98265

Финансовая политика в рыночной экономике. Государственные финансы

Реферат

Финансы и кредитные отношения

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов...

Русский

2015-10-30

38.67 KB

0 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Реферат по предмету:


Управление государственными и муниципальными финансами

Тема: “ Финансовая политика в рыночной экономике. Государственные финансы”

Выполнил:

Пономаренко Антон

студент 1 курса магистерской программы,

очной формы обучения,

группа ГУЭР ОМ 14-4

Москва-2015

Оглавление

1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 2

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства 2

1.2 Организация финансовой политики государства 4

1.3 Принципы финансовой политики государства 6

2. Государственные и муниципальные финансы 8

Список литературы 11


1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

· бюджетная политика

· налоговая политика

· таможенная политика

· кредитно-денежная политика

· инвестиционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

· Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

· Создание адекватного финансового механизма;

· Управление финансовой деятельностью государства т других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика - это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Финансовая политика содержит следующие аспекты:

· макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;

· распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Цели финансовой политики:

· политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

· экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне

· социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Задачи финансовой политики:

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

· организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

· выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

· создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

1.2 Организация финансовой политики государства

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 -- 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

Согласно ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007)"О правительстве Российской Федерации"(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

- финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

- метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету [3], а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

- налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

- страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

1.3 Принципы финансовой политики государства

Еще одним важнейшим аспектом проблемы определения финансовой политики является формирование принципов ее осуществления. В настоящее время мы можем констатировать ситуацию существования доктринального обоснования отдельных правовых принципов, а также косвенное нормативное закрепление некоторых принципов бюджетной, налоговой, валютной, денежно-кредитной политики. Вопрос принципов финансовой политики государства был подробно рассмотрен И.В. Рукавишниковой2, которая описывает систему правовых принципов осуществления государственной финансовой политики следующим образом:

1) Принцип плановости финансовой политики предполагает, что финансовая политика должна находить отражение в специальном правовом документе, принимаемом на высшем государственном уровне. Таким документом может выступить концепция финансовой политики государства. В концепции финансовой политики должна быть сформулирована программа развития финансовой системы государства на определенный период. В данном случае можно согласиться с мнением исследователя Е.П. Губина о том, что именно концепция - тот документ, который соединяет политику и экономику с правом и реальной действительностью через процесс планирования3.

2) Принцип экономической целесообразности и научной обоснованности целей, задач и методов финансовой политики. Данный принцип не должен вызывать возражений, поскольку примеров непродуманной и нерациональной финансовой политики имеется большое количество. Можно привести пример из области взаимоотношений государства и лиц, работающих по трудовому договору в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

3) Принцип системной взаимосвязи финансовой политики с иными направлениями социально-экономической политики, в частности, с инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной. Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

4) Принцип справедливости финансовой политики предполагает соблюдение приоритетных интересов при разработке и реализации основных направлений финансовой политики, в частности, должен быть объявлен приоритет общих интересов над частными, общегосударственных над узкокорпоративными.

5) Принцип эффективности финансовой политики предусматривает нацеленность на конкретный результат, измеримость показателей финансовой политики, своевременное введение корректирующих мероприятий, степень реализации целей и задач, а также осуществление системного контроля за деятельностью органов и организаций, реализующих финансовую политику.

6) Принцип федерализма финансовой политики. Данный принцип может быть раскрыт через самостоятельность субъектов РФ в осуществлении единой и согласованной финансовой политики на территории Российской Федерации.

7) Принцип гласности финансовой политики предполагает информационную открытость в осуществлении всех мероприятий, предусмотренных концепцией финансовой политики, включая процедуры контроля за ее результатами.

8) Принцип соблюдения финансовой безопасности государства призван оградить общество от проведения нерациональной, антидемократической финансовой политики.

9) Принцип международной интеграции финансовой политики. В условиях глобализации экономики этот принцип вскоре займет лидирующие позиции, но вместе с тем должен быть уравновешен предыдущим принципом4.

2. Государственные и муниципальные финансы

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, т.е. централизованные финансы. Основой финансовой системы любого государства являются государственные и муниципальные финансы. Государственные и муниципальные финансы - совокупность денежных отношений, возникающих в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и другими экономическими субъектами, в процессе которых происходит формирование и использования централизованных денежных фондов для финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования. От эффективного функционирования государственных финансов зависит поступательное развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, стабильность и достаточность системы социальной защиты и социального обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства как суверенного заемщика. Государственные и муниципальные финансы характеризуется большим многообразием видов бюджетно-финансовых отношений со всеми звеньями финансов, которые постоянно усложняются под воздействием процессов реформирования сектора общественных услуг, глобализации финансовых рынков, усиления стабилизирующей роли государства в экономике. В составе сферы государственных и муниципальных финансов можно выделить следующие организационные формы бюджетов:

• Федеральный бюджет.

• Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты).

• Местные бюджеты.

В Российской Федерации государственные финансы выступают одной из наиболее динамично развивающихся сфер финансовой системы. Особую актуальность приобретают вопросы поиска эффективных форм и методов использования фондов денежных средств государства, способствующих модернизации экономики и выводу ее на принципиально иной уровень развития. Они охватывают часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций. Государственные финансы включают в себя федеральные финансы и финансы субъектов федерации. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, т.к. местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. В целом же, говоря о государственных и муниципальных финансах, т.е. о централизованных финансах, подразумевают три их уровня: федеральные финансы, региональные финансы и местные финансы. Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве источников их доходов и взаимодействии для достижения сбалансированности доходов с расходами. Финансы каждого уровня включают в себя бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий соответствующего уровня подчинения. В структуре централизованных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального и местного. Эти взаимосвязи обусловлены недостаточностью территориальных бюджетов для финансового обеспечения функций, осуществляемых субъектами РФ на местах и местными органами власти. Межбюджетные отношения носят односторонний характер – от федерального к региональному, и от регионального к местному. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев региональные и местные бюджеты не имеют достаточных источников доходов, среди которых главный составляют налоги. Поэтому для достижения определенной сбалансированности бюджетов различных уровней государство прибегает к таким финансовым инструментам, как субвенции (денежное пособие, выделяемое центральными органами на целевое финансирование определенного мероприятия, при нарушении целевого использования субвенция подлежит возврату), дотации, субсидии (долевое участие) и т.д. Финансовые отношения центральной и территориальных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма. Он означает финансовое само обеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов, с тем чтобы на местах стремились к развитию своего производства и услуг, торговли, кредитной сферы и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица – налога, на доходы. Основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства, является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты – с другой. Другой важный элемент в системе государственных и муниципальных финансов – государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, средства которых идут на социальную защиту граждан и развитие экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы, обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счет целевых обязательных отчислений. В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. В соответствии с Указом Президента, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов, в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы все государственные целевые бюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ, государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ. Специфическим элементом централизованных финансов выступает государственный кредит. Потребность в дополнительных средствах возникает в связи с недостатком средств в бюджете и образованием бюджетного дефицита. Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы, он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней. Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита – выпуск государственных, региональных и муниципальных ценных бумаг. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. В условиях реформирования российской экономики, информация о состоянии государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов стала открытой, размеры бюджетного дефицита регламентируются законодательно. Это позволяет планировать и реализовывать на практике меры по устранению дефицитов, покрывать их за счет внутренних и внешних займов, выпуска государственных ценных бумаг, а не только за счет эмиссии денег.

Интернет  источник

 Center-EF

Список литературы

  1.  Рукавишникова И.В. Финансовая политика государства как категория финансового права// СПС «КонсультантПлюс».
  2.  Плотницкий М.И. Финансы и кредит. Минск: Мисанта, 2005.
  3.  Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Проспект, 2004.
  4.  Боровков В.А., Мурашов С.В. Финансы и кредит. Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2006.
  5.  Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы. М.: Экономистъ, 2007.
  6.  Романовский М.В., Врублевская О.В  Финансы, денежное обращение и кредит, 2010.
  7.  Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. М: ИНФРА-М 2003

2 Рукавишникова И.В. Финансовая политика государства как категория финансового права// СПС «КонсультантПлюс».

3 Цит. по: Рукавишникова И.В. Указ. соч.

4 Рукавишникова И.В. Указ. соч.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44065. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 629 KB
  Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Оценка имущественного положения предприятия Оценка ликвидности и платежеспособности вероятности банкротства предприятия Анализ деловой активности и рентабельности предприятия ООО Компания Альянс.
44066. Реалізація засобів моделювання обєкту для MMOPRG засобами Javascript 4.04 MB
  JavaScript - об'єктно-орієнтована скрипкова мова програмування. Являється діалектом мови ECMAScript. JavaScript частіше за все використовується в браузерах як мова сценаріїв для надання інтерактивності веб сторінкам. Тобто за допомогою JavaScript можливо міняти сторінку після того як вона повністю завантажилась у браузер.
44068. Североуральское месторождение бокситов не является исключением ОАО «Севуралбокситруда» 502.5 KB
  Североуральское месторождение бокситов не является исключением ОАО «Севуралбокситруда» - основной поставщик боксита для уральских алюминиевых заводов. В связи с этим развитие ОАО «Севуралбокситруда» придается исключительное знание. Поэтому главным в работе управления «Шахтострой» должно быть максимальное применение высокоиндустриальных и экономических методов строительства, использование новейших достижений науки и техники, применение прогрессивных строительных материалов.
44069. Прокурорский надзор как юридическая гарантия охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина 111.5 KB
  Рассмотрение и разрешение заявлений жалоб и иных обращений граждан юридических и должностных лиц является неотъемлемой и весьма значимой частью многофункциональной деятельности российской прокуратуры. Несмотря на значительное сокращение полномочий прокуратуры особенно в сфере надзора произошедшее в результате изменений процессуального законодательства поток обращений граждан в эти органы имеет постоянную тенденцию роста. Одним из объяснений такого положения может служить в целом повышение социальной и политической активности граждан их...
44070. Экспериментальное исследование педагогического общения 4.68 MB
  Это осознанная и неосознанная вербальная связь передача и приеминформации что наблюдается повсюду и всегда. Именно им определены основные коммуникативные как бы назвали это сейчас задачи говорящего: что сказать где сказать и как сказать. На основании соблюдения оратором трех задач что где как сказать Цицерон определял и тип оратора лучшим воплощением которого был тот чья речь будет уместной. Достаточно сказать что только в США этой проблемой занимаются несколько десятков тысяч научных...
44071. Технологическое проектирование производственных подразделений современных автотранспортных предприятий (АТП) 383 KB
  Характеристика объекта проектирования Характеристика подвижного состава Наименование характеристик Марка а м Марка а м Грузоподъемность кг Снаряженная масса кг Габаритные размеры мм Двигатель Мощность кВт л.13 Марка автомобиля Урал 63685 Зил130 Списочное количество 16...
44072. Професійна підготовка спеціаліста верстки і дизайну 281 KB
  Головним завданням учня при роботі над дипломною роботою є: мобілізація своїх професійних знань та навичок з питань обробки текстової та графічної інформації для вирішення технічної задачі набору та верстки матеріалу у відповідних програмах при цьому витримати технологічну послідовність виконання операцій набору та верстки; підібрати техніку та технології що відповідають сучасним вимогам поліграфічних підприємств; здійснити економічні розрахунки;визначати матеріальні затрати;чітко дотримуватися правил з охорони праці. Необхідна...
44073. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Психологическая характеристика цветов 222.5 KB
  При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.