98065

ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НАУКИ, НАУЧНОГО ПОИСКА, НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. НАУКА КАК СИСТЕМА

Реферат

Логика и философия

Глобальная паутина стала всеобъемлющим пространством, которое объединило все и вся. Люди из разных уголков нашей планеты свободно общаются в режиме реального времени друг с другом, обмениваются фото-, видеозаписями, мнениями, обсуждают насущные вопросы.

Русский

2015-10-27

86.69 KB

14 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Уральский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

                                                                                                                Кафедра «Вагоны»

ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НАУКИ, НАУЧНОГО ПОИСКА,
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. НАУКА КАК СИСТЕМА

Реферат

по дисциплине «Основы научных исследований»

Проверил:                             Выполнил:

д.т.н., профессор                                    Студент гр. ПСн-213

Сирина Н.Ф.                            Кулакова Ю.Э.                              

                             

Екатеринбург

2015


Содержание:

  1.  Введение………………………………………………………………3
  2.  Основные определения и особенности науки………………………5
  3.  Поиск научной информации…………………………………………9
  4.  Методы научного исследования……………………………………12
  5.  Наука как система…………………………………………...………17
  6.  Анализ методов научного исследования……………………….….20
  7.  Список использованных источников………………………………37


ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век информационных технологий, то, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально.

Мы покоряем космос, отправляем свои исследовательские мини-станции на Марс, исследуем Сатурн, Юпитер и Титан.

Когда-то об этом можно было прочесть только в фантастических книгах. Например, идеи романов Жюль Верна, такие как подводная лодка, стали реальностью в 20-м веке. Настало время реализации самых смелых фантазий современности.

Человек исследует океанское дно с помощью сверхсложной аппаратуры и в онлайн-режиме это могут наблюдать миллионы пользователей Интернета. Глобальная паутина стала всеобъемлющим пространством, которое объединило все и вся.

Люди из разных уголков нашей планеты свободно общаются в режиме реального времени друг с другом, обмениваются фото-, видеозаписями, мнениями, обсуждают насущные вопросы.

Все это стало возможным благодаря науке. Ведь наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом.

Последние сто лет наука развивается стремительными темпами. Если  мы рассмотрим данные статистики, то увидим, что каждые 10-15 лет объем научных знаний удваивается, а  примерно 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Если рассматривать современную науку, а ее возраст составляет примерно 300 лет, то можно сделать вывод, что она сделала огромный рывок вперед, ведь  около 90 % всех научно-технических открытий были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Всем открытиям и достижениям современной науки, и науки в целом мы обязаны ученым, коллективам и научным организациям.

Соотнося науку с жизнедеятельностью человека, возникает вопрос: что же такое наука? 

На этот вопрос я постаралась ответить в своем реферате.


ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ НАУКИ

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества и мышления, которая создается и превращается в непосредственную практическую силу общества в результате специальной деятельности людей и учреждений.

Целью науки является познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов.

Науку можно рассматривать в различных аспектах:

  1.  Как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;
  2.   Процесс познания закономерностей окружающего нас объективного мира;
  3.  Определенный вид общественного разделения труда;
  4.  Один из важных факторов общественного развития и процесс производства знаний и их использование.

Но нужно помнить, что не всякое знание мы можем рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек на основе лишь житейского опыта или простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Объективность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения без какого-либо логического его обоснования и практической проверки.

Сущность и значение науки мы можем понять через функции науки.

Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки:

  1.  Познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития,  что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире;
  2.  Культурно-мировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры;
  3.  Образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук;
  4.  Практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

Развитие науки начинается с наблюдения и сбора фактов. Дальше идет изучение и систематизация фактов, обобщение и раскрытие закономерностей. Цепочка заканчивается связанной, логически стройной системой научных знаний. Полученная в конце такой цепочки система научных знаний и позволяет объяснить уже известные факты и спрогнозировать новые.

Задачами науки являются:

  1.  Сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
  2.  Обнаружение законов природы, общества, мышления и познания;
  3.  Систематизация полученных знаний;
  4.  Объяснение сущности явлений и процессов;
  5.  Прогнозирование событий, явлений и процессов;
  6.  Установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания наука включает в себя следующие элементы:

  1.  Объект(предмет) познания - это то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом теории маркетинга является рынок;
  2.  Субъект познания - это конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, студент, занятый азами научного поиска под руководством своего наставника;
  3.  Научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы и методы для постижения объективной истины и обнаружения законов реальной действительности.

Есть научное (признанное) и вненаучное (непризнанное до какой-то поры) знание. Как увидеть, что новое знание относится к науке, что новое направление научно?

Для ответа на этот вопрос надо понять, каковы существенные признаки (атрибуты) науки. С точки зрения В.А. Антропова, они следующие:

  1.  каждая наука имеет свой объект и предмет познания;
  2.  наличие своих законов;
  3.  наличие понятийно-категориального аппарата (своего языка);
  4.  обладание собственными методами познания.


ПОИСК НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Характерной чертой развития современной науки является бурный рост количества новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 0.5 млн. книг по различным вопросам, несколько миллионов публикаций (статей, обзоров и т. д.), регистрируется несколько сот тысяч диссертаций. Огромное количество информации содержится в сети INTERNET.

Информация имеет свойство «стареть». Это объясняется появлением новой печатной и электронной информации и уменьшением потребности в данной информации.

Интенсивность падения ценности информации («старения») ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов и 10% в год для книг.

Отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы – сложная задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива.

На разных этапах обоснования темы, при разработке ТЭО и в процессе выполнения НИР необходимо производить информационный поиск.

Поиск включает два этапа:

1. отыскание необходимой информации;

2. проработка источников.

С каждым годом поиск нужной информации становится все труднее. Поэтому каждый научный работник должен знать основные положения, связанные с информационным поиском.

Поиск может быть ручным и автоматизированным.

Ручной поиск осуществляется по обычным библиографическим карточкам, картотекам, печатным указателям.

Автоматизированный поиск основан на использовании ЭВМ и электронных каталогов.

Информационный поиск осуществляется с помощью информационно-поискового языка (ИПЯ). Этот язык представляет собой семантическую (смысловую) систему символов и правил их сочетания. В информационно-поисковой системе применяют различные варианты ИПЯ.

В настоящее время в нашей стране наибольшее распространение получила универсальная десятичная классификация (УДК) документов информации.

УДК разделяет все области знаний на десять отделов, каждый из которых делится на десять подразделов, а подраздел – на десять частей. Каждая часть детализируется до требуемой степени. Структура УДК состоит из групп основных индексов и определителей. Группы делятся на подгруппы общих и специальных определителей.

УДК просто усваивается работниками издательств и библиотек, удобно шифруется, обладает относительно быстрым поиском информации для узкоспециализированных тем.

В последние годы все чаще применяются автоматизированная системы поиска, электронные каталоги, которые устраняют громоздкость системы УДК.

Для ускорения отбора необходимой документации из общего объема и повышения эффективности труда работников создана общегосударственная служба научно-технической информации (НТИ).

Общегосударственная служба включает в себя информационные центры, отделы НТИ (ОНТИ) в НИИ, конструкторских бюро, на предприятиях, в вузах.

Цель поиска, проработки, анализа информации заключается во всестороннем освещении состояния вопроса по теме, уточнении ее, обосновании целей и задач научного исследования.

Для эффективного анализа собранной информации необходимо знать методы ее учета и анализа.


МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

  1.  это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
  2.  это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

 Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом исследования могут выступать структура системы, взаимодействие и взаимосвязь её элементов, отношения межу ними, существенные свойства, закономерности развития и т.д.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:

1. формулирование темы;

2. формулирование цели и задач исследования;

3. теоретические исследования;

4. экспериментальные исследования;

5. анализ и оформление научных исследований;

6. внедрение и эффективность научных исследований.

Научные исследования классифицируют по различным признакам:

а) по видам связи с общественным производством — научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства; научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда; теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;

б) по степени важности для народного хозяйства  работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;  исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;

в) в зависимости от источников финансирования 

  1.  госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
  2.  хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

г) по длительности разработки:

  1.  долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;
  2.  краткосрочные, выполняемые обычно за один год;
  3.  экспресс-исследования

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познания. Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:

Теоретический научный метод

Эмпирический научный метод

теория — система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

эксперимент в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

закон — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом.

наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение. Виды: - непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств; - опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания

индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса

дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению

абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)

Методами, которые используются на обоих уровнях, являются:

1.  анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;

2. синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;

3. аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

4. моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное моделирование — моделью является компьютерная программа.

В основе методов познания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, а опыт – слепым.


НАУКА КАК СИСТЕМА

Важнейшим видом духовного производства является наука, рассматриваемая и как определенная система знаний, и как устойчивый социальный институт.

Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Как и на географической карте, на ней отменено лишь самое главное, основное, масса же несущественных подробностей опущена ввиду их малой значимости для человека.

Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему. Потребовался выход за пределы непосредственного опыта человека, проникновение в сущность вещей.

Как своеобразная форма познания — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука возникла в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и, в свою очередь, — воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание и обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

Каждая наука как научная дисциплина включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве:

а) Субъект науки, ученый — главный элемент. Это и отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и — в конечном итоге - общество в целом.

б) Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

в) Система методов и приемов, характерных для последних и обусловленных их предметами.

г) Свой своеобразный язык — естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).

Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания, этика науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т. п.

Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания: во-вторых — результат этого процесса, т. е. объединение полученных знаний в целостную развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения, этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации (что сегодня особенно важно), различного рода коммуникации ученых и т. п., в-четвертых — особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

АНАЛИЗ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:

•    цели исследовательских работ;

• требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;

• ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;

• имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде;

•достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:

1. интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

2. эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;

3. экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

4. консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;

5. формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).

В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, продвигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Изучением методов занимается целая область знания, которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах». Изучая закономерности познавательной человеческой деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности других характеристик методов познания.

Признаки научного метода:

  1.  объективность,
  2.  воспроизводимость,
  3.  эвристичность,
  4.  необходимость
  5.  конкретность.

Как уже было сказано ранее методы научного исследования подразделяются на два вида: теоретические и эмпирические.

Рассмотрим методы теоретического научного исследования:

Формализация - отображение содержательного знания в шаговом символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретающая новые смыслы и значения. Дальнейшее углубление формализации связано с построением искусственных (формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания - что характерно для естественного языка (язык математики, логики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи это можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Как универсальное средство для коммуникации и обмена мыслями и информацией язык выполняет множество функций. Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация в этом смысле представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы. Но она не имеет ничего общего с абсолютизацией логической формы по отношению к содержанию. Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.

Аксиоматический метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором:

а) формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Эвклида - это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.);

б) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) - положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным правилам (например, в геометрии Эвклида: «через две точки можно провести только одну прямую»; «целое больше части»);

в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию;

г) осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений - теорем. Таким образом, для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

Аксиоматический метод - лишь один из методов построения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизируемой содержательной теории.

Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятностный характер. Такой характер включения связан еще и с тем, что в формировании гипотезы предшествует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, не говоря уже об опыте, квалификации и таланте ученого. А все эти факторы почти не поддаются строго логическому анализу. Исходные понятия: гипотеза (предположение) - положение, выдвигаемое в начале предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Истинность такого допущения неопределенна, оно проблематично. Дедукция (выведение):

а) в самом общем смысле - это переход в процессе познания от общего к частному (единичному), выведение последнего из первого;

б) в специальном смысле процесс логического вывода, т.е. перехода по определенным правилам логики из некоторых данных предположений (посылок) к их следствиям (заключениям).

Гипотетико-дедуктивный метод является не только методом открытия, сколько способом построения и основания научного знания, поскольку он показывает, каким именно путем можно прийти к новой гипотезе. Уже на ранних этапах развития науки этот метод особенно широко использовался Галилеем и Ньютоном

Абстрагирование. Абстракция:

а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);

в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле). Это различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «мышление» и т. п.), так и их системы (наиболее развитыми из них являются математика, логика и философия).

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, главный вопрос абстрагирования. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления, а от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в зависимости, прежде всего от природы изучаемого предмета, а также от задач познания. В ходе своего исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности к другому, более высокому. Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов называются абстракциями первого порядка. Абстракции от абстракций первого уровня называются абстракциями второго порядка и т, д. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории.

Идеализация - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов. В результате идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой характеристики и стороны познаваемого объекта не только отвлечены от фактического эмпирического материала, но и путем мысленного конструирования выступают в резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, являются такие понятия как «точка» невозможно найти и реальном мире объект, представляющий собой точку, т.е. который не имел бы измерений; «прямая линия», «абсолютно черное тело», «идеальный газ»

Индукция - логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы.

Дедукция:

а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего;

б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений посылок к их следствиям (заключениям).

Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Тео́рия — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

Гипо́теза  — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с экспериментальными данными. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.

Рефле́ксия — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятияпринятия решенийэмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Эрнст Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»

Классификация (классифицирование) — «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)».

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1.  полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2.  чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1.  должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2.  должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3.  должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Рассмотрим методы эмпирического научного исследования:

Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п. Познавательным итогом наблюдения является описание – фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Наблюдение тесно связано с измерением, которое есть процесс нахождения отношения данной величины к другой однородной величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;

д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента:

  1.   планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.);
  2.  контроль;
  3.  интерпретация результатов.

Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и т. п. По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций.

Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, - это отношения тождества и различия. Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, определить тенденции развития.

Измерение - процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае подразумеваются такие- то явления, которые положены в основу измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта). Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статистические и динамические. При статистических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного давления и т.п.) к динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина меняется во времени (измерение вибрации, пульсирующих давлений и т.п.). Хорошо развитое приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мыслительном эксперименте, но не в реальном. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Научные методы теоретического исследования

Общие методы научного познания:

Анализ  - разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Применяется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности. Виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т. п. Анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т. п.). Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы классификация и периодизация.

Синтез - объединение - реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единое целое. Это должно быть органическое целое (а не агрегат, механическое целое), т.е. единство многообразного. Синтез - это не произвольное, эклектическое соединение «выдернутых» частей, «кусочков» целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутри, но и междисциплинарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости. Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны: но некоторые виды деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).

Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования - метода исследования объектов на их моделях. Модель (лат. - мера, образец, норма) - в логике и методологии науки аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т.п. - оригинала модели. Этот аналог - «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. Между моделью и оригиналом должно существовать сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования.

Аналогия. Изучая свойства, признаки, связи предметов и явлений реальной действительности, мы не можем познать их сразу, целиком, во всем объеме, а изучаем их постепенно, раскрывая шаг за шагом все новые и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, мы можем обнаружить, что они совпадают со свойствами другого, уже хорошо изученного предмета. Установив такое сходство и обнаружив множество совпадающих признаков, можно предположить, что и другие свойства этих предметов также совпадают. Ход такого рассуждения составляет основы аналогии.

Аналогия — это такой метод научного исследования, с помощью которого от сходства объектов данного класса в одних признаках делают вывод об их сходстве в других признаках. Суть аналогии можно выразить с помощью формулы:

Иначе говоря, в аналогии мысль исследователя идет от знания известной общности к знанию такой же общности, или, другими словами, — от частного к частному.

Относительно конкретных объектов выводы, получаемые по аналогии, носят, как правило, лишь правдоподобный характер: они являются одним из источников научных гипотез, индуктивных рассуждений и играют важную роль в научных открытиях. Например, химический состав Солнца сходен с химическим составом Земли по многим признакам. Поэтому когда на Солнце обнаружили не известный еще на Земле элемент гелий, то по аналогии сделали вывод, что подобный элемент должен быть и на Земле. Правильность этого вывода была установлена и подтверждена позже. Подобным же образом Л. де Бройль, предположив определенное сходство между частицами вещества и полем, пришел к выводу о волновой природе частиц вещества. Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

• были выявлены не только внешние свойства сопоставляемых объектов, а главным образом внутренние;

• эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

• круг совпадающих признаков был как можно шире;

• учитывались не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект.

Метод аналогии дает наиболее ценные результаты тогда, когда устанавливается органическая взаимосвязь не только между сходными признаками, но и с тем признаком, который переносится на исследуемый объект.

Истинность выводов по аналогии можно сравнить с истинностью выводов по методу неполной индукции. В обоих случаях можно получить достоверные выводы, но только тогда, когда каждый из этих методов применяется не изолированно от других методов научного познания, а в неразрывной диалектической связи с ними.

Метод аналогии, понимаемый предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляет гносеологическую основу моделирования.

Вывод: в ходе данной работы я изучила методы научного исследования, которые часто используются в написании различных научных работ, диссертаций, статей и т.д. Успешность выполнения научной работы в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели. Но выбор того или иного метода достаточно кропотливая работа. Специалисты сходятся во мнениях, что в рамках одного исследования для получения наилучшего результата лучше пользоваться сразу несколькими методами, ведь тот или иной  метод на определенном этапе исследования может показывать наилучшие результаты. Методы исследования, рассмотренные мной в данной работе, являются часто применяемыми, но не нужно забывать и о других методах научного исследования, например, это методы философского исследования, которые являются универсальными и могут использоваться в любых сферах и формах действительности.
Список использованных источников:

  1.  Антропов, В. А Основы научных исследований : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1
  2.  Антропов, В. А Основы научных исследований : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 2
  3.  http://www.aup.ru/books/m1501/2_3.htm
  4.  http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm
  5.  http://wiki.pskovedu.ru/index.php
  6.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4
  7.  http://abc.vvsu.ru/Books/u_osnovy_nis/page0011.asp
  8.  http://www.psychologos.ru/articles/view/vozmozhnosti_i_ogranicheniya_eksperimenta_kak_metoda_issledovaniya
  9.  http://gtmarket.ru/concepts/6874
  10.  http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2bd68b5c53a89421306c27_0.html
  11.  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/savrush2/16.php
  12.  http://bsu-philosophy.wikia.com/wiki


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72431. История России с древнейших времен до конца ХХ века 4.16 MB
  Смирнова История России с древнейших времен до конца ХХ века Пособие для поступающих в вузы Р. Смирнова Пособие для поступающих в вузы История России с древнейших времен до конца ХХ века Под ред. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХVI в.
72432. Истории философии права 1013.5 KB
  От нового времени мы имеем наибольшее количество политических учений, представляющих самые разнообразные направления. Более чем в какую-либо другую эпоху мысль идет здесь различными ходами, то, стараясь предвосхитить будущее, то, обращаясь к прошлому.
72434. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ: КУРС ЛЕКЦИЙ 2.22 MB
  Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов.
72436. Образование государства украинского, название «Украина». Национальности, населяющие Украину на современном этапе 551 KB
  Так люди слепленные апостолом Петром расселились по Украине. Вертеп появился в Украине в 17 в. Хотя в Украине под влиянием Литвы и Польши контролировали большую часть Украины празднование нового года 1 января существовала с 14 в.
72438. Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей 427.5 KB
  Природа задатков скрыта во врожденных конструктивных и функциональных особенностях головного мозга человека. Стараясь объяснить отличие между высшей нервной деятельностью человека и животного Павлов подчеркивал что в психике человека имеет место чрезвычайное приложение речь.