97999

Дональд Туск. Восточное направление политики

Реферат

Международные отношения

Дональд Туск не участвовал в президентских выборах 2010 года, заявив, что предпочитает в случае успеха партии на выборах остаться премьером. В марте 2010 г. «Гражданская платформа» выдвинула кандидатом в президенты маршала Сейма Бронислава Коморовского.

Русский

2015-10-26

52.39 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Доклад на тему:

«Дональд Туск. Восточное направление политики»

Студентка 3-его курса                 ________________                А.С. Козлова

Преподаватель                             ________________               В. Е. Снапковский

доктор исторических наук,

профессор

Минск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Биография. Политический путь……………………………………….…..3
  2.  Восточное направление политики
  3.  Польша-Россия……………………………………………..………..5
  4.  Польша - Беларусь…………………………………….…………...10
  5.  Польша - Украина……………………………………...………..…13
  6.  Польша - Казахстан………………………………….....………….16
  7.  Польша - Грузия…………………………………………..…...…..19

Заключение…………………………………………………….………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……26

  1.  Биография. Политический путь

Дональд Туск родился 22 апреля 1957 года в Гданьске, в семье ремесленника, он этнический кашуб. В 1976 году окончил  лицей имени Николая Коперника в Гданьске. Будучи студентом исторического факультета Гданьского Университета, организовал первую в университете ячейку независимого профсоюза "Солидарность", выступившей против правящего коммунистического режима (лидером ячейки был первый президент посткоммунистической Польши Лех Валенса). Во времена военного положения Туск не мог трудоустроиться по специальности и ему приходилось заниматься тяжелым физическим трудом, например, "промышленным альпинизмом" (работой на высотных объектах), на гданьской судоверфи. Параллельно Туск редактировал печатные издания польского подполья.

На рубеже 1980-1990-х Туск создает и возглавляет Либерально-демократический конгресс, по списку которого в 1991 году проходит в парламент. В следующей парламентской гонке его партия проигрывает, однако Д.Туск и первый демократический премьер Польши Тадеуш Мазовецкий объединяют силы, результатом чего становится "Уния Свободы" - партия, вошедшая в правительственную коалицию. . В 2000-м Туск вместе с несколькими известными политиками правого толка создает правоцентристскую, либеральную "Гражданскую платформу". Она стала крупнейшей оппозиционной партией по отношению к посткоммунистическому большинству (один из лидеров которой - второй польский президент Александр Квасьневский), а сам Д.Туск занимает пост вице-спикера Сейма.

Накопленная к 2005 году довольно приличная популярность Туска, как отмечала "Российская газета", не помогла ему в борьбе с братьями Качиньскими. В 2005 на президентских выборах, заняв второе место во втором туре (45,96 %), он проиграл Леху Качиньскому. Во время избирательной кампании советником Качиньского Яцеком Курским была распространена информация о том, что дед Туска во время Второй мировой войны добровольно вступил в немецкую армию. Позднее выяснилось, что он в 1944 был мобилизован в немецкую армию, но вскоре дезертировал, вступив в конце того же года в Польские вооружённые силы на Западе. В результате  Я. Курский за распространение недостоверной информации был исключён из партии Качиньского «Право и справедливость», но скандал, безусловно, нанёс ущерб имиджу Туска (сам Курский утверждал, что перепутал родного деда Туска с его двоюродным дедом со стороны матери).

21 октября 2007 ГП победила на внеочередных парламентских выборах. Значительную роль в этом успехе сыграла убедительная победа Туска в теледебатах с премьер-министром Ярославом Качиньским. 16 ноября 2007 Туск был назначен премьер-министром Польши.

Дональд Туск не участвовал в президентских выборах 2010 года, заявив, что предпочитает в случае успеха партии на выборах остаться премьером. В марте 2010 г. «Гражданская платформа» выдвинула кандидатом в президенты маршала Сейма Бронислава Коморовского.

На парламентских выборах 2011 года возглавляемая им партия заняла первое место с 39,11 % голосов избирателей и получила 206 мест в Сейме. Партия также получила большинство в Сенате.

Помимо политики, которая занимает большую часть времени Д.Туска, в последние годы он успел поучаствовать в редакционных коллегиях нескольких известных польских журналов и написать несколько книг об истории Гданьска. Он является  автором более двухсот печатных работ, в том числе книг «Был себе Гданьск», «Гданьск-1945» и «Старый Сопот». Туск увлекается футболом и фотографией. Владеет английским, немецким и русским языками [1].

2. Восточное направление политики

2.1 Россия.

«Польша, и Россия заслуживают дружественных отношений», - неоднократно заявлял  Д.Туск репортерам во время и после своих парламентских предвыборных кампаний 2007 и 2011гг. «Великие нации могут жить в дружбе… Если у меня будет возможность остаться у власти на следующие четыре года, я буду работать, чтобы отношения России и Польши были как можно лучше, учитывая, однако, все сложности, создаваемые нашей историей и некоторыми действиями» [5].

Отношения между Польшей и Россией были напряженными большую часть двух президентских сроков Владимира Путина с 2000 года по 2008 год, когда страны не могли договориться по экономическим и военным вопросам,  вопросам международных отношений в Восточной Европе и интерпретации исторических конфликтов.

Польско-российские отношения значительно изменились за время премьерства Дональда Туска. Отношения Москвы и Варшавы – это сложная композиция, состоящая из исторических проблем, экономических интересов и геополитической стратегии [2].

Дональд Туск, заняв кабинет премьер-министра, получил «в наследство» от своего предшественника Ярослава Качиньского, «застывшие», погрязшие в непонимании и неприязни  международные отношения не только с восточным соседом. После двух лет правления «Права и справедливости» Польша оказалась в сложных отношениях не только с Россией, но и с Германией. К тому же, Туск должен был делиться властью с Лехом Качиньским, который по-прежнему находился в президентском кресле.  Восстановление нормальных контактов с двумя важнейшими соседями стало для премьера Туска приоритетом, подтверждение чему было быстро получено. Уже 8 февраля 2008 года премьер Туск встретился в Москве с премьер-министром Зубковым, президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и будущим президентом Дмитрием Медведевым [3].

Начавшееся потепление беспокоило польского президента Леха Качиньского, который стал проводить независимую от правительства собственную внешнюю политику, пошел на сближение с Грузией, которая в то время находилась в конфликте с Россией.

Параллельно правительство Дональда Туска и правительство премьера Владимира Путина укрепляли взаимные добрые контакты. Одним из примеров этого процесса стало участие премьера Путина в юбилейных мероприятиях в Гданьске, посвященных началу Второй мировой войны. Участие Путина в этой церемонии, его выступление на Вестерплатте, месте символичном для поляков, открыло совершенно новую эпоху в польско-российских отношениях. Естественным продолжением этого процесса стало участие Путина и Туска в мероприятиях, посвященных памяти жертв сталинских преступлений в Катыни.

7 апреля 2010 года Туск и Путин впервые в истории обеих стран совместно отметили годовщину катынского преступления, но столь значимое событие было  омрачено трагической катастрофой польского самолета с президентом Качиньским на борту, которая негативно повлияла на процесс сближения двух стран. Российское расследование причин катастрофы самолета польского президента, произошедшей под Смоленском в позапрошлом году, «является одной из причин, которые «не облегчили процесс полной перезагрузки» отношений», - отмечал в интервью Туск. Он также говорил о том, что Польша «не перезагрузит свою память» о войнах, оккупациях и ужасах, неоднократно совершенных против польских граждан Россией и Советским Союзом.

Польша и Россия не сходятся во мнениях о причинах авиакатастрофы. Обе стороны заявляют, что ошибка пилота является главной причиной крушения, но Польша настаивает на том, что российские авиадиспетчеры и сам аэропорт тоже сыграли свою роль.

Однако многие политические аналитики отмечают, что одним из наиболее важных факторов, определяющих  российско-польские отношения в ближайшем будущем будут отношения России с Западом в целом и России с Евросоюзом в частности. Естественно, что главным ориентиром внешней политики Польши остаётся большая интеграция в Европейский Союз на основе равноправного его члена. Кроме того поддержка Туском проевропейских настроений в Украине и Беларуси также не способствует улучшению отношений с восточным партнером. По прежнему важным фактором, влияющим на диалог между странами, будет экономический фактор (в частности развитие финансового кризиса в Еврозоне). «Если кризис будет серьезным и приведет к снижению цен на энергоресурсы и другое сырье, это заставит российское руководство немного по-другому вести свою политику», -  отмечают польские аналитики. Однако Туск в своих интервью российским СМИ  продолжает упоминать о том, что намерен "работать на благо как можно лучших отношений между Россией и Польшей" [6].

Кроме того благоприятно повлияло на улучшение отношений России с Польшей председательство последней в ЕС, во втором полугодии 2011г. Приоритеты польского председательства в ЕС в целом были сформулированы следующим образом: это реализация программы «Восточное партнерство», безопасность Европы, в том числе энергетическая, дальнейшее расширение Евросоюза. Восточное партнерство включает шесть постсоветских государств – Украину, Беларусь, Молдову, Армению, Азербайджан и Грузию. Польша стремится существенно усилить финансирование «Восточного партнерства» путем создания Клуба друзей из числа стран, не являющихся членами ЕС. В частности, Польша предложила России стать донором «Восточного партнерства».

Этот шаг навстречу Москве был воспринят положительно: если Россия вначале рассматривала Восточное партнерство как «союз против России», то позитивные изменения в российско-польских отношениях позволили переломить ситуацию. Сегодня польское правительство все чаще подчеркивает: «Пора отказаться от той логики, согласно которой все, что плохо для России, хорошо для Польши». В свою очередь российская сторона с готовностью пошла навстречу польским инициативам [6].

Общие тенденции, как видно, позитивны, контакты на высшем политическом уровне становятся всё более частыми, т. е. можно говорить о значительном улучшении связей между Польшей и Россией. Несмотря на общие кризисные тенденции в мировой экономике, двусторонний товарооборот по итогам 2009 г. составил 16,7 млрд. долл. и в январе-феврале 2010 г. достиг 3,64 млрд. долл., что более чем в два раза превышает аналогичный результат 2009 г.).

У обеих сторон наблюдается заинтересованность в увеличении объемов взаимной торговли, в заключении новых соглашений о поставках в Польшу энергоносителей. Так, уже составлен новый протокол по долгосрочным поставкам российского газа в Польшу: в 2010 г. Россия поставит Польше 9,7 млрд. куб. м газа, в 2011 г. - 10,S млрд. куб. м, в 2012-2037 гг. - по 11 млрд. кубом ежегодно. Кроме того, в 2011 г. должна завершиться модернизация польских нефтеперерабатывающих заводов, что также позволит расширить возможности для энергетического сотрудничества: поставки нефти из России могут возрасти [4].

В своей политической программе на 2012 г. Дональ Туск продолжает придерживаться задач, поставленных им еще в ходе предвыборной кампании 2011г.- укрепление взаимных и добрых контактов во всех сферах, между Польшей и Россией остаётся одной из приоритетных задач в восточном направлении внешней политики Республики Польша.

Однако в последнее время информации о значительных изменениях в отношения между странами на уровне правительств не имеется. Последний телефонный разговор Дональда Туска с теперь уже бывшим премьер-министром Владимиром Путиным состоялся перед футбольным матчем команд Польши и России. Никаких важных вопросов о двустороннем сотрудничестве не обсуждалось.

2.2 Польша-Беларусь.

Исторический аспект является одним из главных при определении государственной политики в целом и международных отношений в частности. И отношения Польши и Беларуси не являются исключением. Польша и Беларусь принадлежат к одной европейской цивилизации. Отсюда — близость обычаев и традиций, менталитета, религиозных убеждений, культурная общность значительной части населения наших стран. Именно об этом в своих интервью упоминает и Дональд Туск. Критика международной политики братьев Качиньских, антироссийская, следовательно, и антибелорусская политика, была положена в основу предвыборной программы главного оппонента братьев Качинских лидера «Гражданской платформы» Дональда Туска. Он подчеркивал, что «близорукая политика Качинских привела к утрате доверия к Польше со стороны ее партнеров по Евросоюзу и России». Еще за три месяца до вступления в должность  Дональда Туска произошел неприятный инцидент, когда в Беларусь не пустили группу политиков, среди которых был будущий премьер-министр. В ответ на что был создан, по одобрению этих политиков, польский телеканал Белсат ТВ, с целью «прорвать информационную монополию белорусских властей и общин в поддержку демократической Беларуси». Однако одержав победу на выборах, правительство во главе с Туском быстро попыталось восстановить отношения со своим восточным соседом, четко определяя тенденции Европейского союза в отношении Беларуси - отойти от политики санкций и предложить стимулы для изменений и реформ. Так же как и Россия, Беларусь стала одним из объектов польско-шведской инициативы Восточного партнерства, которое предполагает расширение сотрудничества Европейского союза с восточными соседями, официально открытого в мае 2009 года [10].

Отдельной темой польско-белорусского диалога является польское меньшинство в Беларуси. В апреле 2010 года активисты Союза поляков в Беларуси были задержаны белорусской милицией. После этого случая в прессе появляются заявления премьера Польши о том, что  условием улучшения польско-белорусских и европейско-белорусских отношений должно быть "повышение стандартов в Беларуси, в том числе стандартов восприятия польского меньшинства и других национальных меньшинств в стране" [7].

Неоднократно Туск заявлял о том, что Польше трудно следовать "одновременной политике приближения Беларуси к европейским стандартам и стандартам европейской политики и активному возобновлению белорусско-польских отношений, чтобы тем самым помочь полякам Беларуси".

В сентябре 2011 года Премьер-министр Польши Дональд Туск предложил во время встречи с лидерами стран ЕС в Варшаве рассмотреть новый пакет сотрудничества с Беларусью. Согласно польскому предложению, Евросоюз, при выполнении Минском определенных условий, мог бы предложить Беларуси в том числе и финансовую помощь. среди этих условий нет требования отставки нынешнего президента Александра Лукашенко, зато есть требование проведения демократических парламентских выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ, проведения переговоров с оппозицией, а также полная амнистия и реабилитация политических заключенных.В ответ на это, отмечает источник РАР, ЕС может рассмотреть вопрос о предоставлении финансовой помощи Беларуси, дать согласие на предоставление кредита от МВФ, а также помочь стабилизировать рубль. По мнению Туска, лидеры ЕС могли бы также содействовать в получении Минском поддержки со стороны Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Эти институты выделят 1,5 млрд евро для стран, входящих в Восточное партнерство. Беларусь является единственной страной ВП, которая не получает практически никакой пользы от программ, предлагаемых этой инициативой.

Если бы это случилось, и требования предъявленные к официальному Минску были бы выполнены,  лидеры ЕС приняли бы предложение Польши по разработке детального пакета к которому также должна быть привлечена и белорусская оппозиция [25].

Также была отмечена роль Беларуси как страны важной для безопасности Польши, ведь она является естественной границей между Польшей и Россией. К тому же польские власти  признают независимость Белорусского государства, и считают, что восточная политика Республики Польша должна быть ориентирована на добрососедские отношения в интересах обеих стран [9].  

Значимым событием в решении данного вопроса стал комментарий 29 февраля 2012 года конфликта между Брюсселем и Минском, где Туск выступил с критикой политического режима в Беларуси и  обратился к белорусам со словами поддержки на их родном языке: «Жыве Беларусь! Трымайцеся!»,  после чего из Минска были отозваны послы стран Европейского союза [11].

В своей политической программе Д. Туск говорит о том, что необходимо улучшать добрососедские отношения между Польшей и Беларусью, но для этого необходимо соглашение белорусского правительства на проведение демократических изменений в стране. Восточная политика РП ориентирована на добрососедские отношения в интересах обеих стран.

Нынешний премьер-министр Польши Д. Туск выступает за более тесное сотрудничество с ЕС, нормализацию отношений с Россией, а значит, можно утверждать, что и с Беларусью. В руках премьер-министра находится весь экономический блок, т. е. дальнейшая судьба польско-белорусских внешнеполитических связей. Оживление таких контактов должно привести и к улучшению политических отношений между нашими странами [8].

2.3 Польша- Украина.

Стратегическое партнерство между Польшей и Украиной  является тщательно спланированным, а программа двусторонних отношений должна быть последовательно реализована на самом высоком уровне. Стремление двух соседних государств к политическому диалогу неслучайно, ведь Польша и Украина имеют много точек соприкосновения. Но историческое прошлое этих стран создаёт напряжённость в решении политических, экономических и гуманитарных вопросов. Последние годы оказались не самыми плодотворными для развития польско-украинского стратегического партнерства. В отношениях двух стран в последнее время наблюдался даже некоторый спад активности [16]. Как в Польше, так и в Украине нашлось достаточное количество оппозиционных лидеров, политические убеждения и действия которых, отнюдь не способствовали достижению успеха в  межгосударственном диалоге на высшем уровне. С того момента, как Польша и Украина стали суверенными государствами, наибольшую напряженность в двусторонних отношениях вызывали не текущие политические разногласия, а события прошлого. Заметное ухудшение отношений между двумя странами началось как раз в последние годы правления украинской «оранжевой» власти [14].

Польша является ключевым политическим и экономическим партнером Украины в Европе, а кроме того - основным «промоутером Украины» в ее диалоге с Европейским союзом. Польша, которая является крупнейшим непосредственным западным соседом Украины, с начала девяностых годов прошлого века остается самым активным сторонником присоединения украинцев к НАТО и ЕС. В свою очередь, соседствующая с ней Украина, может стать для Польши и Евросоюза надежным мостом на Восток, платформой для развития эффективного сотрудничества с другими государствами постсоветского пространства. Вместе Украина и Польша могут задавать темп для развития интеграционных процессов в Центрально-Восточной Европе, формировать зону стабильности и благосостояния в регионе. Так 1 июня  2012 г.  Польский премьер Дональд Туск призвал канцлера Германии Ангелу Меркель "нервно выдержать" ситуацию в Украине и помочь ей в интеграции в ЕС. Польша в лице Дональда Туска является активнейшим сторонником присоединения украинцев к ЕС [12].

В мае 2008 года Польша вместе со Швецией выступили с инициативой  Восточного партнерства  для укрепления сотрудничества и налаживания более тесных связей между ЕС и его восточными соседями, в том числе Украиной, открытие партнерства произошло на саммите в Праге, 7 мая 2009 года, при участии премьер-министра Туска и президента Ющенко.

Один из ярчайших примеров успешного использования политического и экономического потенциалов двух стран, который оказал существенное влияние на их международный имидж и сближение народов, стала реализация летом 2012 года такого грандиозного, по масштабам и общественному резонансу, совместного международного проекта, как подготовка, а затем и успешное проведение чемпионата Европы по футболу «ЕВРО-2012». Несмотря на то, что многие западные политики сомневались в успехе этого предприятия, результат превзошел даже самые смелые ожидания. Глава польского правительства Дональд Туск уговорил многих политических лидеров к поездке в Украину во время чемпионата Европы по футболу. Политический бойкот страны не распространился на матчи Евро-2012. Аргументы Туска в поддержку футбольного первенства подействовали даже на тех лидеров, которые ранее отказывались от поездки в Украину. В частности, по словам польского премьера, даже канцлер Германии Ангела Меркель назвала бойкот Евро-2012 "недоразумением" и сказала, что хотела бы посетить некоторые игры[17].

Польша и Украина представили себя международному сообществу с наилучшей стороны, открыв тем самым большие возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества в спорте, а также в сфере международного спорта, туризма и в укреплении культурных связей.

В мае 2012 года в Варшаве состоялась встреча премьер-министров обеих стран. Глава правительства Польши Дональд Туск положительно оценил состояние и перспективы развития польско-украинских отношений и считает их "приоритетными" для обоих государств. В ходе беседы Туск отметил, что «Варшава и Киев умеют сотрудничать несмотря на определенные разные оценки некоторых дел, и что это сотрудничество является приоритетным». Так же Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что судьба бывшего премьер-министра, лидера партии «Всеукраинское объединение Батьківщина» Юлии Тимошенко и прозрачность выборов в Верховную Раду могут повлиять на подписание Cоглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Отношения Украины с ЕС значительно ухудшились после приговора, вынесенного 11 октября 2011г. главному конкуренту за власть действующего Президента Виктора Януковича - экс-главе украинского правительства Юлии Тимошенко, в чем западные политики усмотрели нарушение демократических стандартов. Польша же в свою очередь предлагает украинскому правительству конкурентные пути решения этой проблемы, для вывода Украины на «новый уровень» в Европейском сообществе [15].

Сегодня самое главное, что и указывается в политической программе Д.Туска - сохранив достигнутое, одновременно всесторонне расширять и укреплять польско-украинские отношения в интересах обеспечения благосостояния народов обоих государств, а также процветания объединённой Европы, в которой Украина должна занять свое достойное место рядом с Польшей [13].

2.4. Польша - Казахстан.

В новейшей истории дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Польша были установлены 6 апреля 1992 года. С этого времени начался процесс развития и укрепления отношений между двумя странами и народами практически во всех областях: общественно-политической, культурной и гуманитарной. Каждый год расширяется экономическое сотрудничество, о чем свидетельствует регулярное увеличение (каждый год на 30%) размера двусторонней торговли. В 2010 году товарооборот впервые превысил $ 1,5 млрд. барьер.

Казахстан и Польша - ведущие в страны Центральной Азии и Восточной Европы - взаимно заинтересованы в развитии двусторонних отношений. Страны вместе стремятся к обеспечению региональной и глобальной безопасности, а также к взаимной поддержке в международных организациях.

Польша была одной из первых стран, которые поддерживали предложение Республики Казахстан на председательство в ОБСЕ в 2010 году и соглашение о новом партнерстве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. Также во многом благодаря руководству Польши реализован ряд мер практической реализации государственной программы «Путь в Европу Казахстан" [18].

Своеобразным мостом между двумя странами является казахская Polonia. В Казахстане проживает около 50.000 поляков. Дональд Туск в своих официальных заявлениях отмечает, что Польша всегда будет поддерживать поляков, живущих за границей. Это направление и помогло ему  победить в выборах (победил с 39,6% против)[19].

В начале 2012 года в Астане состоялось IV Заседание казахстанско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, созданной в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Польша об экономическом сотрудничестве. Предыдущее Заседание Комиссии проводилось в июне 2011 года в Варшаве. В соответствии с повесткой дня стороны обсудили широкий круг приоритетных вопросов и перспективные направления развития торгово-инвестиционного сотрудничества между двумя государствами.

Значительный потенциал двустороннего взаимодействия между Казахстаном и Польшей имеется в сферах жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, фармации и медицины, переработки сельхозпродукции, в оборонной промышленности, производстве горнодобывающих машин и оборудования, в области развития технологий для окружающей среды и других секторах сотрудничества. Весной 2012 года Министерство экономики Польши включило Казахстан, наряду с Канадой, Бразилией, Турцией и Алжиром, в число пяти перспективных для польского бизнеса рынков, торгово-инвестиционное сотрудничество с которыми получит специальную поддержку правительства [20].

По итогам заседания был подписан Протокол IV Заседания казахстанско-польской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, в котором нашли отражение основные направления развития двустороннего экономического взаимодействия в области энергетики, строительства, транспорта, сельского хозяйства, военно-промышленного комплекса, поддержки малого и среднего предпринимательства, охраны окружающей среды, туризма, банковско-финансовой сферы, сферы науки и образования. Согласно казахстанским статистическим данным, по итогам 2011 года товарооборот между Казахстаном и Польшей достиг 1,7 миллиарда долларов США, объем польских инвестиций за последние 10 лет превысил 110 миллионов долларов США. При этом объем товарооборота за годы экономического спада в мире, начиная с 2008 года, практически удвоился.

На сегодняшний день состояние и перспективы казахстанско-польских отношений характеризуются динамикой роста. Польша является одним из основных европейских торговых партнеров Казахстана, занимая лидирующее место по объему товарооборота с Казахстаном среди стран Центральной и Восточной Европы [18].

2.5. Польша – Грузия

Польско-грузинские отношения, установленные 28 апреля 1992 года, в первое десятилетие развивались очень медленно. Только в 1997 году в Тбилиси было открыто посольство Польши, в ноябре 2000 года начались двусторонние политические консультации. А первый визит на высшем уровне состоялся в ноябре 2001 года, когда в Грузию с официальным визитом прибыл президент Польши Александр Квасьневский. Первая дипломатическая миссия Грузии в Польше была открыта в 2003 году - до этого времени интересы Грузии в Польше представлял посол Германии.

Отстранение от власти президента Эдуарда Шеварднадзе в итоге "розовой революции" в ноябре 2003 года и приход к власти оппозиции, четко представляющей более прозападные позиции, привело в движение процесс развития польско-грузинских отношений. Уже в апреле 2004 года новый президент Грузии Михаил Саакашвили впервые посетил Польшу, где встретился в Варшаве с президентом Квасьневским. В августе 2005 года Саакашвили принял участие в праздновании 25-летия «Солидарности» в Гданьске, в начале августа 2006 года, вновь нанес визит в Польшу, а в сентябре 2006 года он принял участие в Экономическом форуме в Кринице.

С приходом к власти нового президента  Леха Качиньского, сильно симпатизировавшего странам имеющим прозападные амбиции , Польша начала выражать поддержку попыткам Тбилиси вступить в НАТО, о чем заявил президент Польши в ходе официального визита в Грузию 15-16 апреля 2007 года, чуть раньше, в феврале того же года, в Тбилиси при участии главы польской дипломатии Анна Фотыга подписан меморандум о двустороннем сотрудничестве по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.  Варшава также увидела в Грузии стратегически важный для неё элемент укрепления энергетической безопасности страны за счет независимости от поставок энергоносителей из России. В итоге, 10 октября 2007 года на встрече президентов Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины в Вильнюсе, подписано соглашение о создании консорциума Сарматия, с целью продлить нефтепровод Одесса-Броды до Плоцка, что позволит наладить транспортировку кавказской нефти в порты Гданьска, и оттуда в Литву [21].

Первые месяцы 2008 года были решающими для судьбы Грузии как потенциального члена НАТО, и Варшава уделила большое внимание этому стремлению, продолжая оказывать поддержку. В начале марта Саакашвили провел встречу с Качиньским в Варшаве и наградил его Орденом «За Заслуги» Республики Польша, а в конце марта, была опубликована статья в "Financial Times", призывающая партнеров по НАТО расширить «зону стабильности, мира и безопасности в Европе", открыв её для  таких стран, как Грузия и Украина. Однако такая поддержка не оказалась действенной.

В этой ситуации 23 апреля 2008 года, Вышеградская группа (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) выступила с заявлением, поддерживающим усилия Грузии и Украины вступить в НАТО, и 12 мая, когда напряженность в отношениях между Грузией и Россией значительно выросла, в Грузию прибыли министры иностранных дел Польши, Литвы, Латвии, Словении и Швеции и также выразили поддержку по вопросу территориальной целостности страны.

26 мая президент Качиньский посетил Грузию, принимая участие в праздновании Дня Независимости, 1 июля, вместе с президентом Литвы Валдасом Адамкусом принял участие в третьем саммите ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) в грузинском порту Батуми.

После начала войны между грузинскими и южноосетинскими войсками 7 августа и быстрого вмешательства в этот конфликт русских войск Варшава обвинила Россию в эскалации конфликта. 9 августа президенты Польши и других балтийских государств приняли декларацию, осуждающую действия России "направленные против суверенного государства". Премьер-министр Польши Дональд Туск и президент Лех Качиньский довольно долгое время не могли согласовать общую позицию Варшавы по конфликту на Кавказе. В конечном итоге выяснилось, что заключается она в поддержке интеграции Грузии в Евросоюз. В частности, Туск рассчитывал на то, что на саммите ЕС в Брюсселе 1 сентября 2008 предложение Варшавы будет одобрено, что начнется процесс присоединения Тбилиси к «единой европейской семье». Также Туск призвал европейских коллег создать международные миротворческие силы под эгидой Евросоюза, которые «стали бы гарантом мира в регионе конфликта», и, наконец, высказался за либерализацию визового режима для граждан Грузии [23].

В 2011 году состоялась встреча Туска и Саакашвили. В ходе встречи стороны обсудили вопросы либерализации визового режима между ЕС и Грузией и отметили необходимость ускорения процессов, связанных с подписанием договора о свободной торговле. Премьер-министр Польши особенно отметил проведенные в Грузии успешные реформы и подчеркнул, что эти реформы увеличивают шансы на интеграцию в Евросоюз. Одной из главных тем обсуждения были и грузино-российские взаимоотношения. Дональд Туск отметил необходимость разработки конструктивной политики для того, чтобы "заставить Россию выполнить свои обязательства в отношении Грузии" [22].

Польша была и продолжает оставаться одной из немногих стран, которые готовы способствовать улучшению имиджа Грузии и её интеграции в мировое сообщество [23]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно  контакты Польши и Грузии являются одними из самых активных и продуктивных в   Кавказских странах.

Заключение

Одной из приоритетнейших внешнеполитической задач Польша считает обеспечение собственного регионального лидерства в Центральной и Восточной Европе, с претензией, в частности, на главного соавтора в реализации восточной политики Евросоюза. Суть этой политики, как уже отмечалось, сводится к «подтягиванию» к ЕС - во взаимодействии с США и другими союзниками - Украины, Молдавии и Грузии, осуществлению «прагматичного» партнерства с Россией, содействию «демократизации» Белоруссии, сотрудничеству со среднеазиатским и черноморским регионами. И все это, мол, для создания «общего пространства мира и благосостояния».

Варшава остается неизменным сторонником перспектив евроинтеграции Украины, ее членства в ЕС и НАТО. Основное внимание в отношениях с Киевом - независимо от недавней смены правления на Украине - она уделяет приданию необратимого характера механизму наращивания взаимодействия между двумя странами, в том числе в развитии межчеловеческих контактов и культурно-гуманитарного обмена, трансграничного сотрудничества, прежде всего с западными областями.

Существующие сложные вопросы исторического досье Польша старается выстраивать через линию на примирение и избежание открытой конфронтации, продолжая акцентировать позитив в плане поиска общих оценок «тяжелого и болезненного прошлого» (например, Волыньская трагедия 1943 г.).

В политических отношениях Польши и Белоруссии по-прежнему не снимается напряженность в связи с попытками Варшавы вмешиваться во внутренние дела Минска (последствия принятия закона о «Карте поляка», например, или ситуация с официальным и неофициальным союзами поляков в Белоруссии) и привлекать международные структуры, прежде всего Евросоюз, к «содействию демократизации» Белоруссии. Следуя в фарватере ЕС и США на поддержание бойкота официального Минска, Варшава, тем не менее весьма заинтересованно относится к развитию польско-белорусского торгово-экономического и межрегионального сотрудничества. В отношении Белоруссии и Евросоюза правительство Д.Туска демонстрирует готовность оказывать ей поддержку там, где будет проявляться открытость этой страны на Европу, будут соблюдаться права человека, политические права оппозиции, будут иметь место диалог и компромисс. В рамках проекта Восточного партнерства, например, Польша заинтересована в привлечении Белоруссии и к работе в «Евронесте» - парламентском формате Восточного партнерства, который предполагалось запустить во второй половине 2010 г. Однако из-за разного подхода к депутатскому представительству в этой структуре (Брюссель желает видеть в белорусской группе и представителей оппозиции, Минск же ведет речь только о «законно избранных» парламентариях) сохраняется напряженность и на этом участке сотрудничества ЕС и Белоруссии [24].

В целом, Польша высказывается за укрепление независимости и суверенитета постсоветских государств, не приветствуя процессы интеграции на пространстве СНГ. Чтобы как-то воспрепятствовать таковым, она делает упор на наращивание «ткани взаимодействия» как с политэлитой, так и с общественностью, интеллектуальными и молодежными кругами стран Содружества, чтобы вызвать заинтересованность у них «привлекательностью западных ценностей».

В конечном итоге усилия Варшавы в «восточном направлении» направлены на ослабление российского влияния в Восточной Европе - на пространстве бывших союзных республик.

Что, собственно, ею и не скрывается.

Тем не менее, понимая значение и роль современной России в глобальной мировой политике, правительство Д.Туска подчеркивает важность для Варшавы отношений с Москвой, выступает за урегулирование сохраняющихся проблем в двусторонних связях: от формирования новых стратегических направлений сотрудничества, конструктивного обсуждения так называемых трудных вопросов, вытекающих из совместной истории, до практического решения целого ряда конкретных вопросов, стоящих на повестке дня уже многие годы, например, проблемы пресловутого эмбарго на ввоз польского мяса в Россию (на сегодняшний день всего лишь 9 польских предприятий получили российские сертификаты, позволяющие экспортировать их продукты в РФ).

Перспективная задача - налаживание активных молодежных обменов наряду с дальнейшим развитием культурно-гуманитарной составляющей двусторонних отношений, которая неизменно способствует улучшению их климата.

Однако поляки по-прежнему, во всяком случае пока, не выделяют отношения с Москвой в разряд хотя бы формально приоритетных направлений своей внешней политики, оставляя их в контексте «восточной политики» Польши и ЕС в целом. Характерно, что даже в МИД Польши двусторонними связями с Россией среди прочего занимается Департамент восточной политики.

Тем не менее, улучшение отношений с Россией объективно становится одним из естественных главных направлений внешней политики Польши - приходит на смену, по жесткому журналистскому определению, «болезненному, почти параноическому польскому национализму», который вызывает недоумение не только в России, но и на Западе. Хотя бы по той простой причине, что эта страна представляет собой естественное «региональное связующее звено» между западом и востоком Европы и поэтому «обречена» нормализовать свои отношения как с первым, так и со вторым. Что, кстати, повысило бы и ее региональную значимость, в которой Польша так заинтересована. Не говоря уже о выгодах чисто экономического, «транзитного» характера: Россия является вторым по величине - после Германии - торговым партнером Польши.

Но что действительно не хватает в современных российско-польских отношениях, так это так называемого человеческого фактора. Десятилетия умышленного забвения позитивных примеров сотрудничества и добрососедства, а также нагнетания по тем или иным причинам взаимной неприязни, не прошли бесследно.

По словам бывшего посла России в Польше Л.Драчевского, российский и польский народы, столь близкие по психофизическим качествам, годами были разделены идеологией; поэтому «в долгосрочном смысле от обеих сторон потребуются огромные усилия, чтобы взаимоотношения стали стабильными», - действительно, чтобы преодолеть закостенелые стереотипы и жить совместным будущим, а не разделяющим прошлым.

Отношения со старнами Кавказского региона (в первую очередь с Грузией и Азербайджаном) развиваются, главным образом, для уменьшения зависимости Польши от поставок энергоносителей из России. В замен на что Польша готова предложить этим странам поддержку в интеграции со странами ЕС, становясь своеобразным проводником этих стран в Европу.

С приходом на пост главы государства будет  политика из лагеря правящей «Гражданской платформы», евроцентристский и все больше разворачивающийся в сторону России внешнеполитический курс правительства Д.Туска, похоже, получит в наше время стимул для дальнейшего развития и упрочения [24].

В целом, Польша сегодня уже стала весьма заметным игроком во внутренней и внешней политике Евросоюза, наладила или заметно налаживает нормальные и конструктивные отношения со своими главными соседями. Все это - объективные внешнеполитические успехи правительства Д.Туска, которые не могут не повлиять на «перезагрузку» переоценки отношений с внешним миром не только польским политическим истеблишментом, но и самим польским обществом.

Список использованных источников

  1.  http://www.premier.gov.pl/en/prime_minister/donald_tusk/
  2.  http://inosmi.ru/poland/20120629/194283745.html
  3.  http://www.novopol.ru/-donald-tusk-i-rossii-i-polshe-nadoela-atmosfera-holod-text36456.html
  4.  http://file.liga.net/person/408-donald-tysk.html
  5.  http://lenta.ru/lib/14173234/
  6.  http://mir-politika.ru/151-perezagruzka-v-rossiysko-polskih-otnosheniyah-na-puti-k-dialogu-i-soglasiyu.html
  7.  http://reporter.by/Belarus/Tusk-zatrudnenie-zhizni-polskogo-menshinstva-ne-imeet-realnyh-prichin
  8.  http://www.psz.pl/Stosunki-Polska-Bialorus
  9.  http://www.msz.gov.pl/Partnerstwo,Wschodnie,19887.html
  10.  http://www.stosunkimiedzynarodowe.info/kraj,Bialorus,stosunki_dwustronne,Polska
  11.  http://realia.com.pl/dzial_4/artykul_62.html
  12.  http://korrespondent.net/ukraine/politics/1332227-tusk-svyazyvaet-sudbu-timoshenko-s-podpisaniem-soglasheniya-ob-associacii-mezhdu-ukrainoj-i-es
  13.  http://www.enews.md/articles/view/2808/
  14.  http://www.unian.net/news/493530-tusk-s-azarovyim-obmenyalis-lyubeznostyami.html
  15.  http://norma-press.donetsk.ua/polsko-ukrainskie-otnosheniya-v-2012-godu/
  16.  http://www.rbc.ua/rus/top/show/premer-ministr-polshi-ubedil-evropeyskih-politikov-priehat-24052012164700
  17.  http://lb.ua/news/2012/06/01/154138_tusk_prosit_merkel_nervno.html
  18.  http://www.almaty.polemb.net
  19.  http://www.zakon.kz/4513941-kazakhstansko-polskoe-sotrudnichestvo.html
  20.  http://www.kazakhstan.pl/
  21.  http://www.stosunkimiedzynarodowe.info/kraj,Gruzja,stosunki_dwustronne,Polska
  22.  http://vz.ru/politics/2008/8/29/202170.html
  23.  http://www.regnum.by/news/polska/1443148.html
  24.  Седякин Ю. М. Внешняя политика современной Польши // Обозреватель : журнал. — Москва, 2010. — В. 6. — С. 58-69.
  25.  http://news.21.by/politics/2011/09/30/378509.html 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51743. 8 Марта - День торжественный - сценарий для детей 6-7 лет 95 KB
  Ведущий. Ведущий. Солнце солнце не сердись лучше рядышком садись Мамин праздник раз в году нарисую и пойду Вот луна ракета речка лес и сад Подарить я маме все на свете рад Что еще на праздник маме подарить Надо постараться и послушным быть Ведущий.
51745. 8 Марта - инсценировка сказки, посвященная женскому дню 39.5 KB
  Красная шапочка уходит за занавес появляются два Волка: большой ималенький нюхают следы.БольшойВолк. Маленький Волк бежитпо охотничьему следу Большой Волк хватает его за хвост:БольшойВолк. Да куда же тыМаленькийВолк.
51746. 8 марта - праздник Мам! - сценарий для детей 3-4 лет 33 KB
  Мы зайки Петушок. Под музыку петушок идет по кругу.Уходит Петушок Давайте снова позовем его Петушок Петушок вновь подходит к детям звучит музыка.
51747. 8 марта в 1-м классе 28 KB
  Накануне праздникамальчики оформляют класс рисуют цветными мелками на доске цветы и пишут именавсех девочек класса. В нашей стране этотдень давно уже превратился в веселый шуточный весенний праздник когдапредставительниц слабого пола поздравляют мальчики папы дедушки. Сюрприз подготовили для всех нас наши мальчики.Все мальчики поют частушки.