98090

Проблемы разграничения административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение окружающей среды достигло невиданных масштабов. С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают биологические основы существования человека.

Русский

2015-10-27

46.13 KB

5 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический институт

Кафедра природоресурсного, земельного и экологического права

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экологическое право»

на тему «Проблемы разграничения административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения»

Выполнил

студент группы №____

________И. В. Згурская

Проверил

канд. юрид. наук, доцент

______Р.Р. Назметдинов
_____________________

зачтено /не зачтено

Оглавление

Введение                                                                                                         3                                                                     

  1.  Особенности административной ответственности за

экологические правонарушения                                                                   4


     2. Уголовная ответственность за экологические

правонарушения                                                                                            8         


     3. Проблемы разграничения оснований привлечения

к ответственности                                                                                          12

Заключение                                                                                                      13


Список использованных нормативно-правовых актов

и  литературы                                                                                                   15

Введение

    Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение окружающей среды достигло невиданных масштабов.

    С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают биологические основы существования человека.

Это вызывает необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

    Изучение экологического законодательства важно потому, что правонарушения преступают интересы и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку.

    Свод законодательных актов, существующих в Российской Федерации и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы.

    Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды.

    Предметом – административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения.

    Цель данной работы состоит в анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в выявлении проблем разграничения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения.

    Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- охарактеризовать особенности административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения

- определить круг органов, осуществляющих контроль за экологической деятельностью

- определить проблемы основания привлечения к ответственности

    В связи с заявленной проблемой исследования, а также определенной спецификой поставленных задач, необходимо отметить, что рассмотрение правовых основ ответственности за экологические правонарушения предполагает применение соответствующих методов исследования, которые позволят добиться более эффективной реализации имеющихся данных. Основой исследовательского подхода данного исследования стал синтез дедуктивного и индуктивного метода. Теоретический анализ действующего законодательства дополняется анализом эмпирической составляющей, практики применения этих норм в правоприменительной сфере. В качестве специального метода исследования применен формально-юридический метод.

  1.   Особенности административной ответственности за экологические правонарушения

Легальное определение понятия «административное правонарушение» закреплено в ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Согласно КоАП административным правонарушением признается

противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом иди законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру и большей тяжести не являются общественно опасными и не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством уголовной ответственности.

(Стр 142 эп в вопросах и ответах учебное пособие 2-е издание М 2007 )Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в главе 8 КоАП «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», в главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», главе 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель». Традиционно главным критерием при классификации административных экологических проступков выступает объект посягательства. По нему выделяются следующие группы проступков:

  1.  Посягающие на государственную (и иную) собственность – на недра, воды, леса, животный мир ( ст. 7.1, 7.3, 7.4, 7.6, 7.8-7.11), а также самовольная добыча янтаря ( ст.7.5 ); повреждение гидротехнических сооружений ( ст.7.7 ), уничтожение специальных знаков ( ст.7.2 );
  2.  Общие экологические ( ст. 8.1-8.5 );
  3.  Земельные (ст.8.6 «Порча земель», 8.7 «Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению», ст.8.8 «Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» )
  4.  Горные( ст.8.9 «Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов», 8.10 «Нарушение требований по рациональному использованию недр», 8.11 «Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр» );
  5.  Водные ( ст.8.12 «Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков, лесов в водоохранныхзонах и режима их использования», 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», 8.14 «Нарушение правил водопользования», 8.15 «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств», 8.16 «Невыполнение правил ведения судовых документов»);
  6.  Посягательства на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ ( ст.8.17 «Невыполнение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм ) или условий лицензии», 8.18 « Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и ( или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации», 8.19 «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации», 8.20 «Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) исключительной экономической зоне Российской Федерации»);
  7.  Посягательства на атмосферный воздух ( ст.8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха», 8.22 «Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума», 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума»);
  8.  Лесонарушения (ст.8.24 «Нарушения порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования», 8.26 «Нарушение правил использования лесов», 8.26 «Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов», 8.27 «Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства», 8.28 «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан», 8.30 «Уничтожение лесной инфраструктуры, а также повреждение сенокосов, пастбищ», 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах», 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»);
  9.  Посягательства на животный мир и среду его обитания (ст.8.33-8.38), в том числе за нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных, правил создания, использования или транспортировки биологических коллекций, ст.8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил пользования объектами животного мира» и др.; ряд статей о посягательствах на животный мир содержится в главе 10 (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил – ст.10.6 и др.);
  10.  Посягательства на правила охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст.8.39)
  11.  Правонарушения в области особых воздействий и работ (ст.8.40)
  12.  Посягательства на растительный мир вне лесов, могущие причинить вред различным элементам окружающей среды (ст.10.1-10.3, предусматривающие ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, ввоза и вывоза подкарантинной продукции и иных правил обращения с ней);
  13.  Посягательства на порядок ведения мелиоративных работст. 10.9-10.10, устанавливающие ответственность за многочисленные проступки – от нарушения порядка разработки документации, уничтожения или повреждения мелиоративных систем до невыполнения требований специально уполномоченных органов в области мелиорации земель;
  14.  Наконец, вред окружающей среде может быть причинён в результате совершения проступков, нарушающих правила безопасности в промышленном производстве, на транспорте.

Пользуясь данной классификацией, следует иметь в виду, что она (как и любая классификация) – условна, в первую очередь из-за того, что в большинстве случаев перечисленные статьи включают несколько составов, а в них выделены обычно не один, а два (иногда – больше) предмета посягательства, например экологическая информация и право собственности3.

Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также специальным экологическим законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях. Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

Традиции, сложившиеся в российском законодательстве привели к тому, что помимо КоАП РФ (гл. 7,8,10) перечни составов административных правонарушений, частично совпадающие с имеющимися в Кодексе, частично выходящие за его пределы, установлены в Федеральных законах «Об использовании атомной энергии» (ст. 61-62), «Об экологической экспертизе» (ст.30,32), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст.46), «О животном мире» (ст.55), «О безопасности гидротехнических сооружений (ст.19-20), «О недрах» (ст.49) и других актах.

Применение мер административной ответственности осуществляется с учетом положений специального экологического законодательства (в первую очередь о компетенции должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное производство) в порядке, установленном нормами разделов III«Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», IV«Производство по делам об административных правонарушениях», V«Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ.

Экологические проступки в зависимости от отнесения их к тому или иному виду рассматриваются: перечисленными в главе 23 КоАП РФ лицами и органами, а именно: судьями, органами, осуществляющими государственный ветеринарный, карантинный фитосанитарный надзор, государственный контроль и надзор в области защиты растений, в области мелиорации земель, использования, охраны и защиты лесного фонда, а также пограничные органы, органы рыбоохраны и многие другие.

    Основные санкции – в виде штрафа (причем его размеры колеблются существенным образом), конфискация орудий, средств совершения правонарушения, незаконно добытого, а также лишения права охоты.

  1.   Уголовная ответственность за экологические преступления

    Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие ли бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. Статья 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19тдекабря 1991 г. Определяла экологические преступления как общественно опасные деяния, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека. При всех недостатках этой формулировки следует отметить, что с ее помощью стало легче решать ряд практических вопросов толкования и применения норм Уголовного кодекса. Для отнесения преступных деяний к указанной группе используются такие их признаки, как экологичность, общественная опасность, общая и уголовная противоправность4.

    Уголовная ответственность устанавливается нормами УК РФ, в основном помещенными в гл. 26 «Экологические преступления». Ее целями является защита уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды, установленного нормативно-правовыми актами порядка деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы, ухудшения качества окружающей среды. Уголовная ответственность предусмотрена за нарушения экологического законодательства в различных сферах человеческой деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в обыденной деятельности граждан, при осуществлении специализированных или опасных работ (в сфере генной инженерии, в областях, связанных с высокотоксичными отходами) и т. п.

    В главе 26 УК РФ установлена ответственность за посягательства, которые заключаются в нарушении правил охраны окружающей среды при

производстве работ (ст. 246), обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст.247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248), установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил (ст.249), охраны и использования недр (ст.255), охраны рыбных запасов (ст.257), а также за загрязнение вод (ст.250), атмосферы (ст.251), морской среды (ст. 252), порчу земли (ст. 254), нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253),за незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256), незаконную охоту (ст. 258), за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст.259), незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260), за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов (ст. 262).

За пределами главы 26, в других главах УК РФ, помещены статьи, устанавливающие ответственность за преступные посягательства на различные охраняемые объекты, если эти посягательства причиняют вред окружающей среде. Это преступления, связанные с нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, при проведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения радиоактивных материалов, взрывчатых и других веществ (ст. 215,216-220 гл. 24 «Преступления против общественной безопасности»), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237), жестокое обращение с животными (ст. 245) – гл.25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»; экоцид – ст. 358 гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества». Экологическая катастрофа может быть целью террористического акта, вред окружающей среде причиняется в результате некоторых транспортных преступлений и др.

В настоящее время УК РФ введены новые, ранее не известные российскому уголовному праву составы экологических преступлений (например, предусмотренные ст. 246, 247, 254, 259, 262, 237, 258), указаны наряду с традиционными иные квалифицирующие признаки (совершение преступления в зоне чрезвычайной экологической ситуации). В материальных составах, как правило, дается открытый перечень последствий с применением оборотов «иные тяжкие последствия», «существенный вред окружающей среде» и т. п.

    Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических преступлений различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.

    За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

- штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период». Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Данный вид наказания используется в виде основного и дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либо характером его профессиональной деятельности. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.

- обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное время от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную порубку деревьев и кустарников.

- исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

- ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

- арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцец); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).

- лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил  охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид , то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет5.

    Применение уголовного наказания характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами – дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в 3 раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на её спасение, иначе может оказаться поздно.

  1.   Проблемы разграничения оснований привлечения к ответственности

    Объективные признаки и преступления и проступка – нарушение одних и тех же правил : рыболовства, охоты, заготовки древесины, соблюдения пожарной безопасности в лесах, сохранения чистоты водного и воздушного бассейна и другие.

    В теории по вопросу о разграничении преступления и проступка нет единого мнения, но преобладает, что преступления и проступки различаются по степени их общественной опасности. Однако сами эти степени в количественном отношении не определены ни в литературе, ни в законе, и сделать это не представляется возможным, поскольку математически точными, четко определенными численными выражениями сущность преступления и проступка выразить нельзя6.

    В юридической литературе существует 2 мнения об общественной опасности правонарушений.

    Многие учёные считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.

    Большая группа авторов считают, что преступления опасны, а проступки нет.

    Определение понятия преступления содержится в ч.1 ст.14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». В ч.2 ст.14 УК РФ сказано : «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным.

    Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и базируется на анализе признаков состава правонарушения.

    В юридической литературе довольно длительное время идёт дискуссия о том, признавать ли общественную опасность признаком исключительно преступлений или она является универсальным для всех правонарушений критерием. 

    Сторонники точки зрения о том, что правонарушения общественно опасны ссылались на ст. 7 Основ уголовного законодательства, а теперь на ст. 14 УК РФ. И утверждают, что любой вид юридической ответственности, используемый государством, оправдан в тех случаях, когда противоправное деяние имеет определенную (большую или меньшую) степень общественной опасности. При отсутствии общественной опасности в действии или бездействии человека его не нужно ни за что привлекать к ответственности.

Заключение

    На вопрос о проблеме разграничения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения в научной литературе нет однозначного ответа. Традиционным является их разграничение по характеру и степени общественной опасности. Зачастую составы административных и уголовных правонарушений совпадают по характеру, но различаются по степени общественной опасности, что и позволяет их разделить.

   Примечательным является то, что при анализе норм КоАП РФ и УК РФ выясняется, что большинство административных составов являются формальными, а уголовных – материальными, при этом составы многих уголовных преступлений содержат в качестве элемента объективной стороны тяжкие последствия и существенный вред. На практике часто возникает вопрос, что под этими категориями следует понимать. Некоторую ясность может внести Постановление Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. №21 и Комментарий к УК РФ. Таким образом, вред не подпадающий под категорию «существенного», формально не охватывается ни одной из этих отраслей. Примечательным является путь, по которому пошла правоприменительная практика. Примером может служить следующее дело. «5 февраля 2009 г. В результате прорыва технологического трубопровода на Дудинской базе ЗАО «ТТК» произошел аварийный сброс нефтепродуктов в р. Енисей. Лабораторные данные химического анализа поверхностных вод р. Енисей подтвердили факт загрязнения водного объекта в результате поступления вредных веществ со сточными водами Дудинской нефтебазы. Главный инженер, исполняющий обязанности начальника Дудинской нефтебазы ЗАО «ТТК», привлечен к административной ответственности по ч. 4 статьи 8.13 КоАП РФ». Из подобных примеров выясняется, что суды предпочитают применять меры административной ответственности, несмотря на то, что наступление последствий данные составы не предусматривают.

   Анализируя нормы законодательства и судебную практику, можно сделать вывод о том, что критериями разграничения административной и уголовной ответственности  служат также такие элементы объективной стороны, как место, способ и средства совершения правонарушения. Подробные разъяснения относительно разграничения составов по данным критериям даются в указанном постановлении Пленума ВС РФ.

   Следует указать на то, что все критерии должны рассматриваться и применяться к каждому делу в своей совокупности, поскольку наличие любого из них может серьезно повлиять на квалификацию деяния и избираемые судом вид и меру наказания.

   Таким образом, проанализировав судебную практику по данному вопросу, можно прийти к выводу, что в настоящее время проблема разграничения административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения в каждом конкретном случае целиком ложится на плечи правоприменителя, все обстоятельства дела подлежат тщательному доказыванию и требуют от судов их обстоятельного изучения и оценки.

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

  1.  Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. :Юрид. лит., 2015. – 61с.
  2.  Уголовный кодекс Российской Федерации : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : по сост. на 20 окт. 2014 г. – М.: Проспект, КноРус, 2014. – 224 с.
  3.  Кодекс РФ об административных правонарушениях : текст с изм. и доп. на 25 марта 2014 г. – М. : Эксмо, 2014. – 448 с.
  4.  Об охране окружающей среды : федер. закон Рос. Федерации от 10 янв. 2002 г. №7-ФЗ // Рос. газ. – 2002.
  5.  О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования : Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 №21 // Российская газета. 2012. №251.
  6.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования от 18 окт. 2012 г. №21 // Рос. газ.- 2012.
  7.  Адиханов Ф.Х. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: уч. пособие / Ф.Х. Адиханов. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1991. – 102 с.
  8.  Боголюбов С.А. Экологическое (природоресурсное) право : учебник для юрид. вузов / С.А. Боголюбов. – М. : Юридическая фирма «Контракт», 2010. – 834 с.
  9.  Гомиченков А.К. Разграничение уголовной и административной ответственности за загрязнение атмосферы // Экологическое право Росиии : сб. материалов научно-практической конференции. – М. : ТИССО, 2004. Т 2. – С. 50-54.
  10.  Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб.пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2007. - 312 с.
  11.   Князев А.Г. Экологические преступления : научно-практическое пособие с постатейными материалами к главе 26 УК РФ / А.Г. Князев, Д.Б. Чураков, А. И. Чучаев. – М. : Проспект, 2009. – 462 с.
  12.   Симон А.С. Проблема разграничения административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения // Росс. правовед. Трибуна молодого ученого. – Вып. 14. – Томск, 2014. – С. 138-139.

3Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб.пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. С. 142.

4 Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права :учебник для магистров. –М. : Издательство Юрайт, 2011. – С. 364-365.

5 Адиханов Ф. Х. Юридическая ответственность за экологические правонарушения : уч. пособие. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1991.

6 Симон А.С. Проблема разграничения административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения. – Вып.14. – Томск, 2014. – С. 138-139.