97998

Религия и искусство

Реферат

Культурология и искусствоведение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа.

Русский

2015-10-26

24.13 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Религия и искусство

Реферат

По дисциплине «культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                  студент гр._Д-113

       _________Быстрова А.Н.                       ___________Коваленко Е.В.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                        (дата сдачи на проверку)

  1.  Введение…………………………………………………………………………………3
  2.  Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича……………………………….…...4
  3.  Взаимоотношение религии и искусства в работах Яковлева Е.Г…………………...6
  4.  Заключение………………………………………………………………………………8
  5.  Библиография……………………………………………………………………………9

Введение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Выдающийся русский религиозный философ Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.) писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передается иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы» .

В теоретических работах профессор Евгений Георгиевич Яковлев и доктор философских наук Дмитрий Модестович Угринович рассматривали проблемы соотношения религии и искусства, исследовали их взаимодействия в обществе.

В данном реферате рассмотрены вопросы взаимодействия искусства и религии в духовной культуре человечества на примерах книг Угриновича и Яковлева, чтобы определить для себя: является ли религия элементом культуры, или всё-таки она - основа культуры. А может быть, религия имеет свой исторический путь?

Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича

Дмитрий Модестович Угринович  — советский философ, религиовед, специалист в области психологии и социологии, религии. В своей работе «Искусство и религия»  он рассматривает проблему соотношения искусства и религии. Автор книги выясняет происхождение искусства и религии и их соотношение.

Дмитрий Модестович считает, что нет никаких оснований считать, что искусство и религия возникали в разные исторические эпохи, что искусство предшествовало религии. Напротив, по его словам: «Зачатки искусства и первоначальные религиозные верования возникали одновременно. Хотя для появления зачатков искусства и первых магических верований требовались общие гносеологические предпосылки (определенный уровень развития воображения, элементарное умение абстрагировать и обобщать), социальные потребности, породившие их, принципиально отличаются друг от друга».

Художественное творчество возникало в процессе трудовой деятельности, как результат овладения свойствами вещей, умения придать окружающим предметам желаемую форму и т.д. Следовательно, зачатки искусства неразрывно связаны с трудовой практикой людей, которая выступает проявлением человеческой свободы.

Напротив, первые древние религиозные верования возникают непосредственно из-за ограничения трудовой деятельности людей, их неспособности обеспечивать себя желаемым результатом трудовых усилий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что религия связана с той стороной человеческой практики, которая обеспечивает несвободу людей, их зависимость от окружающего мира.

Различие социальных потребностей порождающих искусство и религию не исключает того, что эти потребности могут также выражаться в такой синкретической форме внепроизводственной деятельности людей, как обряды.  «Первобытный обряд - это одновременно и практическое воплощение магических верований, и закрепление и передача новым поколениям умений, навыков и знаний, и форма эмоциональной разрядки, и способ реализации эстетической потребности людей».

Магические верования со временем перерастали в систему мифологических представлений, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с искусством. В мифе, кроме религиозной, имелась также художественно-эстетическая сторона отражения. «Из мифологии возникли, с одной стороны, религия как система представлений о духах и богах и поклонения им, а с другой - устное народное творчество, фольклор, в виде эпоса и сказки».

Таким образом, по суждениям Угриновича, уже в первобытную эпоху можно заметить важнейшую особенность взаимоотношения искусства и религии: «Связь между ними и даже их взаимопроникновение совсем не исключают того, что зачатки искусства и религиозные верования возникают на принципиально различной социальной основе, удовлетворяют разные общественные потребности и выполняют специфические общественные функции. Эта особенность в измененной форме сохраняется и в классовом обществе. Без учета ее нельзя правильно понять такой сложный и противоречивый феномен культуры, как религиозное искусство».

Взаимоотношение искусства и религии в работах Е. Г. Яковлева

Яковлев Евгений Георгиевич – специалист по эстетике, религиоведению, искусствознанию, доктор философских наук. В своих работах рассматривает проблему взаимоотношения религии и искусства, а также их происхождения. Особое внимание уделяется рассмотрению структур художественного и религиозного сознания на теоретическом уровне, в художественной практике и религиозной жизни.

По суждениям Яковлева «взаимодействие искусства и религии связано с тем, что у них много общего как по социальным функциям (но не целям), так и по формам отражения: и искусство и религия обращаются к духовной жизни человека и по-своему интерпретируют смысл и цели человеческого бытия».

По мере развития общества, возникают и развиваются эстетические потребности человека, и огромную роль в духовном развитии играла природа. «Однако духовное отношение первобытного человека к миру носит синкретический характер. В сознании первобытного человека трудно отделить логические формы познания от эмоциональных, религиозные от этических и эстетических; все они существуют как бы слитно».

Природа  стала первым объектом, который пробудил в человеке эстетическую потребность, но вместе с тем, слабость человека перед ней порождала религиозные верования, мифологические представления. Творческо-практическое отношение к природе открыло в человеке способности к трудовой деятельности. В процессе труда человек находит чувство удовлетворения, поскольку в результате преследует определенную цель. Достигнув этой цели, у человека возникают чувства радости и уверенности, «которые находят свое эстетическое эмоциональное выражение в  танцах и плясках, в смехе и веселых представлениях, посвященных победе над зверем, удачному сбору растений, постройке новых жилищ». «Но наряду с природой и трудом предметом эстетического познания становятся моральные и эстетические отношения между людьми: дружба, товарищество, взаимопомощь, любовь. В сферу эстетического познания включаются, следовательно, не только природные явления и материально-трудовые отношения, но и сложнейшие духовные стороны общественной жизни».

По словам Яковлева искусство стремиться создать образ человека гуманного, свободного от страданий; напротив, религия изображает неизбежность трагедии, вечность человеческого страдания. «Искусство становится силой, объединяющей; религия же старается создать для человека индивидуалистически замкнутый мир».

Автор книги утверждает, что искусство имеет более широкое отношения к миру, которое не вмещается в рамки религиозного сознания и тем самым выходит за его пределы.

«Так уже на первых этапах развития человеческого общества были выделены, хотя еще и в неразвитом виде, основные составные части предмета эстетического отражения: природа, трудовая (в широком смысле) деятельность человека, духовная жизнь общества».

Евгений Георгиевич, как и Дмитрий Модестович отразил как общее, так и различное во взаимодействии религии и искусства, но привел достаточно аргументов, чтобы сделать вывод, что религия неотделима от искусства и проявляется одновременно с возникновением и развитием общества.

Заключение

На примерах работ Яковлева и Угриновича, я сделала вывод для себя, что религия и искусство неотделимы друг от друга. Характер и способ связей искусства и религии в истории культуры может существенно меняться, но при этом они всегда находятся во взаимодействии.

Исходя из их сравнений между собой (религии и искусства), логично предположить, что на протяжении всей человеческой эпохи искусство тесно связано с религией. Религия не возникла из искусства, и наоборот искусство из религии. Как религии, так и искусству принадлежат древние артефакты. Между этими важнейшими сферами культуры существует огромная связь.

Вывод: Искусство и религия на протяжении многих веков тесно взаимодействовали друг с другом.

Библиография

  1.  Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982.
  2.  Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23034. Моделювання неперервної початково-крайової задачі динаміки систем з розподіленими параметрами 355.5 KB
  Моделювання неперервної початковокрайової задачі динаміки систем з розподіленими параметрами 5. Постановка задачі та проблеми її розв’язання. Розглянутий вище варіант постановки та розв’язання проблеми моделювання початковокрайової задачі динаміки системи 1.5 Для того щоб методику розв’язання дискретизованої задачі моделювання динаміки розглядуваної системи розвинуту в рамках лекції 3 успішно узагальнену далі лекція 4 на задачі моделювання дискретизованих початковокрайових умов неперервними функціями та поширити на задачу 5.
23035. Моделювання динамічних систем з розподіленими параметрами при наявності спостережень за ними 563 KB
  Відомі функції невідомі 6. Відомі функції невідомі 6. Відомі функції невідомі 6. Відомі функції невідомі 6.
23036. Задачі оптимізації структури лінійних динамічних систем з розподіленими параметрами 289.5 KB
  Задачі оптимізації структури лінійних динамічних систем з розподіленими параметрами 7. Розглянуті вище задачі моделювання початковокрайових умов див. Розглянемо варіант розв’язання задачі моделювання коли розв’язок її знаходиться шляхом обернення системи інтегральних рівнянь 7.14 помилки розв’язання задачі моделювання 7.
23037. Дослідження та оптимізація структури дискретизованих динамічних систем 335.5 KB
  вказувалося що структура матриці С та векторів визначається вибором точок розміщення спостерігачів та керувачів системи проблеми оптимального розміщення яких будуть розв’язані якщо будуть знайдені явні залежності матриці від елементів множин координат спостерігачів та координат керувачів. Будуть побудовані аналітичні залежності елементів матриці від довільного елемента множини та елемента множини а також формули диференціювання матриці по цих елементах. В процесі розв’язання цієї проблеми будуть побудовані формули...
23038. Оптимізаційні методи в задачах моделювання дискретних початково-крайових умов 325 KB
  Постановка задачі та проблеми її розв’язання. Поставлені вище задачі а також запропоновані там алгоритми їх розв’язання досить широкі і можуть бути використані для оптимізації розміщення входіввиходів довільної лінійної системи в тому числі і для розв’язання задачі оптимізації розміщення спостерігачівкерувачів при моделюванні дискретизованих початковокрайових умов дискретно розміщеними фіктивними зовнішньодинамічними збуреннями. Більш точною і більш природною постановкою задачі моделювання дискретизованих початковокрайових умов є...
23039. ОПЕРАЦІЙНІ ПІДСИЛЮВАЧІ (позитивний зворотній зв’язок) 436.5 KB
  Форма генерованої напруги може бути різноманітною: гармонічною прямокутною пилкоподібною або будьякою іншою. У підсилювачі із негативним зворотним зв’язком у відсутності вхідного сигналу будьяка флуктуація напруги на вході підсилена операційним підсилювачем на виході придушується ланкою негативного зворотного зв’язку тобто сама себе послаблює. В кінці кінців на виході встановиться напруга близька до напруги живлення додатної чи від’ємної в залежності від полярності початкової флуктуації. Припустимо що в момент включення на виході...
23040. Операційні підсилювачі (негативний зворотний зв`язок) 68.5 KB
  Вступ Операційний підсилювач – це диференційний підсилювач постійного струму який в ідеалі має нескінченний коефіцієнт підсилення за напругою і нульову вихідну напругу за відсутністю сигналу на вході великий вхідний опір і малий вихідний а також необмежену смугу частот сигналів що підсилюються. Мета роботи ознайомитись із властивостями операційних підсилювачів опанувати способи підсилення електричних сигналів в ОП охопленому негативним зворотним зв`язком та способи виконання математичних операцій за допомогою ОП. Операційні...
23041. Пасивні RC-фільтри 129.5 KB
  Пасивний чотириполюсник не містить у собі джерела енергії; потужність що виділяється в елементі кола підключеного до виходу чотириполюсника менше потужності що споживається від джерела сигналу підключеного до входу чотириполюсника; на виході такого чотириполюсника ніколи не буває гармонік яких би не було у поданому на його вхід сигналі якщо цей чотириполюсника створений на базі лінійних елементів. Функцію перетворення будьякого чотириполюсника можна подати кількома варіантами в залежності від способу впливу...
23042. Напівпровідникові діоди. Вольт-амперна характеристика (ВАХ) 83.5 KB
  Вольтамперна характеристика ВАХ – це залежність величини струму ІД крізь pn перехід діода від величини і полярності напруги UД прикладеної до діода. Виконання роботи передбачає використання осцилографа як характериографа з метою одержання на екрані двоканального осцилографа зображення ВАХ діода а також побудову ВАХ шляхом вимірювання деякої кількості величин струму ІД що відповідають певним величинам та полярності напруги UД і представленням результату у вигляді графіка. Залежність струму крізь діод від прикладеної до...