97997

Конфликт культуры и цивилизации

Реферат

Культурология и искусствоведение

Человечеству известно множество определений культуры и цивилизации. Существует множество работ посвященных соотношению понятий культуры и цивилизации среди которых работы выдающихся ученых и философов как: Кант Ясперс Шпенглер Тейлор Бердяев Ферпоссон и многие другие.

Русский

2015-10-26

30.36 KB

2 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Конфликт культуры и цивилизации

Реферат

По дисциплине «культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                  студент гр._Д-113

       _________Быстрова А.Н.                       ___________Коваленко Е.В.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                        (дата сдачи на проверку)

Содержание

  1.  Введение……………………………………………………………....….3
  2.  Понятия «культура» и «цивилизация»………………………………….4
  3.  Культура и цивилизация в работах Н.А.Бердяева……………………..7
  4.   «Закат Европы» О.Шпенглера………………………………….….......11
  5.  Заключение………………………………………………………….…...13
  6.  Список литературы………………………………………………….…..14

Введение

     Человечеству известно множество определений культуры и цивилизации. На  первый взгляд эти два понятия схожи, но рассмотрев этот вопрос несколько глубже можно заметить некие существенные расхождения.

     На этой почве возникают споры и разногласия с давних времен. Существует множество работ посвященных соотношению понятий культуры и цивилизации, среди которых работы выдающихся ученых и философов как: Кант,  Ясперс, Шпенглер, Тейлор, Бердяев, Ферпоссон и многие другие.

     В наше время широко используются три концепции соотношения культуры и цивилизации: отождествление, противопоставление и взаимопроникновение. Приверженцами концепции отождествления являются Э. Тейлор и К. Ясперс. На концепциях противопоставления и взаимопроникновения мы остановимся более подробно, но сначала рассмотрим, что же все-таки подразумевается под культурой и цивилизацией.

Понятия «культура» и «цивилизация»

    В настоящее время существует множество определений культуры. Среди этого множества можно выделить несколько подходов к определению культуры, рассматривающих культуру с разных сторон и ракурсов.

      В культурологии выделяется 5 таких подходов: антропологический, аксиологический, нормативный, деятельный и знаково-символический. Охарактеризуем каждый их них:

  1.  Антропологический. Согласно ему культура – это все созданное человеком. Происходит разграничение между естественным(все созданное природой) и искусственным(результат деятельности человека). На основе этого разграничения и строится данный поход. Адаптирующая функция культуры является основой этого подхода, так как в результате приспособления человека к природе рождаются новые предметы, вместе с ними и рождается природа. Так же не проводится разграничение между культурой и обществом.  Первым научным определением, относящимся к данному подходу, является определение Э. Тайлора.
  2.  Социологический. Этот подход в противоположность антропологическому строится на разделении культурных и социальных сфер жизни человека. В данном случае к культуре относят верования, ценности, нормы поведения. А общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества. Таким образом в качестве основы определения культуры является система ценностей.
  3.  Нормативный. Этот подход перекликается с социологическим подходом. Согласно данному направлению культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. Таким образом культура является совокупностью разных видов поведения определенного общества, основанных на, передающихся из поколения в поколение, стандартах и моделях.
  4.  Деятельный. Согласно данной позиции в основе жизни человека лежит деятельность, а культура является  способом сохранения, воспроизводства и регуляции этой деятельности, то есть жизни человека.
  5.  Знаково-символический. Данный подход объясняет культуру как некую память человеческого общества, выраженную посредством знаков и передающуюся из поколения в поколение. Под знаком понимается любой предмет, несущий в себе смысл. Различием между культурами выступает особенности создания и мировосприятия людей, благодаря которым один знак или символ наделяется различным смыслом или значением.

      Исходя из вышесказанного, нельзя дать общепринятое определение культуры исходя только из одного типа. В наиболее оптимальном варианте культура будет являться совокупностью всех подходов, отображая в своем определения суть каждого.

      Что говоря о понятии цивилизации, так же складывается разные подходы. А говоря о цивилизации, это определение возникло на порядок позже определения культуры (в XVIII веке). В процессе длительной эволюции за этим словом закрепилось значение состояния общества, основанного на праве и порядке. Понятие «цивилизация» тесно связано с государственностью. Цивилизация начинается с установления человеком определенных правил жизнедеятельности и поведения. В то время как культуру связывает с нравственным императивом (общезначимое предписание, в противоположность личному принципу), который определяет человеческие действия, опираясь не на разум, а на совесть. Зачастую на цивилизацию смотрят как на некоего монстра разрушающего  духовные ценности. Так же цивилизацию выделяют как одну из стадий исторического развития, стадию противостоящую варварству.

     Со временем, в философской мысли о соотношении культуры и цивилизации, выявляются несколько позиций:

  1.  Цивилизация, как синоним культуры (Тайлор, Ясперс)
  2.  Цивилизация, как стадия общественного и культурного развития человечества в истории, следующая за дикостью и варварством (Морган, Энгельс, Данилевский)
  3.  Культура, как высший этап развития отдельной культуры, олицетворяющий увядание духовных и творческих сил культуры.  Цивилизация в противоположность культуре (Шпенглер)

      В результате  «поляризаций» этих двух определений возникает дуализм мнений. Но все ученые сходятся в одном мнении, несмотря на то к какому «полюсу» они склоняются: Без культуры нет цивилизации, но и цивилизация влияет на развитие культуры. Культура и цивилизация тесно связаны между собой, несмотря на то, на какую концепцию опираться.

Культура и цивилизация в работах Бердяева

      Ярым приверженцем концепции противопоставления понятий «культура» и «цивилизация» является русский философ и публицист Бердяев Николай Александрович. В своей книге «Смысл истории», в приложении «Воля к жизни и воля к культуре», он рассматривает этот вопрос. Николай Александрович относит культуру к духовности. Он считает, что культура связана с культом предков, приданиями и традициями.

       По его словам культура не развивается бесконечно, рано или поздно настает момент, когда после рассвета культуры начинается иссякание творческих сил и убыль духа. Чем больше культура стремится вперед, чем дальше она становится от своих корней, тем быстрее она приближается к смерти. И в этой самой «смерти» заключены начала, влекущие его к цивилизации, той самой противоположности. Цивилизация – смерть духа культуры. Цивилизация, заинтересованная в высших достижениях, рвущаяся вперед, техничная, организующая жизнь, реальную жизнь. А не символичную.

         Момент растления культуры приходится на то время, когда рождается непреодолимое рвение к реальности, когда наступает «просветление». Творческий акт познания создает научную книгу; творческий художественный акт создает нравы и общественные учреждения; творческий религиозный акт создает культ. Осознавая, что у всего духовного и нематериального нет почвы под ногами, человечество рвется к реальной «жизни». К новым достижениям, другим целям. Вот это рвение культуры и отражает суть цивилизации. Эта воля к «жизни» затмевает высшие духовные цели, и рождает новые, материальные. Материальность – следующая черта цивилизации. В результате этого культура перестает быть самоценной, и поэтому умирает воля к культуре. Умирает культура и ее прах постепенно искореняется уже из рожденной цивилизации.

         Любая культура рано или поздно умирает, рождая прогрессирующую цивилизацию. «Культура всегда бывала великой неудачей жизни» - говорит Николай Александрович2.

         «Цивилизация, в противоположность культуре, не религиозна по своей основе»3. Не витает в облаках, а ставить перед собой цели и решает их. Она – реалистичная, демократична и механична. Цивилизация выступает в роли некоего безликого робота, разлагающего символику культуры, обезличивающего человека. Цивилизация вводит новые стандарты. На второй план отходят моральные качества, на первый план выходят материальные блага.

         Переход от культуры к цивилизации сопровождается радикальным изменением отношения человека к природе. Которое так же способствует и социальным переменам, поменяло сознание. Окончательный переход от культуры к цивилизации ознаменован входом в человеческую жизнь машин. Создается искусственная среда обитания. Человек подчиняет природу, становится безжалостным палачом. Человек окончательно отдаляется от природы в процессе технического прогресса, разрушается былая целостность человека и природы.

         Во всем этом выражается футуристическое искусство присущее цивилизации. Футуризм ставится в антитезу символического искусства, привычного культуре. Цивилизация смотрит в будущее, прогнозирует его и описывает. В быстром темпе цивилизация теряет прошлое и настоящее. В то время как культура пытается созерцать вечность, держась за корни.

         В результате эксцентричности цивилизации происходит подмена целей жизни средствами жизни, орудиями труда. То, что послужило растлению культуры, то, что послужило рождению цивилизации, утрачивается. Утрачивается рвение к жизни. Становится бесцельной. Жизнь человека становится как жизнь робота. Безликого робота. На этом пути погибает образ человека и не достигается подлинное бытие, к которому человек так стремится. «Так подрываются основы банальной теории прогресса, в силу которой верилось, что будущее всегда совершеннее прошедшего, что человечество восходит по прямой линии к высшим формам жизни»4 - гласят слова Бердяева.

         Различие между культурой и цивилизацией можно разглядеть во взаимоотношении России и Европы. Все наше славянское сознание было негативно направлено не на европейскую культуру, а на европейскую цивилизацию. В то время как Европа была олицетворением цивилизации, «верующая» Россия не постигла учесть падения культуры. Россияне верили что Россия не пойдет путем цивилизации, верили в то что у нее будет воя история, отличная от европейской. Великая европейская культура, как и все культуры достигшие пика развития умирала. Тут и начинался конфликт между «старой» Россией и «новой» Европой, как между культурой и цивилизацией. Среди русского народа начинает ходить тезис: «Запад гниет», возникший из-за непонимания друг друга, разных целей и моральных устоев.

      Так же можно рассмотреть конфликт цивилизации и культуры на примере Германии в эпоху Гетте и Канта. Германское государство было слабым, раздробленным. Люди жили бедной, мещанской, сдавленной жизнью. И все это в эпоху процветания культуры. Рвение к осуществлению «реальной жизни» делает могущественное германское государство, могущественный капитализм и социализм. Осуществление воли к могуществу и власти приводит эпоху культурного цветения к эпохе цивилизации. И в этой «цивилизированной» стране уже не будет пережитков культурного наследия, это станет прошлым. В этой стране уже не будет Гетте, не будет великих гениев философской мысли, не будет великого искусства. Останется только безликая техника.

      Творческая философская мысль преобразуется в типичную философию характерную для эпохи цивилизации – экономический материализм. Это учение принижает ценность духовной жизни, выводя на передний план господство экономизма. В цивилизации всякого рода идеологии, духовные культуры принято считать иллюзией.

     Фактом того, что культура порождает цивилизацию, является то, что средства цивилизации: машина и техника, порождены умственными достижениями и открытиями культуры. В этом заключается трагическая судьба культуры, ее рок. Она сама себе готовить погибель, селит в себе семя смерти. Наука из безобидного познания превращается в средство для осуществления воли к могуществу. Воли к прогрессу и цивилизации.

      Все пережитки культуры умирают, наполняя своими трупами красоты музеи, перевоплощаясь в новые науки, искусства, ремесла, но уже с другими целями. Целями для достижения прогресса – сердца цивилизации.

      Вот таков рок цивилизации и культуры по суждению Бердяева. Культура умирает, сама себя изничтожив, а рожденная цивилизация приводит к подмене жизненных целей и обезличиванию общества.

«Закат Европы» О.Шпенглера

      О. Шпенглер (1880-1936) – известный немецкий философ, культуролог, историк, автор известной работы «Закат Европы» (1918), в которой рассматривается отношение культуры и цивилизации.

     Противоположность культуры и цивилизации – стержень всех шпенглеровских дум.

         Переход от культуры к цивилизации сопровождается радикальным изменением отношения человека к природе. Которое так же способствует и социальным переменам, поменяло сознание. Окончательный переход от культуры к цивилизации ознаменован входом в человеческую жизнь машин. Создается искусственная среда обитания. Человек подчиняет природу, становится безжалостным палачом. Человек окончательно отдаляется от природы в процессе технического прогресса, разрушается былая целостность человека и природы.

         Во всем этом выражается футуристическое искусство присущее цивилизации. Футуризм ставится в антитезу символического искусства, привычного культуре. Цивилизация смотрит в будущее, прогнозирует его и описывает. В быстром темпе цивилизация теряет прошлое и настоящее. В то время как культура пытается созерцать вечность, держась за корни.

         В результате эксцентричности цивилизации происходит подмена целей жизни средствами жизни, орудиями труда. То, что послужило растлению культуры, то что послужило рождению цивилизации утрачивается. Утрачивается рвение к жизни. Становится бесцельной. Жизнь человека становится как жизнь робота. Безликого робота. На этом пути погибает образ человека и не достигается подлинное бытие, к которому человек так стремится. «Так подрываются основы банальной теории прогресса, в силу которой верилось, что будущее всегда совершеннее прошедшего, что человечество восходит по прямой линии к высшим формам жизни»5 - гласят слова Бердяева.

          Различие между культурой и цивилизацией можно разглядеть во взаимоотношении России и Европы. Все наше славянское сознание было негативно направлено не на европейскую культуру, а на европейскую цивилизацию. В то время как Европа была олицетворением цивилизации, «верующая» Россия не постигла учесть падения культуры. Россияне верили что Россия не пойдет путем цивилизации, верили в то что у нее будет воя история, отличная от европейской. Великая европейская культура, как и все культуры достигшие пика развития умирала. Тут и начинался конфликт между «старой» Россией и «новой» Европой, как между культурой и цивилизацией. Среди русского народа начинает ходить тезис: «Запад гниет», возникший из-за непонимания друг друга, разных целей и моральных устоев.

       Так же можно рассмотреть конфликт цивилизации и культуры на примере Германии в эпоху Гетте и Канта. Германское государство было слабым, раздробленным. Люди жили бедной, мещанской, сдавленной жизнью. И все это в эпоху процветания культуры. Рвение к осуществлению «реальной жизни» делает могущественное германское государство, могущественный капитализм и социализм. Осуществление воли к могуществу и власти приводит эпоху культурного цветения к эпохе цивилизации. И в этой «цивилизированной» стране уже не будет пережитков культурного наследия, это станет прошлым. В этой стране уже не будет Гетте, не будет великих гениев философской мысли, не будет великого искусства. Оста. Кто понимает сейчас греческую лирику? Кто знает, кто чувствует, что она значила для людей античного мира?”6.

     Помимо живого организма Шпенглер характеризует культуру как отличительную черту эпохи, объединяющую все сферы жизни человека, а именно: художественная, практическая, религиозная, экономическая, политическая. Культура придает лицо, некий облик человеческому существованию одной эпохи, отличая ее от других.  

Заключение

     Так в чем заключается сам конфликт культуры и цивилизации? Чтобы расставить все точки, я снова обратилась к концепциям соотношения культуры и цивилизации. Циклическую концепцию Шпенглера можно рассматривать как концепцию взаимопроникновения, о которой говорилось в самом начале. Это «взаимопроникновение» характеризуется переходом одного состояния в другое: культуры в цивилизацию. Но так же циклической концепции присущ характер концепции противопоставления. Именно эту «негативную» часть концепции Шпенглера стал развивать в своей работе Бердяев, о которой так же упоминалось выше.

Я думаю, что, в конечном счете, конфликт возникает в результате поляризации понятий культуры и цивилизации. Согласно этим концепциям эти два понятия являются абсолютными противоположностями. А так же культура и цивилизация не может существовать в одной эпохе, так как одна сменяет другую.

Список литературы

  1.  Николай Бердяев. СМЫСЛ ИСТОРИИ. По изданию: «Мысль» 1990.
  2.  Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. 2003г.
  3.  Ф.А.Степун – Освальд Шпенглер и Закат Европы. 1992г.
  4.  Келле В.Ж.Культура в системе цивилизационных механизмов. 2001г.
  5.  URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/kelle_kultura/

2 Бердяев Н.А. Смысл истории. 1990. – С. 165.

3 Николай Бердяев. СМЫСЛ ИСТОРИИ. Мысль». 1990. – С. 157 – 168.

4 Николай Бердяев. СМЫСЛ ИСТОРИИ. Мысль. 1990. – С 163.

5 Николай Бердяев. СМЫСЛ ИСТОРИИ. Мысль. 1990. – С 163.

6 Ф.А.Степун – Освальд Шпенглер и Закат Европы (Цитата слов Шпенглера).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54439. Лексикологія. Багатозначність слів, вживання їх у прямому та переносному значеннях, синоніми і антоніми 44.5 KB
  Сухомлинський Мова жива сходинка людського духу Панас Мирний Мова коштовній скарб народу І. Франко Мова життя духовного основа М. Рильский Мова генофонд культури О.Завжди йдуть у парі мова й думка.
54440. Голос рідної природи серцем слухати навчись 84.5 KB
  Полтави Голос рідної природи серцем слухати навчись Мова найбільший скарб який є у кожного народу. Навчальний процес в початковій школі ми намагаємося організувати так щоб перші кроки до науки маленькі школярі робили на уроках мислення серед природи гортаючи сторінку за сторінкою Книгу рідної землі. Дитина від своєї природи писав Сухомлинський допитливий дослідник відкривач світу. Один із перших кроків наближення дітей до природи розуміння її це спостереження що проводиться безпосередньо в довкіллі.
54441. ЦІКАВИНКИ РІДНОЇ МОВИ 53 KB
  Закріплювати знання учнів формувати вміння думатислухати. Ви підросли порозумнішали навчилися застосовувати практично наявні знання. Вітаю тих хто не отримав перемогу але показав міцні знання стійкий бійцівський характер.
54442. ЦВІТИ І СМІЙСЯ, РІДНЕ СЛОВО! У СЕРЦІ ЩИРОМУ ЗВУЧИ! 66 KB
  Нам стежку в світ дано топтати Поки в нас рідна мова є Учениця І як гуртом не поодинці Почнемо в світ її нести То й доти будем українці Поміж народів сміло йти Учень А знехтуємо рідне слово Земля цього нам не простить То ж сяй над світом рідна мово Тобі в віках судилось жить Учениця Цвіти і смійся рідне слово У серці щирому звучи Моя чарівна рідна мово Лети над світом не мовчи Звучить музика Ведучий. Ведучий. Ведучий. Ведучий.
54443. Соловїна, барвінкова, українська рідна мова 205 KB
  Мета: навчальна поглибити знання учнів про рідну мову її символи традиції впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна розвивати українське мовлення культуру поведінки; виховна виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини України її символів традицій обрядів почуття глибокої поваги до предків своїх рідних і близьких творчу самостійність і відповідальність уміння самоорганізовуватись вміння...
54444. Мово моя рідна, не мовчи! 522.5 KB
  А вчителька мовила що якби ваші словасуржики перетворились і справді на страшні дерева та ще на страшніших звірів я б побачила які ви герої Іванко. Багато віків люди засмічували рідну мову то модним словечком яке нічого спільного з рідною мовою не мало то вживали надмірно російські слова на український лад бо свого ліньки було підшукати а рідним словом нехтували цуралися його. Це не просто деревця це ті слова які ви щоденно говорите. А ви щодня сієте словазернятка і не задумуєтеся на тим що з того виросте.
54445. О рідна мовонько, о мово! В тобі від Бога кожне слово 115.5 KB
  Вчити учнів застосовувати набуті знання на практиці; Розвивати командний дух швидкість реакції прагнення перемоги вміння працювати в команді толерантне ставлення до думок інших Виховувати любов до рідної мови гордість за свою Батьківщину прагнення до самовдосконалення ХІД ЗАХОДУ Слово учителя Моя прекрасна українська мово Найкраща пісня в...
54446. Мова, наша мова ― пісня стоголоса! 1.51 MB
  Приспів: Калинова соловїна Вишиванками рясна Наша рідна Україна Розцвіте немов весна У нас на всіх одна надія Одна і радість і біда Ми землю мудрістю засієм Розквітне мова золота. Ви самі побачите яка чудова наша українська мова Багато тисяч літ тому жила в Україні прекрасна дівчина. А називалася ця красуня УКРАЇНСЬКА МОВА.
54447. Розквітай же, рідна українська мово! 183 KB
  А мова українська мов причастя Теплом своїм торкається грудей. ВЕДУЧА Мова це той інструмент який єднає націю народ в єдине ціле. ВЕДУЧИЙ Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподіванки розум досвід почування писав Панас Мирний. Кожна мова неповторна.