98142

Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного образования на примере работы ДМШ города Тимашевска

Дипломная

Культурология и искусствоведение

Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность. Очерк становления народного музыкального образования в России Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры. Детская музыкальная школа города Тимашевска в контексте традиций народной музыкальной культуры.

Русский

2015-10-29

530.27 KB

5 чел.

«Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного образования на примере работы ДМШ города Тимашевска»

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность 6

1.2 Очерк становления народного музыкального образования в России 6

1.2 Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры 11

Глава 2. Детская музыкальная школа города Тимашевска в контексте традиций народной музыкальной культуры 21

2.1 Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении 21

2.2 Развития народной музыкальной культуры при игре на русских инструментах (домра, баян, аккордеон) 30

Заключение 44

Список литературы 45

Приложения…………………………………………………………………….48


Введение

Актуальность.

В начале XXI столетия происходит активное возрождение народной русской культуры. Появляются фольклорные коллективы, развиваются национальные традиционные ремесла, используются на сцене и в быту этнические детали одежды и т.п. Русская народная музыкальная культура становится чрезвычайно актуальной задачей современного образования в России, возрождающей свои традиции. Однако сохранение культурного наследия - это не только величайшая задача современной российской культуры, но и ее проблема. Она проявляется в различных областях деятельности человека, но более всего в области музыкального творчества. Слушая различных сольных исполнителей и музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную музыку, действительно знакомы с ее спецификой и стилистикой. В результате, вместо собственно сохранения русских традиций происходит их искажение. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является профессиональная музыкальная подготовка, которая может обеспечить грамотное исполнение репертуара русского музыкального народного и профессионального искусства.

Наряду с осознанием важности этой образовательной задачи, в настоящее время только начинает накапливаться методический опыт для ее осуществления. В советское время происходило накопление методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению и игре на музыкальных инструментах. Однако современный социальный контекст и культурные парадигмы развития России в XXI веке вносят свои коррективы. Начинают разрабатываться и регламентируются приказами министерства культуры новые Федеральные государственные требования2 (2012 г.). В этих нормативных документах ставится задача овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Однако разработка методов и приемов работы с детьми, соответствующих современным образовательным целям и задачам, продолжает оставаться задачей педагога. Это определило актуальность темы настоящей дипломной работы, в которой изучается и обобщается успешный опыт обучения традициям народной музыкальной культуре в системе дополнительного образования на примере ДМШ города Тимашевска.

Цель дипломной работы: анализ современных методов и приемов обучения народной музыкальной культуре в детской музыкальной школе города Тимашевска.

Цель определила основные задачи дипломной работы:

  1.  Исследовать контекст обучения фольклору и игре на народных инструментах, представив краткий очерк развития музыкального образования в России.
  2.  Охарактеризовать современные методы и приемы развития основ музыкальной культуры, регламентирующиеся в государственных требованиях и реализующиеся в детских школах искусств и детских музыкальных школах России.
  3.  Проанализировать специфику работы вокального отделения детской музыкальной школы города Тимашевска по направлению «фольклор».
  4.  Дать характеристику методике развития игры на русских народных музыкальных инструментах в ДМШ г. Тимашевска.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность

1.2 Очерк становления народного музыкального образования в России

Система профессионального музыкального образования в России начинает свое становление в недрах древнерусского певческого искусства. Церкви и монастыри, как очаги знаменного пения, были одновременно и  центрами обучения грамоте, основам религии и музыкальному искусству.

Параллельно существует народная музыкальная песенная и танцевальная культура, которая отличалась устным способом существования (не фиксировались слова и напевы). Из уст в уста передавалась народная песня в народе в течении многих веков, сохраняя свою самобытность, а также древнейшие архаические пласты национальной культуры.

Необходимо заметить, что две ветви русского музыкального искусства не существуют изолировано друг от друга. Знаменное пение в деятельности распевщиков Федора Крестьянина и др. пополняется интонациями русской песни, и наоборот – музыка церкви оказывает свое влияние на народную культуру.

С XVIII века начинается процесс дифференциации русской народной музыкальной культуры на религиозную и светскую. Это приведет к становлению концертных организаций, хоров, музыкальных театров, и этот процесс. Реагирует на изменения в обществе и система образования, и в 30- 60-е годы она выходит на более высокий уровень. В это время открываются крупные учебные заведения, в которых наряду с другими предметами преподаётся и музыка. Среди них – Сухопутный шляхетский корпус3, Академия художеств и др.4. Важным положительным фактором для развития русской культуры было приглашение музыкантов-педагогов из других стран. В Европейских странах музыкальное образование начинает развиваться раньше, в связи с этим в России стремились перенять положительный опыт других стран. В XVIII веке в исполнительстве и педагогике ощущается активное влияние, иногда подражание итальянской, немецкой, французской культуре. Однако сохранились и развивались национальные черты, которые проявятся на другом уровне чуть позже.

В XIX веке развивается композиторское творчество, в котором большое значение имеют корни русской народной культуры. Вслед за этим начинается становление профессиональной ветви музыкального образования, открываются первые консерватории в Санкт-Петербурге (1861 г.) и в Москве (1866 г.).  

С целью музыкального просвещения, распространения знаний среди широких слоев общества в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века создается ряд музыкально-просветительских обществ. В 1859 году по инициативе группы музыкальных и общественных деятелей Петербурга было основано Русское музыкальное общество (РМО)5. В этом же году открывается филиал общества в Москве, и занимается открытой концертной деятельностью.  

Достаточно длительное время в России существовала парадоксальная система – были открыты высшие учебные заведения, но при этом отсутствовало системное организованное среднее и начально профессиональное образование. С 1862 года в Санкт-Петербурге существует благотворительная инициатива М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина – бесплатная музыкальная школа. Однако она не восполняла потребности всей страны. Ощущая необходимость в подготовке музыкальных специалистов, в конце XIX века начинают повсеместно открываться различные хоровые общества6.

В 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры - С. И. Танеева, Е. Э. Линевой, Б. Л. Яворского - была открыта Московская Народная консерватория7, чуть позже – музыкальные училища в Киеве, Казани, Саратове, Томске и других городах. Главной целью этих образовательных организаций стало повсеместное распространение музыкального образования и просветительство. В полной мере эти цели были реализованы позднее, после революции 1917 года.

С установлением советской власти начинается новый этап становления музыкального образования. «Государственное музыкальное строительство» стало частью культурных преобразований, проводимых советской властью8». Основными установками власти в области культуры и искусства в этот период стало:

  1.  Провозглашение важности народного искусства, которое называлось «демократическим», соответствующим идеалам политического большинства.
  2.  Повсеместное распространение музыкального образования. Обучение музыке и общее образование должно стать доступным каждому.
  3.  Создание и развитие трехступенчатой системы музыкального обучения: школа, училище, ВУЗ в крупнейших городах СССР (окончательно складывается к 1970-м годам и существует по сей день).
  4.  Для каждого музыканта, педагога и ученика, важной является просветительская деятельность.

Развитие музыкального образования за последнее столетие происходило чрезвычайно динамично. На первом этапе существования советской власти становление работы концертных и образовательных организаций было осложнено тем, что зачастую к управлению ими допускались люди, не специализирующиеся в этой области. Однако позитивные установки советской власти дали свои плоды: постепенно музыкальные школы организуются в городах и селах, активно развивается система среднего и высшего музыкального образования.

Сложившаяся система музыкального воспитания и образования имела ряд недостатков. При внешней сбалансированности и упорядоченности всей структуры между учебными заведениями различных уровней не было слитности и единства. Детские музыкальные школы, училища, высшие музыкальные заведения существовали сами по себе, вне какой-либо взаимосвязи между собой. Поэтому не всегда самым лучшим образом отбирались кадры при переходе учащихся музыкантов с одной ступени на другую, более высокую. Иное дело, когда музыкальная школа, училище, вуз представляют собой единый музыкально-образовательный комплекс, в котором преподаватели могут в течение продолжительного времени наблюдать за своими учениками, изучать их сильные и слабые стороны, постигать их подлинные возможности и точнее определять их профессиональные перспективы.

Другим наиболее распространенным недостатком советского музыкального образования было «дублирование» музыкального материала. Учащиеся сначала в школе, потом в училище и вузе проходили одни и те же явления, феномены, закономерности мировой культуры. Возникла необходимость в изменении учебно-образовательных программ по различным музыкально-теоретическим дисциплинам.

В 1990-ых годах становится очевидным пересмотр некоторых форм, методов музыкального обучения. Происходит это не только из-за того, что назрели определенные проблемы внутри системы музыкального образования, но также и в связи со сменой политического режима. В результате в последние 20 лет возникают новые формы, методы работы, которые мы рассмотрим во втором разделе дипломной работы.


1.2 Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры

В современной России система музыкального образования начинает организовываться в соответствии с запросами современной культуры и социума. Возникает потребность в специалистах, которые могут мобильно ориентироваться в стремительно меняющемся контексте, и при этом сохранять важную часть ядра культуры: это ценности, существующие более тысячи веков, и не теряющие своей значимости и по сей день. Ведь сущности музыки испокон веков понимается как приобщение «сокровенной духовной основе, к метафизическим глубинам»9.

В культурологии понятие «ценность» является одним из центральных. Традиционно она понимается как «общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами»10.

На формирование аксиологического («ценностного») подхода к культуре оказал существенное влияние выдающийся мыслитель, социолог П.А. Сорокин11. По его мнению, жизнь в культуре, социуме невозможна без определенных ценностей, иначе она становится просто биофизиологической. В зависимости от того, какая ценность преобладает в обществе, возможна следующая дефиниция культур:

  1.  Идеационная культура (культура Средневековья, где преобладают нематериальные, сверхъестественные ценности).
  2.  Чувственная культура (романтизм).
  3.  Идеалистическая культура (промежуточная между идеационной и чувственной, в ней актуальны как ценности разума, так и чувственные ценности).

Ценность музыкального искусства становилась объектом рассмотрения как в философских трудах прошлого, так и в статьях по музыкальной теории и музыкально-теоретических статьях, в работах по эстетике и музыкально-критических очерках. История воззрений на особенность музыкального искусства может стать предметом специального крупного исследования.

Музыкальное искусство рассматривалось как «искусство интонируемого смысла» (термин Б.В. Асафьева12), или как «жизнь Числа во Времени» (Ю.Н. Лосев13), однако контекст музыкального искусства XX века вносит новые коррективы. По мнению авторитетного музыковеда Юрия Николаевича Холопова14, в течении последнего столетия происходит коренной перелом в области музыкального искусства и музыкального исполнительства, что накладывает отпечаток на воплощение в музыке духовных культурных ценностей общества.

В научных исследованиях последних десятилетий возникает проблема диалектики ценностей жизни и ценностей культуры (см. диссертационное исследование М.А. Фадеичевой15). Культура вообще и музыкальная культура в частности становится одним из важнейших средств стабилизации этики в обществе, способствует сохранению величайших национальных интересов и традиций.

В этом контексте методика преподавания основ народной музыкальной культуры начинает пересматриваться. Делается акцент на комплексном, многогранном развитии личности ученика, формированию у него творческой активности, мотивации на постижение основ народной культуры.

При этом основные, базовые методы работы, сформированные в советское время, продолжают сохраняться. Музыка и народное искусство в СССР достигало высочайших результатов, как в области инструментального исполнительства, так и в области хорового искусства. Воспринимая лучшие достижения педагогов советской эпохи, современные педагоги реформируют музыкальное образование на этой основе, дополняя его новейшими достижениями в области музыкальной педагогики.

Среди таких достижений – развивающий подход к обучению. Его основатели (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) сделали акцент на развитии физических, нравственных, творческих и личностных качеств ученика как важнейшей цели обучения16. В области музыкального искусства для этих целей используют несколько иные средства, чем в общей системе образования. Приведем ряд примеров новых методов, реализующих развивающих подход в области музыкального образования:

  1.  Создание развивающей образовательной среды. В детской музыкальной школе она предполагает создание библиотечной базы (ноты, справочники, словари, учебники по сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе, фольклору и т.п.), пополнение базы фонотеки (создание для детей возможности свободного доступа к ресурсам библиотеки, прослушиванию музыкальных произведений из репертуара по специальности или для общего ознакомления). Эти ресурсы были организованы еще в советское время, однако доступ к ним ребенка был достаточно ограничен. Основной принцип развивающей среды – создание свободного доступа ученика к литературе и аудиоматериалам, которые ему интересны. Кроме того, существуют совершенно новые пособия, появившиеся в последнее время. Среди них - музыкально-дидактические игры, развивающие компьютерные программы, которые могут быть полезны в становлении профессионального музыканта и развитии его творческого потенциала.
  2.  В детской музыкальной школе важнейшим элементом развивающей среды являются музыкальные инструменты. Все обучающие должны иметь возможность доступа к музыкальным инструментам, на которых квалифицированный педагог покажет им приемы игры, охарактеризует особенности звучания баяна, аккордеона, домры и т.д. На отделении народных инструментов также существуют народные оркестры, играя в которых возможно освоить второй инструмент, получить дополнительную специализацию. На отделении музыкального фольклора обучающиеся могут познакомиться и попробовать в творческом процессе русские народные инструменты (прежде всего шумовые – ложки, трещетки и т.п.). Новые возможности развивающей среды предлагают педагогам пересмотреть отношение к музыкальному инструментарию, которым обладает детская музыкальная школа. При желании ученик должен иметь возможность познакомиться с различными музыкальными инструментами, ведь на практике известны случаи, когда ученики «переходят» с одного инструмента на другой. Помочь детям найти свой собственный путь в искусстве, либо расширить сферу творческих интересов – в это задача развивающей среды в области музыкального инструментария. Конкретизируем, какие формы здесь возможны:
  3.  Не всегда педагоги могут предоставить музыкальные инструменты в абсолютно свободный доступ. В этом случае не исключена их поломка, деформация. В связи с этим, нужно искать такие формы презентации развивающей среды, которые будут одновременно интересны детям, помогут им поддержать интерес к народному искусству, мотивацию к обучению и позволят избежать порчи музыкальных инструментов. К таким формам относятся: открытый день отделения с предоставлением возможности каждому ребенку под присмотром педагога прикоснуться к музыкальному инструменту, попробовать его звучание.
  4.  На отделении народного пения наиболее открытые к сотрудничеству и современным методам обучения детские музыкальные школы и детские школы искусств проводят дни открытых дверей, в процессе которых слушатели становятся активными участниками процесса исполнения музыки, смогут попробовать себя в роли народных певцов.
  5.  В процессе создания музыкальной развивающей среды большое значение имеет позиция педагога. Открытый для дискуссии и современных подходов, педагог всегда может найти время для того, чтобы показать интересующемуся ученику свой инструмент, немного рассказать о нем. Именно к таким творческим, интересным педагогам и тянуться дети, приходят к ним в класс, чтобы познакомиться с чем-то новым и интересным для себя. Создание такой творческой развивающей установки на открытую модель общения также является важнейшим методом современного преподавания народного искусства.

Выше были упомянуты те методы и формы обучения, которые появились в советское время, но в последние 20 лет были несколько пересмотрены с учетом современных тенденций в культуре им обществе. Необходимо заметить, что существуют и новые тенденции в области музыкального народного образования, на которых необходимо остановится подробней.

«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы17» регламентирует направленность на раннюю диагностику одаренности детей, и привлечение их к художественной и музыкально-исполнительской деятельности. Для реализации данного нового направления в области музыкального образования при детских школах искусств стали создаваться группы раннего музыкального развития (для детей 3 лет, 4 лет, 5 лет). Эти группы предполагают комплексную музыкальную подготовку ребенка, развитие его слуховых, ритмических и других навыков. Данные группы создаются в соответствии с установками, сформированными в смежных отраслях музыкального образования (методики К. Орфа, Ш. Сузуки, М. Монтессори, Е. Железновой). Используя опыт выдающихся педагогов XX – начала XXI века, в детских школах искусств и детских музыкальных школах на высоко профессиональном уровне занимаются ранним развитием детей, подготавливая одаренных детей для поступления в 1 класс. В соответствии с этой тенденцией ряд педагогов начинают учить детей игре на музыкальных инструментах (домре и др.), что также можно отнести к современным способам преподавания основ народной культуры.

Важное значение в аспекте организации развивающей и творческой деятельности является проведение различных творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, музыкально-теоретических олимпиад, мастер-классов ведущих и приглашенных педагогов). Среди конкурсов в современном музыкальном образовании выделяется группа мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технических средств: это интернет – конкурсы, а также конкурсы с проведением первого тура мероприятия по видео-материалам, без очного участия. Эти конкурсы создают широчайшие перспективы для развития молодых талантов, а также признания их на всероссийском и международном уровнях.

В современном образовании одной из перспективных является тенденция к интеграции различных сторон деятельности ученика, что является важной платформой для формирования комплексной многогранной личности выпускника. В области формирования народных основ музыкального образования интересной формой работы являются театрализованные представления. Особенно актуальны они на фольклорном отделении, поддерживающем традиции существования русской песни.

По свидетельствам фольклористов18, русская песня редко появляется и осознается как самостоятельная единица музыкальной культуры. Чаще она является составной частью календарного обряда, и служит для определенных целей – с помощью песни закликают весну, провожают зиму и т.д.. Любой обряд содержит как песенную составляющую, так и определенные тексты и танцы. Эта традиция была сформирована в хоре имени Пятницкого в виде музыкально-хореографических композиций, и существует в исполнительской деятельности коллектива и поныне. Этот опыт сохранения русского наследия опосредован и в музыкальном образовании. Русская народная песня в исполнении учеников фольклорного отделения на сцене часто звучит в комплексном обряде, с использованием стихотворных, декламационных, жестовых и хореографических элементов. Выступления сопровождаются костюмами, отражающими этническую направленность данного театрализованного представления.

Особое место среди современных средств работы с детьми занимают интерактивные технологии. В области обучения игре на инструменте и  народного пения они также могут быть задействованы в таких видах работы, как:

  1.  демонстрация лучших исполнительских концепций с их разбором. Интерактивные технологии дают возможность остановить изображение и в непосредственном контакте с доской показать отдельные исполнительские элементы – постановка рук, владение медиатором и т.п.
  2.  проведение он-лайн мастер-классов. В таких мероприятиях возможно значительно увеличить аудиторию, которая сможет получить консультацию преподавателя по тем или иным особенностям преподавания основ народного музыкального искусства.
  3.  рассказ об обстоятельствах создания произведения (репертуара народных инструментов, песни из репертуара отделения народного пения) с использованием иллюстраций, презентаций, готовых онлайн пособий и информации из Internet. Современные ученики с особым интересом воспринимают информацию, которая подкреплена яркими иллюстрациями и другими визуальными элементами. Важную роль здесь играют аудио-материалы, которые могут быть синтезированы с другими формами подачи материалами, обращаясь к различным каналам восприятия человека.
  4.  организация просветительской работы, прослушивание выступлений детских и профессиональных коллективов, солистов.
  5.  анализ собственного исполнения ученика по видеозаписи, с разбором. Совмещение образовательной технологии с традиционными формами работы на занятии.

В музыкальном образовании особое место занимает самостоятельная работа ученика. Роль и значение самостоятельной работы неоднократно подчеркивалось в различных методических и научных работах. Без домашнего закрепления материала, а особенно навыков и умений, пройденных в классе, полученных на занятиях, эффективность обучения, его планомерность резко снижается.

В различных нормативных документах четко регламентируется объем самостоятельной работы, а также дано указание на формирование высокой эффективности самостоятельной работы. Достижение этой задачи возможно при помощи следующих средств:

  1.  Развитие у ученика самостоятельности, путем совместной формулировки целей и содержания домашнего задания. Самостоятельность является важнейшим фактором для формирования разносторонне развитой, творческой личности.
  2.  Поддержка ценности и значимости результатов при выполнении домашнего задания. Педагог не должен оставлять без внимания хорошо сделанное домашнее задание, необходимо поощрять ученика, эмоционально реагировать на его успехи. Зачастую педагоги акцентируют внимание на не сделанном или плохо выполненном домашнем задании, тем самым снижая мотивацию на обучение. Наиболее эффективно интерес к самостоятельной работе просыпается в ситуации позитивного контакта с педагогом, поддержки начинаний ученика.
  3.  Использовать не только репродуктивные, но и творческие формы домашних заданий.  В области музыкального искусства очень важно развивать у ученика творческие способности, что возможно как на уроке, так и дома.

Итак, современная система музыкального образования в настоящее время находится в стадии активного пересмотра форм и методов работы с учениками. Это касается и основ формирования народной культуры. Те подходы, которые были сформированы в советское время, в современной социокультурной ситуации не всегда являются эффективными.

Многие педагоги и руководители это понимают, и стремятся пересмотреть старые методы преподавания, найти новые формы, которые смогут привлечь учеников к сохранению и продолжение народных традиций.

Во второй главе дипломной работы рассмотрим подробней те приемы, которые используются для формирования основ народной культуры в детской музыкальной школе города Тимашевска.


Глава 2. Детская музыкальная школа города Тимашевска в контексте традиций народной музыкальной культуры

2.1 Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении

Создание подхода к формированию основ народной культуры в детской музыкальной школе на вокальном отделении – заслуга выдающегося педагога, заслуженного работника культуры Российской Федерации Галины Николаевны Смирной. История ее жизни – образец служения народному искусству.

Г.Н. Смирная родилась на Урале, однако в 1985 году переехала на Кубань и поступила в только что открывшийся Краснодарский институт культуры. Ее учителем в высшем учебном заведении был знаменитый руководитель и дирижер кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко. В период обучения Галина Николаевна не только совершенствовала мастерство народного пения, но и постигала основы творческого руководства народным коллективом.

На втором курсе, в 1986 года, Г.Н. Смирная создала свой первый ансамбль народной песни, «Горлинка». Ансамбль был сформирован на базе детской музыкальной школы города Тимашевска, и быстро завоевал популярность. Лиричное, проникновенное исполнение казачьих песен стало визитной карточкой коллектива, который гастролировал не только в регионе, но и побывал в таких странах, как:

  1.  Польша.
  2.  Болгария.
  3.  Венгрия.

Вплоть до 1996 года Галина Николаевна руководила ансамблем «Горлинка», который стал широко известным на Кубани коллективом, и существует по сей день. В 2012 году ансамбль «Горлинка» стал лауреатом конкурса «Кубанский казачок», который проводился в честь 75 – летия образования края, и привлек 95 творческих коллективов, 1583 юных солиста. Руководителем ансамбля «Горлинка» является А.Е.Леонидова, концертмейстером – С.И.Санников. Сейчас ансамбль функционирует на площадке межпоселенческого  районного дома культуры им. В.М.Толстых.

В 1996 году поступило новое предложение, и Галина Николаевна временно покинула Тимашевск.  Она начала работать в казачьем народном хоре, коллективе своего преподавателя. Работа в школе при хоре дала богатый опыт подготовки детей – исполнителей народной песни.

После возвращения в Тимашевск Г.Н. Смирная основала новый ансамбль, которым руководит по сей день. В своем интервью газете «знамя труда» Краснодарского края, Галина Николаевна так рассказывает об истории названия этого коллектива:

«Выступали в Харькове, наши песни трогали зрителей до слез. Бабушки подходили после концерта: “Ну какие же у вас девочки, ну какие красуни!”. Мне объяснили, что слово вмещает в себя и красавицу, и звонкую певунью, так и родилось название для коллектива  - “Красуня”».

В 2014 – 2015 годах детский образцовый коллектив при детской музыкальной школе Тимашевска насчитывает более 90 человек. Ансамбль «Красуня» активно гастролирует по региону, участвует в концертной жизни Кубанского края.

Галина Николаевна уделяет большое внимание просветительской работе. Именно ей принадлежит идея участия ансамбля «Красуня»  - представления народной музыкальной культуры на уроках кубановедения. Представители ансамбля по приглашению директоров общеобразовательных школ приглашаются на уроки к детям, формируя у них первое представление о народном искусстве, увлекая своим творчеством, своим профессиональным и проникновенным исполнением народной музыки.

Репертуар ансамбля «Красуня» составляют подлинно народные песни, на примере которых Галина Николаевна Смирная прививает детям любовь к народному искусству, знание его специфики, понимание стилистики исполнения, иногда и уделяет внимание разговорному фольклору – особенно, когда требуется постичь народный текст, в котором может быть и юмор, и глубокая печаль, и оставшиеся в наследие от предыдущих поколений уникальные слова, такие как «красуня».

Большое место в репертуаре ансамбля народной песни, детской музыкальной школы города Тимашевска занимают песни Виктора Гавриловича Захаренко. Тексты песен – это сокровищница русской поэзии. В.Г. Захаренко пишет на слова:

  1.  А. Блока,
  2.  Ф. Тютчева,
  3.  А.С. Пушкина,
  4.  С. Есенина,
  5.  М. Цветаевой,
  6.  М. Лермонтова,
  7.  А. Дельвига,
  8.  Н.А. Некрасова,
  9.  Алексея Толстого,
  10.  И. Северянина.

Среди песен – есть широко известные («Хлеб – всему голова»), и менее популярные, но каждая из песен представляет собой образец высоко художественного содержания, единства текста и музыки.

Интересна трактовка классической поэзии у Виктора Захаренко – весь музыкальный материал основан на народной традиции, фольклоре. Такой способ композиции – отличительная особенность его стиля, который оказался близок его воспитаннице, Галине Николаевне Смирной. Она подхватывает замечательную традицию исполнения песен в народном духе, поддерживает идею исполнения казачьих песен.

Высокую планку исполнения народной музыки можно поддерживать, только если руководитель коллектива – знаток фольклора, его искренне любит, с настоящим творческим порывом относится к исполнению этой музыки.

Именно такой подход к руководству ансамблем «Горлинка» и «Красуня» у Г.Н. Смирной. Она своим творческим примером, своей страстной увлеченностью народной музыкой «заражает» детей, и они с удовольствием исполняют красивые, певучие мелодии, хранящие основы народной – песенной культуры.

При формировании репертуара ансамбля Галина Николаевна руководствуется следующими принципами:

  1.  Использовать высоко художественные произведения. Сам музыкальный и текстовый материал народной песни должен быть таким, чтобы он был не только понятен, интересен ребенку, но и воспитывал его эстетические и этические чувства, учил добру, высшим ценностям.
  2.  Если используются обработки, то они должны быть проникнуты духом народной музыки. Не секрет, что сейчас в различных залах звучат самые различные коллективы. С одной стороны, это свидетельствует об интересе к традиции, и является знаком положительной динамики в культуре. С другой стороны – некоторые из этих коллективов находятся на любительском уровне, а те обработки народных песен, которые они исполняют, отличаются дилетантизмом. Для настоящего музыканта – профессионала, которым является Г.Н. Смирная, это абсолютно недопустимо. Поэтому руководитель ансамбля, хормейстер используют обработки народных песен В. Захаренко. Он записывал и собирал фольклор, глубоко понимал его традиции, что нашло отражение и в песнях, и в обработках.

Для исполнения народной музыки важен также и внешний ряд – костюмы певцов, которые должны соответствовать традиции. Галина Николаевна Смирная принимает активное участие в создании костюмов для своих солистов. Они должны соответствовать двум важнейшим критериям:

  1.  Этнографическая точность.
  2.  Яркость и гармония цветового решения.

Приведем пример костюмов на выступлении ансамбля «Красуня» на концерте в честь своего десятилетия, 14 февраля 2014 года:

Рис.1.

Ансамбль «Красуня» по руководством Г.Н. Смирной

в зале РДК г. Тимашевск.

Формирование основ народной культуры на вокальном и хоровом отделениях детской музыкальной школы Тимашевска имеет свою традицию, которая насчитывает уже более 20 лет. Те коллективы, которые успешно концертируют на различных площадках Кубани, становятся лауреатами конкурсов – яркое тому подтверждение.

Остановимся подробней на положительном опыте Г.Н. Смирной, проанализируем его особенности, специфику преподавания народного пения.

Прежде всего, необходимо отменить, что Галина Николаевна – чрезвычайно творческий, интересный человек. Она увлекает своим примером, показом, вся ее жизнь – эта народная песня. Дети чрезвычайно восприимчивы к активному творческому началу, и это привлекает к народному пению все больше учеников.

Кроме особых качеств личности большое место имеет профессионализм Г.Н. Смирной. Ее школа народного пения – лучшая на Кубани, а ее руководитель Виктор Захаренко – выдающийся профессионал, знаток и ценитель народного искусства, певец и хормейстер, композитор, чтивший русскую классику и фольклор.

Галина Николаевна придерживается принципа эстетического воспитания детей. Его она реализует в своих творческих коллективах, ансамблях «Горлинка» и «Красуня». Этими же принципами Г.Н. Смирная руководствуется при работе со сводным хором (в нем объединяются силы двух коллективов), который нередко становится участником различных концертных и массовых мероприятий.

Просветительство – это важная часть работы Галины Николаевны на базе детской музыкальной школы города Тимашевска. Множество концертов, в которых ансамбль «Красуня» и сводный хор приняли участие, остались в памяти зрителей. Некоторые из зрителей настолько увлекаются народным пением, что приходят в детскую музыкальную школа Тимашевска и становятся ее учениками, были в практике Галины Николаевны и такие случаи.

Песня – это основа народной традиции, которая бережно храниться в творческом опыте детских ансамблей Галины Смирной. Однако, наряду с песней, большинство прославленных коллективов имеют свои танцевальные группы. Известно, что хор имени Пятницкого не только исполняет народную песню, но и создает целые композиции, в которых хореография занимает важное место. И это только один из примеров, которые знакомы всем знатокам народного искусства. Галина Николаевна отмечает недостаток, сложившийся к настоящему времени системы, когда в детской музыкальной школе невозможно создать хореографическое отделение. По действующим нормативным документам, музыкальная школа тогда должна быть переименована в школу искусств.

Сохраняя свой статус, детская музыкальная школа города Тимашевска пока не может создать своего отделения хореографии. В этой ситуации Галина Николаевна нашла такой выход: к наиболее значительным выступлениям ансамбля  «Красуня» и сводному хору помогает готовиться ансамбль народного танца «Истоки».

Необходимо отметить еще одну сложность, с которым сталкивается руководитель народного ансамбля. На народное вокальное отделение в детскую музыкальную школу города Тимашевска приходят разные дети, разные по уровню музыкальных способностей, с разными вокальными данными. Работать с ними – непросто. Для того, чтобы научить исполнять народный репертуар, для начала необходимо развить слуховые навыки ребенка, поставить голос, научить народной манере пения. Эта каждодневная работа требует большого труда, высокого профессионализма и терпения. Дети, которые приходят на вокальное отделение, иногда не знакомы с народной культурой, в связи с чем им необходимо создать общее представление о той культуре, той музыке, которую им предстоит петь. Эта воспитательная работа она нужна для дальнейшего развития ребенка. Даже если он не станет музыкантом, но будет знать и любить свои истоки, сможет исполнять народную песню, сохранять народные традиции в живом творческом опыте.

Обобщая опыт формирования основ народной культуры на вокальном отделении детской музыкальной школы города Тимашевска, необходимо отметить следующее:

  1.  Народные коллективы под руководством Г.Н. Смирной очень популярны в регионе, они привлекают в школу много учеников.
  2.  Народное пение преподается на высоком уровне, большое внимание уделяется репертуару, отбору произведений, написанных в подлинной народной манере.
  3.  Для народных коллективов открыты широкие перспективы концертной деятельности. И «Горлинка», и «Красуня» - лауреаты множества конкурсов, участники различных фестивалей, проектов и т.п.
  4.  Особое внимание занимает просветительская деятельность. Ансамбль «Красуня» выступает на уроках в общеобразовательной школе, распространяя творческий опыт сохранения народной культуры, который сложно переоценить.

Итак, специфика сохранения народной традиции в области вокальной музыки комплексная. Она необходимо привлекает словесный ряд, основы фольклора народа, знанием его традиций, костюмов, поверий и некоторые особенностей языка. Это способствует широкому всестороннему развитию учеников детской музыкальной школы.


2.2 Развития народной музыкальной культуры при игре на русских инструментах (домра, баян, аккордеон)

Одной из важнейших составляющих русской народной культуры является игра на музыкальных инструментах. Среди первых профессиональных музыкантов на Руси – скоморохи, шут и умельцы исполнять мелодии на домре и шумовых инструментах.

За более чем тысячелетнюю историю исполнительство на народных инструментах прошло значительный эволюционный путь. От любительского музицирования в народе оно становится профессиональным, народные инструменты начинают звучать на концертной эстраде, в залах филармонии.

В последнее столетие появляется ряд значимых исполнителей, которые внесли существенный вклад в формирование исполнительства на русских народных инструментах. Назовем некоторые имена представителей исполнительского искусства России и Советского Союза XX века, которые оказали существенное влияние

  1.  Александр Цыганков. Выдающийся домрист, поднявший исполнительство на этом инструменте на высокую ступень. Народный артист России,  он создал множество произведений («Частушки», «Белолица-круглолица», «Перевоз Дуня держала», «Гусляр и скоморох», «Интродукция и Чардаш», «Голубка», поэма памяти Д. Шостаковича и многие другие) и переложений народный мелодий для домры, а также сделал обработки классических произведений для этого народного инструмента. Музыкант-виртуоз досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, трехголосную полифоническую фактуру, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали Школой высшего исполнительского мастерства на котором воспитано не одно поколение исполнителей на домре. Благодаря деятельности А. Цыганкова, был создан обширный домровый репертуар, а также разработана методика преподавания на базе Российской Академии музыки им. Гнесиных, профессором которой он являлся.
  2.  Василий Андреев – виртуозный исполнитель на балалайке, композитор, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Еще в конце XIX века он усовершенствованием народных музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них оркестр из струнных (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). В XX веке традиции, заложенные Андреевым, получили широкое распространение. В современной России в каждом крупном городе есть свой оркестр русских народных инструментов, многие из которых усилены духовой группой и исполняют репертуар классической музыки наряду с симфоническим оркестрами.
  3.  Николай Чайкин – советский композитор и педагог, создатель значительных произведений для баяна. Среди исполнителей баянистов – целая плеяда замечательных имен19, благодаря которым данный инструмент занял важное значение на концертных площадках мирового уровня и продолжает сохранять его до сих пор.

Эти замечательные традиции русского исполнительского искусства на народных инструментах продолжаются в детской музыкальной школы города Тимашевска.

Немного упомянем об истории создания школы и ее традициях, что важно для понимания специфики развития народного наследия. Тимашевская детская музыкальная школа начала свое формирование с решением Тимашевского районного исполнительного комитета (протокол заседания от 19 декабря 1961 № 13).

Основана ДМШ г. Тимашевск в 1964 году и уже на протяжении почти 50 лет осуществляет деятельность, направленную на воспитание и обучение детей, создает благоприятные условия для разностороннего и свободного развития личности в интересах общества и государства, выполняет задачи общего музыкального, эстетического образования детей и подростков, раскрытия их творческих способностей, и профессиональной ориентации для наиболее одаренных учащихся. Учредителем ДМШ является администрация муниципального образования Тимашевский район.

За годы существования школу окончили более 2100 ребят:

  1.  2009г. - 39,
  2.  2010г.- 40,
  3.  2011г.– 36,
  4.  2012г.- 41,
  5.  2013г. – 68 учащихся.

Наиболее активные выпускники школы отмечены благодарственными письмами Отдела культуры администрации МО Тимашевского района. Показателен высокий уровень поступлений выпускников школы в профильные ССУЗы, ВУЗы (10-20% ежегодно). Школа по праву входит в 10-ку лучших из 180 образовательных учреждений культуры Краснодарского края.  

В настоящее время  в ДМШ г.Тимашевска обучается 610 учащихся на отделениях: фортепиано (V,VII лет обучения), оркестровом отделении (скрипка, виолончель, флейта, кларнет, труба, тенор, валторна и т.д.), народных инструментов (баян, аккордеон, гитара, домра, балалайка), хорового пения и подготовительном отделении (для детей 5-7 лет). Благодаря педагогической деятельности в школе сформировались традиции, которые реализуются на следующих отделениях:

  1.  Фортепианное отделение.
  2.  Отделение народных инструментов.
  3.  Оркестровое отделение (струнно-смычковые инструменты, духовые инструменты).
  4.  Секция теоретико-хоровых дисциплин.

В структуре школы значимое место занимает народное отделение. Прием на отделение происходит, начиная с 9-летнео возраста. В школу приходят ученики, которые достаточно сознательно делают свой выбор, склоняются к игре на том или ином музыкальном инструменте. Среди инструментов:

  1.  Домра (преподаватель Мищенко Ирина Викторовна).
  2.  Балалайка (преподаватель Озерова Зинаида Николаевна).
  3.  Аккордеон (преподаватель Нефф Александр Андреевич, директор школы).
  4.  Гитара (преподаватель И.С. Потоцкая).

Преподаватели отделения – профессионалы высокого уровня. Одной из важнейших установок преподавателей народного отделения является привлечение контингента в школу. В этом направлении проводится активная профориентационная работа. Это и концерты в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, и день открытых дверей, на котором все желающие могут присутствовать на концерте, познакомиться преподавателями и учениками школы, попробовать свои силы в исполнительстве на народном инструменте.

Регулярно проводятся отчетные концерты, в том числе в активном творческом формате. Так в августе 2013 года прошел «летний концерт», в котором юные музыканты расположились на крыльце школы, и послушать их мог любой прохожий:

Рис. 3.

Отчетный концерт народного отделения

в детской музыкальной школе города Тимашевск, 2013 год.

Заведующая отделением русских народных музыкальных инструментов - Лютая Татьяна Викторовна – старается привлекать детей к творческим проектам, которые реализуются на отделении. Это проект «Детская филармония», в рамках которого проходят тематические концерты, вызывающие активный интерес слушателей.

Важную роль в разностороннем творческом процессе играет оркестр русских народных инструментов, которым руководить преподаватель Озерова Зинаида Николаевна. Ставя различные задачи, преподаватели народного отделения активно ведут внеклассную деятельность, налаживают взаимосвязь с родителями, проводят родительские собрания, в том числе с использование концертных выступлений детей, с демонстрацией видео и фото-материалов.

Игра в оркестре не только привлекает детей возможностью освоить дополнительный инструмент, но и формирует у них основы ансамблевого и оркестрового исполнительства, что в дальнейшем позволит им осуществлять свою концертную деятельность в составе народного ансамбля или оркестра. Кроме того, игра в ансамбле сближает детей, между ними устанавливаются творческие контакты, в том числе совместное музицирование. Это положительно сказывается на психологическом и творческом микроклимате в коллективе, а также формирует устойчивый интерес к народному исполнительству и народному искусству в целом.

Как и в народном пении, в исполнительстве на народных инструментах важное значение приобретает личность преподавателя. Творческая увлеченность своим делом положительно сказывается и на интересе детей, особенно это можно отметить в области игры на домре.

Домра – инструмент непростой для исполнителя. Для формирования исполнительского аппарата необходимы не только определенные навыки музыканта, но и особое терпение. Мозоли, которые образуются на пальцах домриста, являются обязательным элементом исполнительства. Нередко они доставляют физический дискомфорт, могут не устраивать девочек, особенно в подростковом возрасте. Для сохранения интереса к игре на этом народном инструменте требуется большое педагогическое мастерство. Создать прочный интерес к народному искусству, увлечь процессом исполнения на домре – с этими задачами преподаватель И.В. Мищенко справляется очень успешно.  Свой опыт она с увлечением транслирует на различных семинарах, мастер-классах.

Важное значение в работе на народном отделении играет подбор репертуара. Существуют различные критерии того, как подбирать репертуар ученику ДМШ. Это процесс индивидуальный, ориентированный на возможности ученика, а также цели и задачи учителя. Однако существуют общие принципы, благодаря которым подбор репертуара должен носить системный уровень. К этим принципам, реализуемым на народном отделении города Тимашевска, относятся:

  1.  Требование высокой художественности к содержанию музыкального произведения. Нередки случаи, когда начинающие исполнители просят сыграть популярную песню, которая им нравится. На этапе формирования музыкального мышления, привлечения к основам народной культуры это широко распространенное явление. Дети слышат вокруг себя популярную музыку, их эстетический вкус не сформирован в нужном направлении. Здесь необходимо четко разграничить основные произведения, на примере которых ученик будет формировать необходимые навыки, и дополнительные произведения. При успешном освоении основного репертуара, для поддержания творческого контакта с учеником, можно разучить репертуар более легкого содержания. Однако, сохраняя требования ответственного, высоко художественного уровня народной исполнительской культуры, это произведение не выносится на академические концерты, экзамены, и концертные мероприятия внеучебного плана.
  2.  Разносторонняя стилевая направленность. На протяжении обучения необходимо освоить различные стили и направления, что способствует формированию комплексного исполнительского мастерства народника. Для этого необходимо на протяжении обучения включать в репертуар как доклассические произведения, так и произведения европейской и русской классики, народную музыку, современную музыку. Соответствующий подбор произведений для исполнения формирует у ученика навык аналитического подбора игровых приемов для реализации той или иной музыкально-эстетической задачи.

Использование этих принципов последовательно проводится на народном отделении. Они являются основой для поддержания соответствующего уровня, и отличают русскую исполнительскую школу. Но к этим принципам необходимо добавить еще один, очень важный для формирования основ народной культуры, принцип.

Для привлечения детей к основам русского народного музыкального искусства необходимо подбирать такие произведения, которые отличаются богатым мелодизмом, интересными фактурными решениями, задействуют те исполнительские приемы, которые удобны детям. Это особенно актуально на начальном этапе обучения, когда трудное произведение может совсем отвратить начинающего аккордеониста или домриста от исполнительского процесса. Требуются огромные усилия, чтобы увлечь его вновь. Осознавая это, преподаватели детской музыкальной школы города Тимашевска очень внимательно подбирают народную музыку для учеников 1-2 классов. Среди произведений, которые не отличаются повышенной сложностью в плане исполнения, но нравятся ученикам:

  1.  Белорусская народная песня «Перепелочка». Обработка Комаровского (балалайка).
  2.  Кончен, кончен дальний путь. Русская народная песня. Обработка А. Талакина (аккордеон).
  3.  Місяць на небі. Украинская народная песня. Обработка С. Рубинштейна (аккордеон).
  4.  Русская народная песня «Белолица, круглолица», обр. С. Фурмина (домра).
  5.  Русская народная песня «Ивушка», обр. Н. Успенского (домра).
  6.  Русская народная песня «Не летай соловей» (балалайка).
  7.  Русская народная песня «Я на камушке сижу», обр. Н. Римского-Корсакова (домра).
  8.  Украинский народный танец «Ой гоп, тай ни, ни», обр.С. Фурмина (домра).
  9.  Что ты жадно глядишь на дорогу. Обработка С. Рубинштейна (аккордеон).
  10.  Ю. Слонов. Русская песня (аккордеон).

Важной частью формирования основ народной культуры являются беседы о музыке. На уроках специальности педагоги подчас не осознают важность пониманию учеником художественного содержания произведения. Очень часто в игре начинающих музыкантов слышен формализм, исполнение недостаточно эмоционально. Иногда это связано с личностными особенностями, уровнем способностей музыканта. Но не всегда. Некоторые ученики с трудом постигают основы народной культуры, которые два столетия назад формировались в семье. В современном мире эта традиция по большей части утрачена. Лишь очень немногие семьи (среди которых старообрядцы) поддерживают национальные традиции в семье. Для большей части контингента музыкальных школ эти традиции совершенно неизвестны.

В этом контексте роль педагога по специальности сложно переоценить. Невозможно исполнять русскую песню на народном инструменте, совершенно не имея представления о русской традиционной культуре, о фольклорной музыке, о стилистике народного искусства России и других стран.

Достаточно длительное время на уроках игры на инструменте применялся рассказ педагога. Это та манера общения с учеником, которая распространилась в музыкальном образовании в советское время и носила авторитарный характер.

В современном образовательном процессе появились новые методы, которые также могут быть привнесены на уроки специальности. Это – открытая манера общения, творческий словесный диалог педагога и ученика. Та информация, которую педагог может донести до ученика, может касаться:

  1.  История возникновения инструмента.
  2.  Его конструкция.
  3.  Информация и композиторе, написавшем произведение.
  4.  Информация о произведении, его образном содержании, средствах музыкальной выразительности.
  5.  Рассказ об исполнителях, в том числе выдающихся интерпретаторах данного сочинения.
  6.  Формирование исполнительской концепции.

Если эта информация будет дана ученику в форме простого рассказа, то он усвоит незначительное ее количество. Ученик может «отдыхать» во время такого рассказ от тех или иных исполнительских задач, и слушать невнимательно. Либо сама форма такого рассказа не близка и не понятна детям. По современным психолого-педагогическим исследованиям, человек может характеризоваться тем или иным каналом восприятия. Для кинестетика важны ощущения, и потом в диалоге с таким учеником важно использовать аналогии со звуками, цветами, запахами и т.п. также важен телесный контакт – непосредственно показать исполнительский прием на ладошке ученика, попросить его попробовать на инструменте, все через тактильный опыт. Для аудиала важно звучание, поэтому нужно менять интонацию, сопровождать свой рассказ звуками.

Не менее важен и сам прием рассказа на уроке, что активно применяют педагоги народного отделения детской музыкальной школы города Тимашевска. Здесь важно не просто дать информацию в готовом виде, а натолкнуть ученика на нее, создать проблемную ситуацию.

В практике преподавателей народных инструментов накоплено множество подобных приемов, приведем некоторых из них в Таблице 1.


Приемы творческой активизации ученика

на уроках по специальности

как основа формирования основ традиции

при исполнительстве на русских народных инструментах

Таблица 1.

Название приемы

Характеристика деятельности педагога

Общая характеристика данного творческого приема.

1. активизация мышления.

«Закрой глаза и опиши свой инструмент. А теперь давай откроем глаза и внимательно посмотрим, как он устроен».

После этого происходит характеристика инструмента, описание истории его создания, ответы на вопросы ученика.

С помощью этого приема активизируется мышление и восприятие ученика, он совсем по-новому смотрит на свой музыкальный инструмент, с гораздо большим интересом. Это прием активизации мышления и восприятия, настройка на рассказ о музыкальном инструменте.

2. активизация восприятия исполнительских приемов.

Педагог начинает диалог с учеников со слов: Я сыграю тебе пьесу двумя различными приемами. Пожалуйста, послушай и скажи, какой прием на твой взгляд лучше? Почему?

После этого пьесы исполняется дважды, происходит диалог с ее анализом.

Через активное слушание в диалоге с учеником формируем тот исполнительский прием, который необходимо освоить.

Таблица 1. Продолжение

3. Введение в художественное содержание произведения путем творческого воображения.

Педагог начинает диалог с учеников со слов: Сейчас я сыграю тебе новую пьесу, которую мы будем разучивать. Название не скажу. Сначала послушаем, и попробуем угадать, или придумать свое название.

После исполнения с диалоге обсуждаются различные названия, характеризуется произведение, его выразительные средства. Обсуждается название, которое дал композитор. Данный прием хорошо подходит для произведений программных.

Это творческий прием, позволяющий ученику с первого ознакомления с произведением сформировать собственное эмоциональное представление о художественном содержании музыкального произведения.

4. комплексная

художественная настройка на исполнение.

Педагог начинает диалог с учеников со слов: Давай рассмотрим иллюстрации в этом альбоме. Здесь много картин, на мой взгляд, некоторые из них подходят к произведению, которое ты мне сейчас сыграл.

После просмотра картин выбирается та, которая больше подходит для произведения. Рассматривается внимательно, изучаются изобразительные приемы в сравнении со средствами музыкальной выразительности.

Комплексный метод воздействия на мышление и воображение ученика, на этапе подготовки к экзамену или концерту позволяет углубить восприятие, усовершенствовать исполнительскую концепцию. Рассматривая картины, можно проводить аналогии с формой (трехчастная форма в трех арках католического собора и т.п.), средствами музыкальной выразительности (темные цвета – минорный лад, светлые оттенки – мажорны лад и др.).

5. творческое домашнее задание.

Сегодня я задам тебе не совсем обычное задание. Ты не будешь играть на инструменте до следующего урока, ты будешь играть про себя.

Это прием, очень перспективный для развития внутреннего слуха. Кроме того, на этапе разучивания произведения бывают моменты, когда ученик «забалтывает», и требуется на некоторое время отложить его, чтобы потом довести исполнение до хорошего уровня. Для того, чтобы не оставлять ученика и без задания, а также активизировать его восприятие сочинения, можно использовать прием игры «про себя» (без инструмента, в воздухе или на столе).

Таблица 1. Продолжение

6. освоение исполнительских приемов и выразительных средств музыки через творческое сравнение, близкое и понятное ребенку.

Представь себе, что ты маленький гном или какой-нибудь другой маленький персонаж. Какой ты выберешь? А теперь давай сыграем это произведение тихо – тихо, как твой гном. Интересная интерпретация получилось. А теперь ты – великан. Огромный и сильный. Давай исполним твое произведение с соответствующей силой и блеском. Вот и вторая интерпретации родилась. А как ты думаешь, в твоем произведении что больше подходит?

Данный прием направлен на художественное освоение выразительных средств музыки через конкретные исполнительские приемы. В процессе обсуждения педагог и ученик выясняют, что иногда требуется громкая динамика, иногда тихая, а иногда и плавные переходы. В этом свободном обсуждении, творческом диалоге рождается исполнительская интерпретация произведения из народного репертуара.

7. комплексное воспитание основ народной традиции на уроках специальности.

Давай посмотрим на две картинки. На них изображены русские девушки. Ты можешь догадаться, которая из них замужем? Почему ты так думаешь? Я тебе немного расскажу об одной русской традиции. В старину девушка всегда заплетала одну косу, пока не выйдет замуж. Перед свадьбой ей расплетали косу, и потом заплетали две косы. Многое в русской традиции  символично. Давай обратим внимание на текст песни, которую ты исполняешь, прочитай пожалуйста его. Что тебе непонятно в нем?

Прием погружения в смысловое содержания песенного репертуара с применением рассказа о некоторых русских обычаях. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно читал текст, а не педагог делал это за него. Некоторые ошибки в словах могут указать на то, что это новое для ученика слово, и необходимо его разобрать. Кроме того, самостоятельное прочтение текста способствует более глубокому его постижению.

Использование данных творческих приемов чрезвычайно эффективно способствует повышению мотивации к занятиям, созданию устойчивого интереса к исполнительству на народных инструментах, что можно наблюдать на примере функционирования народного отделения детской музыкальной школы города Тимашевска.

Обобщая практическую часть настоящей дипломной работы, необходимо сказать следующее:

  1.  В детской музыкальной школе города Тимашевска развитие основ народной культуры происходит на базе отделения народного пения и игры на народных инструментах.
  2.  Педагоги отделений используют различные творческие приемы, которые способствуют активизации ученика, его комплексному развитию, повышению его мотивации к обучению.
  3.  Ученики и выпускники школы демонстрируют не только хороший уровень профессионализма, но и любовь к профессии, увлечение основами народной культуры. Они посещают концерты, участвуют в различных проектах школы.

Деятельность педагогического коллектива по формированию основ народной культуры нужно охарактеризовать как успешную и эффективную. Опыт данного анализа поможет мне в дальнейшей педагогической деятельности.


Заключение

Обратившись к анализу современных подходов  к формированию основ народной культуры на основе анализа истории становления музыкального образования в России мы отметили очевидную тенденцию к смене методов преподавания, которая назрела в современной ситуации. Это осознают множество педагогов практиков, среди них – преподаватели детской музыкальной школы города Тимашевска.

Все мероприятия школы, а также педагогическая деятельность направлены на решение  задач привлечения большего числа учащихся к получению начального музыкального образования, овладения навыками игры на различных музыкальных инструментах, участия в творческих коллективах, что  позволяет воспитать  адаптированных к  условиям современной жизни людей, развитых и ответственных.

Для реализации этой задачи используются различные мероприятия – проекты, «Детская филармония», дни открытых дверей, всевозможные концерты, конкурсы, фестивали. Педагоги школы – люди творческие, и приемы по активизации мышления, внимания, воображения и других навыков отличают уроки по специальности на основе народной музыки, что делает процесс ее постижения интересным и увлекательным.

Большое значение имеет влияние личностных особенностей педагогов, которые увлекают детей за собой, создают условия, способствующие развитию у них музыкальности, творческого начала, мышления и исполнительских навыков.

Во второй главе дипломной работы был проанализирован успешный опыт формирования основ народной культуры на отделении народного пения, во втором разделе второй главы – на отделении народных инструментов. Цель и задачи, поставленные во введении, выполнены.


Список литературы

  1.  Детская музыкальная школа Тимашевска. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.muztim.ru/index.php/using-joomla/extensions/templates/atomic/home-page-atomic?view=featured 
  2.  Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. – 277 с.
  3.  Глазкова Л. Об исполнении русской народной песни / Л.С. Глазкова // Советская музыка. - 1950. - №5 .- С. 38-40.
  4.  Гордеева Е. М. Композиторы Могучей кучки (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков) / Е.М. Гордеева. - М.: «Музыка», 1985. - 449 с.
  5.  Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. Горлинский. - Москва, 1999. - 333 с.
  6.  Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Спб.: Интор, 1996. – 544 с.
  7.  Еникеева Д. Культурология. Конспект лекций / Д.М. Еникеева. – М.: «Эксмо», 2008. – 160 с.
  8.  Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. – Л.: Музыка, 1975. - 224 с.
  9.  История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / Сост. Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1999. – 560 с.
  10.  История русской советской музыки: 1917 – 1934 гг. Т.1. / Под ред. А. Д. Алексеева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 328 с.
  11.  Келдыш Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. / Ю.В. Келдыш. - М.: Музгиз, 1954. – 525 с.
  12.  Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 1. Русская музыка с XI по XVII век / Ю.В. Келдыш. – М.: «Музыка», 1983. – 384 с.
  13.  Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 3. Русская музыка с XVIII века / Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашова. – М.: «Музыка», 1984. – 335 с.
  14.  Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 8, ч. 2. Русская музыка в 70-80-е годы XIX века / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, О.Е. Левашова, М.П. Рахманова, А.М. Соколова. – М.: «Музыка», 1994. – 534 с.
  15.  Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104672/?frame=1 
  16.  «Красуня», звонкая певунья // Знамя труда. – 2014. – 19 февраля. – С. 4.
  17.  Леванов В. Песня рождается в народе (про хор Пятницкого)  / В. Леванов // Советская музыка. - 1964. - №7. - С. 8-26.
  18.  Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – М.: «Правда, 1990. – 607 с.
  19.  Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусств / Н.Д. Успенский.- Л.: 2Советский композитор», 1971. - 624 с.
  20.  Фадеичева М.А. Диалектика ценности жизни и ценности культуры: автореф. дис. … канд. Философские науки: специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» / М.А. Фадеичева. – Свердловск, 1990. – 31 с.
  21.  Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства «народные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/78-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-narodnye-instrumenty
  22.  Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства музыкального искусства «музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/79-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-folklor
  23.  Холопов Ю.Н. О сущности музыки / Ю.Н. Холопов // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. - М.: издательство Московской консерватории, 2004. – С. 6 – 18.
  24.  Хор имени Пятницкого. Официальный сайт.  Электронный ресурс, режим доступа:  http://www.pyatnitsky.ru/.
  25.  Хоровое творчество народов СССР. – М.: «Музгиз», 1936. – 256 с.
  26.  Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С.Яницкий. - Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2000. - 204 с.
  27.  Таюкин А.В. Исполнительство на баяне: традиции и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 27. – С. 106 – 110.

2 Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства «народные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/78-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-narodnye-instrumenty; Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства музыкального искусства «музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/79-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-folklor.

3 История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / Сост. Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1999. С. 143.

4 Там же. С. 144.

5 История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / Сост. Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1999. С. 161.

6 Келдыш, Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. / Ю.В. Келдыш. - М.: Музгиз, 1954. С. 21.

7 Горлинский, В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. Горлинский. - Москва, 1999. С. 20.

8 История русской советской музыки: 1917 – 1934 гг. Т.1. / Под ред. А. Д. Алексеева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. С. 9.

9 Холопов, Ю.Н. О сущности музыки / Ю.Н. Холопов // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. - М.: издательство Московской консерватории, 2004. – С. 7.

10 Еникеева, Д. Культурология. Конспект лекций / Д.М. Еникеева. – М.: «Эксмо», 2008. С. 14.

11 Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М.: «Политиздат», 1992. – 211 с. 

12 Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – М.-Л.: Музгиз, 1960. С. 167.

13 Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – М.: «Правда, 1990. С. 378.

14 Холопов, Ю.Н. О сущности музыки / Ю.Н. Холопов // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. - М.: издательство Московской консерватории, 2004.

15 Фадеичева М.А. Диалектика ценности жизни и ценности культуры: автореф. дис. … канд. Философские науки: специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» / М.А. Фадеичева. – Свердловск, 1990. – 31 с.

16 Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Спб.: Интор, 1996. С. 24.

17 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104672/?frame=1 

18 Земцовский, И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. – Л.: Музыка, 1975. С. 34.

19 Подробнее см.: Таюкин А.В. Исполнительство на баяне: традиции и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 27. – С. 106 – 110. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4910. Основы программирования на языке турбо паскаль 2.87 MB
  Язык программирования Паскаль, разработанный в 1970 г. профессором Швейцарской высшей политехнической школы Никлаусом Виртом специально для целей обучения студентов, быстро завоевал широкую популярность благодаря своей простоте, логичности языковых ...
4911. Разработка программы-эмулятора для заданной гипотетической ЭВМ 2.3 MB
  В настоящее время получило широкое распространение использование микропроцессоров в качестве встроенных элементов систем автоматического управления,в том числе как управляющих блоков периферийных узлов вычислительных комплексов. Функции...
4912. Алгоритмы и основы программирования 651.5 KB
  Алгоритмы и основы программирования. Краткое содержание: Этапы создания компьютерной программы. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Представление алгоритмов в виде блок-схем. Понятие о программировании. Системы и языки программирования. Запись алгор...
4913. Организация списочных и древовидных структур 16.05 KB
  Организация списочных и древовидных структур. В тех случаях, когда количество данных, обрабатываемых программой, заранее не известно или изменяется в процессе работы программы, использовать жестко определённые типы данных (массивы) не рационально ил...
4914. Конструкторы и деструкторы 17.73 KB
  Конструкторы и деструкторы Специальные методы объекта, которые предназначены для выполнения настроечных действий в момент создания каждого экземпляра объекта. В концепции ООП конструктор должен активизироваться автоматически, т.е....
4915. Работа с файлами в языке паскаль 17.24 KB
  Работа с файлами в языке паскаль. В языке паскаль с файлами можно работать несколькими способами. Все зависит от того, как этот файл открывается. Один и тот же файл можно открывать разными способами. Правда, если открыть нее тем способом, можно проч...
4916. BGI графика 15.2 KB
  BGI графика. В языках программирования специальных средств для создания графических приложений не было. Единственная возможность выводить графику на экран была только при помощи использования функции bios прямого обращения к видимой памяти. Задача д...
4917. Trubo Pascal. Программное управление работой компьютера 35 KB
  В XIX веке английским математиком и инженером Чарльзом Бэббиджем был разработан проект вычислительной машины, которая предназначалась для автоматического проведения длинных цепочек вычислений. Конструкция его аналитической машины включала 50 тысяч д...
4918. Этапы решения задач на компьютере: 36 KB
  Этапы решения задач на компьютере: Постановка задачи: сбор информации о задаче формулировка условия задачи определение конечных целей решения задачи определение формы выдачи результатов описание данных (их типов, диапазонов вел...