98171

Значение религии в контексте секуляризациина основе взглядов Бергера и Хабермаса

Реферат

Религиоведение и мифология

Процесс секуляризации сыграл ключевую роль в трансформации роли и функций религии и определил ее современное понимание и положение в жизни людей. Таким образом целью моего эссе является исследование трансформации значения религии в европейской истории а также факторов способствующих этим изменениям.

Русский

2015-10-29

23.65 KB

2 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на религиозный скептицизм, превалирующий в современном обществе, невозможно не согласиться с тем, что религия, как миросозидательный и культурный компонент, является основополагающим элементом человеческой истории. Религия представляет собой институт, который неразрывно связан с обществом и с теми трансформациями, которые в нем происходят. С течением времени человеческое сознание, способ мышления и социум в целом подвергались стремительным и кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности. Социальные институты были вынуждены подстраиваться под новые общественные потребности. И религия, в данном контексте, не стала исключением. Всё чаще возникал вопрос о соответствии религиозных традиций быстро меняющейся человеческой культуре. Процесс секуляризации сыграл ключевую роль в трансформации роли и функций религии и определил ее современное понимание и положение в жизни людей.

Таким образом, целью моего эссе является исследование трансформации значения религии в европейской истории, а также факторов, способствующих этим изменениям.

В процессе исследования мною решаются следующие задачи:

  1.  Рассмотреть основное значение религии как миросозидательного универсума.
  2.  Изучить значение религии в контексте секуляризации, основываясь на взглядах Бергера.
  3.  Изучить значение религии в контексте секуляризации, основываясь на взглядах Хабермаса.
  4.  Проанализировать роль религии в современном обществе 21-го века.

В рамках эссе я опираюсь на работы Бергера «Религия и проблема убедительности» и Хабермаса «Против "воинствующего атеизма" "Постсекулярное" общество - что это такое? О новом европейском порядке» и «Диалектика секуляризации. О разуме и религии».

  1.  От традиционного к индустриальному. От религии к секулярному.

На протяжении почти всей человеческой истории религия была единственным институтом, обладающей монополией на истину в вопросах смысла жизни, устройства семьи, ведения политики и благоустройства общества. Религиозные традиции и постулаты можно было с определенной уверенностью назвать правилами индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, правилами, которые определяли и направляли сознание и способ мышления людей того времени. В средневековой Европе религии подчинялись такие важные компоненты жизни и государственного функционирования, как мораль, политику, образование и искусство. Таким образом, религия определяла единственно возможную правильную социальную реальность, существование за пределами которой считалось безумием и приравнивалось к неуправляемости.

Однако с развитием общества наблюдалась и смена духовных состояний, и религия стала уступать свое первенство пришедшему ей на смену новому сознанию. В Европе начался процесс секуляризации, а религия перестала определять сущность этого мира.

Секуляризация, как стихийный процесс, началась с капитализма, а затем проникла практически во все сферы жизнедеятельности человека. Государство перестает подчиняться церковному универсуму, и само превращается в полноценный независимый социальный институт. Модерн, в эпоху которого, развивается секуляризация, не случайно был назван временем научного знания. Так как именно рационализация человеческого мышления в этот период стала неотъемлемым условием процесса индустриализации и капитализма в обществе. Магизм и мистицизм, заложенный религией, вытеснялся новыми рациональными подходами к осмыслению окружающей действительности.

Я много раз задумывалась о том, как именно происходит изменение коллективного сознания общества. И пришла к выводу, что важным фактором распространения секуляризации, тем самым наступления новой эры развития, являлось образование людей. Ведь именно образование лежит в основе картины мировосприятия каждого человека. Более того, стремительная индустриализация стимулировала взращивание высокообразованных кадров. Именно через образование происходила рационализация сознания людей и изменение реальности вокруг них. Таким образом, происходит трансформация господствующей религиозной гносеологии в рациональное мировоззрение.

  1.  Различие взглядов Бергера и Хабермаса на роль религии в контексте секуляризации.

Среди исследований процесса секуляризации выделяются разные подходы и попытки интерпретаций ее особенностей и последствий. Известный социолог П. Бергер в своей работе «Религия и проблема убедительности» делает акцент на том, что религия не исчезает полностью из жизни людей, а лишь переходит в сферу персонального существования человека, т.е. значение религии становится более специализированным, узконаправленным, и в рамках этой роли, она все еще продолжает играть важную роль в социуме. Как пример Бергер приводит сферу семейных отношений и ценностей:

« <…Религиозное обоснование семьи не исчезает и в высоко секуляризованных слоях общества, каков, например, современный американский средний класс».2 

Таким образом, религия приобретает такую характерную черту, как «индивидуализация» и становится личным делом каждого человека, предоставляя свободу выбора.

Эта черта способствовала нарастанию противоречий между сакральным и светским в поведении людей. Часто получалось, что человек в сфере частной жизни полностью соблюдает религиозные традиции, а за ее пределами, в секуляризованных сферах происходит игнорирование религиозных ценностей.

В отличие от  Бергера, у Хабермаса была другая интерпретация роли религии в процессе секуляризации. Хабермас понимает секуляризацию, как логичный процесс смерти религии, происходящей в следствие развития человеческого разума и преодоление сознанием людей мифологизма религиозного мировосприятия. То есть, если у Бергера институт религии просто трансформировался в другую сферу жизни людей и продолжал до сих пор играть важную роль, то у Хабермаса светская культура вытесняет религиозность  из всех сфер общественной жизни, что открывает свет на приобретение людьми право свободы совести.

  1.  Возрождение религии в современном постсекулярном мире

Немецкий социолог Юрген Хабермас предлагает нам по-новому взглянуть на проблему секуляризации и ее последствия. Он делает акцент на то, что традиционное разделение стран на религиозные и секулярные уже давно не отражает действительную картину происходящего. По мнению автора, наступила новая эпоха развития Западного общества - эпоха постсекулярного общества. По сути, такая трансформация подразумевает возвращение религии и ее роли в жизнь людей и государства в целом. Однако это не отменяет секуляризацию. Мне это видится как взаимодействие секуляризации и религии ради общественного блага. Хабермас делает акцент на то, что постсекуляризация возможна только в тех странах, которые уже прошли непосредственно саму секуляризацию. Следовательно, уже не является актуальной борьба религии и знания (даже при том, что религия вернется в общественную жизнь людей), так как религиозное мировоззрение потеряло свою доминирующую роль. А это значит, что люди способны к восприятию чего-то нового. Таким образом, формируются отношения нового типа между секулярным и религиозным сознанием. Если в секулярном мире наблюдалось доминирование светских институтов, а значение религии сводилось к нулю, то в новом постсекулярном пространстве формируется новый взгляд на религиозное сознание как части коллективного сознания. Таким образом, в постсекулярной культуре возрождается интерес к духовным ценностям, и светская антирелигиозная идеология перестает характеризоваться столь категоричными взглядами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что роль религии всегда трансформировалась в соответствии с контекстом общественно-социального и экономического развития. Огромную роль в процесс трансформаций сыграло именно изменение в сфере образования людей, так как именно образование является отправной точкой и движущей силой преобразований любого рода. Однако считаю, что процесс секуляризации, который предполагал полное исключение религии из жизни социума, - крайность, которая может привести к негативным последствиям общественного развития. Например, индивидуализация форм жизни, которая бы нарастала в контексте процесса секуляризации, может привести к безграничному превалированию индивидуальных интересов людей над общими. Религия все-таки, в какой-то степени, объединяет общество благодаря своим ценностям. Именно поэтому считаю, что взаимодействие религии и культуры, тем самым сохранение таких объединяющих общество ценностей, как помощь ближнему, социальная солидарность, культура взаимоотношений, необходимо для гармоничного развития всех сфер общественной жизни. И постсекулярный мир на данном этапе-это движение в правильном направлении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бергер, П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас, 2003. ‒ Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html
  2.  Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии /Пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 112 с. – (Серия «Современное богословие»). ‒ Режим доступа: http://moodle.org/

2 Бергер, П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас, 2003. ‒ Режим до-

ступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83862. Долевое и сегментарное строение лёгких. Трахея и главные бронхи. Особенности лёгочных артерий и лёгочных вен 282.9 KB
  Длина трахеи 915 см ширина 1527 см. Место разветвления трахеи на два бронха получило название бифуркации трахеи. С внутренней стороны место разделения представляет собой вдающийся в полость трахеи полулунный выступ – киль трахеи. Главные бронхи асимметрично расходятся в стороны: правый более короткий 3 см но более широкий отходит от трахеи под тупым углом над ним залегает непарная вена; левый бронх длиннее 45 см более узкий и отходит от трахеи почти поп прямым углом над ним проходит дуга аорты.
83863. Резекция лёгкого. Хирургическая тактика при раке и доброкачественных опухолях лёгкого 50.4 KB
  Техника резекции лёгкого заднебоковой доступ; пневмолиз выделение из сращений; вскрытие медиастиналыюй плевры; обработка корня: последовательно вначале артерию затем вену и в конце бронх при раке вену артерию бронх; удаление легкого; проверка герметичности культи бронха физраствор в плевральную полость смотрят наличие пузырьков воздуха при раздувании; дренаж в плевральную полость; ушивание раны. Радикальные операции на легких выполняют при раке легкого туберкулезе легких бронхоэктатической болезни хронической пневмонии...
83864. Пункция перикарда и ушивание раны сердца. Техника выполнения 46.5 KB
  Пункция перикарда Показания: с диагностической или лечебной целями преимущественно при выпотных перикардитах. Ушивание раны сердца оперативный доступ обычно по ходу раневого канала; продольное вскрытие перикарда широким разрезом кпереди от диафрагмального нерва; наложение узловых или Побразных швов на рану; освобождение полости перикарда от сгустков крови; ушивание перикарда редкими швами.
83865. Коронарные артерии и проводящая система сердца. Принципы операций на коронарных артериях, шунтирование и стентирование 54.08 KB
  Коронарные артерии . interventriculris posterior – конечная ветвь правой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде; r. interventriculris posterior конечная ветвь левой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде.
83866. Хирургическая анатомия пищевода. Операции на пищеводе 66.98 KB
  Хирургическая анатомия пищевода Отделы: шейный грудной и брюшной. Синтопия: Спереди пищевода лежат перстневидный хрящ и трахея; сзади позвоночник и длинные мышцы шеи: по бокам нижние полюсы боковых долей щитовидной железы и общие сонные артерии. Правый возвратный нерв проходит позади трахеи по боковой поверхности пищевода.
83867. Строение брюшной стенки – классификация мышц живота, кровоснабжение, иннервация. Формирование влагалища прямой мышцы живота. Лапаротомия 53.51 KB
  Мышечные пучки идут в поперечном направлении. Линия перехода мышечной части поперечной мышцы живота в сухожильное растяжение называется полулунной линией (linea semilunaris) или спигелиевой линией. Самые нижние мышечные пучки внутренней косой мышцы живота и поперечной мышцы живота, сопровождая семенной канатик, образуют мышцу, поднимающую яичко...
83868. Грыжа: определение, составные части грыжи, классификация грыж. Принципы операций при грыжах передней брюшной стенки, основные этапы операции 45.85 KB
  Принципы операций при грыжах передней брюшной стенки основные этапы операции. Наружные грыжи: 1 паховая грыжа косая и прямая; 2 бедренная грыжа; 3 грыжа белой линии живота; 4 пупочная грыжа; 5 грыжа спигелиевой полулунной линии; 6 поясничная грыжа; 7 запирательная грыжа; 8 послеоперационная грыжа. Внутренние грыжи: 1 грыжа двенадцатиперстнотощего кармана; 2 грыжа сальниковой сумки; 3 ретроцекальная грыжа; 4 различные виды диафрагмальных грыж. По клиническим признакам: 1 вправимые; 2 невправимые; 3 ущемленные: ущемление...
83869. Строение пахового канала. Складки и ямки задней поверхности передней брюшной стенки. Треугольники паховой области. Косая и прямая паховая грыжа 98.4 KB
  Стенки: 1 верхняя нижние пучки внутренней косой мышцы живота и поперечной мышцы живота; 2 передняя апоневроз наружной косой мышцы живота; 3 нижняя паховая связка утолщенный и загнутый в виде желобка нижний край апоневроза наружной косой мышцы живота; 4 задняя поперечная фасция. Поверхностное паховое кольцо образовано расходящимися медиальными и латеральными ножками апоневроза наружной косой мышцы живота скрепленными межножковыми волокнами закругляющими щель между ножками в кольцо; Глубокое паховое кольцо образовано поперечной...
83870. Способы пластики пахового канала при прямых и косых паховых грыжах 50.78 KB
  Способы укрепления передней стенки пахового каналапри косых грыжах Способ Мартынова Впереди семенного канатика подшивается к паховой связке медиальный лоскут наружной косой мышцы живота а латеральный поверх медиального. Способ Жирара Впереди семенного канатика узловыми капроновыми швами подшивают свободные края внутренней косой и поперечной мышц живота к паховой связке. Затем к связке подшивают медиальный лоскут апоневроза наружной косой мышцы живота и латеральный лоскут укладывают поверх медиального и подшивают рядом узловых швов....