98074

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Реферат

Международные отношения

Взаимоотношений МВФ и России. Сущность и функции международного валютного фонда Международный валютный фонд МВФ это специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне США. Основа МВФ была заложена на Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года.

Русский

2015-10-27

84 KB

2 чел.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)

Кафедра  «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Тематический реферат

по дисциплине «Финансы»

                                                                  

                                                           

 

 

Выполнил студент гр. 51Д

Кирсанов В.О.

Проверил-                              старший преподаватель кафедры

Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит  Куликова Е.А.

                                           

Омск – 2012 год


Содержание

1. Сущность и функции международного валютного фонда…………………..3

2. Взаимоотношений МВФ и России………………………………………….....6

Список литературы……………………………………………………………......8

1. Сущность и функции международного валютного фонда

Международный валютный фонд (МВФ) это специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

Основа МВФ была заложена на Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года. Великая депрессия 30-х годов в США, Вторая мировая война заставили ведущие мировые державы задуматься об организации нового мирового порядка и межгосударственного сотрудничества. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы [1]. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают приблизительно 2475 человек из 156 стран [2].

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Официальные цели МВФ:

  •  «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  •  «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  •  «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  •  оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  •  предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ являются:

  •  содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  •  расширение мировой торговли
  •  кредитование
  •  стабилизация денежных обменных курсов
  •  консультирование стран-дебиторов (должников)
  •  разработка стандартов международной финансовой статистики
  •  сбор и публикация международной финансовой статистики

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна - член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд. СДР (на 09 августа 2012 года общая сумма квот 360 млрд. долларов). СДР - это специальные права заимствования - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались. Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ.  Уставный капитал формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Квота рассчитывается на основании данных об объеме ВВП, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государства.

Квоты выполняют следующие функции:

  •  создают объединенный денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
  •  при их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получать в МФВ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;
  •  определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

Размер квот определяется при вступлении в станы в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет [3].

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные страны организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 % (16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 % [1].

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда. Как правило, он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США).

2. Взаимоотношений МВФ и России

Несмотря на участие в 40-х годах представителей СССР в учредительных совещаниях по формированию международных финансовых организаций, их членом СССР так и не стал. Россия присоединилась к МВФ 1 июня 1992 года, Квота составила 5945,40 млн. СДР [2].

В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере 6 млрд. долларов для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш 1 млрд.долларов, который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства (6 млрд. долларов), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в 3 млрд.долларов в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям». В отличие от других данный кредит, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы занимающая страна не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита 1,5 млрд. долларов в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в 6,8 млрд. долларов. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере 5,1 млрд.долларов. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт [4].

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 1999 году было принято решение прекратить занимать у МВФ. А 6 лет спустя, в 2005 году Правительство досрочно погасило долг перед МВФ. Таким образом, России удалось в рекордно короткий срок не только избавиться от кредитной зависимости, но и получить полную финансовую свободу от МВФ.

На сегодняшний день Россия не только рассчитались со всеми долгами, но и  одалживает деньги Международному валютному фонду.

В 2009 г. Россия предоставила Международному валютному фонду 310 млн. СДР (1 СДР равен 1,5 долл.), из этих средств 200 млн. СДР было выделено Румынии, 110 млн. СДР – Венгрии. Россия предоставила средства в рамках плана финансовых операций МВФ на возвратной основе под проценты. Россия обязана участвовать в таких операциях с 2005 года, когда перестала быть заемщиком МВФ [5].

Переход России в статус кредитора МВФ не означает, что Россия больше не получает его советов в различных областях экономической и финансовой политики. Например, все полезные начинания последних лет в бюджетной сфере – создание Стабилизационного фонда, переход к среднесрочному бюджетированию, применение концепции не нефтяного дефицита бюджета – разрабатывались с активным участием экспертов МВФ. Главная польза от МВФ как раз и состоит в том, что он является накопителем информации по опыту проведения экономической и финансовой политики во всех странах мира. Поэтому всегда, когда у России появляется намерение что-то изменить в подходах, мы можем получить подробную информацию о том, как похожие проблемы решались в других странах.

Кроме того, сейчас многое меняется – и мировая экономика, и сам фонд. В условиях мирового финансового кризиса МВФ вновь играет важную роль в оказании финансовой помощи охваченным кризисом странам. Много ведется дискуссий о том, что нужно сделать, чтобы не допустить повторения такого кризиса, как изменить мировую финансовую систему, сделать так, чтобы экономическая и финансовая глобализация работала на пользу, а не во вред. Россия вместе с другими странами активно участвует в этих дискуссиях.

Список литературы

Википедия. Международный валютный фонд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org./-Загл.с экрана.

Международный валютный фонд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/-Загл.с экрана.

Богатова Е.Р. МВФ и Всемирный банк.// В курсе правового дела. 2011. №15.

Российская газета. Федеральный выпуск №3448.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/04/07/krediti.html/-Загл.с экрана.

Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/official/-Загл.с экрана.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58481. Розробка програмного забезпечення (ПЗ) для інформаційної підтримки велодоріжок м. Хмельницький 16.04 MB
  До ПЗ розроблено специфікацію вимог, що описує функціональні та нефункціональні вимоги до нього. На основі цієї специфікації та аналізу предметної області, а також вибраних технологій та засобів розробки, здійснено проектування ПЗ для інформаційної підтримки велодоріжок м. Хмельницький.
58482. Ресурсы и факторы производства 90.5 KB
  Цели: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: ресурсы факторы производства процесс производства доходность факторов производства; научить школьников определению необходимых ресурсов для нового предприятия; Развивающие: привить интерес к изучаемому материалу...
58483. Губернский профессиональный колледж . 116.5 KB
  Цели: образовательные: познакомить учащихся с популярным в нашей стране туристско-экскурсионным маршрутом по древним русским городам; совершить заочное путешествие в 4 города Золотого кольца...
58485. Равнины и горы России 70 KB
  Уральские горы Физминутка Восточно-Европейской равнине Кавказкие горы Работа в тетради Подведение итог Д з. Сегодня мы с вами будем изучать новую тему как вы думаете как она будет называться равнины и горы России. Что находится выше Возвышенности и горы у них желтая окраска и коричневая.
58486. Правила мовного етикету 36 KB
  Мета: обґрунтувати можливості дотримання правил мовного етикету; розвивати навички використання у різних ситуаціях доречні словесні форми; формувати вміння оцінювати спілкування своє та інших спираючись на норми етикету.