97998

Религия и искусство

Реферат

Культурология и искусствоведение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа.

Русский

2015-10-26

24.13 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Религия и искусство

Реферат

По дисциплине «культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                  студент гр._Д-113

       _________Быстрова А.Н.                       ___________Коваленко Е.В.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                        (дата сдачи на проверку)

  1.  Введение…………………………………………………………………………………3
  2.  Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича……………………………….…...4
  3.  Взаимоотношение религии и искусства в работах Яковлева Е.Г…………………...6
  4.  Заключение………………………………………………………………………………8
  5.  Библиография……………………………………………………………………………9

Введение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Выдающийся русский религиозный философ Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.) писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передается иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы» .

В теоретических работах профессор Евгений Георгиевич Яковлев и доктор философских наук Дмитрий Модестович Угринович рассматривали проблемы соотношения религии и искусства, исследовали их взаимодействия в обществе.

В данном реферате рассмотрены вопросы взаимодействия искусства и религии в духовной культуре человечества на примерах книг Угриновича и Яковлева, чтобы определить для себя: является ли религия элементом культуры, или всё-таки она - основа культуры. А может быть, религия имеет свой исторический путь?

Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича

Дмитрий Модестович Угринович  — советский философ, религиовед, специалист в области психологии и социологии, религии. В своей работе «Искусство и религия»  он рассматривает проблему соотношения искусства и религии. Автор книги выясняет происхождение искусства и религии и их соотношение.

Дмитрий Модестович считает, что нет никаких оснований считать, что искусство и религия возникали в разные исторические эпохи, что искусство предшествовало религии. Напротив, по его словам: «Зачатки искусства и первоначальные религиозные верования возникали одновременно. Хотя для появления зачатков искусства и первых магических верований требовались общие гносеологические предпосылки (определенный уровень развития воображения, элементарное умение абстрагировать и обобщать), социальные потребности, породившие их, принципиально отличаются друг от друга».

Художественное творчество возникало в процессе трудовой деятельности, как результат овладения свойствами вещей, умения придать окружающим предметам желаемую форму и т.д. Следовательно, зачатки искусства неразрывно связаны с трудовой практикой людей, которая выступает проявлением человеческой свободы.

Напротив, первые древние религиозные верования возникают непосредственно из-за ограничения трудовой деятельности людей, их неспособности обеспечивать себя желаемым результатом трудовых усилий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что религия связана с той стороной человеческой практики, которая обеспечивает несвободу людей, их зависимость от окружающего мира.

Различие социальных потребностей порождающих искусство и религию не исключает того, что эти потребности могут также выражаться в такой синкретической форме внепроизводственной деятельности людей, как обряды.  «Первобытный обряд - это одновременно и практическое воплощение магических верований, и закрепление и передача новым поколениям умений, навыков и знаний, и форма эмоциональной разрядки, и способ реализации эстетической потребности людей».

Магические верования со временем перерастали в систему мифологических представлений, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с искусством. В мифе, кроме религиозной, имелась также художественно-эстетическая сторона отражения. «Из мифологии возникли, с одной стороны, религия как система представлений о духах и богах и поклонения им, а с другой - устное народное творчество, фольклор, в виде эпоса и сказки».

Таким образом, по суждениям Угриновича, уже в первобытную эпоху можно заметить важнейшую особенность взаимоотношения искусства и религии: «Связь между ними и даже их взаимопроникновение совсем не исключают того, что зачатки искусства и религиозные верования возникают на принципиально различной социальной основе, удовлетворяют разные общественные потребности и выполняют специфические общественные функции. Эта особенность в измененной форме сохраняется и в классовом обществе. Без учета ее нельзя правильно понять такой сложный и противоречивый феномен культуры, как религиозное искусство».

Взаимоотношение искусства и религии в работах Е. Г. Яковлева

Яковлев Евгений Георгиевич – специалист по эстетике, религиоведению, искусствознанию, доктор философских наук. В своих работах рассматривает проблему взаимоотношения религии и искусства, а также их происхождения. Особое внимание уделяется рассмотрению структур художественного и религиозного сознания на теоретическом уровне, в художественной практике и религиозной жизни.

По суждениям Яковлева «взаимодействие искусства и религии связано с тем, что у них много общего как по социальным функциям (но не целям), так и по формам отражения: и искусство и религия обращаются к духовной жизни человека и по-своему интерпретируют смысл и цели человеческого бытия».

По мере развития общества, возникают и развиваются эстетические потребности человека, и огромную роль в духовном развитии играла природа. «Однако духовное отношение первобытного человека к миру носит синкретический характер. В сознании первобытного человека трудно отделить логические формы познания от эмоциональных, религиозные от этических и эстетических; все они существуют как бы слитно».

Природа  стала первым объектом, который пробудил в человеке эстетическую потребность, но вместе с тем, слабость человека перед ней порождала религиозные верования, мифологические представления. Творческо-практическое отношение к природе открыло в человеке способности к трудовой деятельности. В процессе труда человек находит чувство удовлетворения, поскольку в результате преследует определенную цель. Достигнув этой цели, у человека возникают чувства радости и уверенности, «которые находят свое эстетическое эмоциональное выражение в  танцах и плясках, в смехе и веселых представлениях, посвященных победе над зверем, удачному сбору растений, постройке новых жилищ». «Но наряду с природой и трудом предметом эстетического познания становятся моральные и эстетические отношения между людьми: дружба, товарищество, взаимопомощь, любовь. В сферу эстетического познания включаются, следовательно, не только природные явления и материально-трудовые отношения, но и сложнейшие духовные стороны общественной жизни».

По словам Яковлева искусство стремиться создать образ человека гуманного, свободного от страданий; напротив, религия изображает неизбежность трагедии, вечность человеческого страдания. «Искусство становится силой, объединяющей; религия же старается создать для человека индивидуалистически замкнутый мир».

Автор книги утверждает, что искусство имеет более широкое отношения к миру, которое не вмещается в рамки религиозного сознания и тем самым выходит за его пределы.

«Так уже на первых этапах развития человеческого общества были выделены, хотя еще и в неразвитом виде, основные составные части предмета эстетического отражения: природа, трудовая (в широком смысле) деятельность человека, духовная жизнь общества».

Евгений Георгиевич, как и Дмитрий Модестович отразил как общее, так и различное во взаимодействии религии и искусства, но привел достаточно аргументов, чтобы сделать вывод, что религия неотделима от искусства и проявляется одновременно с возникновением и развитием общества.

Заключение

На примерах работ Яковлева и Угриновича, я сделала вывод для себя, что религия и искусство неотделимы друг от друга. Характер и способ связей искусства и религии в истории культуры может существенно меняться, но при этом они всегда находятся во взаимодействии.

Исходя из их сравнений между собой (религии и искусства), логично предположить, что на протяжении всей человеческой эпохи искусство тесно связано с религией. Религия не возникла из искусства, и наоборот искусство из религии. Как религии, так и искусству принадлежат древние артефакты. Между этими важнейшими сферами культуры существует огромная связь.

Вывод: Искусство и религия на протяжении многих веков тесно взаимодействовали друг с другом.

Библиография

  1.  Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982.
  2.  Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6130. Джерела формування фразеологізмів української мови. Використання фразеологізмів у різних стилях мови 32.97 KB
  Джерела формування фразеологізмів української мови. Використання фразеологізмів у різних стилях мови План Джерела формування фразеологізмів української мови. Використання фразеологізмів у різних стилях мови. Джерела формування фразеологізмів українс...
6131. Геологічне середовище міста 31.22 KB
  Геологічне середовище міста План лекції: Антропогенні зміни рельєфу. Основні види забруднення ґрунтів. Захист міських територій в небезпечних геологічних процесів. Антропогенні зміни рельєфу На вибір місця закладання міста та...
6132. Сценарій виховного заходу Урок мужності, присвячений святу День перемоги 38.5 KB
  Сценарій виховного заходу Урок мужності, присвячений святу День перемоги Катерина Гівак: Щороку в травні ми відзначаємо День перемоги. Дорогою ціною заплатив український народ за участь у найстрашнішій за всю світову історію війні 1941-1945 рр. Не щ...
6133. Особенности эксплуатации импортных автомобилей в условиях Сибири 528.43 KB
  Введение В процессе развития автомобильного транспорта конструкция транспортных средств усложняется и в современных автомобилях все более широко применяется электроника, а также комбинация электронных, гидравлических и механических систем. Особенно ...
6134. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента 2.47 MB
  Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Перед вами умный, блестящий путеводитель по бизнес-стратегиям, который может стать жизненно необходимым руководством для творчески мыслящих менеджеров. В этой увлек...
6135. Котельные установки и парогенераторы 3.64 MB
  Котельные установки и парогенераторы Характеристики и виды движения водного теплоносителя в паровых котлах Гидродинамика водного теплоносителя в паровых котлах Температурный режим поверхностей нагрева паровых котлов Физико-х...
6136. Основы логических методов построения устройств противоаварийной автоматики подстанций с электродвигателями 2.21 MB
  Учебное пособие предназначено для использования студентами электротехнических специальностей в процессе изучения курса релейной защиты и автоматизации электроэнергетических систем. В нем рассматриваются специальные вопросы выполнения устройств проти...
6137. Конические зубчатые передачи 45 KB
  Конические зубчатые передачи Конические зубчатые передачи применяют при пересекающихся или скрещивающихся осях. Межосевой угол может изменяться в широком диапазоне значений, но наибольшее распространение имеют ортогональные конические перед...
6138. Порядок совершения таможенных операций при перемещения товары через таможенную границу 63 KB
  При ввозе товаров на таможенную территорию товаров предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, которые связано с прибытием товаров на ТТ ТС и перемещения товаров в соответствии с ТП ТТ до ТО, в котором будет совершаться декларирование в соответствии с избранной ТП.