98004

Роль театра в культурной жизни г. Рыбинска (1825-1917 гг.)

Дипломная

Культурология и искусствоведение

История театральной жизни России насчитывает не одно столетие. Наш Ярославский край неразрывно с ней связан. Именно здесь, а точнее в городе Ярославле в 1750 г. появился первый национальный театр, который определил дальнейшую судьбу развития театрального искусства в России.

Русский

2015-10-27

64.5 KB

1 чел.

Выпускная квалификационная работа

Роль театра в культурной жизни г. Рыбинска (18251917 гг.)


О
главление

Введение

С. 4-16

Глава I. Рыбинский театр от его возникновения до 1874 г.

С. 17-27

1.1. Предыстория театрального дела в Рыбинске

1.2. Рыбинский театр в 1820-е гг. Дата возникновения театра

1.3. Рыбинский театр в 1830–1870-е гг. Вопрос о строительстве здания театра

Глава II. Рыбинский театр в конце 1870-х гг. – начале XX в.

С. 28-46

2.1. Проект Виктора Шретера. Рыбинский театр в конце XIX в.

С. 28-32

2.2. Музыкально-литературно-драматический кружок. Рыбинский театр в начале XX в.

С. 32-47

Заключение

С. 75-78

Список использованных источников и литературы

С. 79-83


Введение

История театральной жизни России насчитывает не одно столетие. Наш Ярославский край неразрывно с ней связан. Именно здесь, а точнее в городе Ярославле в 1750 г. появился первый национальный театр, который определил дальнейшую судьбу развития театрального искусства в России. Появление театра связано с именами таких выдающихся деятелей культуры, как Федор Григорьевич Волков и Иван Афанасьевич Дмитревский. Конечно же, главным инициатором и вдохновителем идеи создания общедоступного театра является Ф. Г. Волков. В 20-е гг. XIX века театр появился и в Рыбинске. Он был создан по инициативе антрепренера ярославского театра П. Я. Панькова. Собственно о Рыбинском театре, а именно о его роли в культурной жизни г. Рыбинска и пойдет речь в моей выпускной работе.

Актуальность исследования. Данная тема видится весьма актуальной для ярославского краеведения. Рыбинский театр, официально рожденный в 1820-е гг. стал заметным явлением не только  в культуре г. Рыбинска, но и Ярославской области, да и всей России. Долгие годы Рыбинский театр был неразрывно связан с Ярославским. У них была общая труппа, репертуар, антрепренеры. Ставились лучшие классические спектакли, отвечающие потребностям времени. Ежегодно действовала практика приглашения известных столичных актеров. Театр выпустил на большую сцену таких мастеров театрального искусства, как П. А. Стрепетова, Л. П. Никулина-Косицкая, М. И. Петипа. Рыбинский театр привлекал внимание столичной прессы. Для рыбинской публики он был местом духовного притяжения, очагом культурного развития, формирования национального самосознания. И поэтому, данная тема весьма актуальна, научна и необходима для изучения в рамках историко-культурного краеведения. Тем более сегодня, когда страну охватил духовный кризис, полезно обратиться к изучению культуры своей малой родины, на примере истории ее духовных очагов – театров, библиотек, музеев и т. д. для формирования нравственного, духовного, национального самосознания.

Объектом исследования является Рыбинский драматический театр, его исторические, архитектурные и культурные особенности.

Предметом исследования является роль драматического театра в культурной жизни г. Рыбинска.

Хронологические рамкиXIX – начало XX вв. (1825 - 1917), хотя в начале работы будет затронут и XVIII век, поскольку невозможно в этой работе обойти стороной «отца» всех российских национальных театров – Ярославского театра, а именно его основателя Ф. Г. Волкова. Да и первые попытки создания Рыбинского театра по имеющимся сведениям относятся к концу XVIII века, хотя постоянная работа театра началась в 20-е годы XIX века, и поэтому конец XVIII века будет затронут весьма незначительно.

Обзор литературы по теме.

Литература по Рыбинскому театру включает в себя: 1. Статьи из газет и журналов. Именно статьи из периодической печати (в основном местной), носящих  информативный характер, составляют основу литературного материала. Публикации можно подразделить на советский и постсоветский период (от 1960-х гг. до 2000-ых). Необходимо сразу же отметить, что в прессе текущим моментам из жизни театра уделялось и уделяется достаточно внимания (рецензии на спектакли, режиссеры, актеры и роли и т.д.). А вот по истории театра количество публикаций за 1960-е – 2000-е гг. не так велико, особенно по периоду первой половины XIX века. В основном статьи публиковались в местных газетах, и несколько было в областных. Статьи, опубликованные в 1960-е – 1970-е годы раскрывают историю дореволюционного театра с точки зрения марксистско-ленинской идеологии. Фактически в каждой статье содержится критика дореволюционного купечества, руководства театра, в частности антрепренеров. Также подчеркивается «нищенская» жизнь актеров, их бесправие и жалкое существование. Всячески принижается значение театра в дореволюционный период. Но, несмотря на это в них также содержится много фактической информации, которая раскрывает историю театра в дореволюционный период и его роль в жизни горожан. О театре в 1960-е - 1970-е годы писали: искусствовед А. Иванов. У него наиболее актуальные статьи под названием: «Первые годы Рыбинского театра» (Рыбинская правда. – 1971. – 17 августа), «Они играли в Рыбинске» (Рыбинская правда от 17 декабря 1971 г.); Ю. Ключарев1, В. Пархоменко. Здесь можно выделить цикл статей, последнего указанного автора, посвященных 150-летию театра. Указанные статьи охватывают весь дореволюционный период. Большая часть из них охватывает начало XX века: «Ближе к жизни», «На сцене – Михаил Тарханов». XIX веку посвящены 2 статьи: «Начало», «В конце века».

Публикации конца 1980-х – 2000-х годов относятся к эпохе «перестройки» (1985 - 1991) и постсоветскому периоду (с 1992 г.). В эти годы, в частности 90-е и 2000-е, появились новые газеты «Рыбинск» (1992 - 1995), «Анфас», «Городок Провинциальный» (2002 - 2005), «Семь дней». Газета «Рыбинские известия»2 стала правопреемницей «Верхневолжской правды» (ранее «Рыбинская правда»).

В конце 1980-х гг. в нашем городе резко возрос интерес к историческому краеведению. Начинают открываться новые музеи, например, 1 декабря 1990 года был открыт музей им. А. А. Ухтомского, нашего земляка. «В 1990 году возрождается Рыбинское краеведческое общество, существовавшее в 20-х годах прошлого века»3. Идет активная краеведческая работа, которая не прекращается и на сегодняшний день. В газетах публикуются краеведческие статьи различной тематики, в том числе и о городском театре. Авторы статей это, в основном, известные краеведы города Рыбинска – А. К. Павлов, Н. А. Петухова, С. Н. Овсянников, А. Б. Алексеева  и другие. Статья последнего указанного автора, сотрудника Рыбинского архива, достаточно интересна с точки зрения историчности материала. То есть она написана на первоисточниках, а если точнее на воспоминаниях современников и «документальных материалах Рыбинской городской думы»4. Статья изложена в четкой хронологической последовательности, как мне кажется, поэтапно, и на каждом этапе изложены основные события из «жизни» театра. Здесь же можно отметить и статью С. Н. Овсянникова – искусствоведа, сотрудника Рыбинского музея. Его статья полностью посвящена зданию Рыбинского театра, построенного в 70-е годы XIX века по проекту петербургского архитектора Виктора Шретера.

Две статьи вначале 1990-х гг. опубликовал уже упоминавшийся искусствовед А. Иванов: «Страничка из истории Рыбинского театра» и «Из прошлого Рыбинского театра». В первой статье автор использовал Петербургский журнал «Пантеон». В этом журнале «в 1853 году была напечатана корреспонденция Р. Николаева «Рыбинский театр» (№ 11, раздел «Провинциальные театры в России», стр. 5-6)»5. В статье конкретно говорится о летнем сезоне 1853 года, о триумфальном выступлении на Рыбинской сцене труппы «известного актера и антрепренера И. И. Лаврова»6. Во второй статье автор использует мемуары П. А. Стрепетовой «Минувшие дни. Из воспоминаний актрисы», в которых актриса вспоминает о своих выступлениях на сцене Рыбинского театра в летних сезонах 1865 и 1866 гг. Обе статьи интересны тем, что в них используются источники середины 19 века. Здесь же можно отметить еще статью А. К. Павлова «К истории Рыбинского театра», опубликованную в «Новой жизни» в 1995 году. А. К. Павлов в своей статье написал следующее: «по традиции началом биографии творческого коллектива принято считать либо первую репетицию, либо премьеру. Не берусь судить о театре 45-50-х годов прошлого века, но в 60-70-х годах Рыбинск просто не имел своей театральной труппы. Было деревянное здание театра, в котором

Список использованных источников и литературы

Источники

  1.  Абрамов, А. К торгово-промышленным служащим г. Рыбинска [Текст] // Рыбинская газета. - 1917. – 3 марта.
  2.  Алексеева, А. Б. Воспоминания о Рыбинском театре [Текст] // Анфас. – 2006. – 29 июня.
  3.  Благодарность артистки [Текст] // Рыбинская газета. 1917. – 7 марта.
  4.  Ваняшова, М. Любовь Никулина-Косицкая. Купчик с разбойничьими замашками [Текст] // Золотое кольцо. – 2000. – 21 сентября.
  5.  Городской театр [Текст] // Рыбинская газета. – 1917. – 12 марта.
  6.  Договор В. Е. Обрескова с Рыбинской городской думой о выделении земли для строительства театра [Текст] // Михайлов Л. А. Рыбинск: Документы и материалы по истории города. - Рыбинск, 2007. С. 59–60.
  7.  Донесение ярославского вице-губернатора в Главное управление по делам печати [Текст] // Ярославский архив / Сост. Ю. Г. Салова. - М.; СПб, 1996. С. 195 – 196.
  8.  Из воспоминаний П. А. Стрепетовой о Рыбинском театре [Текст] // Михайлов Л. А. Рыбинск. Документы и материалы по истории города. –Рыбинск, 2007. С.92.
  9.  Из воспоминаний артиста А. А. Алексеева о выступлениях П. А. Стрепетовой на сцене Рыбинского театра 60-е годы XIX века [Текст] // Михайлов Л. А. Рыбинск. Документы и материалы по истории города. -Рыбинск, 2007. С. 92.
  10.  Иллюстрированный Рыбинский календарь на 1902 год [Текст] / Под ред. Ф. А. Губченко. - Рыбинск, 1902.
  11.   Иллюстрированный Рыбинский календарь на 1904 год [Текст]. - Рыбинск, 1903.
  12.  

1 Рыбинский театр в дореволюционное время // Рыбинская правда. 1966. – 16 декабря; Шекспир на Рыбинской сцене // Рыбинская правда. – 1964. – 21 апреля.

2 Единственная муниципальная городская газета на сегодняшний день. Все остальные указанные газеты издаются на деньги частных лиц.

3 Михайлов Л. А. Рыбинск: Документы и материалы по истории города. Рыбинск: «Рыбинский Дом печати», 2007. С. 326.

4 Там же.

5 Иванов А. Страничка из истории театра // Рыбинские известия. – 1992. – 15 сентября.

6 Там же.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28549. Режим CBC 39 KB
  Дешифрование в режиме СВС Для получения первого блока зашифрованного сообщения используется инициализационный вектор IV для которого выполняется операция XOR с первым блоком незашифрованного сообщения. В режиме CBC при зашифровании каждая итерация алгоритма зависит от результата предыдущей итерации поэтому зашифрование сообщения не поддаётся расспараллеливанию. Однако расшифрование когда весь шифротекст уже получен можно выполнять параллельно и независимо для всех блоков сообщения см. Это дает значительный выигрыш во времени при...
28550. Режим CFB 66.5 KB
  Как и в режиме CBC здесь используется операция XOR для предыдущего блока зашифрованного текста и следующего блока незашифрованного текста. Таким образом любой блок зашифрованного текста является функцией от всего предыдущего незашифрованного текста. Для левых J битов выхода алгоритма выполняется операция XOR с первыми J битами незашифрованного текста Р1 для получения первого блока зашифрованного текста С1. При дешифровании используется аналогичная схема за исключением того что для блока получаемого зашифрованного текста выполняется...
28551. Режим шифрования с обратной связью по выходу (OFB) 52.55 KB
  Разница заключается в том что выход алгоритма в режиме OFB подается обратно в регистр тогда как в режиме CFB в регистр подается результат применения операции XOR к незашифрованному блоку и результату алгоритма см. Шифрование в режиме OFB Основное преимущество режима OFB состоит в том что если при передаче произошла ошибка то она не распространяется на следующие зашифрованные блоки и тем самым сохраняется возможность дешифрования последующих блоков. Дешифрование в режиме OFB Недостаток режима OFB заключается в том что он более уязвим к...
28552. Симметричные методы шифрования DES 63.46 KB
  Функция перестановки одна и та же для каждого раунда но подключи Ki для каждого раунда получаются разные вследствие повторяющегося сдвига битов ключа. Последовательность преобразований отдельного раунда Теперь рассмотрим последовательность преобразований используемую на каждом раунде. Создание подключей Ключ для отдельного раунда Ki состоит из 48 битов. На каждом раунде Ci и Di независимо циклически сдвигаются влево на 1 или 2 бита в зависимости от номера раунда.
28553. Примеры современных шифров проблема последнего блока DES 26.44 KB
  Альтернативой DES можно считать тройной DES IDEA а также алгоритм Rijndael принятый в качестве нового стандарта на алгоритмы симметричного шифрования. Также без ответа пока остается вопрос возможен ли криптоанализ с использованием существующих характеристик алгоритма DES. Алгоритм тройной DES В настоящее время основным недостатком DES считается маленькая длина ключа поэтому уже давно начали разрабатываться различные альтернативы этому алгоритму шифрования.
28554. Распределение ключей. Использование базовых ключей 13.15 KB
  Он заключается в доставке абоненту сети связи не полного комплекта ключей для связи со всеми другими абонентами а некоторой универсальной заготовки уникальной для каждого абонента по которой он может вычислить необходимый ему ключ. Пусть в сети связи действуют N абонентов занумеруем их от 0 до N1 и поставим каждому абоненту уникальный открытый идентификатор Yi из некоторого множества Y открытый в смысле общеизвестный. Генерация ключей для абонентов сети связи заключается в выработке N секретных ключей Xi из некоторого множества X....
28555. Использование маркантов или производных ключей 15.1 KB
  Заключается в использовании для шифрования не непосредственно ключей хранимых у абонентов а некоторых производных ключей из них получаемых. Заключается в использовании вместо ключа K двоичного вектора S полученного побитным суммированием K и случайного двоичного вектора M называемого маркантом при этом маркант передается в открытом виде отправителем получателю. Действительно использование одного и того же ключа но разных маркантов не снижает стойкости шифра. Однако этот метод обладает одним недостатком восстановление одного...
28557. Несимметричные системы шифрования и их построение 23.7 KB
  Эти системы характеризуются тем что для шифрования и для расшифрования используются разные ключи связанные между собой некоторой зависимостью. Один из ключей например ключ шифрования может быть сделан общедоступным и в этом случае проблема получения общего секретного ключа для связи отпадает. Поскольку в большинстве случаев один ключ из пары делается общедоступным такие системы получили также название криптосистем с открытым ключом. Первый ключ не является секретным и может быть опубликован для использования всеми пользователями...