98171

Значение религии в контексте секуляризациина основе взглядов Бергера и Хабермаса

Реферат

Религиоведение и мифология

Процесс секуляризации сыграл ключевую роль в трансформации роли и функций религии и определил ее современное понимание и положение в жизни людей. Таким образом целью моего эссе является исследование трансформации значения религии в европейской истории а также факторов способствующих этим изменениям.

Русский

2015-10-29

23.65 KB

2 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на религиозный скептицизм, превалирующий в современном обществе, невозможно не согласиться с тем, что религия, как миросозидательный и культурный компонент, является основополагающим элементом человеческой истории. Религия представляет собой институт, который неразрывно связан с обществом и с теми трансформациями, которые в нем происходят. С течением времени человеческое сознание, способ мышления и социум в целом подвергались стремительным и кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности. Социальные институты были вынуждены подстраиваться под новые общественные потребности. И религия, в данном контексте, не стала исключением. Всё чаще возникал вопрос о соответствии религиозных традиций быстро меняющейся человеческой культуре. Процесс секуляризации сыграл ключевую роль в трансформации роли и функций религии и определил ее современное понимание и положение в жизни людей.

Таким образом, целью моего эссе является исследование трансформации значения религии в европейской истории, а также факторов, способствующих этим изменениям.

В процессе исследования мною решаются следующие задачи:

  1.  Рассмотреть основное значение религии как миросозидательного универсума.
  2.  Изучить значение религии в контексте секуляризации, основываясь на взглядах Бергера.
  3.  Изучить значение религии в контексте секуляризации, основываясь на взглядах Хабермаса.
  4.  Проанализировать роль религии в современном обществе 21-го века.

В рамках эссе я опираюсь на работы Бергера «Религия и проблема убедительности» и Хабермаса «Против "воинствующего атеизма" "Постсекулярное" общество - что это такое? О новом европейском порядке» и «Диалектика секуляризации. О разуме и религии».

  1.  От традиционного к индустриальному. От религии к секулярному.

На протяжении почти всей человеческой истории религия была единственным институтом, обладающей монополией на истину в вопросах смысла жизни, устройства семьи, ведения политики и благоустройства общества. Религиозные традиции и постулаты можно было с определенной уверенностью назвать правилами индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, правилами, которые определяли и направляли сознание и способ мышления людей того времени. В средневековой Европе религии подчинялись такие важные компоненты жизни и государственного функционирования, как мораль, политику, образование и искусство. Таким образом, религия определяла единственно возможную правильную социальную реальность, существование за пределами которой считалось безумием и приравнивалось к неуправляемости.

Однако с развитием общества наблюдалась и смена духовных состояний, и религия стала уступать свое первенство пришедшему ей на смену новому сознанию. В Европе начался процесс секуляризации, а религия перестала определять сущность этого мира.

Секуляризация, как стихийный процесс, началась с капитализма, а затем проникла практически во все сферы жизнедеятельности человека. Государство перестает подчиняться церковному универсуму, и само превращается в полноценный независимый социальный институт. Модерн, в эпоху которого, развивается секуляризация, не случайно был назван временем научного знания. Так как именно рационализация человеческого мышления в этот период стала неотъемлемым условием процесса индустриализации и капитализма в обществе. Магизм и мистицизм, заложенный религией, вытеснялся новыми рациональными подходами к осмыслению окружающей действительности.

Я много раз задумывалась о том, как именно происходит изменение коллективного сознания общества. И пришла к выводу, что важным фактором распространения секуляризации, тем самым наступления новой эры развития, являлось образование людей. Ведь именно образование лежит в основе картины мировосприятия каждого человека. Более того, стремительная индустриализация стимулировала взращивание высокообразованных кадров. Именно через образование происходила рационализация сознания людей и изменение реальности вокруг них. Таким образом, происходит трансформация господствующей религиозной гносеологии в рациональное мировоззрение.

  1.  Различие взглядов Бергера и Хабермаса на роль религии в контексте секуляризации.

Среди исследований процесса секуляризации выделяются разные подходы и попытки интерпретаций ее особенностей и последствий. Известный социолог П. Бергер в своей работе «Религия и проблема убедительности» делает акцент на том, что религия не исчезает полностью из жизни людей, а лишь переходит в сферу персонального существования человека, т.е. значение религии становится более специализированным, узконаправленным, и в рамках этой роли, она все еще продолжает играть важную роль в социуме. Как пример Бергер приводит сферу семейных отношений и ценностей:

« <…Религиозное обоснование семьи не исчезает и в высоко секуляризованных слоях общества, каков, например, современный американский средний класс».2 

Таким образом, религия приобретает такую характерную черту, как «индивидуализация» и становится личным делом каждого человека, предоставляя свободу выбора.

Эта черта способствовала нарастанию противоречий между сакральным и светским в поведении людей. Часто получалось, что человек в сфере частной жизни полностью соблюдает религиозные традиции, а за ее пределами, в секуляризованных сферах происходит игнорирование религиозных ценностей.

В отличие от  Бергера, у Хабермаса была другая интерпретация роли религии в процессе секуляризации. Хабермас понимает секуляризацию, как логичный процесс смерти религии, происходящей в следствие развития человеческого разума и преодоление сознанием людей мифологизма религиозного мировосприятия. То есть, если у Бергера институт религии просто трансформировался в другую сферу жизни людей и продолжал до сих пор играть важную роль, то у Хабермаса светская культура вытесняет религиозность  из всех сфер общественной жизни, что открывает свет на приобретение людьми право свободы совести.

  1.  Возрождение религии в современном постсекулярном мире

Немецкий социолог Юрген Хабермас предлагает нам по-новому взглянуть на проблему секуляризации и ее последствия. Он делает акцент на то, что традиционное разделение стран на религиозные и секулярные уже давно не отражает действительную картину происходящего. По мнению автора, наступила новая эпоха развития Западного общества - эпоха постсекулярного общества. По сути, такая трансформация подразумевает возвращение религии и ее роли в жизнь людей и государства в целом. Однако это не отменяет секуляризацию. Мне это видится как взаимодействие секуляризации и религии ради общественного блага. Хабермас делает акцент на то, что постсекуляризация возможна только в тех странах, которые уже прошли непосредственно саму секуляризацию. Следовательно, уже не является актуальной борьба религии и знания (даже при том, что религия вернется в общественную жизнь людей), так как религиозное мировоззрение потеряло свою доминирующую роль. А это значит, что люди способны к восприятию чего-то нового. Таким образом, формируются отношения нового типа между секулярным и религиозным сознанием. Если в секулярном мире наблюдалось доминирование светских институтов, а значение религии сводилось к нулю, то в новом постсекулярном пространстве формируется новый взгляд на религиозное сознание как части коллективного сознания. Таким образом, в постсекулярной культуре возрождается интерес к духовным ценностям, и светская антирелигиозная идеология перестает характеризоваться столь категоричными взглядами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что роль религии всегда трансформировалась в соответствии с контекстом общественно-социального и экономического развития. Огромную роль в процесс трансформаций сыграло именно изменение в сфере образования людей, так как именно образование является отправной точкой и движущей силой преобразований любого рода. Однако считаю, что процесс секуляризации, который предполагал полное исключение религии из жизни социума, - крайность, которая может привести к негативным последствиям общественного развития. Например, индивидуализация форм жизни, которая бы нарастала в контексте процесса секуляризации, может привести к безграничному превалированию индивидуальных интересов людей над общими. Религия все-таки, в какой-то степени, объединяет общество благодаря своим ценностям. Именно поэтому считаю, что взаимодействие религии и культуры, тем самым сохранение таких объединяющих общество ценностей, как помощь ближнему, социальная солидарность, культура взаимоотношений, необходимо для гармоничного развития всех сфер общественной жизни. И постсекулярный мир на данном этапе-это движение в правильном направлении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бергер, П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас, 2003. ‒ Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html
  2.  Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии /Пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 112 с. – (Серия «Современное богословие»). ‒ Режим доступа: http://moodle.org/

2 Бергер, П. Религия и проблема убедительности // Неприкосновенный запас, 2003. ‒ Режим до-

ступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13871. Языковая реальность как архепроявление бытия в «Чжуан-цзы», как форма жизни в философии Людвига Витгенштейна 79.76 KB
  Эссе на тему: Языковая реальность как архепроявление бытия в Чжуанцзы как форма жизни в философии Людвига Витгенштейна Часть 1. Языковая реальность как архепроявление бытия в Чжуанцзы В шестом веке до н. э. два направления китайской философии развились ...
13873. Ролан Барт. Система моды. Империя знака 57.5 KB
  Тема : Ролан Барт. Система моды. Империя знака. Ролан Барт наряду с Клодом ЛевиСтроссом Жаком Лаканом Мишелем Фуко считается одним из крупнейших представителей современного французского структурализма и такая репутация справедлива если только понимать стру
13874. То, что раньше для рыцаря был укрепленный замок, сегодня для рядового гражданина является социальное страхование 26.5 KB
  То что раньше для рыцаря был укрепленный замок сегодня для рядового гражданина является социальное страхование. В наше время социальное страхование – лучшая защита от непредвиденных ситуаций. Страхование – это финансовое обеспечение от возможного ущерба. Экономи
13875. Социология. Соц. статус. « Карьеры, пробитые собственно головой, всегда прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки» 25.5 KB
  Социология. Соц. статус. Карьеры пробитые собственно головой всегда прочнее и шире карьер проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки. Человек всегда стоит перед выбором: какой социальный лифт использовать для достижения социального статуса....
13876. Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны 26.5 KB
  Социология. Все мы находимся за чертой бедности только по разные ее стороны. М.Генин. Социальное неравенство – естественное состояние любого цивилизованного общества. Социальное неравенство – условия при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам. С...
13877. Соглашения предотвращают конфликты 25.5 KB
  Социология. Соглашения предотвращают конфликты. Для предотвращения конфликтов людям приходится находить способы их решения. Конфликт – спор столкновение сторон изза того что одинаково ценится обеими сторонами. Участники конфликта называются субъектами конфликт...
13878. Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, — это значит не осудить его, а определить его сущность 17.8 KB
  Сказать что человек состоит из силы и слабости из разумения и ослепления из ничтожества и величия это значит не осудить его а определить его сущность. Дидро Д. Человек биопсихосоциальное существо. Философские теории о том кто есть человек на самом деле извес...
13879. Свобода есть право делать всё, что дозволено законом 14.87 KB
  Свобода есть право делать всё что дозволено законом Шарль Луи Монтескье Каждый человек обладает определённой свободой но она ограничена. Свобода – самостоятельность социальных субъектов выражающаяся в их способности делать свой собственный выбор и дейст