98076

Модальная гармония Палестрины и Лассо

Реферат

Музыка

В самом деле модальная гармония опирается на натуральные лады которые в далеком прошлом были присущи народной музыке а затем прочно закрепились в профессиональной практике и в теории музыки хотя как известно средневековые названия этих ладов унаследованные и современной наукой не соответствуют исходным древнегреческим названиям.

Русский

2015-10-27

25.84 KB

1 чел.

Модальная гармония Палестрины и Лассо

Понятие модальности все чаще применяется в современной теории музыки по отношению к кругу разнородных явлений.

Наряду с широкой трактовкой модальности, относимой к ладу (и кроме того – к композиторской технике, а также к средневековой ритмике), данное понятие используют в сравнительно узком значении – применительно к гармонии доклассической эпохи. В связи с этим принципиальное значение имеет соотношении гармонии модальной и натурально-ладовой.

Существуют достаточные основания, чтобы считать понятие натурально-ладовой гармонии частным явлением. В самом деле, модальная гармония опирается на натуральные лады, которые в далеком прошлом были присущи народной музыке, а затем прочно закрепились в профессиональной практике и в теории музыки (хотя, как известно, средневековые названия этих ладов, унаследованные и современной наукой, не соответствуют исходным древнегреческим названиям). Однако натурально-ладовая гармония 19-20 веков, в отличие от модальной, имеет непосредственные (прямые) истоки в народном музыкальном творчестве, в то время как модальная гармония восходит к нему опосредованно (не напрямую). Гармония композиторов «Могучей кучки», Б. Бартока, К. Орфа, сформировалась под прямым воздействием фольклора и, в сущности (по внутреннему содержанию), свободна от влияний музыкально-теоретических трактатов, во многом регламентировавших профессиональное музыкальное профессиональное музыкальное творчество средневековья.

Имеется еще одно существенное различие между модальной гармонией, относимой к добаховской эпохе, и натурально-ладовой гармонией 19-20 веков. Модальная гармония на протяжении нескольких столетий предоставляла собой единственный для своего времени гармонический стиль – в ту пору тональная гармония как действующая система не существовала, хотя уже складывались ее зачатки. Иначе обстоит дело с натурально-ладовой гармонией послебетховенкого времени. Она представляет собой не что-либо всеобъемлющее, а только одно из «русел» тональной гармонии.

Вопрос об исторических границах модальной гармонии не имеет однозначного ответа. Ее возникновение может быть отнесено к 17 веку и даже к более раннему периоду средневекового многоголосия, отдельные черты все еще достаточно заметны в первой половине 18 века. Наиболее зрелый этап приходится, очевидно, на 16 век. В музыке Палестрины, Лассо и их современников утверждается организация многоголосия на трезвучной основе, закрепляемая и в теории (прежде всего у Царлино), что означает высокую степень выявления гармонического фактора.

Модальная гармония возникла в пору расцвета позднесредневекового вокально-хорового многоголосия.

Становление модальной гармонии и характер ее развития связаны с воплощением в музыке сочетания явлений западно-европейской культуры эпохи Возрождения. Оно тесно переплетено с процессом освоения ведущего мелодического голоса и многоголосного сопровождения, с переходом к гомофонному складу. Модальная гармония входила в число новых выразительных средств, посредством которых художники стремились выразить богатый душевный мир человека, сделать искусство, по сравнению с предыдущей эпохой, более эмоциональным, достичь большего воздействия на аудиторию.

Главнейшие закономерности модальной гармонии определяются образным строем музыки эпохи Возрождения. Но исключительно важны и предпосылки, заложенные в самой природе музыкального искусства и связанные с определенным этапом его эволюции. Известно, что музыка по своему историческому происхождению и формам развития вплоть до наших дней есть искусство мелодико-интонационное, а многоголосие, начиная с его простейших форм, понимается в виде как бы утолщенного или разветвленного одноголосия. Гармония, включая ее простейшие формы – двухголосие народной музыки, а затем средневековая профессиональная диафония, - явление вторичное по отношению к мелодическому началу. И если впоследствии гармония во многом приобрела самостоятельное значение, образовав один из важнейших компонентов музыкального языка, то в свой модальный период она явно подчинена вокальному началу, а ее особенности определяются складом мелодики в условиях вокально-хорового искусства. Именно в музыке 16 века в предельной степени проявляется «проекция горизонтали на вертикаль» (В. Цуккерман), полнейшая обусловленность характера гармонического движения интервальной мелодии.

Пример №1. О. Лассо «Kyrie»

В примере №1 в начальном разделе Kyrie мелодический тематизм определяется помещенным в теноре григорианским напевом (cantus firmus), движущимся в основном по секундам с включением одного-единственного терцового хода. Все три остальные партии начинаются с интонации, имитирующей начало того же напева, с последующим относительно свободным продолжением, интервалика которого, однако, в целом ограничена пределом терции. Так, тема сопрано включает сверх этих рамок только один квартовый шаг, у альта – один квартовый и один квинтовый шаг. Наиболее развит в этом отношении бас: начинаясь явно в качестве имитации альтовой партии, он совершает квинтовый шаг вниз, подчеркнутый затем нисходящим ходом на терцию (вопреки правилу противовеса), и тут же взлетает на сексту вверх. После этой «зоны беспокойства» вскоре совершается еще один скачок – квартовый, и завершается движение баса четким ходом к опорному тону f.

Легко убедиться в том, что басовые партии во многих произведениях композиторов 16 века, независимо от жанра, включают больше мелодических скачков по сравнению с другими голосами. Это определяет тенденцию к приданию им значения гармонического фундамента. Однако, не смотря на встречающиеся скачки, движение баса совершается в основном по секундам и терциям, что ведет к преобладанию секундовых и терцовых соотношений, возникающих по вертикали аккордов. Важно подчеркнуть, что вне кадансов, на основании чисто мелодической связи, последования созвучий образуют любые сочетания, часто неупорядоченные с точки зрения сложившихся позднее норм, но вполне естественные, если исходить из свободы развития мелодии.

Казалось бы, согласно критериям классической функциональности, плавное движение баса нисколько не противоречит кварто-квинтовым соотношениям аккордов, сочетаемых по типу ТD6, T6D, TS6, T6S. Однако особенность модальной гармонии заключается в том, что она почти полностью состоит из консонирующих трезвучий в основном виде.  

Это соответствовало эстетическим нормам эпохи, в которую музыкальное произведение развертывалось во времени относительно медленно, с заботой о донесении текста, когда аудитория, еще не привыкшая к охвату восприятия целого, вслушивалась в каждый очередной момент звучания.

Обратим внимание на то, что круг применяемых трезвучий был ограничен. Однако из проявлений господства диатоники – предпочтение аккордов и тональностей с как можно меньшим числом знаков альтерации.

Динамизации гармонического движения способствовало постепенное включение в обиход секстаккордов. Позже появление секстаккордов и их большая распространенность были связаны с коренным поворотом от модальной гармонии к тональной.

Абсолютно преобладающее значение основных видов трезвучий над их обращениями прослеживается в образцах любого жанра, относящихся к 16 веку. В примере №1 появляются только три секстаккорда явно не самостоятельного значения: на первой доле 3т. и в середине 9т. – в виде задержаний к трезвучиям, на последней доле 7т. как проходящее созвучие. В целом же, в полифонических жанрах у Палестрины и Лассо удельный вес секстаккордов (наряду с ними встречаются и квартсекстаккорды) несколько выше, чем в гомофонных жанрах, что объяснимо, возможно, восприятием секстаккорда в качестве созвучия, свойственного музыке «движущейся», бесцезурной. В самом популярном в наше время произведении той эпохи – хоре Лассо «Эхо» внимание слушателей привлекает постоянное «мелькание» основных мажорных и минорных трезвучий (их более ста, не считая имитации), среди которых почти незаметно появляются только 4 секстаккорда.

В музыкознании давно отмечено, что уже в эпоху строгого письма происходит зарождение каданса с квинтовым или квартовым ходом баса. Это наблюдение привело к утверждению, что именно каданс оказался зоной становления классической функциональности.

Пример №2. Палестрина. Missa ut re mi fa sol la

Во 2 примере приведена схема гармоний проведенных в басу в возгласе Kyrie eleison с характерными квартовыми скачками.

Данный фрагмент – вовсе не исключение. Нетрудно заметить, что в подобных случаях скачкообразные шаги баса часто приводят к плагальным связям аккордов. Последовательности такого рода, в отличие от автентических, соответствуют вокально-интонационной природе музыки.

Для музыканта эпохи Палестрины и Лассо вопрос о плагальности или автентизме гармонического оборота не существовал, подобно тому как не существует принципиальных различий с этими явлениями в условиях натурально-ладовой гармонии.

Затронутый нами вопрос сводится к степени отчетливости тональности и представляющей ее тоники, выраженной созвучием.

Характер тональности в эпоху, когда классическая гармонико-функциональная система еще только складывалась, определяется особенностями мелодического тематизма. Григорианский хорал, используемый во множестве произведений 16 века представлял собой центральный элемент системы. В процессе развертывания темы хорала, движущейся, как правило, в медленном темпе крупными длительностями, происходило присущее и родной музыке перемещение тонального центра. В сущности, почти любой звук хорала, долго выдерживаемый, совпадающий с акцентируемым слогом текста, появляющийся на метрически опорном месте мог восприниматься как представитель местной тоники, образуемой им в совокупности с соответствующей ему вертикалью.

В условиях преобладания полифонического начала трудно установить предпочтение композиторами какого-либо типа сочетания аккордов – будущего гармонического оборота. Именно к полифонии того времени подчас невозможно подходить с такими гармоническими «мерками», как автентический или плагальный оборот. Само по себе гармоническое движение во многом зависит от интервалики темы, не только способствует появлению изобилия секундовых и терцовых сочетаний аккордов, но и препятствует ощущению специфичности оборотов различных видов, обуславливая их полное равноправие.

….

Список литературы:

  1.  Баранова Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории 16-17 веков (из истории музыкальной науки). //Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М., Музыка, 1980, С.6-27
  2.  Баранова Т. Понятие модальности в современном теоретическом музыкознании. Информцентр по проблемам культуры и искусства. Музыка. Научный реферативный сборник. М., 1980.
  3.  Баранова Т. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке 16-17 веков. Автореф. дис. канд. искусствоведения МГК им. П. И. Чайковского. – М, 1981. – 26 с.
  4.  Берков В. Гармония. 2-е изд. М., Музыка, 1970.
  5.  Мюллер Т. Гармония. 2-е изд., дополн. М., Музыка, 1981.
  6.  Тюлин Ю. и Привано Н. Теоретические основы гармонии. 2-е изд. М., 1965. – 276 с.
  7.  Юденич Н. О традициях русской натурально-ладовой гармонии в творчестве Н. Я. Мясковского //Проблемы лада, М., 1972. – 672 с.
  8.  Этингер М. Гармония И. С. Баха. М.; Музыка, 1963. – 108 с.
  9.  Этингер М. Раннеклассическая гармония. М.; Музыка, 1979. – 310 с.
  10.   Статья М. Энигера МОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ ПАЛЕСТРИНЫ И ЛАССО //Истори гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Сборник трудов. Вып. 2. Москва 1987. С. 55-71.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31671. Психічне відображення як процес 26.5 KB
  Образ формується розвивається існує тільки в процесі відображення.Ломова [5;134173] дозволили виділити 5 основних стадій фаз процесу зорового сприймання: 1 визначення положення предмета в просторі й груба оцінка його загальних пропорцій; 2 “мерехтіння†форми; 3 розрізнення різких перепадів кривизни; 4 глобальноадекватне сприймання у якому форма подана без розрізнення її деталей зокрема величини кутів; 5 адекватне відображення форми у всій повноті її деталей. Сутність психічного як процесу: а загальна тенденція полягає в...
31672. Основні методи психології. Спостереження, експеримент 33.5 KB
  Спостереження експеримент Спостереження як метод об’єктивного дослідження широко за стосовується у психології педагогічній практиці соціологічних до слідженнях. Об’єктом спостереження є поведінка особистості в найрізно манітніших її зовнішніх виявах коли реалізуються усвідомлювані та неусвідомлювані внутрішні психічні стани переживання прагнення. Тому вміле спостереження за поведінкою дитини та дорослого дає можливість з високою вірогідністю робити висновки про їхні внутрішні духовні особливості. Спостереження може бути звичайним...
31673. Виникнення та розвиток психіки 23 KB
  На певному етапі розвитку природи завдяки взаємодії механічних термічних хімічних акустичних та світлових властивостей матерії з неорганічної матерії виникла органічна матерія білкова речовина. Якщо в неорганічній матерії згаданий процес має пасивний характер то у живій активний відмінною рисою якого є здатність предмета що відображує реагувати на відображуване. Першими проявами такого біологічного відображення є процеси обміну речовин асиміляція та дисиміляція що відбуваються у живій матерії та є необхідною умовою життя....
31674. Свідомість 30.5 KB
  Складна діяльність вищих тварин що підпорядкована природним предметним зв’язкам і відношенням у людини перетворюється на діяльність підпорядковану суспільним зв’язкам і відносинам. Вона є тією безпосередньою причиною завдяки якій виникає специфічна людська форма відображення дійсності – свідомість людини. У людини завдяки її участі в спільній діяльності з іншими людьми в умовах розподілу функцій між ними те на що спрямована дія саме по собі може і не мати прямого біологічного смислу. У людини ж користування штучним знаряддям...
31675. Поняття про особистість та її структуру 26.5 KB
  Належність особистості до певного суспільства до певної системи суспільних відносин визначає її психологічну Та соціальну сутність. Характерними ознаками особистості є наявність у неї свідомості виконувані нею суспільні ролі суспільно корисна спрямованість її діяльності. Однією з найяскравіших характеристик особистості є її індивідуальність під якою розуміють своєрідне неповторне поєднання таких психологічних особливостей людини як характер темперамент особливості перебігу психічних процесів сприймання пам’яті мислення мовлення...
31676. Поняття про діяльність 23 KB
  Проте активність тварин і діяльність людини суттєво відрізняються за психологічними ознаками. Людська діяльність за сутністю є соціальною. Діяльність людини характеризується свідомістю і цілеспрямованістю.
31677. Поняття про мову та її функції 30 KB
  Біологічними передумовами виникнення мови були звуки та рухи які спостерігались у пращурів людини і слугували засобом спілкування задоволення потреби в обміні думками у пізнанні властивостей предметів та явищ що оточували людину і позначалися словами. Слово як одиниця мови має два боки зовнішній звуковий фонетичний та внутрішній смисловий семантичний. Унаслідок цього виникла багатозначність слів що також є продуктом історичного розвитку кожної мови. Основні елементи мови її словниковий склад і граматична будова.
31678. Різновиди мовлення 35.5 KB
  Усне мовлення. Це основний різновид мовлення який є звуковим і який інші сприймають за допомогою слуху. Усне мовлення поділяється на діалогічне та монологічне.