вернемся еще раз к вопросу, что такое технология в широком понимании. Технология представляет собой деятельность, в рамках которой не только создаются новшества, но и осуществляется своеобразное «управление развитием» (в направлении цивилизационных завоеваний).

Технология развивается по двум направлениям: первое связано с проникновением в глубь материи, выходом на атомно-ядерные уровни ее организации, второе – с выходом на широкие уровни управления производством.

Роль технологии в культуре оценивается по-разному. С одной стороны технология позволила человеку выйти в космос, совершить «зеленую революцию», накормив многих голодных в развивающихся странах, создала такие мощные усилители человеческого интеллекта, как компьютеры. С другой стороны, следствиями научной деятельности являются Чернобыльская катастрофа, разработка оружия массового уничтожения и ряд экологических бедствий, обрушившихся на человека.

На вопрос что же такое технология как наука – благо или зло, - однозначного ответа нет. Наука может быть и тем и другим в зависимости от того, в чьих руках она находится и для достижения каких целей используются ее результаты. Если ее результаты используют компетентные, высоконравственные люди, то наука несет добро. Последствия научной деятельности зависят и от моральных качеств и от их знаний и умений. Но все же нельзя не признать, что фактическое развитие человеческой цивилизации происходило под действием бурного развития науки, и темпы прогресса непосредственно зависят от объема и качества научных данных. Без науки не было бы развития. Без развития человеческая цивилизация была бы вытеснена со своего доминирующего положения на планете Земля.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Каширин В.П. (под. ред. В.А. Дмитриенко). Философские вопросы технологии. – Томск: 1988.
  2.  Розин В.М. Традиционная и современная технология. – М.: 1998.
  3.  Сайт http://sbiblio.com/biblio/ - Библиотека учебной и научной литературы.

1 Розин В.М. Традиционная и современная технология. – М.: 1998. С. 52.

2 Каширин В.П. (под. ред. В.А. Дмитриенко). Философские вопросы технологии. – Томск: 1988. С. 154.

3 Каширин В.П. (под. ред. В.А. Дмитриенко). Философские вопросы технологии. – Томск: 1988. С. 155.

4 Каширин В.П. (под. ред. В.А. Дмитриенко). Философские вопросы технологии. – Томск: 1988. С. 165.

PAGE   \* MERGEFORMAT8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57709. Клас Комахи. Особливості будови та процесів життєдіяльності 157.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про членистоногих познайомити з різноманітністю комах особливостями їх зовнішньої та внутрішньої будови пристосуванням їх до умов навколишнього середовища.
57710. Урок-турнір з інформатики «Комп’ютерні відмінники» 2.89 MB
  Мета уроку: Перевірити спільний рівень ерудиції; знання учнів з вивчених розділів та тем навчальної програми; вміння та навички учнів отриманих на уроках інформатики...
57711. Устройство компьютера. Урок информатики 67.5 KB
  Цели урока: помочь учащимся усвоить устройство компьютера понятие базовая конфигурация ПК дать основные понятия необходимые для начала работы на компьютере; воспитание информационной культуры учащихся внимательности аккуратности дисциплинированности усидчивости; развитие познавательных интересов навыков работы с мышью и клавиатурой самоконтроля умения конспектировать. Оборудование:компьютер учебник компьютерная презентация. На прошлом уроке мы начинали знакомство с компьютером. Сегодня мы рассмотрим какие устройства...
57712. Прямокутна система координат у просторі. Декартові координати у просторі 1.75 MB
  Мета уроку: ввести поняття прямокутної системи координат у просторі з використанням історичного матеріалу навчати будувати точку за заданими координатами та знаходити координати точок які зображенні у заданій системі координат...
57713. Прямоугольная система координат. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка 286 KB
  Актуализация опорных знаний фронтальный опрос сильных учащихся с наводящими вопросами по будущим заданиям Что такое треугольник фигура состоящая из 3х точек не лежащих на одной прямой и 3х отрезков попарно соединяющих эти точки...
57714. Паливні корисні копалини України 69 KB
  Мета: поглибити й систематизувати знання учнів про паливні ресурси та їх звязок з геологічною будовою; виявити закономірності розташування родовищ корисних копалин України за допомогою карт атласу...
57715. Кримські гори. Загальна характеристика гірської країни 990.5 KB
  Мета уроку: сформувати знання про особливості географічного положення Кримських гір та їх природних умов надати учням систему знань про особливості розподілу висотних поясів ландшафтів гірського Криму...
57716. Органи кровообігу: серце і судини. Взаємозалежність будови органів кровообігу і функцій які вони виконують 581 KB
  Звук Демонстрація на екрані пульсуючого серця і запис роботи серця. Вивчили будову цих серця і судин. Який орган забезпечує рух крові по судинах Епіграфом уроку можна взяти слова: Слайд Серце може додати розуму але розум не може додати серця.
57717. Історія життєвих випробувань Робінзона Крузо у романі Даніеля Дефо «Робінзон Крузо» 49.5 KB
  Відомий французький просвітитель Жан-Жак Руссо вважав: «Робінзон Крузо» - це перша книга, яку варто прочитати кожній людині, як тільки вона навчиться читати за букварем.