97973

Индивид. Индивидуальность. Личность

Реферат

Логика и философия

Индивидуализация как способ существования человека в мире. Во мне повлекло внутреннее желание выдумать покопаться в себе расставалась с людьми разобрать сущность проблемы дойти до истины понять: какую роль играет индивидуализация и социализация в формировании и развитии личности какова связь истории с развитием человеческой индивидуальности...

Русский

2015-10-26

180.5 KB

3 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                          Разработал

д.филос.н.                                                                                   студент гр. У-211

_____________Быстрова А.Н.                                         ________Клевцова А.С.

       (подпись)                                                                                                              (подпись)

_____________                                                                  _____________

 (дата проверки)                                                                                               (дата сдачи на проверку)

2012

План

1)Введение…………………………………………………………………………3

2)Знакомство с понятием индивид………………………………………………5

2.1)Что же такое индивид?.....................................................................................5

2.2)Как индивид становится личностью?..............................................................6

2.3)Социализация…………………………………………………………………9

3)Индивидуальность: сущность и границы……………………………………13

3.2)Внутренняя основа индивидуальности, её сущность……………………..16

3.3)Границы индивидуализации: дифференциация, интеграция, централизация, спецификация, автономизация………………………………..17

4)Решение проблемы индивидуализации в истории философии…………….23

4.1)Античная философия (основные положения теорий Левкиппа и Демокрита, Эпикура и Лукреция)………………………………………………23

4.2)Средневековая философия (знакомство с реалистами номиналистами)...24

4.3) Гуманистическая мысль России…………………………………………...27

5) Индивидуализация как способ существования человека в мире………….30

6) Творчество и творческая уникальность : синтез индивидуального и коллективного……………………………………………………………………32

7) Антиномия индивидуализма : держаться за свое «я» или поступаться своим «я» ради перемен в жизни……………………………………………….36

8) Молодежь в настоящее время………………………………………………..39

9)Заключение…………………………………………………………………….42

10)Список литературы…………………………………………………………..44

Введение

Понятие индивида и индивидуальности играют большую роль, прежде всего в социальном познании, в раскрытии сущности социальных явлений, механизма  функционирования общественных законов.

Но они проявляются не только на социальном, а и на биологическом и других уровнях действительности, поэтому они представляют собой интерес и для естественных наук.

Меня привлекла интересная постановка формулировки темы, возможность сопоставить такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность».

Во мне повлекло  внутреннее желание ( выдумать, покопаться в себе, расставалась с людьми) разобрать сущность проблемы, дойти до истины, понять: какую роль играет индивидуализация и социализация в формировании и развитии личности , какова связь истории с развитием человеческой индивидуальности, что представляет собой человеческая индивидуальность?

Задача  исследовав определенный материал, проанализировав, сделав вывод, а так же разобралась в чем сущность индивидуализации, поняв её общие закономерности, исследовав человека и общества в диалектическом единстве общего и индивидуального.(связать глаголы в плане, придумать задачку, посмотреть у авторов задачку)

В условиях современной научно-технической революции общество вовлекает индивида в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. Как в этих условиях защитить и развить дальше самобытность и уникальность человеческой личности- один из насущных вопросов нашего времени. Процессы омасовления и нивелирования личности в буржуазном обществе остро ставят вопрос о самом праве человека на индивидуальную жизнь, о перспективах его индивидуального бытия. Между тем в современных условиях неизмеримо возросла роль индивидуального вклада и

индивидуальной ответственности человека во всех сферах общественной жизни.


1)Знакомство с понятием индивид

1.1 Что же такое индивид?

Понятие индивида обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе и человеческому обществу, что фиксируется соответственно понятиями «организм» и «личность». Если первое из них выражает совокупность биологических свойств человека, то второе характеризует его социальный, конкретно-исторический облик. «Понятие индивидуальность в этом ряду раскрывает человека как целостное существо в единстве его единичных и общих, природных и социальных свойств и поэтому определяет его как конкретного индивида».1

Индивид выступает в качестве индивидуальности, когда он берется в его самобытном бытии. Все люди живут в обществе, но каждый при этом живет своей индивидуальной жизнью, то есть обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», что позволяет ему активно, творчески проявлять себя в окружающем мире. Индивидуальность состоит не только в том , что каждый индивид неповторим, хотя и в этом также заключается момент его индивидуализации, а в том, что каждый человеческий индивид- это отдельный самобытный мир, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Конечно, самостоятельность индивида опирается на его неповторимость, но одновременно и на общие свойства, связывающие его с родом.

У И.С.Кона следующие представления об индивиде: «индивид не знает и  не может определить себя иначе как «сын такого-то», «отец такого-то» и так далее. К тому же, в каждой из этих ролей он принципиально заменим:  все члены возрастной группы выполняют одни и те же обязанности и пользуются одинаковыми правами.

1И.И. Резвицкий,«Личность.Индивидуальность.Общество», Политиздат,1984, с31

Даже его имя обозначает не столько его индивидуальность, сколько его отношение с другими, например его положение в семье: Пуанди(младший), Тиано(старшая дочь вождя) и т.п.

Леонтьев А.Н.: «Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются»

Вывод: Я проанализировала и сопоставила три понятия авторов об индивиде. Мне ближе точка зрения Резвицкого. На мой взгляд, индивид действительно является частью одновременно и общества и природы:

-человек- единичное природное существо, носитель индивидуально своеобразных черт;

- отдельный представитель человеческой общности; выходящие за рамки своей природной ограниченности социального существа.

То есть категория индивида представлена как совокупность психофизических и социальных особенностей человека.

1.2 Как индивид становится личностью?

Социальные качества у человека обнаруживаются в его личности, поскольку личность- «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности». Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность- «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и

устойчивость».1

Ильенков Э.В.: «Личность проявляется как особое, социальное отношение человека к самому себе как к некому другому, то есть «в теле индивида…осуществляет себя личность, как принципиально отличное от его тела и мозга социальное образование, а именно совокупность реальных, чувственно-предметных, через вещи осуществляемых отношений данного индивида к другому индивиду».2

Понятие личность фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как индивиду. По словам К.Маркса, «сущность «особой личности» составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество…». Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Последняя выступает здесь как существенная характеристика конкретной личности, выражая способ е бытия как субъекта самостоятельной деятельности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее внутреннее ядро. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности».

Личность характеризуется активностью, то есть стремлением субъекта  выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации. Понимание личности основано на двух идеях – социальной и творческой  активности, что приближает его к категории субъекта. Таким образом, понятие личность характеризует особенность человека в первую очередь с точки зрения его

1 П.В. Симонов «Темперамент. Характер. Личность»,М., 1984, с.7

2Варламова Е.П. «психология творческой уникальности человека», М.,2002,с20

социальной определенности и его реализации в обществе.1 Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне ее собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Она представляет единство социального и индивидуального, сущности и существования.2

Личность ценна тем, что она личность. Она представляет собой индивидуацию человеческой культуры, неповторимую совокупность идеалов, уникальный «кристалл» духовности. Только в обретении себя, своей личности человек находит спасение от всеобщего тлена и разрушения.3

Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и обуславливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Оно зависит не только от положения индивида в обществе, но и от его индивидуального отношения к своему положению. Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же социальной среде могут существовать различные социальные  типы личности. Поведение конкретного человека ,его соотношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, уровня его развития, особенностей и так далее.Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личность. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальности раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности, ибо не делают его самостоятельным

1Варламова Е.П. «Психология творческой уникальности человека»,М.,2002,с.22.

2 И.И.Резвицкий, «Личность.Индивидуальность.Общество»,М.,1984,с 34

3В.А. Белов «В защиту индивидуальности», М., 1997,с.40

субъектом деятельности. Родившийся ребенок- это тоже человеческий индивид, единичный представитель человеческого рода, но он «не есть еще человеческая индивидуальность». Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в оюществе. Но для этого он должен стать личностью.

1.3Социализация

Социализация- процесс формирования личности в определенных социальных условиях.Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. Это процесс включения индивида в социальные отношения.В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, то есть происходит становление и развитие личности. Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия деятельности и общения.Культ массового, «простого» человека лежит в фундаменте тоталитарной идеологии, которая длительное время насаждала идею деления общества на «вождей» и «масс» как историческую норму. Игнорируя инициативную, свободную природу личности, закрытое общество формирует человека с качествами социальной немоты, иждивенчества, индивидуальной покорности и высокой общественной значимости.1

Здесь люди все происходящее воспринимают через императив «должен»,даже случайность оказывается формой проявления необходимости. Человек умает не так, как он думает, а как он должен думать, чувствует не так, как он чувствует, а какдолжен чувствовать. А должен он чувствовать объективно, то есть независимо от самого себя. Единственным препятствием на этом пути является всякого рода «субъективность» и «отсебятина»,

1Белов В.А. «В защиту индивидуальности»,М.,1997,с4

которые должны быть искренны каждым в себе самостоятельно. Это достигается путем длительной работы над собой по элиминации всего личного, в результате чего человек достигает отрешенности от себя (как, а йоге высшего состояния «самадхи») и полностью вверяется «объективному ходу вещей».

Отказываясь от своих личных чувств, мыслей, верований как запятнавших себя своей частнособственнической психологией, он обретает такое состояние, при котором оправдывается любое действие, лишь бы оно было плановым и всеобщим, масштабным. При этом особо важное значение придается не тому, что делается и на сколько это разумно, а тому, от кого это исходит.1 Трудность перехода к открытому обществу состоит в преодолении такого сознания, когда люди сами себя считают «простыми», «рядовыми», «маленькими», «несчастными».

Формирование открытого общества невозможно без пересмотра идеологии «простого» человека и нового обоснования понятия свободной личности. Без осознания себя сильной индивидуальностью, наделенной правами и защищенной законами правового государства, человек, живущий в российском обществе, не может в полной мере стать активным и предприимчивым.

Необходимо помнить, индивидуальность требует пересмотра всех привычных представлений о человеке. Подход здесь иной, чем к «общественному человеку», поскольку индивидуальность рассматривается как-то, что не стоит в одном ряду с другими, а является чем-то, что выходит «из ряда» и существует обособленно. Уникальная неповторимость человека предполагает выход из ряда всеобщих взаимосвязей. Культура индивидуальности утверждается вопреки всеобщему стандарту и существует благодаря его отрицанию.

На самом деле право большинства есть право чисто условное, а не

1Белов В.А. «В защиту индивидуальности», М., 1997,с.5

безусловное, и применимо лишь в известных пределах. Лицо, вступающее в ассоциацию, не может без нарушения справедливости вовлекаться в действия, не имеющие той цели, которую оно имело в виду ,когда вступало в ассоциацию. Оно могло бы сказать: «Я соединилось с вами ввиду определенной цели; отдало свои деньги, свое имущество, свой труд для достижения этой цели, я согласилось сообразоваться с волей большинства, но по другим вопросам я на это не давало согласия». В конечном счете, нормальный человек (не фанатик) вряд ли согласится по воле большинства устанавливать покрой и качество одежды, решать за него, что ему нужно есть, пить, кого любить, во что верить и так далее. Каждый желает самостоятельно распоряжаться своей жизнью, по своему усмотрению пользоваться нужными ему вещами, чтобы жить и наслаждаться жизнью. В этом смысле каждый гражданин частный собственник своей жизни, и никто не имеет права без его согласия вторгаться в эту собственность.

Иначе обстоит дело в известной концепции «общественного человека», где проблема индивидуальности подменяется проблемой социализации личности. Здесь сущность человеческой индивидуальности оказывается общественной, то есть ее развитость зависит от того, насколько она воплощает в себя позитивные ценности социальности («передового класса»). Было бы неправильно считать, что в этой концепции индивидуальность полностью отсутствует, нет , она присутствует, но лишь при наличии следующих предпосылок: во-первых, она предзадана классовой принадлежностью, во-вторых, сведена к элементарным процессам социализации и адаптации к коллективистской среде.

Индивидуальная значимость личности определяется социальными рядами  и тем местом, которое человек занимает в этом ряду. Иными словами, быть со всеми, быть в общем ряду, занимать в нем определенное место и выполнять заданную местом роль составляет призвание коллективистского индивидуума, ведущего непримиримую борьбу со всякого рода обособленцами, отщепенцами и индивидуалистами. Обособление, в отличие от социализации, есть глубокая внутренняя работа человека, связанная с критическим отношением личности к общественным институтам, общественным нормам, действиям и идеалам. Умение стоять «особняком» не дается от рождения, а является плодом той культуры  индивидуальности, которая сохраняет и поддерживает себя за счет отрицания общественного и всеобщего.1

1И.С.Кон «Открытие «Я», Политиздат,1978, стр128

2)Индивидуализация: сущность и границы

2.1)Что такое индивидуальность

Индивидуальность неотделима от неповторимости, которая обуславливает собственное «лицо» индивидуальных предметов.

Сама природа оберегает в индивиде не только общевидовые, но и неповторимые, уникальные признаки, что обнаруживается уже на генетическом уровне. Все клетки организма содержат в себе генетически контролируемые специфические молекулы, которые делают эту особь биологически неповторимой. Эти особенности организмов жестоко запрограммированы генотипом и  сохраняются при любых изменениях окружающей среды.  Другие  его особенности обуславливаются приспособлением биологических особей к условиям внешней среды. Вместе взятые, они образуют индивидуальное разнообразие организмов, которое поддерживается в любом сообществе на некотором более или менее постоянном уровне, обеспечивающем оптимальный режим его существования.

Каждый индивид своеобразен, и, следовательно, индивидуальное своеобразие- это факт общий, факт социальный. Но этот социальный факт заключается во врожденном разнообразии индивидов. Больше того каждый индивид является индивидом только в той мере, в какой он своеобразен, своеобразие есть непременное условие индивидуальности; однако, ввиду того, что индивидуальность является фактом социальным и общим, своеобразие индивида оказывается несущественным.1

Неповторимость индивида является важным параметром индивидуального бытия. Однако сама по себе она не является образующим фактором индивидуальности. Последняя не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности, термин «неповторимый» - это изначальный признак понятия индивидуальности.

1Кон И.С. «Открытие «Я», Политиздат, 1978,с121.

При определении понятия индивидуальности мы сталкиваемся с парадоксом индивидуальности. Каждый индивид, пишет Л.Сев, «своеобразен, и, следовательно, индивидуальное своеобразие- этот факт общий, факт социальный. Но этот социальный факт заключается во врожденном разнообразии индивидов. Больше того, так как каждый индивид является индивидом только в той мере, в какой он своеобразен, своеобразие есть непременное условие индивидуальности; однако, ввиду того, что индивидуальность является фактом социальным и общим, своеобразие индивида оказывается несущественным»

Сам термин «индивидуальность» означает «единство многообразного» (многое в одном), неделимое.

Как целостная система индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды.

Однако указанные свойства человека, взятые сами по себе, или как простая их совокупность еще не составляют феномена индивидуальности. Только взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, они образуют индивидуальность человека.

Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека.

Неприемлемым является толкование индивидуальности как чего-то сугубо единичного, противостоящего общему, которое распространено в современной философии. Так согласно Г.Бергману, индивидуальность следует определить как «отдельность в качестве единичности», как «однократное в своем роде».

Индивидуальность- это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которого они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, то что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей и в соответствии с общественными потребностями. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества.1

И.С.Кон:  «Социальные условия, в которых развертывается жизнедеятельность человека, никогда не являются чем-то посторонним, лишь внешним по отношению к его деятельности, а ,следовательно, и к индивидуальности.Индивид в любых исторических условиях раскрывают свою индивидуальность, прежде всего благодаря своим эмоциональным переживаниям(самочувствие предшествует самосознанию)»1

А.Г.Асмолов: «Индивидуальность- это совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые…обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладении поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни»2. Вывод: все точки зрения мне кажутся очень интересными, я могу согласиться со всеми авторами, но, мне кажется,  что более глубокое понятие индивидуальности освещено А.Г. Асмоловым. Так как индивидуальность определяется:

- через категорию человек, который характеризуется со стороны своих социально значимых отличий от других людей (социальное своеобразие

1Кон И.С. «Открытие «Я», М., 1978,с.115

2И.И. Резвицкий, «Личность. Индивидуальность. Общество», М.,1984, с.38

человека);

-через категорию индивид в аспекте целостного, неповторимого своеобразия его психики и личности.

3.2 Внутренняя основа индивидуализации, ее сущность.

Понятие индивидуализации тесно связано с понятием индивидуальности , но они обозначают далеко не одно и тоже. Если последнее характеризует индивидуальность в статистическом плане, тo первое - в динамическом, выражая закономерности ее формирования проявления и развития.

Некоторые авторы связывают смысл индивидуализации лишь с развитием уникальных способностей и талантов человека. Однако это указывает только на один из ее моментов. Будучи одной из форм бытия индивидов, она включает в себя как процессы формирования и развития индивидуальности, так и процессы ее самореализации во внешнем мире. А это означает, что выявление основных черт индивидуализации неразрывно связано с анализом взаимоотношений индивида с окружающей средой, обществом.

Индивидуализация явилась закономерным фактом. подготовленным всем ходом человеческой истории. Развитие производительных сил, совершенствование общественных отношений в условиях социальной дифференциации первобытного общества еже не могли больше основываться не безличном коллективизме и требовали проявления индивидуальной самостоятельности и активности человека. Жизненный смысл и историческая необходимость индивидуализации состоит в том, что она привела индивида от растворения его в первобытном коллективе к обретению собственной автономии, развила его инициативу и творчество, что оказало существенное влияние на развитие общества. И в этом состоит ее величайшая общественная ценность.

Вместе с тем индивидуализация имеет и глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью. В процессе индивидуализации складывается целостная структура человека, стабилизирующая его функционирование   и   развитие.   «Образование   индивидуальности   и

обусловленное ее единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия». В качестве индивидуальности человек получает возможность самостоятельно управлять собой, творчески развивать свои разносторонние задатки н способности, всесторонним образом утверждать себя в обществе. И здесь индивидуализация становится тесно связанной с проблемой смысла жизни, с определением индивидов своего собственного жизненного пути.

Согласно различным трансцендентным теориям, смысл жизни человека состоит в реализации внешних, потусторонних сил. С точки зрения религии смысл человеческой жизни заключается в том. чтобы реализовать волю бога. Для индивидуалистических теорий напротив характерно стремление связать смысл жизни с сугубо личными, эгоистическими целями и интересами.

Индивидуализация представляет собой совокупность элементов, процессов, тенденций, которые образуют особую форму существования явлений объективного мира, особый уровень его бытия. Выражая определенные закономерности существования материальной действительности, она тем самым выступает как известный философский принцип.1 В качестве философского принципа принцип индивидуализации затрагивает основополагающие вопросы бытия, познания, деятельности, то есть имеет онтологический, гносеологический и практический смысл.

3.3Гранины индивидуализации: дифференциация. интеграция, централизация, спецификация, автономизация.

Индивидуализация и дифференциации Индивидуализация, прежде всего, связана с дифференциацией. Процесс индивидуализации всегда начинается с обособления индивида, выделения его из общего, в результате чего он приобретает свою определенность, свое собственное бытие. Именно неспособность первобытного человека выделить свое «Я» из коллектива обусловила неразвитость его индивидуальной жизни. Родовой строй, отмечал 1Резвицкий «Личность. Индивидуальность. Общество». М .,1984. с.49

К.Маркс, покоится «на незрелости индивидуального человека, еще не людьми...».

Без способности человека к обособлению от окружающей среды становится невозможным его существование в качестве индивидуальности. Более того, «нарушение возможности ограничения своего телесного н субъективного «я» от событий, происходящих в объективном мире, влечет за собой тяжелые расстройства сознания и личности».

Дифференциация индивида в обществе обуславливается главным образом разделением труда, которое оказывает определяющее влияние на процесс индивидуализации человека.

И все же дифференциация не тождественна индивидуализации. Разграничивая, индивид и вид, человека и общество, она выступает тем самым лишь начальной фазой индивидуализации. Дифференциация, взятая сама по себе, ведет к образованию абстрактной индивидуальности, для которой обособленность, отрыв, различие являются единственной основой ее существования.

Уже в три года ребенок выделяет свое «Я» из окружающей среды, но при этом еще не является индивидуальностью в собственном смысле слова, так как не обладает самостоятельным образом жизнедеятельности, который формируется у него по мере овладения социальным опытом. И здесь индивидуализация оказывается непрерывно связанной с интеграцией индивида и общества.

Индивидуализация и интеграция. Индивидуализация - это не только выделение индивида из общности, но и интеграция, включение его в систему общих связей и отношений, которые составляют содержательную основу его индивидуального бытия. Только в результате осознания своего места в обществе и своих взаимоотношений с другими людьми человек приходит к осознанию своей индивидуальности. Индивидуализация предстает здесь как превращение родовой сущности в индивидуальную форму существования.

Уровень индивидуализации человека поэтому всегда адекватен степени развитии его связей с обществом. И чем глубже он усваивает социальные ценности, овладевает социальным опытом, чем шире его социальные связи, более богатой становится его индивидуальная жизнь.

Дифференциация и интеграция образуют две стороны индивидуализации, которые, однако, имеют свои пределы, за которыми она получает извращенное выражение. Границы индивидуализации возникают там, где сама индивидуальность становится проблемой. Если безграничная дифференциация индивида в обществе ведет к индивидуализму, то чрезмерная их интеграция расширяет индивидуальность к массе, ведет к конформизму.

Индивидуализация и централизация. Дифференциации и интеграция являются внешними факторами индивидуализации, в то время как ее внутренней основой выступает централизации индивида, объединяющая все элементы его структуры в единую систему, обуславливая целостный характер индивидуального бытия. По словам В.М.Бехтерева, именно «гармония частей есть основа индивидуальности...». Централизация вместе с тем является одним их критериев индивидуализации. В.Н.Беклемишев писал, что «степень индивидуальности особей определяется степенью их самостоятельности по отношению к высшему целому и господства их над собственными частями».

Это относится, прежде всего, к человеческой индивидуальности, уровень развития которой находится в прямой зависимости от способности индивида господствовать над собой, подчинять свои внутренние силы единой цели. Роль централизующего ядра индивидуальной структуры человека выполняет его внутреннее «Я», которое подтверждает его индивидуальность и самотождественность в различных условиях внешней среды.

Человеческое «Я» - явление не физического, асоциального и психического порядка. Оно «связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и   с  понятиями   преемственности    сознания    «

(К.К.Платонов) и выступает, прежде всего, как «субъект сознания, психических явлений в интегральной целостности» (А.Г.Спиркин).

Это субъективность, сознательность «Я» как регулятивного начала психической жизни и мотивационного ядра личности часто обозначается латинским словом  "Эго".1

В процессе развития человек изменяется биологически и социально, но благодаря наличию «Я» воспринимает при этом себя единым и целостным. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». «Образ Я» как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует ее поведение.

Централизация в раскрытии понятии индивидуализации может быть правильно определена лишь с учетом автономности структурных элементов целого.

Индивидуализация и спецификация. Индивидуализация тесно связана также со спецификацией, то есть с приобретением индивидов специфических свойств, признаков, форм деятельности, способ самопроявления.

Уже обособление индивида из первобытной общины предполагало наличие определенного количества накопившихся у него индивидуальных различий, обусловленных общественным разделением груда и дифференциацией социальных функций, вместе с сознанием, которых происходило выделение его индивидуальности из коллектива. С другой стороны, чем специфичнее становился человек в своих свойствах и признаках, тем больше у него оказывалось возможностей для реализации собственной индивидуальности.

И все же индивидуализация не тождественна спецификации. Спецификация - это лишь одна из ее форм. Другой ее соотносительной формой является типизация, уподобление индивидов себя другим индивидам. В зависимости от обстоятельств человек может индивидуализироваться как в

1Кон И.С «Открытие «Я». М. 1978. с

специфических, так и в общих, типизированных формах.

Исторически на первый план выступала то одна, то другая форма

индивидуализации, посредством которой индивид получал возможность проявить себя в жизни. Так, для средневековья была «характерна индивидуализация не «органическая», а «морфологическая» или «типическая»?: индивид покачивает себя лишь через общее, присуще целой категории людей». Человек находился здесь в жесткой зависимости от корпоративной системы феодального общества и поэтому мог выразить себя через максимальное включение в его структуру, для чего нередко прибегал к таким средствам, как самоунижение перед лицом высшей власти, как к саморастворение в божественной субстанции.

Напротив, в эпоху Возрождения на первый план выступала индивидуализация как спецификация индивида. Стремление к неповторимости самовыражения и саморазвития становится характерной чертой этого времени.

Спецификация и типизация - это не только различные, но и при определенных обстоятельствах необходимые формы индивидуализации человека, обусловленные, в конечном счете, характером общественных отношений. По словам К.Маркса и Ф.Энгельса, «как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных условиях необходимая форма самоутверждении индивидов».

Индивидуализация и автономизация Автономизация составляет ядро индивидуализации, именно с ней связан самобытный характер индивидуального бытия. Проблема индивидуализации возникает тогда, когда ставится вопрос, обладает ли индивид в рамках целого своим собственным способом существования, способностью к самоопределению и саморегулированию. При этом, автономизация следует рассматривать не как абсолютный критерии индивидуализации, а как ее условие. Она создает лишь возможность индивидуализации, которая превращается в действительность в процессе общественно-трудовой деятельности человека, где вырабатываются

его собственные формы жизнедеятельности. Тем самым индивидуальная автономность оказывается социально обусловленной, приобретает свой общественно-исторические границы.

Стремление личности к автономизации как самоцели не только не имеет ничего общего с подлинной индивидуализацией, но и может рождать индивидуалистические ориентации. Однако ограничение индивидуальной активности личности се жесткая замкнутость в обществе исключает ее индивидуальную самостоятельность, что превращает социальную систему в нечто застывшее и однородное и, в конечном счете, ведет к ее распаду.

4)Проблема индивидуализации в истории философии

4.1 Античная философия  (основные положения   теории Левкиппа и Демокрита, Эпикура и Лукреция).

Идея индивидуализации получила широкое отражение еще в древней мифологии, но начало ее теоретического осмысления связано с именами древнегреческих мыслителей, прежде всего Левкиппа и Демокрита, которые понимали индивидуализацию как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Именно введенное ими понятие «атом» явилось отправочным пунктом формирования понятия индивидуальности. (Слово «индивидуальность» восходит к латинскому слову individuum (отдельный, особь), которое в свою очередь соотнесено с греческим понятием atomos (неделимый, целостный)). Правда, сам термин "индивидуальность" в учении Левкиппа - Демокрита еще не встречается, но их «атомы» - это не просто единицы бытия, но и определенные индивидуальности, обладающие собственным существованием. Атом в философии Демокрита - «это не только индивидуум, но и индивидуальность» (Лосев А.Ф.).1 По мнению атомистов, отдельные атомы образуют все качественное многообразие мира. С другой стороны, в отличие от Анаксагора, считавшего материю делимой до бесконечности, они полагали. что существует предел ее делимости, которым являются неделимые атомы («прерыв непрерывного атом, единица»). Именно благодаря этому, полагали они. материя сохраняет свою устойчивость н качественную определенность, деление же материи до бесконечности привело бы к неразличимости вещей и. следовательно, к ее исчезновению Развивая идею индивидуализации, атомисты создали новую картину мира, выдвинули новый взгляд на соотношение единого и многого, общего и единичного. На этой основе они попытались обосновать мысль о прерывно-дискретной природе бытия, о бесконечном многообразии форм материи. Принцип индивидуализации был в данном случае направлен против метафизической идеи чистого бытия, а в защиту) бытия конкретного,

1Резвицкий "Личность.Индивидуальность.Общество" ПолитИздат,1984 с.7

эмпирического. Теория атомизма, по словам А.О.Маковельского, выражала мысль о «повсюдной средоточности вещества, бесконечной индивидуализации его», она выражала «для себя бытие, так сказать каждой точки».

Отмечая заслугу атомистов в разработке принципа индивидуализации, А.Ф.Лосев писал: «Никто в Европе не понимал так глубоко индивидуализации с необходимыми для него методами исследования, как это было у Левкиппа и Демокрита...» Однако такое понимание индивидуализации все же носило в основном механический характер. Атомы в их учении были лишены внутренней активности, что существенно ограничивало методологические возможности принципа индивидуализации.

Развивая учение Левкиппа - Демокрита, Эпикур и Лукреций наделили атомы внутренней способностью отклоняться от прямолинейного движения (самодвижением). Это существенно дополнило понимание индивидуализации, связывало ее сущность с автономизацией индивидов. К.Маркс в «Тетрадях по эпикурейской философии» по этому поводу писал: «Лишь благодаря отклонению возникает индивидуальное движение, такое отношение, определенность которого есть определенность его самого, а не вытекает из него».

Однако сведение индивидуального к абстрактно-единичному, к замкнутому в себе атому не позволило атомистам выявить более глубокие основания принципа индивидуализации, в их учении он указывал лишь на дифференциацию общего и отдельного, упуская из виду их диалектику. Это. в частности, можно видеть на примере толкования ими индивидуализации человека, которая заключается в абстрагировании его от всего внешнего, в достижении им безмятежного существования. В результате индивидуальное бытие приобретает пассивный характер, а индивидуальная свобода означает скорее свободу от окружающего мира, чем свободу действия в этом мире

Проблема индивидуализации решалась в античной философии главным образом применительно к предметному миру, космосу поэтому и человеческий индивид представлял интерес не сам по себе, а как его составная часть.

4.2 Средневековая философия (знакомство с реалистами и номиналистами).

Принцип индивидуализации получил дальнейшее развитие в средневековой философии, особенно в споре номиналистов и реалистов об универсалиях, об отношении общего к единичному.

Реалисты (Ансельм Кентерберийский. Фома Аквннский и др.) утверждали, что реально существуют общие понятия, универсалии, которые предшествуют единичным вещам и никак существенно с ними не связаны. Но как же тогда возникают и существуют сами индивидуальные вещи, или, иначе говоря, в чем заключается принцип индивидуализации?

Ответить на этот сложный вопрос пытался Фома Аквннский. «Самоочевидно, - писал он. - что общая природа принимает различия и дробление в соответствии с началами индивидуализации, которые проистекают от материи. В его понимании индивидуальное - это то, что в самом себе является нераздельным, но отдельно от других. Он считал индивидуальное бытие субстанцией, состоящей из материи и формы. У Фомы вещи существуют не в силу своей собственной природы, а как возможность, которая превращается в действительность благодаря форме. На этой основе Фома Аквннский отличает принцип индивидуализации от принципа спецификации. Индивидуализация тесно связана также со спецификацией, то есть с приобретением индивидов специфических свойств, признаков, форм деятельности, способ самопроявления.1

Если первый имеет свой источник в материн и выражает возможность ее превращения в конкретные вещи, то второй вытекает из формы, которая придает вещам их индивидуальный действительный характер. При этом

1  Резвицкий «Личность Индивидуальность. Общество.». Политиздат ,l984. с 44

первый относится ко второму, как возможность к действительности. Форма, как и материя, имеет свою причину Фома пытался доказать божественную природу индивидуальных вещей, их связь с субстанцией бога, показать, что знание божественного начала открывается в сведениях об индивидуальных вещах и что именно оно позволяет постигнуть истинную сущность самих вещей.

Такое теологическое понимание принципа индивидуализации породило ряд неразрешимых вопросов. Каким образом материя, будучи пассивной и бесформенной может служить основой индивидуализации вещей? Как само неопределенное может быть источником конкретного и определенного? Действительно ли индивидуальное есть воплощенное общее, и не является ли в таком случае само общее результатом индивидуальною?

Номиналисты, указывая на эти трудности, подвергли резкой критики взгляды Фомы Аквинского. Согласно Дунсу Скоту, общая материя не может быть основой индивидуализации, так как сама она представляет' собой нечто бесформенное, в то время как индивидуальное бытие есть бытие оформленное конкретное. Именно индивидуальное, утверждал он. есть реальность, в то время как общее - это лишь простые имена индивидуальных вещей. Основу индивидуализации следует искать, по его мнению, не в материи, а в форме, которая и придает вещам их индивидуальный характер. Скот подразделяет форму на родовую, видовую и индивидуальную. Последняя обозначается им как «этовость» (haecceitas), в отличие от «чтойность» (quiddiias). Если  первый термин характеризует вещь как эту вещь, отличную от всех других, то второй обозначает ее как нечто материальное и в этом смысле равную всем другим вещам Индивидуальная форма здесь не предшествует материи, не придаст ей бытие, как у Фомы Аквинского, а лишь обусловливает определенный характер ее существования, делает вещь этой вещью, а не другой Но тем самым индивидуальное отождествляется с единичным. Индивидуальность как единица бытия занимает у Скота нижнюю ступеньку в структуре общей

материи. Последняя, соединяясь с различными формами, приобретает соответственно различные способы бытии (родовой. видовой, индивидуальный). Индивидуальное бытие хотя и находится на самой низшей ступеньке материи, но по своей сути оно есть высшее бытие, так как только благодаря индивидуализации общая материя получает конкретную реальность. Отсюда становится понятным то особое значение, которое придавали номиналисты принципу индивидуализации в разработке своего учения о мире.

В средневековой философии принцип индивидуализации, как правило, относился главным образом к предметному миру, а не к человеку, что было обусловлено, в конечном счете, социально-политической системой феодализма, которая сдерживала проявление и развитие человеческой индивидуальности.

4.3 Гуманистическая мысль и идеалистическая философии России.

Особое место на путях философского познания индивидуальности занимает гуманистическая мысль России, и, прежде всего В.Г.Белинского. Л.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского и других революционных демократов, которые вплотную подошли к идеалистическому материализму. Решение проблем человека, личности, индивидуальности они тесно связывали с поисками правильной революционной теории, с требованием коренных социальных преобразований. Проблематику человека революционные демократы стремились осмыслить с позиций философского материализма, рассматривая индивида как органическую часть природы и общества. Общество, доказывали они. должно стать таким, чтобы оно реально могло способствовать развитию каждого человека и его индивидуальности. Для Белинского «судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всею мира и здравия китайского императора.

Анализируя проблему соотношения природного и социального в человеке, идеологи революционного демократизма подчеркивали социальное значение человеческой  индивидуальности.  Н.Г. Чернышевский,  например,  считал

индивидуальную самостоятельность человека важнейшей потребностью общественного развития. При нынешних условиях, писал он, «настоятельны три потребности: улучшение материального быта массы, расширение просвещения и увеличение индивидуальной самостоятельности. Однако... мы согласимся, что потребность индивидуальной самостоятельности составляет главную черту нынешнего положения дел». Он особо отмечал общественную ценность индивидуальной неповторимости и оригинальности личности, придающих ей подлинную жизненность: «Люди бесцветные, не отличающиеся ничем особенным, не имеющие оригинальности, почти никогда не бывают людьми в настоящем смысле слова: они прозябают, а не живут...»

Революционные демократы резко критиковали существующие общественные порядки в России, которые сковывали и уродовали человеческую личность, они требовали создания необходимых социальных предпосылок для подлинного освобождения и развития индивида. Несмотря на известную историческую ограниченность, революционно-демократическая мысль России сделала решительный шаг вперед по пути к научному пониманию природы человека, его социального и индивидуального развития.

В истории русской мысли были такие серьезные попытки осмыслить проблему индивидуальности с позиций идеалистической философии. Особенно широкое отражение эта проблема получила в русском идеализме второй половины XIX - начала XX века, в трудах Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и В С Соловьева, которые ставили развитие общества в зависимость от духовного развития индивида.

Они исходили из того, что каждое лицо должно быть самоцелью, а не средством или орудием только. Так, В.С.Соловьев писал, что «общество может обязывать лицо к чему бы то ни было лишь через акт его собственной воли, иначе это будет не обязательством лица, а лишь употреблением вещи». В диалектике личного и общественного он видел ключ к пониманию

природы индивидуальности По его словам. «общество есть дополненная,  или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество». Соловьев выступал как против «гипнотиков индивидуализма», выводящих личность из самой себя, так и против «гипнотиков коллективизма, сводящих личность к массе. Он рассматривал пробуждение индивидуального сознания личности и его развитие в истории человечества как важнейший фактор общественного прогресса, как источник добра и совершенствования нравственности. Однако это единство индивидуального и социального В.С.Соловьев и другие русские идеалисты второй половины XIX - начала XX века трактовали с ненаучных позиций. Решение проблемы человека и его индивидуальной жизни ставилось в их трудах в зависимость от признании религиозно-нравственных  ценностей.

5)Индивидуализация как способ существования человека в мире

Принцип индивидуализации  в онтологическом смысле выступает как принцип бытия, раскрывающей определенный способ существования объективного мира.

«...Создание научных теорий исторического развития в природе и обществе показало, что фактически существуют две органически взаимосвязанные  формы объективной реальности: 1)индивидуальное конечное бытие отдельных вещей, предметов, индивидов и 2)коллективное надындивидуальное существование их интегрированных множеств с продолженным типом бытия, которое не прерывается прекращением существования отдельных индивидов.,,»

Понятие индивидуального бытия раскрывает способ существования предметов и явлений как обособленных и самостоятельных» сущностей. Каждый предмет, растение, животное обладает индивидуальным бытием в силу их пространственно-временной определенности и самобытности существования и рамках общих законов действительности.

Понятие общего характеризует существование индивидов как представителей определенной общности (вида, рода). Общее бытие - это надындивидуальное существование, включающее в себя способы и формы, свойственные всем индивидам, принадлежащим к одной общности.

Общее и индивидуальное бытие образуют два качественно различных типа, уровня объективной реальности, обладающих своими собственными закономерностями. Каждый предмет, каждый индивид существует как бы в двух измерениях - общем и индивидуальном. Если первое измерение выражает базисные свойства индивидов, указывая на их принадлежность к общей системе, то второе - раскрывает самостный характер их существования в рамках этой системы. Далее, если индивидуальное бытие.

конечно, то обшее бытие есть вечное бытие, которое не прекращается с исчезновением отдельных индивидов.

С другой стороны, общее и индивидуальное бытие не только различаются, но и неразрывно связаны между собой две грани единой материальной действительности. Индивидуальное бытие не существует вне общего бытия и вне его вообще теряет смысл. И действительно, сколько бы мы не изучали свойства   того   или  иного   индивида   самого   по   себе,   сущность

индивидуального бытия будет от нас скрыта до тез пор. пока мы не поставим его в связь с общим бытием, ибо «отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему».

В индивидуальном бытие не только осуществляется самовыявление человека, но и выражаются общественные отношения, посредством которых реализуются и развиваются его индивидуальные способности. Поэтому индивидуализация выступает, в конечном счете, как особый способ общественной обусловленности бытия индивида.


6)Творчсство и творческая уникальность: синтез индивидуального н

коллективного

Занимать достойное место в человеческом обществе может лишь тот, кто нужен этому обществу. А нужен он в той мере, в какой успешно выполняет работу полезную для общества. Если главенствующая потребность человека заключается в улучшении своего места в обществе, то самый надежный путь к ее удовлетворению есть неуклонное повышение своей деловой квалификации. Впрочем, для творческой деятельности, для удовлетворения идеальных потребностей одной квалификации недостаточно. Творчество требует вооруженности сверхсознанием,... .необходима достаточно устойчивая доминанта.1 Творчество одна из форм выражения любви человека.   Именно в  нем человек достигает   высшей степени  единства и

гармонии с миром, в котором рождается его творческая уникальность. Вот почему этот процесс по своей сути является неиссякаемым порождением жизни. В этом источник энергии, молодости и долголетия творческих людей.

Творчество с неизбежностью является процессом унникализации, так как настоящий творец не просто реализует тот потенциал, которым он уже обладает, а стремится к реализации тех ресурсов, которые еще актуально не даны ему. которые он только предощущает. Именно поэтому в творчестве важно дерзновение, превозможение себя, стремление к новому.2 Творческий человек в минуту вдохновения. ...в фазу творчества, забывает о прошлом и будущем и живет только настоящем. Он с головой уходит вы то. что он делает, он поглощен, он захвачен моментом творчества, он весь здесь и сейчас.

Картина,   созданная   художником,   сама   становится   творчеством   по отношению к внутреннему миру (зрителей и по отношению к самому автору. Плодотворная идея гения реализуется в концепциях его последователей.

1Симонов П.В. «Темперамент.Характер.Личность», М.,2002,с10

2Варламова Е.П. «Психология творческой уникальности человека, М., 2002, с10

Высшим проявлением творчества является порождение живого, то есть такого творения, которое в свою очередь становится творцом по отношен и ко всей социокультурной среде, включая самого автора.

«Первоначальный этап всякого творчества порождение гипотез, догадок, творческих озарений относится к сфере сверхсознания».1 Изучение творческой уникальности имеет научную н практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной, профессиональной и общественной сферах, являются существенным ресурсом развития общества.

Проявление и воплощение творческого потенциала являются основным источником социально-экономического совершенствования, поступательного развития истории, культуры, цивилизации в целом. Это конкретно проявляется, например, в том. что с развитием общества повышается степень

инновационности рабочих мест, то есть растет востребованность творческих людей.2 Вопрос о соотношение индивидуального и коллективного начал в творчестве имеет давнею философскую традицию. В современных условиях он привлек к себе особое внимание в связи с широким распространением в творчестве коллективных форм деятельности, что вызвало дискуссии о роли индивидуального творчества в развитии различных сфер деятельности (наука, искусство и т.д.).

При этом обнаружились различные точки на существо проблемы, одни авторы заявляют, что развитии различных сфер, где проявляется творчество человека, может совершаться в основном за счет коллективного творчества, а сам человек превращается в «человека организации». Другие, напротив, подчеркивают значение индивидуального начала, утверждая пари этом, что Различные идеи в науке, искусстве рождаются в головах отдельных личностей.

Суть дела состоит в противопоставлении индивидуального творчества

1Симонов П.В. «Темперамент.Характер.Личность», М.,2002,с73

2Варламова Е.П. «Психология творческой уникальности человека, М., 2002, с6

коллективному, не в выделении одного за счет другого, а в выяснении взаимосвязи, в выявлении тех объективных оснований, которые обуславливают их необходимость и определяют их роль.

Коллективная (групповая) форма творчества - это такой познавательный процесс, который осуществляется множеством индивидов, объединенных в одну группу общими целями и интересами, правилами и законами совместной деятельности. В силу этого коллективность создаст «некую «новую силу», которая существенно отличается от суммы составляющих ее отдельных сил».

Однако коллективная форма деятельности не затрагивает всех механизмов творчества. Было бы неправильно думать, что человек мыслит только коллективно выработанными стереотипами, что в решении различных проблем он всецело исходит из коллективного опыта. Наряду с коллективной существует и индивидуальная форма творчества, которая имеет свои собственные специфические признаки. Как справедливо пишет В.А.Лекторский, «знания, присущие индивидуальному и коллективному субъекту, не совпадают полностью и не растворяются друг в друге, а взаимно предполагают друг друга».

Творчество может быть раскрыто как единство социального и индивидуального в деятельности человека. В процессе ее он преобразует окружающей мир. но вместе с тем реализует свою индивидуальность, творит себя. В свою очередь, проявляя собственную индивидуальность, реализуя свои способности, он тем самым преобразует, творит окружающей мир. Сведение творчества только к проявлению индивидуальных способностей личности решает era объективного основания и придает ему субъективистский, индивидуалистический характер. Но не объясняет творчества и противоположная позиция, выводящая его всецело из общественной обусловленности деятельности человека, так как при этом в стороне остается его носитель.  Источник  творчества заключен в такой

деятельности человека, в которой он и преобразует окружающей мир и реализует свою индивидуальность.

Таким образом, творчество требует как коллективной, так и индивидуальной форм деятельности, которые обусловливают и дополняют друг друга; не выделение одной за счет другой, а умелое сочетание может способствовать прогрессу.

7)Антиномня индивидуализма: держаться за свое «я» или поступаться своим «я» ради перемен в жизни.

Индивидуализм выступил с утверждением идеи самоценности человеческой индивидуальности как творческого начала мира. Первоначальная широкая гуманистическая трактовка этого принципа вырождается в гипертрофию индивидуального «Я», которое отличается от всех других и противопоставляется им в качестве некоего абсолюта.

«В действительности же любое «я», даже самое наивное, - это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней, состояний, наследственности и возможностей». - писал Герман Гессе. Люди пытаются отгородиться от мира, замкнувшись в собственном «Я», а нужно, наоборот, уметь растворяться, сбрасывать с себя оболочку. «...Отчаянно держаться за свое «я», отчаянно цепляться за жизнь - это значит идти вернейшим путем к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим «я» ради перемен ведет к бессмертию

Эти антиномии на первый взгляд кажутся бессмысленными: человеческое «Я» одновременно едино и множественно; индивид «реализует» себя и когда он опредмечивает свои потенции, и когда он сбрасывает с себя «бремя вещественности»; рефлексивное мышление, эмоциональное переживание и предметная деятельность - не альтернативны, а разные аспекты проявления индивидуальности. Но за этими антиномиями стоят вполне реальные социальные противоречия.

Индивидуализация и персонализация - это исторический процесс, в ходе которого происходит не простая смена или механическое «напластование» разнородных функций и отношений личности, но диалектическое «снятие» прежних социально-психологических структур путем включения их в более сложные системы. античность подчеркивает преимущественно поведенческие свойства индивида и момент его идентичности. Феодальное средневековье  различает внутренний   как    воплощение   универсально-

духовного и внешний мир, в котором доминируют партикулярные сословные отношения. Ранний капитализм высвечивает субъективное начало личности, видя в нем средоточие и источник всей социальной активности; степень цельности, автономности и эффективности «Я» при этом сильно преувеличивается. Современная буржуазная культура, осознав переоценку, акцентирует внимание, прежде всего на самом факте конфликта между «Я» и средой. Однако, считая этот конфликт всеобщим и неустранимым, она выдвигает на первый план обсуждение различных способов и механизмов его переживания и осмысления.

Всякое человеческое общество, какова бы не была его форма, есть «продукт взаимодействия людей». «...Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало - и повседневно воссоздает - существующие отношения»1

Человеческая индивидуальность не есть фиксированное, что можно познать путем «вычитания» из личности всех ее социально-групповых характеристик, а тотальность индивидуального бытия. «...Если человек сеть некоторый особенный индивид и именно его особенность делает из него индивида и действительное индивидуальное общественное существо-писал К.Маркс.

«Когда индивидуализм укреплялся в жизни как начало командующее и угнетающее. - писал М.Горький. - он создал бессмертного бога, заставил массы признать личное «я» богоподобным и сам уверовал в творческие свои силы. Далее, в эпоху своего расцвета, стремление личности к абсолютной свободе необходимо поставило ее резко против ею же установленных традиций и ею же созданного образа бессмертного бога, который освящал эти традиции. В своем стремлении к власти индивидуализм был вынужден убить бессмертного бога, опору свою и оправдание бытия своего; с этого момента начинается быстрое крушение богоподобного одинокого «я».

которое без опоры на силу вне себя не способно к творчеству, то есть к

 1Кон И.С. "Открытие "Я". М.,1978.

бытию, ибо бытие и творчество - едино суть».

8) Молодежь в настоящее время

Любая эпоха формирует определенный образ молодых поколений. Это не значит, что каждый юноша и каждая девушка в этом поколении или даже большинство из них соответствовало тем или иным критериям. Образ - не статистическая величина, а собирательная. отражающая некую равнодействующую существующих в обществе представлений о типичных чертах определенной эпохи. Будучи осмысленными, эти черты становятся характеристиками поколения в целом.

Каким же видится поколение, переступившее порог третьего тысячелетия? Молодые люди демонстрируют толерантное отношение к окружающим. Они не отчуждены, не антагонистичны и не воинственны по отношению к своим семьям и старшему поколению в целом. Несмотря на объективные изменения, отмечаемые в молодежной среде, обнаруживаются весьма незначительные свидетельства межпоколенного разрыва. Они образованы, хотят и могут хорошо работать, но предпочитают сокращенный рабочий день, если труд достаточно оплачивается. Трудовая деятельность не самоцель, а средство для обеспечения интересного досуга. Большинство молодежи выражает оптимизм в самооценках и оценках собственной жизненной ситуации.1

Классово обусловленное распределение товаров и услуг уступает место преимущественно индивидуальным формам распределительных отношений на основе меритократических критериев. Незамедлительная утрата классовой идентичности ведет в таком обществе к индивидуализации социального неравенства. Его причиной объявляется уже не классовая борьба, а сами индивиды, которые обвиняются за их "личные" неудачи, такие как  потеря

работы, бедность и др.

Семья и религия утрачивают первостепенное значение как институты социализации, вытесняемые средствами массовой информации Телевидение и INTЕRNET превратились в ключевые факторы глобальной молодежной

1Чупров В.И. "Молодежь в обществе риска", М., 2001,с220

субкультуры. В итоге на смену традиционализму и коллективизму приходит индивидуализация, когда каждый человек конструирует свою жизнь, как может, с индивидуально обусловленными траекториями в труде, и образовании, в заработке, в потреблении и других сферах.

Этот процесс согласно Беку имеет двойственное значение. Позитивное, поскольку в условиях индивидуализации перед молодыми людьми могут открыться дополнительные перспективы личного контроля над деньгами, временем, жизненным пространством, образованием и карьерой, выбором форм трудовой деятельности и многим другим. Именно подобные перспективы оказываются привлекательными в новых условиях для российской молодежи.

В прошлом, в западных обществах все это имело устойчивые социально-статусные детерминанты, а в России провозглашаемые равные возможности для всех и реальные - для избранных. В таком традиционно-модернистском понимании индивидуализация не имеет ничего общего с индивидуализмом как идеализированной противоположностью коллективизма. Скорее она отражает утверждение ценности индивидуальности, стремления к самоутверждению себя как личности.1

Для российской молодежи характерной чертой является существование традиционных процессов, причем с российской спецификой в сторону духовности, и современных ценностей. Традиционные до модернистские ценности - семья, дружба, любовь в сознании молодых россиян пока уживаются с новыми для них, современными.

Современная молодежь, таким образом, находится между традициями и прогрессом, стоя одной ногой в прошлом и не отвергая традиционную культуру своей страны, другой ступает в новом направлении Можно добавить, что молодежь ступает в

1 Чупров ВИ. -Молодежь в обществе риса*, М.. 2001. c.223

более неопределенном и рискованном направлении.1

Несмотря на различия, существующие между европейскими обществами, под давлением глобализации происходит конвергенция условии риска. Это не может оказывать влияния, как на характер становления молодых поколений, так и на воспроизводство риска в этих обществах

Так, к общим репродуктивным основаниям риска в молодежной среде относят: на рынке труда - безработица; в образовании - неравенство возможностей его приобретения; в семье - распад традиционной семьи и появления      множества     ее     суррогатов;      в     бизнесе- низкая

конкурентоспособность молодых предпринимателей. Это нашло отражение в типологии конфликта между молодежью и разными обществами. Не образуют такие общие для современных молодых поколений основания -возрастная дискриминация, противоречия с институтами социализации и глобальная молодежная субкультура.2

Итак, на рубеже веков риск становится наиболее общей характеристикой современных обществ. Молодые поколения в них обрели не только способность преодолевать с той или иной степенью успеха состояния неопределенности, но и воспроизводить риск. Это и есть характерная черта поколения молодежи, стартующего в XXI век.3

1Чупров В.И. «Молодежь в обществе риска», М., 2001, с224

2 Чупров В.И. «Молодежь в обществе риска», М., 2001, с224

3 Чупров В.И. «Молодежь в обществе риска», М., 2001, с226

Заключение

Человек это многогранное и многокачественное явление. Он - продукт общественных отношений, природное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, творец собственной жизни, Поэтому для его выражения он требует различных понятий, важнейшими из которых являются «человек», «индивид», «индивидуальность».

Понятие человека выражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду, указывает на его принадлежность к человеческому роду. В понятии «человек» фиксируются общие, родовые признаки - биологическая организация, сознание, язык, труд. Оно, таким образом, дает самую общую и поэтому абстрактную характеристику индивида, лишенную его конкретного образа, и поэтом) нуждается в дополнении со стороны понятий «индивид», «личность».

«Темперамент», «характер», «личность» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл.

В данной работе я дала анализ понятиям «индивид», «индивидуальность», «творчество», «личность» и т.д. Я сформулировала постановку проблемы индивидуализации и индивидуализма, попыталась исследовать человека и общества в диалектическом единстве общего и индивидуального.

Принцип индивидуализации мной был рассмотрен в различных аспектах. Особое внимание я обратила на ту роль, которую играет в познании и практической деятельности людей (методологическая сторона). Индивидуализация оказывается своеобразным звеном, связывающим личность и общество. Индивидуальный подход позволяет среди других людей увидеть и отдельного человека, отличить «Я» от «Мы». В каждой индивидуальности сливается единичное и общее, личное и общественное. Поэтому данный подход выступает методом познания, как личности, так и общества и является методологическим началом не только в познании, но и во всех других областях человеческой деятельности, ибо общественное и индивидуальное это неотъемлемые и вечные грани человеческого бытия.


Список литературы

  1.  Белов В.А. «В защиту индивидуальности». М.. 1997
  2.  Варламова Е.П. «Психология творческой уникальности человека»,М.,2002.
  3.  Кон И.С. «Открытие «Я». М., 1978;
  4.  Рсзвицкий И.И. «Личность. Индивидуальность. Общество», М., 1984;
  5.  Симонов П.В., Ершов П.М. «Темперамент. Характер. Личность», М., 1984;
  6.  Чупров В.И. «Молодежь в обществе риска», М., 2001.


PAGE31


PAGE18


PAGE37


PAGE37


PAGE24


PAGE44


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83668. Метод симметричных составляющих 158.5 KB
  Симметричную систему прямой последовательности образуют см. Введя оператор поворота для симметричной системы прямой последовательности можно записать . Симметричная система обратной последовательности образована равными по модулю векторами и с относительным сдвигом по фазе на рад. Система нулевой последовательности состоит из трех векторов одинаковых по модулю и фазе см.
83669. Теорема об активном двухполюснике для симметричных составляющих 162.5 KB
  При мысленном устранении несимметрии несимметричного участка для оставшейся цепи имеет место симметричный режим холостого хода. В соответствии с методом эквивалентного генератора теперь необходимо определить эквивалентные ЭДС и входные сопротивления симметричной цепи. Величина соответствующая напряжению холостого хода на зажимах подключения локальной несимметрии определяется при отключении локальной несимметричной нагрузки любым известным методом расчета линейных цепей причем в силу симметрии цепи расчет проводится для одной фазы. В...
83670. Вращающееся магнитное поле 126.5 KB
  Магнитное поле катушки с синусоидальным током При пропускании по обмотке катушки синусоидального тока она создает магнитное поле вектор индукции которого изменяется пульсирует вдоль этой катушки также по синусоидальному закону Мгновенная ориентация вектора магнитной индукции в пространстве зависит от намотки катушки и мгновенного направления тока в ней и определяется по правилу правого буравчика. С учетом вышесказанного магнитное поле катушки с синусоидальным током называют пульсирующим. Круговое вращающееся магнитное поледвух и...
83671. Линейные электрические цепи при несинусоидальных периодических токах 129.5 KB
  Причины возникновения несинусоидальных напряжений и токов могут быть обусловлены или несинусоидальностью источника питания или и наличием в цепи хотя бы одного нелинейного элемента. Кроме того в основе появления несинусоидальных токов могут лежать элементы с периодически изменяющимися параметрами. Характеристики несинусоидальных величин Для характеристики несинусоидальных периодических переменных служат следующие величины и коэффициенты приведены на примере периодического тока: Максимальное значение .
83672. Резонансные явления в цепях несинусоидального тока 130 KB
  Как и при синусоидальных токах резонанс на кй гармонике соответствует режиму работы при котором ке гармоники напряжения и тока на входе цепи совпадают по фазе иначе говоря входное сопротивление входная проводимость цепи для кй гармоники вещественно. Для кй гармоники тока можно записать где действующее значение кй гармоники ЭДС. Таким образом при изменении С величина кй гармоники тока будет изменяться от нуля при С=0 до при достигая максимума при резонансе см. Следует отметить что несмотря на то что обычно с ростом...
83673. Переходные процессы в линейных электрических цепях с сосредоточенными параметрами 157.5 KB
  Для цепей с заданными постоянными или периодическими напряжениями токами источников принужденная составляющая определяется путем расчета стационарного режима работы схемы после коммутации любым из рассмотренных ранее методов расчета линейных электрических цепей. общее решение уравнения 2 имеет вид 4 Соотношение 4 показывает что при классическом методе расчета послекоммутационный процесс рассматривается как наложение друг на друга двух режимов – принужденного наступающего как бы сразу после коммутации и свободного имеющего...
83674. Способы составления характеристического уравнения 175.5 KB
  Путем исключения из системы уравнений описывающих электромагнитное состояние цепи на основании первого и второго законов Кирхгофа всех неизвестных величин кроме одной относительно которой и записывается уравнение 2; путем использования выражения для входного сопротивления цепи на синусоидальном токе; на основе выражения главного определителя. Согласно первому способу в предыдущей лекции было получено дифференциальное уравнение относительно напряжения на конденсаторе для последовательной RLCцепи на базе которого записывается...
83675. Переходные процессы в цепи с одним накопителем энергии и произвольным числом резисторов 167.5 KB
  Общий подход к расчету переходных процессов в таких цепях основан на применении теоремы об активном двухполюснике: ветвь содержащую накопитель выделяют из цепи а оставшуюся часть схемы рассматривают как активный двухполюсник А эквивалентный генератор см. Совершенно очевидно что постоянная времени здесь для цепей с индуктивным элементом определяется как: и с емкостным как: где входное сопротивление цепи по отношению к зажимам 12 подключения ветви содержащей накопитель энергии. Например для напряжения на конденсаторе в цепи на...
83676. Операторный метод расчета переходных процессов 174.5 KB
  Выделенную из некоторой сложной цепи. Замыкание ключа во внешней цепи приводит к переходному процессу при этом начальные условия для тока в ветви и напряжения на конденсаторе в общем случае ненулевые. Отсюда 2 где операторное сопротивление рассматриваемого участка цепи. Следует обратить внимание что операторное сопротивление соответствует комплексному сопротивлению ветви в цепи синусоидального тока при замене оператора р на .