98083

Охраняемые природные территории в системе мониторинга биологического разнообразия на примере Российской Федерации

Реферат

Экология и защита окружающей среды

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично...

Русский

2015-10-27

41.28 KB

3 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСТКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)

Биологический факультет

Кафедра экологического менеджмента

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Биоразнообразие»

на тему «Охраняемые природные территории в системе мониторинга биологического разнообразия на примере Российской Федерации»

Выполнил студент группы №01307

И.А. Бахтинская

Проверил доцент, д.б.н. А.Л. Эбель

___________________

зачтено /не зачтен

Томск – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                                            3

1. Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных территорий                   4                                                                                                                     

2. Отдельные виды особо охраняемых природных территорий.                                                 9

3. Индикаторы оценки биоразнообразия на особо охраняемых природных                              территориях Российской Федерации                                                                                            10                                                                                                    

3.1 Основные термины и понятия                                                                                     12

3.2 Воздействие на биоразнообразие и экосистемы на примере ООПТ                                 Алтае-Саянского экорегиона                                                                                             13

Заключение                                                                                                                                      15

Список использованной литературы                                                                                            16

Введение

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) сохраняют типичные и уникальные природные ландшафты, разнообразие животного и растительного мира, способствуют охране объектов природного и культурного наследия. Они находятся под особой охраной.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 10 октября 1995 г. № 1032 (с изм. от 18.08.1996) была утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  1.  Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных территорий                                                                                                                                    

Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим.

На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др) и особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.

Здесь мы остановимся на вопросе о заповедниках, национальных парках, заказниках и иных особо охраняемых природных территориях и о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, как объектах, находящихся под особой охраной.

Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них — экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.

Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» — неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Уже с XVI в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. («Засека» — преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

Заповедование служило средством защиты экономических интересов государства. Так, именно казенные интересы заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост. Соболиная охота в этих местах запрещалась.

Петр I своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.

Круг интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

• осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

• организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

• осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

• экологическое просвещение;

• участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

• содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

• сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

• сохранение историко-культурных объектов;

• экологическое просвещение населения;

• создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

• разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

• осуществление экологического мониторинга;

• восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

• сохранение природной среды, природных ландшафтов;

• создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

• разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:• комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

• биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

• палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

• гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

• геологическими, предназначенными для сохранения ценных  объектов и комплексов неживой природы,

д) Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

ж) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

з) К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

Специфические категории особо охраняемых природных территорий могут быть предусмотрены природоресурсным законодательством. Так, в Водном кодексе РФ (ст. 118) говорится о том, что Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

• участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

• водно-болотные угодья;

• водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

• зоны охраны истока или устья водных объектов;

• места нереста ценных видов рыб;

• иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

Система особо охраняемых природных территорий в России находится в постоянном развитии. На январь 1996 г. в природно-заповедный фонд России входило 93 государственных природных заповедника (из них 87 находилось в ведении Минприроды России, 6 — в ведении РАН, Госкомвуза России и Минлесхоза Башкортостана), в том числе 18 биосферных, 30 национальных природных парков, 540 заказников, 1347 памятников природы. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» предусматривалось расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации.

Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах

В Российской Федерации имеется достаточно развитое законодательство об особо охраняемых природных территориях. Оно включает Закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также рядом подзаконных актов.

Новацией развивающегося земельного законодательства явилось выделение в Земельном кодексе РФ земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (ст. 4). Правовой режим этих разновидностей земель регулируется  ЗК РФ.

К землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.

К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.

К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения.

Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов и т.д. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющиеся местом отдыха населения.

Юридическое значение этих положений состоит в том, что, признав приведенный перечень земель в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.

  1.  Отдельные виды особо охраняемых природных территорий

В Российской Федерации имеется достаточно развитое законодательство об особо охраняемых природных территориях. Оно включает Закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также рядом подзаконных актов.

Новацией развивающегося земельного законодательства явилось выделение в Земельном кодексе РФ земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (ст. 4). Правовой режим этих разновидностей земель регулируется  ЗК РФ.

К землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.

К землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.

К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения.

Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов и т.д. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющиеся местом отдыха населения.

Юридическое значение этих положений состоит в том, что, признав приведенный перечень земель в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.

  1.  Индикаторы оценки биоразнообразия на особо охраняемых природных территориях Российской Федерации

Важным инструментом осуществления мониторинга биологического разнообразия признается использование индикаторов – качественных и количественных характеристик биоты, позволяющих оценивать ее состояние, степень нагрузок на нее со стороны хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ в пространстве и во времени, выявлять тенденции изменений и принимать адекватные управленческие решения. Необходимость разработки индикаторов для мониторинга компонентов биоразнообразия неоднократно отмечалась в ряде международных конвенций и программ.

При отсутствии единой государственной системы мониторинга состояния биоразнообразия в России наиболее полно отвечает требованиям постоянного контроля за компонентами биоразнообразия система наблюдений на особо охраняемых природных территориях, прежде всего, в заповедниках. Именно в заповедниках исторически сложилась система отчетности, включающая использование определенного набора показателей, обеспеченных многолетней информацией – «Летопись природы». В то же время, она отнюдь не является оценкой состояния (как составным элементом классического понимания мониторинга – наблюдения-оценка-прогноз) и тем более – прогнозом. Вероятно, при подготовке методических рекомендаций по ведению Летописи природы такие задачи и не ставились. Именно это, на наш взгляд, и является системным недостатком Летописи природы как программы мониторинга: при отсутствии задач по оценке состояния происходит сбор данных, которые либо неадекватны, либо недостаточны для проведения оценочных работ. Давно обсуждается проблема унификации методик ведения наблюдений по программе Летопись природы. По всей вероятности, для этих целей необходима разработка региональных (на уровне экорегионов) программ мониторинга на ООПТ.

Среди основных проблем, связанных с мониторингом биоразнообразия в заповедниках и национальных парках следует отметить:

Отсутствие «потребителя» большого количества информации, которая собирается по программе «Летописи Природы» в результате ее плохой стандартизованности.

Ограниченная потребность и использование данных мониторинга для управления ООПТ и их охранными зонами.

Недостаточная координация и унификация методов мониторинга и сбора данных по сети ООПТ. Лишь некоторые научные отделы ООПТ следуют международным стандартам и соглашениям по мониторингу местообитаний и видов.

В целях оценки унификации подходов и методов мониторинга состояния биоразнообразия и экосистем на особо охраняемых природных территориях Алтае-Саянского экорегиона разработана система из 15 индикаторов, характеризующих биоразнообразие на двух уровнях: популяционно-видовом и экосистемном. Система индикаторов базируется на методологическим подходе «состояние – воздействие – управленческий отклик». Основной принцип, заложенный в основу модели, состоит в следующем: человеческая деятельность оказывает определенное «воздействие» на природную среду и влияет на качество и количество природных ресурсов («состояние»). Общество реагирует на эти изменения посредством принятия управленческих решений («управленческий отклик»). Концептуальная схема мониторинга в рамках этой методологии приведена на рис. 1.

Рис. 1. Концептуальная схема модели

«воздействие – состояние – управленческий отклик»

В связи с разной степенью изученности, а также неодинаковыми материально-техническими и кадровыми возможностями ООПТ, в качестве обязательных предлагаются в основном индикаторы, характеризующие состояние биоразнообразия и экосистем на ООПТ. Данные индикаторы характеризуют биологическую ценность ООПТ, или значимость территории для сохранения как определенных видов флоры и фауны, так и биоразнообразия в целом. Для оценки этих индикаторов необходим сравнительно небольшой объем информации, которой располагают практически все ООПТ Алтае-Саянского экорегиона (инвентаризационные списки флоры и фауны, результаты учетных работ), что делает возможным корректное сопоставления различных территорий.

Индикаторы воздействия и реагирования во многих ООПТ требуют проведения специальных исследований, поэтому, в отличие от обязательных, отнесены к группе перспективных для использования.

Сводный перечень индикаторов оценки биоразнообразия и экосистем в особо охраняемых природных территориях Алтае-Саянского экорегиона

(жирным шрифтом выделены индикаторы, предлагаемые для обязательной отчетности)

Индикаторы состояния

Индикаторы воздействия

Индикаторы управленческого отклика

Видовое богатство

Уровень эндемизма

Количество редких и исчезающих видов

Доля адвентивных видов во флоре

Доля инвазионных видов в фауне

Индекс редких видов

Численность редких и хозяйственно-значимых видов фауны

Представленность типов экосистем

Нарушенность экосистем

Общий уровень негативных воздействий на ООПТ

Площадь лесных пожаров

Рекреационная нагрузка

Объем браконьерства

Изменение климата

Объем рубок леса

Эффективность деятельности ООПТ

Объем финансирования противопожарных мероприятий

Число выявленных нарушений режима территории

* Данный индикатор применим для соответствующих зон национальных парков

Предложенная система индикаторов увязана со структурой отчетности федеральных ООПТ, а также текущими программами мониторинга в Алтае-Саянском экорегионе. Система индикаторов адаптирована для целей Конвенции о биоразнообразии и составлена с учетом рекомендации Руководства по разработке национальных систем индикаторов по биоразнообразию, подготовленного Конференцией сторон КБР. В частности, учтены требования, предъявляемые к индикаторам: простота для понимания, возможность проведения количественных оценок, возможность подбора значимых критериев или пороговых значений, научная обоснованность и статистическая достоверность, возможность выявления пространственных различий и изменений во времени, наличие доступных источников данных и долгосрочных рядов наблюдений. Кроме того, учитывается возможность использования индикаторов и рамках других международных конвенций и программ – программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера», Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, программы ЮНЕСКО и Горной исследовательской инициативы «Исследование глобальных изменений в горных биосферных резерватах», программы «Ключевые орнитологические территории» и Рамсарской конвенции.

  1.   Основные термины и понятия

Адвентивный вид флоры - чаще всего определяется в отечественной литературе как вид

растений, не свойственных местной флоре, занос которых на данную территорию

не связан с естественным ходом флорогенеза, а является результатом прямой или

косвенной деятельности человека.

Биоразнообразие - вариабельность живых организмов из всех источников, включая,

среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы,

частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида,

между видами и разнообразие экосистем (Конвенция о биоразнообразии, ст. 2).

Инвазивный вид растений - натурализовавшиеся растения, которые часто образуют

потомство в очень большом количестве и распространяются на значительные расстояния

от родительских растений и таким образом обладаю потенциальной возможностью

распространения на значительной территории. Для них характерно преодоление барьера,

связанного с распространением диаспор и внедрением в местные сообщества (Richardson

et al., 2000).

Инвазивные виды животных - виды, проникновение которых на конкретную территорию

связано с деятельностью человека либо путем случайного (непреднамеренного) заноса,

либо в результате интродукции; т. е. это виды, преодолевшие географический барьер и

обнаруженные за пределами естественного ареала. К этой же категории относятся виды,

естественно расширяющие свой ареал (Бобров, Неронов, 2001).

Индикатор биоразнообразия –информационный инструмент, обобщающий

комплексные экологические данные в целях выявления состояния и тенденций изменения

биоразнообразия (Материалы Конвенции о биоразнообразии).

Мониторинг (экологический) - это комплексная система наблюдений за

состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей

среды под воздействием природных и антропогенных факторов (Израэль, 1979)

Редкий вид растений или животных –вид, нуждающийся в специальных мерах охраны и

включенный в Красные книги различных категорий. В Красной книге Российской

Федерации приняты шесть категорий редкости таксонов и популяций по степени угрозы их

исчезновения: 0 - вероятно исчезнувшие, 1 - находящиеся под угрозой исчезновения, 2 -

сокращающиеся в численности, 3 - редкие, 4 - неопределенные по статусу и 5 -

восстанавливаемые и восстанавливающиеся (Красная книга, 2000).

Экосистема - динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а

также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное

целое (Конвенция о биоразнообразии, ст. 2)

Эндемик - вид, характеризующийся ограниченным (часто очень ограниченным) ареалом

распространения: различают виды, эндемизм которых обусловлен постепенным

исчезновением (палеоэндемики), и недавно возникшие на небольших изолированных

территориях (неоэндемики).

  1.   Воздействие на биоразнообразие и экосистемы на примере ООПТ Алтае-Саянского экорегиона

Основными угрозами для биоразнообразия Алтае-Саянского экорегиона являются

изменения климата, перевыпас скота, сведение лесов, браконьерство, биологические

инвазии, лесные пожары, загрязнение природной среды, разработка месторождений и

реализация инфраструктурных проектов. В определенной мере, эти угрозы затрагивают и

особо охраняемые природные территории региона. Для них приоритетными факторами

воздействия (нарушенности) территорий являются лесные пожары и загрязнение.

Практически во всех ООПТ региона в разных формах развивается экотуризм, что также

является фактором воздействия на биологическое и ландшафтное разнообразие

охраняемых территорий. Существенное воздействие на экосистемы заповедных

территорий оказывает также изменение климата, которое приводит к уменьшению

площади ледников, усилению естественной горимости лесов и др.

Мониторинг факторов воздействия на различных ООПТ ведется в разной степени

детальности, что связано как с методическими сложностями, так и с неодинаковыми

кадровыми и материально-техническими условиями. Поэтому данный блок индикаторов

предлагается рассматривать как перспективный, но не обязательный для всех ООПТ, хотя

в нем представлены и сравнительно простые индикаторы, используемые в структуре

отчетности федеральных ООПТ (рекреационная нагрузка, площадь, пройденная лесными

пожарами за определенный период, объем браконьерства).

Общий уровень негативных воздействий на ООПТ

Определение и сущность индикатора:

Безразмерный показатель, комплексно характеризующий пространственный и временной аспекты разных видов негативного воздействия на ООПТ, а также их интенсивность.

Расчет индикатора осуществляется методом экспертных оценок по следующей схеме (Методика быстрой оценки, 2001):

1. Выявление факторов негативного воздействия на ООПТ (рекреационное воздействие, охота, лесопользование, сбор дикоросов, сельское хозяйство, загрязнение, поселения, водопользование и др., пользование недрами, катастрофические явления, а также лесные пожары).

2. Для каждого фактора анализируется ареал его проявления и проводится его балльная оценка (значение А):

Повсеместно (> 50% от площади ООПТ ) –4 балла,

Широко (15-50% от площади ООПТ) –3 балла,

Рассеянно (5-15% от площади ООПТ) –2 балла,

Локально (<5% от площади ООПТ) –1 балл.

3. Таким же образом оценивается сила воздействия (значение С):

Критическое(включает в себя изменение литогенной основы природных комплексов и приводит к необратимым изменениям экосистем)–4 балла,

Сильное(приводит к существенным изменениям в структуре фитоценозов и популяций, потенциальное восстановление возможно через 10 и более лет) –3 балла,

Умеренное(приводит к определенным изменениям в фитоценозах и популяциях животных, не нарушая их структуру, но изменяя видовой состав; потенциальное восстановление возможно в течение 2-9 лет) – 2 балла,

Незначительное (не приводит к изменению структуры и видового состава фитоценозов и комплексов животного населения; потенциальное восстановление возможно в течение 1-2 лет) –1 балл.

4. Для определения мощности воздействия (МВ) перемножаются значения ареала (А) и силы воздействия (С).

5. Определения сроков воздействия (Ср) также определяется методом балльных оценок по следующей шкале:

Постоянное –4 балла,

Длительное –3 балла,

Среднее –2 балла,

Краткое (единовременное воздействие) –1 балл.

6. Конечная величина воздействия (В) данного фактора

определяется о формуле:

В = Ср*МВ, где

Ср –сроки воздействия,

МВ –мощность воздействия.

7. Таким образом оценивается каждый фактор воздействия.

8. Общая величина воздействия является суммой величин

воздействия всех негативных факторов на ООПТ.

Единицы измерения: Безразмерная величина

Форма представления:

Результаты анализа можно представить в табличной форме, в которой представлены все факторы воздействия, учтенные в ходе анализа. Кроме того, в Методике быстрой оценки (2001) предлагается наглядный способ отображения результатов анализа в форме матрицы, по вертикальной оси которой представлена мощность воздействия, а по горизонтальной –его сроки. На основе такой матрицы определяется значимость различных типов воздействия. При этом воздействия в верхнем правом квадранте относятся к категории наиболее значительных, в нижнем левом –кмалозначимым.

Источники первичной информации:

Экспертные оценки уровня негативного воздействия на ООПТ и угроз, материалы Летописи природы, научных отчетов, информационных отчетов ООПТ.

Периодичность оценки: Ежегодно

Интерпретация: В общем виде, чем выше уровень негативных воздействий на ООПТ,

тем больше угроз создается для биоразнообразия этих территорий.

Репрезентативность и ограничения в использовании: 

Данный индикатор сравнительно прост в использовании и комплексно характеризует общий уровень негативных воздействий на природные экосистемы ООПТ. С помощью индикатора можно определить как суммарную величину негативного воздействия, так и вклад каждого действующего фактора. Недостатки индикатора связаны главным образом с тем, что в нем используются экспертные оценки, что вносит определенную долю субъективности. Для определения силы воздействия каждого фактора необходима разработка критериальных шкал с учетом местных особенностей ландшафтной структуры ООПТ и специфики воздействия.

Для характеристики конкретных видов воздействия на биоразнообразие и экосистемы ООПТ предложен также ряд частных, более простых показателей. Все эти показатели широко используются в текущей отчетности федеральных ООПТ, что гарантирует систематический сбор информации по данному индикатору. Большая их часть используется в качестве показателей при расчете комплексных индикаторов (нарушенность экосистем, общий уровень негативных воздействий на ООПТ).

Заключение

Существующая глобальная система ООПТ, по-видимому, не способна выполнить возлагаемых на нее задач - сохранения биоразнообразия, ненарушенных природных комплексов и биосферы в целом, так как все факты свидетельствуют о продолжающемся разрушении экосистем планеты (Данилов-Данильян и др., 1994).

Коренная причина этого кроется в недостаточной общей площади экстенсивно используемых природных территорий, в том числе особо охраняемых, из-за чего ненарушенные территории не справляются с функцией поддержания газового состава атмосферы и не способны предотвратить "парниковый эффект" (Горшков, 1990; Данилов-Данильян и др., 1994).
Соответственно и существующая система ООПТ России в силу недостаточности ее площади и неэффективности функционирования не сможет ни остановить потерю биоразнообразия на территории страны, ни сохранить ненарушенные экосистемы (Алексеева и др., 1983). 
Существующая система ООПТ Российской Федерации неэффективна и для выполнения тех задач, которые она могла бы выполнить: сохранения популяций угрожаемых видов животных и растений, эталонных сообществ, а также проведения мониторинга и исследований, обеспечивающих это сохранение. 

Научные исследования, проводимые в большинстве заповедников, национальных парков и других ООПТ, фактически мало способствуют сохранению их природных комплексов, а результаты исследований, как правило, не востребуются службами охраны и государственными структурами, ответственными за сохранение биоразнообразия в регионе и стране. 

Материальная поддержка существующей системы ООПТ за счет дополнительных источников финансирования в значительной степени ведет к растрачиванию средств впустую. Многие из наших заповедников и национальных парков как организации крайне неэффективны (Степаницкий, 1999). Фактически они превратились в социальные фонды по поддержке своих малоработоспособных коллективов, а также пенсионеров и жителей, проживающих на этих ООПТ. 
В целом консервативная охрана природных территорий себя не оправдала: ООПТ так и не стали органичными частями экономики России и культуры российского общества.

Список использованной литературы

  1.  Алексеева Л. В., Нухимовская Ю. Д., Реймерс Н. Ф. Особо охраняемые природные территории: реальность, проблемы и перспективы // Природа. - 1983. - № 8. - С. 34 - 43. 
  2.  Андреев А.В. Оценка биоразнообразия, мониторинг и экосети. Кишинев, BIOTICA, 2002. -168 с.
  3.  Биологическое разнообразие Алтае-Саянского экорегиона /Под ред. А.Н. Куприянова. Кемерово, 2003. –156 с.
  4.  Кузнецов А. О значении охраняемых территорий и концепции экологического просвещения // Заповедный вестник. - 1997. - № 4 (28).
  5.  Яшина Т.В. Индикаторы оценки биоразнообразия на особо охраняемых природных

территориях Алтае-Саянского экорегиона. Руководство по использованию.– Красноярск, 2011. – 56 с.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63946. Экологические технологии в сфере гостеприимства 223.38 KB
  Цель ВКР: изучить и проанализировать экологические проблемы, связанные с развитие туристской отрасли и сферы гостеприимства. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать имеющийся рекреационный потенциал Тюменской области...
63948. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТОННЕЛЬНЫЙ ОТРЯД № 18» 731.5 KB
  Основной целью написания дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета расходов на выполнение строительных работ и методов калькулирования себестоимости. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи: изучить сущность себестоимости и классификацию расходов...
63949. Производство пестицида в форме водно-диспергируемых гранул 458.75 KB
  Цель работы: разработка технологического процесса; составление материального баланса; выбор основного и вспомогательного оборудования; технологический расчет аппаратов; разработка автоматического и аналитического контроля производства; охрана окружающей среды и техника безопасности...
63950. Особливості мотиваційної сфери підлітків 744.59 KB
  Особливості цілепокладання і образу мети в підлітковому віці. Дослідження індивідуального образу мети за допомогою методики Карта казкової країни Зінкевич Євстігнєєвої. Мета цієї роботи: Виявити особливості мотиваційної сфери підлітків і їх індивідуальний образ мети.
63951. Особенности функционирования альтернативной молодежной культуры «ХИП-ХОП» 7.58 MB
  Целью исследования является становление, развитие и современное состояние молодёжной культуры «хип-хоп». Для достижения поставленной цели требуется решить ряд следующих задач: проследить историю становления и развития хип-хопа определить современные направления хип-хопа дать характеристику национальным особенностям хип-хопа...
63952. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ РОССИИ 186.62 KB
  Целью дипломной работы является анализ назначения, установления и выплат трудовых пенсий по инвалидности на территории Российской Федерации. Задачами дипломной работы являются: изучить нормативные документы по действующей пенсионной системе, а также по реформе существующей пенсионной системы...
63953. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ПЛУТОВСКОГО РОМАНА В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 18 – 19 ВЕКОВ 214 KB
  Цель настоящего исследования состоит во всестороннем исследовании проблем жанровой специфики плутовского романа в гендерном аспекте во французской и английской литературе 18-19 веков.
63954. Широкосмугові бездротові мережі доступу на базі технологій LTE 1.16 MB
  Мобільні телефони першого покоління були розміром трохи менше середньостатистичного валізи і складалися з бази і окремої трубки, яку практично не можна було носити з собою. Зараз важко собі уявити таке диво техніки, яке важило кілька кілограмів...