98162

Медиа Казахстана

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Республика Казахстан является демократическим унитарным государством с президентской формой правления. Основные принципы независимости и политического строя Казахстана были провозглашены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г., и закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в августе 1995 г.

Русский

2015-10-29

59.49 KB

0 чел.

Власенко Анастасия, ФЖМ-12

Медиа Казахстана

1. Общая характеристика системы СМИ.

Республика Казахстан находится в Центральной Азии и занимает площадь 2717,3 тыс. км2. Численность населения Казахстана (2005) составила 15 млн 740 тыс. чел., в том числе городского — 8594,9 тыс. (57%), сельского — 6479,3 тыс. чел. (43%). Крупнейшие города — ставшая с 1997 г. новой столицей — Астана (549 тыс. чел.), бывшая столица — Алма-Аты (1,2 млн чел.), а также Караганда, Чимкент, Усть-Каменогорск. Административно-территориально Казахстан делится на 14 областей.

Всего в Казахстане проживают представители 131 национальности. В составе населения Казахстана 53% казахов, русских — около одной трети, проживают крупные группы украинцев, немцев, татар, корейцев. Государственный язык — казахский.

Республика Казахстан является демократическим унитарным государством с президентской формой правления. Основные принципы независимости и политического строя Казахстана были провозглашены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г., и закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в августе 1995 г. Президентом Казахстана с 1990 г. является Н. А. Назарбаев. Высший представительный орган страны с законодательными функциями — Парламент Казахстана — состоит из двух палат — Сената и Мажилиса.

По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускалось 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМК, доля общественно-политических – около 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных не превышает в сумме 4 %. В 2012 году действует 2514 газет и журналов, 238 электронных СМК, из них около 100 телевизионных каналов и радиостанций, 7893 интернет-сайтов.

В 2007 году, по данным Министерства культуры и информации, в Казахстане 7281 изданий СМК. Из них негосударственных — 78 %, государственных — 22 %. Электронных СМК — 212. Печатные СМК составляют 50 % от их общего числа.

В инфокоммуникационном пространстве функционируют 2392 иностранных СМК: 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. До 1000 каналов систем спутникового телевидения; 80 представителей зарубежных средств массовой информации. Из зарубежных СМК: на русском языке — 90 %, на английском — 5 %, на других языках мира — 5 %.

2. Национальная медиаполитика.

2.1. Законодательство в области медиа

Деятельность СМИ Казахстана регулируется конституцией, а также целым рядом законов: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информатизации», «О частном предпринимательстве», «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах».

Основным документ - Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации». Этими законами запрещена цензура и гарантирована свобода слова, творчества и выражения в СМИ.

Некоторые положения закона касаются экономических отношений в СМИ. Так, еженедельный объем теле- и радиопрограмм на государственном языке в СМИ по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно. Это требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения.

Пятая статья закона запрещает иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо или косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться или управлять более 20% акций казахстанских СМИ. Статья седьмая запрещает принимать на должность главного редактора иностранного гражданина или лицо, не имеющее гражданства.

Средства массовой информации, информационные агентства подлежат переучету в случаях смены собственника или его организационно-правовой формы, наименования, а также названия СМИ, основной тематической направленности, изменения языка издания или вещания, территории распространения.

Закон также запрещает заполнять сетку вещания иностранными программами более чем на 20% от общего объема передач, требование не распространяется на кабельное и эфирно-кабельное вещание.

2.2. Системы ответственности

Согласно статье 25, пункту 2 Закона о СМИ ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации несут виновные в этом должностные лица государственных органов и иных организаций, а также собственник, распространитель, главный редактор (редактор) средства массовой информации, авторы распространяемых сообщений и материалов. Владелец или же главред издания несёт ответственность за появление материалов, содержащих пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, расового, социального, религиозного, национального, сословного и родового превосходства, культа жестокости, насилия и порнографии, независимо от источника их получения.

Также по закону нельзя воспрепятствовать деятельности журналиста.

 

Однако главный редактор и  журналист не несут ответственности за распространение в СМИ сведений, не соответствующих действительности:

1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах;

2) если они получены от рекламных и информационных агентств или пресс-служб государственных органов;

3) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан;

4) если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом.  

2.3. Контролирующие органы

В Законе о СМИ прописана возможность государственного контроля над изданиями. Целью государственного контроля является обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации. Государственный контроль осуществляется местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), включает в себя:

1) контроль по соблюдению требований, предусмотренных Законом;

2) контроль в отношении рекламы, распространяемой через средства массовой информации.

Государственный контроль, осуществляемый уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), выполняется в форме проверок.

3. Медиаконцерны

По данным статистики, на весну 2005 г. в Республике Казахстан зарегистрированы 2116 СМИ. От общего количества действующих СМИ 40% (838) приходится на г. Алма-Аты, 6% (130) — на г. Астана, 9% (189) — на Южно-Казахстанскую область.

Государству принадлежит 490 СМИ, среди них: АО «Республиканская телерадиокорпорация "Казахстан"», АО «Агентство "Хабар"», ОАО «Республиканская газета "Егемен Казакстан"», ОАО «Республиканская газета "Казахстанская правда"», ЗАО «Казак газеттерЬ>, ОАО «Жас ор-кен», «Республиканский литературно-художественный журнал "Жалын"», ОАО «Казбаспасоз», АО «Национальная компания "Казахское информационное агентство"». Негосударственными являются 1626 СМИ.

Наряду с основными — казахским и русским языками, в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в числе которых украинский, польский, английский, немецкий, корейский, уйгурский, турецкий, дунганский и др. Из общего числа СМИ они занимают 14%.

Широкое распространение в Казахстане имеют российские СМИ. Их доля на рынке иностранной медиапродукции республики составляет 90%. Наибольшим спросом пользуются газеты: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Известия», «Совершенно секретно», глянцевые журналы, программы телекомпаний НТВ, ТВЦ, Россия, «Первый Канал» и Ren-TV.  От общего числа наименований зарубежных СМИ 90% распространяются на русском языке, 5% — на английском и 5% на других языках. Один из крупнейших медиахолдингов Казахстана - полугосударственное «Агентство Хабар». В состав холдинга входят следующие подразделения: телевизионный канал «Хабар»; спутниковый канал Caspio Net; телеканал «ЕЛ арна»; радио «Хит FM — Хабар»; интернет-портал www.khabar.kz.

Медиахолдинг «31 канал». Это самый прозрачный в Казахстане, он включает в себя: «Радио 31», телекомпанию «Тан», еженедельник «Мегаполис», газеты «Мегаполис-Недвижимость» и «Мегаполис-За рулем», журнал «Агропром», издательский дом «Мегаполис». Компания вправе называться транснациональной, так как недавно состоялась покупка «Независимого Бишкекского телевидения». Это первый выход казахстанских телерадиокомпаний на соседние рынки.

В SHAНAR MEDIA GROUP входит: HIT TV; радио SHAHAR FM 102,2; АРТ-центр SHAHAR; анимационная группа Zip-Zag; информационно-развлекательный портал www.shahar.kz; издательский дом SHAHAR (журнал Zip-magazine, журнал .57//1#,4Я-культура).

Медиахолдинг «Рауан Медиа Групп». Он объединяет  новый канал НТВ-Казахстан, радио NS, газеты «Известия-Казахстан» и «Комсомольская правда-Казахстан». Готовится проект крупного бизнес-издания, подобного российскому «Коммерсанту». Также рассматривается вопрос о создании совместно с «Интерфаксом» нового информационного агентства. Львиная доля в бюджет нового холдинга должна поступить от государственной нефтегазовой компании «КазМунайГаз».

4. Традиционные медиа

4.1. Печать

В Республике Казахстан на январь 2005 г. зарегистрировано 1327 газет. Среди них 304 государственных и 1023 негосударственных.

Крупнейшие газеты на казахском языке — «Жас Алаш», «Егемен Казахстан», «Алматы Акшамы», «Ана Тип», «Туркестан»; русскоязычные газеты — «Казахстанская правда», «Экспресс К», «Литер», «Вечерний Алматы», «Время», «НП», «Панорама».

Лидеры в сегменте ежедневных общественно-политических газет — это «Казахстанская правда» {60 тыс. экз.) — формат А2, «Литер» (32 тыс. экз.) — А2, «Егемен Казахстан / Суверенный Казахстан» (32 тыс. экз.) — А2, «Айкын» (35 тыс. экз.) — А2, «Жас Алаш / Наше братство» (133 тыс. экз.) — А2, «Известия-Казахстан» (10 тыс. экз.) — А2.

Лидеры среди рекламно-информационных массовых газет: «Караван» (225 тыс. экз.) —A3, еженед.; «Время» (180 тыс. экз.) —A3, еженед.; «Экспресс-К» (94 тыс. экз.) — А2, ежеднев.; «Экспресс-пятница» (80 тыс. экз.) — A3, еженед.; «АиФ-Казахстан» (80 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Рек-Тайм» (60 тыс. экз.) — A3, еженед.; «Комсомольская правда-Казахстан» (60 тыс. экз.) — A3, еженед. Среди газет, посвященных бизнесу и экономике, выделяются еженедельники «Панорама» (18 тыс. — А2) и «Деловая неделя» (11 тыс. — А2).

Партийная пресса Казахстана развита слабо. Политические партии не стремятся создавать свои печатные органы, предпочитая финансировать и проводить свою агитацию через популярные и многотиражные издания страны. Из официальных партийных газет в Казахстане издается газета «Правда Казахстана» (Коммунистическая партия Казахстана), газета «Асар-Казахстан» (партия «Асар»), газета «Эпоха» принадлежит партии «Ак-жол», также эта партия издает «Ак-Жол — Казахстан», политическая партия «Отан» — газеты «Страна и Мир», «Алтын Орда». Все эти газеты, как правило, выходят не регулярно и имеют большие проблемы с распространением.

Широко на газетном рынке Казахстана представлены специальные и отраслевые издания, среди них бесплатный еженедельник о ценах на IT-продукцию «Компьютеры, Интернет, Телекоммуникации (КИТ)», автомобильный еженедельник «Колеса», Start GAME — еженедельник о киберспорте.

По данным компании TNS Gallup Media Asia, объем рынка рекламы в казахстанской прессе в первом полугодии 2005 г. составил 31,1 млн долл. По сравнению с тем же периодом 2004 г. рекламные бюджеты в казахстанских газетах и журналах выросли на 33,9%. За первое полугодие 2005 г. общая площадь рекламных объявлений составила 8,3 млн см2, что на 15,5% больше, чем за аналогичный период 2004 г. В тройке лидеров по объему рекламного бюджета среди ежедневных изданий: «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан» и «Экспресс К».

На 1 января 2005 г. в стране зарегистрирован 591 журнал, из них 161 издается государством и 430 — негосударственными компаниями. На русском языке выходят 206 изданий, на казахском языке печатаются 56 и на казахско-русском издаются 190 журналов.

Рынок журналов Казахстана — самый насыщенный на всем постсоветском азиатском пространстве. Однако он не отличается высокими тиражами и прибыльностью. Лидерами по тиражам, как и везде, остаются глянцевые издания: ежемесячный Cosmopolitan-Казахстан (10 тыс. экз., Independent Media); журнал «Рандеву» (10 тыс. экз., 6 раз в год, Рандеву-Пресс); журнал ассоциации деловых женщин «Зеркало» (5 тыс., ежемесячно); Harper's Bazaar Казахстан (10 тыс. экз., ежемесячно) и др.

Среди деловых и общественно-политических журналов выделяются еженедельник «Эксперт-Казахстан» (6 тыс. экз., «Эксперт»), ежемесячный журнал «Деловой мир» (5 тыс. экз.), ежемесячный деловой журнал National Business (5 тыс. экз., Business Madia Group).

Широко представлены отраслевые и специальные издания: «Автокруиз» (5 тыс. экз., 8 раз в год); нефтяной ежемесячник ОН Watch; «7 нот» (8 тыс. экз., 8 раз в год), «Маркетинг товаров и услуг» (10 тыс. экз., ежемесячный); отраслевой журнал Petroleum (2 тыс. экз., 6 номеров в год, издательство «Терра»).

Среди литературных журналов можно выделить «Жалын» (12 тыс. экз., ежемесячный, агентство по культуре); «Простор» (2 тыс. экз., 6 раз в полугодие, Союз писателей), «Нива» (] тыс. экз., ежемесячный, «Казахстанская Правда»).

Рынок рекламы в журналах активно развивается и составляет 20,3% (6,3 млн долл.) от общего рекламного бюджета прессы на 2005 г. Среди ежеквартальных журналов лидирует «Рандеву», рекламный бюджет которого — 140 тыс. долл. (35,1% от общего рекламного бюджета данной категории). Среди ежемесячных журналов лидером является Cosmopolitan -Казахстан — 1,3 млн долл., что составляет 29,4% от общего рекламного бюджета ежемесячных журналов.

4.2. Радио

В Республике Казахстан зарегистрировано 40 радиокомпаний, из них 5 являются государственными. Почти все они транслируют свои передачи на казахском и русском языках. Государственное радио представлено АО «Республиканская телерадиокорпорация "Казахстан"», а также региональными радиостанциями (Карагандинским радио «ТЕРРА», радио «Павлодар»), Коммерческих радиостанций в республике зарегистрировано 35. Из Алма-Аты вешают 10 станций. Их форматы преимущественно музыкально-информационные. Средняя стоимость рекламной минуты — 96,59 долл., количество выходов рекламы — 294 809. В программах радиостанций преобладает местная реклама.

Список центральных коммерческих радиостанций возглавляет «Европа Плюс Казахстан», «Русское Радио-Азия». Крупнейшие алма-атинские радиостанции — «Радио NS», «Радио Shahar», радио «Хит FM-Xaбар», радио «Ретро».

В эфире радиостанции «Хит FM-Хабар» — только хиты. Эта станция лидирует среди радиостанций, которые вешают на Алма-Аты и Алма-атинскую область. Новости каждый час выходит в эфир на 5 мин раньше, чем у других станций. Музыкальный формат — Top Hits (CHR). Соотношение русско- и англоязычных композиций — 40/60, соотношение Future Hits (будущие хиты), Hard Hits (тяжелая ротация), Top Hits и Golden Hits — 10/10/30/50. Аудитория — активные молодые люди. Входит в состав медиахолдинга «Хабар».

Формат и стиль «Русского Радио-Азия» аналогичен российскому проекту. Музыкальный формат — хиты российских исполнителей. Аудитория — люди самого активного возраста (от 20 лет и выше), с разным уровнем дохода (преимущественно со средним и высоким) и образованием (со средним и высшим).

«Радио Ретро-Караван» передает старую музыку, отличается ненавязчивой манерой общения со слушателями, лаконичными новостями. Аудитория — бизнесмены и домохозяйки, студенты и пенсионеры, интеллигенция и рабочие, возрастная группа 35-50 лет. Это единственная радиостанция, где есть программа, посвященная поэзии. Каждую среду в 22 ч все алма-атинцы могут стать участниками литературного ток-шоу «Серебряный век». По популярности занимает четвертое место среди радиостанций Алма-Аты. Входит в медиахолдинг «Караван».

4.3. Телевидение

В Республике Казахстан на 1 января 2005 г. зарегистрировано 147 телекомпаний, 19 из них принадлежат государству, негосударственных — 128. В эфир на казахском языке выходят 4 канала, 5 телеканалов транслируются только на русском, 101 телеканал вещает на двух языках, а 37 каналов выходят с передачами на трех и более языках.

К республиканским телеканалам относятся: «Хабар», «Ел Арна», «Казахстан» и «Первый Канал-Евразия». Их могут смотреть от 87 до 94% потенциальных казахстанских телезрителей.

Границы охвата зрителей местными негосударственными станциями в крупных городах Казахстана обычно варьируются в зависимости от региона, но редко превышают границы города, при распространении сигнала радиусом 30—50 км и обычном использовании передатчиков мощностью от 50 до 100 ватт. В сельских регионах зрители в основном принимают только государственные каналы с хорошо развитой трансляционной сетью.

Казахстанские телекомпании получают программный продукт из нескольких источников:

♦  собственное производство телепрограмм;

♦  программы российских сетей;

♦  независимые студии по производству программ;

♦  иностранные программы.

Государственное телевидение. «Первый Канал-Евразия» — лидер по рейтингам. Самостоятельно он вещает в Казахстане уже четыре года. Канал вырос на базе региональной структуры Общественного российского телевидения в Казахстане — «Евразия+ОРТ». Секрет его успеха — в сетке вещания, выстроенной по принципам максимально удобного для среднестатистического телезрителя времени.

Телеканал «Хабар» — государственный информационно-аналитический телеканал. Создан в 1995 г. на базе информационной службы казахского ТВ, его первоначальное название — Национальное телевизионное информационное агентство (НТИА). Ведущий национальный канал страны, вещающий на казахском и русском языках, более чем для 13 млн потенциальных зрителей. В компании работают более 600 сотрудников. Производство программ в основном собственное. Канал первым стал создавать успешные отечественные сериалы («Перекресток», «Саранча»), Программы на казахском языке (50% от всех транслируемых программ).

Телеканал «Казахстан» — самый старый вещательный канал, которому в наследство от советского периода достался огромный архив кинодокументов и хорошо развитая телевизионная сеть. Это единственный телеканал, где в дополнение к программам на казахском и русском языках существуют программы на уйгурском, немецком и корейском языках.

Коммерческое телевидение. КТК вешает на Алма-Аты и региональные центры республики. Удачный дизайн заставок и передач, продуманная сетка вещания, частое появление новых шоу-программ, популярные дикторы новостных программ вывели КТК в лидеры негосударственных коммерческих телеканалов. Канал НТК — первый национальный частный канал, вещающий почти на все население республики. Он позиционируется как канал для активных людей молодого возраста. Производство собственного программного продукта на телеканале вызывает повышенный интерес к нему со стороны рекламодателей услуг и товаров для молодежи.

Спутниковое ТВ. Республиканский спутниковый канал Caspio Net — круглосуточный информационный канал с охватом территории Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и Северной части Африки. Потенциальными зрителями Caspio Net являются 99 млн подписчиков. Приоритет в вещании — новости. Блоки вешания готовятся на казахском, русском и английском языках. Caspio Net ставит целью информировать телезрителей обо всех значимых событиях, происходящих в странах Каспийского региона и всей Центральной Азии. Принадлежит агентству «Хабар». Рынок спутникового и кабельного ТВ поделили два игрока — компания спутникового телевидения ЗАО «КАТЕЛКО плюс» и оператор кабельного телевидения ЗАО «Алма ТВ».

Основным барьером для развития коммерческого спутникового вещания является обыкновенное пиратство. Казахстанцы привыкли к дешевым поддельным декодерам и принимают российские и зарубежные спутниковые каналы. Нелегальными спутниковыми карточками приторговывают даже солидные салоны связи. Закрытые российские и западные спутниковые телеканалы в республике легально смотрят около половины зрителей.

4.4. Издательства

Жалы́н (Пламя) — казахстанское республиканское издательство.

Основано Государственным комитетом по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Казахской ССР в г. Алма-Ата в 1975 на базе главной редакции детской литературы издательства «Жазушы» и молодёжной редакции издательства «Казахстан» с целью выпуска художественной и общественно-политической литературы для детей и юношества, литературы по музыке и искусству. Выпускало серии: «Край родной», «Люди интересной судьбы», «Глобус», «Наша Лениниана» и др. В 1979 были изданы 251 книга и брошюра тиражом свыше 5,7 млн экземпляров. Издает казахский литературно-художественный журнал «Жалын».

«Жазушы́» (рус. писатель) — казахстанское издательство, специализирующееся на выпуске художественной литературына казахском, русском, корейском, уйгурском языках. «Жазушы» издаёт художественную литературу: произведения классических и современных писателей и поэтов, собрания сочинений, произведения народного творчества и фольклора. Среди авторов издательства Мухтар Ауэзов («Путь Абая»), Абдижамил Нурпеисов («Кровь и пот»), Жубан Мулдагалиев («Орлиная степь», «Сель»).

Издательство «Қазақ университеті» или издательство КазНУ (рус. издательство «Казахский университет» ) — издательство, входящее в состав Казахского национального университета имени аль-Фараби в Алматы в Казахстане. Издательство выпускает практически полный спектр научной и учебной литературы для студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов. Кроме этого в печать подписывается и научно-популярная и справочная литература для читателей без специальной подготовки. Издательство выпускает не только книжную продукцию, но и научные журналы. Журналы входят в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК. Это, в первую очередь, 16 серий «Вестника КазНУ» с разной периодичностью.

При содействии международного фонда Хильсфонд в Брюсселе с 2009 года выходит в свет 2 научных журнала на английском языке «International Journal of Mathematics and Physics» и «International Journal of Biology and Chemistry».

Кроме этого, в издательстве печатаются два научных журнала Института проблем горения: «Горение и плазмохимия» и «Eurasian Chemico-Technological».

4.5. Телекоммуникационные сети

В прежние годы на рынке удаленной и международной связи также доминировал АО «Казахтелеком», пропускавший основной объем междугородного и международного трафика. В соответствии с Законом «О связи» и Программой развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 гг. в настоящее время эксклюзивное право АО «Казахтелеком» на предоставление услуг междугородной и международной связи отменено. На данный сегмент рынка введены и новые операторы. Агентством выданы лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи KazTransCom, «Транстелеком», «Арна», Nursat и Astel.

По оценке национального оператора «Казахтелеком», общее количество пользователей сотовой связи в Казахстане составляет 3 010 839 млн чел. Глубина проникновения сотовой связи — 20%. В настоящее время работают четыре оператора сотовой связи: два сотовых оператора стандарта GSM-900: ТОО «Кар-тел» (торговые марки Excess и К-Mobile) полностью принадлежит казахстанской фирме «Телеком Инвест», ТОО GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (торговые марки Kcell и Activ).

Услуги передачи данных, включая услуги доступа в Интернет, — интенсивно развивающееся направление бизнеса в Казахстане. Его рыночный потенциал достаточно велик, однако ограничивается возможностями населения приобретать компьютерную технику. Если в 2001 г. казахстанцев, так или иначе знакомых с Интернетом, было 210 тыс. чел., то к 2003 г. их насчитывается больше 450 тыс. В госсекторе большую роль продолжает играть программа по построению информационного общества в Казахстане. В рамках этой программы решаются многие серьезные задачи — организация электронного документооборота в госструктурах, оформление социальных карт для населения и т.п

По данным CnewsAnalytics, наиболее развитым регионом по использованию Интернета является Алма-Аты — 20-24% населения. Уровень проникновения Интернета в регионы колеблется от 5 до 14%. Уровень доступности и платежеспособного спроса в сельских районах ограничивается 1-3%.

Из сайтов, имеющих принадлежность к какому-либо городу, около 40% приходится на Алма-Аты и около 6% — на Астану. Данные по остальным городам не существенны.

Основными видами подключения остаются аналоговый коммутируемый доступ (dial-up), выделенные линии, а также технологии высокоскоростного цифрового доступа (xDSL и ISDN). В настоящее время услуга ADSL в Казахстане предоставляется всего двумя операторами — Ducat и «Казахтелекомом». Пользователями данной услуги смогут стать те, кто готов платить по 20—25 долл. в месяц для высокоскоростного доступа в Интернет.

4.6. Кино и индустрия развлечений

В начале 2000-х Казахстан стал приобщаться к мировому кинобизнесу, были реанимированы построенные еще в советские времена кинотеатры, в которых появились современное оборудование и последние новинки кинопроката. Все кинотеатры того времени были stand-alone. Настоящее развитие кинорынок Казахстана получил с появлением новых торгово-развлекательных центров, в концепции практически каждого из которых был предусмотрен мультиплекс. Если в 2001 году в Казахстане насчитывалось только 37 кинотеатров, почти все они были однозальными, то уже через 10 лет - 94 кинотеатра, и большая часть из них - мультиплексы. По данным Агентства по статистике, количество посещений кинотеатров за эти десять лет выросло в 13 раз. Таким образом, рынок кинопроката в Казахстане вырос в самостоятельную индустрию со своими особенностями и правилами.

Если рассматривать кинорынок в целом, то его можно поделить на две самостоятельные части: рынок кинопроката и рынок кинотеатров. Существует еще рынок кинопроизводства, но он в Казахстане пока представлен в основном «Казахфильмом». 

Основными игроками на рынке кинопроката являются компании Kinopark (20th Century Fox), «Меломан» (Disney, Sony, Bazelevs, West), «Интерфильм distribution» (Universal, Central Partnership, которые владеют пакетом Paramount), «Арман» (Warner Brothers, Paradise, Вольга), Cinema Hotel Corporation (Top film distribution), Star Cinema («Наше кино») и «Казахфильм». Борьба между прокатчиками за фильмы происходит на кинорынках, для казахстанского рынка это чаще всего российские кинорынки в Москве. Но в основном спорят за какие-то небольшие проекты, так как крупные прокатчики работают со студиями-мейджорами, крупнейшими голливудскими студиями. 

Рынок кинотеатров между собой делят в основном Kinopark, Star Cinema, «Арман» и более мелкие игроки. Даже при том, что уже сейчас рынок кинотеатров в Алматы находится на грани насыщения, в ближайшие два года в городе ожидается открытие еще порядка 40 новых залов, большинство из которых будут представлены сетью Kinopark. К примеру, в России наиболее обеспеченным кинотеатрами городом считается Екатеринбург, в котором на 100 тыс. человек представлено 6,97 зала.

После обретения Казахстаном независимости в нём появилась частная киностудия «Катарсис», директором которой являлся Максим Смагулов: из пяти кинолент снятых в 1990 году три были сделаны на этой студии. Однако вследствие отсутствия в Казахстане какой-либо законодательной базы в отношении кино деньги, вложенные меценатами, облагались высокими налогами, что привело к быстрому закрытию большинства частных киностудий, попытавшихся пойти путём Смагулова. Государственная киностудия «Казахфильм» уделяла в этот период большое внимание фильмам на историческую тематику: вышли такие исторические фильмы, как «Гибель Отрара», «Абулхаир-хан», «Абай», «Юность Жамбыла». Однако казахстанский зритель не видел не только «Абая» и «Юность Жамбыла», по причине того, что в стране не была налажена система кинопроката. Кинокритики обвиняли «Казахфильм», что они делают ставку на фестивальное кино, снимая фильмы только для «фестивалей и кучки кинокритиков». Такие режиссёры, как Абай Карпыков, Бахыт Килибаев, Александр Баранов перебрались работать в Россию, Серик Апрымов — в США.

В 1998 году начался перелом в развитии казахстанского кино. Начиная с 1999 года ежегодно при поддержке фонда Сорос-Казахстан проводится фестиваль молодежного кино «Смотри по-новому», на котором демонстрируются фильмы студентов и выпускников Алматинского института театра и кино. В начале 2000-х годов по стране началось строительство кинотеатров, которые начали открываться с 2005 года: в 2009 году в стране работало 129 кинозалов, к концу 2010 года — 196. В 2005 году был снят фильм «Кочевник», который смогли увидеть и зрители Казахстана и убедиться, что отечественное кино реально существует. В 2007 году вышел фильм «Рэкетир», который собрал достаточно большую аудиторию и вызвал огромный интерес. В настоящее время казахстанский кинематограф выпускает 12-15 кинокартин в год.

5. Новые медиа

5.1. Онлайн медиа

Казахстанские информационно-новостные страницы: Gazeta.kz, портал Lenta.kz, «Казахстанская хроника "П"» (www.lyakhov.kz/chronicle), www.freeas.org — агентство «Свободная Азия», интернет-газета «Навигатор 2», рубрика «Лента новостей» (www.navi.kz/?action=news). Среди популярных онлайновых версий казахстанских СМИ можно выделить сайт экономической газеты «Панорама» (Panorama.Kz), экономического еженедельника «Время» (www.time.kz), сайт «Казахстанской правды» (kazpravda.kz), интернет-портал KHABAR.KZ), Caspionet (www.caspionet.kz). Новостной портал «Казинформ» транслируется через три веб-сайта агентства: www.inform.kz, www.nkkazinform.kz, www.kazinform.org на казахском, русском, английском языках. Информагентству — свой сайт Kazakhstan today (www.kz-today) и портал www.31.kz. Уникальность Казнета в том, что свежие новости здесь найти проще, чем, например, исторические сведения о стране.

В сети Казнета существуют три типа изданий: копии казахстанских печатных СМИ, радиопрограмм и телевизионной информации, в том числе и на казахском языке; самостоятельные казахстанские газеты, издающиеся зарубежными и отечественными источниками, оппозиционная пресса типа Nomad, Compromat, Navigator, Eurasia и др.

В 1998 г. Александром Ляховым был запущен самый популярный сайт каталога рубрикатора казахстанских веб-ресурсов — «Весь www Казахстан» (http://www.site.kz). «Всенародным сайтом» уже несколько лет считается Yellow Pages of Kazakhstan (www.award.kz). Развлекательные ресурсы или сетевые сервисы уступают российским аналогам во всем — от креатива и технической части ло красочности и привлекательности и богатства выбора. Самые серьезные из казахстанских интернет-проек-

тов — информационные порталы, корпоративные сайты, а также странички представительства компаний в Интернете.

Неразвитость национального интернет-пространства компенсируется выходом в российский Интернет — 60% посещений, и лишь 7% жителей Казахстана пользуются англоязычными сайтами.

5.2. Мобильные медиа

В настоящее время информация с бумажных носителей перетекла в Интернет и доступна каждому владельцу мобильного устройства, поддерживающего данную функцию. Однако в Казахстане, в отличие от России, Украины, данное направление практически не развито. Большинство казахстанцев находятся в интернет-пространстве России.

Глава Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева на 2-м форуме региональных медиа: "Если раньше Интернет стучался в окно, то сегодня он вошел в дверь. У нас останутся, газеты, ТВ, радио, но большая часть читателей будет в Интернете. Причем сегодня нужно обратить основное внимание на мобильный Интернет, потому что у нас вся молодежь берет информацию из мобильных телефонов". 2

6. Медиаорганизации

6.1. Новостные агентства

«Международное Информационное Агентство «КАЗИНФОРМ» — государственное информационное агентствоКазахстана.  «КАЗИНФОРМ» распространяет новости по подписке и через веб-сайт агентства на казахском, русском, английском языках. Новости на казахском языке переводятся на латинскую графику и арабскую вязь. Казахстанцы, проживающие за рубежом и не владеющие кириллицей, имеют возможность быть в курсе событий, происходящих на исторической Родине.

Агентство располагает внушительным архивом фотоинформации.

«КАЗИНФОРМ» ежедневно производит и распространяет в режиме on-line оперативную, объективную и эксклюзивную информацию на казахском, русском, английском и китайском языках.

«КАЗИНФОРМ» - единственное в Казахстане информационное агентство, которое ведет региональные ленты новостей и производит инфографические материалы на трех языках - казахском, русском и английском.

«КАЗИНФОРМ» также предоставляет своей аудитории возможность получать новости с помощь канала RSS

Ежедневно сайт агентства посещают от 12 000 до 40 000 человек - жителей Казахстана и других государств.

  1.  Полная и точная информация о деятельности государственных структур - Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства, Мажилиса,региональных органов власти, национальных финансовых и промышленных структур.
  2.  Достоверная и экспертная информация по всем сферам социально-экономической и общественно-политической жизни всех регионов Казахстана, Центральной Азии и мирового сообщества.
  3.  Весь спектр сервиса для корпоративных и частных клиентов в области информационного консалтинга, реализации программ по связям с общественностью, политических технологий, экономических экспертных обзоров и маркетинговых рекомендаций.

Центральный офис Агентства находится в столице Казахстана - городе Астане, где трудится большая часть штатных сотрудников. Филиал «КАЗИНФОРМ» в Алматы представлен опытными журналистами, оперативно освещающими жизнь крупного мегаполиса, финансового и культурного центра страны. «КАЗИНФОРМ» - среди информационных агентств, работающих на территории нашей страны - имеет самую крупную, разветвленную корреспондентскую сеть в Казахстане, включая Байконур. Всего 17 корреспондентских пунктов. «КАЗИНФОРМ» имеет корреспондентскую сеть и в странах ближнего и дальнего зарубежья: в России, Узбекистане, Киргизии, США, Китае, Бельгии. Планирует расширение корреспондентской сети за рубежом.

КазТАГ (Казахское телеграфное агентство) — международное информационное агентство Казахстана.

Распространяет информацию о событиях в общественно-политической, социально-экономической, культурной, спортивной жизни Казахстана на казахском, русском,английском языках.

Агентство основано в 13 августа 1920 году как Оренбургско-Тургайское отделение РОСТА. С 1925 года называлось КазРОСТА. С 1937 года находилось в Алма-Ате и носило современное название — КазТАГ. С 1972 года - Информационное агентство при Совете Министров Казахской ССР.

В 1997 году КазТАГ был преобразован в Казахское информационное агентство — КазААГ, а в конце 2002 года был переименовано в «Казинформ».

В 2008 году новый «КазТАГ» был зарегистрирован министерством культуры и информации Республики Казахстан и начал работу.

6.2. Журналистские союзы

Существуют Международный союз журналистов Казахстана. Международный молодёжный союз журналистов также ведёт свою деятельность в Казахстане.

6.3.  Компании-производители контента

По данным экспертов J’son & Partners Consulting, наибольшую долю по числу наименований среди рассмотренных жанровых тематик казахстанских общенациональных каналов занимают «Телесериалы», «Развлекательные программы», а также «Художественные фильмы» – 39%, 12% и 11%, соответственно.  На сегодняшний день в структуре телевизионного вещания на рынке Казахстана доминирует национальный контент. Данная тенденция остается неизменной на протяжении последних лет. Доля национального контента в эфире крупнейших телевизионных каналов по числу наименований в 2013 году составила около 53%.

  Под национальным подразумевается контент, который был произведен на территории Республики Казахстан, а также контент, являющийся продукцией, выпущенной, совместно с Республикой Казахстан.

7. Кадры

7.1. Образование и поддержка


Сейчас в Казахстане по данным статистики журналистов готовят 23 ВУЗа. В советское время работников СМИ выпускал единственный университет – КазГУ. Тогда же существовала четкая система практики студентов в газетах и на телеканалах, которая позволяла им теорию подкреплять практикой. В некоторых ВУЗах такие правила существуют до сих пор, однако сами СМИ не всегда заинтересованы в практикантах.

Практически каждый редактор сталкивался с такой ситуацией – приходит устраиваться на работу выпускник журфака, и оценки в дипломе у него хорошие, и деньги требует большие, но вот только писать и снимать не умеет.

Генеральный продюсер «Информбюро» (31 канал) Ержан Сулейменов считает, что люди, получившие журналистское образование в Казахстане, не конкурентоспособны. Будущие журналисты не знают основ медиа-планирования, не разбираются в новых технологиях, которые приходят на рынок. Может быть и потому, что этого им элементарно не преподают.

Главный редактор газеты «Бизнес и власть» Олег Хе уверен, что сейчас, когда многие СМИ работают в рамках холдингов, то есть имеют газету, радио, телевидение, он-лайн порталы, необходимо готовить универсальных журналистов. «Журналистам необходимо давать больше знаний в области политики, экономики и т.д. И может быть не стоит делать такого четкого разделения телевидение, радио или печать. Идет конвергенция форматов и СМИ нужны универсальные журналисты».3

7.2. Основные ресурсы

Редакторы-практики уверены, что на журфаке необходимо тщательнее изучать «Культуру речи», необходимы выпускники, которые умеют писать не только на казахском и русском языках, но и на английском. Специалисты Фонда защиты слова «Адил Соз» уверены, что будущий журналист обязательно должен знать законы, чтобы потом не было судебных претензий.

Системе массовых коммуникаций СМК очень не хватает хорошо обученных журналистов-международников, потому что в вузах эта область «провисает». Также необходимо гораздо более плотно изучать казахский язык, потому что многие жуналисты неграмотно говорят и пишут на родном языке.

8. Тенденции и перспективы развития медиа

В настоящее время наметилось две тенденции в массовом политическом информировании.

Одна из них выражается в передаче большого количества разнообразных сообщений, излагаемых без четко прослеживаемой системы. Человек теряет социальную ориентацию, что в конечном итоге оборачивается аполитичностью значительной части общества. В газетах публикуется громадное количество сообщений, освещение фактов происходит по системе единого потока. Метод дробления преследует вполне определенные политические цели. Он помогает формировать сознание человека, казалось бы, информированного, но, в сущности, слабо разбирающегося в политике.

Другая тенденция политического информирования заключается в жестком подчинении информационного потока идеолого-пропагандистским установкам. Этот подход особенно типичен для печатных изданий, являющихся собственностью политических партий и движений. В казахстанском реалии типичен для партийных изданий, такие как «Ак жол Казахстан», «Жас Алаш», «Мегаполис», «Кала мен дала», «Страна и мир», «Экспресс К», «Суббота», «Азамат Таймс» и др. Активность таких изданий особенно проявляется во время предвыборного агитационного периода. В 2004 г. предвыборном периоде на Мажилиса Парламента РК газета «Жас Алаш» опубликовал цикл материалов о лидерах и стратегических платформах партий «Ак жол».

Подведя итоги роль казахстанских СМИ по развитию политической коммуникации, политических технологии и формированию общественного сознания можно выделить следующие тенденции: увеличение изданий аналитической периодической печати и организации аналитических интерактивных передач; появление партийных и оппозиционных изданий; повышение профессионализма международной журналистики, освещающих политических новостей, использование грязных PR-технологий в предвыборных информационных кампаниях, увеличение политических электронных изданий и т.д.

В качестве негативных тенденций развития казахстанских СМИ можно определить: монополизацию СМИ; практику заказных публикаций; слабое понимание современных PR-технологий всеми участниками рынка; отсталую экономическую модель деятельности СМИ; коррупцию и непрозрачность; достаточно высокую политизированность бизнеса.


Список используемых источников

1. .Л.М. Сметанникова, К.М. Жараспаева, С.М. Жараспаева. Основы экономической теории. Методические указания к семестровым работам для всех специальностей. - Алматы: АИЭС, 2010.

2. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / Под. ред. Е.Л. Вартановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.

3. http://www.internews.kz/newsitem/13-06-2008/4127

4. http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/obzor-rynka-televizionnogo-kontenta-v-respublike-kazahstan

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

6. http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/glava-soyuza-jurnalistov-kazahstana-prizval-smi-vyivodit-203109/

7. http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=300

2 http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/glava-soyuza-jurnalistov-kazahstana-prizval-smi-vyivodit-203109/

3 http://www.internews.kz/newsitem/13-06-2008/4127


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9957. Организационно-правовые формы коммерческих компаний 39.5 KB
  Организационно-правовые формы коммерческих компаний. Общество с дополнительной ответственностью: Внося деньги в уставной капитал...
9958. Формы оформления договоров 35 KB
  Формы оформления договоров Устная сделка. Простая письменная форма. нотариально удостоверенная форма. Государственная ре...
9959. Расторжение договора 45 KB
  Расторжение договора. Пролонгация - продление договора. Расторжение договора по взаимному согласию: деньги потрачены, какие-то действия...