9827

Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите

Реферат

История и СИД

Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. человек (в...

Русский

2013-03-17

24.06 KB

55 чел.

Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите.

На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. человек (в 1913 г. - более 160 млн.), причем 90 % из них жили в сельской местности. Население России отличалось чрезвычайной пестротой этнического (более ста наций и народностей) и религиозного состава.

Особенностью социальной структуры Российской империи являлся традиционный для России сословный строй, в рамках которого шел процесс «переплавки» дворянства, духовенства, купечества, крестьянства, казачества, мещанства в классы и социальные слои, характерные для нового времени: буржуазию, пролетариат, крестьянство, средние городские слои, интеллигенцию. Особенно быстро росла численность пролетариата. К концу XIX века индустриальный и транспортный пролетариат насчитывал 2,5 млн. человек, а к 1913 году 4 млн., в то же время торгово-промышленная элита российского общества составляла в начале XX века 5 тыс. человек.

Россия была страной резких социокультурных и социально-экономических контрастов. В то время как на одно помещичье хозяйство приходилось в среднем по 2300 десятин земли, на один крестьянский двор - только 7 десятин. Вклад страны в мировую культуру был огромен! а 80% ее населения в конце XIX в. не знало грамоты. Качество быта и условий труда русских рабочих значительно уступали зарубежным аналогам, а средний заработок российского рабочего был в 4 раза ниже, чем, например, в США. В уровне развития Европейркой и Азиатской России существовала колоссальная разница, причем на долю Азиатской России приходилось в 1913 г. чуть более четверти населения страны и 10% ее сельскохозяйственной и промышленной продукции, хотя по площади она превосходила европейскую в 4 раза.

В экономическом развитии России в конце XIX - начале XX века наблюдались противоречивые тенденцией. Среднегодовой прирост валового национального продукта был весьма высок, составляя 3,4 % против 2,7 % в странах Западной Европы. Россия замыкала пятерку наиболее развитых промышленных держав мира по выпуску валовой продукции. Однако по производству продукции на душу населения страна находилась между Италией и Испанией, уступая в этом показателе даже Австро-Венгрии и Скандинавии.

Особую роль в развитии' российской экономики указанного периода играло само государство. Если в других европейских странах промышленность развивалась естественным путем и независимо от государства, то в России со времен Петра она находилась полностью под контролем государства и развивалась неравномерно, в зависимости .от стратегических задач правительства. На рубеже Х1Х-ХХ веков на мировой арене развернулось соперничество держав за геополитическое влияние. Эта задача требовала от российского самодержавия проведения индустриальной модернизации, то есть усовершенствования крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъема экономики, определяющих конкурентоспособность государства. Данная задача вызвала потребность в создании сети железных дорог и финансировании тяжелой промышленности. В результате за период 1890-1900 гг. было построено и введено в эксплуатацию 22 тысячи км железных дорог, то есть почти половина их общей протяженности, отстроенной за 1861-1900 гг., что дало импульс развитию экономики и стало движущей силой индустриализации.

В конце XIX века выявились и главные препятствия на пути индустриализации России - слабость и неустойчивость внутреннего рынка из-за крайне низкой покупательной способности народных масс и нестабильность финансового рынка и банковской системы, исключавшие возможность серьезных капиталовложений,,

Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства. Она приняла конкретные формы в виде реформ Рейтерна, Бунге и Вышнеградского, но только при Витте началось проведение последовательной экономической программы развития промышленности, включавшей жесткую налоговую систему, строгий протекционизм, финансовую реформу, обращение к иностранному капиталу, позволившей, ликвидировать ряд препятствий на пути индустриальной модернизации страны. В результате за период 1892-1904 гг. сеть железных дорог удвоилась. Развивалась металлургическая промышленность с высокой концентрацией производства (1/3 промышленных рабочих были заняты на 2 % предприятий). Производство чугуна, проката и стали утроилось, добыча нефти увеличилась в пять раз, Бакинский район давал половину мировой добычи нефти. ГОднако активному развитию производительных сил мешало существование устарелых общественных институтов. Следует учитывать и еще одно противоречие, порожденное двойственностью социально-экономической структуры: становление промышленного капитализма в нескольких передовых отраслях и в ограниченном числе регионов и существование в деревне архаичных структур, которые в значительной степени можно охарактеризовать как феодальные. Дальнейшему развитию страны мешал низкий уровень промышленного потребления сельского населения и неразвитый потребительский рынок в городе! Развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком.

Одним из аспектов индустриализации являлся рабочий вопрос, связанный с организацией и условиями труда. Русский пролетариат подвергался особо жестокой эксплуатации. Рабочий день трудящихся длился 12-14 часов, из нищенской заработной платы удерживалась подчас треть в счет различных штрафов. На работе часто случались несчастные случаи,! например, за 1904 г. только среди железнодорожников насчитывалось 50 погибших и 5500 тяжело раненых. Условия жизни рабочих граничили с антисанитарией. В частности, на Украине рабочие жили в землянках, в крупных городах - в бараках, казармах, в основном на окраинах городских трущоб. В 1882 г. министр финансов Бунге попытался ввести зачатки трудового законодательства: ограничил рабочий день для подростков моложе 15 лет, запретил труд детей моложе 12 лет, создал службу фабричных инспекторов. В 1884-1886 гг. были провозглашены запрет на использование труда женщин и детей в ночное время, введено правило, по которому суммы, взимаемые в виде<штрафов, должны были идти на улучшение условий труда. Закон 14 июня 1997 г. ограничил рабочий день 11,5 часами, обязал соблюдать режим выходного воскресного дня, однако он плохо выполнялся, как и предыдущие. Только в ходе революции 1905-1907 гг. были приняты законы, согласно которым рабочий день сократился в разных отраслях производства до 8-10 часов, уровень заработной ' платы был увеличен на-12-14 %, рабочие получили право на организацию стачек и профсоюзов, возможность участвовать в политической жизни государства через систему многоступенчатых выборов.

Одним из основных противоречий развития экономики страны стал колоссальный разрыв между сельским хозяйством с его архаичным способом производства и промышленностью, опирающейся на передовую технологию. К началу XX * века треть крестьян в деревне составляли излишек населения. Треть крестьянских дворов была безлошадной, а еще треть имели одну лошадь. Урожаи зерновых, получаемые крестьянами, были самыми низкими в Европе (5-6 центнеров с гектара). Община сдерживала самостоятельное развитие крестьянского хозяйства, определяя сроки посева и виды посевных культур, перераспределяя земли, задерживала процесс расслоения крестьянства, способствовала сохранению феодального экономического мышления. Сельское хозяйство, прежде всего земледелие, было основным источником дохода для % населения России и давало в 1913 г. чуть больше половины национального дохода, а на долю промышленности приходилось 27 % дохода. По валовым сборам пяти важнейших зерновых культур Россия занимала второе в мире место после США. Но в аграрном секторе российской экономики преобладали экстенсивные методы хозяйствования, крестьянство страдало от малоземелья, а резервная армия труда в деревне достигла почти 30 млн. человек.

Аграрный вопрос требовал незамедлительного государственного реформирования. В 1901 г. был издан закон, разрешающий частным лицам покупать, а дворянам арендовать казенные земли за Уралом и в Сибири. В 1903 г. отменена круговая порука и облегчен выход крестьян из общины. 3 ноября 1905 г. отменяются выкупные платежи. С 1906 года начала проводиться в жизнь столыпинская аграрная реформа, основные положения которой были сформулированы еще. С.Ю.Витте. Согласно указу 9 ноября 1906 г. отменялся закон о неприкосновенности общины. Общины, в которых на протяжении 24 лет не осуществлялся передел земли, считались недействительными. В соответствии с этим постановлением с 10 ноября 193 тыс. крестьянских семей Стали земельными собственниками. Была установлена частная личная собственность на землю, в том числе и для женщин. Крестьянин мог владеть единым участком земли: либо отрубом (проживая в селе), либо хутором (за его пределами). Крестьянам предоставлялись свободные казенные земли в Европейской России и земли за Уралом, которые можно было приобретать, пользуясь услугами Крестьянского банка под 6 % годовых со сроком выплаты в 55 лет. Данный закон имел продолжение в проектах 1911-1914 гг. Результаты аграрной реформы были противоречивыми. По ее итогам, 1/5 крестьян вышли из общины (около 2,5 млн. человек) и стали самостоятельными. Собственниками земли стали 8 % тружеников. Однако свободные крестьянские землевладения составили только 15 % обрабатываемой земли. Лишь 1,2 млн. крестьян стали собственниками хуторских и отрубных владений. Всего в руки крестьян перешло 9,5 млн. гектар земли. 3,5 млн. крестьян уехали осваивать земли в Сибирь и за Урал, где было распахано 30 млн. десятин земли, а вернулись из них только 1 млн. Вывоз хлеба за период 1909-1913 гг. увеличился в два раза, причем доля товарного зерна, производимого крестьянством, составляла 30 %. Несмотря на позитивные результаты, реформа не ликвидировала полностью земельный голод и социальную напряженность в российской деревне, не превратила все сельское население в потребителей промышленных товаров, прежде всего техники.

Процесс последовательной индустриализации страны предполагает наличие широкого слоя образованных людей. С целью увеличения грамотности населения начала проводиться школьная реформа, утвержденная законом от 3 мая 1908 г. Она предполагала введение обязательного бесплатного начального обучения для. детей 8-12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования был увеличен втрое, открылось 50 тыс. новых школ. В 1914 г. в стране насчитывалось 150 тыс. школ, тогда как требовалось 300 тыс. Для реализации плана всеобщего начального обучения детей такими темпами, как в 1908-1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.

Качественные и количественные результаты индустриальной модернизации в России к 1913 г. были различны. Благодаря массовому экспорту продовольственных товаров государственный бюджет в предвоенный период был уравновешенным. За 1908-1913 гг. промышленное производство возросло на 54 %, общее количество рабочих увеличилось на 31 %. Все отрасли промышленности, особенно производство стали, электроэнергии, сельскохозяйственных машин, добыча нефти, металлургия, находились на подъеме. Картели, тресты и концерны монополизировали большую часть производства и распределения в самых современных отраслях экономики. В 1913 г. более половины банковских сделок производилось через посредство шести крупнейших деловых и депозитных банков России, находившихся в Санкт-Петербурге. Более 70 % новых капиталовложений были сделаны отечественными фондами. Однако при этом уровень промышленного производства в России оставался в 2 раза меньшим, чем во Франции, в 6 раз меньшим, чем в Германии, в 14 раз - по сравнению с Америкой. На основе данных показателей ряд. историков делают вывод, что в период 1905-1913 гг. в России возник класс предпринимателей и рынок частного спроса способный и в городе, и в деревне заменить собой государственное стимулирование во всех отраслях экономики. Другая группа историков утверждает, что в сельском хозяйстве предвоенное т десятилетие было более благоприятным для сельских общин (выкупили 6 млн. гектар земли), чем для крестьян-предпринимателей (выкупили 3,4 млн. гектар); в промышленности вместе с окончанием кризиса и возобновлением производства увеличился спрос в основном на металлические заготовки, что более отвечало правительственной программе перевооружения, нежели нуждам частного предпринимательства; часть российской буржуазии паразитировала на государственной деятельности, часть заботилась о прибыли, видя в ней средство «послужить стране», утвердить русское могущество.

В начале XX века процесс модернизации страны, сделавший большие успехи в XIX веке, требовал нового, притом резкого ускорения либо за счет крупномасштабных реформаторских инициатив государственной власти, либо за счет радикальных преобразований революционного характера. Аграрный", рабочий, национальный, студенческий и другие вопросы российской жизни требовали безотлагательного решения, а не туманных обещаний со стороны властей. Необходимо было реформировать и политическую систему, поскольку самодержавно-полицейский режим вызывал протест и возмущение со стороны не только интеллигенции, но и значительной части имущих слоев населения, политизированных рабочих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26077. Отчетность крестьянских (фермерских) хозяйств и других предприятиях малого бизнеса 39 KB
  При составлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Законом РФ О бухгалтерском учете и отчетности и постановлением Минфина РФ от 07. Бухгалтерская отчетность малого предприятия Закон № 209ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.2003 № 67н О формах бухгалтерской отчетности организаций далее Приказ № 67н. Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129ФЗ бухгалтерская отчетность организаций имеющих статус субъектов малого...
26078. Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств 39 KB
  Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации которое должно соответствовать степени износа основных фондов. Норма амортизации – это установленный размер амортизационных отчислений за определенный период времени по конкретному виду основных средств выраженных как правило в процентах к балансовой стоимости. Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств находящиеся в организации на праве собственности хозяйственного ведения оперативного управления.
26079. Бюджетная система РФ‚ её структура и принципы функционирования 35.5 KB
  Согласно БК РФ все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему которая называется бюджетной системой которая состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень местные бюджеты ст. Правовая форма бюджетов всех уровней описывается в статье 11. Бюджет субъекта Российской Федерации и...
26080. Оформление результатов аудиторской проверки 49 KB
  В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью однако без включения малосущественных деталей аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе о ее основных направлениях и о том какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке а какие выборочной. Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством выявление хищений...
26081. Горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ баланса 28 KB
  Изменение удельного веса отдельных статей позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия. Анализ динамики валюты баланса структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов необходимых как для осуществления текущей финансовохозяйственной деятельности так и для принятия управленческих решений на перспективу. Исследование изменения структуры активов организации позволяет получить важную информацию. Так увеличение доли оборотных средств в имуществе может...
26082. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в аграрном секторе 33 KB
  Малые формы хозяйствования на селе без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способны успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу отстаивать свои экономические политические и социальные интересы поэтому формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе является одним из ключевых моментов в решении задач агропродовольственной политики. Главным принципом государственной поддержки малых форм хозяйствования является создание экономических и правовых...
26083. Государственное регулирование экономики: необходимость, сущность, объекты, цели, методы 31 KB
  Особая роль государства в развитии аграрной сферы объективно обусловлена рядом причин. Таким образом активная аграрная политика государства является необходимым условием нормального развития сельского хозяйства в любой стране. Из этой главной двуединой задачи государства в области сельского хозяйства вытекает целый ряд более конкретных задач которые также носят долговременный стратегический характер: содействие научнотехническому прогрессу и росту эффективности производства в сельском хозяйстве; поддержание эквивалентности в...
26084. Органы управления финансами в Российской Федерации 64.5 KB
  Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении другие финансовые и связанные с ними законодательные акты правительственные программы могут обладая правом законодательной инициативы вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет...
26085. Структура государственных органов управления финансами в РФ 47 KB
  Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На Министерство финансов возложены следующие задачи: 1 разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 2 составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3 осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4 обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка Основными...