97975

Макроэкономическое равновесие в модели IS-LM

Курсовая

Макроэкономика

Макроэкономическое равновесие - проблема для каждого государства. Причем это абсолютно зависит от того, какая экономическая система в стране: рынок или государственное регулирование. В любом случае без равновесия в стране нет стабильности и в других сферах: политической, экономической, общественной...

Русский

2015-10-26

75 KB

0 чел.

            

                    Содержание

 

Введение

1. Проблема макроэкономического равновесия в экономической теории

1.1 Классическая теория макроэкономического равновесия

1.2 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

2. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке (модель IS)

3. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке (модель LM)

4. Макроэкономическое равновесие в модели IS-LM

Заключение

Список использованных источников

Введение

Макроэкономическое равновесие - проблема для каждого государства. Причем это абсолютно зависит от того, какая экономическая система в стране: рынок или государственное регулирование. В любом случае без равновесия в стране нет стабильности и в других сферах: политической, экономической, общественной и т.д. Проблемой макроэкономического равновесия начали заниматься еще в XIX в.

В современной экономической науке существует два теоретических подхода к характеристике равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Первый был изложен представителями классической политической экономии в первой половине XIX в. и развит их последователями - экономистами-неоклассиками во второй половине XIX - первых десятилетиях XX в.

Первым и наиболее серьезным испытанием классической теории макроэкономического равновесия стал мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг., называемый обычно в исторической литературе Великой депрессией. Первым человеком, сумевшим яснее других рассмотреть и описать новый облик экономики, выявить закономерности ее функционирования и предложить рецепты для вывода ее из кризиса, стал английский экономист Дж. Кейнс - самая яркая и значимая фигура в истории экономической мысли XX в. Его знаменитая книга "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшая в 1936 г., произвела подлинный переворот в экономическом мышлении.

Модель IS-LM, разработанная Хиксом, определяет условия, при которых устанавливается одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. С помощью данной модели можно показать, какими путями с помощью фискальной и денежно-кредитной политики можно повлиять к примеру, на объем национального дохода. Поэтому изучение данного вопроса также является весьма актуальным, так как именно эти два вида политики являются основой экономики любой страны.

Цель данной курсовой работы - раскрыть суть модели IS-LM.

Объектом исследования является национальная экономика.

Задачами данной курсовой работы являются:

Раскрыть сущность кейнсианского и классического подхода к макроравновесию.

Описать макроэкономическое равновесие на товарном рынке (IS).

Описать макроэкономическое равновесие на денежном рынке (LM).

Охарактеризовать макроэкономическое равновесие в модели IS-LM

            

 

          1. Проблема макроэкономического равновесия в экономической теории

 

1.1 Классическая теория макроэкономического равновесия

Классическая модель AD - AS. В экономической теории уже длительное время присутствуют два достаточно различных подхода к трактовке достижения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением: классическая и кейнсианская модель. [9, c.171]

В соответствии с известным экономическим законом Ж.Б. Сэя классическая теория исходит из того, что предложение (производство) в соответствующем объеме автоматически порождает денежные доходы и платежеспособный спрос населения. Поэтому в национальной экономике вряд ли возможна такая ситуация, когда объем совокупных пофакторных доходов окажется недостаточным, чтобы выкупить весь объем произведенной продукции.

Так, неоклассики подводят нас к выводу о том, что рыночная экономика генетически обречена на достижение равновесия. В случае чего тут же изменятся заработная плата, цены и норма ссудного процента. При восстановлении равенства инвестиций и сбережений несложно вернуть и утраченное равновесие между спросом и предложением.

В современных условиях различные течения неоклассицизма (неолиберализм и т.д.) также исходят из того, что рыночная экономика более всего соответствует "экономике полной занятости". Поэтому линия совокупного предложения AS чаще всего занимает вертикальное положение.

Это означает, что макроэкономический анализ и выработку соответствующих рекомендаций следует проводить относительно третьего, вертикального участка кривой AS (рис.1.1).

Тем самым обосновывается вывод о том, что дальнейшее повышение уровня цен на продукцию не в состоянии повлиять на национальный объем выпуска.

Рис 1.1 Классическая модель AD-AS

Таким образом, в условиях экономики полной занятости линия совокупного предложения AS приобретает вид строго вертикальной прямой. Следовательно, объем национального производства есть фиксированная величина.

Теперь обратим внимание на платежеспособный спрос. С учетом содержания денежного уравнения величина совокупного спроса (AD) выражается через количество денег, находящихся в обращении (М х V), а их покупательная способность находится в обратной зависимости от уровня цен (Р). Если в какой-то момент масса денег возрастет, то это увеличит номинальный объем совокупного спроса. Линия совокупного спроса AD сместится вверх и вправо. Возросшие цены (Р1 > Р0) погасят возникший спекулятивный спрос. Конечно, потребитель хотел бы при тех же ценах купить больше товаров. Но объем совокупного предложения не изменился, так как в данном временном периоде мы имеем дело с "экономикой полной занятости" (рис.1.1). Поэтому следует ожидать нарастания конкуренции среди покупателей и, как следствие, роста уровня цен.

Если, наоборот, пойти по пути сжатия денежной массы, то линия AD сместится влево и вниз и займет свое прежнее положение. Конечно, сектор бизнеса хотел бы сохранить прежние цены, но все же придется тот же физический объем производства продавать по более низким ценам (Р0).

В итоге сам по себе напрашивается вывод о том, что для увеличения объема выпуска, не допуская инфляции, необходимо стимулировать сектор бизнеса, т.е. сдвигать кривую совокупного предложения вправо и вниз. Так классическая модель AD - AS вполне логично дополняется современной концепцией "предложения".

Таким образом, классическая теория исходит из того, что предложение (производство) в соответствующем объеме автоматически порождает денежные доходы и платежеспособный спрос населения. Поэтому национальную экономику в понимании классиков можно охарактеризовать, как экономику, близкую к полной занятости, т.е. кривая предложения будет вертикальна.

  

     1.2 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Современные последователи английского экономиста Дж.М. Кейнса исходят из того, что в национальной экономике отсутствует некий скрытый механизм саморегулирования. Кроме того, всегда есть экономические резервы для наращивания объема выпуска. Поэтому полная занятость может возникнуть только случайно. Чаще всего в точке равновесия не обеспечивается достижение полного использования мощностей. Поэтому считается, что макроэкономический анализ необходимо проводить применительно к первому или хотя бы ко второму участку кривой совокупного предложения AS (рис.1.2). [9, c.173]

Рис.1.2 Кейнсианская модель AD-AS

Свой подход неокейнсианцы подкрепляют ссылкой на то, что в условиях повсеместно доминирующей неценовой конкуренции цены на внутреннем рынке достаточно стабильны. Стабильное повышение производительности труда в условиях научно-технического прогресса приводит к тому, что выпуск продукции не сопровождается повышением цен.

Вместе с тем признается, что низкая эластичность предложения по цене может разрушаться в условиях монополизированного рынка, доминирования олигополии и роста цен на ресурсы.

В целом обнаруживается, что при незначительном изменении уровня цен обеспечивается существенный прирост объема совокупного предложения (рис.1.2). Хотя впереди и обозначается некая точка "К", достижение которой означает переход в состояние полной занятости.

Сдвиг кривой совокупного спроса в положение AD1 приведет к сокращению объема выпуска и рабочих мест. Рабочая сила выталкивается из национального производства (рост безработицы), при этом уровень цен может оставаться без изменения. Наоборот, сдвиг кривой совокупного спроса в положение AD2 оживляет экономическую активность, вызывает увеличение и объема выпуска, и занятости населения (рис.1.2).

Так мы подходим к выводу о том, что для обеспечения прироста ВВП достаточно переместиться вправо по кривой совокупного предложения. Для такого перемещения нужно обеспечить лишь "эффективный спрос".

Что касается структуры совокупного спроса, то мы уже знаем, что AD включает спрос на товары и услуги со стороны домашних хозяйств, бизнеса, государства и внешнего мира (экспорт). В свою очередь каждый из этих компонентов зависит от множества факторов. Поэтому совокупный спрос есть величина достаточно изменчивая. Стимулирование потребления отечественных товаров должно сопровождаться наращиванием государственных закупок, ростом инвестиционного спроса, ограничением импорта и поощрением экспорта.

В любом случае дальнейший анализ обеспечения макроэкономического равновесия должен быть дополнен анализом потребления, сбережений, инвестиций. Так неокейнсианская модель AD - AS дополняется теорией "эффективного спроса".

Таким образом, в отличие от классической экономики предложения кейнсианская школа сосредоточена на экономике спроса, а кривая предложения имеет пологий вид. Суждения же школы можно определить в основной мере к краткосрочному периоду, в классической – долгосрочному.

            

          2. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке (модель IS)

Для изучения равновесия на товарном и денежном рынках используется модель IS-LM, разработанная английским экономистом Дж. Хиксом в 1937 г. Ее также называют моделью двойного равновесия, ибо она определяет условия, при которых наступает одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Данная модель дает возможность понять, как фискальная и денежно-кредитная политика влияет на экономику, каким образом взаимосвязаны эти инструменты, какова их эффективность. [3, c.160]

Поскольку Дж. Хикс являлся последователем Дж.М. Кейнса, его модель базируется на кейнсианских теоретических положениях. Как и в модели кейнсианского креста, в модели IS-LM рассматривается экономическое равновесие при следующих условиях: экономика страны замкнута; национальный объем производства (выпуска) равен совокупному доходу общества; уровень цен фиксирован, т.е. реальные и номинальные величины совпадают.

Для построения модели нужно проанализировать состояние товарного рынка. Кривая IS выводится из условия ее равновесия, согласно которому реальные совокупные расходы общества равны совокупному доходу (выпуску).

Известно, что между уровнем реальной процентной ставки r1 и планируемыми инвестициями существует обратная зависимость.

Для упрощения возьмем линейную функцию инвестиций (рис.2.7а).

Рис.2.1 Равновесие на товарном рынке. Кривая IS

При уровне процентной ставки г} объем планируемых инвестиций составит 1г. Соответственно, совокупные расходы АЕ будут равны C+I1+G рис.2.7б). Кривая совокупных расходов, пересекаясь с биссектрисой, определит точку равновесия E1 и равновесный объем дохода Y1, Таким образом, при процентной ставке r1 равновесным будет доход Y1. Эти параметры определят точку А (рис.2.1в). [3, c.162]

Допустим, что процентная ставка снизилась с r1 до r2. Это приведет к росту планируемых инвестиций с I1 до I2 и увеличению совокупных расходов. Кривая совокупных расходов C+I1 + G сдвинется вверх в положение С + I2 + G (см. рис.2.1,). Новое положение равновесия на товарном рынке будет достигнуто в точке Е2 при процентной ставке r2. Равновесным будет доход Y2. Поскольку инвестиции обладают мультипликационным эффектом, определить увеличение дохода можно, умножив их прирост на мультипликатор инвестиций. Значениям r2, Y2 будет соответствовать точка В (см. рис.2.1в).

Если непрерывно изменять значения процентной ставки и для каждого находить соответствующие значения дохода, то на рис.2.1в получим кривую IS (инвестиции-сбережения). Дж. Хикс дал этой кривой такое обозначение потому, что в простейшей кейнсианской модели, в которой отсутствует государственный сектор, равновесие на товарном рынке достигается при равенстве инвестиций I и сбережений S. Каждая точка кривой IS выражает такое сочетание r и Y, при котором на товарном рынке наступает равновесие. Следовательно, кривая IS представляет собой геометрическое место точек всех возможных комбинаций процентной ставки и совокупного дохода (выпуска), соответствующих равновесному состоянию товарного рынка.

Кривая IS имеет нисходящий вид, так как между уровнем процентной ставки и величиной совокупных расходов существует обратная зависимость. Объем выпуска всегда стремится достичь какой-либо точки на кривой IS, ибо только в этих точках товарный рынок будет находиться в равновесии. Все точки, лежащие вне кривой IS, дают неравновесное состояние товарного рынка.

Рассмотрим точку С, находящуюся слева от кривой IS (см. рис.2.1). Ей соответствует уровень дохода (выпуска) Y1 и ставка процента r2. Однако при процентной ставке r2 равновесным является доход Y2: именно при нем товарный рынок находится в равновесии, т.е. этот доход равен совокупным расходам. Но Y1 меньше Y2. Значит, в точке С уровень дохода Y1 меньше совокупных расходов общества при ставке r2. Следовательно, в точке С, как и во всех точках, лежащих слева от кривой IS, совокупные расходы превышают доходы (выпуск). Объясняется это либо низкой ставкой процента, либо слишком малым для равновесного товарного рынка выпуском. [3, c.162]

Точка D расположена правее кривой IS (см. рис.2.1в). В этой точке при ставке r1 доход (выпуск) будет равен Y2. Но при такой ставке равновесным будет доход Yl который меньше Y2. Следовательно, У2, соответствующий точке D, будет превышать совокупные расходы. Таким образом, все точки, лежащие правее кривой IS отражают такое состояние товарного рынка, при котором доход (выпуск) больше совокупных расходов.

Степень крутизны кривой IS определяется рядом факторов. Один из них - чувствительность планируемых инвестиций к изменениям процентной ставки. Рассмотрим эту зависимость графически.

Небольшое снижение ставки процента с r1 до r2 приводит к существенному приросту инвестиций с до I2, т.е. инвестиции очень чувствительны к изменениям процентной ставки (Рис.6.1а).

Резкое увеличение планируемых инвестиций обусловливает значительный рост совокупных расходов. Кривая С + I1 + G сдвигается вверх на сравнительно большое расстояние в положение C+I2 + G. Это приводит к увеличению реального равновесного дохода с Y1, до У2 (рис.2.2б). Построенная при таких условиях кривая IS будет иметь пологий вид (рис.2.2в) (в отличие от кривой IS, изображенной на рис.2.1в, которая является довольно крутой, поскольку построена на основе другой функции, где инвестиции менее чувствительны к изменениям процентной ставки).

Рис 2.2 Влияние чувствительности инвестиций к изменениям процентной ставки на наклон кривой IS

Наклон кривой IS зависит и от величины предельной склонности к потреблению трс, так как она определяет наклон кривой совокупных расходов АЕ и значения мультипликаторов инвестиций, государственных расходов и чистых налогов.

Таким образом, каждая точка кривой IS представляет такую комбинацию процентной ставки и совокупного дохода, при которой товарный рынок находится в равновесии. Она имеет отрицательный наклон, так как между уровнем ставки процента и величиной совокупных расходов существует обратная зависимость.

 

              3. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке (модель LM)

Построение кривой LM начинают с анализа равновесия на денежном рынке, при котором спрос на реальные денежные остатки равен их предложению.

Согласно теории Дж.М. Кейнса спрос на реальные денежные остатки зависит от совокупного дохода и ставки процента (в условиях неизменности цен номинальная ставка процента i равна реальной r). Уровень процентной ставки определяется равновесием денежного рынка. При построении графика следует исходить из того, что реальная денежная масса является неизменной. В этом случае кривая предложения реальных денежных остатков MS будет иметь вид вертикальной прямой (рис.3.1а). [1, c. 197]

Рис 3.1 Равновесие на денежном рынке. Кривая LM

Допустим, произведен доход Y1,. Его объем определяет спрос на деньги MD1. При предложении денег MS денежный рынок будет находиться в равновесии в точке Е1. Следовательно, при доходе Y1 денежный рынок будет равновесным, если процентная ставка будет r1. Значения Y1, r1, определят точку А (рис.3.1б).

При увеличении дохода с Y1 до Y2 спрос на деньги возрастет c MD1 до MD2, и денежный рынок будет находиться в равновесии тогда, когда ставка процента станет равной r2. Значения Y2 и r2 определят на графике точку В.

Непрерывно изменяя объем дохода, можно определить множество процентных ставок, при которых рынок денег будет равновесным, и построить кривую LM (предпочтение ликвидности - деньги) (рис.3.1б). Дж. Хикс дал кривой такое название, поскольку график представляет набор точек, в которых спрос на реальные денежные остатки, т.е. ликвидность L, равен их предложению М. Следовательно, кривая LM представляет собой геометрическое место точек всех возможных комбинаций уровней реального дохода и процентных ставок, при которых денежный рынок будет находиться в равновесии. Кривая LM имеет восходящий вид, что объясняется прямой зависимостью между r и Y.

Все точки равновесия денежного рынка лежат на кривой LM, Точки, лежащие вне кривой, дают неравновесное состояние денежного рынка. Например, точка С соответствует процентной ставке r2 и доходу Y1. Однако при доходе Y1 равновесие денежного рынка наступает при ставке r1. Значит, в точке С уровень процентной ставки выше равновесного. Согласно графику равновесия денежного рынка при процентной ставке выше равновесной наблюдается избыточное предложение денег. Следовательно, все точки, расположенные слева от кривой LM, соответствуют такому состоянию экономики, когда предложение денег превышает спрос, что объясняется слишком высокой процентной ставкой для данного дохода и данного предложения денег. [1, c. 198]

Теперь рассмотрим точку D, лежащую справа от кривой LM. В данной точке уровень процентной ставки - r1, а доход (выпуск) - Y2. Однако при таком доходе для равновесия денежного рынка необходим уровень процентной ставки r2. Следовательно, в точке D уровень ставки ниже равновесного. При такой ставке на рынке денег спрос на реальные денежные остатки превышает их предложение. Таким образом, все точки, расположенные справа от кривой LM, являются точками избыточного спроса на деньги, ибо для них ставка процента при данном предложении денег слишком низка для того, чтобы денежный рынок находился в равновесии.

Кривая LM имеет положительный наклон, но при этом может быть как крутой, так и пологой. Наклон кривой LM определяется прежде всего тем, как спрос на реальные денежные остатки реагирует на изменение ставки процента, т.е. чувствительностью спроса на деньги по отношению к процентной ставке. Предположим, что при доходе Y1 спрос на реальные денежные остатки равен MD1. Последний малочувствителен к изменению процентной ставки, т.е. значительные ее изменения приводят к небольшому изменению величины спроса на деньги. В таком случае кривая спроса MD1 будет крутой (рис.3.2а). Денежный рынок при данном предложении денег находится в равновесии при ставке процента r1.

Рис 3.2 Влияние чувствительности спроса на деньги к изменениям процентной ставки на наклон LM

Когда рост дохода с Y1 до Y2 приводит к увеличению спроса на реальные денежные остатки и сдвигу кривой MD1 в положение MD2, процентная ставка существенно повышается (с r1 до r2), чтобы восстановить равновесие на денежном рынке. Соответственно, и кривая LM является крутой.

На рисунке также видно, что кривая LM будет крутой тогда, когда чувствительность спроса на деньги к изменению дохода очень велика: небольшое увеличение дохода с Y1 до Y2 привело к значительному росту процентной ставки с r1 до r2.

Таким образом, наклон кривой LM определяется относительной зависимостью спроса на реальные денежные остатки от изменений процентной ставки и дохода: чем более чувствителен спрос на деньги к изменениям ставки и менее восприимчив к доходу, тем более пологой будет кривая LM, и наоборот.

Выясним, в каких случаях сдвигается кривая LM. При изменении процентной ставки точка движется по данной кривой. Так, повышение ставки с r1 до r2 смещает точку А в положение точки В (рис.3.2б). Сама кривая сдвигается при изменении предложения денег и автономного спроса на деньги.

Рассмотрим, как на положение кривой LM влияет изменение денежной массы. Допустим, что при доходе Y1 спрос на деньги был MD, предложение денег - MS1. Рынок находился в равновесии в точке E1 при ставке процента r1 (рис.3.3а). При таких условиях строится кривая LMl (рис.3.36).

Рис 3.3 Сдвиги кривой LM. Изменение предложения денег

Предположим, что центральный банк, проводя антикризисную политику, увеличил номинальную денежную массу, в то время как доход и уровень цен остались прежними. Это привело к росту предложения реальных денежных остатков, что обусловило сдвиг кривой MS1 в положение MS2. При уровне дохода Y1 и неизменном спросе на деньги MD рост предложения денег приведет к тому, что равновесие денежного рынка наступит при более низкой процентной ставке - r2. Это обусловит сдвиг кривой LM1 вниз, в положение LM2 (см. рис.3.3б). Соответственно, уменьшение предложения денег при данном уровне дохода и спроса на деньги приведет к повышению равновесной ставки процента и сдвигу кривой LM1 вверх. [3, c.171]

Кривая LM может перемещаться и под влиянием изменений автономного спроса на деньги (вызванных экзогенными факторами, а не изменениями уровня цен, реального дохода или процентной ставки). Допустим, рынок денег находится в равновесии в точке Е1 при равновесной ставке процента r2, (рис.3.4а). Данным условиям будет соответствовать кривая LM1 (рис.3.4б).

Рис 3.4 Сдвиги кривой LM. Изменение автономного спроса на деньги.

Предположим, в результате финансовой паники повысилась неуверенность потенциальных вкладчиков в целесообразности вложений в ценные бумаги, в результате чего спрос на них сократился. Это обусловило увеличение спроса на деньги при любых заданных значениях процентной ставки, уровня цен и реального дохода. Кривая спроса MD1 сдвинулась вверх, в положение MD2. Новое равновесие на рынке денег при неизменном выпуске У] будет наблюдаться при более высокой процентной ставке г2, так как точка равновесия переместится из Ех в положение Е2 (см. рис.3.4а). Это приведет к сдвигу кривой LM1 вверх, в положение LM2. При сокращении автономного спроса на деньги кривая LM, сдвинется вниз.

Таким образом, каждая точка кривой LM показывает такую комбинацию процентной ставки и дохода (выпуска), при которой спрос на реальные денежные остатки равен их предложению. Она имеет положительный наклон, что объясняется прямой зависимостью между ставкой процента и доходом.

                4. Макроэкономическое равновесие в модели IS-LM

Кривая IS отражает все комбинации дохода и процентной ставки, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все сочетания Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис.4.1). Точка Е - единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии. [3, c.170]

Рисунок 2.9 Модель IS-LM

Докажем, что Е - точка равновесия, т.е. существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесия возвращают оба рынка в равновесное состояние.

Рассмотрим точку А. Она находится на кривой IS, но вне кривой LM. В этом случае товарный рынок находится в состоянии равновесия, а денежный - нет. Известно, что во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение реальных денежных остатков превышает спрос на них, так как процентная ставка (в данном случае r2) высока для равновесия на денежном рынке. Избыток предложения денег означает, что у экономических субъектов появились "лишние деньги". Это заставит их покупать облигации. Рост спроса на последние приведет к повышению их рыночной цены, что станет причиной понижения процентной ставки, сопровождаемого ростом планируемых инвестиций, совокупных расходов, а значит и увеличением равновесного дохода. Все эти процессы приведут к перемещению по кривой IS вниз, к точке Е.

Точка D расположена на кривой IS ниже кривой LM. В ней спрос на реальные денежные остатки превышает их предложение. Недостаток денег заставит экономических субъектов продавать облигации, предложение которых возрастет, что приведет к понижению их рыночной цены и соответственно повышению ставки процента. С ее ростом сократят планируемые инвестиции и совокупные расходы, а следовательно, уменьшится равновесный реальный доход. В итоге экономическая система будет стремиться вверх по кривой IS, к точке равновесия Е.

Далее рассмотрим состояние рынков в точке В. В ней денежный рынок будет находиться в состоянии равновесия, а товарный - нет. Поскольку точка В находится выше кривой IS, то здесь реальный доход (выпуск) Y2 больше совокупных расходов при ставке процента r2. Фирмы в такой ситуации не смогут продать свою продукцию, что приведет к росту товарных запасов. Это заставит фирмы сократить производство, а это обусловит уменьшение реального дохода (выпуска). По мере сокращения дохода будет падать спрос на реальные денежные остатки, что при неизменном предложении денег приведет к понижению процентной ставки. Одновременное уменьшение дохода и снижение ставки процента означает движение по кривой LM вниз, к точке равновесия Е. [3, c.171]

Точка С расположена на кривой LM ниже точки равновесия Е. В данной точке при процентной ставке r1 совокупные расходы превышают реальный доход (выпуск). Фирмы, реагируя на избыточные совокупные расходы, начнут увеличивать инвестиции, что приведет к росту дохода. С увеличением дохода будет расти спрос на реальные денежные остатки. Поскольку предложение денег осталось прежним, увеличение спроса на деньги приведет к повышению процентной ставки. В результате экономическая система будет стремиться вверх по кривой LM до тех пор, пока не достигнет равновесного состояния в точке Е.

Таким образом, модель IS-LM показывает, что есть лишь одна точка, в которой устанавливается одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесия возвращают оба рынка в равновесное состояние.

                           Заключение

Таким образом, макроэкономическое равновесие - это такое состояние экономики, когда достигнута совокупная сбалансированность, пропорциональность между экономическими потоками товаров, услуг и факторов производства и др. Основные направления механизма регулирования национального производства в условиях рынка: классики и кейнсианцы. Первые говорили об саморегулировании рынка, а вторые о необходимости регулирования экономики со стороны государства.

Модель IS-LM, разработанная Дж. Хиксом, определяет условия, при которых наступает одновременное равновесие на товарном и денежном рынках.

Каждая точка кривой IS представляет такую комбинацию процентной ставки и совокупного дохода, при которой товарный рынок находится в равновесии. Она имеет отрицательный наклон, так как между уровнем ставки процента и величиной совокупных расходов существует обратная зависимость.

Все точки, расположенные вне кривой IS, характеризуют неравновесное состояние рынка. В тех из них, которые находятся правее кривой, наблюдается превышение совокупного дохода (выпуска) над расходами общества, т.е. избыток предложения товаров. В точках, лежащих левее IS, уровень совокупных расходов больше дохода (выпуска).

Каждая точка кривой LM показывает такую комбинацию процентной ставки и дохода (выпуска), при которой спрос на реальные денежные остатки равен их предложению. Она имеет положительный наклон, что объясняется прямой зависимостью между ставкой процента и доходом.

Модель IS-LM показывает, что имеется единственная комбинация процентной ставки и совокупного дохода (выпуска), при которой товарный и денежный рынки находятся в равновесии одновременно. Существуют рыночные механизмы, которые в случае нарушения равновесия возвращают оба рынка в равновесное состояние.

                            Список использованных источников

1.         Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика - Москва: Издательство Инфра-М, 2004г. - 416с.

2.         Аналитический доклад "О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов" http://minfin.gov. by/rmenu/budget/analytic-data/year08/ysep08/ 15.08.2009

3.         Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А.В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

4.         Головачев А.С. Макроэкономика. Курс лекций. - Мн.: АУП, 2002. - 253 с.

5.         Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс” 1994г. - 412с.

6.         Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.

7.         Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2002. - 472 с.

8.         Ковалев, Александр Васильевич Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 1996. - 119 с.

9.         Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с.

10.      Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. - 974с.

11.      Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, А.Ю. Юданов и др. - М.: КноРус, 2004. - 604 с

12.      Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2003. - 267 с.

13.      Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005

14.      Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-20100 годы. Мн.: Беларусь, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78577. Водойми рідного краю. Охорона водойм 64.5 KB
  Виховувати любов до природи та дбайливе ставлення до водойм. Формувати в учнів поняття «водойми». З’ясувати значення водойм рідного краю у житті людини. Ознайомити з різноманітністю водойм рідного краю. Розвивати пізнавальний інтерес, уміння аналізувати, порівнювати, робити висновки.
78578. Водойми України 67.5 KB
  Мета: розкрити значення води в житті людини та природи; ознайомити учнів із поняттями водойми, джерела, річки, озера, болота, моря та їх значенням в житті людини; розвивати вміння спостерігати, робити висновки, узагальнювати; виховувати дбайливе ставлення до водойм.
78579. Які бувають рослини? 184 KB
  Ознайомити учнів з різноманітним світом рослин; навчати порівнювати дерева кущі трав’янисті рослини; розкрити значення рослин у житті людини; розвивати зв’язне мовлення мислення дітей; виховувати дбайливе ставлення до рослин бажання доглядати охороняти природу.
78580. Сонце, сонечко та соняшник 51 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про Сонце про залежність життя рослин і тварин від сонячного світла і тепла; розвивати мовленнєві здібності уміння декламувати; виховувати інтерес до знань. Сонце Девіз уроку: Веди нас сонечко в політ Більше дізнаємось про світ.
78581. Почва. Почва – это место, где живут мелкие животные 84 KB
  Цель: продолжить формировать представление о предметах неживой природы, сформировать понятие о почве и её значении в жизни живых существ, познакомить с составом почвы; развивать логическое мышление, внимание, связную речь, навыки исследовательской работы, познавательный интерес...
78582. Різноманітність рослин. Значення рослин у житті людини 87 KB
  Навчати учнів розпізнавати рослини найближчого оточення. Плакат із записом шифрограми; малюнки із зображенням листяних і хвойних дерев; матеріали для ігор; пов’язки із зображенням квітів; дитяча енциклопедія Рослини.
78583. Тварини. Різноманітність тварин 14.53 MB
  Мета: розширити і уточнити знання учнів про різноманітність тварин середовище їхнього існування; про тварин які живуть поряд з людиною; розкрити цінність тварин для людини; розвивати вміння спостерігати за тваринами порівнювати тварин групувати їх; виховувати шанобливе ставлення до тварин.
78584. Сонце в нашому житті 2.33 MB
  Мета уроку: ознайомити учнів із Сонцем як небесною зіркою; розвивати життєві та екологічні компетентності; фантазію уяву кмітливість; виховувати гідне ставлення до природи; Обладнання: підручник робочий зошит кольорові олівці пластилін малюнки таблиці.
78585. Сонце сходить – усе оживає. Сонце заходить усе завмирає 161.5 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про сонце залежність існування живої природи від сонячного світла і тепла навчити встановлювати зв’язки між живою та не живою природою; виховувати повагу до традицій українського народу вшановувати Сонце.