98171

Значение религии в контексте секуляризациина основе взглядов Бергера и Хабермаса

Реферат

Религиоведение и мифология

Процесс секуляризации сыграл ключевую роль в трансформации роли и функций религии и определил ее современное понимание и положение в жизни людей. Таким образом целью моего эссе является исследование трансформации значения религии в европейской истории а также факторов способствующих этим изменениям.

Русский

2015-10-29

23.65 KB

2 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на религиозный скептицизм, превалирующий в современном обществе, невозможно не согласиться с тем, что религия, как миросозидательный и культурный компонент, является основополагающим элементом человеческой истории. Религия представляет собой институт, который неразрывно связан с обществом и с теми трансформациями, которые в нем происходят. С течением времени человеческое сознание, способ мышления и социум в целом подвергались стремительным и кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности. Социальные институты были вынуждены подстраиваться под новые общественные потребности. И религия, в данном контексте, не стала исключением. Всё чаще возникал вопрос о соответствии религиозных традиций быстро меняющейся человеческой культуре. Процесс секуляризации сыграл ключевую роль в трансформации роли и функций религии и определил ее современное понимание и положение в жизни людей.

Таким образом, целью моего эссе является исследование трансформации значения религии в европейской истории, а также факторов, способствующих этим изменениям.

В процессе исследования мною решаются следующие задачи:

  1.  Рассмотреть основное значение религии как миросозидательного универсума.
  2.  Изучить значение религии в контексте секуляризации, основываясь на взглядах Бергера.
  3.  Изучить значение религии в контексте секуляризации, основываясь на взглядах Хабермаса.
  4.  Проанализировать роль религии в современном обществе 21-го века.

В рамках эссе я опираюсь на работы Бергера «Религия и проблема убедительности» и Хабермаса «Против "воинствующего атеизма" "Постсекулярное" общество - что это такое? О новом европейском порядке» и «Диалектика секуляризации. О разуме и религии».

  1.  От традиционного к индустриальному. От религии к секулярному.

На протяжении почти всей человеческой истории религия была единственным институтом, обладающей монополией на истину в вопросах смысла жизни, устройства семьи, ведения политики и благоустройства общества. Религиозные традиции и постулаты можно было с определенной уверенностью назвать правилами индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, правилами, которые определяли и направляли сознание и способ мышления людей того времени. В средневековой Европе религии подчинялись такие важные компоненты жизни и государственного функционирования, как мораль, политику, образование и искусство. Таким образом, религия определяла единственно возможную правильную социальную реальность, существование за пределами которой считалось безумием и приравнивалось к неуправляемости.

Однако с развитием общества наблюдалась и смена духовных состояний, и религия стала уступать свое первенство пришедшему ей на смену новому сознанию. В Европе начался процесс секуляризации, а религия перестала определять сущность этого мира.

Секуляризация, как стихийный процесс, началась с капитализма, а затем проникла практически во все сферы жизнедеятельности человека. Государство перестает подчиняться церковному универсуму, и само превращается в полноценный независимый социальный институт. Модерн, в эпоху которого, развивается секуляризация, не случайно был назван временем научного знания. Так как именно рационализация человеческого мышления в этот период стала неотъемлемым условием процесса индустриализации и капитализма в обществе. Магизм и мистицизм, заложенный религией, вытеснялся новыми рациональными подходами к осмыслению окружающей действительности.

Я много раз задумывалась о том, как именно происходит изменение коллективного сознания общества. И пришла к выводу, что важным фактором распространения секуляризации, тем самым наступления новой эры развития, являлось образование людей. Ведь именно образование лежит в основе картины мировосприятия каждого человека. Более того, стремительная индустриализация стимулировала взращивание высокообразованных кадров. Именно через образование происходила рационализация сознания людей и изменение реальности вокруг них. Таким образом, происходит трансформация господствующей религиозной гносеологии в рациональное мировоззрение.

  1.  Различие взглядов Бергера и Хабермаса на роль религии в контексте секуляризации.

Среди исследований процесса секуляризации выделяются разные подходы и попытки интерпретаций ее особенностей и последствий. Известный социолог П. Бергер в своей работе «Религия и проблема убедительности» делает акцент на том, что религия не исчезает полностью из жизни людей, а лишь переходит в сферу персонального существования человека, т.е. значение религии становится более специализированным, узконаправленным, и в рамках этой роли, она все еще продолжает играть важную роль в социуме. Как пример Бергер приводит сферу семейных отношений и ценностей:

« <…Религиозное обоснование семьи не исчезает и в высоко секуляризованных слоях общества, каков, например, современный американский средний класс».2 

Таким образом, религия приобретает такую характерную черту, как «индивидуализация» и становится личным делом каждого человека, предоставляя свободу выбора.

Эта черта способствовала нарастанию противоречий между сакральным и светским в поведении людей. Часто получалось, что человек в сфере частной жизни полностью соблюдает религиозные традиции, а за ее пределами, в секуляризованных сферах происходит игнорирование религиозных ценностей.

В отличие от  Бергера, у Хабермаса была другая интерпретация роли религии в процессе секуляризации. Хабермас понимает секуляризацию, как логичный процесс смерти религии, происходящей в следствие развития человеческого разума и преодоление сознанием людей мифологизма религиозного мировосприятия. То есть, если у Бергера институт религии просто трансформировался в другую сферу жизни людей и продолжал до сих пор играть важную роль, то у Хабермаса светская культура вытесняет религиозность  из всех сфер общественной жизни, что открывает свет на приобретение людьми право свободы совести.

  1.  Возрождение религии в современном постсекулярном мире

Немецкий социолог Юрген Хабермас предлагает нам по-новому взглянуть на проблему секуляризации и ее последствия. Он делает акцент на то, что традиционное разделение стран на религиозные и секулярные уже давно не отражает действительную картину происходящего. По мнению автора, наступила новая эпоха развития Западного общества - эпоха постсекулярного общества. По сути, такая трансформация подразумевает возвращение религии и ее роли в жизнь людей и государства в целом. Однако это не отменяет секуляризацию. Мне это видится как взаимодействие секуляризации и религии ради общественного блага. Хабермас делает акцент на то, что постсекуляризация возможна только в тех странах, которые уже прошли непосредственно саму секуляризацию. Следовательно, уже не является актуальной борьба религии и знания (даже при том, что религия вернется в общественную жизнь людей), так как религиозное мировоззрение потеряло свою доминирующую роль. А это значит, что люди способны к восприятию чего-то нового. Таким образом, формируются отношения нового типа между секулярным и религиозным сознанием. Если в секулярном мире наблюдалось доминирование светских институтов, а значение религии сводилось к нулю, то в новом постсекулярном пространстве формируется новый взгляд на религиозное сознание как части коллективного сознания. Таким образом, в постсекулярной культуре возрождается интерес к духовным ценностям, и светская антирелигиозная идеология перестает характеризоваться столь категоричными взглядами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что роль религии всегда трансформировалась в соответствии с контекстом общественно-социального и экономического развития. Огромную роль в процесс трансформаций сыграло именно изменение в сфере образования людей, так как именно образование является отправной точкой и движущей силой преобразований любого рода. Однако считаю, что процесс секуляризации, который предполагал полное исключение религии из жизни социума, - крайность, которая может привести к негативным последствиям общественного развития. Например, индивидуализация форм жизни, которая бы нарастала в контексте процесса секуляризации, может привести к безграничному превалированию индивидуальных интересов людей над общими. Религия все-таки, в какой-то степени, объединяет общество благодаря своим ценностям. Именно поэтому считаю, что взаимодействие религии и культуры, тем самым сохранение таких объединяющих общество ценностей, как помощь ближнему, социальная солидарность, культура взаимоотношений, необходимо для гармоничного развития всех сфер общественной жизни. И постсекулярный мир на данном этапе-это движение в правильном направлении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бергер, П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас, 2003. ‒ Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html
  2.  Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии /Пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 112 с. – (Серия «Современное богословие»). ‒ Режим доступа: http://moodle.org/

2 Бергер, П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас, 2003. ‒ Режим до-

ступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75997. Вивчи Правила, знай і завжди їх пам’ятай 2.77 MB
  Ми завітаємо в гості до казки де зустрінемося з Дідусем Правила Руху Казкою живими Дорожніми знаками Бабою Ягою і навіть зі славнозвісним Світлофором Івановичем. Знаки треба розставити вчасно І розмітку накреслити ясно Світлофори усі засвітити А у горах тунелі пробити...
75998. Безпечний перехід вулиці 840.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з місцями, де можна переходити вулицю; як безпечно переходити проїжджу частину дороги; які знаки, прилади, лінії допомагають безпечному переходу; вчити практично визначати безпечні місця переходу вулиці на шляху додому...
75999. Перехрестя долі Кобзаря. Літературно-музичний вечір для учнів 5 – 8 класів 100.5 KB
  Мета: вшанувати великого Кобзаря, поглибити знання учнів про тяжку долю Шевченка та українського народу; розвивати творчі здібності учнів, артистичність; виховувати любов і повагу до спадщини, яку нам залишив поет, учити учнів наслідувати Т.Шевченка та виконувати його заповіти.
76000. Письмовий переказ «Допоможи птахам» 45.5 KB
  Мета: вчити виявляти зміни що сталися у неживій природіу житті птахів удосконалювати навички чітко і повно відповідати на запитання; розвивати спостережливість вміння передавати свої враження від навколишнього; виховувати у дітей дбайливе ставлення до птахів бажання допомагати їм.
76001. «Від серця до серця» (66 років Великої Перемоги) 185.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про мистецький доробок творчої плеяди Донбасу з теми визволення рідного краю від німецько-фашистських загарбників; сприяти формуванню соціальної компетентності учнів; формувати навички використання отриманих знань в реальних життєвих ситуаціях...
76003. «Брейн-ринг» присвячений 64-й річниці Перемоги у Великій Вітчизняній війні 44 KB
  У грі беруть участь команди 8-11 класів у складі 4-5 чоловік. Кожна команда сидить за своїм столом. Команди отримують папірці, які необхідно завчасно підписати (вказати назву своєї команди) до початку гри.
76004. Шлях до Перемоги (визволення Миколаївщини від німецько-фашистських загарбників) 76.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історією визволення Миколаївщини в 1944 році від німецько-фашистських загарбників; закріпити навички аналізу і зіставлення історичного матеріалу; сприяти вихованню поваги до минулого рідного краю та почуття патріотизму, самовіданному служінню інтересам народу України.
76005. Мы не забудем! 43 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме Украина в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945) расширить знания о событиях Великой Отечественной войны учеников среднего звена...