97986

Философия И. Канта

Реферат

Логика и философия

На нынешнем этапе истории происходит коренное изменение общепринятых стереотипов, устоявшихся представлений, появляется принципиально новое мышление. И этот процесс происходит не первый и не последний раз в истории человечества. В подобные времена философия, отзываясь на ускорение исторического процесса, обычно являла, применяла и совершенствовала диалектические идеи...

Русский

2015-10-26

115.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 23

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Философия И. Канта

Реферат по дисциплине «Философия»

Руководитель                                                                                               Разработал

Профессор                                                                             студент гр. У-313

А.Н.Быстрова                                                                                Д.Ю.Кацалап                                    

2012

Содержание

Введение 3

  1.  Немецкая классическая философия 6
  2.  Иммануил Кант 8
  3.  Личность и творчество 8
  4.  Творчество в докритический период 9
  5.  Руссо и Кант: проблема цивилизации и человека 11
  6.  Бессмертные идеи "Критики чистого разума" 14
  7.  "Революция в способе мышления" 16
  8.  Возможна ли и как возможна свобода? 17

Заключение 21

Список литературы 23


Введение

На нынешнем этапе истории происходит коренное изменение общепринятых стереотипов, устоявшихся представлений, появляется принципиально новое мышление. И  этот процесс происходит не первый и не последний раз в истории человечества. В подобные времена философия, отзываясь на ускорение исторического процесса, обычно являла, применяла и совершенствовала диалектические идеи, приёмы, позволяющие овладевать всё более быстрым развитием социума и истории. Данную проблему по праву можно считать постоянной, появляющейся снова и снова на каждом витке развития цивилизации. А начиналось решение этой задачи с того, что английский философ XVII века Френсис Бэкон именовал расчищением "площади ума" от сковывающих его "идолов". И разве не подобная задача стоит перед нами в настоящее время? В том же веке французский мыслитель Рене Декарт выдвинул и систематически развил идею о необходимости "методического сомнения" в унаследованных знаниях, проверки их на содержательность, осмысленность и доказательность - и эта идея вместе с другими идеями французского философа стала в настоящее время очень актуальной. [2, 68]

В эпоху особенной актуализации тех или иных философских идей прошлого появляется вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде, в каком они были изначально выдвинуты и сформулированы, - подвергаются уточнению, критике, а то и кардинальному пересмотру; им на смену появляются принципиально отличные философские идеи. Так было, к примеру, в новое время с идеей свободы. В то время появились неведомые прошлому философские идеи, при помощи которых обосновывались всеобщие, не ведающие никаких исключений права человека. Но то, над чем трудились философы, начиная с глубокой древности и в новое время, не утратило своего значения.

Философские идеи не появляются и не функционируют в неком ограниченном автономном царстве "чистого духа", "чистой мысли". Они живут и изменяются в контексте действительной исторической жизнедеятельности вполне реальных индивидов. "Место" их существования - проблема", вокруг которой было так много споров и фантастических, хотя и не безосновательных выдумок, - это и есть мир действительной истории, а точнее, мир сознания, взаимодействия, жизнедеятельности индивидов, мир человеческой цивилизации и культуры. В последнее десятилетие всё более приходилось концентрировать внимание на уточнении концепции социально - исторической детерминированности философской мысли и её взаимовлияния на социум. В центре обновлённой концепции, стоят понятия "цивилизация", "эпоха", "историческая ситуация ". [1,56]

Противоречия современной цивилизации - её взлёты и падения, и стремительная спешка, невероятное ускорение и внезапно душные времена, мертвящие зоны застоя, наконец, наиболее страшный парадокс: угроза уничтожения цивилизации, и не какой-либо внешней силой, а творениями самой цивилизации - вот что в конечном счёте вынуждает на пороге нового века и нового тысячелетия осветить именно цивилизованные стороны человеческого бытия, как они видятся сквозь призму исторической философии.

Из необозримой массы отдельных этапов, ступеней исторического развития философии представляют проблему противоречия человеческой цивилизации и человека цивилизации, очень выдающие мыслители. Можно выделить особо мыслящих и бепокоящихся о цивилизации мыслителей Запада, таких как досократики, Сократ, Аристотель,  Платон, Дж. Бруно, И. Кант. Эти мыслители лучше остальных утвердили идеи, без сохранения и развития которых человечество не спасёт своё создание, цивилизацию, оказавшуюся столь хрупкой. [1,103]

Данные великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи: единство, целостность мира, Вселенной,  Космоса и человека; единство свободы и ответственности, прав и свобод человека; единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации, народов человечества.

Эти мыслители, какими бы задачами ни занимались - думали ли, писали ли о природе, Боге и Космосе, об атомах или идеях, о познании или логике, мысли всё равно возвращались к вопросу о индивиде, его свободе, достоинстве, судьбе. В работах мыслителей можно сосредоточиться на общей задаче: тяжелого становления Человека Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особенный вклад в появление, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей и идей.


1. Немецкая классическая философия

Иммануила Канта (1724-1804) считают основателем немецкой классической философии – грандиозной эпохи в истории мировой философии, охватывающей более чем век духовного развития - напряжённого, весьма яркого по своим итогам и весомого по своему влиянию на человеческую духовную историю. Он связан с поистине великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все перечисленные мыслители оригинальны в своих суждениях.

Прежде всего мыслителей немецкой классики объединяло изначальное понимание роли и функции философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Гегелю принадлежит крылатая фраза: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики получилось запечатлеть темп, динамику, запросы своего тревожного и бепокойного времени - времени колоссальных социально-исторических изменений. Они направили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к людской сущности.

Кант, Фихте, Гегель превозносят философию весьма высоко, т. к. мыслят её как четкую и систематическую науку, науку как специфическую в сравнении с естествознанием.

Второе качество немецкой классической мысли состоит в том, что на нее возложена миссия придать философии облик широко разработанной и намного более дифференцированной, чем ранее, специфической системы дисциплин, концепций и понятий, системы сложной, отдельные части которой взаимосвязаны в единую мыслительную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, невзирая на свою сложность при усвоении, смогла оказать огромное влияние не только на культуру, но и на общественное действие.

Кант и другие мыслители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие. [4,98]. В непосредственном единстве с ним строится учение о познании, так называемая теория познания, гносеология. Философия строится и как учение о человеке в общем, т. е. философская антропология. Вместе с этим классики немецкой мысли стремятся размышлять о человеке, изучая разные формы человеческой деятельности, в том числе общественную деятельность человека. Они рассуждают об обществе, социальном человеке в рамках философии права, нравственности и морали, всемирной истории, искусства, религии и веры - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до идей Канта освещалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была свойственна метафизика в понимании целостного мировоззренческого подхода. [3,49]

Поэтому третье свойство этой философии заключается в проложении пути принципиально новому в отношении к метафизике методу мышления и познания - диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимой к исследованию всех аспектов человеческой жизнедеятельности. Диалектические мысли проходят сквозь всю немецкую классическую философию, насыщаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертое качество - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития социума используются разумные измерения и критерии: историческое развитие предлагается изучать не при помощи прозрения - интуиции, а научно-теоретически. Законы истории воспринимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы думали, что основным двигателем истории выступают воззрения, идеи, потребности людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа", познания, мышления, - центральных понятий для немецкой классической философии.

И, наконец, последнее, что соединяет немецкую классику в единое целое: в своем изучении человека и истории это направление философии чётко  сконцентрирована около принципа свободы и остальных гуманистических ценностей.

Немецкая классическая философия выступает непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие иные философские достижения человечества немецкой классики. Она имеет общечеловеческое значение потому, что пробовала ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и в настоящее время.[5,43]

Философия немецкой классики и по сей день продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Однако немецкая классическая философия - созвездие, которое создано из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они загорелись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры философии. И одна из самых ярких звёзд этого созвездия - Иммануил Кант. Жизнедеятельность и поистине бессмертные мысли Канта выступят предметом наших дальнейших размышлений.

  1.  Иммануил Кант

2.1. Личность и творчество

Кант утверждал, что вопрос о человеке, т. е. антропологический вопрос, - центральный для философии. Не случайно, подводя некоторые итоги развития своего философствования, Кант все основные  философские вопросы (что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться?) свёл к единому вопросу о человеке. [2,68]Что из себя представляет человек и для чего он предназначен - таков проблемный стержень всей кантовской философии в целом.

Иммануил Кант родился в 1724 году в Пруссии в семье шорника (ремесленника изготовлявшего сёдла), труд которого в Германии в то время считается почётным, достаточно уважаемым.

Воспитание в семье шорника наложило на личность Канта свой отпечаток: уважительное отношение к людям и их труду, трудолюбие. Поэтому сыну ремесленника Иммануилу Канту был открыт доступ в университет и возможность окончить его, а впоследствии стать профессором университета, выдающимся философом и учёным. В годы обучения в университете Кант уже начинает думать над тем, каким путём необходимо формировать принципиально новую философию. Он внимательно изучает философские системы своих предшественников. Особенно его привлекает английская философия - воззрения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница, осваивает произведения Вольфа. Вникая в глубину истории философии, Кант успешно изучает одновременно такие дисциплины, как медицина, география, математика и изучает настолько профессионально, что после преподает их. После окончания университета в 1746 году Кант вступает на новый путь: он становится домашним учителем.[5,93] Годы преподавательской деятельности не прошли бесследно - в 1755 году Кант своими оригинальными трудам занимает особое место в философском творчестве. Его собственная философская мысль начинает принимать участие в обновлении философии Германии.

2.2. Творчество в докритический период

Самый первый труд Канта - трактат "Мысли об истинной оценке живых сил" (1746г) - это работа, которая содержит в себе то, что можно смело назвать искренним определением жизненной ориентации молодого ученого, обоснованием и защитой ценностей творческого новаторского труда.

Кант как молодой философ пробует ответить на такие вопросы, как: может ли он посягнуть на великих ученых, великих философов, критиковать их? Имеет ли он право рассуждать о верности того, что создано Декартом и Лейбницем, не заключена ли тут немыслимая дерзость – поставить себя вровень с ними? 

В связи с этими мыслями в личностном облике Канта проявляются такие свойства, как смелость и дерзость новатора, его вера в свой творческий  порыв, самоуважение и достоинство.

В 1755 году Кант разрабатывает и защищает 3 диссертации. Одна из них посвящена проблеме огня (июнь 1755 год). Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом диалектики, Кант изучает проблему огня, пробует изучать в естественнонаучном и одновременно в философском ключе. Эта работа была своего рода пособием для учащихся. В сентябре 1755 году он пишет вторую диссертацию под названием "О принципах метафизического познания" - "габилитационную", как её именовали.

   Эта диссертация давала право на звание приват-доцента философии. В это время Кант выходит на тему философской метафизики. Защитив вторую диссертацию, Кант приобрел право читать лекции в университете.

В 1755 году им была написана третья диссертация "О философской монадологии". Только в 1780 году он стал профессором Кёнигсбергского университета. Кант все больше находит себя в философии, которая связана как естественнонаучными науками, так и с проблемами человечества.

Важную роль для становления взглядов Канта и для всей мировой философии сыграл его труд под названием "Всеобщая естественная история и теория неба". Исследование Канта вызывает интерес и для современного человека, для современного мышления. Прежде всего это касается борьбы нового типа мышления против религиозной и философской догматики, борьбы ученого, философа,у которого была возможность использовать ростки нового критического мышления человечества.

Канту с самых его первых шагов в философии было важно и интересно выстроить картину динамичного и одушевлённого мира. Омертвение мира, которое выходит при построении механистической его картины, Канта не удовлетворяет. Основной результат, достигнутый Кантом в этой  работе, заключается в том, что мир действительно представляется как динамический, подвижный, преисполненный живых сил и тенденций. Его нельзя постигнуть и тем более представить себя в генезисе, если ограничиться только лишь чисто механическими силами. Таким образом, Кант встает на путь изучения мира согласно принципам диалектики. Кант ещё увереннее ступит по пути одушевления мира, присвоения ему диалектического динамизма, внутренней спонтанности, развития по закономерностям внутренних противоречий. Это и станет началом диалектической концепции развития - весьма важного достижения немецкой классической философии. В 70-80 годы Кант занимается поиском новых путей в философии, - фундаментальных оснований философии. В "докритическом" развитии Канта (до 1781 года) наиболее интересны теоретические точки роста, из которых впоследствии появились труды: "Критика чистого разума" и "Критика практического разума". [5,99]

Два центральных произведения Канта образуют мостик к "Критике чистого разума". Одно из них именуется "Наблюдения над чувственном прекрасного и возвышенного", второе - "О форме и принципах чувственно воспринимаего и умопостигаемого мира".

2.3. Руссо и Кант: проблема цивилизации и человек

После прочтения трудов Руссо, Кант переживает нравственный переворот. О том, какое влияние на Канта оказал Руссо, напрямую повествует в своей рукописи сам автор: "... Я по своей склонности исследователь. Я испытываю огромную жажду познания, неутолимое беспокойное стремление двигаться вперед или удовлетворение от каждого достигнутого успеха. Было время, когда я думал, что все это может сделать честь человеку, и я презирал чернь, ничего не знающую. Руссо исправил меня. Указанное ослепляющее превосходство исчезает; я учусь уважать людей и чувствовал бы себя гораздо менее полезным, чем обыкновенный рабочий, если бы не думал. Что данное рассуждение может придать ценность всем остальным, устанавливая право человечества". [1, 205]

Кант не только следует  за Руссо, понимает и поддерживает его идеи, но и начинает с ним полемизировать. Спор заключается в том, что Кант не приемлет идею Руссо о возврате к "естественному состоянию" человека, и в человеческой жизни, тем более для мыслящего и еще сберегшего нравственность человека стать отшельником, избегать цивилизации, чтобы сохранить и развить нравственное начало. Он считает следующим образом: "Метод Руссо - синтетический, и исходит он из естественного человека; мой метод - аналитический, и исхожу я из человека цивилизованного" [1, 192].

Тему цивилизации и цивилизованной личности он будет затем поднимать в своих трудах - например, в сочинении "О предполагаемом начале человеческой истории", в коем он ведет углубленную полемику с Руссо по основному вопросу: что есть человеческая цивилизация и можно ли от нее запросто отказаться?

Кант соглашается: многие болезни и противоречия цивилизации обозначены Руссо правильно, но уже не дано "отступить" назад, просто перейти в некоторое естественное состояние. Для человека цивилизации "естественное", т. е. нецивилизованное состояние - это несбыточная утопия. Хоть вернуться в это состояние человечеству и невозможно, само напоминание Руссо и руссоисты есть ревальвация некоторых важных ценностей, призывающих жить не во вражде, а в согласии с природой вне и внутри нас.

Мы сейчас переживаем ревальвацию сходных ценностей. Ближе к природе - это ведь не праздный призыв, а выражение предпочтений, склонностей, качество неблагополучия в отношениях человека, человечества и природы. Об этом неплохо сказал Кант: "Если говорить о счастье дикаря, то это не для того, чтобы вернуться в леса, а лишь для того, чтобы знать, что пришлось потерять в одном отношении, приобретая в другом; чтобы наслаждаясь богатством общественной жизни, не слишком предаваться неестественным и приносящим несчастье склонностям, присущим такой жизни, и чтобы, оставаясь цивилизованным человеком, быть верным природе". [1,199]

Природа как самоценность в настоящее время еще чаще попадает в поле зрения человечества, чем несколько веков и даже десятилетий тому назад. Взгляды Руссо - романтическая реакция на выевшиеся противоречия цивилизации. Идеи Канта - реакция не романтическая, а разумная, взвешенная, научно философская. Сколько бы люди ни стремились "назад к природе", они все же найдут её не такой, какой хотели бы видеть, а такой, какой она уже стала под воздействием людского вмешательства, т. с. под влиянием цивилизации. Это же касается и самого человека. Кант поддерживает Руссо в его стремлении тщательно проанализировать противоречия цивилизации, выяснить что произошло с человеком цивилизации и его нравственностью и моралью.

В настоящее время перед нами стоят те же острые вопросы. Эти противоречия есть не только в странах капитализма, а у нас якобы отсутствует; они присущи всей цивилизации - они общецивилизованные. Впервые мы признали это, рассуждая о глобальных проблемах. Человечество еще не знает о решении этих проблем. Например, как ускоренно развить производство - и не навредить природе; как интенсивно развить науку и технику - и избежать их вредных влияний; как в единой системе решать задачи управления социумом - и в то же время не подавлять инициативу отдельных его личностей? Эти вопросы - цивилизованные трудности и противоречия одним словом, развития цивилизации, её наиболее простой, актуальнейшей из проблем современности. У ее истоков стоит спор Канта с Руссо, и в этом споре я лично придерживаюсь позиции Канта.

Кант заимствовал у Руссо проблематику цивилизации и человека цивилизации, но он изучал ее более глубоко и реалистично. Что такое "человек цивилизованный"? В труде "Предполагаемое начало человеческой истории" Кант пришел к выводу, что именно цивилизация предоставила в руки человеку средства стать человеком. Без цивилизации он не вырос бы ни из животного состояния, ни из состояния варварства. Человек, по Канту, становится человеком, одерживает в себе победу над животным началом, диктует правила человеческой жизнедеятельности и человеческого поведения.

Цивилизация по мнению кантовских рассуждений ценна прежде всего тем, что она обучила человека обращаться со своими желаниями, потребностями, стремлениями, научила сдерживать некоторые свои желания, а другим давать простор; цивилизация учит искать новые средства для удовлетворения благородных человеческих потребностей. Наиболее главное для Канта то, благодаря чему человек и становится человеком. Человеческий эксперимент был нацелен на то, чтобы человек выработал свое, уникальное, что по мнению Канта, состоит из двух слагаемых: человек делает самого себя человеком посредством того, что уважает в себе человека и уважает человека в другом. Это и является тем, над чем нужно работать. Вокруг этого и необходимо строить человеческие отношения, коммуникации. Помимо этого важно обратить внимание на другой закон - закон укрепления и развития человечности. Эта идея - одна из самых интересных и актуальных в работах Канта. Она будет развита в поистине  великих работах, таких как "Критика чистого разума". 

2.4. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"

Свой труд "Критика чистого разума" Кант опубликовал в двух изданиях. "Критика чистого разума" принадлежит к числу великих работ философии, содержание и смысл которой всегда остаются неисчерпаемыми. Почти каждая эпоха "читает" "Критику чистого разума" по-своему, видит в ней свою актуальность.

"Критика чистого разума" - великое событие не только в истории философии, но и в истории человеческой цивилизации и культуры. Этот труд освещает проблемы, которые принадлежат к самой сердцевине творчества, новаторства в культуре, в философии, в науке. Кант выражает мысли, которые имеют прямое отношение к некоторым вечным измерениям человеческого духа и человеческой культуры. Можно открыть, отыскать в философии Канта что-то интересное, созвучное условиям, ситуации в жизни нашего государства, в которой мы на данный момент времени находимся. Кант в своих рассуждениях центральными предметами определяет  чувствительность человека, его рассудок и разум.

Предисловие к первому изданию "Критики чистого разума".

В предисловии к первому изданию своего произведения Кант разъясняет его смысл, раскрывает центральный интерес, который побудил его написать данный труд.

Кант поставит вопрос о чистом разуме в двух формах: о чистом теоретическом разуме и о чистом практическом разуме. Для Канта это две способности разума. Одна заключается в способности мыслить и познавать какие-либо предметы, - это и есть теоретический разум. А практический разум - это способность какие-то предметы производить, создавать. Критика чистого разума для Канта - критика теоретического чистого разума. Её центральные сюжеты - человеческое познание и человеческое мышление.

Кант, строя учение о чистом разуме, следует духу основательности и доказательности, который он черпает из таких наук, как естествознание и математика, а они, согласно Канту, самые основательные достижения человеческого разума за всю историю его существования. Ведь и настоящая эпоха - время великой основательности, достигнутой естественными, математическими науками. На данный момент времени не завершено выполнение задач критики чистого разума, его способностей, его возможностей - эти задачи не поставлены так широко и глубоко, как в кантовской критике. Кант констатирует, что существуют области, которые противятся духу свободной критики. В его время этими областями выступали религия и законодательство. Замечание Канта не устарело. Религия всегда заключает в себе дух догматизма, сопротивляясь духу свободной критики, а законодательство "на основе своего величия хочет поставить себя вне критики".

Кант ставит задачу философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Он поясняет: "Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способностей разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решения о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объёма и границ метафизики на основании принципов". Кант призывает обнаружить корни всей проблематики, всего изучения чистого разума, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего не может, каковы его основы, каким образом рождаются его принципы, формируются понятия. Если получится выполнить такую задачу, то, согласно Канту, итоги станут постоянным достоянием человечества. Его намерение - в "Критике чистого разума" лишь некоторое введение к выполнению широкой, поистине великой задачи.

2.5. "Революция в способе мышления"

(предисловие ко второму изданию

"Критики чистого разума")

Мысли, выраженные Кантом в предисловии к первому изданию "Критики чистого разума", проясняются и уточняются в предисловии ко второму изданию.

В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" Кант с самого начала стремится высказать своё отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек, не оставляя при этом никаких сомнений в том, почему ему так интересна данная проблематика. Им движет не чисто академический, теоретический интерес, как бы он ни был важен для Канта - исследователя. Кант продемонстрирует, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Способ доказательства - детальное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, которое способно генерировать принципиально новые знания, делать то, чего не делает природа, или, по крайней мере, вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Нельзя понять человека как свободное существо, если связать его в качестве пассивного и зависимого объекта с природой, её вещами и процессами. [1]

Свобода - некий скачок из царства естественной необходимости. Между научной революцией и прогрессом человеческой активности в направлении всей большей свободы есть несомненная связь.

2.6. Возможна ли и как возможна свобода?

Отстоять возможность свободы - цель Канта, которая остаётся также важнейшей целью современной цивилизации. Имея в виду описания Канта, возьмём для примера то, что нас так на данный момент времени волнует: разность между двумя поступками, один из которых выражает покорение тоталитарной системе, другой - сопротивление ей.

В нашей стране действительность такова, что подчинение тоталитарной, командно-административной системе, режиму почти безграничной личной власти вождя и его приближенных, обосновывалась, оправдывалась и властвующими верхами, и подчиняющимися низами массой аргументов. Из них выделили следующие: говорилось и говорится в настоящее время, что объективный ход дел, порядок жизни, обуславливаемые законами и тенденциями социального развития последних 60 лет, не оставляли никакой альтернативы, кроме тоталитарного, антиправового, репрессивного господства и покорности ему. Но ведь была и иная действительность - неподчинение, сопротивление тоталитаризму, а так же возникали, развивались идеи, мысли, обосновывавшие свободу, права и достоинство личности. Нас, как и Канта, интересует вопрос: откуда проистекает возможность поступков и мыслей второго рода?

По Канту, она проистекает как раз из принадлежности человека не только к "естественному", чувственному миру природы, её явлений, но и к умопостигаемому миру идей, которые для Канта подразумевают также принципы, идеалы, нормы, следование внеприродной причинности долженствования. 

Человек познаёт себя не только как "одно из явлений чувственно воспринимаего мира" [5,486] и потому не только в системе естественно обусловленной причинности и необходимости. Он познает себя и как чисто "умопостигаемый" предмет.

Словом "хотение" Кант обозначает только механизм, обусловленный природой и её причинностью. Из "хотения" никогда не вырастает долженствование. А вот долженствование, "провозглашаемое разумом", способно противостоять хотению, ибо ему "противопоставляет меру и цель, более того, запрет и авторитет". Это и есть необычная кантовская диалектика в том пункте, где критика теоретического разума уже переливается в проблематику разума практического.

Кант так рисует корни, истоки и признаки человеческой свободы; свобода - прежде своего возможность выбора. В чем же Кант видит возможность выбора, возможность свободы? Разобраться в этом актуально сегодня.

Во-первых, в самом общем, поистине метафизическом смысле человек стоит перед таким выбором: или подчиниться "естественной" необходимости, для начала "познав" ее, или перевести своё действие в иную систему координат - ориентироваться на "умопостигаемое", "должное", не на животное, а на человеческое. Последнее - исток свободы.

Во-вторых, свобода проявляется в умении и стремлении человека не совершать поступков, которые как будто бы неизбежны в силу "законов природы" или исторических обстоятельств. И наша история доказала. Есть разница между поведением палачей, их пособников, верных им идеологов и действиями тех людей, которые по крайней мере не запятнали себя подобными действиями.

В-третьих, свобода состоит в человеческой способности "моделировать" свое и чужое поведение, судить о них по принципу свободных альтернативных возможностей не только применительно к настоящему и будущему, но и к совершившемуся прошлому.

В-четвёртых, свобода заключается в способности человека, не нарушая последовательности эмпирического временного ряда мира явлений, как бы выходить за его пределы. И свобода истолковывается Кантом не только "негативно как независимость от эмпирических условий", но и позитивно - как "способность самопроизвольно начинать ряд событий". [5,491]

Кант не случайно связывает свободу с "умопостигаемым миром идей": прорыв к свободе тесно связан с пробуждением мыслей, чувств, настроений, делающих для каких-то людей и групп нетерпимой "силу обществ". Эти люди, эти новые силы, действительно способны "начинать новый ряд явлений", т. е. Ввязываться в перестройку "старого ряда явлений", который продолжает своё существование и свою борьбу, ибо воплощается в интересах и целях других людей, других групп.

В-пятых, речь здесь идет о различии между адаптирующимся, хорошо приспосабливающимся к любому режиму человеком и человеком, способным к социальной критике и самокритике, тяготеющим к перестройке мира и способным её осуществлять.

Видно, что в кантовском толковании свобода объединяется со способностью человека к любому, в том числе духовно-нравственному, новаторству. На сегодняшний день, по моему мнению, это актуально в отношении практическом о солидно в теоретическом отношении в обосновании свободы.

На мой взгляд Кант сосредотачивает внимание на понимании мироздания, человека цивилизации и его места в мире, т. е. человека свободного и нравственного. Актуальным, нравственно-достойным является в кантовском учении и то, что великий мыслитель, убедительно демонстрируя несминаемость самого спора о подчинении внутренней и внешней необходимости и о свободы, неизбежность появления идейных противоположностей и их напряжённого существования в качестве противоречия, при своем этом не придерживается принципа "оба правы". Он четко защищает сторону свободы, более того, наиболее аргументированную защиту свободы как главного в человеке делает едва ли не основной целью.

Человеку, устремлённому к свободе, если и надо познать жёстко необходимую естественную причинность, то для того, чтобы не дать ей собою владеть.


Заключение

Начало и конец кантовской "Критики чистого разума" - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта.

Закончить разговор о Канте хотелось бы его бессмертными словами - помещённые в "Заключении" "Критики практического разума", они раскрывают суть и замысел  его философии.

"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен...". [1]


Список литературы

Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 1991.

Современная западная философия (словарь), М.: Политическая литература, 1991.

Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1985.

Гулыга А. Кант, М., 1981.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28875. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в. 37.5 KB
  Смутное время в России. На какоето время государство оказалось ничьим и это привело к кризису послужившему началом так называемого Смутного Времени. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь чтобы не кормить ее и это увеличивает толпы бездомных и голодных. В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек который назвал себя царевичем Дмитрием сыном Ивана Грозного и заявил о своем намерении идти на Москву добывать себе прародительский престол.
28876. Внешняя политика России XVI–XVII веков. 28 KB
  Внешняя политика России XVI–XVII веков. позволили России проводить активную внешнюю политику. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 году русскими войсками была взята Астрахань и к России присоединились нижневолжские земли.
28877. Пётр I Вели́кий 33.5 KB
  Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Военная реформа Петра I и реформы органов управления. Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Заслугой Петра является создание регулярной российской армии.
28878. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей 31.5 KB
  Провозглашение России империей. Разрешение этих задач было необходимо для обеспечения внешней безопасности России на юге и на западе. Ее преобладание тяжело сказывалось на государствах близких к Балтийскому морю: на Дании Польше России. У России Ингрию и Карелию.
28879. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства 31.5 KB
  В отечественной истории являлось эпохой дворцовых переворотов напрямую связанных с реформами Петра I. – Меньшиков Толстой и другие под прикрытием гвардии добилась провозглашения вдовы Петра Екатерины I 1725 1727 гг. В период царствования малолетнего Петра II 17271730 гг. На трон была провозглашена племянница Петра I вдовствующая герцогиня Курляндская Анна Ивановна 17301740 гг.
28880. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 29 KB
  Созыв Комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов т. В дебатах депутатов Уложенной комиссии находит выражение острая борьба трех основных направлений по проблемам модернизации общественного устройства России: консерваторов умеренных и реформаторов. Третья наиболее последовательная и радикальная группа не имея возможности выступать открыто сформировалась за пределами Уложенной комиссии. под предлогом начавшейся русскотурецкой войны Екатерина прервала заседания Комиссии чтобы больше их не возобновлять.
28881. Внешняя политика России во второй половине XVIII века 27.5 KB
  Внешняя политика России во второй половине XVIII века. была приведена чрезвычайно энергично со стороны России. В ответ на попытки Турции вернуть отошедшие к России территории русские войска в 178З г. к России отошло побережье Черного моря от Южного Буга до Днестра.
28882. Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX века 23.5 KB
  Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX века: 1 Мир развивался под влиянием промышленной революции; Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному. Причины пром. Новшества пром. промть – автоматич.
28883. Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в. 34.5 KB
  Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в. который одним из первых в России осознал необходимость реформ. Сперанского автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. Сперанский завершил разработку Введения к уложению государственных законов предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.