98054

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.

Русский

2015-10-27

27.53 KB

3 чел.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский государственный университет путей сообщения  (ОмГУПС)

Кафедра «Финансы и кредит»

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тематический реферат

по дисциплине «Финансы»

      ____________ А.О. Дашковская

Студент гр. 51Д

____________ У.И. Ланчава

14.11.2012г.

Руководитель –

преподаватель

____________ Е.А. Куликова

14.11.2012г.

Омск  2012

Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

          Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

  1.  является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  2.  обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  3.  может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд(1 825,28 млрд руб. — по состоянию на 01.05.2012) и Фонд национального благосостояния(2619,52 млрд руб. на 01.05.2012). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта(ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 — 5,5 %, на 2010 — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.

Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением средствами Стабфонда и их использованием. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):

  1.  путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;
  2.  путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро — по 45 %, фунт — 10 %. Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 — 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).

Совокупный объем Резервного фонда РФ, по данным на 1 февраля 2012г., составил 1 трлн 863,06 млрд руб., Фонда национального благосостояния (ФНБ) - 2 трлн 682,21 млрд руб. Об этом говорится в сообщении Минфина. В переводе на доллары США объем Резервного фонда на указанную дату составил 61,36 млрд долл., ФНБ - 88,33 млрд долл. По состоянию на 1 января 2012г., совокупный объем Резервного фонда РФ составлял 811,52 млрд руб., Фонда национального благосостояния (ФНБ) - 2 трлн 794,43 млрд руб. Таким образом, за январь текущего года объем Резервного фонда РФ вырос в 2,3 раза, а объем ФНБ, напротив, снизился на 4%.
Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда по состоянию на 1 февраля 2012г. составили 1 трлн 090,37 млрд руб., 11,08 млрд долл., 9,04 млрд евро и 1,58 млрд фунтов стерлингов. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 января 2012г. составила 0,02 млрд долл., что эквивалентно 0,54 млрд руб. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 по 31 января 2012г. составила отрицательную величину - минус 38,83 млрд руб.
В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2011-2013гг., нефтегазовые доходы, полученные в ходе исполнения бюджета в 2011г. сверх 4,55 трлн руб., могут использоваться на замещение объемов госзаимствований РФ, а также поступлений от продажи акций, находящихся в собственности РФ. При этом указанные нефтегазовые доходы, не использованные на предусмотренные цели, не позднее 1 февраля 2012г. подлежат зачислению в Резервный фонд в порядке, установленном правительством РФ. Ранее сообщалось, что Минфин РФ перечислит по итогам 2011г. в Резервный фонд РФ 1,09 трлн руб. нефтегазовых доходов.
Международные резервы РФ по итогам 2011г. выросли на 4%, однако так и не сумели закрепиться выше отметки в полтриллиона долларов. По состоянию на 1 января 2012г. они составили 498,65 млрд долл., говорится в распространенном сегодня сообщении Центрального банка. Это заметно ниже прогноза ЦБ, который ожидал, что к началу этого года ЗВР будут на уровне 515 млрд долл.
Статистику немного подпортил декабрь, в течение которого резервы сократились на 12,25 млрд долл. (-2,5%). Темпы их сокращения хоть и замедлились по сравнению с ноябрем (когда ЗВР потеряли почти 15 млрд долл.), но остались довольно высокими.
Тенденция к сокращению золотовалютных резервов РФ сформировалась, после того как по состоянию на 19 августа 2011г. они достигли максимального уровня с октября 2008г. - 544 млрд долл. С тех пор они потеряли более 8% или 45,3 млрд долл.
Исторический максимум золотовалютных резервов РФ приходится на 8 августа 2008г., когда их объем достиг 598,1 млрд долл. Историческим минимумом можно считать показатель 10,7 млрд долл., зарегистрированный 2 апреля 1999г. Банк России прогнозирует, что к 2013г. резервы могут составить 505 млрд долл. при нефти в 75 долл./барр., 541 млрд долл. - при 100 долл./барр. и 589 млрд долл. - при стоимости барреля нефти в 125 долл. К 2014г. Центробанк ожидает данный показатель на уровне 478-649 млрд долл., а к 1 января 2015г. - 448-710 млрд долл.
Международные резервы РФ представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и правительства РФ по состоянию на отчетную дату. Международные резервы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (SDR), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14473. Реформа внешнеполитической деятельности ЕС по Лиссабонскому договору 17.07 KB
  Реформа внешнеполитической деятельности ЕС по Лиссабонскому договору Лиссабонский договор был подписан в декабре 2007 г. и вступил в силу в декабре 2009 г. В соответствии с этим договором проводится модернизация внешней политики Европейского Союза. Договор вводит должн
14474. Структура и деятельность Европейского внешнеполитического ведомства. Основные проблемы внешнеполитической деятельности ЕС на современном этапе 17.67 KB
  Структура и деятельность Европейского внешнеполитического ведомства. Основные проблемы внешнеполитической деятельности ЕС на современном этапе. Европейское внешнеполитическое ведомство EEAS: European External Action Service отдел ЕС который был создан после вступления в силу Лис...
14475. Основные финансовые инструменты внешней политики ЕС 17.89 KB
  Основные финансовые инструменты внешней политики ЕС Внешняя политика ЕС развивается в рамках чётко определённых региональных и тематических инструментов. Финансирование внешней политики имеет как бюджетную так и внебюджетную природу. Инструменты внешней политики ...
14476. Международные санкции как инструмент внешней политики ЕС и США 23.56 KB
  Международные санкции как инструмент внешней политики ЕС и США. Впервые санкции были использованы в Версальском мирном договоре. Санкции как политический инструмент использовались еще с 19 века. Как инструмент были оформлены в уставе Лиги Наций 1920г ст 16 Устав предо
14477. Миротворчество во внешней политике США и ЕС 20.67 KB
  Миротворчество во внешней политике США и ЕС Военнополитическое руководство Соединенных Штатов учитывая возрастание значения миротворческих операций для продвижения американских интересов в быстро меняющейся международной обстановке стремится принимать в них акт
14478. Участие ЕС и США в неформальных институтах глобального управления 16.85 KB
  Участие ЕС и США в неформальных институтах глобального управления Этот билет не полный. Он только про ЕС. Надо еще про США но я не знаю что писать. Сегодня ЕС стремится сформировать новую позицию. Главной задачей ЕС ставит проявить сябя в качестве глобального политичес...
14479. Американская стратегия реформирования ООН 23.02 KB
  Американская стратегия реформирования ООН Дискуссия о реформировании ООН началась ещё до официального открытия этой организации и продолжается до сих пор. ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ АМЕРИКАНСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН: Административная реформа Создание Совета ООН по права...
14480. «Мягкая сила» ЕС. Проблемы использования военной силы во внешней политике ЕС. Стратегия безопасности ЕС 24.11 KB
  Мягкая сила ЕС. Проблемы использования военной силы во внешней политике ЕС. Стратегия безопасности ЕС. Мягкая сила Одной из ключевых концепций наряду с концепцией глобальных общественных благ способствующих изучению динамики взаимоотношений ЕС и других стран
14481. Трансатлантический союз. Основные инструменты трансрегионального сотрудничества ЕС и США 17.95 KB
  Трансатлантический союз. Основные инструменты трансрегионального сотрудничества ЕС и США. Трансатлантический союз объединенной Европы и США является основой западной цивилизационной стратегии: по большинству вопросов мировой политики США и ЕС выступают с единых поз...