97974

Приоритеты польской внешней политики в экспозе министра иностранных дел Радослава Сикорского в 2010-2012 годов

Реферат

Международные отношения

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в своих ежегодных экспозе посвященных основным принципам внешней политики страны отмечает что Польша на международной арене должна быть более сильной. Он аргументировал это тем что позиция Польши в мире в настоящее время сильна.

Русский

2015-10-26

82 KB

0 чел.

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Реферат

На тему:

«Приоритеты польской внешней политики в экспозе министра иностранных дел Радослава Сикорского в 2010-2012 гг.»

Студентка 3 курса               ________   М.В.Казакова

Доктор исторических наук,
Профессор                               ________  В.Е.Снапковский

Минск 2012

Введение

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, в своих ежегодных экспозе, посвященных основным принципам внешней политики страны, отмечает, что Польша на международной арене должна быть более сильной.

Он аргументировал это тем, что позиция Польши в мире в настоящее время сильна. «Мы находимся на правильном пути. Голос Польши в настоящее время в Европе слышат, а наши предложения серьезно анализируются и изучаются партнерами. Чтобы Польша укрепила свою позицию среди значимых европейских государств необходимо взвешенно оценить потенциал страны и возможность воздействия». Глава польской дипломатии сказал, что суверенность означает в настоящее время сильную экономику и финансовую надежность, а не самостоятельное принятие всех решений.

Глава польской дипломатии упоминает четыре сценария будущего ЕС – распад, дрейф, утопический федерализм, а также политический союз. Польский образ Европы, по мнению Сикорского, - политический союз. «Мы предусматриваем, что члены ЕС навсегда сохранят независимость и право покинуть Союз. Право определять уровень полномочий должно быть на уровне ЕС. Самобытность, культура, религия, стиль жизни и важнейшие налоговые ставки должны навсегда остаться приоритетом государств. Польша никогда не откажется от своего польского самосознания, что только укрепит европейские устремления поляков».


Политика Польши по отношению к Беларуси

2010

2011

2012

«Мы постоянно следим за укреплением белорусской государственности, поддерживая её. Однако полная независимость не может быть установлена без развития демократии. По этой причине, заявляя о своей приверженности к широкому сотрудничеству с Республикой Беларусь, мы настоятельно рекомендуем белорусским властям внести системные изменения. В соответствии с принципами демократии и прав человека, эти изменения должны включать в себя право на свободную ассоциацию, в частности по отношению к польскому меньшинству в Беларуси» - это то, на чем мы настаиваем [1].

«Политика Польши по отношению к Беларуси имеет условный характер. Судьба наших братьев, в том числе и  белорусской нации, нам особенно дорога. Немаловажным остается факт, что в своих выступлениях я неоднократно заявлял о позиции Польши помогать белорусскому народу, при условии, если Беларусь будет проводить реформирование экономики. Мне кажется, что Польша в свое время успешно провела реформы и перешла к рыночной экономике. Поэтому наша страна может служить хорошим примером для Беларуси. Разумеется, если Беларусь захочет перенять наш опыт» [2].

«Причина белорусских экономических трудностей и политической изоляции - в системе экономики, построенной нынешней властью. Поэтому я считаю, что тема для дискуссии с Лукашенко - это переход Беларуси к демократии и его уход из власти. Лидер белорусского государства неустанно повторяет о самостоятельности своего государства, в то время, как оно полностью  зависит поставщиков в Беларусь нефти и газа» [3].            
                         
перевод М.Казаковой


Вывод

            В каждом свое выступлении перед Сеймом министр иностранных дел Радослав Сикорский касается вопроса о позиции, занимаемой польским государством, по отношению к Республике Беларусь. Так в 2010 году, в ходе своего ежегодного экспозе, он подчеркнул о пренебрежении белорусским государством прав человека. Он настоятельно порекомендовал белорусским властям внести системные изменения в свою политику, опираясь на дальнейшее сотрудничество с государством.

           Гораций писал: «Если сосед твой горит, беда и тебе угрожает». Солидарность имеет большое значение для поляков. По словам Сикорского, не только администрация, но еще и десятки неправительственных организаций заинтересованы в поддержке белорусского народа.

          Через  месяц после событий 19 декабря 2010 года в Беларуси была организована благотворительную конференция в Варшаве с участием в ней нескольких десятков делегаций от различных государств и  международных организаций, в ходе которой было собрано более 87 миллионов евро в поддержку политзаключенных в Беларуси.

          Также глава Министерства иностранных дел Польши отметил, что Польша и Германия, независимо от их потенциала и расположения, занимают одинаковую позицию в ЕС. Они сотрудничают друг с другом в вопросе об улучшении демократических институтов, как на юге, так и на востоке. Они имеют общие цели по увеличению влияния в Беларуси и Украине.

          В своем обращении к Сейму в 2012 году Радослав Сикорский указал на неспособность Республики Беларусь быть полностью независимым государством, в то время, как оно находится в прямой зависимости от поставщиков нефти и газа. И отрицательно высказался по поводу угроз Беларуси об отзыве послов стран ЕС.

            Сикорский сказал, что Евросоюз поступил правильно, не исключив Беларусь из программы "Восточное партнерство", несмотря на давление на оппозицию и аресты оппозиционных деятелей после президентских выборов 19 декабря 2010 года. "Мы считаем, что условия и преимущества "Восточного партнерства" будут способствовать белорусскому народу", - заявил Сикорский [11].


Польша в Вышеградской группе

2010

2011

2012

«Мы ведем переговоры в рамках Вышеградской группы, направленные на создание совместных консульских учреждений и взаимный обмен консулов. Конкретным результатом стало открытие Вышеградского дома в Кейптауне, где поочередно будут действовать дипломатические миссии Чехии, Словакии, Польши и Венгрии» [1].

По индексу восприятия коррупции стран мира Transparency International Польша в 2010 году заняла 41-е место из 180 возможных – что является самой высокой позицией в Вышеградской группе и значительно отличается от 2007 года, когда Польша  занимала позиции ниже, чем Венгрия, Словакия и Чехия» [2].

«В совместной работе со странами Вышеградской группы и Друзьями политики сплочения ЕС мы будем стремиться к тому, чтобы переговоры о бюджете  обсуждались не только между крупными государствами. В июле, когда Польша примет председательство в Вышеградской группе, мы определим ряд инициатив, направленных на дальнейшее наращивание отношений с Чехией, Словакией и Венгрией. Сегодня Венгрия взяла на себя ответственность за нашу региональную репутацию в области уважения демократических принципов.  К 2016 году мы создадим «Вышеградское боевое формирование», что будет нашим региональным вкладом в развитие оборонного потенциала ЕС. Нашим основным партнерам - Румынии и Болгарии - будет предложено участие во многих проектах, в том числе и координируемых Вышеградской группой» [3].                 

                                                                   перевод М.Казаковой


Вывод

Немаловажен тот фактор, что польский министр убеждал своих коллег в Чехии и Словакии, что Вышеградская группа имеет огромный потенциал в рамках Европейского союза.

"Польша, Чехия, Словакия и Венгрия все вместе имеют 65 млн человек. Во время саммитов ЕС четыре вышеградские страны обладают столькими голосами, сколько имеют вместе с Германией. Страны Центральной Еропы не имеют таких больших экономических проблем, как большая часть Европы", - отметил министр Радослав Сикорский и добавил: "Поэтому Польша стремится прежде всего укреплять позитивный имидж региона".

"Это план укрепления позитивного бренда. Вышеградская группа сегодня приводит на мысль быстрый рост, низкий уровень задолженности и экономической живучести, чего нельзя сказать о целой Европе", - сказал польский министр.

Польская сторона хочет прежде всего завоевать как можно большее финансирования для целого региона из бюджета ЕС на следующую бюджетную перспективу [4].

Польша в 2011 году председательствовала в ЕС. Теперь польское государство сосредотачивается в большей степени на Вышеграде - ежегодное председательство в Вышеградской группе означает также заседания по формуле "Вышеградская группа плюс". Польша встречается в формуле плюс Румыния и Болгария, но также Вышеградская группа плюс Восточное партнерство, V4 плюс страны Балтии, V4 плюс Балканы, в разных комбинациях. Она представляет собой гибкую формулу [5]. У Вышеградской группы есть общий интерес в получении эффективного долгосрочного бюджета ЕС. Эта задача на многие месяцы. Так что из текущего успеха данного региона, особенно из успеха Польши и Словакии, могут также извлечь выгоду страны, которые нуждаются в росте. Сплоченность или инвестиции в инфраструктуру, которые осуществляются на конкурсной основе компаниями со всей Европы. Это более ориентированная на рост политика, чем некоторые другие предлагаемые расходы. Для Вышеградской группы - это означает строительство энергетической инфраструктуры, взаимосвязь между газовыми сетями Польши и Словакии, Польши и Чехии, Венгрии и Словакии, Венгрии и Австрии, которые не только повышают энергетическую безопасность и практическую солидарность в данном регионе, но и сделают газовый рынок более конкурентоспособным.


Польша в ЕС

2010

2011

2012

«Являясь членом ЕС, Польша вносит свой вклад в формирование права на самоопределение. ЕС волнует вопрос о будущем европейском бюджете. Мы не можем иметь "больше Европы за меньшие деньги". Именно поэтому мы выступаем за перспективный бюджет на период после 2013 года. Это позволит нам ликвидировать пробелы в развитии, которые все еще существуют. Европа по-прежнему нуждается в инвестициях в инфраструктуру: в широкополосный доступ в Интернет, дороги, железные дороги и энергию. Современная политика сплоченности должна поддерживать Европейский Союз с социальным и экономическим развитием. Устойчивый экономический рост, который предотвращает изоляцию и создает новые рабочие места, должен быть целью политики сплочения. Эта цель никогда не была настолько актуальна, как сегодня. Другой проблемной областью является деятельность ЕС во внешней политике и политике безопасности. Это касается проблемы взаимосвязи Восточного партнерства со стратегическим партнерством России и ЕС. Это может оттолкнуть такие страны, как Украина и Турция, от присоединения к ЕС. Вот почему мы не должны отказываться от идеи поддержки тех стран, которые ориентированы на ЕС Мы хотим, чтобы наши восточные соседи имели возможность путешествовать в Польшу и другие страны ЕС без ненужных ограничений. Наша цель заключается в разработке дорожных карт, ведущих к безвизовому режиму для стран Восточного партнерства, а также России и на Западных Балканах. Проверкой эффективности нашей работы будет служить польское председательство в Европейском Совете в 2011 году. Мы уже изложили свои первоначальные приоритеты: 1) переговоры о многолетней финансовой программе; 2) на внутреннем рынке - новые методы выхода из кризиса; 3) отношения с Восточно-европейскими странами; 4) ЕС в сфере энергетики и энергетической политики безопасности; 5)  Политика безопасности и обороны» [1].

«Членство в ЕС сделало нас сильнее. Две трети нашей торговли приходится на государства-членов ЕС. Мы по-прежнему играем ведущую роль в распределении средств ЕС. В текущей политике сплочения из бюджета выделяется один из пяти евро, которые выдаются Комиссией Польше. Нам удалось создать эффективную систему, которая используется как корпоративными и институциональными клиентами, так и частными лицами. Это приводит к увеличению количества предприятий и новых рабочих мест. ЕС использует наши советы, касающиеся наших восточных соседей. Поляки занимают важные посты в ЕС. Ежи Бузек является президентом Европейского Парламента. Януш Левандовски несет ответственность за одну из самых важных задач Европейской Комиссии: бюджет ЕС. Наш дипломат Европейской службы по внешним делам пользуется преимущественным правом. Во главе делегаций в Иорданию и Южную Корею стоят польские граждане» [2].

«В ходе нашего председательства мы подписали договор о вступлении Хорватии и закрыли шесть глав в переговорах с Исландией. Наша администрация продемонстрировала эффективность, наши чиновники показали компетентность. Несмотря на южное направление ЕС, нам удалось продвинуться на восток. Мы согласовали текст договора о сотрудничестве с Украиной, начали аналогичные переговоры с Грузией и Молдовой.
Более того, в Варшаве состоялся второй саммит Восточного Партнерства, на котором государства-члены ЕС приняли декларацию о несоблюдении Беларуси демократических стандартов» [3].  
перевод М.Казаковой 


Вывод

Сикорский отметил, что для Польши неприемлемы ни распад Евросоюза, ни его сохранение в нынешнем «дрейфующем» виде. В случае распада ЕС, предупредил министр, пустоту на востоке заполнит Россия.

Переход Польши на евро ожидается в 2012 или 2013 году [6], хотя некоторые аналитики считают, что это может быть отложено до 2015 или даже 2019—2020 годов. По данным Deutsche Welle на март 2009 года, около половины тамошнего населения — за вступление в еврозону, официальное согласие на этот шаг страна уже дала, и самым большим препятствием остаётся требование стабильности национальной валюты на двухлетний срок, предшествующий вступлению в еврозону — колебания курса злотого относительно евро не должны в течение этого срока превышать 15 % (в любую сторону), и у специалистов нет уверенности, что у национального банка Польши хватит резервов для выполнения этого требования [7].

Для Польши председательство в ЕС — это первый опыт руководства европейской семьей. Даже несмотря на серьезный кризис, который сейчас переживает Европа, Польша не ставит под сомнение идею существования “единой зоны”.

  Евроинтеграция остается одним из приоритетных направлений [8]. Обеспечение европейской безопасности на всех уровнях — другой важный пункт польской программы. В рамках стратегии “открытая Европа” Польша выступает за развитие единого рынка.

Украина остается важнейшим неатлантическим стратегическим партнером для Польши [9]. Польское государство готово ее поддерживать, если она точно выберет европейскую судьбу. Оно призывает украинские власти создать политические условия, которые включают в себя стандарты отношения к оппозиции и качество избирательных и судебных процессов, которые делают возможным подписание и вступление в силу соглашения об ассоциации с ЕС.


Заключение

Глава правительства Польши придерживается политики ЕС по отношению к Беларуси на протяжении 2010-2012 годов, анализируемых мной. Однако он не раз заявлял о позиции Польши помогать белорусскому народу, при условии, если Беларусь будет проводить реформирование экономики. По словам главы польской дипломатии, Евросоюз будет "заботиться о десяти миллионах европейцев, которые живут в Беларуси" [15]. Вместе с тем Сикорский выразил надежду на то, что само белорусское гражданское общество сможет сделать больше для внедрения идей Восточного партнерства и "Европейского диалога о модернизации с Беларусью" в сознание жителей страны. А также Сикорский призывает соблюдать  демократические принципы, что немаловажно для сотрудничества между странами, как в политической сфере, так и в экономической.

Что касается участия Польши в Вышеградской группе, то Польская сторона хочет прежде всего завоевать как можно большее финансирования для целого региона из бюджета ЕС на следующую бюджетную перспективу. По причине председательства Польши в ЕС в 2011 году, в Вышеградской группе произошел «застой», так как практически все силы были направлены на работу в Европейском Сообществе. Но это не помешало Вышеградской группе следовать своей цели. Сплоченность и инвестиции в инфраструктуру, которые осуществляются на конкурсной основе компаниями со всей Европы, строительство энергетической инфраструктуры, взаимосвязь между газовыми сетями стран Вышеградской группы – всё это не только повышает энергетическую безопасность и практическую солидарность в данном регионе, но и делает газовый рынок более конкурентоспособным. Поэтому страны, нуждающиеся в экономическом росте, непременно могут извлечь пользу из работы Вышеградской группы.

Каждый год является плодотворным как для Польши, так и для стран-участниц   Восточного партнерства.  Так, в 2010 году Польша начала осуществлять цель по разработке «дорожных карт», которые впоследствии приведут к безвизовому режиму для стран Восточного партнерства, России и на Западных Балканах. В соответствии с решением Варшавского саммита Восточного партнерства 2011 года, 23 июля 2012г. на министерской встрече в Люксембурге была принята “Дорожная карта” Восточного партнерства. Немаловажным остается тот факт, что Польша находится на пути введения евро в страну. Также Польша ставит перед собой цель улучшить отношения с Германией до уровня стратегического партнера на ближайшие годы.  

На саммите осенью 2011 года Молдова подписала договор об ассоциации, предусматривающий упрощение визового режима и создание зоны свободной торговли. В проектах Восточного партнерства – поддерживать мелкие и средние предприятия, максимальная эффективность энергетики и административное реформирование. Также стремление завершить переговоры о вступлении Хорватии в данный проект и продолжение переговоров с Турцией и Украиной является важной задачей в работе Восточного партнерства.

В 2012 году на саммите Восточного партнерства, государства-члены ЕС приняли декларацию о пренебрежении Беларусью демократических стандартов. Однако диалог между Восточным партнерством и Беларусью сохранятся с целью политического и экономического сближения. Несмотря на все происходящие в 2010 году события в Беларуси и впоследствии, ЕС не исключил Беларусь из программы «Восточное партнерство».

Сикорский отметил важную роль Форума гражданского общества программы ЕС "Восточное партнерство" для развития контактов между демократической Европой и восточными соседями Евросоюза.

По словам Сикорского, уже зарегистрирован созданный под эгидой ЕС Фонд поддержки демократии (European Endowment for Democracy), который может стать, в частности, инструментом оперативной поддержки белорусских организаций третьего сектора. Он будет финансироваться совместно странами ЕС и Еврокомиссией.

«Польша, - отметил министр, - уже сделала первый взнос в 5 миллионов евро.  А поскольку Брюссель намерен финансировать фонд на равных со странами-членами, то 10 миллионов евро в распоряжении фонда уже есть».

Также, по словам польского министра, вскоре в Польше откроется вуз, в котором смогут получить дипломатическое образование и представители стран Восточного партнерства.


Список литературы:

  1.  Экспозе Министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, 2010 год.
  2.  Экспозе Министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, 2011 год.
  3.  Экспозе Министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, 2012 год.
  4.  http://www.rp.pl/
  5.  http://polpred.com/
  6.  Бронска, Ю.; Гоголкина, Т. С введением евро Польше придётся повременить. — Deutsche Welle, 9 марта 2009 года.
  7.  Шаньков, В.; Егоров, М. Комплекс евро. — «Новые известия», 26 января 2010 года.
  8.  http://eurocenter.by 
  9.  http://www.radioporusski.pl
  10.  http://euronews.com
  11.  http://ale.by/news
  12.  http://www.eeas.europa.eu
  13.  http://www.consilium.europa.eu
  14.  http://www.delarm.ec.europa.eu
  15.  http://charter97.org


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67421. Сутність і функції фінансів 30.5 KB
  Соціально-економічна сутність та функції фінансів Фінанси являють собою економічні відносини що пов’язані з формуванням розподілом та використанням централізованих і децентралізованих фондів грошових коштів з метою виконання функцій та завдань держави і...
67422. ФІНАНСОВА СИСТЕМА 40.5 KB
  Поняття фінансової системи та її структура Фінансова система України Характеристика ланок фінансової системи індустріально розвинених країн До п. Поняття фінансової системи та її структура Підходи щодо складу фінансової системи є різними і за складом ланок і за виділенням сфер блоків за ув’язуванням...
67423. УПРАВЛІННЯ ФІНАНСАМИ 47.5 KB
  Управління фінансами здійснюється через систему відносин, що склалися і обумовлене їх історичними, політичними та економічними чинниками. Воно підпорядковано фінансовій політиці держави. У відповідності до фінансової політики визначається обсяг розподілу та перерозподілу національного...
67424. ФІНАНСОВИЙ КОНТРОЛЬ 37.5 KB
  Фінансовий контроль – це сукупність дій та операцій щодо перевірки фінансових і пов’язаних з ними питань діяльності суб’єктів господарювання та управління із застосуванням специфічних форм та методів його організації.
67425. СТРАХУВАННЯ ТА СТРАХОВИЙ РИНОК 46 KB
  Економічна сутність страхування та його функції Основні поняття у страховій справі Галузі страхування та їх роль в житті суспільства Страховий ринок як особлива сфера грошових відносин Доходи та видатки страховика Фінансові результати страхових операцій.
67426. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 564 KB
  Предметом экономического анализа может быть экономика объектов от страны в целом и до отдельного рабочего места. Чаще всего предметом такого анализа является экономика отдельного предприятия фирмы которая рассматривается во взаимодействии с технической стороной производства и экономической политикой государства.
67427. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ТРУДА 97.5 KB
  Классификация оборудования Активная часть основных производственных фондов энергетическое и производственное оборудование играет определяющую роль в производственном процессе и как следует из схемы на рис. Кроме двигателей в состав энергетического оборудования входят котлы...