98218

Система права социального обеспечения

Дипломная

Социология, социальная работа и статистика

Общие понятия и положения в праве социального обеспечения. Общие принципы и источники права социального обеспечения. Метод права социального обеспечения и соотношение с другими отраслями права. Источники права социального обеспечения. Признаки права социального обеспечения. Система права социального обеспечения.

Русский

2015-10-30

159.29 KB

5 чел.

Содержание

Введение 5

Глава 1. Общие понятия и положения в праве социального обеспечения7

Глава 1.1. Общие принципы и источники права социального обеспечения7

Глава 1.2. Метод права социального обеспечения и соотношение с другими отраслями права 10

Глава 1.3. Источники права социального обеспечения  14

Глава 1.4. Признаки права социального обеспечения18

Глава 2.Система права социального обеспечения…………………………………………………………………………22

Глава 2.1. Функции и формы в праве социального обеспечения………………..22

Глава 2.2. Система источников и принципов права социального обеспечения…………………………………………………………………………27

Глава 2.3. Применение на практике принципов и источников права социального обеспечения……………………………………………………………………...….32

Заключение………………………………………………………………..………..37

Список используемой литературы…………………………………………..........39

Приложение……..………………………………………………………………….41


Введение

Право социального обеспечения - самостоятельная и важная отрасль права. Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующая специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения, денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах:  обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Актуальность рассмотрения данной темы обуславливается тем, что укрепление современной российской правовой системы предполагает необходимость теоретического осмысления основополагающих идей, начал, то есть принципов, на основе которых она организована и функционирует. Нельзя отрицать значение принципов права для правовой системы, поскольку право является ее составной частью, и соответственно правовая система основывается и на принципах права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты в области обязательного медицинского страхования.

Цель данной дипломной работы состоит в исследовании основных аспектов организации социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  Рассмотреть нормативно-правовую и нормативно-методическую базу.
  2.  Проанализировать принципы и источники права социального обеспечения.
  3.  Изучить порядок формирования принципов и источников права социального обеспечения.
  4.  Рассмотреть соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права
  5.  Охарактеризовать функции и формы в праве социального обеспечения.
  6.  Исследовать применение на практике принципов права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения - это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Система принципов права социального обеспечения должна соотносится с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Для написания дипломной работы автор использовал нормативно- правовую базу, регулирующую среду права социального обеспечения, учебно-правовую литературу, исследования юристов- правоведов и юристов- практиков и другие виды юридической литературы.


Глава 1. Общие понятия и положения в праве социального обеспечения.

1.1. Общие принципы и источники права социального обеспечения.

Социальное обеспечение, как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки. Иногда определение того или иного понятия (дефиницию) дает сам законодатель и оно воспринимается наукой и практикой как легальное понятие. Однако легального определения социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления. По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов. Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения: - всеобщность социального обеспечения; - дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; - гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом; - ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:

  1.  Многообразие видов социального обеспечения;
  2.  Всеобщность социального обеспечения;
  3.  Солидарность;
  4.  Охрана уровня жизни, здоровья граждан;
  5.  Справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан;
  6.  Финансирование расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета;
  7.  Создание максимальных удобств для граждан при реализации ими права на социальное обеспечение.

Отраслевой принцип многообразия видов социального обеспечения предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей граждан) в денежном и натуральном выражении.

Так, трудовые и социальные пенсии, страховые и социальные пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания; медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.

Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. На практике это должно означать, что ни один человек не должен находиться вне пределов социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально – что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав зависит от разных обстоятельств, установленных в законодательстве.

Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса.

Наиболее отчетливо принцип солидарности проявляется в обязательном социальном страховании. Ведь главное его предназначение состоит в раскладке страхового риска между всеми участниками страхования, в том числе и между застрахованными гражданами и т.д.

Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для дробной классификации внутриотраслевых принципов.

Исходя из способов финансирования расходов на обеспечение по системе обязательного социального страхования определяются следующие внутриотраслевые социально-страховые принципы:

  1.  устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  2.  всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  3.  государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  4.  государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  5.  паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  6.  обязанность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  7.  обеспечение надзора и общественного контроля;
  8.  каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
  9.  каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
  10.  финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики.

Источниками права социального обеспечения являются акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения – это совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

           1.2. Метод права  социального обеспечения и соотношение с другими отраслями права.

Классификация отраслей права только по предмету регулирования, который был выделен в ходе научной дискуссии о системе права  в качестве основного критерия деления права на отрасли, по существу, свела проблему системы права к проблеме системы общественных отношений.

Поэтому в ходе второй научной дискуссии было признано необходимым помимо основного критерия - предмета правового регулирования выделить и дополнительный критерий деления права на отрасли - метод правового регулирования как совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения. Метод служит дополнительным юридическим критерием, поскольку он произведен от предмета и в значительной мере зависит от законодателя. В то же время в теории права отмечалось, что у законодателя не так много средств регулирования отношений. Он может дать участникам общественных отношений только одно из трех указаний (в отдельности или в совокупности):

  1.  Предписание - поступать только так.
  2.  Запрет - так не поступать.
  3.  Дозволение - поступайте, как сочтете нужным.

Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В. С. Андреевым2. Он выделил три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенность метода данной отрасли. При этом все эти три черты он связывал с особенностью самого предмета регулирования.

  1.  Все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов;
  2.  Одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим — органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов;
  3.  Посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение. Эти черты остались неизменными по настоящее время.

Право социального обеспечения, как говорилось ранее, самостоятельная отрасль права, и основными отраслями представляющими интерес в данной области, являются трудовое, гражданское и административное право. Взаимосвязь трудового права и права социального обеспечения имеет корни еще с советского времени. В советский период в литературе существовали различные мнения на соотношение этих отраслей. Как правило, все сводилось к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его независимости к трудовому праву. Разделяя трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

  1.  Социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;
  2.  Субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;
  3.  Правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;
  4.  Социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;
  5.  Трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;
  6.  Субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;
  7.  В отличие от трудового, для социально-обеспечительного правоотношения, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наёмного работника.

Связь права социального обеспечения с гражданским правом вытекает из следующих положений:

  1.  Содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за исключением договоров о социальном обслуживании с негосударственными организациями), что указывает на отсутствие равенства сторон в этих правоотношениях;
  2.  Для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон, достаточно воли гражданина, реализующего свои правомочия;
  3.  Субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объеме до достижения восемнадцатилетия;
  4.  Правоотношения по социальному обеспечению возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило – на основе отдельных юридических фактов.

Также право социального обеспечения имеет общие черты с административным правом, но все-таки по большинству признаков существенно различаются. Самое главное различие проводится по характеру взаимоотношений сторон.

Для административных правоотношений свойствен иерархический характер взаимосвязи сторон. Одна сторона всегда зависит от административного решения, и обязана исполнять его, не имея права отменить или изменить это решение.

В правоотношениях по социальному обеспечению подобных отношений нет, потому что ни нуждающийся в социальном обеспечении, ни муниципальный орган, не подвластны друг другу. Стороны обязаны поступать только в соответствии с законодательством.

Таким образом право социального обеспечения отличается от других отраслей права своими характерными признаками:

  1.  Отсутствием между сторонами равенства;
  2.  Преобладанием императивных правил поведения;
  3.  Основанием возникновения;
  4.  Спецификой субъектного состава.

1.3. Источники права социального обеспечения.

Система права и система законодательства – это две взаимосвязанные категории, соотносящиеся как форма и содержание. Источники права можно рассматривать в частном и общем смысле. В общем смысле - это система нормативно правовых актов, действующих в государстве. В частном смысле источником права социального обеспечения является нормативно-правовой акт.

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами. К числу нормативных правовых актов, выделяемых по разграничению компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Все нормативно-правовые акты в праве социального обеспечения представляют собой системное образование с центробежными тенденциями, в которой, однако, можно осуществить классификационную группировку источников по различным основаниям. Традиционной является классификация источников права по юридической силе.

  1.  Международные договора.

В Конституции РФ, сказано что, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы.

Среди международных договоров для России можно выделить 2 вида договоров:

  1.  Обязательные;
  2.  Рекомендательные.

Обязательно нужно отметить, что международный акт становится обязательным лишь при условии , когда имеется государственно-правовая санкция для осуществления норм международного права  внутри государства.

Рекомендательные международные акты – это акты, которые не обязательны для исполнения государством , и поэтому отражают намерения международных организаций направлять усилия по совершенствованию систем социального обеспечения в этих странах.

  1.  Конституция.

Конституция РФ – это основной правовой акт в Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу, и все иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее соблюдением надзирает особый орган — Конституционный Суд РФ.

  1.  Законы.

В ст. 39 Конституции РФ указано, что государственные пенсии и пособия устанавливаются федеральными законами.

Содержание законов РФ, в сфере социальной политики, должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан.

Федеральные законы РФ являются основными в праве социального обеспечения. К ним так же относятся постановления Верховного Совета РСФСР4 которые не утратили силу и Основы законодательства РФ об охране здоровья5. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.

  1.  Указы Президента РФ.

Специфичность указов Президента РФ как источников социального обеспечения состоит в том, что основной целью является восполнение пробелов в законодательстве в случае необходимости решения проблем в период возникновения новой политической и социально-экономической системы.

Наиболее активное участие в создании указов по вопросам социального обеспечения Президент РФ принял, когда были демократические преобразования в России. В измененном виде эти указы существуют по настоящее время, например, Указ Президента РФ «О социальных гарантиях народных депутатов РФ созыва 1990-1995 гг.»6 и т.д.

  1.  Постановления Правительства РФ.

Постановления Правительства РФ играют ведущую роль в современной системе законодательства. В соответствии со ст. 16 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»7  на Правительство возложены задачи по обеспечению проведения единой государственной социальной политики и реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения. Постановления Правительства РФ принимаются по самому широкому кругу вопросов, например, утверждаются списки профессий и должностей по которым досрочно назначаются трудовые пенсии по возрасту, определяется порядок исчисления величины среднего дохода для назначения государственной помощи малоимущим гражданам и т.д.

  1.  Иные нормативно-правовые акты.

Иными источниками права социального обеспечения являются акты министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ и акты органов муниципальных образований. Особое значение среди этих источников имеют акты министерства в области социального обеспечения.

  1.  Акты судебных органов.

Помимо классификации источников права социального обеспечения по юридической силе существуют еще несколько классификаций.

  1.  По сфере действия:
  2.  Федеральные;
  3.  Региональные;
  4.  Местные;
  5.  Отраслевые (межотраслевые).
  6.  По сроку действия:
  7.  Срочные;
  8.  Бессрочные;
  9.  Условно срочные.
  10.  По порядку и процедуре принятия:
  11.  Принимаемые в законодательном порядке;
  12.  Принимаемые в административно-распорядительном распорядке;
  13.  Принимаемые в порядке социального партнерства.

1.4.Признаки права социального обеспечения.

Сущность социального обеспечения независима от конкретных исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

  1.  объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;
  2.  особые фонды, источники социального обеспечения;
  3.  особые способы предоставления средств к существованию;
  4.  закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.

Понятие права социального обеспечения – это прежде всего научная дефиниция, которая должна охватить лишь наиболее общие признаки, характерные для данного явления, отвлекаясь от частностей. Так, научные деятели выделяют следующие признаки, характерные для данной отрасли права:

  1.  однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также в связи с возмещением причиненного ущерба и защитой нарушенного права;
  2.  применяемые законодателем специфические приемы регулирования общественных отношений, учитывающие однородность и распределительный характер этих отношений, а также специфику их субъектов. Другими словами, наличие специфического метода правового регулирования;
  3.  потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли, которая обусловлена тем, что в качестве субъектов отношений выступает все население страны и через систему социального обеспечения распределяется часть валового внутреннего продукта, предназначенная для обеспечения каждому достойного уровня жизни;
  4.  потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли, которая обусловлена тем, что в качестве субъектов отношений выступает все население страны и через систему социального обеспечения распределяется часть валового внутреннего продукта, предназначенная для обеспечения каждому достойного уровня жизни;
  5.  в основу распределения положены общие основополагающие идеи – отраслевые принципы, призванные отражать представления общества о социальной справедливости;
  6.  наличие законодательного регулирования отношений, создающее необходимые предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.

Таким образом, общность правовых норм, обладающая рассмотренными выше признаками, представляет собой самостоятельную отрасль – право социального обеспечения. В свою очередь Д. Е. Кожевников, придерживаясь «узкого» подхода, рассматривает государственную социальную помощь как вид социального обеспечения, выделяя характерные признаки и формулируя ее понятие, тем самым отграничивая указанную помощь от других видов социального обеспечения8. В результате анализа норм о видах государственной социальной помощи автор пришел к выводу, что они в системе отрасли права социального обеспечения входят в состав правового института государственной социальной помощи Особенной части отрасли.

Сущностные признаки социального обеспечения:

  1.  Государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения. Источники финансирования: за счёт средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов, образованных государством (пенсионного, медицинского страхования).
  2.  Законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для представления тех или иных видов социального обеспечения. То есть право на социальное обеспечение устанавливается для определённой группы граждан только при наступлении обстоятельств, указанных в законе; преимущественно это события, например, достижение определённого возраста, инвалидность, смерть, рождение.
  3.  Закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению, то есть определённых категорий граждан, установленных законом (нетрудоспособные, потерявшие кормильца, дети, семьи с детьми, безработные, жертвы политических репрессий, ветераны и др.).
  4.  Нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путём законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Некоторые учёные выделяют и иные конструктивные признаки социального обеспечения. Так, Иванова Р. И. относит к их числу следующие9:

  1.  Объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определённого уровня жизнеобеспечения;
  2.  Закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.
  3.  Особые фонды, источники социального обеспечения;
  4.  Особые способы создания этих фондов;
  5.  Особые способы предоставления средств существования;

Захаров М. П. и Тучкова Э. Г. считают, что с формулировкой первого признака согласиться трудно, поскольку сами по себе объективные основания лишь вызывают потребность в особом механизме социальной защиты, однако функционирование его всегда связано с признанием обществом, государством этих оснований в качестве социальных рисков, влекущих соответствующие юридические обязанности по предоставлению социального обеспечения10. В реальной жизни объективных оснований, влекущих потребность человека в социальной помощи, всегда намного больше тех, которые признаются государством социально уважительными. Вся история развития систем социального обеспечения — убедительное доказательство того, что перечень объективных оснований, признаваемых социальными рисками, непрерывно расширяется, однако вряд ли он когда либо станет полностью тождественен реально существующим объективным причинам, вызывающим потребность человека в социальной помощи. Что касается второго, третьего и четвёртого конструктивных признаков социального обеспечения, выделяемых Р. И. Ивановой, то они, как считают Захаров М. П. и Тучкова Э. Г., отражают разные стороны одного, сущностного признака — способа организации социального обеспечения.


Глава 2. Система права социального обеспечения.

Глава 2.1. Функции и формы в праве социального обеспечения.

Функции социального обеспечения - это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Функции социального обеспечения подразделяются на четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую, демографическую.

  1.  Экономическая  функция  выражается  в  оказании  материальной  поддержки гражданам  в  трудной  жизненной  ситуации,  в  содействии  развитию  общественного производства  в  целом  и  отдельных  отраслей  народного  хозяйства,  экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.
  2.  Политическая  функция  направлена  на  сближение  социального  уровня  различных слоев  населения,  создание  условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь  каждому человеку.  Она  призвана  стабилизировать  общественные отношения  в  сфере  социальной защиты населения.
  3.  Демографическая  функция  способствует  стимулированию  роста  народонаселения страны,  воспроизводству  здорового  поколения,  росту  продолжительности  жизни  граждан и т. д.
  4.  Социально-реабилитационная  функция  социального обеспечения (впервые  выделена профессором  Р.  И.  Ивановой)  связана  с  удовлетворением  специфических  потребностей престарелых  и  нетрудоспособных  граждан.  Она  выражается  в  создании условий,  благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам  представляется,  что  социальное  обеспечение  выполняет  еще  одну  весьма важную  функцию - защитную.  Прежде  всего,  именно  эту  задачу  ставит  перед  собой общество,  предоставляя  социальное  обеспечение  своим  гражданам,  ибо  защита  их  в трудной  жизненной  ситуации,  помощь  в  решении  различных  проблем (материальных, физических,  психологических,  возрастных  и  т.  д.)  являются  основным  назначением социального обеспечения.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления и они постоянно трансформируются.

Специфическими формами социального обеспечения являются:

  1.  Способ, образования финансового источника за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
  2.  Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;
  3.  Виды обеспечения;
  4.  Органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Конституция РФ закрепляет положение о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение. Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также говорится о праве каждого на социальное обеспечение.

Таким образом, выделение того или иного круга обеспечиваемых осуществляется в зависимости от социального статуса обеспечиваемого лица.

С учетом указанных критериев сложились две основные формы социального обеспечения:

  1.  каждого как члена общества  (социальное обеспечение за счет бюджетных средств);
  2.  застрахованных лиц (социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования).

Формы также классифицируются по степени централизации на:

  1.  Централизованные;
  2.  Региональные;
  3.  Территориальные (муниципальные);
  4.  Локальные.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование.

Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться, ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии со ст. 13 БК11 государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В связи с введением в действие части второй НК и установлением единого социального налога (взноса) изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся: Фонд социального страхования РФ; Пенсионный фонд РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения

является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих,

социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Другой организационно-правовой формой социального обеспечения является прямое ассигнование (пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Кроме того, в последнее время наряду с централизованными формами широкое распространение получает и негосударственное социальное обеспечение.

Муниципальное социальное обслуживание. Правительство осуществляет социальную политику, направленную на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий.

Действия Правительства Москвы направлены в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения. Так, согласно постановлению Правительства12 была утверждена комплексная программа мер социальной защиты населения, согласно которой предусматривались:

  1.  ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибшим в мирное время;
  2.  увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
  3.  надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и др. выплаты.

Негосударственные пенсионные фонды. Они осуществляют деятельность на основании Федерального закона13 «О негосударственных пенсионных фондах». Это — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании соответствующих договоров населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании Федерального закона14

Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также других обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

Льготы и компенсации, предоставляемые работникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и социальные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); услуги в области социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; и др.


2.2. Система принципов и источников права социального обеспечения

Принцип права социального обеспечения – это закрепленное в норме права руководящее положение, которое регулирует сферу правоотношений в области социального обеспечения и  характеризуют внутреннее единство отрасли, отражают содержание норм права социального обеспечения, указывают основные тенденции развития отрасли, определяют перспективы этого развития.

Основами классификации принципов права являются предмет, метод, цели и задачи, стоящие перед соответствующими отраслями права.

В юридической литературе нет единой классификации принципов права, в основном эти принципы делятся на:

  1.  общеправовые;
  2.  межотраслевые;
  3.  отраслевые;
  4.  внутриотраслевые.

Некоторые ученые делят принципы права на два вида:

  1.  обще-специальные и специально-юридические;
  2.  общеправовые и отраслевые.

Как общие, так и отраслевые принципы имеют самостоятельное значение. Другое дело, что не все принципы имеют одинаковую степень абстракции и обобщенности. Нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному виду принципов, не обращая внимание на другие. Строгое соблюдение каждого из них есть условие исполнения всех остальных, и наоборот.

Общеправовые принципы закреплены:

  1.  В положениях международных актов (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др.);
  2.  В Конституции РФ.

Межотраслевые принципы:

  1.  Пронизывают содержание норм права не одной, а нескольких отраслей;
  2.  Находят свое выражение в законодательстве о социальном обеспечении, трудовом, семейном, уголовно-исполнительном законодательстве и др.

Отраслевые принципы права социального обеспечения:

  1.  Всеобщность права на социальное обеспечение;
  2.  Гарантированность социального обеспечения во всех случаях, когда человек нуждается в нем;
  3.  Многообразие видов социального обеспечения;
  4.  Предоставление социального обеспечения на уровне, гарантирующем достойные условия жизни;
  5.  Дифференциация видов, условий, уровня социального обеспечения;
  6.  Предоставление социального обеспечения за счет средств бюджета страны и страховых платежей всех работодателей.

Внутриотраслевые принципы:

  1.  Принципы института социального обслуживания Ст. 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
  2.  Социальное обслуживание основывается на принципах:
  3.  Адресности;
  4.  Доступности;
  5.  Добровольности;
  6.  Гуманности;
  7.  Приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  8.  Конфиденциальности;
  9.  Профилактической направленности.

Рис. 2.2.1 Принципы права социального обеспечения.

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет этой отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ), а также акты ООН, Совета Европы.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. К ним относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина. Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, И Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемых странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения.

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т.д.

 Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов.

К подзаконным актам в сфере социального обеспечения относятся также постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников – это повышение уровня социальной защиты граждан на региональном уровне. Они предусматривают дополнительные, более высокие меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных актов, регулирующих общественные отношения:

  1.  по пенсионному обеспечению граждан;
  2.  по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;
  3.  по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Рис. 2.2.2. Источники права социального обеспечения.

2.3. Применение на практике принципов и источников права социального обеспечения.

В правоприменительной практике наибольшее значение придается нормативным правовым актам по такому критерию их классификации, как юридическая сила.

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения органа, издавшего акт, от его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.

Классификация источников права по их юридической силе также определяется положением органа, издавшего правовой акт. Чем выше положение органа, тем выше сила акта.

Системе законодательства свойственно деление на законы и подзаконные нормативные акты.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты федерального уровня (значения). По значимости на первом месте стоят международные договоры, ратифицированные либо заключенные Россией. (Отдельные договоры ратифицированы еще СССР.) Согласно ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед внутренними законами. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.

Вторым высшим законодательным актом признается Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, чем все другие акты в стране. Поэтому все иные акты, издаваемые компетентными органами, должны соответствовать Основному закону страны, так как он возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России.

Следует отметить, что социальное обеспечение является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Во исполнение конституционных положений принимаются соответствующие законы. Под законом понимается принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой (после Конституции РФ) нормативный правовой акт, выражающий государственную волю в области социального обеспечения граждан.

По значимости содержащихся норм законы РФ подразделяются на федеральные конституционные и федеральные.

Федеральные конституционные законы – это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой процедуры. В Конституции нет четкого критерия для различения федерального конституционного закона и обычного федерального закона, кроме указания на принятие конституционного закона (ч.2 ст. 108 Конституции РФ). Как вытекает из текста Конституции, конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, в том числе затрагивающим права и свободы граждан. Можно лишь предположить, что федеральные конституционные законы могут приниматься только в части ограничения прав граждан на социальное обеспечение в условиях режима чрезвычайного положения в стране.

Федеральные законы делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства РФ и кодексы. Основы законодательства – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования какой-либо определенной отрасли права или нескольких сфер общественной жизни.

Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, подробно регулирующие какую-либо определенную (конкретную) область общественных отношений. Как правило, кодекс относится к одной отрасли права, например Трудовой кодекс РФ.

Текущие законы делятся на два вида: федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон – это нормативный правовой акт, принятый либо Федеральным Собранием РФ (принимаемый Государственной Думой и одобряемый Советом Федерации), либо принятый только Государственной Думой РФ (если она преодолевает вето Совета Федерации) и подписанный Президентом РФ. Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, к которым относятся и вопросы социального обеспечения.

Закон субъекта РФ – это нормативный правовой акт, который принимается законодательным органом субъекта Федерации по вопросам регулирования, отнесенным Конституцией РФ к сфере совместного ведения Федерации и ее субъекта. Такие законы занимают подчиненное положение по отношению к федеральному закону.

Меньшей юридической силой, чем законы, обладают подзаконные акты.

Подзаконными актами считаются нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или развитие законов о социальном обеспечении органами государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции. (Это связано с тем, что органы исполнительной власти могут осуществлять вторичное регулирование социально-обеспечительных отношений только на основании и во исполнение законов.)

К подзаконным нормативным правовым актам относятся: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти.

В указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ часто содержатся первичные правовые нормы, поэтому они представляют особую значимость.

Правительство РФ должно издавать постановления и распоряжения только во исполнение положений Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории страны.

Основными принципами, применяемыми в Российском законодательстве являются: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права и нормы, которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения. В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права.

Так, в  Федеральном законе « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»15 указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность и профилактическая направленность.

Итак  на практике мы выяснили что, показателем  самостоятельности  отрасли  права  является  наличие  не  только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических  отраслевых  принципов,  объединяющих  отдельные  нормы  в  систему отрасли,  выражающих  сущность  норм  данной  отрасли,  определяющих  положение субъектов права, их права и обязанности.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования все поставленные автором задачи были решены, цели достигнуты.

В работе была рассмотрена нормативно-правовая и нормативно методическая база. По итогам автор выяснил что, источники права социального обеспечения являются важнейшей частью права социального обеспечения. Все социальное обеспечение строится на законодательных актах, международных договорах и т.д. Классификация источников в основном проводится по юридической силе. В работе был проведен анализ каждой из категорий источников, в ходе, которого автор выяснил что, на первом месте среди источников стоят международные договора, а на последнем акты судебных органов. Также автор выяснил что, все источники права социального обеспечения имеют еще несколько менее важных классификаций: 

  1.  По сфере действия;
  2.  По сроку действия;
  3.  По порядку и процедуре принятия.

Также в работе было проведено исследование соотношения права социального обеспечения с другими отраслями права, с такими как административное, гражданское и трудовое. По итогам этого исследования было выяснено что, взаимосвязь трудового права с правом социального обеспечения имеет начало еще с советского времени. С гражданским правом связь вытекает из содержания правоотношений, возможности возникновения правоотношения, состава правоотношения и т.д. С административным правом больше различий, чем схожих принципов, самое главное различие проводится по характеру взаимоотношений сторон. Тем самым автор выяснил что, все-таки у права социального обеспечения есть характерные признаки которые отличают его от других отраслей права, такие как: отсутствие равенства между участниками, преобладание императивных правил поведения, основание возникновения и специфика субъектного состава.

Далее в работе была произведена характеристика функций и форм в праве социального обеспечения. В ходе рассмотрения, которой автор выяснил что, функции социального обеспечения - это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. А формы социального обеспечения являются организационно-правовыми способами его осуществления.

Функции социального обеспечения подразделяются на четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую, демографическую. Каждую их этих функций автор рассмотрел в работе. Также автор рассмотрел все формы социального обеспечения, и выяснил что, главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование.

В последней главе автор рассмотрел применение на практике принципов и источников права социального обеспечения. Исследование показало что, в правоприменительной практике в применении источников права наибольшее значение придается нормативным правовым актам по такому критерию их классификации, как юридическая сила. А в практике принципов права было выяснено что, основными принципами, применяемыми в Российском законодательстве, являются: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и т.д.

Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод о том что, принципы права социального обеспечения - это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм, а источники права социального обеспечения - это различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений.


Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты

  1.  Конституция Российской Федерации 1993г.
  2.  Бюджетный кодекс РФ.
  3.  Федеральный Конституционный Закон от 11 апреля 1997 «О Правительстве Российской Федерации»
  4.  Федеральный Закон « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.
  5.  Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
  6.  Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  7.  Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  8.  Постановление Правительства от 16.01.2001 № 31-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите жителей г.Москва в 2001 г.»
  9.  Указ Президента РФ от 23 сентября 1993 г. «О социальных гарантиях народных депутатов РФ»
  10.   Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990г. №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»
  11.   Основы законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22 июля 1993г.

Научно-учебная литература

  1.  Андреев В.С. -  Право социального обеспечения в СССР   М.,  2010
  2.  Захаров М. Л., Тучкова Э. Г.  Право социального обеспечения России. М., 2009
  3.  Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 2011.
  4.  Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы. Екатеринбург, 2010.
  5.  Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. – М., 2001
  6.  Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 2-е изд. – М., 2001.

2Андреев В.С. -  Право социального обеспечения в СССР 

3 Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4 Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990г. №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» и т.д.

5 Основы законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22 июля 1993г.

6 Указ Президента РФ от 23 сентября 1993 г. «О социальных гарантиях народных депутатов РФ созыва 1990-1995 гг.»

7 ФКЗ от 11 апреля 1997 «О Правительстве Российской Федерации»

8 Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы. Екатеринбург, 2010.

9 Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. 1983.

10 Захаров М. Л., Тучкова Э. Г.  Право социального обеспечения России. 2004

11 Бюджетный кодекс РФ.

12 Постановление Правительства от 16.01.2001 № 31-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите жителей г.Москва в 2001 г»

13 ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

14 ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,  

15 ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 г. « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84326. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы 110.5 KB
  Анализатор состоит из трех частей: 1. Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внеййннэю энергию в нервный процесс; 2. Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии); 3. Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
84327. Методичні рекомендації: Економіко-математичне моделювання 173.5 KB
  Написання курсової роботи з математичних методів повинно полегшити студентам вибір математичного апарата для рішення фінансових і економічних проблем при виконанні дипломної роботи, тому тему курсової роботи із запропонованого переліку студент вибирає самостійно, відповідно до напрямку своїх досліджен...
84328. Исследование института дарения недвижимого имущества 613 KB
  Данная тема актуальна и в наше время, так как договор дарения имеет широкую сферу применения ввиду своих особенностей и изъятий из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации, которые отделяют договор дарения от других гражданско-правовых договоров...
84329. Расчет и проектирование основных подразделений технической службы ГПС 920 KB
  Эффективное использование пожарной техники, ее надежная работа возможны только при условии отличного знания устройства пожарных автомобилей, их технических характеристик, особенностей обеспечения их боевой готовности и высокой оперативной подвижности.
84330. Спутниковые и наземные системы радиосвязи: Методические указания 6.15 MB
  В настоящее время значительная часть телевизионных, телефонных и сетей передачи данных в развитых странах мира реализованы на основе радиорелейных систем передачи. Поэтому вопросам проектирования и строительства новых РРЛ уделяется большое внимание.
84331. Организация процесса приготовления и разработка ассортимента гусиной и утиной печени 1.72 MB
  Прежде всего под фуа-гра подразумевается особым образом приготовленная гусиная печень. Однако, современные повара-умельцы наловчились готовить фуа-гра и из утиной печени, и из печени перепелов, и даже из более привычной нам свиной и говяжьей печени.
84332. Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации 391 KB
  Актуальность темы заключается в том, что в управлении организацией важно всё контролировать, необходимо управлять всеми составляющими организации, поэтому современный руководитель должен иметь представление о роли и месте организационного поведения в процессах, протекающих в организации.
84333. Комплексное использование статистических методов при анализе основных экономических показателей деятельности тридцати крупнейших банков РФ 2.93 MB
  Познавательные, обучающие и профессиональные цели выполнения курсовой работы - дать дополнительные теоретические знания и развить необходимые практические навыки по изучению основ статистического наблюдения, сводки и группировки статистических данных...
84334. Театрально-игровая деятельность в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников 376.77 KB
  Объект исследования: театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: художественно-эстетическое воспитание в театрально-игровой деятельности детей. Определить особенности реализации художественно-эстетического воспитания детей в условиях реализации...