97998

Религия и искусство

Реферат

Культурология и искусствоведение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа.

Русский

2015-10-26

24.13 KB

0 чел.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и культурологии»

Религия и искусство

Реферат

По дисциплине «культурология»

Руководитель                                                                 Разработал

                                                                                  студент гр._Д-113

       _________Быстрова А.Н.                       ___________Коваленко Е.В.

           (подпись)                                                            (подпись)

_______________                                                      ______________

(дата проверки)                                                        (дата сдачи на проверку)

  1.  Введение…………………………………………………………………………………3
  2.  Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича……………………………….…...4
  3.  Взаимоотношение религии и искусства в работах Яковлева Е.Г…………………...6
  4.  Заключение………………………………………………………………………………8
  5.  Библиография……………………………………………………………………………9

Введение

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Выдающийся русский религиозный философ Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.) писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передается иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы» .

В теоретических работах профессор Евгений Георгиевич Яковлев и доктор философских наук Дмитрий Модестович Угринович рассматривали проблемы соотношения религии и искусства, исследовали их взаимодействия в обществе.

В данном реферате рассмотрены вопросы взаимодействия искусства и религии в духовной культуре человечества на примерах книг Угриновича и Яковлева, чтобы определить для себя: является ли религия элементом культуры, или всё-таки она - основа культуры. А может быть, религия имеет свой исторический путь?

Искусство и религия в работах Д.М. Угриновича

Дмитрий Модестович Угринович  — советский философ, религиовед, специалист в области психологии и социологии, религии. В своей работе «Искусство и религия»  он рассматривает проблему соотношения искусства и религии. Автор книги выясняет происхождение искусства и религии и их соотношение.

Дмитрий Модестович считает, что нет никаких оснований считать, что искусство и религия возникали в разные исторические эпохи, что искусство предшествовало религии. Напротив, по его словам: «Зачатки искусства и первоначальные религиозные верования возникали одновременно. Хотя для появления зачатков искусства и первых магических верований требовались общие гносеологические предпосылки (определенный уровень развития воображения, элементарное умение абстрагировать и обобщать), социальные потребности, породившие их, принципиально отличаются друг от друга».

Художественное творчество возникало в процессе трудовой деятельности, как результат овладения свойствами вещей, умения придать окружающим предметам желаемую форму и т.д. Следовательно, зачатки искусства неразрывно связаны с трудовой практикой людей, которая выступает проявлением человеческой свободы.

Напротив, первые древние религиозные верования возникают непосредственно из-за ограничения трудовой деятельности людей, их неспособности обеспечивать себя желаемым результатом трудовых усилий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что религия связана с той стороной человеческой практики, которая обеспечивает несвободу людей, их зависимость от окружающего мира.

Различие социальных потребностей порождающих искусство и религию не исключает того, что эти потребности могут также выражаться в такой синкретической форме внепроизводственной деятельности людей, как обряды.  «Первобытный обряд - это одновременно и практическое воплощение магических верований, и закрепление и передача новым поколениям умений, навыков и знаний, и форма эмоциональной разрядки, и способ реализации эстетической потребности людей».

Магические верования со временем перерастали в систему мифологических представлений, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с искусством. В мифе, кроме религиозной, имелась также художественно-эстетическая сторона отражения. «Из мифологии возникли, с одной стороны, религия как система представлений о духах и богах и поклонения им, а с другой - устное народное творчество, фольклор, в виде эпоса и сказки».

Таким образом, по суждениям Угриновича, уже в первобытную эпоху можно заметить важнейшую особенность взаимоотношения искусства и религии: «Связь между ними и даже их взаимопроникновение совсем не исключают того, что зачатки искусства и религиозные верования возникают на принципиально различной социальной основе, удовлетворяют разные общественные потребности и выполняют специфические общественные функции. Эта особенность в измененной форме сохраняется и в классовом обществе. Без учета ее нельзя правильно понять такой сложный и противоречивый феномен культуры, как религиозное искусство».

Взаимоотношение искусства и религии в работах Е. Г. Яковлева

Яковлев Евгений Георгиевич – специалист по эстетике, религиоведению, искусствознанию, доктор философских наук. В своих работах рассматривает проблему взаимоотношения религии и искусства, а также их происхождения. Особое внимание уделяется рассмотрению структур художественного и религиозного сознания на теоретическом уровне, в художественной практике и религиозной жизни.

По суждениям Яковлева «взаимодействие искусства и религии связано с тем, что у них много общего как по социальным функциям (но не целям), так и по формам отражения: и искусство и религия обращаются к духовной жизни человека и по-своему интерпретируют смысл и цели человеческого бытия».

По мере развития общества, возникают и развиваются эстетические потребности человека, и огромную роль в духовном развитии играла природа. «Однако духовное отношение первобытного человека к миру носит синкретический характер. В сознании первобытного человека трудно отделить логические формы познания от эмоциональных, религиозные от этических и эстетических; все они существуют как бы слитно».

Природа  стала первым объектом, который пробудил в человеке эстетическую потребность, но вместе с тем, слабость человека перед ней порождала религиозные верования, мифологические представления. Творческо-практическое отношение к природе открыло в человеке способности к трудовой деятельности. В процессе труда человек находит чувство удовлетворения, поскольку в результате преследует определенную цель. Достигнув этой цели, у человека возникают чувства радости и уверенности, «которые находят свое эстетическое эмоциональное выражение в  танцах и плясках, в смехе и веселых представлениях, посвященных победе над зверем, удачному сбору растений, постройке новых жилищ». «Но наряду с природой и трудом предметом эстетического познания становятся моральные и эстетические отношения между людьми: дружба, товарищество, взаимопомощь, любовь. В сферу эстетического познания включаются, следовательно, не только природные явления и материально-трудовые отношения, но и сложнейшие духовные стороны общественной жизни».

По словам Яковлева искусство стремиться создать образ человека гуманного, свободного от страданий; напротив, религия изображает неизбежность трагедии, вечность человеческого страдания. «Искусство становится силой, объединяющей; религия же старается создать для человека индивидуалистически замкнутый мир».

Автор книги утверждает, что искусство имеет более широкое отношения к миру, которое не вмещается в рамки религиозного сознания и тем самым выходит за его пределы.

«Так уже на первых этапах развития человеческого общества были выделены, хотя еще и в неразвитом виде, основные составные части предмета эстетического отражения: природа, трудовая (в широком смысле) деятельность человека, духовная жизнь общества».

Евгений Георгиевич, как и Дмитрий Модестович отразил как общее, так и различное во взаимодействии религии и искусства, но привел достаточно аргументов, чтобы сделать вывод, что религия неотделима от искусства и проявляется одновременно с возникновением и развитием общества.

Заключение

На примерах работ Яковлева и Угриновича, я сделала вывод для себя, что религия и искусство неотделимы друг от друга. Характер и способ связей искусства и религии в истории культуры может существенно меняться, но при этом они всегда находятся во взаимодействии.

Исходя из их сравнений между собой (религии и искусства), логично предположить, что на протяжении всей человеческой эпохи искусство тесно связано с религией. Религия не возникла из искусства, и наоборот искусство из религии. Как религии, так и искусству принадлежат древние артефакты. Между этими важнейшими сферами культуры существует огромная связь.

Вывод: Искусство и религия на протяжении многих веков тесно взаимодействовали друг с другом.

Библиография

  1.  Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982.
  2.  Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53131. Федеративна Республіка Німеччина 70.5 KB
  Частина світу сторона світу країни карлики 25 держав колонізатори країни Західної Європи. Число Андрій Шевченко чудеса світу країни великий Велика сімка. Мотивація навчальної діяльності При знайомстві з регіоном Західної Європи ми зясували що країни цього регіону входять до числа розвинених країн світу а чотири з них Німеччина Італія Франція Великобританія члени Великої сімки. Інструктивна картка №1 Політологи фізико географи Загальні відомості про країну: назва; площа; форма правління; ...
53132. Свята в Німеччині та в Украіні 220.5 KB
  Guten Tag, liebe Kinder und liebe G?ste! Ich freue mich sehr, euch alle zu sehen und ich hoffe, dass ihr gute Zeit haben werdet. Feste und Br?uche spielen eine wichtige Rolle im Leben des Volkes. Und Deutsche haben Feiertage auch sehr gern. Der deutsche Dichter Joseph von Eichendorff hat?ber Feiertage ein Gedicht geschrieben...
53133. Leseverstehen. Das Märchen „Das Salz“ 52 KB
  Die dritte Tochter weinte und verließ ihren Vater. Aber bald sah man keine fröhlichen Menschen mehr. Brot ohne Salz, Fleisch ohne Salz, Gemüse ohne Salz -- das alles schmeckte den Menschen nicht. Sie hatten keinen Appetit mehr, sie wollten nicht mehr essen. Auch die Arbeit bereitete ihnen keine Freude mehr. Der König sah das alles. Das Essen schmeckte ihm auch nicht. Es gab kein Salz im Land mehr.
53135. Йоганн Вольфганг фон Гете – виразник ідей Просвітництва. Творчий і життєвий шлях письменника. Образ Фауста у літературі, музиці, малярстві 82.5 KB
  Liebe Freunde! Ich wünsche euch einen wunderschönen Guten Morgen und freue mich euch wiederzusehen. Wir werden heute über die Gestalt des Faust und den Unterstied dieser Gestalt im Werken von Goethe und Puschkin sprechen und wie diese Gestalt des Faust sich in der Musik und Malerei widergespiegelt hat.
53136. Гетьманщина наприкінці ХVІІ - у першій половині ХVІІІ ст 124.5 KB
  Підручники таблиця Іван Мазепа роздатковий матеріал. Мазепа біографія Дискусійний клуб Обери позицію: дати оцінку діяльності І. Мазепа історична постать неоднозначна таємничо загадкова і до цього часу. В літературних творах оспівано його образ...
53137. Гідросфера. Позакласний захід (КВК) з географії для 6 класу 40.5 KB
  ХІД ГРИ Ведучий: Сьогодні ми проводимо географічний КВК під час вивчення теми Гідросфера. Одиниця вимірювання солоності води проміле. На Дніпрі споруджено 6 великих водосховищ які створюють величезний запас води для більш посушливих південних і східних областей України. Значна кількість дніпровської води подається каналами і трубопроводами в південні і східні регіони України з постійним дефіцитом прісної води.
53138. РОЗРОБКА УРОКУ – ГРИ «СВИСТАТИ ВСІХ НАГОРУ!» (УЗАГАЛЬНЮЮЧИЙ УРОК З ГЕОГРАФІЇ У 7 КЛАСІ) 249 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Гідросфера»; вдосконалювати навички та вміння використовувати набуті знання на практиці у нестандартних ситуаціях; підвищити інтерес до вивчення географії за допомогою ігрової форми,
53139. Гідросфера. Узагальнення (урок – гра у 6 класі) 89.5 KB
  Якщо тему добре знаєш То мене ти відгадаєш Запитання: Про що йде мова У яких станах може перебувати вода на Землі Твердому рідкому газоподібному. Запитання: Яке явище описано у вірші Що є основною причиною утворення кругообігу води в природі Енергія Сонця. Запитання: Про які кольорові моря йде мова Жовте Чорне Червоне Біле . Запитання: Яка основна причина океанічних течій ...