97981

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

Реферат

Культурология и искусствоведение

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Русский

2015-10-26

85 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT6

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и культурология »

                  КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ 

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

           Профессор                                                                студент гр. Д-111

__________ Быстрова А.Н.                                          ___________ Канин И.В. (подпись)                                                                                  (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2012 год

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Культура древней месопотамии ……………………………….5

  1.  Становление культуры месопотамии……………………………5
    1.  Письменность…………………………………………………..….6
    2.  Литература и науки……………………………………………….7

ГЛАВА II. Вавилонская культура, как наследница шумеро-аккадской                культуры………………………………………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………14

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..….15

   ВВЕДЕНИЕ

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Практически до середины XIX в. культурная жизнь народов Древнего Междуречья, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству.

Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас сейчас и чем мы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более трех и четырех тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светил превратилось там, в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни, строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии перенятые древними римлянами.

 Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену.

Актуальностью выбора темы – «Культура Древнего Междуречья», является проявленный мною интерес к истории древнего мира, при этом непосредственно столь необычного места на земном шаре, и столь древнего по образованию человеческой цивилизации, а вследствие культуры, традиции, обычаев. Никакая актуальность твоим интересом не обусловлена! Кроме того, ты считаешь, что сначала возникла цивилизация, а потом культура? Это более чем странно.

В заключение уместно сказать несколько слов о задачах и целях данной работы. Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры Древнего Междуречья, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с

забытым миром, которому мы так многим обязаны.

Основные труды, которые мною были использованы в ходе написания работы, являются именно те достоверные источники, с помощью которых возможно наиболее полно раскрыть сущность целей и задач, как можно шире охватив объем данной тематики:

  1.  Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего
    Востока (Малая история искусств). - М.:1976;
  2.  Батыр К.И. Учебное пособие «История государства и права зарубежных стран». - М.: 2003;
  3.  Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. - М.: 1986;
  4.  Дьяконов И. Шумер. Общественный и государственный строй 
    древнего Двуречья. - М.:1979;
  5.  Крамер С. Н. История начинается в Шумере. - М.: 1975;
  6.  Редер Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. - М., 1980.

ГЛАВА I.  КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕСОПОТАМИИ

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первое, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и "гражданского общества", с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе. Существование какого-то рубежа, отделявшего первобытную культуру от древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю сущность различия между этими разностадиальными культурами стали предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным и ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном подключении обучаемых к практике.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как "комплексно", с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает "теоретическая" текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление "гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.

По своему существу культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца.

1.2 Письменность

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные "школьные" и "научные" тексты - списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

1.3 Литература и науки

"Древнемесопотамская шумеро - и аккадо - язычная литература известна сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло "основной поток традиции", то есть изучалось и переписывалось в древних школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь корпус литературных и "научных" текстов. Обучение в Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного содержания - от образцов деловых документов до "художественных произведений", и целый ряд шумерских сочинений был восстановлен по многочисленным ученическим копиям."1

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счётом шумеров, деля круг на 360 градусов, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии.

Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на V в. до н. э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший продолжительность солнечного года и ещё до Гиппарха открывший солнечные прецессии.

Глава II.

 ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК НАСЛЕДНИЦА ШУМЕРО-АККАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на искусство самого Вавилона (начало 2 тыс. до н.э.) но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (4-3 тыс. до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и в Египте, религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Но в отличие от Египта, сама эта верхушка не была устойчива, ибо главенство постоянно переходило от одного города-государства к другому. Жестокая борьба без пощады для побежденных определяла мировоззрение тамошних владык.

В Вавилонском искусстве мы совсем не встречаем погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую открывает ему жизнь. Эта жизнь вечно тревожная, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящаяся от воли каких-то высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную войну.

Были развиты различные культы. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно, не раз опустошавшей эти края, ибо, как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумера. Культ небесных светил - как проявление божественной воли, с их правильным, чудесно - неизменным движением по раз и навсегда указанному пути. 

В математике, необходимой для оживленной торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятиричная система счисления жива по сей день. Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил. Они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания в целом были связаны с магией и гаданиями.

Таинственные знаки на глиняных табличках были расшифрованы в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая начало всей письменности, как египетские иероглифы, очень декоративная и тоже ведущая свое происхождение от рисунков. В Эрмитаже хранится шумерская табличка - древнейший в мире письменный памятник (около 3 300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких табличек дает наглядное представление о быте шумеро - аккадских городов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели огромными угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и культурной жизни городов - государств. А всей внутренней и внешней политикой городов Двуречья руководили жрецы - правители, опиравшиеся в решениях, якобы, на волю богов, только им известную. Текст одной из табличек более позднего периода (2 тыс. до н.э.) показывает в каком духе были составлены Вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - кража раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем, как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти. В древнейшие времена, как подтверждают раскопки, совершались человеческие жертвоприношения, устраивались настоящие бойни, очевидно, по повелению жрецов, дабы умилостивить богов. И, однако, в этом, столь далеком от нас мире, дикий фанатизм, изуверство сочетались нередко с очень трезвым взглядом на жизнь, порой с поразительным скептицизмом, а то и с подлинной мудростью. Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "мудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с противоположных точек зрения.

Хотелось бы сказать еще несколько слов о достижениях шумеров, родоначальников всей вавилонской культуры. Кроме первых элегий и первой поэмы о золотом веке, их глиняные таблички содержат первые зачатки исторических повествований, древнейшие в мире медицинские рецепты, первый календарь "землевладельца", первые сведения о защитных насаждениях, идею первого рыбного заповедника, первый библиотечный каталог.

"Арка, свод, некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворьцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии Сооружение сводчатого стока воды в Ниппуре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к 3 тыс. до н.э. А сводчатые потолки в царских гробницах Ура, древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на 4 - 5 веков старше.

По-видимому, не в долине Нила, а в долине Тигра и Евфрата, следует искать прообразы европейской архитектуры нашей эры."2

Исключительный интерес представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э. Филадельфия, музей университета). Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами из белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном виде представляет собой подлинной чудо прикладного искусства.

Представляет интерес группа мраморных статуэток из Тель - Асмара (п.п. 3 тыс. до н.э. Багдад, Иракский музей). Высота самой большой 30 см. Это изображение богов, жрецов и молящихся. Тела их и длинные облачения поданы схематично, но на них не обращаешь внимание, которое целиком сосредотачивается на лицах, точнее масках - таких нереальных, фантастичных и островыразительных. Ясно одно, каждая фигурка геометрично построена так, чтобы зрителя сразу же поражал взгляд ее огромных глаз из цветных камней.

"В XXIV веке до н.э. симетический город Аккад, которым правил прославленный своими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значительную часть Двуречья. В зодчестве влияние Аккада сказалось в окончательном утверждении арки и свода, в ваянии, в тонкой проработке деталей, в меньшей условность изображений, в подлинной и часто весьма выразительной портретности. Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может, портрет самого Саргона. Особенно изумляет лицо - маска, но с чертами конкретной личности, суровой и властной; нрав выявлен с не меньшей силой в этой царской голове, чем бычья мощь в бычьей голове из Ура.

Победная стела Нарам Сипа (преемника Саргона) - замечательное произведение аккадского искусства (Париж, Лувр). Эпическая поэма, запечатленная в камне. Постепенное восхождение царских воинов в гору исполнено победного ритма, композиция ясна и геометрична, и это уже не построчное повествование, а как бы единый полнозвучный аккорд, в котором звучит гордость торжества победы над врагом. Сам Нарам Сип гигантского роста по сравнению со своими войсками, возвышается над побежденными как триумфатор.

В Шумере жрец Гудеа, полновластный правитель города Лагаша, развивает в XXII в. до н. э. бурную строительную деятельность. Увы, почти ничего не сохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных памятников. Но хорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его времени: около 20 его статуй (большинство находится в Лувре) было обнаружено при раскопках. Некоторые исполнены с большим мастерством и тщательной проработкой деталей. Явно портретные черты правителя в жреческом облачении сочетаются в них все той же, столь типичной для шумерских скульптур, загадочной пристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью всего образа, будь то в созерцании или молитве. Как и в современных им статуях фараонов, камень подлинно оживает в этих статуях Гудеа"3.

При царе Хаммурапи (1792-1750 г.г. до н. э.) город Вавилон объединяет под своим главенство все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире. Хаммурапи написал знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти 2-х метровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам Сипа, напоминающей живописную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры вертикально рассеченные пополам. Бородаты и величавый бог Солнца Шамаш, сидя на троне - храмике, вручает символы власти - жезл и магическое кольцо, - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе, царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

Мощь и политическое значение Вавилона ослабли в последующие века. Между тем новая держава рвалась к власти в Двуречье: в буре сражений Ассирии суждено было утвердить свое главенство в краях, где расцвела одна из самых древних и великих культур человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей, разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни

Велики и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими созданы первые в истории поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой истории.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего
    Востока (Малая история искусств). - М.:1976;
  2.  Батыр К.И. Учебное пособие «История государства и права зарубежных стран». - М.: 2003;
  3.  Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. - М.: 1986;
  4.  Дьяконов И. Шумер. Общественный и государственный строй 
    древнего Двуречья. - М.:1979;
  5.  Крамер С. Н. История начинается в Шумере. - М.: 1975;
  6.  Редер Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. - М., 1980.

1 Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего Востока (Малая история искусств). - М.:1976.- С. 34-35

2 Батыр К.И. Учебное пособие «История государства и права зарубежных стран». - М.: 2003. – С. 54

3 Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. - М.: 1986. - С. 102-104


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61530. Животные 21.94 KB
  Подготовка к новому материалу 10 мин Физ. минутка 1 мин Объяснение новой темы 15 мин Физ. минутка 1 мин Закрепление пройденного 10 мин Итог урока 2 мин Ход урока Этап работы Содержание работы Примечание...
61531. Использование элементов фольклора по теме «Глагол» 36.86 KB
  Цель: Научить детей распознавать глагол как часть речи на примере устного народного творчества. б Закреплять умение ставить вопрос к глаголу.
61534. Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных 20.54 KB
  Цель урока: открыть новые знания: имена существительные которые отвечают на вопрос: Кто обозначающие живой предмет живых существ умеющих самостоятельно бегать летать плавать хватать пищу наделенные душевными переживаниями называются одушевленными...
61535. Система счисления 14.57 KB
  Система счисления Система счисления символический метод записи чисел представление чисел с помощью письменных знаков. Вес разряда число равное основанию системы счисления в степени номера разряда.
61536. Виды алгоритмов 14.83 KB
  Цель: закрепить знания учащихся о записи алгоритма и работы с ним. Задачи: Напомнить учащимся как выглядит алгоритм на письме Закрепить навыки работы с программой Word Организационный момент.
61537. Жизнь древних славян 21.73 KB
  Педагогические задачи: Образовательная: формировать представление о жизни древних славян. Конечный результат: расширятся знания о жизни древних славян об их быте и культуре.
61538. Способы получения информации 20.44 KB
  Цели: Научить учащихся выделять ситуации в которых встречаются действия с информацией; различать основные способы получения информации человеком.