97995

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Реферат

Логика и философия

Вопрос о смысле жизни оказывается очень тесно связанным с проблемой нравственного мироощущения личности, с поиском социально оправданной жизни. В этом отыскивается ценностная природа смысла жизни, которая означает предпочтение одних и отрицание других ценностей.

Русский

2015-10-26

80 KB

0 чел.

PAGE  11

Федеральное агентство железнодорожного транспорта                       Сибирский государственный университет путей сообщения

                               Кафедра «Философия»

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ

СМЫСЛА ЖИЗНИ

Реферат

По дисциплине «Культурологи»

    Руководитель                                                                Разработал

                Доктор наук                                                                  студент гр. Д-113

  __________ Быстрова А.Н.                              ___________Ковалёв А.В.

(подпись)                                                            (подпись)

           _______________                                             ______________

(дата проверки)                                                                   (дата сдачи на проверку)

2011 год

 

СОДЕЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] ГЛАВА 1. Проблема понимания смысла жизни

[3] ГЛАВА 2. Проблема смысла жизни в творчестве
Э. Золя, Л.Н. Толстого, Ст. Рассадина

[4] 2.1 Проблема смысла жизни в произведении Э. Золя «Доктор Паскаль»

[5] 2.2 Проблема смысла жизни в произведении
Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

[6] 2.3 Проблема смысла жизни в произведении Ст. Рассадина «Фонвизин»

[7] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[8] БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В переломные эпохи, когда происходит крушение традиционных форм бытия, переосмысление существующих ценностей, когда объявляются ошибкой способы и пути жизнедеятельности не одного поколения, с необходимостью встает проблема осознания и понимания смысла человеческого существования. (Алёша, чей это текст? Не нужно мне говорить, что именно так нынче выражаются студенты 1 курса.)

Вопрос о смысле жизни оказывается очень тесно связанным с проблемой нравственного мироощущения личности, с поиском социально оправданной жизни. В этом отыскивается ценностная природа смысла жизни, которая означает предпочтение одних и отрицание других ценностей. Ценностная природа смысла жизни проявляется и в избирательном отношении личностью тех или иных целей, идеалов, традиций, наконец, информации, идеологии, формирующих, в свою очередь, внутренний духовный мир человека. Человек живет идеалами и ценностями, которые преобразуются в различных ситуациях и определяют его выбор. Не потому ли в нынешнюю эру разрушающихся и исчезающих ценностей все большее количество людей чувствуют психологический и социальный дискомфорт, пустоту и бессмысленность своего существования. (Откуда текст?)

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что проблема понимания смысла жизни является, в некоторой степени, вечной и решаемой неоднозначно.

Цель нашей работы состоит в рассмотрении проблемы смысла жизни в произведениях различных авторов.

В соответствии с выбранной целью нам предстоит решить ряд определённых задач, во-первых, это выявить характерные особенности проблемы понимания смысла жизни и, во-вторых, рассмотреть проблему смысла жизни в творчестве Э. Золя (роман «Доктор Паскаль»), Л.Н. Толстого (повесть «Смерть Ивана Ильича») и Ст. Рассадина (биографическая повесть «Фонвизин»).

Работа состоит из введения, двух глав и трёх разделов второй главы, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. Проблема понимания смысла жизни

Понимание смысла жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. (Откуда текст?)

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

- в чем состоят жизненные ценности?;

- что является целью жизни?;

- зачем (для чего) жить? (Книга 2, ст.154)

Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чем состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. (Откуда текст?)

Прежде всего, следует разобраться в терминологии понятий. Если самое общее значение понятия «смысл» - постигнуть разумом, раскрыть основание, ответить на вопросы: «зачем?, с какой целью?, для чего?, как?», то понятие «жизнь» не менее многозначно. Можно говорить о жизни, как о биологическом явлении (А.И. Опарин), космическом (А. Бергсон), культурологическом
(О. Шпенглер), биографическом (Н. Трубников).
(Где эти все авторы в списке литературы?) Нас интересует смысл жизни как личностный феномен. Имея интегральную природу, смысл жизни включает в себя морально-этические, философско-мировоззренческие, социально-психологические аспекты, одновременно содержит такое смысловое значение, как внутреннее идеальное содержание, ценность чего-либо, разумное основание, цель, назначение. В данном случае смысл жизни понимается как внутреннее сущее личности, как значение и ценность ее жизни. Кроме того, смысл жизни человека выступает и как регулятивный принцип, присущий любой развитой мировоззренческой системе, устанавливающей свойственные ей моральные нормы (Книга 5, ст.292)

XX век внес свои коррективы в теоретическое осмысление возросших научных знаний о человеке. Возникают и складываются новые направления в философии, социологии и психологии, ставящие проблему смысла жизни во главу угла. Это касается и философской антропологии, и феноменологии, и персонализма, и экзистенциализма. Для последнего смысла жизненные проблемы – вины и ответственности, решения и выбора, жизни и смерти, свободы и необходимости были центральными. Человек, по мнению К. Ясперса, такое существо, которое осуждено пребывать в истории и не в состоянии прожить вне общества, но которое в то же время способно стойко перенести саму перспективу заката истории и общества, если перестанет искать в истории свое предназначение. Внутренняя убежденность, утверждают экзистенциалисты, первична по отношению к любой стратегии исторического действия. Только осознав это, человек обретает стойкость, необходимую для того, чтобы воспринять любой, даже самый безотрадный исторический прогноз, не впадая в отчаяние и цинизм. Реализовать себя человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь самоосуществление. «Надежда (человека) в его действиях, и единственное, что позволяет человеку жить – это действие», - считает Ж.-П. Сартр (Ты сам Сартра читал? Думаю, что нет. Так и не нужно так беспардонно пользоваться чужими трудами) (Книга 5, ст.318).

Современный подход в отечественной литературе не просто возрождает традиции русской нравственной философии, но выходит к осознанию новейших проблем, связанных с историческими реалиями XX века и вызовами века XXI: жизнь и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморализм, нигилизм и самопожертвование. Разумеется, обсуждаются и собственно этические и философские изыскания проблемы смысла жизни.

При всем при этом, проблема смысла жизни в значительной степени продолжает оставаться сложной. И не только из-за терминологической многозначности самого понятия, но и из-за дискуссионности вопроса о содержательной характеристике смысла жизни как об онтологической данности, в которой сфокусировано философское понимание мира.

Предлагаемые в литературе дефиниции смысла жизни могут быть разделены на абстрактные и конкретные. Если первые раскрывают содержание смысла жизни через анализ социальной значимости жизнедеятельности индивида, социальных потребностей, идеалов «завтрашней жизни», самореализацию личности во имя прогресса, то ориентация на конкретизацию определения смысла жизни связана либо с разумной жизненной целью, либо с ценностями и самореализацией личности в различных ипостасях: труде, семье, творчестве, детях, преодолении трудностей, любви, счастье. Следовательно, смысложизненная проблематика содержит широкий диапазон возможных подходов и решений. И вряд ли найдется только один-единственный ответ на вопрос: Зачем жить? В чем смысл существования моего «Я»? В разные времена, в различных ситуациях, для различных людей ответы будут различны. (Книга 2, ст.53)

Таким образом, можно констатировать, что однозначного ответа на вопрос о смысле жизни не существует, для каждого он свой. Факторы, влияющие на понимание этой проблемы, также для каждого свои, в особенности для писателя, который ощущает свою ответственность за слово.

ГЛАВА 2. Проблема смысла жизни в творчестве
Э. Золя, Л.Н. Толстого, Ст. Рассадина

2.1 Проблема смысла жизни в произведении Э. Золя «Доктор Паскаль»

Эмиль Золя (1840-1902) – один из самых известных французских представителей такого литературного течения как натурализм. Вообще же это один из самых замечательных, ярких писателей 19 века. Э. Золя умел писать по-настоящему увлекательно, ярко, красочно.

Самое известное творение Э. Золя – это цикл из 20 романов «Руггон-Маккары» (1868-1893). Писатель ставил в цикле две основных задачи:

1) описать французское общество второй половины 19 века, с 1851 по 1870 гг. – время второй Империи (как О. Бальзак хотел описать Францию первой половины 19 века (И где это он хотел?));

2) показать действие законов наследственности на примере истории одной семьи, пяти ее поколений. Это семья Ругон-Маккаров, состоящая из двух ветвей. Все они из поколения в поколение сохраняли основные черты характера. Ругоны – неуемная жажда власти и богатства. Маккары – пристрастие к алкоголю, крайняя вспыльчивость и т.д.

В романе «Доктор Паскаль» главным героем является ученый-биолог доктор Паскаль, настоящий подвижник науки, отдавший всю свою жизнь на благо человечества, он задался целью изучить законы наследственности на примере своей собственной семьи (а он Ругон), чтобы научиться управлять ими, чтобы бороться с наследственными болезнями и недостатками.

В указанном (Кто его указал?)произведении утверждается, что самое главное в жизни – счастье, которое дано людям от природы: любить и рожать детей, а все остальное - неважно. Финал роман – это гимн жизни, которая преодолевает все. Можно сказать, что многие страницы Э. Золя – это эмоциональный гимн жизни. Писатель призывает: нельзя отказываться, уходить от жизни, надо жить полноценно, радоваться и страдать, нельзя бояться страданий, неудобств, насмешек, иначе никогда не узнаешь жизни и настоящего счастья.

2.2 Проблема смысла жизни в произведении
Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

Проблема смысла жизни, поставленная Л.Н. Толстым в повести «Смерть Ивана Ильича», может быть охарактеризована следующим образом: перед лицом смерти, утверждает Л.Н. Толстой, человек осознает бессмысленность деятельности только для самого себя, и он ищет нового смысла жизни. Перед кончиной Иван Ильич приходит к осознанию противоречий своих поступков, своей жизни с «совестью» и «разумом», к мысли о необходимости нравственного возрождения, «просветления», которое он находит в самоусовершенствовании.

В небольшом отрывке из записок Ивана Ильича говорится не столько о телесных, сколько о душевных его страданиях. Перед самой кончиной Иван Ильич осознал царящую вокруг него и в нем самом ложь: «Ложь, обман, ложь, ложь, ложь, ложь, все ложь. Все вокруг меня ложь, жена моя ложь, дети мои ложь, я сам ложь, и вокруг меня все ложь» (Книга 4, ст.103). Вот вывод, к которому пришел Иван Ильич в самом конце своей жизни. Больной, истерзанный страданиями, Иван Ильич был в состоянии только так (десятикратным повторением слова «ложь» на трех строках своих записок) передать свое отчаянье.

Иван Ильич пишет, что, если ложь заставляет его так страдать, значит, в нем все же живет «маленькая, крошечная частица правды». Он видит свое спасение в том, чтобы «самому с собой среди этой лжи думать правду» (Книга 4, ст.108). И, чтобы эту правду найти, он хочет ее записать («а кто-нибудь после прочтет и, может быть, очнется»). Но после фразы: «Начну сначала, как это все сделалось со мной» - записки Ивана Ильича обрываются.

Задача, поставленная Иваном Ильичом: заставить очнуться кого-нибудь, задуматься о том, как он этот кто-то живет – по правде, по добру или по лжи и во зле. Несомненно, такую же задачу ставил и сам Л.Н. Толстой, и посредством этой повести попытался поставить ее и перед каждым своим читателем.

2.3 Проблема смысла жизни в произведении Ст. Рассадина «Фонвизин»

Как писал об основной теме своей литературной работы сам Ст.Б. Рассадин – «Всякий российский писатель, не выпадающий из традиции, большой или малый, имеет темой спасение и возвышение человека, обретение им ориентиров в безграничном мире; другое дело, что все они крепко разнятся дорогами, которые выбирают, и отпущенными им возможностями».

Документальное повествование о драматической судьбе Дениса Ивановича Фонвизина и его сочинений, написанное известным критиком и литературоведом Ст.Б. Рассадиным, рисует непростой, неоднозначный, но характерный для своего века, облик писателя; рассказывает об эпохе, людях, среди которых он жил.

В своей литературно-общественной деятельности Д.И. Фонвизин выступает как честный, как поклонник просвещения и лучшего общественного устройства, не изменяющий до конца тем освободительным взглядам, которые господствовали в начале Екатерининского царствования, несмотря на то, что эти взгляды в позднейшее время уже не пользуются покровительством и сочувствием правящих сфер: он чужд оппортунизма, которым отличались многие тогдашние литераторы, смотревшие очень легко на свою профессию, тогда как он видит в ней службу обществу.

В ракурсе проблемы, поставленной в нашей работе, представляет интерес такой аспект жизни и деятельности Д.И. Фонвизина, представленный автором, как перипетии его отношений с властью, в частности, с Екатериной II, в которых просматриваются очевидные намеки на ситуацию с инакомыслящими в позднее советские времена.

Здесь можно усмотреть связь с гамлетовской постановкой вопроса «Как жить?»: «смиряться под ударами судьбы» или «оказать сопротивленье»? Об этом прямо говорит цитата из произведения: «Снова – в который уж раз! - припомним слова Фонвизина о том, что писатель имеет долг возвысить глас против злоупотреблений и человек с дарованием может быть советодателем государю и спасителем отечества».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, можно заключить следующее.

Проблема понимания смысла жизни является сложным феноменом, подверженным влиянию многих факторов и условий. Однозначного понимания данной проблемы не существует.

Жизнь человека – это дар, благо, и дано оно для раскрытия человеческой самости. Воспроизводя жизнь подчас в суровых условиях, человек «изнутри» постигает ее осмысленность, ее закономерность, ее необходимость, ее ценность. Ценность заключена отнюдь не в факте длительности жизни. Мудрому человеку вполне достаточно тех лет, которые ему отпустила судьба, чтобы придать своей жизни смысл. Глупцу же недостаточно и вечности, чтобы суметь ею распорядиться.

Поиск смысла жизни – это и поиск социально оправданной жизни. Неспособность стать значимым друг для друга, не получить социальное оправдание своей жизни приводит к ощущению тотального одиночества и к переживанию бессмысленности своего бытия.

У авторов, которых мы выбрали для раскрытия темы работы, взгляды на проблему смысла жизни существенно различаются. Причем необходимо отметить, что выбрав конкретные произведения, мы, тем самым, выбрали и решение поставленной проблемы в ракурсе этих произведений, т.к. в разное время и
Э. Золя, и Л.Н. Толстой, и Ст. Рассадин могли понимать (и понимали) смысл жизни отлично от представленного понимания.

Так в романе «Доктор Паскаль» Э. Золя придерживается точки зрения, что смысл жизни состоит в любви, что самое главное в жизни – счастье, которое дано людям от природы: любить и рожать детей, а все остальное – неважно. Для Ивана Ильича в повести Л.Н. Толстого смыслом является задача заставить хоть кого-нибудь задуматься о жизни не по лжи и в добре. Д.И. Фонвизин, по представлению Ст. Рассадина, показывает образец того, как не гнуться под ударами судьбы и не бояться немилости властей предержащих. Таким образом, мы видим, что понимание смысла жизни у каждого свое.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Золя, Э. Страница любви. Доктор Паскаль / Э. Золя. – М.: Правда, 1983.
  2.  Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. Материалы III-V симпозиумов. Антология / Коллектив авторов. – М.: Ось-89, 2001.
  3.  Рассадин, Ст. Фонвизин / Ст. Рассадин. – М.: Искусство, 1980.
  4.  Толстой, Л.Н. Повести и рассказы / Л.Н. Толстой. – М.: Детская литература, 2008. (Смерть Ивана Ильича – с. 96-157)
  5.  Хрестоматия по философии / Сост. П.Алексеев. – М.: Проспект, 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54068. Дидактичні матеріали до логопедичних занять з теми «Диференціація свистячих і шиплячих». Розрізнення дж-дз 125 KB
  Насупилось небо, плаче хмаринка. А поле сміється щасливо і дзвінко, бо сльози хмаринки несуть урожай. Як сльози ці звуться? Ану відгадай.
54069. Дифференциация звуков с – з. Развитие речи по лексической теме «Зима» 63 KB
  Картинки с изображениями Дети катаются на лыжах Дети катаются на санках Дети катаются на коньках Дети лепят снеговика. Дети повторяют движения за логопедом. Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения. Дети лепят снеговика.
54070. Подолання вад звуковимови й звукосприймання 23.89 MB
  Виправлення недоліків звуковимови проводиться у певній послідовності за прийнятою методикою. Під час цих вправ звертається увага на положення язика: корінь спокійний а кінчик язика біля нижніх різців. Вправи для язика: рухи язиком вперед і назад відкритим ротом як котик...
54071. Здоровым и грамотным должен быть каждый! Логопедическая спартакиада 63.5 KB
  Скачет лягушонок Дети хлопают в ладоши Квакваква прыгают на месте Плавает утёнок хлопают в ладоши Крякрякря Ставят руки к груди и разводят в стороны. Прыгает козлёнок Хлопают в ладоши Ме ме ме Ставят руки на пояс наклоняются вперёд А за ним ягнёнок Хлопают Бе бе бе приседают Вот мы на зарядке Хлопают Раз дватри Прыгают на месте Все вокруг стараются Хлопают Спортом занимаются Шагают на месте Эстафета Собери букву По команде: Марш первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу. Звуковая разминка...
54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.
54073. Звук "ш". Лісова школа (Старша логопедична група) 1.38 MB
  Формувати в малят уявлення про навчання в школі ознайомити із звуком ш акустичною характеристикою; закріпити вміння ділити слова на склади визначати звук який найчастіше звучить у вірші аналізувати слово з допомогою звукових фішок пригадувати слова зі звуком ш ; узгоджувати числівники з іменниками в орудному відмінку; розвивати фонематичні процеси слуховий контроль. Обладнання: фішки для звукового аналізу шишкикартинки картинки з предметами у множині іграшка Лунтик...
54074. Логопедичні міні-заняття як дієва форма корекційно-розвивальної роботи з дітьми дошкільного віку 196 KB
  Наприклад вправа Хто летить хто не летить Учительлогопед промовляє вірш а діти пантомімою зображують: Хто летить хто не летить. Так швиденько покажіть Хто летить хто не летить. Летить летить воронаЛетить летить корова Летить летить шпак Летить летить грак. Летить летить горобчик.
54075. ЛОГОПЕДИЧНА РОЗВАГА «СВЯТО БЕРЕЖЛИВОСТІ» 140 KB
  Закріпити словник споріднених слів гончар гончарство гончарський гончарний гончарня; уточнити та розширити словник антонімів чистий брудний святковий буденний повсякденний натуральна природна штучна однотонна різнокольорова теплий холодний літній зимовий новий старий рвати штопати бруднити ...
54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислівя; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...