98004

Роль театра в культурной жизни г. Рыбинска (1825-1917 гг.)

Дипломная

Культурология и искусствоведение

История театральной жизни России насчитывает не одно столетие. Наш Ярославский край неразрывно с ней связан. Именно здесь, а точнее в городе Ярославле в 1750 г. появился первый национальный театр, который определил дальнейшую судьбу развития театрального искусства в России.

Русский

2015-10-27

64.5 KB

2 чел.

Выпускная квалификационная работа

Роль театра в культурной жизни г. Рыбинска (18251917 гг.)


О
главление

Введение

С. 4-16

Глава I. Рыбинский театр от его возникновения до 1874 г.

С. 17-27

1.1. Предыстория театрального дела в Рыбинске

1.2. Рыбинский театр в 1820-е гг. Дата возникновения театра

1.3. Рыбинский театр в 1830–1870-е гг. Вопрос о строительстве здания театра

Глава II. Рыбинский театр в конце 1870-х гг. – начале XX в.

С. 28-46

2.1. Проект Виктора Шретера. Рыбинский театр в конце XIX в.

С. 28-32

2.2. Музыкально-литературно-драматический кружок. Рыбинский театр в начале XX в.

С. 32-47

Заключение

С. 75-78

Список использованных источников и литературы

С. 79-83


Введение

История театральной жизни России насчитывает не одно столетие. Наш Ярославский край неразрывно с ней связан. Именно здесь, а точнее в городе Ярославле в 1750 г. появился первый национальный театр, который определил дальнейшую судьбу развития театрального искусства в России. Появление театра связано с именами таких выдающихся деятелей культуры, как Федор Григорьевич Волков и Иван Афанасьевич Дмитревский. Конечно же, главным инициатором и вдохновителем идеи создания общедоступного театра является Ф. Г. Волков. В 20-е гг. XIX века театр появился и в Рыбинске. Он был создан по инициативе антрепренера ярославского театра П. Я. Панькова. Собственно о Рыбинском театре, а именно о его роли в культурной жизни г. Рыбинска и пойдет речь в моей выпускной работе.

Актуальность исследования. Данная тема видится весьма актуальной для ярославского краеведения. Рыбинский театр, официально рожденный в 1820-е гг. стал заметным явлением не только  в культуре г. Рыбинска, но и Ярославской области, да и всей России. Долгие годы Рыбинский театр был неразрывно связан с Ярославским. У них была общая труппа, репертуар, антрепренеры. Ставились лучшие классические спектакли, отвечающие потребностям времени. Ежегодно действовала практика приглашения известных столичных актеров. Театр выпустил на большую сцену таких мастеров театрального искусства, как П. А. Стрепетова, Л. П. Никулина-Косицкая, М. И. Петипа. Рыбинский театр привлекал внимание столичной прессы. Для рыбинской публики он был местом духовного притяжения, очагом культурного развития, формирования национального самосознания. И поэтому, данная тема весьма актуальна, научна и необходима для изучения в рамках историко-культурного краеведения. Тем более сегодня, когда страну охватил духовный кризис, полезно обратиться к изучению культуры своей малой родины, на примере истории ее духовных очагов – театров, библиотек, музеев и т. д. для формирования нравственного, духовного, национального самосознания.

Объектом исследования является Рыбинский драматический театр, его исторические, архитектурные и культурные особенности.

Предметом исследования является роль драматического театра в культурной жизни г. Рыбинска.

Хронологические рамкиXIX – начало XX вв. (1825 - 1917), хотя в начале работы будет затронут и XVIII век, поскольку невозможно в этой работе обойти стороной «отца» всех российских национальных театров – Ярославского театра, а именно его основателя Ф. Г. Волкова. Да и первые попытки создания Рыбинского театра по имеющимся сведениям относятся к концу XVIII века, хотя постоянная работа театра началась в 20-е годы XIX века, и поэтому конец XVIII века будет затронут весьма незначительно.

Обзор литературы по теме.

Литература по Рыбинскому театру включает в себя: 1. Статьи из газет и журналов. Именно статьи из периодической печати (в основном местной), носящих  информативный характер, составляют основу литературного материала. Публикации можно подразделить на советский и постсоветский период (от 1960-х гг. до 2000-ых). Необходимо сразу же отметить, что в прессе текущим моментам из жизни театра уделялось и уделяется достаточно внимания (рецензии на спектакли, режиссеры, актеры и роли и т.д.). А вот по истории театра количество публикаций за 1960-е – 2000-е гг. не так велико, особенно по периоду первой половины XIX века. В основном статьи публиковались в местных газетах, и несколько было в областных. Статьи, опубликованные в 1960-е – 1970-е годы раскрывают историю дореволюционного театра с точки зрения марксистско-ленинской идеологии. Фактически в каждой статье содержится критика дореволюционного купечества, руководства театра, в частности антрепренеров. Также подчеркивается «нищенская» жизнь актеров, их бесправие и жалкое существование. Всячески принижается значение театра в дореволюционный период. Но, несмотря на это в них также содержится много фактической информации, которая раскрывает историю театра в дореволюционный период и его роль в жизни горожан. О театре в 1960-е - 1970-е годы писали: искусствовед А. Иванов. У него наиболее актуальные статьи под названием: «Первые годы Рыбинского театра» (Рыбинская правда. – 1971. – 17 августа), «Они играли в Рыбинске» (Рыбинская правда от 17 декабря 1971 г.); Ю. Ключарев1, В. Пархоменко. Здесь можно выделить цикл статей, последнего указанного автора, посвященных 150-летию театра. Указанные статьи охватывают весь дореволюционный период. Большая часть из них охватывает начало XX века: «Ближе к жизни», «На сцене – Михаил Тарханов». XIX веку посвящены 2 статьи: «Начало», «В конце века».

Публикации конца 1980-х – 2000-х годов относятся к эпохе «перестройки» (1985 - 1991) и постсоветскому периоду (с 1992 г.). В эти годы, в частности 90-е и 2000-е, появились новые газеты «Рыбинск» (1992 - 1995), «Анфас», «Городок Провинциальный» (2002 - 2005), «Семь дней». Газета «Рыбинские известия»2 стала правопреемницей «Верхневолжской правды» (ранее «Рыбинская правда»).

В конце 1980-х гг. в нашем городе резко возрос интерес к историческому краеведению. Начинают открываться новые музеи, например, 1 декабря 1990 года был открыт музей им. А. А. Ухтомского, нашего земляка. «В 1990 году возрождается Рыбинское краеведческое общество, существовавшее в 20-х годах прошлого века»3. Идет активная краеведческая работа, которая не прекращается и на сегодняшний день. В газетах публикуются краеведческие статьи различной тематики, в том числе и о городском театре. Авторы статей это, в основном, известные краеведы города Рыбинска – А. К. Павлов, Н. А. Петухова, С. Н. Овсянников, А. Б. Алексеева  и другие. Статья последнего указанного автора, сотрудника Рыбинского архива, достаточно интересна с точки зрения историчности материала. То есть она написана на первоисточниках, а если точнее на воспоминаниях современников и «документальных материалах Рыбинской городской думы»4. Статья изложена в четкой хронологической последовательности, как мне кажется, поэтапно, и на каждом этапе изложены основные события из «жизни» театра. Здесь же можно отметить и статью С. Н. Овсянникова – искусствоведа, сотрудника Рыбинского музея. Его статья полностью посвящена зданию Рыбинского театра, построенного в 70-е годы XIX века по проекту петербургского архитектора Виктора Шретера.

Две статьи вначале 1990-х гг. опубликовал уже упоминавшийся искусствовед А. Иванов: «Страничка из истории Рыбинского театра» и «Из прошлого Рыбинского театра». В первой статье автор использовал Петербургский журнал «Пантеон». В этом журнале «в 1853 году была напечатана корреспонденция Р. Николаева «Рыбинский театр» (№ 11, раздел «Провинциальные театры в России», стр. 5-6)»5. В статье конкретно говорится о летнем сезоне 1853 года, о триумфальном выступлении на Рыбинской сцене труппы «известного актера и антрепренера И. И. Лаврова»6. Во второй статье автор использует мемуары П. А. Стрепетовой «Минувшие дни. Из воспоминаний актрисы», в которых актриса вспоминает о своих выступлениях на сцене Рыбинского театра в летних сезонах 1865 и 1866 гг. Обе статьи интересны тем, что в них используются источники середины 19 века. Здесь же можно отметить еще статью А. К. Павлова «К истории Рыбинского театра», опубликованную в «Новой жизни» в 1995 году. А. К. Павлов в своей статье написал следующее: «по традиции началом биографии творческого коллектива принято считать либо первую репетицию, либо премьеру. Не берусь судить о театре 45-50-х годов прошлого века, но в 60-70-х годах Рыбинск просто не имел своей театральной труппы. Было деревянное здание театра, в котором

Список использованных источников и литературы

Источники

  1.  Абрамов, А. К торгово-промышленным служащим г. Рыбинска [Текст] // Рыбинская газета. - 1917. – 3 марта.
  2.  Алексеева, А. Б. Воспоминания о Рыбинском театре [Текст] // Анфас. – 2006. – 29 июня.
  3.  Благодарность артистки [Текст] // Рыбинская газета. 1917. – 7 марта.
  4.  Ваняшова, М. Любовь Никулина-Косицкая. Купчик с разбойничьими замашками [Текст] // Золотое кольцо. – 2000. – 21 сентября.
  5.  Городской театр [Текст] // Рыбинская газета. – 1917. – 12 марта.
  6.  Договор В. Е. Обрескова с Рыбинской городской думой о выделении земли для строительства театра [Текст] // Михайлов Л. А. Рыбинск: Документы и материалы по истории города. - Рыбинск, 2007. С. 59–60.
  7.  Донесение ярославского вице-губернатора в Главное управление по делам печати [Текст] // Ярославский архив / Сост. Ю. Г. Салова. - М.; СПб, 1996. С. 195 – 196.
  8.  Из воспоминаний П. А. Стрепетовой о Рыбинском театре [Текст] // Михайлов Л. А. Рыбинск. Документы и материалы по истории города. –Рыбинск, 2007. С.92.
  9.  Из воспоминаний артиста А. А. Алексеева о выступлениях П. А. Стрепетовой на сцене Рыбинского театра 60-е годы XIX века [Текст] // Михайлов Л. А. Рыбинск. Документы и материалы по истории города. -Рыбинск, 2007. С. 92.
  10.  Иллюстрированный Рыбинский календарь на 1902 год [Текст] / Под ред. Ф. А. Губченко. - Рыбинск, 1902.
  11.   Иллюстрированный Рыбинский календарь на 1904 год [Текст]. - Рыбинск, 1903.
  12.  

1 Рыбинский театр в дореволюционное время // Рыбинская правда. 1966. – 16 декабря; Шекспир на Рыбинской сцене // Рыбинская правда. – 1964. – 21 апреля.

2 Единственная муниципальная городская газета на сегодняшний день. Все остальные указанные газеты издаются на деньги частных лиц.

3 Михайлов Л. А. Рыбинск: Документы и материалы по истории города. Рыбинск: «Рыбинский Дом печати», 2007. С. 326.

4 Там же.

5 Иванов А. Страничка из истории театра // Рыбинские известия. – 1992. – 15 сентября.

6 Там же.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45959. Стекло и керамика: состав, свойства, технология изготовления деталей, применение в машиностроении 13.86 KB
  Стекло и керамика: состав свойства технология изготовления деталей применение в машиностроении. По сост делятся: на силикаты SiO2 алюмосиликатные l2O3SiO2 и бромосиликатные B2O3SiO2. Технология изготовления стеклянных изделий состоит из следующих операций: варка стекла в многотонных печах ванного типа прокатка листового стекла прессование выдувание спекание из стеклянного порошка литье под давлением и центробежное литье. В состав керамики могут входить глины шамит песок полевой шпат и тд.
45960. Производства чугуна: исходные материалы, устройство доменной печи, технология плавки чугуна, продукты доменной плавки 72.17 KB
  РУДЫ ФЛЮСЫ И ТОПЛИВО Железные руды основной исходный материал для выплавки чугуна. Железные руды в отличие от медных и многих других относительно богаты. Наиболее богатые руды содержат 60 железа и больше наиболее бедные 3040. По типу рудного минерала руды бывают следующих основных видов.
45961. Способы изготовления отливок. Изготовление отливок в песчаных формах. Ручная, машинная и вакуумная формовка 15.44 KB
  Основными способами изготовления отливок является литье в песчаные формы по выплавляемым моделям в оболочковые формы в кокиль под давлением и центробежное. Указанными способами можно изготовлять отливки в разовые формы литье в песчаные формы по выплавляемым моделям и в оболочковые формы и в металлические формы литье в кокиль под давлением и центробежное. Литейные формы изготовляют как из неметаллических материалов песчаные формы формы изготовляемые по выплавляемым моделям оболочковые формы для одноразового...
45962. Специальные способы литья: литьё по выплавляемым моделям, литьё в оболочковые формы, литьё в металлические формы, центробежное литьё 19.78 KB
  Специальные способы литья Из специальных способов литья в настоящее время распространены литье в металлические формы центробежное литье литье под давлением точное литье по выплавляемым моделям литье методом вакуумного всасывания и литье в оболочковые формы. Отливки получаются без швов у форм нет разъемов размеры отливок получаются точными чем при литье в землю так как здесь исключены причины потери точности от расколачивания формы моделью при ее извлечении перекос половинок формы подъем верхней опоки и раздутие формы под давлением...
45963. Специальные способы литья: литьё под высоким давлением, непрерывное литьё, электрошлаковое литьё. Преимущества, недостатки, применение 188.05 KB
  Непрерывное литьё Перевод Непрерывное литьё металлов и сплавов процесс получения слитков и заготовок основанный на равномерном перемещении металла относительно зон заливки и кристаллизации. Равномерные скорости подачи жидкого металла его кристаллизации и удаления готовой отливки при Н. обеспечивают постоянство состава строения и свойств металла по всей длине отливки. Путём усиленного отвода тепла благодаря непосредственному охлаждению металла водой можно повысить скорость кристаллизации и при правильно выбранной скорости литья...
45964. Прокат и его производство 47.57 KB
  Процесс прокатки обеспечивается силами трения между вращающимся инструментом и заготовкой благодаря которым заготовка перемещается в зазоре между валками одновременно деформируясь. Способы прокатки Когда требуется высокая прочность и пластичность применяют заготовки из сортового или специального проката. В процессе прокатки литые заготовки подвергают многократному обжатию в валках прокатных станов в результате чего повышается плотность материала за счт залечивания литейных дефектов пористости микротрещин. Существуют три основных...
45965. Свободная ковка: основные операции и инструмент. Горячая объёмная штамповка. Технологический процесс горячей объёмной штамповки 15.85 KB
  Горячая объёмная штамповка это вид обработки материалов давлением при котором формообразование поковки из нагретой заготовки осуществляют с помощью специального инструмента штампа. Горячей объёмной штамповкой можно получать без напусков поковки сложной конфигурации которые ковкой изготовить без напусков нельзя при этом допуски на штамповочную поковку в 3 4 раза меньше чем на кованную Горячей объёмной штамповкой...
45966. Холодная объёмная и листовая штамповка - основные операции и оборудование. Формообразование заготовок из порошковых материалов 50.48 KB
  Операции листовой штамповки делятся на два основных класса: разделительные в которых одна часть заготовки отделяется от другой и формоизменяющие при которых получают изделия сложной формы за счет деформации металла заготовки без его разрушения. Резка последовательное отделение части заготовки от прямой или кривой линии это заготовительная операция. Вырубка операция единовременного отделения материала от заготовки по замкнутому контуру причем отделяемая часть является изделием. Гибка формоизменяющая операция для получения изогнутой...
45967. Искусственное и естественное старение корпусов 10.81 KB
  Для уменьшения влияния внутренних напряжений применяютестественное или искусственное старение либо вылеживание деталей послеизготовления заготовок.