98253

КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Суть коммуникативного подхода заключается в моделировании процесса обучения как реального иноязычного общения. Речь идёт о моделировании лишь основных, принципиально важных, сущностных параметров общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения; взаимоотношения и взаимодействие речевых партнёров...

Русский

2015-10-30

51.5 KB

3 чел.

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра  филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Бредихин Павел Викторович




Старый Оскол, 2015

Современная методическая наука характеризуется двумя основными парадигмами научного знания: коммуникативной и когнитивной. В коммуникативной парадигме язык и его анализ связывают, главным образом, с овладением речевой деятельностью (РД), в когнитивной - с когницией, то есть с познанием и сопутствующими ему процессами. В то же время, становится очевидным, что для решения целого ряда методических проблем необходим синтез вышеуказанных парадигм. Поэтому, рассматривая современную стратегию обучения иностранному языку (ИЯ), мы будем опираться на базовые положения как коммуникативного, так и когнитивного подходов, а также данные смежных с методикой наук, таких как: когнитивная психология, лингвистика, философия, эпистемология, социология, культурология, педагогика и др.

Суть коммуникативного подхода заключается в моделировании процесса обучения как реального иноязычного общения. Речь идёт о моделировании лишь основных, принципиально важных, сущностных параметров общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения; взаимоотношения и взаимодействие речевых партнёров; ситуации как формы функционирования общения; содержательная основа процесса общения; система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения; функциональный характер речевых средств; эвристичность обучения.

Суть когнитивного подхода заключается в направленности процесса обучения на решение таких проблем, как: восприятие, познание и понимание человеком действительности; приобретение, обработка, структурирование, сохранение, выведение и использование знаний .

Современные методические задачи требуют объединения сущностных параметров коммуникативного и когнитивного подходов, что даёт основание для разработки коммуникативно-когнитивного подхода к обучению ИЯ. Научные труды многих отечественных и зарубежных учёных образуют концептуальную базу для формулирования принципиальных положений коммуникативно-когнитивного подхода к обучению ИЯ. Рассмотрим их.

Процесс обучения ИЯ организуется как модель реальной коммуникации .

Обучение ИЯ осуществляется в процессе РД, когда участники общения решают реальные и воображаемые задачи совместной деятельности с помощью ИЯ .

Процесс обучения ИЯ предполагает стимулирование речемыслительной активности (РМА) студентов. Мышление, как известно, имеет две основные функции: познавательную и коммуникативную. В процессе познавательной деятельности студенты решают умственные задачи и открывают новые знания. В коммуникативной деятельности студенты решают речевые задачи, например, что-то опровергнуть, доказать, выяснить, согласиться и др., для чего необходимо осуществить речевое действие. Одновременно, следует обдумать, что сказать, как оформить фразу, какие подобрать лексические единицы и грамматические конструкции. Такая задача становится уже речемыслительной.

Стимулирование РМА осуществляется с помощью создания на занятиях проблемных ситуаций, то есть таких, в которых возникают интеллектуальные задачи. Проблемная задача характеризуется препятствием, определённой трудностью решения, необходимостью выбора одного из нескольких решений, столкновением нескольких точек зрения и информационным "неравновесием". Решение проблемы является когнитивным процессом, в котором заданная ситуация превращается в целевую, когда в наличии не имеется ни очевидного способа решения, ни соответствующих знаний. Умственная деятельность, направленная на решение проблемы, рассматривается как эвристическая, то есть предполагающая непредсказуемость вариантов решения.

Обучение ИЯ предполагает создание аутентичных условий процесса социализации студентов, что придает ему мотивированный и естественный характер. К аутентичным материалам можно отнести аутентичные ситуации; языковые и речевые формы, типичные для выражения определённой коммуникативной интенции; невербальные средства общения (кинетические, проксемические, такесические), характерные для носителей языка, а также аутентичные тексты (дидактизированные, квазиаутентичные, полуаутентичные и собственно аутентичные).

Овладение ИЯ предполагает учёт индивидуальных познавательных стилей студентов и учебных стратегий. Среди познавательных стилей особое место занимают эпистемологические стили как индивидуальные способы познания человеком окружающего мира, что проявляется в особенностях индивидуальной картины мира студентов. В соответствии с тремя основными способами мышления (эмпиризмом, рационализмом и метафоризмом) выделяют три эпистемологических стиля: эмпирический (основывается на предметно-практическом опыте), рационалистический (основывается на логических умозаключениях) и метафорический (основывается на персонифицированном восприятии реальности, комбинировании разнообразных областей знаний, интуиции, богатстве воображения и пр.) .

Стили познания и стратегии обучения зависят от доминирующего типа познавательного опыта субъекта, наличия предпочтительных правил переработки информации, продуктивных возможностей интеллекта, что значительно влияет на такое качество личности, как обучаемость - общую способность к усвоению новых знаний и способов деятельности. В качестве критериев определения уровня обучаемости могут выступать количество помощи со стороны преподавателя, возможность переноса знаний или способов деятельности на выполнение аналогичных заданий и экономичность мышления человека. Выделяют два типа обучаемости, которые основываются на разных нейрофизиологических механизмах и связаны с разными способами получения знаний. Это эксплицитная обучаемость, когда обучение осуществляется на основе осознанного контроля над процессами переработки информации, и имплицитная обучаемость, когда обучение проходит неосознанно, в условиях постепенного накопления информации в процессе освоения новой деятельности.

Обучение ИЯ предполагает формирование языковой личности студентов. Языковая личность рассматривается как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающая создание им речевых произведений (текстов), которые отличаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отображения действительности и определённой языковой направленностью. В своём развитии языковая личность проходит три уровня: 1) вербально-семантический (овладение лексическим, грамматическим и фонетическим языковым материалом); 2) лингвокогнитивный или тезаурусный (формирование картины мира); 3) мотивационно-прагматический (образование системы целей, мотивов и установок личности как мотивационного уровня её деятельностно-коммуникативных потребностей).

Обучение ИЯ предполагает ситуативность в отборе материала и организации его тренировки: языковой и речевой материал отбирается в соответствии с определёнными ситуациями общения и отрабатывается в типичных для использования тех или иных языковых форм ситуациях, что образует потенциальный контекст определённого диапазона.

Обучение ИЯ предполагает учёт множественности интеллекта студентов - разнообразных путей, которыми они воспринимают и обрабатывают информацию в процессе познания. Г. Гарднер выделяет восемь базовых видов интеллекта, присущих всем людям и имеющихся у каждого человека в той или иной степени развития. Это такие виды интеллекта: вербальный (лингвистический), логико-математический, визуально-пространственный, музыкальный (ритмический), телесно-кинетический, интерперсональный, интраперсональный и натуралистический [26, с. 62]. Хотя человек и владеет в определённой степени каждым из этих видов интеллекта, всё же один вид, как правило, является доминирующим. Выделенные виды интеллекта Г. Гарднер разделяет на три основные группы: 1) интеллект, в зависимости от объекта включающий математику и логику; 2) свободный интеллект, включающий музыку и речь; 3) персональный интеллект или психологическое восприятие себя и других.

Обучение ИЯ предполагает развитие у студентов знаниевого пространства как совокупности единиц знаний, представленных когнитивными структурами, связанными между собой и ориентированными на поддержание функционирования когнитивной системы человека . В рамках знаниевого пространства можно выделить общую базу знаний, которая складывается из: 1) языковых знаний (лексических, грамматических и фонетических); 2) внеязыковых знаний (о контексте и ситуации, а также об адресате); 3) фоновых знаний (знаний о мире). Вышеуказанные компоненты базы знаний, выступая комплексно, являются условием успешной иноязычной коммуникации.

Обучение ИЯ предполагает формирование у студентов коммуникативно-когнитивной компетенции (ККК) как развитой способности к осуществлению речемыслительной деятельности, которая проявляется в процессе решения проблемных задач средствами ИЯ на основе знаниевого пространства, картины мира, множественного интеллекта и сформированной языковой личности студентов. Как многокомпонентное явление ККК имеет свою структуру, которую составляют, по меньшей мере, следующие компетенции: а) языковая; б) речевая; в) социокультурная; г) стратегическая; д) дискурсивная; е) прагматическая; ж) иллокутивная; з) социальная; и) социолингвистическая; к) когнитивная. Кратко охарактеризуем эти компетенции.

Языковая компетенция предполагает способность человека понимать и продуцировать не ограниченное количество правильных в языковом отношении предложений с помощью языковых знаков и правил их объединения. Это также способность конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции. Языковая компетенция включает языковые знания и соответственные навыки (грамматические, лексические, фонетические и орфографические).

Речевую компетенцию рассматривают как сложную многоступенчатую способность человека к смыслокодирующей и смыслодекодирующей деятельности, и адаптивно-информационного ориентирования в ситуации общения. Эта деятельность осуществляется, благодаря усвоенным знаниям и сформированным навыкам и умениям. Речевая компетенция связана с видами РД: говорением, письмом, чтением и аудированием.

Социокультурная компетенция включает в себя страноведческую компетенцию как знания о культуре, истории, географии, экономике, государственном устройстве, особенностях быта, традициях и обычаях страны изучаемого языка, и лингвострановедческую, предполагающую владение особенностями речевого и неречевого поведения носителей языка в определённых ситуациях общения.

Стратегическая (или компенсаторная) компетенция предполагает способность пополнять недостаток как языковых знаний, так и речевого и социального опыта в процессе иноязычного общения.

Дискурсивную компетенцию рассматривают, как способность понимать разные виды коммуникативных высказываний, выстраивать целостные, связные и логические сообщения разных функциональных стилей, а также осуществлять выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.

Прагматическая компетенция предполагает способность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения, что зависит от того, насколько хорошо студенты владеют коммуникативной стратегией высказывания как эвристическим интенциональным планированием дискурса для достижения его участниками кооперативного результата. Прагматической компетенции подчиняются иллокутивная и социолингвистическая компетенции.

Иллокутивная компетенция отвечает за контроль функциональных особенностей языка, таких как способность выражать мысли и эмоции, использовать язык для обучения и для решения проблем.

Социолингвистическая компетенция как способность адекватно понимать и использовать язык в разных контекстах для выражения определённых коммуникативных функций (описания, убеждения, обобщения и др.) предполагает овладение регистрами и стилями общения от официального до неофициального как в устном, так и в письменном дискурсе.

Социальная компетенция предполагает способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, что обусловливается наличием потребности, мотивов, определённого отношения к будущим коммуникативным партнёрам, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.

Когнитивная компетенция рассматривается как способность к осуществлению речемыслительной деятельности , то есть к решению речемыслительных задач с помощью совокупности речевых действий и умственных операций. Речевые действия обеспечиваются сформированными навыками и умениями. Умственные операции предполагают формирование понятий, решение интеллектуальных проблем и задач, обработку информации и обеспечиваются имеющимися в наличии знаниями, пониманием и осознанием задачи, которую необходимо решить, и навыками решения интеллектуальных задач. Речь идёт, прежде всего, о когнитивных навыках - ментальных способностях, с помощью которых человек обрабатывает внешние стимулы, например, входящую информацию в виде интеллектуальных заданий, стимулирующих развитие когнитивных процессов и оптимизирующих процесс познания. Формирование когнитивных навыков предполагает следующие стадии : 1) начальную, или когнитивную стадию (имеет место осознание и понимание речемыслительной задачи); 2) промежуточную, или ассоциативную стадию (используются приёмы, обеспечивающие быстроту осуществления речемыслительных действий); 3) наивысшую, или автономную стадию (автоматизируются правильные ответы, повышается скорость и безошибочность выполнения действий).

Таким образом, современная стратегия обучения ИЯ направлена на формирование у студентов ККК во всех видах РД, что предполагает учёт множественности интеллекта и эпистемологических стилей студентов, развитие их языковой личности и знаниевого пространства. Этому способствует использование аутентичных материалов и моделирование проблемных ситуаций, обеспечивающих как речевое, так и когнитивное развитие обучаемых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78831. Театр. Theatre 48.5 KB
  Every nation and every country has its own customs and traditions. In Great Britain traditions play a more important part in the life of the people than in other countries. Englishmen are proud of their traditions and carefully keep them up.
78832. Добридень тобі, Україно моя! 141 KB
  Мета: Проаналізувати особливості життєвого та творчого шляху Павла Тичина; дослідити роль П. Тичини як громадського діяча. Розвивати пам’ять, декламаторські здібності, виховувати любов до українського поетичного слова, формувати національну свідомість, творчу особистість.
78833. Вже у фермера в дворі наступає Новий рік 48.5 KB
  Срібні дзвіночки дзвеніли під вікнами і все що бажали у цей святковий день маленькі колядники неодмінно збувалося. Входять до классу колядники Панігосподарко Чи дозволите колядувати Колядувати дім звеселяти А як же Кажуть що в тій хаті і добра не буде яку колядники...
78834. Шевченкове ім’я нам сіяє, як зоря 289 KB
  Активізувати та збагачувати знання дітей про життя та творчість Тараса Григоровича Шевченка; вчити учнів сприймати поезію Кобзаря серцем і душею, викликати інтерес до поезії; виховувати любов до України; спонукати учнів до вияву власних творчих здібностей та їх розвитку...
78835. Урочиста лінійка до дня народження Т.Г.Шевченка 46 KB
  Звучить пісня Реве та стогне Дніпр широкий Учитель Навесні коли тануть сніги А на рясті просяє веселка Повні сили й живої снаги Ми вшановуєм пам΄ять Шевченка. Трагічна та яскрава доля Тараса Шевченка як і доля його...
78836. Хто він, Т.Г. Шевченко? 940 KB
  Бесіда з учнями: учні висловлюють свої думки з приводу поставленого запитання Слово вчителя: Отже ми поки що тільки припускаємо що у Шевченка могли виникати думки про те як просвітити український люд світлом науки. Шевченка. Однак хто ще з такою силою пристрасті як Шевченко звеличив...
78837. Кобзарем його ми звемо… 124.5 KB
  Благословен той день і час Коли прослалась килимами Земля яку сходив Тарас Малими босими ногами Земля яку скропив Тарас Дрібними росами сльозами 9 березня 1814 р. В хаті Григорія Шевченка блиснув у вікні єдиний на все село вогник і народилася нова кріпацька душа для пана а для України...
78838. Написання твору за репродукцією картини Івана Івановича Шишкіна «Зима» 152 KB
  Формувати навички планування, самоконтролю, самоаналізу. Удосконалювати навички каліграфічного грамотного письма. Допомагати учням розкривати їх здібності, формувати пізнавальну активність, розширювати її за рамками картини, поповнювати словниковий запас. Духовно збагачувати внутрішній світ учнів.