97970

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ «ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ», МИХАИЛА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» , НИКОЛАЯ ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»

Реферат

Логика и философия

Прочитав произведения трёх различных авторов (Эрнеста Хемингуэя, Михаила Булгакова, Николая Лескова ) , я определил общую проблему – проблема выбора. Именно эту тему я решил взять для своего реферата. Мне часто приходилось слышать о том, что человек жалеет о сделанном выборе, что если он смог бы вернуть тот самый момент, то поступил бы иначе.

Русский

2015-10-26

33.87 KB

0 чел.

12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ 

«ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ», МИХАИЛА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» , НИКОЛАЯ ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                  студент гр._Д-113

 _________Быстрова А.Н.                                    ___________Кирьянов В.С

           (подпись)                                                                   (подпись)

_______________                                                 ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2012 год

Содержание

Введение……………………………………………………..……………..……...3

ГЛАВА I. Выбор в  романе Эрнест Хемингуэй 

«По ком звонит колокол» …………………………………..…………………4-6

ГЛАВА II. Выбор в повести Николая Лескова «Очарованный  странник»………………………………………………………………….…….6-9

ГЛАВА III. Выбор в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»……………………………………………………………..……...9-11

Заключение……………………………………….………………………............12

Библиография…………………………………………………………………….13

Введение

Прочитав произведения трёх различных авторов (Эрнеста Хемингуэя, Михаила Булгакова, Николая Лескова ) , я определил общую проблему – проблема выбора. Именно эту тему я решил взять для своего реферата. Мне часто приходилось слышать о том, что человек жалеет о сделанном выборе, что если он смог бы вернуть тот самый момент ,то поступил бы иначе . Я решил узнать, какие главные герои прочитанных мною произведений жалеют о сделанном выборе, и почему, а какие нет. По моему мнению эта проблема была и будет актуальной в любое время.

ГЛАВА I. Выбор в повести

Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол»

Повесть Эрнеста Хемингуэя   «По ком звонит колокол» состоит из 43 глав. Главный герой повести – американец Роберт Джордан добровольно воевавший  в Испании на стороне республиканцев.

Идёт  гражданская война. Джордан получает задание из центра взорвать перед наступлением мост. Для выполнения этого задания, он должен несколько дней провести в расположении партизанского отряда некоего Пабло. Сам Пабло отказывается участвовать в операции, которая по его мнению принесет отряду одни неприятности. В это время Джордано поддерживает Пилар, жена Пабло, она пользуется у партизан большим уважением, чем муж. Её единогласно избирают командиром отряда.

Пилар – яркая республиканка, преданная народному делу и твердо идущая по выбранному пути. Это мудрая, сильная, талантливая женщина обладала и даром ясновидения: увидев впервые руку Роберта, поняла, что он завершает свой жизненный путь.  В отряде Пабло,  Роберто  встречает Марию — девушку с израненной душой, жизнь которой разбита войной.  Между Робертом  и  Марией вспыхнуло яркое , редкое  по силе, чувство. В тот момент  перед Роберто встал выбор: взорвать мост,  тем самым  выполнив свой долг перед  командованием республиканских сил. При этом он осознает, что при подготовке к взрыву, он может погибнуть, у него слишком мало людей, для успешного проведения операции, ему нужно гораздо больше. Или поддаться воле чувств, и по его размышления прожить с любимой Марией семьдесят лет. Роберт задумывается над тем, что он может ещё получить от жизни. Он предполагает, что его жизнь вместо семидесяти лет может продлиться семьдесят часов. Но об этом он не переживает: за семьдесят часов можно прожить большую жизнь, чем за семьдесят лет. Я вполне могу предполагать, что в планы Роберто Джордана входило удачное  проведение операции, вследствие которого он мог спокойно продолжить жизнь со своей  избранницей.

Но в планы подготовки операции, неожиданно вмешивается погода, начинает идти густой снег, что значительно усложняет дело. Также нет никакой надежды и на пьяницу Пабло. Неудачи начали преследовать отряд. Фашисты по следам на снегу обнаружили соседский партизанский отряд и уничтожили его. Перед наступлением сбегает Пабло, прихватив с собой важные для диверсии вещи, что значительно усложняет выполнение операции. В ночь перед наступлением, Роберт Джордан мысленно подводит итог своей жизни и делает вывод, что он прожита не зря. Смерти он не боялся, но его страшила мысль, что он может не выполнить свой долг. Он думает о том, что нужно сохранить злость к фашистам, от этого зависит исход операции.

Наступление прошло успешно, мост был взорван. Но отряд понес потери, уцелевшие  начали отходить. Сам Роберт Джордан не может покинуть поле боя, он получил серьезную травму. Единственное, что его мучает убедить Марию оставить его.

Оставшись наедине, Джордан думает о том, что Мир – это хорошее место, и за него нужно бороться. Если нужно убивать, значит надо убивать, только не надо чтобы убийство вошло в привычку. И на последок он решает достойно завершить свою жизнь – убить здесь хоть одного вражеского офицера. Это может решить исход боя.

Так завершается повесть Э. Хемингуэя  «По ком звонит колокол». 

ГЛАВА II.Выбор в повести

Николая Лескова  «Очарованный странник»

«Очарованный странник» написанный Николаем Лесковым в 1873 году, считается одним из художественных вершин автора. Повесть состоит из 20 глав, которые нам повествуют  о сложной судьбе Ивана Северьяныча Флягина. Прочитав название произведения «Очарованный странник»  я увидел “ богатыря” из старинных русских былин, много видевшего, стремящегося к чему-то и не находящий покоя, стоявшего на перепутье, на которого взошло очарование, и задумавшегося о том, куда же ему идти, и что ожидает его в конце выбранного пути? Тем самым он решает проблему – выбора. В произведении Лескова это - Иван Северьяныч Флягин. Впервые он предстает перед читателе  находясь на пароходе, один, одетый в подрясник послушника, говорит о том, что имеет “Божий дар” к обучению лошадей, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть..Поддавшись на уговоры путников, бывший конэсер (« Я конэсер – с,[…] я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования») Иван Северьяныч начинает свой рассказ.

Происхождением из дворовых людей, из Орловской губернии, Иван Северьяныч с малых лет привыкает к лошадям и как то шутя убивает монаха. В туже ночь монах ему приснился, ругая его за убийство без покаяние, говорит Ивану Северьянычу, что тот «обещанный Богу сын» и дает «знамение» что будет много раз погибать и не разу не погибнет, пока не придет настоящая погибель. В эту ночь Ивану приходится сделать выбор: идти в монастырь, как предсказал монах, либо выбрать другой путь: дальше жить при лошадях а имении Графа К. Иван Северьяныч решает проверить знамение монаха, оставаясь жить при имении. Через какое- то время Иван Северьяныч, отрубив хвост кошке за голубей, наказан жестокой поркой и отправлен колоть камушки для дорожки в английском саду. После этого наказания Иван Северьяныч решает покончить жизнью. Веревку обрезает цыган с которым Иван Северьяныч сбегает, украв лошадей. После побега  Иван Северьяныч уходит от цыгана, продав свой нательный хрест и переодевшись, нанимается нянькой к маленькой девочке одного барина. Это работа ему быстро наскучивает, он спит на берегу реку, когда гуляет с девочкой и козой. Однажды встретив мать девочки, она умоляет отдать ей ребенка, дерется с её новым мужем офицером- уланом. И в этой ситуации перед ним встал непростой выбор: отдать ребенка родной матери, у которой ей будет намного лучше , либо не отдавать девочку, и тем самым продолжить жить в имении барина. В итоге он решил отдать ребенка матери, но при условии, что он бежит вместе с ними. После побега  Офицер прогоняет ИванаСеверьяныча, и он уходит в степь где татары пасут коней.

Как-то попав на распродажу лошадей, и увидев выставленного красавца коня, не удержавшись и вступив в торги, забивает татарина на смерть. Его забирают в полицию, он сбегает и скрывается в песках. Там он попадает в плен к татарам, и чтобы он не смог сбежать они «подщетинивают» ему ноги. Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем и тоскует по родине. Иван Северьяныч завел себе несколько жен и детей, жалел их, но не любил, так как они не крещеные. Он уже потерял надежду вернуться домой, когда в степь приходят русские миссионеры, и утверждая, что перед богом все равны, отказываются платить за него выкуп. Через какое- то время к татарам приехали люди, закупающие лошадей для войны, решив запугать татар, они показывают могущество огненного бога Талафе, но Иван Северьяныч находит ящик с фейерверком, и выдавая себя за Талафу, обращает татар в крестьянскую веру.  Найдя в ящиках «едкую» землю, лечит свои ноги.

В степи, Иван Северьяныч встретил Чувашина, но не идет с ним, так он почитает одновременно две веры: мордовского Кереметии  русского Николая Чудотворца. По пути встретил русских, но они прогнали Ивана Северьяныча  потому, что он без документов. В Астрахани он попадает в острог, откуда его переправляют в родной город. Здесь Ивана Северьяныча на три года отлучают от причастия, но став богомольным, граф отпускает его. Устроившись по конской части, однажды помог мужикам купить хорошую лошадь, заработал себе славу чародея. Благодаря этой славе один князь взял Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера, чтобы он преобретал ему хороших  лошадей. Так однажды князь продал хорошую лошадь, чем сильно расстроил Ивана Северьяныча. И он, помолившись в церкви, взял деньги предназначенные на покупку лошадей, отправился в трактир. Там он встречает законченного пьяницу и напивает до беспамятства, при этом потратив все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушенку. Утром, винясь перед князем, узнает, что тот выкупил её из табора и поселил у себя дома, но она ему уже надоела.

Подслушав разговор князя, Иван Северьяныч узнает, что тот задумал женить его на Грушеньки. Но цыганка этого пережить не могла и попросила Ивана Северьяныча утопить его. Он после этого, отдав все деньги монастырю, уходит на войну, мечтая о смерти, но ни земля, ни вода его не принимают. Но когда он отлечился в деле, его даже производят в офицеры, и отправляют в отставку с орденом Святого Георгия. После отставки Иван Северьяныч устраивается работать в адресный стол, потом уходит в театр артистом, и в конце концов уходит в монастырь.

Монастырская жизнь его не тяготит, он и здесь находится при лошадях, но отказывается принимать старший постриг, так как считает себя недостойным, и остаётся в послушании. На корабле Иван Северьяныч  оказывается потому, что отправился на богомоление в Соловки к  Зосими и Савватию, он говорит, что ожидает скорой смерти, что дух внушает ополчиться и идти на войну, а ему за народ умереть хочется. Замолчав, Иван Северьяныч становится тихим и сосредоточенным, ощущая в себе таинство вещательного духа,   открывающегося лишь младенцам. На этом Николай Лесков завершает свою повесть. Иван Северьяныч  решил противиться предначертанной ему судьбе. Тем самым он сделал на мой взгляд – не обдуманный выбор.

ГЛАВА III. Выбор в романе Михаила Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» написан в 1940 году. В произведении разворачивается две сюжетные линии, независимых друг от друга, развитие которых идет самостоятельно.

 Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен выбору между добром и злом. Автор в одной книге описывает события  библейских времен и  двадцатых годов нашего века. Происходящие в романе действия объединены одной идеей – поиском истины и борьбы за неё. Я считаю, что сначала нужно описать библейские времена  -  Ершалаим. Надо начать с того, что библейские времена описывает главный герой романа Михаила Булгакова – Мастер.  Иешуа Га – Ноцри предстает нам впервые во дворце прокуратора Понтия Пилата. Иешуа предстает перед нами человеком в возрасте около 27 лет, побитым, и связанными сзади руками. Его обвиняют в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Он оправдывается используя этикет: «Добрый человек! Поверь мне…». Понтий Пилат живет по законам, так как знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся- иного быть не может. Он  называет себя «свирепое чудовище» . Находясь перед Понтием Пилатом арестант не боится возражать прокуратору и даже делает свои предположения : «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». От чего Понтий Пилат приходит к замешательству. Иешуа- несет свою философию : «Злых людей не бывает на свете, есть люди несчастливые ». В невиновности Иешую Понтий Пилат был убежден сразу. Чтобы спасти «бродягу» Пилат придумывает план по спасению Га – Ноцри: он решает объявить Иешуа сумасшедсшим и выслать его на остров, где находится его резиденция. Но представленные сведения были представлены так, что наместник кесаря обязан был его казнить. В данной ситуации Понтий Пилат предстает перед выбором : помочь Иешуа Га – Ноцри, утверждая себе, что он не виновен, либо отдать его на казнь.  Понтий Пилат решает помочь арестанту, но под страхом занять его место прекращает попытки спасения Иешуа: « Или ты думаешь, что я готов занять твое место?».  В результате Иешуа Га – Ноцри был казнен. Меня заинтересовало то, что Понтий Пилат мучился после казни. Я задался вопросом: «Почему?».  Понтию Пилату снится сон, будто он посылает на казнь философа и целителя. И после сна он понимает, что он верный пёс кесаря, трус. Его мучает совесть. Понтий не сможет найти себе покоя. Он понимает, что надо было спасти Га-Ноцри несмотря на законы.  

В романе показано разное время, но суть остается одна. Москва в двадцатых годах показана Булгаковым не с лучшей стороны. Не существовало доверие к инакомыслящим, господствовала зависть , которая постоянно окружает Мастера. И тут впервые перед нами появляется Воланд со своей свитой(помощники). Он явился с целью: выставить на общий показ все человеческих пороков человека.  Примером для этого может служить, по-моему мнению: «Фокусы в варьете, проделки с пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары» это была проверка для москвичей, в результате которой Воланд понял: «Ну что же... они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их» . Ведь перед москвичами стоял выбор: они могли просто сидеть и смотреть все как на обычное представление, но они выбрали другой путь- они жадно собирали бумажки, называемые деньгами- ими управляла жажда наживы. Мастер создал роман для того, чтобы показать всему человечеству, что в мире существует хоть немного, но добра. Но москвичи его не  поняли, чем Мастер был огорчен. В данной ситуации уже перед мастером встал выбор: попытаться  всё-таки донести до человека свои размышления о нравственности, либо прекратить, по его мнению, никому не понятную философию.  В результате Мастер находясь в состоянии гнева сжёг рукописи и попал а психиатрическую больницу. Где его изнутри сжигает непонимание со стороны москвичей.

Также в романе перед нами предстает Маргарита. Чтобы спасти Мастера ей пришлось сделать не простой выбор: согласиться присутствовать на балу у сатаны в качестве королевы, взамен чего при помощи воланда он сможет вернуть Мастера. Это не единственный случай выбора. Маргарита присутствовала на балу ради спасения Мастера, но когда она пообещала простить грехи женщине, которая убила ребенка, то я был потрясен когда она попросила у Воланда отпустить ей это тяжкое бремя, взамен своей мечте спасти Мастера. С другой стороны если бы она не сдержала свое обещание – то она бы нарушила свои нравственные устои. Но Воланд видя внутренние переживания Маргариты все таки спас Мастера. На этом заканчиваетсяроман Михаила Будгакова «Мастер и Маргарита» .   

Заключение

Эрнест Хемингуэй, Михаил Булгаков,  Николай Лесков в своих абсолютно разных произведениях отразили проблему выбора. У каждого автора свой способ выявления этой проблемы, каждый основывался на разные жизненные ситуации.  Авторы говорят нам, что каждый человек делает каждый свой выбор сам. Таким образом, я могу считать, что связь между тремя разными художественными произведениями мною выявлена.

Интернет – ресурсы:

1.http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2465&p=1

2. http://ilibrary.ru/text/15/index.html

3. http://www.loveread.ec/read_book.php?id=1527&p=1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18622. Структура, топология глобальных сетей. Принципы адресации в глобальных сетях 21 KB
  Структура топология глобальных сетей. Принципы адресации в глобальных сетях. Глобальная сеть wide area network WAN охватывает значительную географическую область часто целую страну или даже континент. Она объединяет набор машин предназначенных для выполнения программ пол...
18623. Общая характеристика б/у и требования, предъявляемые к б/у и методы 17.68 KB
  Общая характеристика б/у и требования предъявляемые к б/у и методы. Бух учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения инфы в денежном выражении об имуществе обязательствах организации и их движении. Объекты бух учета – имущество организ
18624. Проблемы создания информационных систем управленческого учета 15.49 KB
  Проблемы создания информационных систем управленческого учета. Должен отражать динамику изменения всех процессов происходящих на предприятии отслеживание их При составлении отчетности руководителя заботит доверительное отношение к платежеспособности организаци
18625. Анализ предметной области для проектирования базы данных 16.56 KB
  Анализ предметной области для проектирования базы данных. Существует 2 подхода к выбору состава и структуры п.о. функциональный подход. Он реализует принцип движения от задачи т.е. анализируются и исследуются функции некоторой группы лиц и комплексы задач для обсл
18626. Типы стратегий 13.97 KB
  Типы стратегий. Выделяют несколько типов стратегий: Корпоративный Деловой Функциональный. Корпоративная портфельная стратегия – это стратегия которая описывает общее направление роста предприятия развития его производственносбытовой деятельности. Она ...
18627. Функции операционной системы. Понятие расширенной виртуальной машины 15.95 KB
  Функции операционной системы. Понятие расширенной виртуальной машины. Функции: Обеспечивать загрузку пользовательских программ в оперативную память и их исполнение; Обеспечивать работу с устройствами долговременной памяти такими как магнитные диски ленты оптическ
18628. Правовое и методическое обеспечение б/у 15.24 KB
  Правовое и методическое обеспечение б/у. Система БУ на предприятии и работа бухгалтера организуется в соответствии с Положением о б/у и отчетности от 20 марта 1992 г. изданном в 1992 с послед измен. и допол. Это Положение устанавливает единые методологические основы б/у и отч...
18629. Связи объектов моделей 15.5 KB
  Связи объектов моделей. Каждая связь задается в модели определенным именем. Связь в графической форме представляется как линия между связанными объектами и обозначается идентификатором связи. Существует три вида связи: одинкодному одинкомногим и многиекомногим. С
18630. Определение и принципы тестирования 14.42 KB
  Определение и принципы тестирования. Тестирование является одним из этапов ЖЦ ПИ направленным на повышение качественных характеристик. Особенностями тестирования ПИ являются: отсутствие эталона программы которому должна соответствовать тестируемая программ...