98076

Модальная гармония Палестрины и Лассо

Реферат

Музыка

В самом деле модальная гармония опирается на натуральные лады которые в далеком прошлом были присущи народной музыке а затем прочно закрепились в профессиональной практике и в теории музыки хотя как известно средневековые названия этих ладов унаследованные и современной наукой не соответствуют исходным древнегреческим названиям.

Русский

2015-10-27

25.84 KB

2 чел.

Модальная гармония Палестрины и Лассо

Понятие модальности все чаще применяется в современной теории музыки по отношению к кругу разнородных явлений.

Наряду с широкой трактовкой модальности, относимой к ладу (и кроме того – к композиторской технике, а также к средневековой ритмике), данное понятие используют в сравнительно узком значении – применительно к гармонии доклассической эпохи. В связи с этим принципиальное значение имеет соотношении гармонии модальной и натурально-ладовой.

Существуют достаточные основания, чтобы считать понятие натурально-ладовой гармонии частным явлением. В самом деле, модальная гармония опирается на натуральные лады, которые в далеком прошлом были присущи народной музыке, а затем прочно закрепились в профессиональной практике и в теории музыки (хотя, как известно, средневековые названия этих ладов, унаследованные и современной наукой, не соответствуют исходным древнегреческим названиям). Однако натурально-ладовая гармония 19-20 веков, в отличие от модальной, имеет непосредственные (прямые) истоки в народном музыкальном творчестве, в то время как модальная гармония восходит к нему опосредованно (не напрямую). Гармония композиторов «Могучей кучки», Б. Бартока, К. Орфа, сформировалась под прямым воздействием фольклора и, в сущности (по внутреннему содержанию), свободна от влияний музыкально-теоретических трактатов, во многом регламентировавших профессиональное музыкальное профессиональное музыкальное творчество средневековья.

Имеется еще одно существенное различие между модальной гармонией, относимой к добаховской эпохе, и натурально-ладовой гармонией 19-20 веков. Модальная гармония на протяжении нескольких столетий предоставляла собой единственный для своего времени гармонический стиль – в ту пору тональная гармония как действующая система не существовала, хотя уже складывались ее зачатки. Иначе обстоит дело с натурально-ладовой гармонией послебетховенкого времени. Она представляет собой не что-либо всеобъемлющее, а только одно из «русел» тональной гармонии.

Вопрос об исторических границах модальной гармонии не имеет однозначного ответа. Ее возникновение может быть отнесено к 17 веку и даже к более раннему периоду средневекового многоголосия, отдельные черты все еще достаточно заметны в первой половине 18 века. Наиболее зрелый этап приходится, очевидно, на 16 век. В музыке Палестрины, Лассо и их современников утверждается организация многоголосия на трезвучной основе, закрепляемая и в теории (прежде всего у Царлино), что означает высокую степень выявления гармонического фактора.

Модальная гармония возникла в пору расцвета позднесредневекового вокально-хорового многоголосия.

Становление модальной гармонии и характер ее развития связаны с воплощением в музыке сочетания явлений западно-европейской культуры эпохи Возрождения. Оно тесно переплетено с процессом освоения ведущего мелодического голоса и многоголосного сопровождения, с переходом к гомофонному складу. Модальная гармония входила в число новых выразительных средств, посредством которых художники стремились выразить богатый душевный мир человека, сделать искусство, по сравнению с предыдущей эпохой, более эмоциональным, достичь большего воздействия на аудиторию.

Главнейшие закономерности модальной гармонии определяются образным строем музыки эпохи Возрождения. Но исключительно важны и предпосылки, заложенные в самой природе музыкального искусства и связанные с определенным этапом его эволюции. Известно, что музыка по своему историческому происхождению и формам развития вплоть до наших дней есть искусство мелодико-интонационное, а многоголосие, начиная с его простейших форм, понимается в виде как бы утолщенного или разветвленного одноголосия. Гармония, включая ее простейшие формы – двухголосие народной музыки, а затем средневековая профессиональная диафония, - явление вторичное по отношению к мелодическому началу. И если впоследствии гармония во многом приобрела самостоятельное значение, образовав один из важнейших компонентов музыкального языка, то в свой модальный период она явно подчинена вокальному началу, а ее особенности определяются складом мелодики в условиях вокально-хорового искусства. Именно в музыке 16 века в предельной степени проявляется «проекция горизонтали на вертикаль» (В. Цуккерман), полнейшая обусловленность характера гармонического движения интервальной мелодии.

Пример №1. О. Лассо «Kyrie»

В примере №1 в начальном разделе Kyrie мелодический тематизм определяется помещенным в теноре григорианским напевом (cantus firmus), движущимся в основном по секундам с включением одного-единственного терцового хода. Все три остальные партии начинаются с интонации, имитирующей начало того же напева, с последующим относительно свободным продолжением, интервалика которого, однако, в целом ограничена пределом терции. Так, тема сопрано включает сверх этих рамок только один квартовый шаг, у альта – один квартовый и один квинтовый шаг. Наиболее развит в этом отношении бас: начинаясь явно в качестве имитации альтовой партии, он совершает квинтовый шаг вниз, подчеркнутый затем нисходящим ходом на терцию (вопреки правилу противовеса), и тут же взлетает на сексту вверх. После этой «зоны беспокойства» вскоре совершается еще один скачок – квартовый, и завершается движение баса четким ходом к опорному тону f.

Легко убедиться в том, что басовые партии во многих произведениях композиторов 16 века, независимо от жанра, включают больше мелодических скачков по сравнению с другими голосами. Это определяет тенденцию к приданию им значения гармонического фундамента. Однако, не смотря на встречающиеся скачки, движение баса совершается в основном по секундам и терциям, что ведет к преобладанию секундовых и терцовых соотношений, возникающих по вертикали аккордов. Важно подчеркнуть, что вне кадансов, на основании чисто мелодической связи, последования созвучий образуют любые сочетания, часто неупорядоченные с точки зрения сложившихся позднее норм, но вполне естественные, если исходить из свободы развития мелодии.

Казалось бы, согласно критериям классической функциональности, плавное движение баса нисколько не противоречит кварто-квинтовым соотношениям аккордов, сочетаемых по типу ТD6, T6D, TS6, T6S. Однако особенность модальной гармонии заключается в том, что она почти полностью состоит из консонирующих трезвучий в основном виде.  

Это соответствовало эстетическим нормам эпохи, в которую музыкальное произведение развертывалось во времени относительно медленно, с заботой о донесении текста, когда аудитория, еще не привыкшая к охвату восприятия целого, вслушивалась в каждый очередной момент звучания.

Обратим внимание на то, что круг применяемых трезвучий был ограничен. Однако из проявлений господства диатоники – предпочтение аккордов и тональностей с как можно меньшим числом знаков альтерации.

Динамизации гармонического движения способствовало постепенное включение в обиход секстаккордов. Позже появление секстаккордов и их большая распространенность были связаны с коренным поворотом от модальной гармонии к тональной.

Абсолютно преобладающее значение основных видов трезвучий над их обращениями прослеживается в образцах любого жанра, относящихся к 16 веку. В примере №1 появляются только три секстаккорда явно не самостоятельного значения: на первой доле 3т. и в середине 9т. – в виде задержаний к трезвучиям, на последней доле 7т. как проходящее созвучие. В целом же, в полифонических жанрах у Палестрины и Лассо удельный вес секстаккордов (наряду с ними встречаются и квартсекстаккорды) несколько выше, чем в гомофонных жанрах, что объяснимо, возможно, восприятием секстаккорда в качестве созвучия, свойственного музыке «движущейся», бесцезурной. В самом популярном в наше время произведении той эпохи – хоре Лассо «Эхо» внимание слушателей привлекает постоянное «мелькание» основных мажорных и минорных трезвучий (их более ста, не считая имитации), среди которых почти незаметно появляются только 4 секстаккорда.

В музыкознании давно отмечено, что уже в эпоху строгого письма происходит зарождение каданса с квинтовым или квартовым ходом баса. Это наблюдение привело к утверждению, что именно каданс оказался зоной становления классической функциональности.

Пример №2. Палестрина. Missa ut re mi fa sol la

Во 2 примере приведена схема гармоний проведенных в басу в возгласе Kyrie eleison с характерными квартовыми скачками.

Данный фрагмент – вовсе не исключение. Нетрудно заметить, что в подобных случаях скачкообразные шаги баса часто приводят к плагальным связям аккордов. Последовательности такого рода, в отличие от автентических, соответствуют вокально-интонационной природе музыки.

Для музыканта эпохи Палестрины и Лассо вопрос о плагальности или автентизме гармонического оборота не существовал, подобно тому как не существует принципиальных различий с этими явлениями в условиях натурально-ладовой гармонии.

Затронутый нами вопрос сводится к степени отчетливости тональности и представляющей ее тоники, выраженной созвучием.

Характер тональности в эпоху, когда классическая гармонико-функциональная система еще только складывалась, определяется особенностями мелодического тематизма. Григорианский хорал, используемый во множестве произведений 16 века представлял собой центральный элемент системы. В процессе развертывания темы хорала, движущейся, как правило, в медленном темпе крупными длительностями, происходило присущее и родной музыке перемещение тонального центра. В сущности, почти любой звук хорала, долго выдерживаемый, совпадающий с акцентируемым слогом текста, появляющийся на метрически опорном месте мог восприниматься как представитель местной тоники, образуемой им в совокупности с соответствующей ему вертикалью.

В условиях преобладания полифонического начала трудно установить предпочтение композиторами какого-либо типа сочетания аккордов – будущего гармонического оборота. Именно к полифонии того времени подчас невозможно подходить с такими гармоническими «мерками», как автентический или плагальный оборот. Само по себе гармоническое движение во многом зависит от интервалики темы, не только способствует появлению изобилия секундовых и терцовых сочетаний аккордов, но и препятствует ощущению специфичности оборотов различных видов, обуславливая их полное равноправие.

….

Список литературы:

  1.  Баранова Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории 16-17 веков (из истории музыкальной науки). //Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М., Музыка, 1980, С.6-27
  2.  Баранова Т. Понятие модальности в современном теоретическом музыкознании. Информцентр по проблемам культуры и искусства. Музыка. Научный реферативный сборник. М., 1980.
  3.  Баранова Т. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке 16-17 веков. Автореф. дис. канд. искусствоведения МГК им. П. И. Чайковского. – М, 1981. – 26 с.
  4.  Берков В. Гармония. 2-е изд. М., Музыка, 1970.
  5.  Мюллер Т. Гармония. 2-е изд., дополн. М., Музыка, 1981.
  6.  Тюлин Ю. и Привано Н. Теоретические основы гармонии. 2-е изд. М., 1965. – 276 с.
  7.  Юденич Н. О традициях русской натурально-ладовой гармонии в творчестве Н. Я. Мясковского //Проблемы лада, М., 1972. – 672 с.
  8.  Этингер М. Гармония И. С. Баха. М.; Музыка, 1963. – 108 с.
  9.  Этингер М. Раннеклассическая гармония. М.; Музыка, 1979. – 310 с.
  10.   Статья М. Энигера МОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ ПАЛЕСТРИНЫ И ЛАССО //Истори гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Сборник трудов. Вып. 2. Москва 1987. С. 55-71.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42672. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ АНАЛОГОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО БЛОКА И РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ Я НАГРУЗОК ВСЕХ РАДИОЭЛЕМЕНТОВ БЛОКА 287 KB
  На передней панели БЭ размещен предохранитель элемент сигнализации регулятор выходного напряжения гнезда выходного стабилизированного напряжения. К первичной обмотке трансформатора через разъем и предохранитель подведено напряжение 220В 50Гц а также подключена цепочка сигнализации поданного напряжения. Структурная схема Для транзисторов записать предельно допустимые напряжения Uкэ и предельно допустимый ток коллектора. Ее экспериментально определяют следующим образом измеряют падение напряжения на резисторе вольтметром в вольтах.
42673. Изучение термоэлектрического метода измерения температур. Введение компенсации температуры холодных спаев термопары 101 KB
  Подключаем термопару градуировки ХА к измерительному прибору. Опускаем ее в измеряемую среду. Измеряем термо- ЭДС ЕАВ(tt0’)в соответствии с «Порядком работы с образцовым прибором ПП 63». Результат записываем в таблицу №1 п.1.
42674. Изучение работы жидкостного U – образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 359.5 KB
  Березники 2003 Цель работы в процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделам Измерение давления и Дистанционная передача сигнала теоретического курса Технологические измерения и приборы; студенты знакомятся с принципом действия устройством измерительного пневматического преобразователя разности давления 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором РПВ4. Величина давления контролируется по Uобразному манометру. измеряем давление на выходе из измерительного преобразователя 13ДД11 по образцовому...
42675. Изучение конструкции и поверки измерительного преобразователя давления типа "Сапфир – 22ДИ" 35.5 KB
  Березники 2003 Цель работы ознакомиться с принципом действия и конструкцией измерительного преобразователя типа Сапфир22ДИ; выполнить проверку измерительного преобразователя типа Сапфир22ДИ; приобрести навыки в определении давления при помощи измерительных преобразователей типа Сапфир. Стенды предназначены для проведения лабораторных работ по поверке автоматического миллиамперметра КСУ2 в комплекте с преобразователем давления Сапфир22ДИ. На втором стенде установлены автоматический миллиамперметр КСУ2 клеммы Миллиамперметр...
42676. Изучение конструкции и поверки вторичного прибора РП160 40.5 KB
  Цель работы ознакомление с работой измерительной системы измерения температуры в комплекте пирометр сопротивления заменён магазином сопротивления нормирующий преобразователь НПСЛ вторичный прибор РП160. Порядок проведения работы: Ознакомились со схемой подключения магазина сопротивления нормирующего преобразователя вторичного прибора; Установили магазином сопротивления сопротивление 4171 атм. соответствующее температуре 50С значение температуры считали по шкале прибора РП160; Рассчитали значение...
42677. Изучение и исследование термоэлектрического метода измерения температур 96 KB
  При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП60М градуировки шкалы. магазин сопротивлений R4 R10 и клеммы для подключения образцового потенциометра УПИП60М. Поверка автоматического потенциометра КСП4. Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.
42678. Изучение работы жидкостного U – образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 403.5 KB
  Березники 2007 Цель работы в процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделу Измерение давления и Дистанционная передача сигнала измерительной информации теоретического курса Технические измерения и приборы. Студенты знакомятся с принципом действия устройством преобразователя измерительного разности давления пневматического 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором РПВ4. Стенд предназначен для выполнения лабораторной работы по изучению работы измерительного преобразователя разности давления...
42680. Исследование процесса испытания конструкционных материалов при случайном режиме нагружения 278 KB
  Ознакомиться c основными процедурами, предшествующим установлению ресурса ВС; методами схематизации процессов нагружения. Оформить отчет №1 по лабораторной работе в виде рукописного конспекта, с необходимыми иллюстрациями. В отчете дайте развернутые ответы на все вопросы, которые приведены ниже.