97979

«Герой нашего времени» в произведениях отечественных классиков

Реферат

Литература и библиотековедение

Зачастую понятие «георя нашего времени» и «лишнего человека» выступают как равнозначные понятия, что не всегда верно. Поэтому важно разграничение этих понятий, а так же описание героев с различных точек зрения различных критиков для формулирования их наиболее общих черт.

Русский

2015-10-26

44 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Эксплуатация железных дорог»

«Герой нашего времени» в произведениях отечественных классиков.

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

         Профессор                                                              студент гр.Д-111

       __________ Быстрова А.Н.                      ___________Калюжный К.В.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                      (дата сдачи на проверку)

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] ГЛАВА I. ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК

[3] ГЛАВА 2. ГЕРОИ

[3.1] 2.1. Чацкий. «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»

[3.2] 2.2Печорин. «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели»

[3.3] 2.3Базаров. «Мы действуем в силу того, что считаем необходимым»

[4] Заключение:

ВВЕДЕНИЕ

Тема «героя нашего времени» - одна из подтем «лишнего человека». Начало ее было положено романом Грибоедова «Горе от ума», а такие видные деятели российской литературы, как Лермонтов, Пушкин, Тургенев, и многие другие авторы ее развили, каждый отразив в своем герое характерные черты наиболее прогрессивных представителей своего поколения.

Актуальность:
Зачастую понятие «георя нашего времени» и «лишнего человека» выступают как равнозначные понятия, что не всегда верно. Поэтому важно разграничение этих понятий, а так же описание героев с различных точек зрения различных критиков для формулирования их наиболее общих черт.  

Причинами выбора этой темы послужил интерес к развитию передовой общественной мысли в России со времен Грибоедова до первой русской революции.

Классически принято рассматривать данную тему через главных героев произведений в следующем порядке: Чацкий(«Горе от ума»Грибоедова)-Онегин(«Евгений Онегин Пушкина)-Печорин(«Герой нашего времени» Лермонтова)-Рудин(Одноименный роман Тургенева)-Базаров(«Отцы и дети»Тургенева). Тема будет раскрыта в рамках трех произведений(и трех героев):Чацкий-Печорин-Базаров. Однако изначально нужно очертить тему лишнего человека и выделить особенности «героя нашего времени».

ГЛАВА I. ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК

Основной признак этих персонажей -  прежде всего личность, потенциально способная на какое-либо общественное действие.

 «Лишний человек» – это герой, безусловно, неблагополучный и несчастный. Подобная личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом.

Часто – дар красноречия, умения в письме, ведение записей или даже писание стихов. Этот человек в меру образован, однако образование скорее всего незавершенное, бессистемное; другими словами, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со «способностью суждения». Обычно подобный человек обитает в среде, чуждой ему, за неимением среды, ему удовлетворяющей.

Другими словами такого человека можно охарактеризовать как герой – жертва жизненных канонов.

Отличие же рассматриваемых героев состоит в том, что:

  1.  Они воплощают прогрессивные идеи своего времени (в чем проявляется существенная разница между ними и «маленькими людьми» с их «малыми делами» Чехова)
  2.  Преимущественно дворянское происхождение (за исключением Базарова, хотя и тот считается «барином»)
  3.  Напряженные размышления о своей необходимости, роли в обществе, выражающиеся в монологах.

ГЛАВА 2. ГЕРОИ

2.1. Чацкий. «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»

Грибоедова можно считать родоначальником рассматриваемой темы, а Чацкого — как первого представителя нового литературного типа. Как верно заметил Гончаров в  статье «Мильон терзаний»: «Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и при том таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты, и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного — Чацкого. … Только о Чацком многие недоумевают: что он такое?»1

Как известно, Пушкин отказал ему в уме, но Грибоедов приписывал горе своего героя его же уму, не случайно назвав комедию именно «Горе от ума». Для ответа на эти и другие вопросы следует сначала ответить на вопрос:  Кто же такой Чацкий? Молодой человек, воспитывавшийся в доме Фамусова вместе с Софьей, с детства в нее влюбленный. Впоследствии уехал из страны, три года учился за границей и затем возвратился на родину.  Вернувшись в Москву он видит, что «дома новы, но предрассудки стары», что Софья больше его не любит, вообразив Молчалина героем  одного из французских романов, читаных ею. И Медведева, и Гончаров считают, что именно разрыв с Софьей и послужил причиной того, что Чацкий, отвергая правила «света», обрушивается  со своими монологами на московское «барство», как гром среди ясного неба. Однако это было бы странно для героев, освоивших науку «страсти нежной» (к примеру, Печорин или Онегин), но вполне нормально для Чацкого. Это было верно подмечено Гончаровым, заметишим, что «...Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель...»2

И именно его искренностью и обусловлены его резкие выпады-монологи, каждый из которых лишь умножает страдания Чацкого. И в конце концов, когда страдания его достигнут апогея, Чацкий воскликнет «Карету мне! Карету!»

Но в Москву он прибыл не напрасно. Им будут сорваны маски с Молчалина, посрамлен Фамусов, от его проницательной сатиры не спрячется никто из гостей бала. Пусть роль Чацкого — роль страдательная. «Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие...»3. Этими «другими» будет брат Скалозуба, «засевший» в деревне и читающий, поборниками его идей станут декабристы. Можно смело сказать, что с Чацкого началась борьба с устаревшим, утонувшим в барских покоях и мундире порядком во имя изменений.

2.2Печорин. «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели»

Гончаров в статье «Мильон терзаний» крайне негативно отзывался о данном герое, называя его лишь паразитом, изучившим лишь «науку страсти нежной». Однако в его определении будет более точна характеристика, данная Никольским «лишним людям» в целом: «Лишним человек становится … в результате безысходности в начатой борьбе»4 

Знакомство с Печориным начинается с рассказа о нем стороннего свидетеля, Максима Максимовича («Бэла»). В его просторечном рассказе Печорин предстает личностью довольно странной: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился;... бывало по целым часам слова от него не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха...Да-с, с большими был странностями.»5 Не менее странной была и его любовь к Бэле. Когда же Максим Максимыч пытается узнать у Печорина причины подобных перемен, мы впервые по-настоящему с ним знакомимся. Печорин — жертва сплина(скуки) — ему надоели и удовольствия, покупаемые за деньги, и высший свет, и красавицы и учение. Подобно Байрону, он отправляется на войну(в данном случае на Кавказ), но ему не везет погибнуть, рок хранит его(в повести «Фаталист» Печорин помогает арестовать казака. Тот стреляет в Печорина и пулей срывает эполет).И ему становится скучно  на Кавказе. Но Печорин — «человек решительный, алучущий тревог и бурь, готовый пойти на все даже ради выполнения прихоти своей»6и он, подобно лермонтовскому демону ищет различные способы, чтобы ее рассеять. Но жажда бурь сделает свое дело, и скука его не рассеется безвредно. Решив потешиться над Грушницким - «идеальным молодым человеком, щеголяющим своею идеальностью, как записные франты щеголяют модным платьем, а «львы» ослиною глупостию.»7, Печорин и не знал, что комедия может резко перейти в трагедию. Но он не бесчувственен и холоден — это лишь светская привычка. «Нет в мире человека над которым бы прошедшее обретало такую власть, как надо мною».  - скажет он, вспоминая о Вере.

Наиболее ярко раскроет характер Печорина сцена подготовки к дуэли и диалог с Вернером. Перед дуэлью он нашел в себе силы не только сесть читать роман Скотта, но и увлечься им, а в диалоге с Вернером («хотите ли вы, чтобы я раскрыл вам свою душу?»...) он  полностью себя раскрывает. Он уже вышел из возраста, когда умирают за свою возлюбленную, принимают слова за дело, он много думал, и дух его созрел для новых дум, но не имея достаточно жизненного опыта он судит новое по старому, отуда и проистекает его демоническая скука, мнительность, сомнения, разрешаемые в монологах.

Печорин — это Чацкий, ставший старше. Растеряв в житейских бурях весь жар юности, он стал тверд и холоден, как камень, но под гранитной оболочкой продолжают пылать, пусть не так ярко, но те же чувства.

2.3Базаров. «Мы действуем в силу того, что считаем необходимым»

Базаров замыкает ряд рассматриваемых героев и цепочку в целом по нескольким причинам:

  1.  Недворянское происхождение («Мой дед землю пахал»), но и от народа он далек (в деревне отца его считают «барином).
  2.   Спад остроты размышлений над своим местом в мире, создание относительно устойчивой системы взглядов, которой он может придерживаться
  3.  Представляет собой (по определению П.Г. Пустовойта) разночинца 60-х годов, демократа-естественника.

Также следует заметить, что в плане критики Пустовойта роман приобретает крайний политический оттенок. В своей статье он описывает роман с точки зрения  классовой борьбы: «В политических взглядах Базарова Тургеневым переданы лишь некоторые революционные черты, присущие лидерам демократического движения 60-х годов:отрицание аристократизма, «принсипов»,...а так же прямая и резка критика общественный порядков....Однако сам писатель ... считал революционный путь демократов заблуждением»8. В свете данной критики Базаров в романе Тургенева предстает демократом-разночинцем, которого писатель, принадлежащий к иному классу, описывает с точки зрения своих классовых же предрассудков. Более объективной точкой зрения, по нашему мнению, будет точка зрения Писарева на Базарова, как на «героя-труженика», чьи убеждения стали такими в результате грубого труда: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства;за работою мечтать нельзя...»9 Его же занятия науками, а впоследствии и работа доктором показывают нам всю самоотверженность и способность данной личности к труду, в то время как «отцы» играют на скрипке на балконе. Базаров покажется многим личностью более деструктивной, чем конструктивной, что вполне верно. Но для того, чтобы что-нибудь создать, необходимо очистить фундамент общества от пережитков: «принсипов», уездных дворян, не способных к новаторству в хозяйстве, Павлов Петровичей Кирсановых, со своими безнадежно устаревшими требованиями к «дворянской чести», Кукушкиных и так далее.

Логическим продолжением нигилистов базаровского типа станут «стрительные леса»  нового общественного здания — «маленькие люди» и их теории «маленьких дел» но это тема отдельного исследования.

Заключение:

Рассмотрев каждого из героев по отдельности, мы видим, что они удовлетворяют выдвинутым ранее общим признакам. Так же они представляют собой поступательное движение от либерально-демократических взглядов, осуждающих устаревающее общество, до резкой нигилистической критики. Рассмотрев героев с помощью известных российских критиков, был составлен их общий портрет. В качестве заключения можно дополнить логическую связь, выдвинутую в Введении: Чацкий(Воля без силы)-Печорин(Сила без воли)-Базаров(Сила и воля).

ЛИТЕРАТУРА

1.   Гончаров  «Мильон терзаний»//А. Грибоедов. «Горе от ума». Москва «Молодая гвардия» 1978 г.

2. Никольский.«Лишние и новые люди русской классической литературы. Анализ морального сознания».// «Человек». 2010. №6

3.  В.Г.Белинский. «Взгляд на русскую литературу». Москва 1983

4. П.Г.Пустовойт. «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий» Москва, 1964.

5. Д.И.Писарев. «Базаров».//  «Отцы и дети». Москва 1976 год.

1


Гончаров  «Мильон терзаний»//А. Грибоедов. «Горе от ума». Москва «Молодая гвардия» 1978 г. 141 стр.

2


Там же. 145 стр.

3


Там же, 160 стр.

4


Никольский.«Лишние и новые люди русской классической литературы. Анализ морального сознания».// «Человек». 2010. №6

5


Лермонтов. «герой нашего времени». Москва. 1977

6


В.Г.Белинский. «Взгляд на русскую литературу». Москва 1983. 312 стр.

7


Там же.318 стр.

8 П.Г.Пустовойт. «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Литературный комментарий» Москва, 1964. 11 стр.

9 Д.И.Писарев. «Базаров».//  «Отцы и дети». Москва 1976 год. 10 стр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75974. Ескіз розпису косовської кераміки 312 KB
  Мета уроку: розвивати вміння дітей складати декоративну композицію для розпису косовської кераміки. Матеріали до уроку: керамічні вироби косовських майстрів: вази глечики свічники миски кашпо; навчальні таблиці з зображенням виробів з Косова...
75975. ОГОНЬ – ВРАГ ИЛИ ДРУГ? 242 KB
  Сегодня наш урок необычный. Вам нетерпится узнать, о чем пойдет разговор на уроке? Никакого секрета нет. На уроке мы познакомимся с очень интересными правилами безопасности жизни, иными словами, у нас урок осторожности. И посвящен он тому, кто…
75976. Охорона природи Землі 140 KB
  Мета: узагальнити, систематизувати, розширити знання учнів про використання людиною природних багатств Землі, причини забруднення природи, шляхи збереження природи на нашій планеті. Розвивати мовлення, мислення, пам’ять учнів, їх пізнавальний інтерес, самостійність.
75977. Охорона природи мішаних лісів 184.5 KB
  Мета: Розширити уявлення дітей про ліси України їх рослинний світ значення лісів у природі і житті людини їх охорону Виховувати екологічне мислення. Обладнання: Карта України карта природних зон України ілюстрації рідкісних тварин рослин кросворд диск з голосами птахів...
75978. Океани Землі 829.5 KB
  Мета уроку. Продовжувати формувати уявлення про поверхню Землі, її зображення на глобусі і карті, уміння читати карту і працю вати з нею. Сформувати уявлення про океани Землі. Розвивати пізнавальний інтерес, уміння працювати з додат ковою літературою.
75979. Шлях до олімпу. Спортивне свято. 59 KB
  За перемогу в кожному конкурсі команда нагороджується одним Олімпійським кільцем; за друге місце – двома за третє місце – трьома кільцями. Перемагає та команда яка перша обміняється місцями не порушивши правил. Перемагає команда яка швидше зміниться місцями не порушуючи умов гри. Перемагає команда яка швидше зміниться місцями з найменшими порушеннями.
75980. Олімпійський урок свято. Швидше – вище – сильніше до спортивних висот 41.5 KB
  Слово ведучого Шановні діти гості Сьогодні ми проводимо Олімпійський урок під девізом: Швидше – вище – сильніше до спортивних висот. Майбутні олімпійці рівняйсь струнко Тамара Семенівно Дозвольте олімпійське свято розпочати олімпійський вогонь прапор внести. – Право пронести олімпійський вогонь прапор надається Спортику і переможцям шкільних змагань. Олімпійський прапор 5 олімпійських кілець символізують єдність народів всіх континентів земної кулі та переплітаються зліва направо.
75981. Форми земної поверхні 237 KB
  Запишіть які форми земної поверхні переважають у вашій місцевості. Запишіть відповіді: так чи ні Стримують утворення ярів на горбистій місцевості такі заходи: правильний обробіток ґрунту; закріплення схилів; збереження рослинного покрову; часті літні зливи.
75982. Олімпійський урок 164.5 KB
  Мета: Познайомити учнів із історією олімпійських ігор, досягненнями українських спортсменів на олімпіаді в Пекіні, виховувати почуття патрітизму, прагнення до здорового способу життя...