97985

Развитие отношений Польши с Россией в начале 2000-х годов

Реферат

Международные отношения

Различия между политическими интересами России и Польши на протяжении последних двух десятилетий повлияли на широкое распространение в обществе обеих стран уверенность во взаимной неприязни которую неоднократно подкармливали стереотипами и предубеждениями.

Русский

2015-10-26

73.5 KB

1 чел.

                        Министерство образования Республики Беларусь

                              Белорусский Государственный Университет

                                    Факультет международных отношений

                                     Кафедра международных отношений

                                                             Реферат

            «Развитие отношений Польши с Россией в начале 2000-х годов»

Студент 3-го курса

отделения «МО»              _______________________ Катёлкина Диана Андреевна

Научный руководитель:

Доктор исторических наук

Профессор                  _____________________ Снапковский Владимир Евдокимович

                                                          Минск

                                                            2012

Введение

После распада Советского Союза польско-российские взаимоотношения характеризовалась цикличностью: за периодами напряженности следовали попытки улучшить отношения. Не слишком частые встречи высших представителей обоих государств ненадолго интенсифицировали их взаимоотношения. Тем временем многие из проблем постепенно приобретали системный характер. Различия между политическими интересами России и Польши на протяжении последних двух десятилетий повлияли на широкое распространение в обществе обеих стран уверенность во взаимной неприязни, которую неоднократно подкармливали стереотипами и предубеждениями.

Приступая с большими трудностями к демократической трансформации политической системы и реформированию социально-экономических отношений, Россия и Польша начали этот процесс по-разному и повели его в различном ритме.

Существовали реальные возможности очищения многоаспектных двусторонних отношений от негативных наслоений и возрождения их на принципиально новой, демократической, добрососедской и партнерской основе, опираясь на подлинное доверие и искренность. Однако многое препятствовало этому. Обе страны стали искать решение своих трудных и запущенных проблем прежде всего на Западе.

Только после окончания холодной войны, польско-русские отношения начали двигаться в направлении партнерства. Россия, как правопреемница Советского Союза, должна была сохранить свои позиции в качестве сильного и независимого экономического и политического центра на международной арене. Для Польши это была историческая возможность для установления более тесных отношений с Западом и независимость от Москвы.

Наблюдаемое в 2000-х годах постепенное переключение внимания Польши с региона Центральной Европы на Украину, Беларусь и даже Кавказ (через ГУАМ) отражает этапы становления новой польской политики. Если внешнюю политику Польши 1990-х годов часто определяют как «побег с Востока» на Запад, то со времени вступления Польши в НАТО (1999) и в ЕС (2004) приоритеты польской политики изменились, и главный её вектор теперь – не Запад, а Восток. Именно с этого времени Польша стала предпринимать шаги в русле весьма агрессивной восточной политики. Как написал в статье "Через Европу в Россию" министр обороны Польши и один из лидеров "Гражданской платформы" Бронислав Коморовский, «членство в НАТО и  в ЕС позволяет нам чувствовать себя безопасно. Это даёт также возможность определения совершенно новой и лишенной старых комплексов и стереотипов "российской политики" Варшавы» (Gazeta Wyborcza, 19.09.05, c.24). С приходом осенью 2005 года к власти  правоконсервативной и «евроскептичной» партии «Право и справедливость» активная восточная политика стала общегосударственным приоритетом.

В 2000 году правительство Ежи Бузека объявило о новой стратегии в области внешней политики по отношению к России. Министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек в первую очередь подчеркнул два основных положения новой стратегии: обязательство активно поддерживать демократические перемены в постсоветских странах и их проевропейскую ориентации и решение польско-российских проблем, связанных с их историей. 13 июня 2000 года польское правительство утвердило «Принципы внешней политики Польши в отношении России"; в документе содержится перечень нерешенных исторических проблем в двусторонних отношениях.

Символической вехой в двусторонних отношениях стал неофициальный визит президента Квасьневскиго в Россию, состоявшийся 10 июля 2000 года. Президент России Владимир Путин также  внес свой вклад в улучшение польско-русских отношений. Выражением  улучшений этих отношений стал визит президента России Владимира Путина в Польшу 16 - 17 января 2002 года. Путин заявил о своей готовности урегулировать спорные исторические вопросы. Бывший президент Польши Александр Квасьневский принял дипломатическую позицию ожидания, не выдвигая исторических вопросов на передний план, что был оценено в Кремле. В интервью Российскому новостному агентству Интерфакс, Александр Квасьневский, в сдержанном виде, однако достаточно четко дал понять, что поляки ожидают извинений за Катынь.

В марте 2002 года создана польско-русская комиссии для решения исторических проблем. В своем первом составе эта группа собралась только дважды, и на первых порах эта инициатива не принесла никаких ощутимых результатов, на что наверняка оказали влияние еще и проявления политической напряженности между Польшей и Россией на фоне сначала отношения к «оранжевой революции», а затем — российского эмбарго на поставки польского мяса, введенного осенью 2005 года.

«До принципиального изменения состава Группы и придания ей по существу нового статуса дело дошло лишь в декабре 2007 года», — написали во введении к книге «Белые пятна, черные пятна. Сложные вопросы в российско-польских отношениях (1918-2008)» (Москва, 2010) сопредседатели нового состава группы, профессор Адам Даниэль Ротфельд и академик А.В. Торкунов. Далее в тексте мы читаем: «В центре внимания оказалась необходимость понять и выяснить, каким образом можно общими усилиями справиться с общими историческими проблемами. (...) Уже в самом начале — в процессе первого заседания — было принято решение, что (...) нашей задачей будет выработка рекомендаций для властей обоих государств, которые должны носить принципиальный и реалистический характер, поскольку эти рекомендации должны касаться того, каким образом лучше и быстрее устранять препятствия исторической природы из повестки дня текущей политики».

Тем не менее, с течением времени польско-русские отношения пошли на постепенное ухудшение. Одной из основных причин такого положения дел была польская поддержка  "оранжевой революции" в Украине.  В феврале 2004 года впервые был кратковременный перерыв в поставках газа на польский рынок. Хотя официальной причиной было давление со стороны России на власти в Минске, но газовый шантаж Москвы на Беларусь имел неприятные последствия в Польше. В августе власти России практически проигнорировали годовщину Варшавского восстания, и МИД России заявил, что тезис о роли СССР в подавлении Варшавского восстания путем отказа в помощи является "кощунственным" по отношению к  памяти павших солдат Красной Армии.

В связи с ростом цен на нефть и природный газ, экономика России  развивается довольно быстро, и поэтому власти России стремились укрепить свои позиции на международной арене, что было предметом агрессивной риторики в адрес России.

Польша после вступления в Европейский союз в 2004 году в качестве одной из целей национальной внешней политики стала помощь странам СНГ в процессе интеграции с ЕС. В соответствии с этой политикой, Польша поддержала Оранжевую революцию в Украине в 2004 году. Россия сочла такую позицию Польши антироссийской.

Россия предпочла использовать маршруты транзита энергоносителей по дну Балтийского моря в обход территории Польши. Варшава протестует против неравного отношения к  странам ЕС в Москве. Польское правительство считает, что ЕС должен говорить одним голосом, и что они должны активизировать работу по общей энергетической политике.

Россия приостановила 10 ноября 2005 года импорт польского мяса и (через четыре дня) сделала то же самое с польскими продуктами растительного происхождения. Сохранение ограничений грозило превратить коммерческий конфликт в политический спор. Политические контакты в 2006 году были в основном сконцентрированы на разрешении конфликта с эмбарго. Для того, чтобы выйти из этой сложной ситуации, был  проведен ряд встреч на различных уровнях. 28 июня 2006 года во время конференции в Москве министр иностранных дел Польши Анна Фотыга обсуждала, среди прочего, проблему торговли между странами с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. В октябре того же года, Лавров прилетел в Варшаву, где встретился с президентом Польши Лехом Качиньским, затем с премьер-министром Польши Ярославом Качиньским и Анной Фотыгой. Несмотря на множество интенсивных переговоров обе стороны не пришли к согласию по вопросу запрета импорта польских продуктов.

В середине 2006 года Польша решила использовать помощь  ЕС, указывая на нарушение правил торговли между Россией и Европейским союзом. Европейская комиссия изначально скептически подошла к возможному вмешательству в польский – российский спор. 13 ноября 2006 Польша решилась на радикальный шаг, а именно высказалась против принятия министрами иностранных дел Европейского Союза нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Польского вето было встречено с огромным удивлением европейские дипломатами. Решение зашло в тупик и проект рухнул. Затянувшийся спор действовал в ущерб России. Европейский союз решительно поддержал позицию польской стороны. Неудачу в переговорах на уровне ЕС - Россия в Самаре можно считать стратегическим успехом для польской и поражением российской стороны. Российские власти осознавали необходимость разрешить спор как можно скорее. Однако конфликт стал делом престижа и Россия не могла показать свое поражение. Дело эмбарго имело такое существенное влияние на двусторонние отношения, что до ноября 2007 года не было проведено не одного взаимного визита.

27 ноября 2007 года премьер-министр Дональд Туск, который возглавил правительство после выборов в октябре 2007 года обещал пересмотреть новые условия сотрудничества на уровне Брюссель - Москва. Этот жест должен был показать готовность к потеплению отношений. 12 декабря 2007 в Святлогроске  был подписан меморандум между ветеринарной службой Республики и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, описывающий условия поставки животноводческой продукции в Россию.

Польско-российские отношения является достаточно сложным вопросом, так как две страны имеют разные цели. Как уже упоминалось выше, Россия  считает страны СНГ своей естественной сферой влияния, в то время, как Польша отрицает такое положение дел, и считает, что такие страны, как Украина, Беларусь и Грузия в результате эволюции в сторону западной демократии будет иметь возможность проводить свою собственную политику, которая не будет определяться влиянием России . Для того, чтобы помочь этим странам, а также Армении, Азербайджану и Молдове, и другим восточным партнерам,  Польша вместе со Швецией в 2008 году инициировала проект  "Восточное партнерство Европейского Союза". Основными направлениями сотрудничества должны были стать политические, экономические вопросы и проблемы безопасности. Этот проект был в целом положительно воспринят европейскими странами.

Несмотря на различные взгляды между Москвой и Варшавой на "Восточное партнерство"  нельзя не отметить значительное потепление двусторонних отношений. Этот факт был подкреплен визитом Дональда Туска в Россию 8 февраля 2008 - первый визит польского премьер-министра с 2001 года.

В это же время, проходили переговоры по размещению американской системы ПРО на польской и чешской территории. Россия решительно возражала против этого. 21 сентября 2009 начальник Генерального штаба русской армии генерал Николай Марков публично заявил, что если в Польше и Чехии будет развернута американская противоракетная система, то Россия разметит в Калининградской области ракеты Искандер. Несмотря на продвинутую стадию переговоров по противоракетной обороне между Польшей и США в конце 2009 года президент США Барак Обама изменил концепцию ПРО и план США по строительству завода в Польше был заброшен.

Самая длительная существующая проблема, которая  охлаждает польско-российские отношения - различная интерпретация общей истории, в частности, вопроса интерпретации  убийства польских офицеров в лесах Катыни, компенсации семьям жертв Катыни, а также различных представлений о Ялтинской конференции и вступления советских войск на польскую территорию 17 сентября 1939. Несмотря на то, что эти вопросы уже не являются краеугольными в отношениях, Москва продолжает воздерживаться от полного раскрытия своих записей. Политика малых шагов, которую проводит премьер-министр  Туск,  дает результаты. 7 апреля 2010, польский и российский премьер-министры Дональд Туск и Владимир Путин совместно отметили годовщину катынского преступления. Это было событием беспрецедентным. Не менее важным было встречи двух премьеров 1 сентября 2009 в Вестерплатте, во время памятных мероприятий по случаю 70-й годовщины начала  Второй мировой войны.  В ходе встречи премьер-министры подписали ряд межправительственных документов, в том числе о сотрудничестве в области использования атомной энергии и соглашение в области культуры.

Поворотным моментом в польско - российских отношениях можно считать 10 апреля 2010 года. В этот день, разбился в аэропорту Смоленска польский президентский самолет, летевший вместе с большой делегацией на памятные мероприятия, посвященные  расстрелу польских офицеров в лесах Катыни. Этот случай открыл новую главу в двусторонних отношениях; представители России показали ряд положительных жестов в память погибших поляков. Кроме того, Россия обнародовала ранее секретные файлы о преступлении 70-й давности; символическим жестом, несомненно, была трансляция на главном российском телеканале фильма Анджея Вайды  «Катынь».

Была создана правительственная Комиссия по расследованию причин случившегося, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации. Вечером 10 апреля 2010 г. в Смоленск прибыл Д.Туск, встретившись на месте трагедии с В.В.Путиным. В связи с трагической гибелью польской делегации во главе с Президентом Республики Польша 12 апреля 2010 г. был объявлен в России днем национального траура. 18 апреля 2010 г. Д.А.Медведев посетил Краков для участия в похоронах Л.Качиньского.

И.о. Президента Польши, Маршал Сейма Польши Б.Коморовский (4 июля 2010 г. на досрочных выборах избран Президентом Польши) принял участие в торжествах в Москве 8-9 мая 2010 г. по случаю 65-летия Победы. 6-7 декабря 2010 г. Д.А.Медведев посетил Польшу с официальным визитом, в ходе которого был подписан ряд двусторонних документов. 11 апреля 2011 г. с рабочим визитом в России побывал Б.Коморовский.

1-2 сентября 2010 г. Варшаву с рабочим визитом посетил С.В.Лавров, в ходе которого выступил на совещании польских послов и постпредов. Очередной рабочий визит С.В.Лаврова в Варшаву для участия в шестом заседании Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества состоялся 28 октября 2010 г. 21 мая 2011 г. в Калининграде прошла трехсторонняя российско-германо-польская встреча министров иностранных дел.

Состоялся «перезапуск» всех основных механизмов двустороннего сотрудничества. В устойчивом режиме работают: Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества во главе с министрами иностранных дел двух стран, Российско-Польский Форум общественности под председательством вице-президента ООО «Группа ОНЭКСИМ» Л.В.Драчевского и польского кинорежиссера К.Занусси, Группа по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений (сопредседатели - ректор Московского государственного института международных отношений (Университета) А.В.Торкунов и бывший Министр иностранных дел Польши А.Ротфельд).

1-3 июня 2011 г. в Риге в рамках российско-польской конференции, посвященной 90-летию заключения Рижского мирного договора 1921 г., состоялось очередное заседание Группы. Под эгидой председателей верхних палат парламентов России и Польши запущен новый механизм межрегионального сотрудничества – Форум регионов, заседания которого прошли в Варшаве (18 мая 2010 г.) и Москве (1-2 июня 2011 г.).

Во внешнеторговом обороте России Польша остается одним из основных торговых партнеров (по итогам 2010 г. - одиннадцатое место) и ведущим в регионе ЦВЕ. Доля Польши в объеме внешней торговли России в 2010 г. составила 3,4%. Наблюдается постепенное восстановление объемов взаимного товарооборота, который, однако, пока не достиг докризисного уровня. В 2010 г. он составил 20,75 млрд. долларов, за январь-июнь 2011 г. - 12,7 млрд. долларов, что почти на одну треть выше показателей минувшего года.

Экспорт России в Польшу сохраняет резко выраженный топливно-сырьевой характер. Среди других товарных групп, поставляемых из России, можно упомянуть продукцию химической промышленности (4,6%), металлургическую продукцию (1,9%), древесину и целлюлозу (1%), машинно-техническую продукцию (0,6%). В структуре польского экспорта в Россию выделяются: продукция машиностроения – 28,8%, химической промышленности – 23%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 23,9%.

Основной институциональной формой двустороннего торгово-экономического взаимодействия является Российско-Польская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, созданная в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об экономическом сотрудничестве от 2 ноября 2004 г. Последнее ее заседание состоялось 21-22 апреля 2011 г. в Кракове. В ее структуре образовано пять рабочих групп: по торговле и инвестициям, по сотрудничеству в топливно-энергетическом комплексе, по сотрудничеству в области туризма, по военно-техническому сотрудничеству и по сотрудничеству в аграрной сфере. Наряду с МПК функционируют Российско-Польский Постоянный комитет по транспорту, а также Российско-Польская смешанная комиссия по рыбному хозяйству.

Развивается межрегиональное сотрудничество, которое осуществляется на основе трех межправительственных соглашений от 1992 г.: о трансграничном сотрудничестве, о сотрудничестве Калининградской области России и северо-восточных воеводств Польши, о сотрудничестве региона Санкт-Петербурга и регионов Республики Польша, а также соглашений, подписанных между российскими регионами и воеводствами Польши (9 из 16 воеводств имеют такие соглашения). Действуют советы по сотрудничеству Калининградской области и Санкт-Петербурга с воеводствами Польши. В 2010 г. образована Российско-Польская комиссия по региональному сотрудничеству. Приоритетным в межрегиональном сотрудничестве является калининградское направление.

Заключение

Двусторонние отношения в годы 2000 - 2010 можно рассматривать как переменные, но следует отметить, что в настоящее время они имеют тенденцию к значительному потеплению, если вспомнить информацию о пересмотре контрактов на поставку природного газа на польский рынок. Также следует отметить развитие стратегических отношений, имея в виду создание Комитета по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества во главе с министрами иностранных дел двух стран. Что касается исторического аспекта отношений, то к этому можно отнести   образование Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений. Основной формой двустороннего торгово-экономического взаимодействия является Российско-Польская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Немаловажным можно считать двусторонние встречи в рамках различных форумов и конференций.

      Список использованных источников

  1.  Piotr Kuspys «Stosunki polsko-rosyjskie»;

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

       http://geopolityka.org/analizy/444-stosunki-polsko-rosyjskie

  1.  Славомир Дембский  «В поисках диалога с Россией», Новая Польша;  12 / 2011

        [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

         http://www.novpol.ru/index.php?id=1586

  1.  Bartosz Czerniawski  «Stosunki polsko - rosyjskie 2004-2010»

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.psz.pl/tekst-34704/Stosunki-polsko-rosyjskie-2004-2010

  1.  О российско-польских отношениях (Справка): Министерство иностранных дел Российской Федерации

        [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

         http://www.mid.ru/bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027e43256bcf0053079e!OpenDocument

  1.  Roman Przybylski «Stosunki polsko-rosyjskie»;

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

         http://www.wosna5.pl/stosunki_polsko_rosyjskie

  1.  Олег Неменский «Современный этап польской восточной политики»

         [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

 http://www.perspectivy.info/oykumena/europe/sovremennyiy_etap_polskoiy_vostochnoiy_politiki_2007-8-19-42-51.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24610. Облік власного капіталу 44.5 KB
  Облік власного капіталу В момент створення підпрва його страховий капітал втілюється в активах інвестованих засновниками і представляє собою варт. Власний капітал ВК частина в активах підпрва яка залишається після вирахування всіх його зобовязань К=АЗ. Складові: статутний капітал рах. капіт.
24611. Облік розрахунків векселями 38.5 KB
  Облік розрахунків векселями Облік розрахунків за векселями регламентується постановою Верховної Ради України Про застосування векселів в господарському обороті України. Вексель являє собою письмове боргове зобов'язання векселедавця сплатити векселедержцю власнику векселя по настанні строку суму вказану у векселі.Розрізняють векселі прості і переказні. У простому векселі беруть участь дві сторони: векселедавець І векселедержєць.
24612. Облік кредитів банку 41.5 KB
  Синтетичний облік розрахунків по банківських кредитах здійснюється на пасивних рахунках 60 Короткострокові позики 50 Довгострокові позики. На рахунку 60 Короткострокові позики ведеться облік розрахунків у національній і іноземній валюті по кредитах банків строк повернення яких не перевищує 12 місяців з дати балансу та за позиками строк погашення яких минув.По кредиту рахунка 60 Короткострокові позики відображаються суми одержаних кредитів позик по дебету сума їх погашення та переведення до довгострокових зобов'язань у разі...
24613. Облік фінансових результатів діяльності підприємства 39 KB
  Облік фінансових результатів діяльності підприємства Формування доходів і витрат за видами діяльності і функціями. Фінансові результати за видами діяльності в результаті яких вони виникають поділяються на прибуток збиток від звичайної діяльності та від надзвичайних подій.Під звичайною діяльністю розуміють будьяку діяльність підприємства а також операції які забезпечують її або які виникають внаслідок здійснення такої діяльності.Прикладом звичайної діяльності є виробництво і реалізація продукції робіт послуг розрахунки з...
24614. Склад та призначення фінансової звітності підприємства 37 KB
  Склад та призначення фінансової звітності підприємства За видами звітність поділяється на бухгалтерську статистичну та оперативну. Бухгалтерська звітність містить показники виробничофінансової діяльності підприємства. Оперативна звітність призначена для поточного контролю та управління всередині підприємства на момент здійснення господарських операцій або одразу ж після їх завершення. В ній містяться дані про виконання плану поставок матеріалів виробництва продукції а також про дотримання укладених договорів та фінансовий стан підприємства...
24615. Облік дебіторської заборгованості за товари, роботи, послуги. Резерв сумнівних боргів 35.5 KB
  Облік дебіторської заборгованості за товари роботи послуги. Резерв сумнівних боргів Дебіторська заборгованість за продукцію товари роботи послуги це заборгованість покупців або замовників за надані їм продукцію товари роботи або послуги.Дебіторська заборгованість за продукцію товари роботи послуги виникає коли підприємство реалізує продукцію товари роботи послуги в кредит з відстрочкою платежу.Таким чином для визнання поточної дебіторської заборгованості за продукцію товари роботи послуги необхідно щоб виконувалися...
24616. Облік розрахунків з підзвітними особами: нормативні вимоги то особливості обліку 31.5 KB
  Облік розрахунків з підзвітними особами: нормативні вимоги то особливості обліку Готівка видається працівникам підприємства підзвіт на відрядження та на господарські потреби за розпорядженням керівника підприємства за умови що у працівника немає заборгованості по раніше виданих авансах.Службове відрядження поїздка на визначений строк в іншу місцевість для виконання службових обов'язків.Термін відрядження не може перевищувати 30 календарних днів у межах України і 60 днів при відрядженні за кордон.Термін відрядження визначається за відмітками...
24617. Облік доходів підприємства 39.5 KB
  Облік доходів підприємства Нормативним документом який визначає методологічні засади формування в бухгалтерському обліку інформації про доходи підприємства та її розкриття у фінансовій звітності є Положення стандарт бухгалтерського обліку 15 Дохід який затверджено наказом Міністерства фінансів України. Визнані доходи класифікуються в бухгалтерському обліку за такими групами: а дохід виручка від реалізації продукції товарів робіт послуг; б інші операційні доходи; в фінансові доходи; г інші доходи: д надзвичайні доходи. Склад...
24618. Облік доходів та витрат майбутніх періодів 28.5 KB
  Облік доходів та витрат майбутніх періодів Облік доходів майбутніх періодів Для узагальнення інформації щодо одержаних доходів у звітному періоді які підлягають включенню до доходів у майбутніх періодах призначено рахунок 69. періодів відносять доходи у вигляді одержаних авансових платежів за здані в оренду о. періодів за Дт їх списання на рахунок обліку доходів та включення до складу доходів звітного періоду. періодів Дт301311373670 Кт69 2списано доходи майб.