98087

Понятие о хозяйственных операциях

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Множество видов хозяйственных операций, которые совершаются на предприятии, влияют на величину имущества и источники образования имущества. Одни операции способны изменить состав средств, другие же являются причиной изменения источников этих средств, третьи представляют собой увеличение состава средств и их источников, четвертые отражают уменьшение и того и другого.

Русский

2015-10-27

138.5 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«МИСиС»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Кафедра экономики и менеджмента малого предпринимательства

Учебный курс

«Бухгалтерский учет»

Реферат на тему:

«Понятие о хозяйственных операциях»

                                                                          

Выполнила: студентка группы

МЭ-13-6

Важникова Д.А.                                                                                                                                                                      Научный руководитель

Елисеева Е.Н.

                               

Москва 2015


Содержание

[1]
Содержание

[2]  

[3] 1 Сущность понятия «хозяйственная операция»

[4] 2 Типы хозяйственных операций. Примеры хозяйственных операций

[5] 3 Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций

[6] 4 Производственно-технологический процесс

[7] Список литературы

 

1 Сущность понятия «хозяйственная операция»

Множество видов хозяйственных операций, которые совершаются на предприятии, влияют на величину имущества и источники образования имущества. Одни операции способны изменить состав средств, другие же являются причиной изменения источников этих средств, третьи представляют собой увеличение состава средств и их источников, четвертые отражают уменьшение и того и другого. В свою очередь, все перечисленное находит отражение в изменении статей баланса. Но даже при всем многообразии этих изменений, у любого бухгалтера не должно возникать сложностей в установлении корреспонденции счетов, в конце концов, все они сводятся к четырем видам [1].

Первый вид хозяйственных операций изменяет только актив баланса: хозяйственная операция влияет на перераспределение средств в активе баланса, при этом итог баланса не меняется (например, с расчетного счета в кассу поступили средства для выдачи заработной платы рабочим).

Второй вид хозяйственных операций затрагивает перераспределение средств в пассиве баланса. Итог также неизменен. Например, погашена задолженность перед поставщиками за счет краткосрочного кредита банка.

Третий вид: хозяйственная операция вызывает изменение итога баланса в сторону увеличения (начислена заработная плата).

Четвертый вид: хозяйственная операция вызывает итог баланса в сторону уменьшения (выдана заработная плата из кассы работникам организации).

Рисунок 1 – Виды хозяйственных операций

2 Типы хозяйственных операций. Примеры хозяйственных операций

В ходе хозяйственной деятельности любого рода осуществляются хозяйственные операции, под влиянием которых изменяются статьи бухгалтерского баланса.

Все хозяйственные операции можно разделить на следующие типы в зависимости от влияния на бухгалтерский баланс:

  1.  изменения только в активе;
  2.  изменения только в пассиве;
  3.  изменения в активе и пассиве одновременно.

Но независимо от типа операции затрагивается не менее двух статей баланса, также необходимо сохранять равенство валюты баланса. Операции, в результате проведения которых  валюта баланса (итог баланса) не изменяется, называются перемутациями. Если же итог баланса уменьшился или увеличился , операция носит название модификация. Перемутации могут быть активными и пассивными, модификации различают положительные и отрицательные [2].

Рассмотрим подробнее приведённые типы.

Первый тип операции, привносящие изменения в актив баланса, не изменяя пассив. Результатом таких операций становится увеличение одной статьи актива баланса, и уменьшение другой на ту же сумму. Таким образом балансовое  равенство не нарушается, а итог баланса не претерпевает изменений.

Примером такой хозяйственной операции может служить ситуация при которой с расчетного счёта в кассу поступили денежные средства в определённом размере. То есть

А + ХО - ХО = П,                                                                                                                (1)

где А – актив баланса,

     ХО – хозяйственная операция,

     П – пассив баланса

Второй тип операции, привносящие изменения в пассив баланса, не изменяя актив. Результат операции – увеличение одной статьи пассива баланса и соответственное уменьшение другой. Так же без нарушения балансового равенства и изменения валюты баланса.

А = П + ХО - ХО                                                                                                                  (2)

Третий тип – операции, которые вызывают увеличение в статьях актива и пассива одновременно, а также увеличивают итоги балансов на одну и ту же величину, но при этом балансовое равенство не нарушается.

Примером операции третьего типа может выступить ситуация поступления материалов от поставщиков на склад организации на данную сумму.

А + ХО = П + ХО (склад «+», кредиторская задолженность предприятия «+»)          (3)

И последний, четвёртый тип – операции, которые вызыывают уменьшение в статьях актива и пассива.

А - ХО = П - ХО                                                                                                                   (4)

Пермутация влечет за собой изменение (в сторону увеличения или уменьшения) в активе и в пассиве единовременно при условии, что валюта баланса не изменяется. Что касается модификации, она касается обеих частей бухгалтерского баланса. В данном случае, валюты баланса могут либо одновременно уменьшаться, либо увеличиваться.

3 Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций

Хозяйственные процессы и операции, которые являются их составляющими, доходы и расходы, которые формируют финансовый результат, также являются объектами бухгалтерского наблюдения.

Такая экономическая категория как общественное производство изучается в качестве взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.

Рисунок 2 – Стадии общественного производства

Каждая стадия, проявляемая в финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации, рассматривается через хозяйственные и финансовые процессы, являющиеся объектами бухгалтерского наблюдения.

Стадию производства можно охарактеризовать такими процессами, как:

- производственное потребление,

- выпуск готовой продукции,

- воспроизводство основных фондов.

Стадию распределения характеризуют процессы

- распределения готового продукта,

- распределение прибыли,

- перераспределение средств.

Стадия обмена включает в себя такие процессы, как:

-товарное обращение,

-снабжение (заготовление),

- реализация,

-денежное обращение,

-процессы финансовых и кредитных отношений.

Стадия потребления в непроизводственной сфере на уровне организации подразумевает под собой потребление в социальной сфере, которая принадлежит этой организации.

Современные тенденции теории бухгалтерского учета опираются на изучения влияния изменений в имуществе организации и источниках его формирования на финансовое положение организации. В свою очередь финансово-хозяйственная деятельность понимается как жизненный цикл производимого продукта, который характеризуется процессами заготовления, производства и реализации и независимым процессом – использования прибыли (ее распределение) [3].

Процесс заготовления можно охарактеризовать фактом перераспределения средств, возникновением финансовых или кредитных отношений. Процесс производства включает в себя производственное потребление (издержки производства), выпуск готовой продукции, возобновление основных фондов. Процесс реализации предполагает перераспределение средств, возникновение финансовых и кредитных отношений. Под процессом использования прибыли понимаются направления использования прибыли такие, как: накопление на расширение производства, на развитие социальной сферы, потребление, расчеты с бюджетом, возмещение убытка.

Все хозяйственные процессы являются совокупностью фактов хозяйственной деятельности (ФХД). Некоторые факты хозяйственной деятельности не влияют на финансовое положение организации. Под хозяйственными операциями понимаются такие факты хозяйственной деятельности, реализация которых приводят к изменению в имуществе или источниках его образования. Хозяйственные операции являются основным объектом бухгалтерского наблюдения, на уровне хозяйственных операций в бухгалтерском учете отражается информация о хозяйственных процессах [4].

Правильное отражение в учете такой информации требует четкого определения фактов хозяйственной деятельности, а именно определение момента регистрации этого факта в учете, выполнение его стоимостной оценки, определение счетов бухгалтерского учета, на которые следует отразить информацию о совершенном факте хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности обладают некоторыми экономическими и юридическими характеристиками.

Условные ФХД признают имеющий место на отчетную дату ФХД, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько определенных событий. Последствия условного факта хозяйственной деятельности оказывают существенное влияние на оценку пользователями бухгалтерской отчетности финансового положения организации на отчетную дату [5]. Примерами последствий ФХД могут служить условная прибыль, условный убыток, условное обязательство, условный актив.

4 Производственно-технологический процесс

Не секрет, что у любого предприятия есть, так называемое, дерево целей. Роли таких целей могут существенно отличаться, но, в основном, преобладают цели экономические.  Иначе говоря, организация в среднем должна иметь дело с прибылью (безусловно, спады, которые сопровождаются плановым снижением прибыли или временными убытками, возможны, однако лишь в контролируемом размере или в течение непродолжительного времени). Под прибылью понимается превышение доходов над расходами (затратами). В данном блоке речь идет о выявлении и оценке значимости факторов (а) повышения доходов и (б) снижения расходов.

В рамках решения первой задачи – повышение доходов:

- анализируется выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах,

- ритмичность производства и продаж,

- достаточность и эффективность диверсификации производственной деятельности,

- анализ эффективности ценовой политики,

 - оценка влияния различных факторов (фондовооруженность, загрженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др. ) на изменение величины продаж,

- сезонность производства и продаж,

- расчет критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п [6].

Традиционные аналитические таблицы, которые содержат плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) показатели объемов производства и продаж, а так же отклонения от них в натуральном, стоимостном выражении и в процентах, выражают результаты анализа.

Снижение расходов – вторая задача, которая предполагает планирование и контроль над исполнением плановых заданий по затратам (расходам) и поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Себестоимостью продукции (работ и услуг) называется стоимостная оценка ресурсов предприятия, которые были использованы в процессе производства и в процессе реализации данной конкретной продукции.

Выше была приведена обобщенная характеристика ресурсного обеспечения производственной деятельности, но если речь идет о воплощении определенного производственного процесса, значимыми становятся отдельные виды активов, средств и расходов. Например, для изготовления какого-либо вида продукции следует пользоваться той или иной материально-технической базой, различными видами сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразными технологиями производства, схемами снабжения и сбыта и т.д. Вот почему становится очевидным, что выбранная концепция организации и реализации производственного процесса зависит уровень себестоимости, который может значительно меняться и существенно влиять на величину прибыли предприятия. Именно этим определятся роль методик анализа и управления себестоимостью в системе управленческого учета, а также с позиции управления деятельностью предприятия в целом.

Под управлением себестоимостью продукции принято понимать рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможность обоснованного сокращения расходов и затрат. Данный процесс можно представить как весьма простые последовательные процедуры, осуществляющиеся в рамках одного производственного цикла:

- прогноз и планирование затрат (на данном этапе определяются долгосрочные и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, которые обеспечивают выход на конкретные значения показателей прибыли и рентабельности);

- нормирование затрат (устанавливаются технически-обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных выражениях по отдельным видам затрат, технологическим процессам и центрам ответственности);

- учет затрат (берутся во внимание расходы в заданной номенклатуре статей);

- калькулирование себестоимости (происходит распределение фактических расходов и затрат на объекты калькулирования себестоимости, т.е. определяется фактическая себестоимость продукции);

- анализ затрат и себестоимости (проводится анализ фактических затрат по сравнению с плановыми заданиями и нормативами, а также выявление факторов, которые повлекли за собой значительные отклонения, и определение резервов снижения себестоимости)

- контроль и регулирование процесса управление затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования) [7].

Как было отмечено выше, в процессе анализа затрат и себестоимости продукции наиболее значимыми стали два признака классификации: экономический элемент и статья калькуляции.

Экономический элемент – это экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне данного предприятия не представляется целесообразным к более дробной детализации [8]. Например, элемент «Амортизация основных средств» обобщает все отчисления на амортизацию вне зависимости от того, для каких целей (производственных, социальных или управленческих) определенное основное средство было использовано; стоимость покупного полуфабриката невозможно разложить на затраты живого и овеществленного труда и т.п.

Очевидно, затраты, которые предприятие обязано нести в ходе процесса производства, являются объективными, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Помимо этого, государство определенным образом регулирует этот процесс путем нормирования затрат, которые относятся на себестоимость и принимаются во внимание в процессе исчисления налогооблагаемой прибыли. Такой вид регулирования осуществляется  с помощью документа «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)», который содержит единую для предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм номенклатуру экономических элементов затрат. В пункте 5 названного Положения выделяются следующие элементы затрат:

- материальные затраты (без учета стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Рисунок 3 – Элементы затрат

Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по таким крупным позициям, как оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия и др.

Калькуляционная статья – это конкретный вид затрат, который образует себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Выделение таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т.е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость определенного вида продукции [9].

В том случае, когда затраты по экономическим элементам в совокупности позволяет выявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к тому, закончено ли производство или нет, то группировка затрат по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции, которая полностью прошла производственный цикл и готова к реализации либо уже реализована.

Состав калькуляционных статей зависит от того, к какой отрасли принадлежит данное предприятие, в частности, для промышленного предприятия типовая номенклатура статей имеет следующий вид:

1) сырье и материалы,

2) возвратные отходы (исключаются),

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций,

4) топливо и энергия на технологические цели,

5) заработная плата производственных рабочих,

6) отчисления на социальные нужды,

7) расходы на освоение и подготовку производства,

8) общепроизводственные расходы,

9) общехозяйственные расходы,

10) потери от брака,

11) прочие производственные расходы,

12) коммерческие расходы [10].

Первые 11 статей составляют так называемую производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов, т.е. расходов, которые связаны со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации.

В системе управления затратами важную роль играет разделение затрат на прямые и косвенные. Прямыми затратами называются расходы, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. Под косвенными затратами понимаются такие затраты, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на конкретный объект калькулирования, и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны быть предварительно аккумулированы на определенном счете и в дальнейшем распределены между всеми объектами пропорционально некоторой базе [4].

Примерами прямых затрат могут служить затраты сырья и материалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, которые заняты производством данного вида продукции и др. Косвенные затраты представляют собой расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др. Базой для распределения могут служить: прямые затраты, заработная плата производственных рабочих, объем выработанной продукции и т.п.

Отметим, что разделение затрат на прямые и косвенные, так же как и выбор базы для распределения последних с целью включения их в себестоимость, всегда имеют определенную долю субъективизма.

Что касается способов калькулирования, которые используются в отечественной практике, они очень многообразны. Один из подходов к классификации методов и краткое их описание можно найти в [7, сс. 50-56]. В западной практике наиболее распространенна система директ-костинга, которая предполагает подразделение затрат на условно-постоянные и переменные; первые относятся на затраты текущего (отчетного) периода, вторые – на себестоимость (см., например [5]).

В рассмотренной схеме управления затратами аналитический блок является одним из нескольких, однако, его значение очевидно. В данном блоке проводится анализ динамики или выполнения плана (соответствие нормативам) по отдельным видам затрат. В западной учетно-аналитической практике такую процедуру выполняют бухгалтеры и она является одним из разделов управленческого учета. Логика анализа в данном случае традиционна:

- определяется объект анализа (чаще всего в качестве объекта принимаются экономические элементы затрат или статьи затрат, которые выделены для калькулирования себестоимости),

- устанавливается некоторый ориентир (план, норматив, базисное значение),

- рассчитывается фактическое значение объекта анализа,

- исчисляются отклонения фактических значений от заданного ориентира,

- управленческие решения (обычно оперативного характера) принимаются в зависимости от существенности отклонений [6].

Описанная схема аналитических процедур в западной учетно-аналитической практике носит название вариационного анализа и. чаще всего, представляет собой один из ключевых элементов системы управления по отклонениям (management by exception)*.

Тем не менее, она может быть рассмотрена в качестве элемента системы внутреннего анализа, а ее детализация с позиции счетно-аналитических процедур не представляет принципиальной сложности и зависит от выбранного подхода в идентификации видов затрат.

В заключение следует отметить, что в данной статье не уточнялось понятие производственно-технологического процесса и оно трактовалось в широком смысле. В конкретном анализе это понятие должно быть уточнено, специфицировано и, кроме того, могут быть обособлены отдельные его стадии. Например, для машиностроительного предприятия в целях анализа можно отделить процессы производства и сбыта готовой продукции, для предприятия торговли производственно- технологический процесс трансформируется в торгово-технологический, при этом возникают иные критерии и показатели (качество обслуживания, формы торговли, виды резервов и др.). Такая спецификация имеет значимость, прежде всего, для внутрипроизводственного анализа.

Управление по отклонениям представляет собой концепцию организации управленческого внутрифирменного контроля, когда менеджеры уделяют внимание выявлению причин отклонений фактических результатов от плановых только в том случае, если эти отклонения существенны. Другим словами, считается нерациональным и неоправданным тратить время на доскональный анализ любых отклонений; высвободившийся временной ресурс используется для решения задач тактического характера.

Список литературы


1. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. - М.: Финансы и статистика, 2010.

2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А.Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2010.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2012.

4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2010.

5. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система "директ-костинг": Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2011.

6. Русак М.А. Совершенствование экономического анализа в кондитерской промышленности. - М.: Агропромиздат, 2012.

7. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителей. - М.: "Проспект", 2010.

8. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник / Под общ. ред. В.В.Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 2010.

9. Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / Под ред. А.Д.Шеремета. М.: Прогресс, 2012.

10. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2012.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30796. Материалы и компоненты штукатурных растворов. Свойства 15.56 KB
  Остальные пески для получения качественного штукатурного раствора необходимо предварительно промывать. Например для обычного раствора среднезернистый песок для отделочных слоев – мелкозернистый для декоративной штукатурки крупнозернистые пески. Добавки – это такие вещества которые повышают качество раствора усиливают вяжущие свойства и дают штукатурке определенные свойства. При длительном хранении такого раствора вода выступает на его поверхности.
30797. Штукатурный намёт и его состав для различных видов штукатурки 14.39 KB
  Состав обычной штукатурки: Однослойная – для подсобных помещений Многослойная – в 3 слоя :стена обрызг грунт накрывка Обрызг – для сцепления штукатурного намёта с поверхностью не разравнивается. Простая штукатурка – 2 слоя обрызгнаркывка 12 мм Улучшенная – 3 слоя обрызггрунтнакрывка1520мм Высококачественная – 4 слоя обрызггрунтгрунтнакрывка2025 мм Удобоукладываемость: обрызг ОК 1012 грунт ОК 910.
30798. Подготовка к оштукатуриванию. Провешивание. Инструмент 14.9 KB
  Провешивание: Первый маякгвоздь вбивают слева сверху стены оставляя шляпку на толщину штукатурки Отвес. 3 и 4 маяки с другой стороны стены аналогично. Натягиваем нить – не должна касаться стены. Если касается стены – вынимаем маяки и провешиваем заново.
30799. Технологическая последовательность устройства монолитной штукатурки механизированным способом и вручную 14.28 KB
  Нанесение растворов при механизированном оштукатуривании выполняют форсунками с пневматическим или механическим раздроблением раствора. При пневматическом распылении раствора к форсунке дополнительно подводится по шлангу и сжатый воздух от компрессора. Это делают для лучшего сцепления раствора с поверхностью. Во время нанесения раствора форсунку держат правой рукой у места присоединения к шлангу одновременно поддерживая ее снизу левой рукой.
30800. Применение бетона и железобетона в строительстве. Состав комплексного процесса бетонирования строительных конструкций 15.66 KB
  Состав комплексного процесса бетонирования строительных конструкций. Железобетон и бетон – материалы без которых не обходится строительство ни одного объекта. Бетон искусственный каменный строительный материал получаемый в результате формования и затвердевания рационально подобранной и уплотненной смеси состоящей из вяжущего вещества крупных и мелких заполнителей воды.
30801. Приготовление бетонной смеси. Требования к составляющим 17.72 KB
  Приготовление бетонной смеси. Бетонная смесь состоит из вяжущего заполнителя и воды подобранных в требуемом количестве и тщательно перемешанных в бетоносмесителе. В результате формования уплотнения и последующего твердения бетонной смеси получается искусственный каменный материал называемый бетоном. Крупность заполнителей в смесях применяемых для бетонирования армированных конструкций должна быть не больше 150 мм так как щебень более крупных размеров при укладке смеси может повредить арматуру.
30802. Основные способы транспортирования бетонной смеси. Требования 14.25 KB
  Основные способы транспортирования бетонной смеси. Содержание операций по транспортированию бетонной смеси и подаче ее к месту укладки зависит от дальности перевозок положения в пространстве бетонируемого участка свойств бетонной смеси наличия тех или иных транспортных средств климатических и других местных условий. В общем виде этот технологический процесс заключается в приеме бетонной смеси из бункера бетоносмесительной установки доставке перемещении ее различными транспортными средствами к площадке последующей подаче смеси к месту...
30803. Подача Б-смеси в конструкции. Способы подачи 13.91 KB
  Способы подачи бетонной смеси. Подача бет. – бетон. при бетонировании подземных сооружений бет.
30804. Способы укладки Б-смеси. Требования при укладке Б-смеси в конструкции с уплотнением 16.62 KB
  Способы укладки Бсмеси. Требования при укладке Бсмеси в конструкции с уплотнением. Основные требования к укладке бетонной смеси: Ограничение высоты падения бетонной смеси плиты до 1м колонны 5 м остальное 2м Послойная укладка с уплотнением каждого слоя; Для обеспечен. Задача процесса уплотнения бетонной смеси состоит в предельной упаковке различных по форме и величине частиц составляющих многокомпонентный конгломерат бетонной смеси.