98076

Модальная гармония Палестрины и Лассо

Реферат

Музыка

В самом деле модальная гармония опирается на натуральные лады которые в далеком прошлом были присущи народной музыке а затем прочно закрепились в профессиональной практике и в теории музыки хотя как известно средневековые названия этих ладов унаследованные и современной наукой не соответствуют исходным древнегреческим названиям.

Русский

2015-10-27

25.84 KB

0 чел.

Модальная гармония Палестрины и Лассо

Понятие модальности все чаще применяется в современной теории музыки по отношению к кругу разнородных явлений.

Наряду с широкой трактовкой модальности, относимой к ладу (и кроме того – к композиторской технике, а также к средневековой ритмике), данное понятие используют в сравнительно узком значении – применительно к гармонии доклассической эпохи. В связи с этим принципиальное значение имеет соотношении гармонии модальной и натурально-ладовой.

Существуют достаточные основания, чтобы считать понятие натурально-ладовой гармонии частным явлением. В самом деле, модальная гармония опирается на натуральные лады, которые в далеком прошлом были присущи народной музыке, а затем прочно закрепились в профессиональной практике и в теории музыки (хотя, как известно, средневековые названия этих ладов, унаследованные и современной наукой, не соответствуют исходным древнегреческим названиям). Однако натурально-ладовая гармония 19-20 веков, в отличие от модальной, имеет непосредственные (прямые) истоки в народном музыкальном творчестве, в то время как модальная гармония восходит к нему опосредованно (не напрямую). Гармония композиторов «Могучей кучки», Б. Бартока, К. Орфа, сформировалась под прямым воздействием фольклора и, в сущности (по внутреннему содержанию), свободна от влияний музыкально-теоретических трактатов, во многом регламентировавших профессиональное музыкальное профессиональное музыкальное творчество средневековья.

Имеется еще одно существенное различие между модальной гармонией, относимой к добаховской эпохе, и натурально-ладовой гармонией 19-20 веков. Модальная гармония на протяжении нескольких столетий предоставляла собой единственный для своего времени гармонический стиль – в ту пору тональная гармония как действующая система не существовала, хотя уже складывались ее зачатки. Иначе обстоит дело с натурально-ладовой гармонией послебетховенкого времени. Она представляет собой не что-либо всеобъемлющее, а только одно из «русел» тональной гармонии.

Вопрос об исторических границах модальной гармонии не имеет однозначного ответа. Ее возникновение может быть отнесено к 17 веку и даже к более раннему периоду средневекового многоголосия, отдельные черты все еще достаточно заметны в первой половине 18 века. Наиболее зрелый этап приходится, очевидно, на 16 век. В музыке Палестрины, Лассо и их современников утверждается организация многоголосия на трезвучной основе, закрепляемая и в теории (прежде всего у Царлино), что означает высокую степень выявления гармонического фактора.

Модальная гармония возникла в пору расцвета позднесредневекового вокально-хорового многоголосия.

Становление модальной гармонии и характер ее развития связаны с воплощением в музыке сочетания явлений западно-европейской культуры эпохи Возрождения. Оно тесно переплетено с процессом освоения ведущего мелодического голоса и многоголосного сопровождения, с переходом к гомофонному складу. Модальная гармония входила в число новых выразительных средств, посредством которых художники стремились выразить богатый душевный мир человека, сделать искусство, по сравнению с предыдущей эпохой, более эмоциональным, достичь большего воздействия на аудиторию.

Главнейшие закономерности модальной гармонии определяются образным строем музыки эпохи Возрождения. Но исключительно важны и предпосылки, заложенные в самой природе музыкального искусства и связанные с определенным этапом его эволюции. Известно, что музыка по своему историческому происхождению и формам развития вплоть до наших дней есть искусство мелодико-интонационное, а многоголосие, начиная с его простейших форм, понимается в виде как бы утолщенного или разветвленного одноголосия. Гармония, включая ее простейшие формы – двухголосие народной музыки, а затем средневековая профессиональная диафония, - явление вторичное по отношению к мелодическому началу. И если впоследствии гармония во многом приобрела самостоятельное значение, образовав один из важнейших компонентов музыкального языка, то в свой модальный период она явно подчинена вокальному началу, а ее особенности определяются складом мелодики в условиях вокально-хорового искусства. Именно в музыке 16 века в предельной степени проявляется «проекция горизонтали на вертикаль» (В. Цуккерман), полнейшая обусловленность характера гармонического движения интервальной мелодии.

Пример №1. О. Лассо «Kyrie»

В примере №1 в начальном разделе Kyrie мелодический тематизм определяется помещенным в теноре григорианским напевом (cantus firmus), движущимся в основном по секундам с включением одного-единственного терцового хода. Все три остальные партии начинаются с интонации, имитирующей начало того же напева, с последующим относительно свободным продолжением, интервалика которого, однако, в целом ограничена пределом терции. Так, тема сопрано включает сверх этих рамок только один квартовый шаг, у альта – один квартовый и один квинтовый шаг. Наиболее развит в этом отношении бас: начинаясь явно в качестве имитации альтовой партии, он совершает квинтовый шаг вниз, подчеркнутый затем нисходящим ходом на терцию (вопреки правилу противовеса), и тут же взлетает на сексту вверх. После этой «зоны беспокойства» вскоре совершается еще один скачок – квартовый, и завершается движение баса четким ходом к опорному тону f.

Легко убедиться в том, что басовые партии во многих произведениях композиторов 16 века, независимо от жанра, включают больше мелодических скачков по сравнению с другими голосами. Это определяет тенденцию к приданию им значения гармонического фундамента. Однако, не смотря на встречающиеся скачки, движение баса совершается в основном по секундам и терциям, что ведет к преобладанию секундовых и терцовых соотношений, возникающих по вертикали аккордов. Важно подчеркнуть, что вне кадансов, на основании чисто мелодической связи, последования созвучий образуют любые сочетания, часто неупорядоченные с точки зрения сложившихся позднее норм, но вполне естественные, если исходить из свободы развития мелодии.

Казалось бы, согласно критериям классической функциональности, плавное движение баса нисколько не противоречит кварто-квинтовым соотношениям аккордов, сочетаемых по типу ТD6, T6D, TS6, T6S. Однако особенность модальной гармонии заключается в том, что она почти полностью состоит из консонирующих трезвучий в основном виде.  

Это соответствовало эстетическим нормам эпохи, в которую музыкальное произведение развертывалось во времени относительно медленно, с заботой о донесении текста, когда аудитория, еще не привыкшая к охвату восприятия целого, вслушивалась в каждый очередной момент звучания.

Обратим внимание на то, что круг применяемых трезвучий был ограничен. Однако из проявлений господства диатоники – предпочтение аккордов и тональностей с как можно меньшим числом знаков альтерации.

Динамизации гармонического движения способствовало постепенное включение в обиход секстаккордов. Позже появление секстаккордов и их большая распространенность были связаны с коренным поворотом от модальной гармонии к тональной.

Абсолютно преобладающее значение основных видов трезвучий над их обращениями прослеживается в образцах любого жанра, относящихся к 16 веку. В примере №1 появляются только три секстаккорда явно не самостоятельного значения: на первой доле 3т. и в середине 9т. – в виде задержаний к трезвучиям, на последней доле 7т. как проходящее созвучие. В целом же, в полифонических жанрах у Палестрины и Лассо удельный вес секстаккордов (наряду с ними встречаются и квартсекстаккорды) несколько выше, чем в гомофонных жанрах, что объяснимо, возможно, восприятием секстаккорда в качестве созвучия, свойственного музыке «движущейся», бесцезурной. В самом популярном в наше время произведении той эпохи – хоре Лассо «Эхо» внимание слушателей привлекает постоянное «мелькание» основных мажорных и минорных трезвучий (их более ста, не считая имитации), среди которых почти незаметно появляются только 4 секстаккорда.

В музыкознании давно отмечено, что уже в эпоху строгого письма происходит зарождение каданса с квинтовым или квартовым ходом баса. Это наблюдение привело к утверждению, что именно каданс оказался зоной становления классической функциональности.

Пример №2. Палестрина. Missa ut re mi fa sol la

Во 2 примере приведена схема гармоний проведенных в басу в возгласе Kyrie eleison с характерными квартовыми скачками.

Данный фрагмент – вовсе не исключение. Нетрудно заметить, что в подобных случаях скачкообразные шаги баса часто приводят к плагальным связям аккордов. Последовательности такого рода, в отличие от автентических, соответствуют вокально-интонационной природе музыки.

Для музыканта эпохи Палестрины и Лассо вопрос о плагальности или автентизме гармонического оборота не существовал, подобно тому как не существует принципиальных различий с этими явлениями в условиях натурально-ладовой гармонии.

Затронутый нами вопрос сводится к степени отчетливости тональности и представляющей ее тоники, выраженной созвучием.

Характер тональности в эпоху, когда классическая гармонико-функциональная система еще только складывалась, определяется особенностями мелодического тематизма. Григорианский хорал, используемый во множестве произведений 16 века представлял собой центральный элемент системы. В процессе развертывания темы хорала, движущейся, как правило, в медленном темпе крупными длительностями, происходило присущее и родной музыке перемещение тонального центра. В сущности, почти любой звук хорала, долго выдерживаемый, совпадающий с акцентируемым слогом текста, появляющийся на метрически опорном месте мог восприниматься как представитель местной тоники, образуемой им в совокупности с соответствующей ему вертикалью.

В условиях преобладания полифонического начала трудно установить предпочтение композиторами какого-либо типа сочетания аккордов – будущего гармонического оборота. Именно к полифонии того времени подчас невозможно подходить с такими гармоническими «мерками», как автентический или плагальный оборот. Само по себе гармоническое движение во многом зависит от интервалики темы, не только способствует появлению изобилия секундовых и терцовых сочетаний аккордов, но и препятствует ощущению специфичности оборотов различных видов, обуславливая их полное равноправие.

….

Список литературы:

  1.  Баранова Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории 16-17 веков (из истории музыкальной науки). //Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М., Музыка, 1980, С.6-27
  2.  Баранова Т. Понятие модальности в современном теоретическом музыкознании. Информцентр по проблемам культуры и искусства. Музыка. Научный реферативный сборник. М., 1980.
  3.  Баранова Т. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке 16-17 веков. Автореф. дис. канд. искусствоведения МГК им. П. И. Чайковского. – М, 1981. – 26 с.
  4.  Берков В. Гармония. 2-е изд. М., Музыка, 1970.
  5.  Мюллер Т. Гармония. 2-е изд., дополн. М., Музыка, 1981.
  6.  Тюлин Ю. и Привано Н. Теоретические основы гармонии. 2-е изд. М., 1965. – 276 с.
  7.  Юденич Н. О традициях русской натурально-ладовой гармонии в творчестве Н. Я. Мясковского //Проблемы лада, М., 1972. – 672 с.
  8.  Этингер М. Гармония И. С. Баха. М.; Музыка, 1963. – 108 с.
  9.  Этингер М. Раннеклассическая гармония. М.; Музыка, 1979. – 310 с.
  10.   Статья М. Энигера МОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ ПАЛЕСТРИНЫ И ЛАССО //Истори гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Сборник трудов. Вып. 2. Москва 1987. С. 55-71.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28055. Животный мир как активный элемент биосферы. Меры по охране животного мира 10.95 KB
  Антропогенное опустынивание истощены загрязнены и изменили степень пригодности для обитания животных водные экосистемы. и животных. Основные факторы вызывающие опасность сокращения численности или исчезновения видов диких животных: уничтожение или нарушение мест обитания; промысловая охота; неумеренное изъятие особей из природы для зоологических коллекций; загрязнение среды обитания; случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экологические системы. Для охраны исчезающих...
28056. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил 14.4 KB
  Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Закономерности размещения производительных сил В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производителъными силами и...
28057. Инвентаризация природных ресурсов: кадастры природных ресурсов, их назначение и виды 5.24 KB
  Единого кадастра природных ресурсов не существует. Она представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономикоправовую структуру.его задачи: текущая и перспективная оценка состояния водных обьектов с целью планирования использования водных ресурсов на основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод проводится паспортизация водных объектов вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водоисточников.
28058. Красные книги. Целевое назначение. Содержание. Порядок ведения 15.8 KB
  Категории видов занесенных в красные книги. Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов их инвентаризация и учет как в глобальном масштабе так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать ни к теоретической разработке проблемы ни к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая и ещё 30 35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц.
28059. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 16.98 KB
  Проблема международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны имеет сложный социальнополитический характер является ареной столкновения между государствами преследующими свои экономические геополитические интересы. Государства в силу принципов международного права призваны в отношении международного природного ресурса соблюдать и не ущемлять интересы других государств. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные...
28060. Международный опыт создания ООПТ 6.53 KB
  К настоящему времени в Список участков всемирного наследия включены отдельные заповедные территории России Девственные леса Коми территории ПечороИлычского заповедника и национального парка Югыд Ва Вулканы Камчатки территории Кроноикого заповедника федерального заказника Южно Камчатский и областных природных парков ЮжноКамчатский Налычево и Быстринский Озеро Байкал территории трёх заповедников Баргузинского Байкальского и БайкалоЛенского национальных парков Прибайкальский Забайкальский...
28061. ООПТ назначение и классификация 19.79 KB
  Особо охраняемые природные территории ООПТ участки земли водной поверхности и воздушного пространства над ними где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное научное культурное эстетическое рекреационное и оздоровительное значение которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны[1]. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Государственные...
28062. Основные принципы, правила и методы охраны окружающей среды 7.44 KB
  основные принципы правила и методы охраны окружающей среды. Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных государственных и региональных правовых актов инструкций и стандартов доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Охрана окружающей природной среды складывается из: правовой охраны формулирующей научные экологические...
28063. Охрана и рационально использование лугов и пастбищ 4.83 KB
  На лугах и пастбищах произрастает около 60 видов растений основными из которых являются злаковые и сложноцветные до 3 всей растительной массы. видов растений человек использует всего 25 тыс. видов а в хозяйственных целях употребляется лишь 250. В лекарственных целях применяется 1500 видов и ежегодная их заготовка составляет 20 тыс.