98177

Классическая социология

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Социология как наука возникает около 150-200 лет назад. Именно в этот период она выделяется в качестве самостоятельной дисциплины, изучающей общество как целостную систему, развитие и функционирование элементов этой системы социальных институтов. Причины этого выделения это, с одной стороны, быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая...

Русский

2015-10-29

25.5 KB

1 чел.

                                Российский Университет Кооперации.

                                         Реферат по введению в специальность.

                                        Тема Классическая социология.

                                                                                   Работу выполнил студент

                                                                                  1-го курса экономического

                                                                                  Факультета Вадндышев Анатолий

                                                                                      

Социология как наука возникает около 150-200 лет назад. Именно в этот период она выделяется в качестве самостоятельной дисциплины, изучающей общество как целостную систему, развитие и функционирование элементов этой системы социальных институтов. Причины этого выделения это, с одной стороны, быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов, которые требовали не только социально-философского, но и позитивно-политического термин О. Конта объяснения с другой стороны, бурное развитие других близких к социологии наук, таких как экономика, история, статистика в особенности социальная, и др. Этот первый период развития социологии в начале первой половине в. получил название классической социологии. Отцом-основателем социологии считается Огюст Конт 1798-1857. Именно он впервые ввел в употребление сам термин социология. Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную. Введя новую науку, Конт резко отграничил ее от социальной философии из которой она фактически вышла, призывая к тому, чтобы социология отказалась от умозрительных рассуждений, метафизики и теологии. Социология должна была стать точной наукой подобно физике или биологии и использовать методы естественных наук, такие, как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод и т.д. Новая наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т. е таких, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью известных фактов, доступных эмпирическому наблюдению.

Подобный взгляд на науки, в целом достаточно распространенный в интеллектуальной среде Европы и получивший название позитивизма, объясняется феноменальными успехами естествознания того времени. Конт, так же увлекшись достижениями естественных наук, развивает учение об органической аналогии общество уподобляется организму, их развитие и структура сходны. Составными частями общества являются индивиды, и, подобно частям организма, они подчиняются целому, т.е обществу. Конт выделил в социологии два раздела, назвав их подобно разделам физики статику и динамику. Статика изучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей она сходна с анатомией. Динамика выводит общие законы эволюции общества. По Конту, общество проходит в своем развитии три стадии, связанные с прогрессом типов познания примитивные общества теологическое познание феодальное общество метафизическое познание индустриальное общество позитивное, т.е научное познание. Эволюция общества заключается в том, что оно становится все более сложным, дифференцированным, специализированным. Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее социальной философии разновидностью, т.е сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.

Английский социолог Герберт Спенсер считается основоположником двух направлений социологии органицизма и эволюционизма. Одной из центральных идей его теории была общая теория эволюции, которая трактовалась как переход от бессвязности к связности, от неопределенности к определенности, от однородности к разнородности это универсальный процесс, охватывающий все формы бытия, в том числе и общество, которое мыслилось высшим ее проявлением. По мере развития усложняется структура общества, его составные части становятся все более непохожими друг на друга, а, следовательно, все более взаимозависимыми. Неудачные действия одной части общества уже не могут быть компенсированы действиями другой, а это значит, что сложные общества более уязвимы и хрупки. Эта уязвимость требует создания некой регулятивной системы, которая бы контролировала бы действия составных частей и их регуляцию. По характеру этой системы Спенсер делил общества на два типа воинствующие, регулируемые путем жесткого принуждения, и индустриальные, где контроль и централизация слабее. Координация действий в обществе, по мнению Спенсера, сходна с координацией в живом организме. Что же касается индивида и его положения в обществе, то Спенсер рассматривал его двояко. Хотя индивид и есть часть целого, но это не обычная часть, а такая, которая характеризуется многими признаками целого и обладает относительной свободой в рамках общественного организма. Общество тем и отличается от организма, что в нем целое т.е общество существует ради частей т.е индивидов. Спенсер считал, что в обществе действуют те же механизмы естественного отбора, что и в природе. Поэтому любое постороннее вмешательство вроде благотворительности, государственного контроля, социальной помощи мешает нормальному течению естественного отбора, а значит, это делать не стоит. Социологическая теория Спенсера считается предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. В своих работах он отводил большое место проблеме объективности социологического знания. Кризис биолого-натуралистических взглядов в конце в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. В этот момент она тесно сближается социальной психологией. Габриэль Тард 1843-1904 развил общую теорию законов природы и общества.

Согласно этой теории, которая, как считал Тард, выводила социологию в ранг подлинной науки, все науки в целом стремятся к тому, чтобы рассматривать все существующее с трех точек зрения повторения, приспособления, противопоставления. Закон повторения применительно к социологии получил название закона подражания. Элементарное социальное отношение по Тарду есть передача или попытка передачи верования или желания. Всякое нововведение есть продукт индивидуального творчества, результат творческого акта воображения.

Таким образом, в период с середины до конца в. социология выделяется как самостоятельная наука формируется ее предметная область, начинают выделяться основные школы и направления. Как результат, в начале в. начинается процесс ее институционализации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55339. Інструмент для видалення бур'янів в саду, на городі 260.5 KB
  Мета проекту: вдосконалити навички роботи з різним інструментом для обробки деревини та металів, розвивати естетичний смак, економічно використовувати матеріали.
55340. ПРОЕКТНА СИСТЕМА ЯК ОДИН ІЗ ЗАСОБІВ ТВОРЧОГО РОЗВИТКУ ОСОБИСТОСТІ 328.5 KB
  Суть проектної технології полягає у функціонуванні цілісної системи дидактичних засобів змісту методів прийомів що адаптує навчальновиховний процес до структурних та організаційних вимог навчального проектування.
55341. Біосферно-ноосферні ідеї В.І. Вернадського – основа сучасної екології 3.33 MB
  Вчення В. Вернадського тим рельєфніше виступає роль і значення для нас всього того що зробив цей геніальний учений мислитель справжній син України який розробив науковий фундамент силу і глибину глобального геологічного процесу втілюючого сучасний перехід біосфери в ноосферу.
55342. ВПРОВАДЖЕННЯ ПЕДАГОІЧНОЇ ІННОВАЦІЇ 178.5 KB
  Актуальність порушеної проблеми зумовлена наступними суперечностями: між вимогами що постали перед шкільною освітою щодо забезпечення всебічного розвитку учнів і наявними засобами їхнього розвитку...
55343. Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ 133.5 KB
  Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Как известно мотивация побуждение к действию динамический...
55344. ПРОЕКТНА ТЕХНОЛОГІЯ ЯК ШЛЯХ ДО РЕАЛІЗАЦІЇ ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНОГО НАВЧАННЯ 162.5 KB
  Хотілося б звернути увагу на те що проектні технології навчання відтворюють процеси дослідницької діяльності оскільки містять цикл і мають на меті процеси руху від незнання до знання на відміну від традиційних лінійних технологій навчання.
55345. ПІДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА 295.5 KB
  Визначити призначення виробу: підставка призначена для утримання електропаяльника в нагрітому чи холодному стані в проміжках між роботою та зберігання матеріалу необхідного при паянні.
55347. Зелений клас 192 KB
  Вирішили зробити проект тому що форма проектування дійсно дає змогу консолідувати зусилля усіх сторін і субєктів навчальновиховного процесу розширює рамки творчої діяльності. Тематичний напрямок проекту.