98085

Достижения в технике конца XIX начала ХХ века

Реферат

История и СИД

В конце 19 - начале 20 века стремительными темпами происходило развитие производительных сил. В связи с этим в существенной мере увеличился объем мирового промышленного производства. Эти изменения сопровождались стремительным развитием техники, нововведения которой охватывали различные сферы производства, транспорта и быта.

Русский

2015-10-27

69 KB

16 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Контрольная работа

по дисциплине  «История Науки и Техники»

на тему Достижения в технике конца XIX  начала ХХ вв.

Выполнил:

Факультет:___МФПИТ_____________

курс______1______________________

специальность_ИФСТ______________

шифр_141042_____________________

Ф.И.О._Болотов_Максим_Николаевич

_________________________________

Проверил:

______________________________________________

______________________________

Саратов – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Научно-технические изобретения конца 19-начала 20 вв…………………...3

2. Структурные изменения в промышленности………………………………...7

3. Влияние научно-технического прогресса на мировую экономику…………9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Введение

В конце 19- начале 20 века стремительными темпами происходило развитие производительных сил. В связи с этим в существенной мере увеличился объем мирового промышленного производства. Эти изменения сопровождались стремительным развитием техники, нововведения которой охватывали различные сферы производства, транспорта и быта. Также существенные изменения произошли в технологии организации промышленного производства. В этот период возникло много совершенно новых отраслей, которые не существовали ранее. Также произошли значительные сдвиги в размещении производительных сил, как на международном уровне, так и внутри отдельных государств.

Такое стремительное развитие мировой промышленности было связано с научно-технической революцией конца 19-начала 20 века. Посредством внедрения достижений научно-технического прогресса развитие промышленности в19-20 ст. привело к существенным изменениям условия и образа жизни всего человечества.

Целью написания данной работы является анализ научно-технических достижений конца 19-начала 20 века, а также определение их влияния на мировое экономическое развитие.

При  написании данной работы необходимо решить следующие задачи: характеристика научно-технических изобретений конца 19-начала 20 вв.; анализ структурных изменений промышленности конца 19-начала 20 вв.; определение влияния технологического развития на мировую экономику.

1. Научно-технические изобретения конца 19-начала 20 вв.

В конце 19 века наступила так называемая «Эпоха электричества». Так, если первые машины были созданы мастерами-самоучками, то в этот период все технологические внедрения были тесно взаимосвязаны с наукой. На основе развития электричества была разработана новая энергетическая основа промышленности и транспорта. Так, в 1867г. В. Сименсом было изобретено электромагнитный генератор, с помощью которого путем вращения проводника в магнитном поле можно было получать и вырабатывать электрический ток. В 70гг. 19 века было изобретено динамо-машину, которая использовалась не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, который превращал электрическую энергию в динамическую. В 1883 г. было изобретено Т. Эдисоном первый современный генератор, а в 1891г. он изобрел трансформатор. Благодаря данным изобретениям промышленные предприятия теперь могли размещаться вдали от энергетических баз, а производство электроэнергии было организовано на особых предприятиях – электростанциях. Оборудование машин электродвигателями в значительной мере увеличило скорость станков, что привело к повышению производительности труда и создало предпосылки для последующей автоматизации производственного процесса.[1]

В связи с тем, что потребность в электроэнергии постоянно росла, то возникла необходимость в разработке более мощных, компактных и экономичных двигателях. Так, английским инженером Ч. Парсонсом в 1884 г. было изобретено многоступенчатую паровую турбину, с помощью которой можно было в несколько раз повысить скорость вращения.

Широко использовались двигатели внутреннего сгорания, которые были разработаны немецкими инженерами Даймлером и Бенцом в средине 80 гг.

В 1896г. немецким инженером Р.Дизелем было разработано двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Немного позже этот двигатель приспособили к работе на тяжелом жидком топливе, в связи с чем его стали широко применять во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Массовое производство таких тракторов было освоено в период Первой мировой войны.

В этот период одной из основных отраслей являлась электротехника. Так, широкое распространение получило электрическое освещение, что было связано со строительством крупных промышленных предприятий, развитием городов и существенным увеличением производства электроэнергии.

Также широкое развитие получила и такая отрасль электротехники, как техника средств связи. В конце 19 века было  усовершенствовано аппаратуру проволочного телеграфа, а к началу  80 гг. 19 века были выполнены работы по конструированию и практическому применению телефонной аппаратуры. Телефонная связь стала быстро распространяться во всех странах мира. Первая телефонная станция была построена в США в 1877 г. , в 1879г. была построенная телефонная станция в Париже, а в 1881 году – в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве.

Одним из основных достижений научно-технической революции было изобретение радио – беспроволочной электросвязи, которая основана на использовании электромагнитных волн. Впервые данные волны были обнаружены немецким физиком Г.Герцем. На практике данную связь применил выдающийся русский ученый А.С. Попов, который 7 мая 1885г. продемонстрировал первый в мире радиоприемник.

В начале 20 века было изобретена еще одна отрасль электротехники – электроника. Так, в 1904г. английский ученый Дж. А. Флеминг изобрел двухэлектродную лампу (диод), которая могла использоваться для преобразования частот электрических колебаний. В 1907г. американским конструктором Ли де Форестом было изобретено трехэлектродную лампу (триод) с помощью которой можно было не только преобразовывать частоту электрических колебаний, но и усиливать слабые колебания.

Так, промышленное применение электрической энергии, строительство электростанций, расширение электрического освещения городов, развитие телефонной связи обусловили быстрое развитие электротехнической промышленности.

Стремительное развитие машиностроения, судостроения, военного производства и железнодорожного транспорта предъявляло спрос на черные металлы. В металлургии начали применятся технические нововведения, а техника металлургии достигла больших успехов. Существенно изменились конструкции и увеличились объемы доменных печей. Были введены новые способы производства стали за счет передела чугуна в конверторе под  сильным дутьем.

В 80 гг. 19 века был внедрен электролитический способ получения алюминия, который привел к развитию цветной металлургии. Электролитический метод также использовали для получения меди.

Еще одним из основных направлений научно-технологического прогресса являлся транспорт. Так, в связи с техническим развитием появились новые виды транспорта. Рост объема и скорости перевозок способствовали совершенствованию железнодорожной техники. Было усовершенствовано подвижный состав на железных дорогах: возросла мощность, сила тяги, быстроходность, вес и размеры паровозов и грузоподъемность вагонов. С 1872 г. на железнодорожном транспорте были введены автоматические тормоза, а 1876г. разработана конструкция автоматической сцепки.

В конце 19 века в Германии, России и США проводились эксперименты по  введению на железных дорогах электрической тяги. Первая линия электрического городского трамвая открылась в Германии в 1881г. В России строительство трамвайных линий началось с 1892г.

В период научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. был изобретен новый вид транспорта – автомобильный. Первые автомобили были сконструированы немецкими инженерами К. Бенцем и Г. Даймлером. Промышленное производство автомобилей началось с 90 гг. 19 века. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали строительству шоссейных дорог.

Еще одним новым видом транспорта был воздушный транспорт, решающую роль в развитии которого сыграли самолеты. Первые попытки конструирования самолетов с паровыми двигателями были осуществлены А. Ф. Можайским, К. Адером, Х. Максимом. Широкое распространение авиация получила после установления легких и компактных бензиновых двигателей. Сначала самолеты имели спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле, а потом – для перевозки автомобилей.[2]

В этот период также было организовано химические методы обработки сырья практически во всех отраслях производства. В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная  промышленность стали широко использовать химию синтетических волокон.

Научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. способствовал внедрению многих нововведений для усовершенствования технической сферы легкой, полиграфической и других отраслей промышленности.

2. Структурные изменения в промышленности.

За сравнительно короткое время развития машинного производства были достигнуты весомы результаты в экономическом прогрессе общества.

Стремительное развитие науки в конце 19 века привело к значительному числу открытий, которые выступили основой для новых направлений научно-технического прогресса. К таким направлениям относились: быстрое развитие и практическое использование электрической энергии (изобретение электродвигателей, трехфазных линий передачи электроэнергии); изобретение двигателя внутреннего сгорания; стремительное развитие химической и нефтехимической промышленности на базе широкого использования нефти в виде топлива и сырья; внедрение новых технологий в металлургии.

Развитие промышленности в период конца19 -начала 20 вв. привело к кардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества. Благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса в существенной мере увеличился выпуск продукции во всех отраслях промышленности.

В конце 19-начале 20 вв. произошли следующие структурные изменения в промышленности:

- создание большого машинного производства, преимущественно тяжелой промышленности над легкой, а также преимущество промышленности над сельским хозяйством;

-  возникновение новых отраслей промышленности и модернизация старых отраслей;

- увеличение части предприятий в производстве валового национального продукта и национального дохода;

- возникновение монополистических объединений;

- завершение формирования мирового рынка (конец 19-начало 20 вв.).[4]

Основными отраслями конца 19-начала 20 вв. стали: производство электроэнергии, производство продукции органической и неорганической химии; добывающая, металлургическая, машиностроительная и транспортная промышленность.

В период научно-технического прогресса возникли новые отрасли: сталеварная, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая и автомобильная.

Основное место в организации и управлении производством принадлежало акционерным и коллективным обществам. Рост банковского и промышленного капитала привел к формированию финансовой олигархии.

3. Влияние научно-технического прогресса на мировую экономику.

В конце 19-начале 20 вв. связь науки с производством приобрела все более прочный и систематический характер: установилась тесная взаимосвязь науки с техникой, то есть процесс преобразований в области науки охватил технику и технологию.

Научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. охватил различные сферы промышленного производства. В годы Первой мировой войны существенное развитие получила военная техника.

По своему характеру научно-технический прогресс конца 19-начала 20 вв. отличался от промышленного переворота 18-19 вв. Так, если промышленный переворот привел к становлению машинной индустрии и изменению социальной структуры общества, то результатами данного научно –технического прогресса являлись изменения в технике и технологии производства, реконструкции машинной технологии.[3]

Научно-технический прогресс конца 19- начала 20 вв. способствовало появлению многих новых отраслей промышленного производства. Так, появилась электротехническая, химическая, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая отрасли, автомобилестроение, самолетостроение, а также производство железобетона.

В этот период наиболее динамично развивалась автомобильная отрасль. Так, первые автомобили с бензиновым двигателем начали создаваться в Германии, однако вскоре производство таких автомобилей было развито во многих странах мира.

Стремительное развитие новых отраслей машиностроения вызвало изменение структуры черной металлургии – повысился спрос на сталь, в связи, с чем темпы ее выплавки в существенной мере превышали прирост производства чугуна.

Технические достижения конца 19-начала 20 вв. и стремительное развитие новых отраслей определили изменение структуры мирового промышленного производства. Так, если в период промышленного переворота в общем объеме выпускаемой продукции преобладало производство предметов потребления, то в период научно-технического переворота преобладало производство  средств производства. Это привело к тому, что усилилась концентрация производства, в связи с чем основную роль занимали крупные предприятия. Однако для развития крупного производства были необходимы большие инвестиции, что привело к необходимости объединения частных капиталов. Такое объединение осуществлялось образованием акционерных обществ. Также в этот период создавались монополистические союзы, как в области производства, так и в области капиталов.

То есть, в результате изменений в области техники и технологии производства, а также развития производительных сил были созданы материальные предпосылки для возникновения монополий и перехода капитализма от промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Процессу монополизации в существенной мере способствовали экономические кризисы, которые являлись довольно частым явлением в конце 19-начале 20 вв. Так, как в ходе экономических кризисов, в первую очередь страдали мелкие и средние предприятия, то это способствовало концентрации и централизации производства и капитала.

Так, в конце 19-начале 20 вв. монополия как форма организации производства и капитала заняла ведущую позицию в социально-экономической жизни развитых стран.

В период научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. в области промышленного развития ведущее место занимают молодые капиталистические страны – США и Германия, значительно продвигается и Япония. Так, первое место в мире по экономическому развитию заняли США.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительное развитие науки в конце 19-начале 20 вв. привело к существенному числу открытий технического характера, что способствовало развитию новых направлений научно-технического прогресса.

Так, в начале 20 века появилась такая отрасль электротехники, как электроника. Также были внедрены технические нововведения и в такой отрасли, как металлургия, в связи, с чем техника металлургии достигла значительных успехов. Практически во всех отраслях производства использовались химические методы обработки сырья.  

Среди основных изобретений научно-технического прогресса конца 19-начала 20 вв. являлись швейная машина Зингера, ротационная типографская машина, двигатель внутреннего сгорания, шлифовальный и фрезерный станок.

В конце 19-начале 20 вв. также произошли структурные изменения в промышленности. Так, увеличилась часть предприятий в производстве валового национального продукта и национального дохода.

Также в связи с научно-техническим прогрессом конца 19-начала 20 вв. появилось много новых отраслей. В промышленности начали применяться новые технические достижения, усилилось взаимодействие между наукой и промышленностью. Научно-технический прогресс оказал благоприятное влияние на все стороны общественной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Брамин С.Л. История Европы. – М: Наука, 2005 – 324с.
  2.  Ливанов Л.А. Всемирная история. Учебное пособие. – М: Проспект, 2008 – 544с.
  3.  Поляк Г.Б., Маркова А.Н. История мировой экономики. – М: ЮНИТИ, 2005 – 727с.
  4.  Сарычев В.Г., Успенский А.А., Чунтулов В.Т. Экономическая история. Учебное пособие. – М: Инфра-М, 2002 – 305с.
  5.  Я.М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.
  6.  Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга: – М.: ИНФРА – М., 2001. – 716 с.
  7.  Курс экономической теории: Учебн. пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. — М.: Изд. “АСА”, 1996. — 624 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22917. Розв’язки системи лінійних рівнянь 50 KB
  Оскільки система сумісна ранги матриці A і рівні і дорівнюють r. Система переписується таким чином: Всі розв’язки системи можна одержати таким чином. Одержується система лінійних рівнянь відносно базисних змінних x1x2xr.
22918. Еквівалентні системи лінійних рівнянь 29.5 KB
  Дві системи лінійних рівнянь з однаковим числом змінних називаються еквівалентними якщо множники їх розв’язків співпадають. Зокрема дві несумісні системи з однаковим числом змінних еквівалентні. Еквівалентними перетвореннями системи лінійних рівнянь називаються перетворення які зводять систему до еквівалентних систем.
22919. Метод Гауса розв’язання систем лінійних рівнянь (метод виключення змінних) 84.5 KB
  Отже за теоремою Крамера система має єдиний розв’язок. Але на практиці цей розв’язок зручніше знаходити не за формулами Крамера. Система має нескінчену кількість розв’язків змінні системи діляться на дві частини – базисні та вільні змінні.
22920. Поняття підпростору 47 KB
  1 в підпросторі M існують два лінійно незалежні вектори a1 і a2. З іншого боку пара лінійно незалежних векторів утворює базис площини R2. Це означає що будьякий вектор простору лінійно виражається через a1 і a2. 2 в підпросторі M існує лише лінійно незалежна система що складається з одного вектора a.
22921. Однорідні системи лінійних рівнянь 49 KB
  Будемо розглядати однорідну систему лінійних рівнянь з змінними 1 Зрозуміло що така система рівнянь сумісна оскільки існує ненульовий розв’язок x1=0 x2=0xn=0. Цей розв’язок будемо називати тривіальним. Можна зробити висновок що якщо однорідна система лінійних рівнянь має єдиний розв’язок то цей розв’язок тривіальний. Однорідна система лінійних рівнянь має нетривіальний розв’язок тоді і тільки тоді коли її ранг менше числа невідомих.
22922. Поняття фундаментальної (базисної) системи розв’язків 55.5 KB
  Як показано вище множина M всіх розв’язків однорідної системи лінійних рівнянь утворює підпростір. Фундаментальною базисною системою розв’язків однорідної системи лінійних рівнянь називається базис підпростору всіх її розв’язків. Теорема про фундаментальну систему розв’язків.
22923. Теорема про розв’язки неоднорідної системи лінійних рівнянь 43 KB
  Теорема про розв’язки неоднорідної системи лінійних рівнянь. Нехай дана сумісна неоднорідна система лінійних рівнянь 3 L множина всіх її розв’язків а деякий частковий розв’язок M множина всіх розв’язків відповідної однорідної системи 4. Нехай a=γ1γ2γn і припустимо що b=λ1λ2λn довільний розв’язок системи 3 тобто b є L.
22924. ЛЕМА ПРО ДВІ СИСТЕМИ 37.5 KB
  bk – дві системи векторів кожен вектор першої системи лінійно визначається через другу систему. Якщо m k то перша система лінійно залежна. Нехай а1 а2 аm і b1 b2 bk – дві системи векторів кожен вектор першої системи лінійно виражається через другу систему. Якщо перша система лінійно незалежна то m≤k.
22925. Поняття базису 25.5 KB
  aik лінійно незалежна; Всі вектори системи a1 a2 am лінійно виражаються через ai1ai2. Базисом простору Rn називається система векторів a1 a2 an є Rn така що система a1 a2 an лінійно незалежна; Кожний вектор простору Rn лінійно виражається через a1 a2 an. Звідси α1= α2==αn=0 лінійна коомбінація тривіальна і система лінійно незалежна. Будьякий вектор простору лінійно виражається через e1e2en .