98200

Создание министерств

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

Наступление девятнадцатого столетия принесло в Россию реформы государственного управления: по вступлении на престол молодой император Александр I создал Государственный совет («Непременный совет»), шла активная работа над новыми законами, но требовалась и новая управленческая система, способная оперативно решать множество нарастающих проблем государственной политики.

Русский

2015-10-29

95 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

Кафедра отечественной истории и документоведения

Реферат

Создание министерств

Студент группы 30313с                                                                      Ю.А. Глухих

Направление подготовки 034700           «Документоведение и архивоведение»

Руководитель

Старший преподаватель                                                                     Сорогин Е.И.

Курган 2015г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Формирование министерской системы управления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Наступление девятнадцатого столетия принесло в Россию реформы государственного управления: по вступлении на престол молодой император Александр I создал Государственный совет («Непременный совет»), шла активная работа над новыми законами, но требовалась и новая управленческая система, способная оперативно решать множество нарастающих проблем государственной политики. 8 сентября 1802 г. Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств». Ещё тогда император-реформатор подчеркивал, что «мы ожидаем от них верности, деятельности и усердия ко благу общему…»

В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России. Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых органов центрального управления министерств.

Формирование министерской системы управления.

Восьмого (20) сентября 1802 г. был обнародован Манифест об образовании Министерств. «Следуя великому духу преобразователя России Петра I … Мы заблагорассудили, — отмечает император Александр I, — разделить государственные дела на разные части сообразно естественной их связимежду собой, и для благо успешнейшего течения поручить оные ведению избранныхНами Министров, постановили им главные правила, коими они имеютруководствоваться в исполнении всего того, что требовать будет от них должностьи чего Мы ожидали от их важности, деятельности и усердия ко благу общему». Ихотя язык этого важнейшего государственного документа эпохи для века XXIнесколько тяжеловат, смысл его ясен: отныне каждый Министр лично ответствененза порученную ему «часть» государственных дел и, выражаясь уже современнымязыком, должен действовать в рамках закона.

Так 200 лет назад в России был заложен фундамент единойсистемы органов исполнительной власти, действующей и поныне.20 сентября 1802 года учреждены первые министерства. После восшествия на престол Александр I провозгласил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу почившей августейшей нашей государыни императрицы Екатерины Великой». Свое правление он начал с подготовки ряда радикальных реформ. Так 20 сентября 1802 года вместо коллегий Петра I были созданы министерства.На первых порах их было образовано восемь: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Для объединения деятельности министерств, все министры должны были, собираясь на общие совещания, составлять «комитет министров», на заседаниях которого часто присутствовал и новый император. В основание новой системы вместо прежнего коллегиального начала была положена единоличная власть и ответственность: министр один управлял своим ведомством при помощи канцелярии и подчиненных ему учреждений, он один и должен был отвечать за все упущения в министерстве. Для обсуждения важнейших государственных дел и законов Александром был устроен «совет непременный», состоявший из двенадцати членов, вместо случайных и временных совещаний при императрице Екатерине II и императоре Павле I.

В допетровской России центральными органами управления служили приказы. Их число доходило до восьмидесяти, а функции пересекались, часть приказов строилась по отраслевому, часть — по территориальному принципу, иные ведали узким, специфическим кругом вопросов обслуживания царского двора. Само название происходит от разового поручения, ради которых многие из них изначально создавались. Во главе приказов стояли судьи из бояр, многие из них входили и в состав Думы.

При Иване Грозном в городах, являвшихся опорными точками обороны страны, появилась должность городовых приказчиков, назначавшихся из дворян государем, подчинявшихся непосредственно ему и не зависевших от наместника и Боярской думы. Ведали они в первую очередь военно-административными делами: хранением запасов оружия, боеприпасов, продовольствия, строительством городских укреплений, мостов и дорог, сбором ополчения. Наконец, некоторые земли из вновь присоединенных управлялись специальными приказами (Сибирский, Казанский, Астраханский) из Москвы.

В XVII веке, после Смуты, потребовалось укрепить власть на местах, для чего в города с уездами стали назначать воевод. Воевода подчинялся приказу, в ведении которого находился город, и служил от одного до трех лет; при нем состояла приказная, или съезжая, изба — род канцелярии. Каждый воевода получал «наказ», определявший круг его деятельности, а оставляя должность, сдавал дела и казенное имущество по описи — т. е. безотчетным перед вышестоящими властями не был. Полномочия воевод были обширны, практически они обладали полнотой власти всех родов на местах: обеспечивали порядок и благоустройство, ремонтировали дороги, надзирали за судом и порядком сбора податей (непосредственно ими занимались выборные судьи, старосты и целовальники), набирали на службу служилых людей.

Петр Великий, стремившийся ввести Россию в круг европейских государств, не мог не столкнуться с необходимостью реорганизации и аппарата, и порядка управления. Он создал новую систему органов высшей и центральной власти, радикально реформировал местное управление, регламентировал деятельность всего аппарата, изменил кадровую политику, унифицировал порядок прохождения службы, учредил органы контроля за деятельностью чиновничества.

12 декабря 1718 года императором Петром I взамен прежних приказов были учреждены коллегии — высшие органы государственного управления в России, существовавшие до учреждения министерств императором Александром I в 1802 году. Назначением коллегий было — ограждение внутреннего спокойствия и внешней безопасности государства, охранение добрых нравов и гражданского порядка, поощрение общественной и народной деятельности, содействие экономическому благосостоянию страны и доставление правительству способов для приведения в движение всего государственного механизма.

Для этой цели отдельные отрасли управления были распределены между следующими 12-ю коллегиями: 1) иностранных дел; 2) военная; 3) адмиралтейств; 4) духовная (синод); 5) юстиц, от которой впоследствии отделились: 6) вотчинная коллегия; 7) мануфактурная коллегия; 8) коммерц-коллегия; 9) ерг-коллегия; 10) камер-коллегия; 11) штабс-контор-коллегия; 12) ревизион-коллегия.

Организация, компетенция и ход занятий каждой коллегии были предписаны в генеральном регламенте от 20 февраля 1720 года, и в том же году коллегии начали свою деятельность по предписанному порядку. Дела, решённые и не решённые до этого времени сенатом, из его канцелярии были переданы в канцелярии коллегий. Коллегиям были подчинены губернские канцелярии и приказы. Председатель коллегии не мог ничего предпринимать единолично, а не иначе, как по соглашению с прочими своими товарищами. Председатели коллегий одновременно с этим были и сенаторами.

В Москве учреждены были конторы коллегий, в которых их представители (коллежские чины) ежегодно менялись. В течение всего почти столетнего существования коллегии пережили много изменений и в своих компетенциях и в составе членов. При императрице Екатерине I штат коллегий был сокращён наполовину. Далее, все коллегии, за исключением иностранной, военной и адмиралтейств, оставшихся в ведении Верховного Тайного Совета и Государя, были подчинены ведению сената. В дополнение к 12-ти названным коллегиям с течением времени были учреждены: а)малороссийская коллегия; б)медицинская коллегия; в)римско-католическая духовная коллегия; г)юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел. Екатерина II и Павел I значительно изменили предметы занятий и пределы власти коллегий, а император Александр I в 1802 году окончательно упразднил их и заменил министерствами. Словом «коллегия» стали называть некоторые присутственные места, например, коллегия иностранных дел.

8 (20 н.ст.) сентября 1802 года в России на основании Манифеста Александра I «Об учреждении министерств»  вместо существовавших ранее коллегий были образованы восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел. Каждое министерство получило Наказ, т. е. Положение, которым определялись его задачи. Самым большим и многопрофильным стало Министерство внутренних дел.

Структурные подразделения в министерствах строились по функциональному принципу. Они назывались экспедициями, впоследствии — департаментами.

Для объединения деятельности министерств все министры должны были, собираясь на общие совещания, составлять «Комитет министров», на заседаниях которого часто присутствовал и император Александр I. В основание новой системы вместо прежнего коллегиального начала была положена единоличная власть и ответственность: министр один управлял своим ведомством при помощи канцелярии и подчиненных ему учреждений, он один и должен был отвечать за все упущения в министерстве. Для обсуждения важнейших государственных дел и законов Александром был устроен «Совет непременный», состоявший из двенадцати членов, вместо случайных и временных совещаний при императрице Екатерине II и императоре Павле I.

В 1811 году внутренняя организация, порядок деятельности и права министерств были определены «Общим учреждением министерств». Министерства возглавлялись министрами, имевшими одного или несколько товарищей (заместителей). Министры по должности были членами Комитета министров и Государственного совета, должны были присутствовать в Сенате.

Основными структурными подразделениями министерств являлись департаменты (в некоторых министерствах — главные управления), общее делопроизводство велось в канцеляриях министров.

Порядок делопроизводства, установленный в 1811 году, в основном сохранялся до 1917 года.

Наиболее значительные изменения в составе министерств произошли в первой половине 19-го века и были связаны с образованием объединенного Министерства духовных дел и народного просвещения (1817-1824), созданием Министерства императорского двора и уделов (1826) и Министерства государственных имуществ (1837). В 1865-1868 и 1880-1881 существовало Министерство почт и телеграфов. Частыми были реорганизации департаментов и передача их из одного министерства в другое.

В октябре 1905 года под влиянием революции была декларирована ответственность министров перед Государственной думой (фактически министры оставались в полном подчинении императору). Комитет министров был заменен Советом министров. Тогда же было образовано Министерство торговли и промышленности.

После февральской революции 1917 года система министерств была сохранена. 1 марта 1917 года в министерства были назначены комиссары из числа членов Государственной думы, 3 марта — министры Временного правительства. В мае и августе 1917 года Временным правительством было образовано пять новых министерств: труда, почт и телеграфов, продовольствия, государственного призрения, исповеданий.

После установления советской власти в октябре 1917 года на базе министерств были созданы народные комиссариаты — наркоматы, которые в 1946 году вновь были названы министерствами.

После ряда преобразований министерства сохраняются в Российской Федерации. В настоящее время деятельность Правительства России регламентируется Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Законом «О Правительстве Российской Федерации». В структуре Правительства 16 министерств.

Первые российские министры:

 

Граф Александр Романович Воронцов (1741—1805), министр иностранных дел. Племянник канцлера времен Елизаветы и Екатерины II. Окончил Страсбургскую военную школу. Получил титул графа в 1760 году. Через год назначен поверенным в делах в Австрии. В 1762-1764 годах —  полномочный министр в Англии. Первый русский, удостоенный в Оксфорде ученой степени почетного доктора классической литературы (1763). С 1764 по 1768 год был посланником в Голландии. В 1773-1794 годах — президент Коммерц-коллегии, член Комиссии о коммерции. С 1779 года — сенатор. В качестве члена Госсовета (с 1787 года) был одним из руководителей внешней политики России. После того как помог Александру Радищеву издать книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», был вынужден уйти в отставку в 1792 году. В 1802 году назначен министром иностранных дел в чине канцлера. Стремился обеспечить внешнеполитическую независимость России от Франции. В начале 1804 года вышел в отставку по состоянию здоровья.

 

Гаврила Романович Державин (1743—1816), министр юстиции. Родился в Казани в семье мелкопоместных дворян. В 1762 году призван на службу солдатом в гвардейский Преображенский полк, который участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Спустя 10 лет произведен в офицеры; участвовал в подавлении пугачевского восстания. В 1773 году опубликовал свои поэтические сочинения. В 1777 году уволен с военной службы в чине коллежского советника. После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращенной к императрице, получил от Екатерины II в подарок табакерку. В 1784 году императрица назначила поэта первым олонецким губернатором. В этой должности он пробыл до октября 1785 года. В 1785-1788 годах — губернатор тамбовский. В 1791-1793 годах — кабинет-секретарь Екатерины II. В 1794 году назначен президентом Коммерц-коллегии. При Павле I был правителем канцелярии Верховного императорского совета и государственным казначеем. В 1802 году в чине тайного советника назначен министром юстиции. В 1803 году ушел в отставку: Александр I отстранил его от дел, объяснив это недопустимостью слишком «ревностной службы». Последние годы жил зимой в Петербурге, а летом — в имении Званка под Новгородом.

 

Петр Васильевич Завадовский (1739—1812), министр народного просвещения. Родился в Черниговской губернии в бедной дворянской семье. Служил в канцеляриях последнего украинского гетмана графа Кирилла Разумовского и генерал-губернатора Малороссии Петра Румянцева. Во время русско-турецкой войны в 1768—1774 годах отличился в битвах при Ларге и Кагуле. В 1775 году назначен кабинет-секретарем Екатерины II. Став фаворитом императрицы, был произведен в генерал-майоры. Потом получил чин тайного советника и стал сенатором. В 1782 году назначен руководителем Комиссии об учреждении училищ, затем — управляющим Заемным банком. Павел I пожаловал ему титул графа, а затем сделал главным директором Ассигнационного банка. Александр I назначил Завадовского членом Негласного комитета, присутствующим в Сенате. С мая 1801 по октябрь 1803 года был председателем Комиссии по составлению законов. Под его началом после возвращения из ссылки работал Александр Радищев. На посту министра просвещения по указанию царя организовал многочисленные средние и несколько новых высших учебных заведений. Был министром до 1810 года, после чего назначен председателем департамента законов Госсовета.

 

Граф Виктор Павлович Кочубей (1768—1834), министр внутренних дел. Родился в Москве. В юные годы его воспитанием и образованием занимался дядя, екатерининский канцлер Александр Безбородко. Учился в Упсальском университете. В 1792 году был назначен полномочным министром в Турции. Через 6 лет стал вице-канцлером Коллегии иностранных дел, а после вступления Александра I на престол — руководителем Коллегии. В 1799 году возведен в графское достоинство. Входил в Негласный комитет Александра I. В 1802 году назначен министром внутренних дел. В 1807 году Александр I отправил его в отставку: Кочубей выступал против подчинения внешней политики России интересам Франции. В 1819 году вновь стал руководить министерством внутренних дел. В 1823 году был уволен. Вернулся на службу лишь при Николае I. С 1827 года Кочубей — председатель Госсовета и Комитета министров. В 1831 году возведен в княжеское достоинство. В 1834 году, за полтора месяца до смерти, назначен государственным канцлером внутренних дел.

 

Граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826), министр коммерции. Родился в Санкт-Петербурге в семье фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского. В 1774 году отправлен в Лейденский университет. После поездки по Европе вернулся в Россию в 1779 году. В 1781-1795 годах занимал должность полномочного министра при сейме Священной Римской империи. При Павле I попал в опалу. Вернулся на службу при Александре I. В 1801 году стал членом Госсовета, сенатором, директором водных коммуникаций. В 1802 году назначен министром коммерции. Под руководством Румянцева началось изменение торгового законодательства, совершенствовался бюджет, улучшались водные пути государства, строились судоходные каналы. После заключения Тильзитского мира в 1807 году Румянцев назначен министром иностранных дел. Удостоен звания канцлера в 1809 году за проведение переговоров о присоединении шведской Финляндии. В 1810 году возглавил Госсовет. В 1814 году вышел в отставку. Его собрания книг и произведений искусства были положены в основу коллекций Румянцевского музея (ныне ГМИИ имени Пушкина) и Румянцевской библиотеки (ныне Российская государственная библиотека).

 

Граф Алексей Иванович Васильев (1742—1807), министр финансов. По окончании курса в юнкерской школе при Сенате служил при генерал-прокурорах — сначала А.И.Глебове, затем князе А.А.Вяземском. В 1770 году назначен обер-секретарем Сената. С 1775 года работал в комиссии по составлению Уложения, где составил сборник законов по финансовому управлению, а также наставление вновь учрежденным в губерниях казенным палатам. Затем Васильева перевели в штатс-контору (финансовое управление). Был членом Госсовета. С назначением на должность генерал-прокурора Александра Самойлова в 1792 году получил место директора медицинской коллегии. При Павле I с 1796 года был назначен государственным казначеем. В 1800 году уволен. Взойдя на престол, Александр I опять назначен его государственным казначеем, а в 1802 году — министром финансов. В 1801 году получил титул графа. В 1807 году ушел в отставку.

 

Граф Сергей Кузьмич Вязмитинов (1744—1819), военный министр. Сын помещика Рыльского уезда Курской губернии. Участник русско-турецких войн 1768-1774 годов и 1787-1791 годов. С 1770 года — полковник при фельдмаршале Румянцеве. В 1789 году участвовал в осаде крепостей Аккерман и Бендеры. В 1790 году назначен могилевским губернатором. С 1794 года исполнял должность симбирского и уфимского генерал-губернатора, а также командующего Оренбургским корпусом. Навел порядок в киргизской (казахской) степи, провел на ханский престол хана Ишима, сторонника России, восстановил торговлю со Средней Азией. В 1798 году получил звание генерала от инфантерии. При Павле I стал комендантом Петропавловской крепости и управляющим комиссариатским департаментом, затем был уволен. Вновь принят на службу Александром I как управляющий малороссийскими губерниями. В начале 1802 года стал вице-президентом Военной коллегии, а через несколько месяцев — министром военно-сухопутных сил. Осуществил реформу армии. Член Госсовета с 1810 года. С марта 1812 года — министр полиции, а с сентября 1812 года — одновременно председатель Комитета министров. С 1816 года — военный губернатор Санкт-Петербурга, тогда же получил титул графа. Написал оперу «Новое семейство» (1781).

 

Граф Николай Семенович Мордвинов (1754—1845), морской министр. Сын адмирала и писателя-мариниста Семена Мордвинова. Воспитывался вместе с цесаревичем Павлом Петровичем. В 1768 году произведен в чин мичмана. С производством в капитаны II ранга назначен командиром линейного корабля «Георгий Победоносец» (1781), через год принял новый 74-пушечный корабль «Царь Константин». С 1785 года занимался строительством верфей в Херсоне и порта в Севастополе. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов возглавлял осаду и штурм крепости Очаков. Из-за ссоры с князем Потемкиным-Таврическим ушел в отставку в 1789 году, но через год вернулся на службу. С 1792 года в чине вице-адмирала командовал Черноморским флотом. С 1796 года — адмирал. В сентябре 1802 года назначен морским министром, но уже в декабре ушел в отставку и навсегда покинул флот. Председатель департамента государственной экономии Государственного совета (1810-1812). В 1816 году стал председателем департамента экономии, с 1821 до 1838 года — член департамента гражданских и духовных дел Государственного совета. В 1834 году ему пожалован графский титул. Как известный либерал, предполагался декабристами в состав высшего органа управления государством. Единственный из членов Верховного уголовного суда, который в 1826 году отказался подписать смертный приговор декабристам.

Заключение

Таким  образом, именно министерская реформа  окончательно завершила создание в России единоной строго централизованной системы управления.

Первую половину царствования Александра I можно характеризовать как исторический этап активных преобразований системы государственного управления Россией. Сущность этих преобразований заключалась в попытке создания механизма управления, основанного на законе. Благодаря проведению либеральных административных реформ в данном направлении были достигнуты определенные результаты. Стремление опереться в управлении на силу закона и его соблюдение, придать самодержавному управлению некие законные формы, упорядочить законодательство и найти формы взаимосвязи закона и процесса управления страной – все это модно считать позитивным.

положительным фактором в государственном управлении можно считать становление вертикали исполнительной власти, вершиной которой были министры, назначаемые императором; губернаторы в губерниях, также назначаемые монархом, но зависимые и от министерства внутренних дел; вице-губернаторы в области, уездные начальники и волостные начальники, назначаемые сверху. Определенная иерархия исполнительной власти представляется исторически оправданной и необходима в управлении государством.

Указанные выше меры и их постепенная реализация на практике в ходе проведения административных реформ 1801-1812 гг. способствовали централизации государственного управления на высшем и местном уровне, проявлению «ведомственно-линейного принципа» в системе управления страной.

Список использованной литературы

1.Приходько М. А. Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль — сентябрь 1802 г.). — М., 2002

2.Левандовский А.А. История России XIX век – учебник для общеобр. организаций под редакцией  Сахарова А.Н. – М., 2014

3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Министерская реформа)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23106. Теорія молекули водню. Обмінна взаємодія 371 KB
  Оскільки гамільтоніан не залежить від спінових змінних то хвильова функція зображається добутком спінової функції на просторову . За допомогою хвильової функції знаходимо середнє значення повного гамільтоніана системи: де кулонівський інтеграл К характаризує ел. наближені хвильові функції Кулонівський інтеґрал К є малим числом і головну роль відіграє обмінний інтеґрал який у ділянці малих є додатною величиною а при змінює знак. Таким чином для симетричної просторової функції є можливим зв'язаний стан системи і теорія...
23107. Прискорювачі заряджених частинок та принципи їх роботи 62.5 KB
  При непрямих методах прискорення електричне поле індукується змінним магнітним полем або використовується змінне електричне поле у вигляді біжучих або стоячих хвиль. Ідея прискорення заряджених частинок електричним полем яке породжується змінним магнітним полем. Основна складова – потужний електромагніт обмотка якого живиться змінним струмом з частотою сотні МГц. При зміні маг потока з’являється вихрове ел поле і на кожний електрон в камері діє сила eE.
23108. Общая характеристика экономики государственного сектора 262 KB
  Под государственным сектором экономики страны понимают сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Государство является основным институтом, организующим и координирующим взаимоотношения граждан и социальных групп в стране и обеспечивающим условия для их совместной деятельности
23109. Сучасні уявлення про ядерні сили. Моделі атомного ядра 136.5 KB
  За сучасними поглядами сили між нуклонами є виявом сильної кваркглюонної взаємодії. Така частинканосій сильної міжкваркової взаємодії називається глюоном. При взаємодії глюонів з кварками колір кварків змінюється. Аромат кварків їхній електричний та баріонний заряди не змінюються тобто колір є найбільш важливою властивістю кварків при взаємодії.
23110. Теорія молекули водню. Обмінна взаємодія 59.5 KB
  Теорія молекули водню. Відносне розміщення цих центрів атомних ядер визначає просторрову конфігурацію молекули при цьому стійкому рівноважному стану відповідає мінімум енергії молекули. Відносний рух ядер коливання ядер і обертання молекули як цілої – це окремі задачі. Таким чином для Н2 хвильове рівняння можна записати у вигляді: де V – потенціальна енергія молекули V=V1V2 – енергія першого ел.
23111. Методи визначення роботи виходу електрона 973.5 KB
  Методи визначення роботи виходу електрона. Енергію яку потрібно виконати для вибиття електрону з металу або рідини у вакуум називається роботою виходу. Еіон енергія іонізації А – робота виходу електрона за межі поверхні тіла – кін. Величина роботи виходу A в значній мірі залежить від чистоти поверхні емітера.
23112. Досліди Франка і Герца по визначенню потенціалів іонізації 52 KB
  При непружніх зіткненнях електрона з атомом відбувається передача енергії від електрона атому. Якщо внутрішня енергія атома змінюється неперервно то атому може бути передана будьяка порція енергії. Якщо ж стани атома дискретні то його внутрішня енергія при зіткненні з електороном повинна змінюватись також дискретно – на значення що дорівнюють різниці внутрішньої енергії атома в стаціонарних станах. Отже про непружньому зіткненні електрон може передати атому лише певні значення енергії.
23113. Методи отримання низьких температур 31.5 KB
  Для отримання та утримання низьких температур звичайно використовують зріджені гази. В посудині Дюара яка містить зріджений газ що знаходиться під атмосферним тиском. 1 Для отримання зріджених газів використовують спеціальні пристрої в яких сильно стиснутий газ при адіабатичному розширенні охолоджується що видно з рівняння адіабати . Але таким способом не можна отримати температури нижчі від температури конденсації газу.
23114. Методи визначення роботи виходу електрона 40.5 KB
  Методи визначення роботи виходу електрона. Енергію яку потрібно прикласти для вибиття електрону з металу або рідини у вакуум називається роботою виходу. Еіон енергія іонізації А – робота виходу електрона за межі поверхні тіла – кін. Величина роботи виходу A в значній мірі залежить від чистоти поверхні емітера.