97998

Религия и искусство

Реферат

Культурология и искусствоведение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа.

Русский

2015-10-26

24.13 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Религия и искусство

Реферат

По дисциплине «культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                  студент гр._Д-113

       _________Быстрова А.Н.                       ___________Коваленко Е.В.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                        (дата сдачи на проверку)

  1.  Введение…………………………………………………………………………………3
  2.  Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича……………………………….…...4
  3.  Взаимоотношение религии и искусства в работах Яковлева Е.Г…………………...6
  4.  Заключение………………………………………………………………………………8
  5.  Библиография……………………………………………………………………………9

Введение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Выдающийся русский религиозный философ Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.) писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передается иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы» .

В теоретических работах профессор Евгений Георгиевич Яковлев и доктор философских наук Дмитрий Модестович Угринович рассматривали проблемы соотношения религии и искусства, исследовали их взаимодействия в обществе.

В данном реферате рассмотрены вопросы взаимодействия искусства и религии в духовной культуре человечества на примерах книг Угриновича и Яковлева, чтобы определить для себя: является ли религия элементом культуры, или всё-таки она - основа культуры. А может быть, религия имеет свой исторический путь?

Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича

Дмитрий Модестович Угринович  — советский философ, религиовед, специалист в области психологии и социологии, религии. В своей работе «Искусство и религия»  он рассматривает проблему соотношения искусства и религии. Автор книги выясняет происхождение искусства и религии и их соотношение.

Дмитрий Модестович считает, что нет никаких оснований считать, что искусство и религия возникали в разные исторические эпохи, что искусство предшествовало религии. Напротив, по его словам: «Зачатки искусства и первоначальные религиозные верования возникали одновременно. Хотя для появления зачатков искусства и первых магических верований требовались общие гносеологические предпосылки (определенный уровень развития воображения, элементарное умение абстрагировать и обобщать), социальные потребности, породившие их, принципиально отличаются друг от друга».

Художественное творчество возникало в процессе трудовой деятельности, как результат овладения свойствами вещей, умения придать окружающим предметам желаемую форму и т.д. Следовательно, зачатки искусства неразрывно связаны с трудовой практикой людей, которая выступает проявлением человеческой свободы.

Напротив, первые древние религиозные верования возникают непосредственно из-за ограничения трудовой деятельности людей, их неспособности обеспечивать себя желаемым результатом трудовых усилий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что религия связана с той стороной человеческой практики, которая обеспечивает несвободу людей, их зависимость от окружающего мира.

Различие социальных потребностей порождающих искусство и религию не исключает того, что эти потребности могут также выражаться в такой синкретической форме внепроизводственной деятельности людей, как обряды.  «Первобытный обряд - это одновременно и практическое воплощение магических верований, и закрепление и передача новым поколениям умений, навыков и знаний, и форма эмоциональной разрядки, и способ реализации эстетической потребности людей».

Магические верования со временем перерастали в систему мифологических представлений, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с искусством. В мифе, кроме религиозной, имелась также художественно-эстетическая сторона отражения. «Из мифологии возникли, с одной стороны, религия как система представлений о духах и богах и поклонения им, а с другой - устное народное творчество, фольклор, в виде эпоса и сказки».

Таким образом, по суждениям Угриновича, уже в первобытную эпоху можно заметить важнейшую особенность взаимоотношения искусства и религии: «Связь между ними и даже их взаимопроникновение совсем не исключают того, что зачатки искусства и религиозные верования возникают на принципиально различной социальной основе, удовлетворяют разные общественные потребности и выполняют специфические общественные функции. Эта особенность в измененной форме сохраняется и в классовом обществе. Без учета ее нельзя правильно понять такой сложный и противоречивый феномен культуры, как религиозное искусство».

Взаимоотношение искусства и религии в работах Е. Г. Яковлева

Яковлев Евгений Георгиевич – специалист по эстетике, религиоведению, искусствознанию, доктор философских наук. В своих работах рассматривает проблему взаимоотношения религии и искусства, а также их происхождения. Особое внимание уделяется рассмотрению структур художественного и религиозного сознания на теоретическом уровне, в художественной практике и религиозной жизни.

По суждениям Яковлева «взаимодействие искусства и религии связано с тем, что у них много общего как по социальным функциям (но не целям), так и по формам отражения: и искусство и религия обращаются к духовной жизни человека и по-своему интерпретируют смысл и цели человеческого бытия».

По мере развития общества, возникают и развиваются эстетические потребности человека, и огромную роль в духовном развитии играла природа. «Однако духовное отношение первобытного человека к миру носит синкретический характер. В сознании первобытного человека трудно отделить логические формы познания от эмоциональных, религиозные от этических и эстетических; все они существуют как бы слитно».

Природа  стала первым объектом, который пробудил в человеке эстетическую потребность, но вместе с тем, слабость человека перед ней порождала религиозные верования, мифологические представления. Творческо-практическое отношение к природе открыло в человеке способности к трудовой деятельности. В процессе труда человек находит чувство удовлетворения, поскольку в результате преследует определенную цель. Достигнув этой цели, у человека возникают чувства радости и уверенности, «которые находят свое эстетическое эмоциональное выражение в  танцах и плясках, в смехе и веселых представлениях, посвященных победе над зверем, удачному сбору растений, постройке новых жилищ». «Но наряду с природой и трудом предметом эстетического познания становятся моральные и эстетические отношения между людьми: дружба, товарищество, взаимопомощь, любовь. В сферу эстетического познания включаются, следовательно, не только природные явления и материально-трудовые отношения, но и сложнейшие духовные стороны общественной жизни».

По словам Яковлева искусство стремиться создать образ человека гуманного, свободного от страданий; напротив, религия изображает неизбежность трагедии, вечность человеческого страдания. «Искусство становится силой, объединяющей; религия же старается создать для человека индивидуалистически замкнутый мир».

Автор книги утверждает, что искусство имеет более широкое отношения к миру, которое не вмещается в рамки религиозного сознания и тем самым выходит за его пределы.

«Так уже на первых этапах развития человеческого общества были выделены, хотя еще и в неразвитом виде, основные составные части предмета эстетического отражения: природа, трудовая (в широком смысле) деятельность человека, духовная жизнь общества».

Евгений Георгиевич, как и Дмитрий Модестович отразил как общее, так и различное во взаимодействии религии и искусства, но привел достаточно аргументов, чтобы сделать вывод, что религия неотделима от искусства и проявляется одновременно с возникновением и развитием общества.

Заключение

На примерах работ Яковлева и Угриновича, я сделала вывод для себя, что религия и искусство неотделимы друг от друга. Характер и способ связей искусства и религии в истории культуры может существенно меняться, но при этом они всегда находятся во взаимодействии.

Исходя из их сравнений между собой (религии и искусства), логично предположить, что на протяжении всей человеческой эпохи искусство тесно связано с религией. Религия не возникла из искусства, и наоборот искусство из религии. Как религии, так и искусству принадлежат древние артефакты. Между этими важнейшими сферами культуры существует огромная связь.

Вывод: Искусство и религия на протяжении многих веков тесно взаимодействовали друг с другом.

Библиография

  1.  Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982.
  2.  Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42171. ИССЛЕДОВВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО И ЕМОСТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ 247 KB
  Экспериментальное исследование характера изменения тока мощности и падений напряжений на участках последовательной цепи состоящей из активного и емкостного сопротивлений а также построение круговой диаграммы. При прохождении синусоидального тока по цепи изображенной на рис.1а следует иметь ввиду что ток в любом сечении цепи один и тот же а общее напряжение согласно второму закону Кирхгофа равно геометрической сумме...
42172. ИССЛЕДОВВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО И ИНДУКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ 299.5 KB
  Экспериментальное исследование характера изменения тока мощности и падений напряжений на участках последовательной цепи состоящей из активного и индуктивного сопротивлений а также построение круговой диаграммы. При прохождении синусоидального тока по цепи изображенной на рис.1б ток в любом сечении цепи один и тот же а общее напряжение согласно второму закону Кирхгофа равно геометрической сумме падений напряжений на...
42173. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО, ИНДУКТИВНОГО И ЕМКОСТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ. РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ 271.5 KB
  РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ Цель работы: Исследование явления резонанса напряжений построение резонансных кривых и векторных диаграмм.1 следует иметь в виду что ток в любом элементе схемы один и тот же а питающее напряжение согласно второму закону Кирхгофа равно алгебраической сумме мгновенных значений напряжений на отдельных элементах схемы: 4.2 приведены векторные диаграммы напряжений и токов схемы рис. Ток совпадает по фазе с напряжением угол  = 0 cos = 1 и этот режим называется резонансом напряжений.
42174. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМАТИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ПО ФОРМАТУ ДОКУМЕНТОВ 654.5 KB
  Рукописные работы дипломные работы курсовые работы рефераты отчёты и пр. Основная часть рукописной работы Раздел 2 следует за титульным листом начинается со страницы № 2 обычно имеет оглавление. Заголовок 1 для глав работы Заголовок 2 для параграфов. Например для форматирования реквизитов Название организации Исполнитель Руководитель работ Название специальности Тема дипломной работы и пр.
42175. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО И ЕМКОСТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ 203 KB
  Общие теоретические сведения В схеме рис.1 Векторная диаграмма этой схемы представлена на рис. Рис. Диаграмма представленная на рис.Ток совпадает по фазе с напряжением . Из точки О1 откладываем отрезок О1К = I2k /mI , по направлению вектора . Отрезок О1К является хордой круговой диаграммы . В масштабе mz откладываем по направлению отрезка О1К отрезок О1А = R2 /mz и из точки А под углом 900 к линии О1К проводим линию изменяющегося параметра AN’. Перпендикуляр, к линии изменяющегося параметра, опущенный из точки О1 совпадает по направлению с хордой.
42176. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО, ИНДУКТИВНОГО И ЕМКОСТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ. РЕЗОНАНС ТОКОВ 182.5 KB
  Общие теоретические сведения В схеме рис.1 Векторные диаграммы этой схемы при различных значениях емкости С представлена на рис.9 Рис. Если емкость C конденсатора подобрать так чтобы ток полностью компенсировал реактивную составляющую то общий ток будет совпадать по направлению с напряжением рис.
42177. Прилади і методи контролю метеорологічних умов на робочих місцях 99 KB
  Теоретичний вступ До показників які характеризують метеорологічні умови мікроклімат належать: температура відносна вологість швидкість руху повітря теплове випромінювання. Дійсну температуру повітря в робочій зоні визначають за формулою 1: де tч і t0 показники чорного та посрібленого термометрів 0С. Вимірювання температури повітря в приміщенні можна також проводити з допомогою сухого термометра аспіраційного психометра Ассмана. Вимірювання вологості повітря.
42178. Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому населению. Обзор. Состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь 258 KB
  При этом в настоящее время существуют различны, иногда противоположные, мнения относительно действующей организационной модели сельского здравоохранения. Рядом автором она признается несовершеннолетней: недостаточная мощность организаций здравоохранения села рассматривается