98285

Сущность переходной экономики

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Во-вторых для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР.

Русский

2015-10-30

17.48 KB

1 чел.

Сущность переходной экономики.

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Однако они, как правило, заканчивались совершенствованием существующей административно-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуации не происходило. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными недостатками. Во-первых, ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные механизмы в форме перераспределения материальных и финансовых средств включались лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике приближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморегулирования не работали из-за формального существования товарно-денежных отношений и централизованного, директивного планирования. Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, проявивший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. Результатом централизованного тотального планирования, подавлявшего хозяйственную инициативу, стало то, что страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это и обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики. Причем требовался новый, качественно иной подход к реформированию экономики, затрагивающий саму основу существующей административно-командной системы. В самом деле, если страна располагает значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом и не имеет положительных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности самой экономической системы создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономических отношений. Это закон изменения любой системы.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, проявивший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. Результатом централизованного тотального планирования, подавлявшего хозяйственную инициативу, стало то, что страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это и обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики. Причем требовался новый, качественно иной подход к реформированию экономики, затрагивающий саму основу существующей административно-командной системы. В самом деле, если страна располагает значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом и не имеет положительных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности самой экономической системы создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономических отношений. Это закон изменения любой системы.

Отсюда следует, что переход от неэффективной административно-командной системы к эффективной может основываться на изменении всей совокупности экономических отношений прежней системы, а также механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного регулирования. Следовательно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.

Становление рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему, которая по своей природе отторгала нормальные рыночные отношения. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отношения собственности и изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформа- ции и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в экономике будет постепенно происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается. Те изменения, которые происходят в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, что было характерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики. Изменения, происходящие в переходной экономике, обусловливают и характерные для нее черты. Во-первых, для переходной экономики свойственны изменчивость, нестабильность. Эти черты носят "безвозвратный" характер, ибо они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место другой экономической системе.

Следовательно, в переходной экономике неустойчивость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы в итоге обеспечить постепенный переход к другой экономической системе. Неустойчивость и нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, неповторимость, а с другой — рост неопределенности результатов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы. Эта вариантность итогов развития (в определенных границах, конечно) обусловлена как спецификой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояния, так и многообразием факторов, влияющих на процесс развития.

Кроме того, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм. Таковой, например, сегодня является акционерная форма собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акционерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социализма и рыночной экономики. Эта "нечистота" (переходность) эко- номических форм прежде всего свидетельствует о степени развитости или зрелости переходной экономики. По мере наполнения этих переходных форм новым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет соответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий.

Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. противоречия нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами отношений. Изменения, происходящие в переходной экономике, в конечном итоге ведут к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-де- нежных отношений да и способность общества к рыночным изменениям обусловливают специфику протекания переходных процессов в экономике.

Если, например, в Польше в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было занято в частном секторе, то в СССР начальные элементы рыночной экономики стали возникать лишь в конце 80-х гг. в связи с принятием Закона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Из этого следует, что общие для переходной экономики закономерности в различных условиях проявляются по-разному. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Особенности функционирования переходной экономики. Специфика переходной экономики как "смешанной", структура которой представлена единством элементов рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений. Второй особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависят правильность выбора направлений и путей развития и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24366. Роль науки в современном образовании и формировании личности 32.5 KB
  Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки подготовка его к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Образование – необходимая ступень социализации личности. Образование подразумевает не только процесс передачи знания но и процесс окультурования личности самого учащихся.
24367. Основные функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила) 59 KB
  Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Результативная функция науки осуществляется из систему образования воспитания обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и эпосу науки. Функций у науки много и с ее развитием их становится все больше и больше.
24368. Возникновение науки. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей 104 KB
  Такой например характер имели геометрические знания древних египтян. Однако по мере развития практики наряду с отмеченными способами познания формируется новый способ построения знания. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики а заимствуются из ранее сложившихся систем знаний языка и применяются в качестве строительного материала при формировании нового знания. Таким образом в науке наряду с эмпирическими правилами и зависимостями которые знала и преднаука формируется особый тип знания теория...
24369. Античный этап развития науки: логика и математика 104 KB
  Первые европейские ученые и философы любители мудрости Фалес Анакасимен Анаксимандр Гераклит опираясь на факты и логику впервые мыслили вещи не фантастически а стремились к естественнонаучном безличному целостному описанию природы космоса мира. Осуществляя многочисленные наблюдения за поведением планет Солнца природных и общественных явлений используя также и мифологически воззрения от них полностью устраниться не удалось они пытались найти как общие законы изменения и устройства мира так и частные его характеристики....
24370. Наука средневековья. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого 114 KB
  Начало мира это сам Бог. В результате христианское учение постепенно стало приобретать форму рациональной теологии где определенное место отводилось вопросам познания устройства мира. Предельность конечность мира в пространстве включала геоцентризм Аристотеля и Птоломея и оттеняла космическую функцию Христа. Он как бы замещал исследование причинноследственных связей превращался в важнейший способ восприятия мира и выражения опыта развивал мышление позволяя превращать истины веры в зрительные образы.
24371. Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) 127 KB
  это время становления новой современной науки. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки уже Коперник и Кеплер свою гелиоцентрическую картину мира обосновывают с помощью математического расчета. Давление воды на лопатку движение деталей насоса кузнечного молота шелкопрядильной машины включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий ставших основой механической картины мира классического идеала науки.
24372. Формирование и соотношение естественных, технических и социально-гуманитарных наук: сходство и различия 106 KB
  Лпркшпрожю Развитие технических наук стимулирует развитие естествознания их взаимосвязь не прервалась и после выделения технической науки в отдельную область знания. В то же время существует большой разрыв между действительным применением результатов технической науки на практике и занятием самой этой наукой. С методологической точки зрения исследование в технической науке не сильно отличается от естественнонаучного исследования. Таким образом в научнотехнических дисциплинах необходимо четко различать исследования включенные в инженерную...
24373. Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания 55 KB
  Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия узнавание сравнение измерение описание образуют эмпирические факты эмпирические объекты эмпирическую информацию. Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а факты в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы и б факты созданные человеком например экономика экономические отношения. Эмпирические факты обладают большей степенью общности чем единичные данные но меньшей чем...
24374. Сущность и структура теоретического знания 52.5 KB
  Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...