98285

Сущность переходной экономики

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Во-вторых для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР.

Русский

2015-10-30

17.48 KB

1 чел.

Сущность переходной экономики.

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Однако они, как правило, заканчивались совершенствованием существующей административно-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуации не происходило. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными недостатками. Во-первых, ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные механизмы в форме перераспределения материальных и финансовых средств включались лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике приближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморегулирования не работали из-за формального существования товарно-денежных отношений и централизованного, директивного планирования. Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, проявивший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. Результатом централизованного тотального планирования, подавлявшего хозяйственную инициативу, стало то, что страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это и обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики. Причем требовался новый, качественно иной подход к реформированию экономики, затрагивающий саму основу существующей административно-командной системы. В самом деле, если страна располагает значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом и не имеет положительных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности самой экономической системы создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономических отношений. Это закон изменения любой системы.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, проявивший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. Результатом централизованного тотального планирования, подавлявшего хозяйственную инициативу, стало то, что страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это и обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики. Причем требовался новый, качественно иной подход к реформированию экономики, затрагивающий саму основу существующей административно-командной системы. В самом деле, если страна располагает значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом и не имеет положительных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности самой экономической системы создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономических отношений. Это закон изменения любой системы.

Отсюда следует, что переход от неэффективной административно-командной системы к эффективной может основываться на изменении всей совокупности экономических отношений прежней системы, а также механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного регулирования и косвенного рыночного регулирования. Следовательно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.

Становление рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему, которая по своей природе отторгала нормальные рыночные отношения. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отношения собственности и изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформа- ции и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в экономике будет постепенно происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается. Те изменения, которые происходят в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, что было характерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики. Изменения, происходящие в переходной экономике, обусловливают и характерные для нее черты. Во-первых, для переходной экономики свойственны изменчивость, нестабильность. Эти черты носят "безвозвратный" характер, ибо они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место другой экономической системе.

Следовательно, в переходной экономике неустойчивость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы в итоге обеспечить постепенный переход к другой экономической системе. Неустойчивость и нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, неповторимость, а с другой — рост неопределенности результатов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы. Эта вариантность итогов развития (в определенных границах, конечно) обусловлена как спецификой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояния, так и многообразием факторов, влияющих на процесс развития.

Кроме того, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм. Таковой, например, сегодня является акционерная форма собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акционерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социализма и рыночной экономики. Эта "нечистота" (переходность) эко- номических форм прежде всего свидетельствует о степени развитости или зрелости переходной экономики. По мере наполнения этих переходных форм новым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет соответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий.

Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. противоречия нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами отношений. Изменения, происходящие в переходной экономике, в конечном итоге ведут к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-де- нежных отношений да и способность общества к рыночным изменениям обусловливают специфику протекания переходных процессов в экономике.

Если, например, в Польше в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было занято в частном секторе, то в СССР начальные элементы рыночной экономики стали возникать лишь в конце 80-х гг. в связи с принятием Закона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Из этого следует, что общие для переходной экономики закономерности в различных условиях проявляются по-разному. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Особенности функционирования переходной экономики. Специфика переходной экономики как "смешанной", структура которой представлена единством элементов рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений. Второй особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависят правильность выбора направлений и путей развития и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10098. Тактика слияний 117.12 KB
  Тактика слияний 1. Способы слияний Во многих случаях слияния проводятся по взаимному согласованию между менеджерами обеих компаний. Однако нередки ситуации когда компанияинициатор слияния в обход менеджеров компаниимишени обращается непосредственно к акцион...
10099. Слияния и экономика в целом 49.71 KB
  Слияния и экономика в целом 1. Волны слияний Слияния происходят волнами. Первая волна интенсивных слияний наступила на рубеже XIX XX вв. а вторая пришлась на 20е годы. Затем с 1967 по 1969 г. произошел еще один бум и наконец волна слияний 80х годов. Все эпизоды истори...
10100. Управление акционерным обществом. Органы управления акционерным обществом 75.62 KB
  Управление акционерным обществом Органы управления акционерным обществом Органами упря АО выступают: общее собрание акционеров высший орган управления общственный совет общества наблюдательный совет орган представл. интересы акционеров в перерывах л проведение
10101. Финансовые аспекты корпоративного управления 2.45 MB
  Финансовые аспекты корпоративного управления 1. Сущность корпоративных финансов Корпоративные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и составляют ее основу. Под термином корпоративные финансы понимается управление движением капитала в рам
10102. Характеристика ценных бумаг 86.15 KB
  Характеристика ценных бумаг Основной закон который регулирует все вопросы относящиеся к ценным бумагам является закон Украины О ценных бумагах и фондовой биржи. Ценная бумага это документ который представляет собой право собственности акций или займа обли...
10103. Японская модель корпоративного управления 75.35 KB
  Японская модель корпоративного управления Повышенный интерес во всем мире вызывает японский менеджмент. Его исследование требует принятия во внимание трех важнейших факторов определяющих и формирующих методы управления японскими фирмами. Первый фундаментальные...
10104. Японская модель управления. Традиционно культурные корни японской модели управления 374.02 KB
  Японская модель управления СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Традиционно культурные корни японской модели управления 2. Основные черты современной японской системы управления 3 Принципы японского управления 3.1 Поведение работника в организа...
10106. Микропроцессор Intel 4.06 MB
  Микропроцессор Intel Процессор Центра́льный проце́ссор CPU céntral prócessing únit исполнитель машинных инструкций часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера отвечающая за выполнение арифметических операций заданных про...